Рабочие программы по русскому языку и литературе 5-11 классы
рабочая программа (11 класс)
Рабочие программы составлены на 2020-21 учебный год в соответствии с требованиями ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
11_klass_literatura.docx | 93.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство просвещения Российской Федерации
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Слободская средняя общеобразовательная школа»
Семикаракорского района Ростовской области
УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ Слободская СОШ ______________Л.М._Быкадорова Приказ №_____ от ______________ |
Рабочая программа по предмету
«Литература»
11 класс, профильный уровень основного среднего образования
179 часов
Учитель Утракова Людмила Сергеевна
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования на профильном уровне, Примерной программы среднего (полного) образования по литературе и в соответствии с концепцией курса, представленной в программе по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы (авторы-составители:Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев). Авторы программы (Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев – 5-е изд. М., ООО «ТИД «Русское слово» - РС», 2016)
2020-2021 учебный год
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе в 11 классе (профильный уровень)
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 11 класса и реализуется на основе следующих документов:
1. Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне (утвержден приказом Минобразования РФ № 1089 от 5 марта 2004 года).
2. Федеральный базисный учебный план (утвержден приказом Минобразования России № 1312 от 9 марта 2004 года).
3. Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. Изд. 5-е . Авторы-составители: Меркин Г.С., Зинин С.А., ЧалмаевВ.А.М.:«Русское слово»,2009.
4. Авторы учебника: Зинин С.А., Чалмаев В.А. «Русская литература XX века» Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. - М.
Цель программы обучения: Овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Задачи:
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитиеэмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстовхудожественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий.
Задачи курса также следующие: сформировать у уч-ся общее представление об историко-литературном процессе и литературном процессе в 20 веке в его связи с процессом историческим, что предполагает серьезное представление об этапах и связях литературных эпох, о таких понятиях, как стиль писателя, литературная школа, роль и место литературоведения и критики в литературном процессе. Уч-ся должны интенсивно овладевать разнообразными справочными материалами из области гуманитарных наук. При этом учитывается, что «культуру эпохи нельзя замыкать в себе как нечто готовое, вполне завершенное и безвозвратно ушедшее».
Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.
Содержание курса на историко-литературной основе предполагает знакомство с вершинными произведениями родной литературы, которое дает представление о судьбах литературы и родной культуры.
Курс литературы включает обзорные и монографические темы, сочетание которых помогает представить логику развития родной литературы.Обзорные темы знакомят с особенностями конкретного времени, с литературными направлениями , литературными группами и их борьбой, поисками и свершениями Ведущий аспект курса литературы – курс литературы 20 века на историко-литературной основе с включением кратких сведений по зарубежной литературе. В центре анализа литературный процесс в 20 веке. Автор и художественное произведение. Понимание особенностей общечеловеческого и конкретно-исторического подхода к произведению искусства расширяет кругозор читателя, обращение к «вечным темам» дает возможность усилить нравственно-эстетическое воздействие курса.
Ведущий аспект курса литературы – курс литературы 20 века на историко-литературной основе с включением кратких сведений по зарубежной литературе. В центре анализа литературный процесс в 20 веке. Автор и художественное произведение. Понимание особенностей общечеловеческого и конкретно-исторического подхода к произведению искусства расширяет кругозор читателя, обращение к «вечным темам» дает возможность усилить нравственно-эстетическое воздействие курса.
Задачи курса также следующие: сформировать у уч-ся общее представление об историко-литературном процессе и литературном процессе в 20 веке в его связи с процессом историческим, что предполагает серьезное представление об этапах и связях литературных эпох, о таких понятиях, как стиль писателя, литературная школа, роль и место литературоведения и критики в литературном процессе. Уч-ся должны интенсивно овладевать разнообразными справочными материалами из области гуманитарных наук. При этом учитывается, что «культуру эпохи нельзя замыкать в себе как нечто готовое, вполне завершенное и безвозвратно ушедшее».
Место учебного предмета в учебном плане
Данная рабочая программа рассчитана на 170 чаcов , в неделю -5 часов.
Планирование охватывает материалы, представленные в учебнике под ред. Чалмаева,Зинина «Русская литература 19 века, в 2-х частях», 2017 г. издания .Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. Подготовка к ЕГЭ предполагает изменения в формах контроля. В связи с этим вводятся элементы тестирования формата ЕГЭ. Домашние работы предполагается проводить в виде развёрнутых ответов на проблемные вопросы.
Преобладающими формами текущего контроля выступают устный опрос, самостоятельные и контрольные работы, тестовые задания, сочинение (или развернутый ответ на поставленный вопрос) и работа с текстами художественной литературы (анализ) В 10 классах дидактико-технологическое оснащение включает: таблицы, раздаточный материал, материалы для итогового и промежуточного контроля, тестовые задания, лингвистические справочники и словари.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Литература – дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества
Понимание особенностей общечеловеческого и конкретно-исторического подхода к произведению искусства расширяет кругозор читателя, обращение к «вечным темам» дает возможность усилить нравственно-эстетическое воздействие курса.
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX в., этапы их творческой эволюции;
- основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; черты литературных направлений;
- основные теоретико-литературные понятия;
уметь
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
- соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; связывать литературную классику со временем написания, с современностью и с традицией; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;
- соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;
- определять род и жанр литературного произведения;
- сопоставлять литературные произведения;
- выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;
- выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
- аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
- участия в диалоге или дискуссии;
- самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.
определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры
Результаты изучения предмета «Литература» ( из новых образовательных стандартов)
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:
• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
1) в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейнохудожественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений
3. Содержание учебного предмета
Введение (1 час) Введение. Сложность и самобытность русской литературы XX века.
Литература первой половины XX -го века (1 час)
Творчество И.А. Бунина (5 ч + 2 р.р.)
И. А. Бунин. Обзор жизни и творчества. Мотивы и образы бунинской лирики. Раздумья Бунина о судьбах России в рассказах «Деревня», «Антоновские яблоки». «Господин из Сан-Франциско». Тема «закатной» цивилизации и образ «нового человека со старым сердцем». Рассказы Бунина о любви. «Темные аллеи», «Чистый понедельник». Тема России, ее духовных тайн и нерушимых ценностей.
Сочинение (письменная работа) по творчеству И. Бунина
Опорные понятия: лирическая проза, приемы словесной живописи.
Внутрипредметныесвязи:И.А. Бунин и М. Горький; Л.Н. Толстой о творчестве И.А. Бунина; влияние реализма И.С. Тургенева и А.П. Чехова на бунинскую прозу.
