Рабочая программа по родной (русской) литературе 9 класс
рабочая программа (9 класс)
Родная (русская) литература в 9 классе введена в школьную программу
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_rodnaya_russkaya_liter_9_kl.docx | 41.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Байкаловская средняя общеобразовательная школа»
Тобольского района Тюменской области
Рассмотрено « Согласовано» «Утверждаю»
на заседании заместитель директора директор МАОУ «Байкаловская СОШ»
методического совета по учебно-воспитательной работе _______Е.Д.Кугаевская
школы ___________В.В.Буторина «10 » августа 2020г.
«10»августа 2020г. «10» августа 2020г Приказ №392 от «10» августа 2020г.
Рабочая программа
основного общего образования
учебного предмета «Родная русская литература»
для 9 класса
Составил: Кряжева Любовь Николаевна учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории
2020 год
- Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, к истории, культуре, религии, ценностям народов России и народов мира;
формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи. развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений;
смысловое чтение;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий.
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
Предметные результаты осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей русского языка на основе изучения выдающихся произведений российской и мировой культуры;
воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
(п. 11.1 в ред. Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1577)
понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы 18 века, русских писателей 19-20 веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания;
умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
понимание авторской позиции;
восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение.
Умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог.
Написание сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы.
Изучение предметной области "Родная литература" должно обеспечить:
воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;
приобщение к литературному наследию своего народа;
формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;
обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.
Предметные результаты изучения предметной области "Родной язык и родная литература" должны отражать:
1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
2) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;
4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
(п. 11.2 введен Приказом Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1577)
2. Содержание тем учебного предмета
Древнерусская литература
Особенности древнерусской литературы. Жанровое своеобразие.
«Повесть временных лет»
Русская литература XIX века
А.С. Грибоедов. Жизнь и творчество (обзор). Пародия, приёмы пародирования. Пародии в творчестве А.С. Грибоедова
Комедия «Студент»
А.С. Пушкин. Жизнь и творчество (обзор). Многообразие тем, жанров, мотивов лирики. Особенности ритмики, метрики и строфики пушкинской поэзии. Проза. Реализм (развитие понятия).
«История села Горюхина», «Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года»
М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество (обзор). Драматургия М.Ю. Лермонтова. Драма как род литературы (развитие понятия).
Драма «Маскарад»
Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество (обзор). Художественный мир Н.В. Гоголя.
Пьеса «Женитьба»
А.Н. Островский. Жизнь и творчество (обзор). А.Н. Островский и русский театр.
Пьесы.
Ф.М. Достоевский. Жизнь и творчество (обзор). Психологизм литературы (развитие понятия).
Повесть «Село Степанчиково и его обитатели»
Русская литература XX века
Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века. Из русской прозы XX века Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.
И.А.Бунин. «Жизнь Арсеньева»
Психологизм литературы (развитие представлений). Роль художественной детали в характеристике героя.
М.А. Шолохов «Донские рассказы»
Из русской поэзии XX века (обзор)
Общий обзор. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.
Штрихи к портретам:
Александр Александрович Блок. Образ родины в поэзии Блока.
Сергей Александрович Есенин. Народно-песенная основа произведений поэта.
Владимир Владимирович Маяковский. Новаторство Маяковского-поэта.
Марина Ивановна Цветаева. Особенности поэтики Цветаевой.
Анна Андреевна Ахматова. Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой.
Борис Леонидович Пастернак. Философская глубина лирики Б. Пастернака.
Силлабо-тоническая и тоническая системы стихосложения (углубление представлений).
Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков (обзор) Романсы и песни как синтетический жанр, выражающий переживания, мысли, настроения человека.
А. С. Пушкин. «Певец»; М. Ю. Лермонтов. «Отчего»; В. А. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукою...»); Н. А. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); Е. А. Баратынский. «Разуверение»; Ф. И. Тютчев. «К. Б.» («Я встретил вас — и всё былое...»); А. К. Толстой. «Средь шумного бала, случайно...»; А. А. Фет. «Я тебе ничего не скажу...»; А. А. Сурков. «Бьётся в тесной печурке огонь...»; К. М. Симонов. «Жди меня, и я вернусь...»; Н. А. Заболоцкий. «Признание».
