Литературно-творческий проект "Колористика в творчестве С. А. Есенина"
план-конспект урока
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 14»
ПРЕДГОРНОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
357355 РФ Ставропольский край Предгорный район пос. Пятигорский ул. Красноармейская, 1,
тел: 8 (87961) 48-2-34, 48-7-47 / факс: 8 (87961) 48-2-34, 48-7-47
Литературно-творческий проект
…ЗНАКОМЫЙ ВАШ, СЕРГЕЙ ЕСЕНИН…
Колористика (цветопись)
в творчестве поэта
(в рамках муниципального (заочного) конкурса детского и юношеского литературно-художественного творчества «Дети и книги» Всероссийского конкурса
литературно-художественного творчества
«Шедевры из чернильницы – 2020».
Номинация «Литературоведение»)
Выполнила:
Сатушева Влада Сергеевна
обучающаяся 7-в класса
(20.03.2006 г.р., 13 лет)
тел. 8 903 415 27 32
Адрес проживания: 357 355 СК,
Предгорный р-н,
пос. Пятигорский, пер. Школьный, 9
Руководитель: Рыбалко Ольга
Александровна
2020
Краткая аннотация проекта
Наступивший 2020 год будет ознаменован рядом памятных дат и событий. 3 октября 2020 года исполнится 125 лет со дня рождения С. А. Есенина. К этому юбилею нами был подготовлен проект «Колористика в творчестве С. А. Есенина», в котором мы посредством посещения заочных экскурсий Государственного музея-заповедника С. Есенина в селе Константиново, библиотек поселка и школы, посредством использования ресурсов Интернета, проведя сравнительные анализы большого количества произведений поэта, пришли к определенным выводам. В ходе работы было определено, какую роль играют цветовые эпитеты в передаче чувств и настроений лирического героя поэзии С. А. Есенина. Своеобразным итогом работы стал разработанный нами эскиз триколора есенинской поэзии.
Цель проекта: Выявить, какими языковыми средствами создается колористика в стихотворениях поэта.
Задачи: Проанализировать стихотворения С.Есенина, определить, какую роль играют цветовые эпитеты в передаче чувств и настроений лирического героя.
- Выписать из стихотворений С.Есенина цветовые эпитеты.
- Понаблюдать за соотношением цветовых эпитетов в лирике поэта.
- Сделать выводы о цветовой гамме в поэзии С.Есенина.
Актуальность: Певцом голубой Руси, поэтом золотой деревенской избы, алых зорь называют С. Есенина. И действительно, мир поэзии Есенина удивительно многоцветен. Тема «колористики» или «цветописи» очень нас заинтересовала. Именно поэтому мы выбрали данную тему для проекта.
Методы исследования:
- Поисковый. Работа с литературой и интернетресурсами по теме.
- Аналитический. Отбор самой важной и интересной информации по теме.
- Сравнительный. Сравнительный анализ произведений С.А. Есенина.
- Эмпирический. Наблюдения. Моделирование.
- Синтетический. Обобщение полученной информации.
Тема данной работы: «Колористика (цветопись) в поэзии Сергея Есенина».
Под ««цветописью» будем понимать такой прием изобразительности, при котором художественный образ создается посредством колористики.
Ход исследования: Проблема цвета и цветописи сопровождает человека на протяжении всей его многовековой истории. Цветообразы - одна из отличительных категорий поэтики, по которой можно судить о работе автора над выбором образа и его роли для понимания мыслей и идей творца цвет «отражает основные принципы поэтики писателя».
Белый цвет используется поэтами, в первую очередь, для характеристики предметов и явлений с позиций чистоты, радости, праздничности, обновления, характеризуя образы зимы, весеннее цветение, окрас животных. Так, у Есенина снег «ложится белой пеленой», «распускает крылья белая лебедушка».
В основном цветообразы синего Есениным применяются в связи с положительными эмоциями, с воспоминаниями о родине, размышлениями о своей судьбе, восхищением миром природы, приобретая оттенок нематериальности, духовности, божественности, выполняя в большей степени не изобразительную, а символическую и морально-оценочную функции.
Зеленый цвет у поэтов в основном символизирует весну, молодость, обновление Его употребление в тексте рассеивает негативные эмоции, привносит спокойствие, умиротворение, свежесть Зеленый реализуется, сочетаясь с природными цветообразами . У Есенина это цвет «зеленых холмов», по которым носятся табуны коней, «царство зеленой весны».
В творчестве Есенина достаточно употреблений желтого, связанного с мотивом увядания, неудовлетворенности.
Во всех культурах золотой ассоциируется с солнцем, царственной властью, божественным началом, величием. Все эти связи нашли отражение в поэзии Есенина - особенно в соотношении с образами солнца, мотивами православной культуры, восхищением миром природы.
Красный цвет (и его оттенки) в творчестве Есенина выражен очень ярко. У Есенина красный - это цвет природы, сильнейших эмоций, захватывающих его при виде заходящего солнца или зарождающегося дня, «там, где капустные грядки красной водой поливает восход», «гаснут красные крылья заката».
Алый и розовый у Есенина также упоминаются в связи с нежными образами зари или заката. Их символика не выходит за рамки традиционного вкладываемого смысла - красок любви, романтики, страсти, счастья, покоя, мечтаний. Например, «выткался на озере алый свет зари», «ярче розовой рубахи зори вешние горят».