Межпредметныесвязи:«лирические» пейзажи М.В. Нестерова; романсы С.В. Рахманинова на стихи И.А. Бунина.
Для самостоятельного чтения: повесть «Суходол», рассказы «Косцы», «Книга», «Чаша жизни».
Творчество М.Горького 7 ч + 2 р.р.
М. Горький .Путь в литературу. Романтизм Горького. «Старуха Изергиль», «Макар Чудра». Воспевание красоты и духовной мощи свободного человека. «Босяцкий цикл , или Страна философов» . Протест героя-одиночки против «бескрылого существования», «пустыря в душе». Тема раскрепощенной души в повести «Фома Гордеев». Пьеса «На дне». Жизнь обитателей ночлежки. Отношение автора к ним. Спор о правде и мечте в драме М. Горького. Лука и Сатин – выразители идей автора.
Р/р Классное сочинение. Ответ на проблемный вопрос по творчеству М.Горького
Опорные понятия: романтизированная проза; принцип полилога и полифонии в драме.
Внутрипредметные связи: традиции романтизма в раннем творчестве М. Горького; М. Горький и писатели объединения «Среды»; И. Анненский о драматургии М. Горького («Книги отражений»).
Межпредметные связи: М. Горький и МХТ; сценические интерпретации пьесы «На дне».
Для самостоятельного чтения: рассказы «Мальва», «Проводник», «Бывшие люди», «Ледоход».
Творчество А.И.Куприна 4 ч +1 р.р
А.И. Куприн . Жизненный и творческий путь. Повесть «Олеся». Внутренняя цельность и красота «природного» человека. «Гранатовый браслет». Нравственно-философский смысл истории о «невозможной» любви. Повесть «Поединок». Мир армейских отношений как отражение духовного кризиса русского общества. Порядки в армии: взаимоотношения офицеров и солдат. Социальные и нравственные проблемы повести.
Р/р Подготовка к домашнему сочинению по творчеству А.И.Куприна.
Опорные понятия: очерковая проза; символическая деталь.
Для самостоятельного чтения: повесть «Молох», рассказы «Allez!», «Гамбринус», «Штабс-капитан Рыбников».
Творчество Л.Андреева 3 ч + 1 р.р.
Своеобразие творческого метода Л.Н. Андреева. Нравственно-философская проблематика рассказа «иуда Искариот». Проблема веры и безверия в рассказе «Жизнь Василия Фивейского»
Сочинение по творчеству Л. Андреева
Опорные понятия: неореализм; евангельский мотив.
Внутрипредметные связи: М. Горький и А.А. Блок о творчестве Л.Н. Андреева.
Межпредметныесвязи: творческие связи Л.Н. Андреева и И.Е. Репина; рисунки Л.Н. Андреева.
Для самостоятельного чтения: рассказы «Вор», «Первый гонорар», «Ангелочек», «Стена».
Русская поэзия конца XIX – начала XX века. Серебряный век
Серебряный век русской поэзии (обзор). Предшественники символизма. Истоки русского символизма. Поэтические индивидуальности «серебряного века». Валерий Брюсов- идеолог русского символизма. Гуманистические тревоги и надежды встиха Брюсова. К. Бальмонт. «Солнечность» поэзии Бальмонта, ее созвучность романтическим настроениям эпохи. Образно-стилевое богатство лирики К.Д. Бальмонта. Истоки русского акмеизма. Утверждение красоты земной жизни. Переход от символизма к акмеизму. Своеобразие поэтического творчества Анненского И.Ф.И.
Письменная работа по лирике поэтов–символистов.
Резерв
Опорные понятия: циклизация лирики, реминисценция, аллюзия.
Творчество А.А. Блока 7ч +2р.р
А. А. Блок. Жизненные и творческие искания А.Блока. Романтический мир раннего Блока в «Стихах о Прекрасной Даме». Тема «страшного мира» в лирике А. Блока. Образ художника и тема «вочеловечивания» поэтического дара в лирике А. Блока. Стихи о России . Тема родины в поэзии Блока. «На поле Куликовом» - трагическое предупреждение. Поэма А.Блока «Двенадцать». Книга бесстрашной искренности перед лицом бури. Противопоставление двух миров в поэме. Смысл символов. Символика поэмы и проблема финала. Образ Христа и христианские мотивы в поэме.
Р.Р. Обобщение и подготовка к сочинению по поэме А.Блока «Двенадцать».
Межпредметныесвязи:лирика А. Блока и живопись М. Врубеля; Блок и Ю. Анненков — первый иллюстратор поэмы «Двенадцать».
Для самостоятельного чтения:стихотворения «Девушка пела в церковном хоре...», «Фабрика», «Коршун», цикл «Кармен», поэма «Соловьиный сад».
Предолевшие символизм. 2ч
Кризис символизма и новые направления в русской поэзии. Акмеизм. Футуризм. Манифесты футуризма, В. Хлебников. И. Северянин. Национальная взволнованность и ироничность поэзии, оригинальность словотворчества
Поэзия Н.С. Гумилёва 3 ч+ 1р.р
Н. С. Гумилев. Поэзия и судьба Гумилева. Романтический герой раннего творчества. Тема истории и судьбы, творчества и творца в поздней лирике Н.С.Гумилева.
Письменная работа по творчеству Гумилева
Творчество А.А. Ахматовой 4 ч+ 2р.р
А. А. Ахматова . Жизненный и творческий путь. Психологическая глубина и яркость любовной лирики. «Темен жребий русского поэта». Тема творчества и размышления о месте художника в «большой» истории. Поэма А.Ахматовой «Реквием». Тема исторической памяти в поэме.
Р.Р.Письменная работа по творчеству А. Ахматовой.
Опорные понятия: исповедальность лирического произведения; микроцикл.
Внутрипредметные связи: А. Ахматова и Н. Гумилев; творческий диалог А. Ахматовой и М. Цветаевой; стихи А. Ахматовой об А.С. Пушкине.
Межпредметные связи: образ А. Ахматовой в живописи (К. Петров-Водкин, Ю. Анненков, А. Модильяни, Н. Альтман и др.); «Реквием» А. Ахматовой и Requiem В.А. Моцарта.
Для самостоятельного чтения:«Сероглазый король», «Приморский сонет», «Поэма без героя».
Творчество М.И Цветаевой 3 ч+1 р.р.
М. И. Цветаева. Судьба и творчество. Уникальность поэтического голоса. Поэзия М. Цветаевой как лирический дневник эпохи. Тема Родины и Дома в поэзии Цветаевой. Поэт и мир.
Р.Р. Письменная работа по творчеству Марины Цветаевой.