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ п/п | Тема раздела /урока | Кол-во часов |
1 | Введение | 1 |
Древнерусская литература | ||
2 | Особенности древнерусской литературы. Её жанровое своеобразие. «Повесть временных лет» | 1 |
Русская литература XIX века | ||
3 | А.С. Грибоедов. Жизнь и творчество (обзор). Пародии в творчестве А.С. Грибоедова | 1 |
4 | Теория. Пародия, приёмы пародирования. | 1 |
5 | А.С. Грибоедов. Комедия «Студент» Инсценированное чтение | 1 |
6 | А.С. Пушкин. Жизнь и творчество (обзор). Многообразие тем, жанров, мотивов лирики. | 1 |
7 | Особенности ритмики, метрики и строфики пушкинской поэзии. Теория. Проза. Реализм (развитие понятия). | 1 |
8 | А.С. Пушкин «История села Горюхина» | 1 |
9 | А.С. Пушкин «Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года» | 1 |
10 | М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество (обзор). Драматургия М.Ю. Лермонтова. | 1 |
11 | Теория. Драма как род литературы (развитие понятия). М.Ю. Лермонтов. Драма «Маскарад» | 1 |
12 | Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество (обзор). | 1 |
13 | Художественный мир Н.В. Гоголя. | 1 |
14 | Н.В. Гоголь. Пьеса «Женитьба». Инсценированное чтение. | 1 |
15 | А.Н. Островский. Жизнь и творчество (обзор). | 1 |
16 | А.Н. Островский и русский театр. Пьесы. | 1 |
17 | Ф.М. Достоевский. Жизнь и творчество (обзор). Теория. Психологизм литературы (развитие понятия). | 1 |
18 | Ф.М. Достоевский. Повесть «Село Степанчиково и его обитатели» | 1 |
Русская литература XX века | ||
19 | Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века. Из русской прозы XX века Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России. | 1 |
20 | И.А.Бунин. «Жизнь Арсеньева» | 1 |
21 | Теория. Психологизм литературы (развитие представлений). Роль художественной детали в характеристике героя. | 1 |
22 | М.А. Шолохов «Донские рассказы» | 1 |
23 | Из русской поэзии XX века (обзор). Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века. | 1 |
24 | Штрихи к портретам: А. А. Блок. Образ родины в поэзии Блока. | 1 |
25 | С. А. Есенин. Народно-песенная основа произведений поэта. | 1 |
26 | В.В. Маяковский. Новаторство Маяковского-поэта. | 1 |
27 | М.И. Цветаева. Особенности поэтики Цветаевой. | 1 |
28 | А.А. Ахматова. Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. | 1 |
29 | Б. Л. Пастернак. Философская глубина лирики Б. Пастернака. | 1 |
30 | Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков (обзор) Романсы и песни как синтетический жанр, выражающий переживания, мысли, настроения человека. | 1 |
31 | А. С. Пушкин. «Певец»; М. Ю. Лермонтов. «Отчего» | 1 |
32 | В. А. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукою...»); Н. А. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); Е. А. Баратынский. «Разуверение»; | 1 |
33 | Ф. И. Тютчев. «К. Б.» («Я встретил вас — и всё былое...»); А. К. Толстой. «Средь шумного бала, случайно...»; А. А. Фет. «Я тебе ничего не скажу...»; | 1 |
34 | А. А. Сурков. «Бьётся в тесной печурке огонь...»; К. М. Симонов. «Жди меня, и я вернусь...»; Н. А. Заболоцкий. «Признание». | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по родной русской литературе для 8 класса
Рабочая программа учебного предмета " Родная литература" разработана для обучения учащихся 8 класса в соответствии Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего обр...
Рабочая программа по родной (русской) литературе 11 класс
Рабочая программа по родной (русской) литературе разработана в соответствии с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта и Примерной основной образовательной прог...
Рабочая программа по родной (русской) литературе 10 класс
Рабочая программа по родной (русской) литературе разработана в соответствии с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта и Примерной основной образовательной прог...
Рабочая программа по родной(русской) литературе 7 класс
Рабочая программа по родной( русской) литературе 7 класса рассчитана на 17 часов...
Аннотация к рабочей программе по родной русской литературе для 9 класса
Аннотация включает в себя цели и задачи изучения предмета, тематическое планирование...
Рабочая программа по родной (русской) литературе. 9 класс
Рабочая программа по родной (русской) литературе для обучающихся 9 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС, предъявляемыми к рабочим программам, и включает планируемые результаты освоения...
Рабочая программа по родной русской литературе 5-9 класс ФГОС
Рабочая программа...