У Есенина на раннем этапе его творчества (1910-1916 гг) цвет еще не играет той роли, что была присуща ему на последующих этапах. Более заметны образы света и тьмы, обращенные как к реалиям объективной действительности (образам луны, солнца, звезд), так и духовному миру человека «от луны свет большой прямо на нашу крышу», «снова мрак и разбитые грезы»
В московском периоде раннего этапа творчества Есенина (1913-1914 гг) цвет активнее участвует в формировании словесной ткани произведений, помогая читателю понять авторское отношение к описываемому явлению.
В петроградский период этого этапа (1915-1916 гг) цвет прочно вошел в число влияющих на реализацию авторского замысла изобразительных средств.
Четвертый этап жизни и творчества Есенина делится на два периода. Первый период определен рамками - конец 1923 – конец 1924 гг. Нравственный кризис продолжается и после возвращения в Россию. Все это не могло не отразиться на творчестве поэта и на цветописи его произведений.
Исследование показало, что мир поэзии, созданный С. Есениным, - мир многоцветный, раскрашенный в живые и чистые краски. Цвет в его поэзии присутствует всегда, даже если слова со значением цвета не употребляются.
Мы исследовали 100 стихотворений С.Есенина, предварительно разделив цвета по группам: 1)Красный, малиновый, багряный
2)Золотой, жёлтый
3)Серебряный, седой
4)Синий, голубой
В итоге нами были выделены 115 цветовых эпитетов.
Таблица цветовых эпитетов в поэзии Сергея Есенина
Желтый, золотой (златой тучки и др.) | 49 |
Синий, голубой (июнь голубой и др.) | 32 |
Красный, малиновый, багряный, оттенки (над красным бугром и др. | 20 |
Серебряный, седой (седое облако и др.) | 14 |
ИТАК:
1, 2,3 места по своему количеству в творчестве С. Есенина занимают желто-золотой, сине-голубой и красно-малиновый цвета.
Представить триколор есенинской поэзии, на наш взгляд, можно следующим образом:
Вывод:
Таким образом, можно сделать вывод, что художественный текст – это образное понимание мира. Прочитывая поэтические тексты С.А. Есенина и исследуя используемые им цвета, мы приходим к пониманию его внутреннего мира, образов, которыми пронизаны все его стихотворения. Поэтому ключевым понятием, относящимся к художественному тексту, является образ. «Отдельно взятое слово имеет значение, а слово в художественном тексте уже имеет смысл.» Слово в художественном тексте благодаря особым условиям функционирования семантически преобразуется, включает в себя дополнительный смысл, коннотации, ассоциации. Игра прямого и переносного значения порождает и эстетический, и экспрессивный эффект художественного текста, делает его образным и выразительным. Мир природы - залог бессмертия красоты, вдохновения и мудрости. Цицерон говорил: "Творения природы совершенней творения искусства". Проанализировав материал по данной теме, мы пришли к следующему заключению: в произведениях С.Есенина человеческая жизнь и природа не просто копируются, а показаны как неразгаданные тайны, постигать которые нам помогает колористика его бессмертных стихотворений.
Интернет ресурсы проекта:
- Сайт о Сергее Есенине
- Классика: Есенин Сергей Александрович: Собрание сочинений в библиотеке Максима Мошкова
- Есенин. Сборник стихотворений
- Сергей Есенин в Библиотеке поэзии
- Есенин в Антологии русской поэзии
- Избранные стихотворения и поэмы Сергея Есенина на русском и английском языках Перевод Петер Темпест
- Произведения Сергея Есенина на русском и английском языках Перевод А. С. Вагапова
- Есенин на Стихии
- Александрович Есенин. Детальная биография
- Галина Бениславская. Воспоминания о Есенине
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы к уроку по творчеству А. С. Есенина. "Букет лирики Есенина"
Данный материал представляет собой конспект урока, презентацию, материалы для анализа учащихся. Целесообразно сипользовать на уроках по изучению творчества Есенина в 11 классе....
Жизнь и творчество С.А.Есенина.
Презентация к лекции о жизни и творчестве С.А. Есенина на уроке литературы в 9 классе ...
Конспект урока литературы в 11 классе. Тема "Жизнь и творчество С. А. Есенина. Тема родины в творчестве Есенина".
Урок посвящен творчеству Есенина, предназначен для учащихся 11 класса. Оборудование: презентация "Есенин", аудиозаписи....
Видеоурок по творчеству С.А. Есенина "Тема Родины и природы в лирике Сергея Есенина "
Урок посвящен теме Родины и природы в лирике замечательного русского поэта Сергея Есенина. Сергей Александрович Есенин вошёл в литературу как поэт-лирик, самобытный и ...
Методическая разработка урока по творчеству С.А. Есенина "Тема Родины и природы в лирике Сергея Есенина"
Урок по дисциплине «Литература» «Тема Родины и поэзии в лирике Сергея Есенина» знакомит студентов с особенностями творческого метода поэта, истоками народности. Студенты делятся своими исследованиями ...
Внеклассное мероприятие по литературе в 11 классе к юбилею С.А.Есенина »Тема Родины в творчестве С.А.Есенина» (Литературное кафе) Учитель МОУ» Филимоновская СОШ» Мешкова В.Н.
Цели урока: - раскрыть своеобразие личности С.А.Есенина, основной мотив его творчества,- донести до учащихся мысль о том, что биография и творчество поэта – биография и творчество исключит...
Литературно-музыкальная гостиная, посвященная творчеству С.А.Есенина- «В гостях у Сергея Есенина».
Литератуно - музыкальная гостиная, посвящённая творчеству С.А. Есенина - " В гостях у Сергея Есенина"...