Опорные понятия: поэтический темперамент; дискретность (прерывистость) стиха.
Внутрипредметные связи: пушкинская тема в творчестве М. Цветаевой; посвящение поэтам-современникам в цветаевской лирике («Стихи к Блоку», «Стихи к Ахматовой», «Маяковскому» и др.).
Межпредметные связи: поэзия и музыка в творческой судьбе М. Цветаевой (автобиографический очерк «Мать и музыка»).
Для самостоятельного чтения: «Поэма Горы», циклы «Пригвождена», «Стихи к Блоку», «Ученик».
Октябрьская революция и литературный процесс 20-х годов. Литература и публицистика послереволюционных лет как живой документ эпохи. Литература «окаянных дней». Представители духовной оппозиции в годы революции. Жанр антиутопии в прозе 20-х годов. Роман Замятина Е. «Мы». Развитие традиций отечественной сатиры в прозе 20х годов. М.Зощенко. И.Ильф и Е.Петров – мастера сатиры нач.20 в. А.Аверченко и «короли смеха» из группы «Сатирикона». Темы и мотивы сатирической новеллистики А. Аверченко. У литературной карты России. Творчество М.М. Пришвина. М.А. Волошина
Творчество В.В. Маяковского – 7 ч+ 2 р.р.
В. В. Маяковский. Жизнь и творчество. Маяковский и футуризм. Тема поэта и толпы в ранней лирике В.Маяковского. Поэма «Облако в штанах»: смысл четырех «ДОЛОЙ!» Сочетание личных чувств и социальных мотивов. Тема любви в поэзии Маяковского. Поэма «Про это». «Влюбленный в замысел революции». Маяковский о месте поэта в рабочем строю. Сатира Маяковского. Окна РОСТа. Пьеса «Баня». Разоблачение бюрократизма в стихах Маяковского. Злободневность сатиры.
Сочинение по творчеству В.Маяковского
Опорные понятия:образная гиперболизация; декламационный стих; поэтические неологизмы.
Внутрипредметныесвязи:библейские мотивы в поэзии В. Маяковского; цикл стихов М. Цветаевой, посвященный В. Маяковскому
Межпредметные связи: поэзия В. Маяковского и творчество художников-кубистов (К. Малевич, М. Ларионов, И. Машков и др.); В. Маяковский и театр.
Для самостоятельного чтения:стихотворения «Ода революции», «Левый марш», «Приказ по армии искусств», поэмы «Люблю», «Хорошо!».
Творчество С.Есенина 7 ч +2 р.р.
С. А. Есенин.- поэтическое сердце России. Жизнь и судьба поэта. Образ родного края в лирике Есенина. «Радуница» - «есенинская» Россия. Тема революции в творчестве Есенина. Поэмы «Пугачёв» и «Страна негодяев» - поэзия русского бунта» и драма мятежной души. Любовная тема в поэзии Есенина. Поэма «Анна Снегина». Соотношение лирического и эпического начала в поэме «Анна Снегина», ее нравственно-философская проблематика. Мотивы поздней лирики Есенина.
Р/р Классное сочинение по творчеству С. Есенина
Опорные понятия: имажинизм как поэтическое течение; лироэпическая поэма.
Внутрипредметныесвязи: пушкинские традиции в лирике Есенина.
Межпредметные связи: С. Есенин в музыке (лирические циклы и романсы Г. Свиридова, 3.Левиной, В. Липатова, В. Веселова и др.). Есенин в современной музыке ( в стиле шансон).
Для самостоятельного чтения: стихотворения «Письмо к матери», «Кобыльи корабли», «Цветы», поэмы «Черный человек», «Страна негодяев».
Творчество А.А. Фадеева - 4 ч
А.А. Фадеев. Очерк жизни и творчества. Роман «Разгром». Историческая основа романа. Мороз и Мечик в отряде. Левинсон. Образ руководителя масс в романе. Проблематика романа и художественные особенности их раскрытия.
Литературный процесс 30-х – начала 40-х годов. 2 ч
Духовная атмосфера десятилетия и ее отражение в литературе. Песенно-лирическая ситуация: М. Светлов, И. Исаковский, П. Васильев. Эмигрантская «ветвь» русской литературы Ностальгический реализм и «парижская нота» русской поэзии зарубежья.
Творчество А.Н. Толстого – 3 ч
А.Н. Толстой. Образ Родины – центральная тема в творчестве писателя. Роман «Петр 1». Изображение народа в романе Толстого А.Н. «Петр 1». Противники и соратники Петра в романе.
Творчество М.Шолохова – 7ч+2 р.р
М. А. Шолохов. Очерк жизни и творчества. Трагедия гражданской войны в «Донских рассказах» Шолохова. Роман «Поднятая целина» как отражение процесса коллективизации в литературе. Массовые сцены в романе: первое собрание бедноты, сцены раскулачивания. Ломка самосознания, характеров, судеб в годы коллективизации. Роман «Тихий Дон». Историческая широта и масштабность шолоховского эпоса. Картины жизни донского казачества. Изображение революции и Гражданской войны в романе «Тихий Дон» как общенародной трагедии. Сложность и противоречивость пути казака Григория Мелехова.
Р/р сочинение по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон»
Опорные понятия: хронотоп романа-эпопеи; гуманистическая концепция истории в литературе.
Внутрипредметныесвязи:продолжение традиций толстовского эпоса в «Тихом Доне» («мысль народная» и «мысль семейная»); шолоховский эпос в контексте произведений о Гражданской войне (А. Фадеев, И. Бабель, М. Булгаков).
Межпредметные связи: исторические источники романа «Тихий Дон» ; «Тихий Дон» в иллюстрациях художников (С. Корольков, О. Верейский, Ю. Ребров) и киноверсиях (к/ф реж. И. Правова и О. Преображенской (1931), С. Герасимова (1958).
Для самостоятельного чтения: рассказы «Лазоревая степь», «Шибалково семя», «Родинка».
Творчество М.А. Булгакова – 7ч +2 р.р.
М. А. Булгаков. Жизнь и судьба. Своеобразие жизненного опыта Булгакова. Трагизм «смутного» времени в романе «Белая гвардия». Повести «Роковые яйца» и «Собачье сердце» как первый этап осмысления темы революции. Опасность «шариковщины» как социального зла. Роман «Мастер и Маргарита» - «роман-лабиринт» со сложной философской проблематикой. Роман «Мастер и Маргарита» - «роман-лабиринт» со сложной философской проблематикой. Нравственно-философское звучание «ершалаимских» глав. Сатирическая «дьяволиада» Булгакова в романе. Неразрывность связи любви и творчества в проблематике романа.
Обобщение по творчеству Булгакова. Подготовка к письменной работе.
Опорные понятия:«исторический пейзаж»; карнавальный смех; очерк нравов.
Внутрипредметные связи: евангельские мотивы в прозе М. Булгакова; традиции мировой литературы в «Мастере и Маргарите» (И.В. Гёте, Э.Т.А. Гофман, Н.В. Гоголь).
Межпредметные связи: М. Булгаков и театр; сценические и киноинтерпретации произведений М. Булгакова; музыкальные реминисценции в булгаковской прозе.
Для самостоятельного чтения: рассказ «Красная корона», повесть «Собачье сердце», пьесы «Бег», «Дни Турбиных».
Творчество Б. Пастернака – 5 ч+ 1р.р
Б. Л. Пастернак. Жизнь и творчество. Единство человеческой души и стихии мира в лирике. Философские мотивы лирикиБ.Пастернака. «Доктор Живаго». Интеллигенция и революция в романе. Нравственные искания героя в стихотворениях доктора Живаго.
Р.Р. Письменная работа по творчеству Б.Пастернака
Опорные понятия: метафорический ряд; лирико-религиозная проза.
Межпредметные связи: рисунки Л.О. Пастернака; музыкальные образы Ф. Шопена в лирике Б. Пастернака.
Для самостоятельного чтения: циклы «Сестра моя — жизнь », «Когда разгуляется», поэма «Девятьсот пятый год».
Проза А.П. Платонова – 4 ч+ 1 р.р.
Самобытность художественного мира А. Платонова. Развитие жанра антиутопии. Роман А.Платонова «Чевенгур». Характерные черты времени в повести А.Платонова «Котлован». Герой-мечтатель и проблема поиска истины в повести «Котлован».
Письменная работа по творчеству А. Платонова
Опорные понятия: индивидуализированный стиль писателя; литературная антиутопия.
Внутрипредметныесвязи:жанр антиутопии в творчестве А. Платонова и Е. Замятина. Шариков А.П. Платонова и Шариков М.А. Булгакова («Сокровенный человек» — «Собачье сердце»).
Межпредметныесвязи:проза А. Платонова и живопись П. Филонова.
Для самостоятельного чтения:рассказы «Родина электричества », «Старый механик», повесть «Джан ».
Проза В.В. Набокова – 4 ч+ 1 ч
Жизнь и творчество В.В. Набокова. В. Набоков. Роман «Машенька». Драматизм эмигрантского небытия героев. Словесная пластика прозы В.В. Набокова
Письменная работа по творчеству В.В. Набокова
Опорные понятия: элитарная проза; литературное двуязычие.
Внутрипредметные связи: пушкинские реминисценции и романе «Машенька»; В. Набоков и И. Бунин.
Межпредметныесвязи:литературное двуязычие в творчестве В. Набокова; размышления писателя о художественном значении русского языка.
Для самостоятельного чтения: рассказ «Облако, озеро, башня », роман «Защита Лужина».
Литература периода Великой Отечественной войны. 4ч
Отражение летописи военных лет в произведениях русских писателей. Публицистика времен войны: И.Эренбург, А.Толстой, Л.Леонов, О.Бергольц. Проза о войне. Василь Быков. Повесть «Обелиск». Нравственные проблемы повести.
Поэзия А.Т. Твардовского – 4 ч+ 1р.р..
А. Т. Твардовский. Доверительность и теплота лирической интонации поэта. Основные мотивы лирики А.Т. Твардовского. Тема крестьянского быта. «По праву памяти» как поэма-исповедь. Тема прошлого, настоящего и будущего в свете исторической памяти. Лирика Твардовского. Гражданское мужество поэта. Народный характер поэмы «Василий Тёркин».
Р/р Классное сочинение «Осмысление Великой победы 1945 года в 40-50-е годы 20-го века» или по творчеству А.Т. Твардовского
Опорные понятия:лирико-патриотический пафос; лирический эпос.
Внутрипредметныесвязи:И.А. Бунин о поэме «Василий Теркин»; некрасовские традиции в лирике А. Твардовского.
Межпредметныесвязи:литературная деятельность А. Твардовского в журнале «Новый мир»: документы, свидетельства, воспоминания.
Для самостоятельного чтения:стихотворения «Жестокая память», «Как после мартовских метелей...», «Полночь в мое городское окно...», поэмы «Дом у дороги», «За далью — даль».
Литературный процесс 50-80-х годов. 8ч
Литературный процесс 50-80-х годов. «Оттепель» в литературе. Осмысление победы в Великой Отечественной войне. Герои и проблематика «военной прозы». Поэтическая «оттепель»: «громкая» и «тихая» лирика. «Деревенская проза» 50-80 –х годов. Нравственно-философская проблематика произведений. Б.Можаев. Роман «мужики и бабы». Новый образ русской деревни и крестьянской души. В.Распутин. «Прощание с Матёрой». Авторская песня как песенныймонотеатр 70-80-х годов
Поэзия Н.А. Заболоцкого 2 ч
Н. А. Заболоцкий. Вечные вопросы о сущности красоты и единства природы и человека в лирике поэта. Основные мотивы философской лирики Н.Заболоцкого
Опорные понятия: поэзия ОБЭРИУ; «натурфилософская» лирика.
Внутрипредметные связи: опыт переложения «Слова о полку Игореве» в творчестве Н. Заболоцкого; влияние поэзии Ф.И. Тютчева, А. Блока, Б. Пастернака на лирику Заболоцкого.
Межпредметныесвязи:лирика Н. Заболоцкого и живопись Б. Кустодиева, П. Филонова, М. Шагала, П. Пикассо.
Для самостоятельного чтения: сборник «Столбцы», поэма «Торжество земледелия».
Проза В.М. Шукшина – 3 ч + 1р.р
Яркость и многоплановость творчества В.Шукшина. Тип героя-«чудика» в новеллистике В. Шукшина. Колоритность и яркость героев-чудиков. Тема города и деревни в рассказах Шукшина. Точность бытописания в прозе Шукшина
Р.Р. Письменная работа по творчеству В.Шукшина.
Опорные понятия: герой-«чудик»; пародийность художественного языка.
Внутрипредметные связи: творчество В. Шукшина и произведения «деревенской» прозы (В. Распутин, В. Белов, Ф. Абрамов, Б. Можаев и др.).
Межпредметные связи: кинодраматургия В. Шукшина (к/ф «Живет такой парень», «Странные люди», «Калина красная» и др.).
Для самостоятельного чтения: повесть-сказка «До третьих петухов», киноповесть «Калина красная».
Проза А.И. Солженицына – 5 ч+ 1р.р.
А. И. Солженицын. Очерк жизни. Отражение «лагерных университетов» в повести «Один день Ивана Денисовича». Книга «Архипелаг Гулаг» . трагическая судьба человека в тоталитарном государстве. Тип праведничества в рассказе «Матренин двор».
Р.Р. Письменная работа по творчеству А.И. Солженицына
Опорные понятия: двуединство героя и автора в эпосе; тип героя-праведника.
Внутрипредметные связи: тема народного праведничества в творчестве А. Солженицына и его литературных предшественников (Ф.М. Достоевский, Н.С. Лесков, И.С. Тургенев и др.).
Межпредметные связи: нравственно-философская позиция Солженицына-историка; язык «нутряной» России в прозе писателя.
Для самостоятельного чтения: рассказ «Захар Калита», цикл «Крохотки».
Русская проза и поэзия 80-90хх годов. 5 ч
Русская проза и поэзия 80-90хх годов. Реалистическая проза. Психологизм и интерес к человеческой душе. В.Астафьев. Взаимоотношения человека и природа в повести «Царь-рыба». Ч.Айтматов. Роман «Плаха» .Нравственные и экологические проблемы в романе. Новейшая русская проза 80-90-х годов. Поэзия и судьба Иосифа Бродского
Опорные понятия: натурфилософская проза, новеллистический цикл.
Внутрипредметные связи: «Царь-рыба» Астафьева и «Старик и море» Э. Хемингуэя.
Межпредметные связи: рассказ «Людочка» и к/ф С. Говорухина «Ворошиловский стрелок».
Для самостоятельного чтения: повести «Стародуб», «Перевал», роман «Прокляты и убиты».
Литература последнего десятилетия (2 часа)
Основные тенденции современного литературного процесса. Постмодернизм. Проза В. Пелевина, М.Елизарова и др. Современная литературная ситуация: реальность и перспективы (урок-обобщение) «Болевые точки» современной жизни в прозе В.Маканина, Л.Улицкой, Т.Толстой,
4.Тематический план
№ | Наименование разделов | Количество часов |
1. | Введение. Сложность и самобытность русской литературы XX века. | 1 |
2-3. | Литература первой половины XX - го века. Обзор. | 2 |
4-5. | РК1,2 Современный литературный процесс на Дону | 2 |
6-7.. | РК3,4 Нравственные проблемы в произведениях донских писателей. | 2 |
8-16. | Творчество И.А. Бунина | 8 +1 р.р |
17-23. | Творчество А.И. Куприна | 5 + 1 р.р. |
24-36. | Творчество М. Горького | 10 + 2р.р |
37-52. | Серебряный век русской поэзии как своеобразный «русский ренессанс» (обзор) | 15+1р.р.+1 |
53-54. | В .Брюсов. | 2 |
55-56. | К. Бальмонт. | 2 |
57-58. | И.Ф. Анненский. | 2 |
59-60. | А. Белый. | 2 |
61. | Истоки русского акмеизма. | 1 |
62.-63. | Н.С. Гумилев. | 2 |
64. | Футуризм. | 1 |
65. | И. Северянин. | 1 |
66. | В. Хлебников. | 1 |
67. | Творческая работа | 1 |
68-79.. | Творчество А. Блока | 11 |
80-85.- | Творчество А. Ахматовой. | 5 |
86-87. | Творчество М. Цветаевой | 3 |
88 | «Сибирская проза» В. Шишкова (обзор) | 1 |
89-90 | Развитие традиций отечественной сатиры | 2 |
91 | Проза М. Пришвина (обзор) | 1 |
92-97 | Октябрьская революция и литературный процесс 20-х годов. | 6 |
98-102 | Творчество В. Маяковского. | 5 |
103-111 | Творчество С. Есенина. | 7+2р.р. |
112-113 | РК5,6 Тема гражданской войны в произведениях донских писателей | 2 |
114-117 | Литературный процесс 30-х-начала 40-х-годов. | 4 |
118-120 | А. Толстой. Роман «Петр Первый» | 3 |
121-130 | М.А. Шолохов. Роман «Тихий Дон». | 9+1р.р. |
131-133 | РК 7,8.Человек и природа в произведениях донских писателей. | 2+1р.р. |
134-141 | М.А. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита» | 7+1р.р. |
142 | Сатира 30-х-годов | 1 |
143-147 | Творчество Б.Л. Пастернака | 5 |
148 | Творчество А Платонова | 1 |
149 | Творчество В Набокова | 1 |
150-151 | Отражение летописи военных лет в произведениях русских писателей | 2 |
152-155 | А.Т. Твардовский | 4 |
156-158 | РК10.11.Тема войны в творчестве донских писателей | 2+1Р.Р. |
159 | Н.А. Заболоцкий. | 1 |
160-161 | «Деревенская» тема в произведениях донских писателей | 2 |
161-162 | В.М. Шукшин | 2 |
163-166 | А.И. Солженицын | 4 |
167 | РК14 Защита рефератов «Поэты Дона» | 1 |
168 | Новейшая русская реалистическая проза и поэзия | 1 |
169 | Современная литературная ситуация: реальность и перспективы. | 1 |
170 | Итоговый урок | 1 |
ИТОГО: | 170 |
5.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
- Учебники:
№ п/п | Автор | Название, класс | Год издательства | Издательство |
1 | В.И.Сахаров, С.А.Зинин | Литература XX в.11кл.: Учеб.: в 2 ч. | 2014 | М.: Русское слово |
- Методические пособия для учителя:
№ п/п | Автор | Название, класс | Год издательства | Издательство |
1 | С.А.Зинин | Метод. Рекомендации к использованию учебника «Литература XX в.10 кл.» В.И.Сахаров, С.А.Зинин | 2013 | М.: Русское слово |
2 | Золотарёва И. В., Михайлова Т. И. | Поурочные разработки по литературе. 11 класс в 2 частях | 2013 | М.: ВАКО |
- Контрольно-измерительные материалы:
№ п/п | Автор | Название, класс | Год издательства | Издательство |
1. | Н.В.Францова и др. | ЕГЭ -100 баллов Анализ эпизода | 2016 | М., «Экзамен» |
- Пособия для подготовки к ЕГЭ:
№ п/п | Автор | Название, класс | Год издательства | Издательство |
1. | Н.С.Генералова | ЕГЭ -100 баллов. Пособие для подготовки к ЕГЭ и централизованному тестированию | 2016 | М., «Экзамен» |
2. | Н.В.Логунова и др. | Литература. Подготовка к ЕГЭ | 2014 | Ростов-на-Дону «Легион» |
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического совета МБОУ Слободская СОШ № ____ от _______2020_ г. __________ Утракова Л.С. ФИО руководителя МС | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _________Крицына Е.Н. ФИО заместителя по УВР _________2020_ г. |
Календарно- тематическое планирование уроков литературы в 11 классе.(приложение)
№ | Ча Часы | Тема урока | Домашнее задание | Дата по плану | Дата по факту | ||
1 | 1 | Введение. Сложность и самобытность русской литературы 20 века. Многообразие литературных направлений. Декаданс и модернизм. | Чтение вступительной статьи | 1.09. | |||
2. | 1 | Литература первой половины 20-го века | 2.09 | ||||
3. 4. 5. | 1 2 2 | Обзор русской литературы первой половины 20-го века РК1,2 Современный литературный процесс наДону.. РК3,4 Нравственные проблемы в произведениях донских писателей. | Составить таблицу Подготовить сообщение | 2.09 3.09 3.09. | |||
9 | И. А. Бунин | ||||||
6,7. | 2 | Живописность, напевность, философская и психологическая насыщенность Бунинской этики | Приемы словесной живописи (прочитать статью в учебнике). | 8.09. 9.09. | |||
8,9 | 2 | «Антоновские яблоки». Бунинская поэтика «остывших» усадеб и лирических воспоминаний. | Написать отзыв | 10..09. 15.09. | |||
10,11. | 2 | «Господин из Сан-Франциско». Тема «закатной» цивилизации и образ «нового человека со старым сердцем». | Вопросы в учебнике(анализ) | 16.09. 16.09. | |||
12.13.. 1.4 | 2 1 | «Чистый понедельник». Тема России, ее духовных тайн и нерушимых ценностей. Сочинение по творчеству И.Бунина | Прочитать рассказ, подготовить сообщение | 17.09. 17.09. 22.09. | |||
6 | А.И. Куприн. | ||||||
15 | 1 | «Олеся». Внутренняя цельность и красота «природного» человека.красоты и духовной мощи свободного человека. | Создание презентации | 17..09 | |||
16 | 2 | «Поединок». Мир армейских отношений как отражение духовного кризиса общества. | Романтизированная проза Подготовить пересказ эпизодов | 23.09 | |||
17. | 2 | «Гранатовый браслет». Нравственно-философский смысл истории о «невозможной» любви. | Прочитать рассказ | 24..09 | |||
18. | 1 | Сочинение по творчеству А. Куприна | Написать сочинение | 24.09. | |||
12 | М. Горький | ||||||
19. | 2 | «Макар Чудра» «Челкаш» - Романтизм ранних рассказов Горького. Тема поиска и смысла жизни в рассказе «Челкаш» | Прочитать рассказы, подготовиться к анализу по вопросам | 29.09. | |||
20.. | 2 | Старуха Изергиль».- Своеобразие композиции рассказа. | Тема свободы, романтический герой. Подготовить сообщение по теме урока | 30.09. | |||
21. | 2 | Протест героя-одиночки против «бескрылого существования», «пустыря в душе» в повести «Фома Гордеев» | Тема протеста героя одиночки. Подготовить сообщение. | 30.09. | |||
22. 23. 24. | 3 | «На дне». Философско-этическая проблематика пьесы о людях дна. Спор героев о правде и мечте как образно- тематический стержень пьесы. | Прочитать пьесу. Отвечать на вопросы в учебнике. | 10.09. 23.09. 10.09. | |||
25,26 | 2 | Сочинение | По творчеству Горького «Спор героев о правде» | 01..10 06.10 | |||
27 | 16 | Серебряный век русской поэзии как своеобразный «русский ренессанс»(обзор) | 07.10 | ||||
28 | 1 | Истоки русского символизма. Художественные открытия, поиски новых форм. | 07.10 | ||||
29,30 | 2 | В. Брюсов. Стилистическая строгость, образно-тематическое единство лирики поэта. | Звукообраз.Читать выразительно. | 08.10. 08.10. | |||
31.32 | 2 | К. Бальмонт. «Солнечность» и «моцартианство» поэзии Бальмонта, ее созвучность романтическим настроениям эпохи. | Принцип символизации в поэзии. Составить цитатный план. | 13.10 14.10. | |||
33. | 1 | И. Ф. Анненский. Внутренний драматизм и исповедальность лирики. | Жанр «трилистника» Выразительное чтение стихов. | 14.10 | |||
34. | 1 | А. Белый. Тема родины, боль и тревоги за судьбу России. | Музыкальность стиха. Прочитать статью в учебнике. | 15..10 | |||
35. | 1 | Истоки русского акмеизма. Утверждение красоты земной жизни, создание зримых образов конкретного мира. | Неоромантизм. Прочитать статью в учебнике. | 15.10. | |||
36,37 | 2 | Н. С. Гумилев. Своеобразие лирических сюжетов. | Лирический герой-маска Прочитать стаью в учебнике. | 20.10. 21..10. | |||
38. | 1 | Футуризм. Манифесты футуризма, их пафос, проблематика. | Абсолютизация «самовитого» слова | 21.10. | |||
39. | 1 | И. Северянин. Национальная взволнованность и ироничность поэзии, оригинальность словотворчества. | Эгофутуризм. Прочитать статью в учебнике. | 22.10. | |||
40. | 1 | В. Хлебников. Творчество поэта и его»программное» значение для поэтов-кубофутуристов. | Кубофутуризм. Составить цитатный план. | 22.10 | |||
41. | 1 | Творческая работа | Написать Эссе. | 27.10 | |||
11 | А. А. Блок | ||||||
42 | 1 | Жизнь и судьба поэта. | Прочитать биографию | 28.10 | |||
43 | 1 | Романтический образ «влюбленной души» в «Стихах о Прекрасной Даме». | Циклизация лирики. Читать стихотворения | 28.10 . | |||
44 | 1 | Столкновение идеальных верований художника со «страшным миром» в процессе «вочеловечивания» поэтического дара. | Реминисценция. Читать стихотворения. | 29.10. . | |||
45. | 1 | Стихи о России как трагическое предупреждение об эпохе «неслыханных перемен». | Сообщ. по теме | 29.10. | |||
46 | 1 | Особенности образного языка Блока, роль символов в передаче авторского мироощущения. | Тезисы по вопросам | 30.10 | |||
47. | 1 | Поэма «Двенадцать». Образ «мирового пожара в крови» как отражение»музыки стихий» в поэме. | Подготовить анализ поэмы, используя вопросы учебника. | 10.11 | |||
48,49. | 2 | Образ Христа и христианские мотивы в поэме. Споры по поводу финала(семинар. | Подготовиться к семинару. | 11.11 11.11. | |||
5 | А. А. Ахматова. | ||||||
50 | 1 | Психологическая глубина и яркость любовной лирики. | Исповедальность лирического произведения. Выразительное чтение. | 12.11. | |||
51 | 1 | Тема творчества и размышления о месте художника в «большой» истории. | Читать статью учебника. | 12.11. | |||
52 | 1 | Раздумья о судьбах России в исповедальной лирике. | Микроцикл. Выразительно читать стихотворения. | 17.11. | |||
53. | 1 | «Реквием». Монументальность, трагическая мощь поэмы. | Читать выразительно. | 18.11. | |||
54. | 1 | Тема исторической памяти и образ «бесслезного» памятника в финале поэмы. | Подготовить вопросы по теме. | 18.11. | |||
3 | М. И. Цветаева. | ||||||
55. | 1 | Поэзия М. Цветаевой как лирический дневник эпохи. | Прочитать биографию | 19.11. | |||
56. | 1 | Исповедальность, внутренняя самоотдача, максимальное напряжение духовных сил как отличительная черта поэзии М. Цветаевой. | Поэтический темперамент. Подготовить вопросы для анализа стихотворений. | 19.11. | |||
57. | 1 | Тема Родины, «собирание» России. Поэт и мир. | Дискретность (прерывистость) стиха. Выразительное чтение стихотворений. | 24.11. | |||
58 | 1 | «Сибирская» проза В. Шишкова. (Обзор) | Подготовить сообщения по теме урока. | 25.11. | |||
59. | 1 | Развитие традиций отечественной сатиры. | Сатирический образ | 25.11. | |||
60. | 1 | Темы и мотивы сатирической новеллистикиА. Аверченко. | Комизм. Прочитать статью в учебнике. | 26.11. | |||
61. | 1 | Феномен «сгущения добра», идея жизнетворчества в прозе М. Пришвина. | Прочитать статью. | 26.11. | |||
6 | Октябрьская революция и литературный процесс 20-х годов | ||||||
62. | 1 | Литература и публицистика послереволюционных лет как живой документ эпохи. Характерные черты времени в повести А. Платонова «Котлован» | Подготовить сообщения. | 01.12. | |||
63 | 1 | Пространствои время в повести. Метафоричност художественного мышления в повести Платонова «Котлован» | Отвечать на вопросы. | 02.12. | |||
64 | 1 | Развитие жанра антиутопии в романе Е. Замятина «Мы». | Антиутопия. Прочитать статью. | 02.12. | |||
65. | 1 | Судьба личности в тоталитарном государстве (по роману Е.И. Замятина «Мы». | Новеллистический сказ Философский подтекст | 03..12. | |||
66 67.. | 2 | Трагизм поэтического мышления О. Мандельштама. | Ассоциативная манера письма. Прочитать статью. | 03..12. 08.12. | |||
5 | В. В. Маяковский. | ||||||
68. | 1 | Тема поэта и толпы в ранней лирике. | Образная гиперболизация Чтение статьи. | 09..12. | |||
69. | 1 | Тема «художник и революция», ее образное воплощение в лирике пота. | Декламационный стих. Прочитать статью. | 09.12. | |||
70. | 1 | Отражение «гримас» нового быта в сатирических произведениях. | Поэтические неологизмы Подготовить доклады по теме. | 10.12. | |||
71. | 1 | Специфика традиционной темы поэта и поэзии в лирике Маяковского. | Анализ стихотворений. | 10.12.. | |||
72. | 1 | Поэмы. Проблематика, художественное своеобразие. | Библейские мотивы. Подготовиться к письменной работе. | 15.12. | |||
7 | С. А. Есенин. | ||||||
73.. | 1 | Природа родного края и образ Руси в лирике поэта. | Религиозные мотивы. Выразительное чтение стихотворений. | 16.12. | |||
74. | 1 | Трагическое противостояние города и деревни в лирике 20-х годов. | Имажинизм. Чтение статьи. | 16.12. | |||
75.76. | 2 | Любовная тема в поэзии Есенина. | Выучить стихотворения. | 17.12 17.12. | |||
77. | 1 | Поэма «Пугачев». Поэзия русского бунта» и драма мятежной души. | Прочитать поэму. | 22.12 | |||
78.79. | 2 | Соотношение лирического и эпического начала в поэме «Анна Снегина», ее нравственно-философская проблематика. | Лироэпическая поэма. Чтение поэмы. | 23.12. 23.12 | |||
80.81. 82.83. | 2 2 | Сочинение по творчеству В. Маяковского и С. Есенина. РК5,6 Тема гражданской войны в произведениях донских писателей | Написать сочинение. Читать произведения по теме урока. | 24.12 24.12. 29.12. 12.01. | |||
4 | Литературный процесс 30-х – начала 40-х годов. | Прочитать статью в учебнике. | |||||
84 | 1 | Духовная атмосфера десятилетия и ее отражение в литературе. Песенно-лирическая ситуация. | Подготовить сообщения по теме. | 13..01 | |||
85. | 1 | Драматургия. Проблематика пьес В. Шкваркина и Арбузова. | Читать песы. | 13.01. | |||
86. | 1 | Проза 30-х годов о людях труда. | Подготовить презентацию. | 14.01. | |||
87. | 1 | Тема коллективизации в литературе. | Подготовить презентацию. | 14.01. | |||
88, 89. | 2 | А. Н. Толстой. Роман «Петр Первый». Основные этапы становления исторической личности, черты национального характера в образе Петра. | Историко-биографическое повествование. Выборочное чтение романа. | 19.01. 20.01. | |||
90. | 1 | Проблема народа и власти, личности и истории в художественной концепции автора. | Собирательный образ эпохи. Подготовить сообщение. | 20.01. | |||
10 | М. А. Шолохов. Роман «Тихий Дон» | ||||||
100. | 1 | Историческая широта и масштабность шолоховского эпоса. | Роман-эпопея. Читать статью. | 21.01. | |||
101, 102. | 2 | Картины жизни донского казачества. | Хронотроп романа-эпопеи. Читать статью. | 21.01. | |||
103. | 1 | Изображение революции и Гражданской войны как общенародной трагедии. | Гуманистическая концепция истории в литературе | 26.01. | |||
104. | 1 | Роль и значение женских образов в художественной системе романа. | Подготовить сообщения. | 27.01.. | |||
105, 106 107 | 2 1 | Сложность и противоречивость пути «казачьего Гамлета» Григория Мелехова Язык прозы М.А. Шолохова | Чтение эпизодов. | 27.01. 28.01. 28.01. | |||
108 | 1 | Художественно-стилистическое своеобразие романа. | 02..02. | ||||
109 110 111 112 | 1 2+1 | Сочинение РК7,8, Человек и природа в произведениях донских писателей Сочинение. | Написать сочинение Написать сочинение | 03.02. 03.02. 04.02. 04.02. | |||
7 | М. А. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита». | ||||||
113 | 1 | «Роман-лабиринт» со сложной философской проблематикой. | Прочитать статью , подготовить сообщение. | 09..02. | |||
114 | 1 | Взаимодействие трех повествовательных пластов образно-композиционной системе романа. | Очерк нравов. Подготовить сообщение. | 10.02. | |||
115. | 1 | Нравственно-философское звучание «ершалаимских» глав. | «исторический пейзаж». Чтение эпизодов из библии. | 10.02 | |||
116, 117 | 2 | Сатирическая «дьяволиада» Булгакова в романе. | Карнавальный смех. Чтение эпизодов из романа. | 11.02. 11.02. | |||
118 | 1 | Неразрывность связи любви и творчества в проблематике романа. | Чтение глав о Мастере. | 16.02 | |||
119 120 | 1 1 | Путь Ивана Бездомного в обретении Родины. Сочинение по творчеству Булгакова | Чтение глав об Иване Бездомном. Написать сочинение. | 17.02. 17.02. | |||
121 122 123 | 1 2 | Сатира 30-ых годов Б. Л. Пастернак. Единство человеческой души и стихии мира в лирике. | Чтение статьи. Выучить стихотворение «Весна» | 18.02. 24.02. 24.02. | |||
124, 125, 126 | 3 | «Доктор Живаго». Интеллигенция и революция в романе Нравственные искания героя. | Чтение эпизодов | 25.02.. 25.02.. 02.03. | |||
127 | 1 | А. Платонов. «Сокровенный человек». Тип платоновского героя - мечтателя, романтика, правдоискателя. | Индивидуализированный стиль писателя. Чтение статьи. | 03.03 | |||
128 | 1 | В. Набоков «Машенька». Драматизм эмигрантского небытия героев. | Элитарная проза. Чтение эпизодов | 03.03. | |||
129, 130 131 132. | 4 | Отражение летописи военных лет в произведениях русских писателей. | Подготовить сообщения. | 04.03 04.03.. 09.03 10.03 | |||
133, 134 | 2 | А. Т. Твардовский. Доверительность и теплота лирической интонации поэта. | Лирико-патриотический пафос. Читать выразительно. | 10.03 11.03. | |||
135, 136 137, 138 139 | 2 3 | «По праву памяти» как поэма-исповедь. Тема прошлого, настоящего и будущего в свете исторической памяти. РК 10,11 Тема войны в творчестве донских писателей. | Лирический эпос. Читать выразительно. Подготовить презентацию. | 16.03. 17.03. 17.03. 18.03. 18.03. | |||
140 141 | 2 | Письменная работа «Осмысление Великой победы 1945 года в 40-50-е годы 20-го века.» | «окопный реализм» Поэтическая оттепель Авторская песня монотеатр | 30.03.. 31.03.. | |||
142 143, 144 | 1 2 | Н. А. Заболоцкий. Вечные вопросы о сущности красоты и единства природы и человека в лирике поэта. РК12,13 «Деревенская» тема в произведениях донских писателей. | Натурфилософская лирика. Читать стихотворения. Подготовить презентацию. | 31.03.. 01.04. 01.04. | |||
145, 146 | 2 | В. М. Шукшин. Колоритность и яркость героев-чудиков. | Пародийность художественного Языка. Чтение статьи. | 06.04. 7.04. | |||
147. 148 149 150, 151 | 3 2 | А. И. Солженицин. Отражение «лагерных университетов» в повести «Один день Ивана Денисовича» РК 14 Защита рефератов в форме литературно-критических статей «Поэты Дона» | Двуединство автора и героя в эпосе. Прочитать рассказ. Подготовить рефераты. | 07.04.. 08.04.. 08.04. 13.04. 14.04. | |||
152, 153 154 155. 156. | 3 2 | «Матренин двор». Тип героя-праведника. Сочинение по рассказу «Матренин двор» | Прочитать рассказ. | 14..04. 15.04. 15.04. 20.04. 21.04. | |||
157- 167 | 10 | Новейшая русская реалистическая проза и поэзия. | Прочитать статью. | 21.04. 22.04 22.04 27.04 28.04. 28.04. 29.04 29.04 04.05 05.05. | |||
168-169 170 172 173 | 5 | Современная литературная ситуация: реальность и перспективы. Р/р Зачет по литературе | Неореализм Евангельский мотив | 05.05.. 06.05 06.05. 06.05. 11.05. | |||
174-176 177-179 | 3 3 1 | Итоговые уроки(повторение) Итоговая творческая работа Резерв | 12.05. 12.05.. 13.05 13.05 18.05 19.05. 20.05. |
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического совета МБОУ Слободская СОШ № ____ от _______2020_ г. __________ Утракова Л.С. ФИО руководителя МС | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _________Клименко Н.В. ФИО заместителя по УВР _________2020_ г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по русскому языку и литературе 6-9 классы
Основу рабочих программ по русскому языку составляют следующие документы: Государственный стандарт общего образования. Примерная программа основного общего образования по русскому языку. ...
Рабочая программа по русскому языку и литературе для 8 класса
Планирование составлено на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа: авторская программа основного общего образования для 5-9 ...
Рабочая программа по русскому языку и литературе для 8 класса
Планирование составлено на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа: авторская программа основного общего образования для 5-9 ...
Рабочая программа по русскому языку и литературе для 8 класса
Планирование составлено на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа: авторская программа основного общего образования для 5-9 ...
Рабочая программа по русскому языку и литературе для 6 класса.
Данная программа по русскому языку составлена на основе учебной программы для общеобразовательных учреждений по русскому языку М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, и...
Рабочая программа по русскому языку и литературе в 9 классе
Русский язык.Рабочие программы.Предметная линия учебников Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой.- М: Просвещение,2011Рабочие программы.Предметная линия учебников под редакцией В.Я. Кор...
Рабочие программы по русскому языку и литературе 5-6 классы ФГОС
Рабочие программы по русскому языку и литературе 5-6 классы ФГОС...