Развитие познавательных результатов и интереса к предмету "Родной язык" посредством внеклассных мероприятий
статья

Облиндер Юлия Владимировна

Мир не стоит на месте и каждый год в образовании происходят изменения. Вот и недавно, чуть более года назад в учебном плане появились новые предметы «Родной язык» и «Родная литература». Методической литературы для подготовки совсем мало, наглядного материала тоже, конечно учителя столкнулись с проблемой -  а как же заинтересовать детей,  как показать, что изучение этого предмета важно? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_rodnoy_russkiy_yazyk_do_11.11.20.docx22.57 КБ

Предварительный просмотр:

Облиндер Юлия Владимировна

учитель родного языка,

МБОУ Озерная СШ № 9, Ширинский район

Развитие познавательных результатов и интереса к предмету

 "Родной язык"  посредством внеклассных мероприятий

Мир не стоит на месте и каждый год в образовании происходят изменения. Вот и недавно, чуть более года назад в учебном плане появились новые предметы «Родной язык» и «Родная литература». Методической литературы для подготовки совсем мало, наглядного материала тоже, конечно учителя столкнулись с проблемой -  а как же заинтересовать детей,  как показать, что изучение этого предмета важно? Многие дети вообще считают, что данные предметы часть давно привычных предметов «Русский язык» и «Литература». В рамках уроков мы конечно можем говорить про быт, традиции и культуру русского народа, но как погрузить детей в ту атмосферу, когда это зарождалось? Как показать почему это произошло?

На обычных уроках даже опытным учителям не всегда удается найти самый короткий путь к сердцу ребенка, к познанию ученика. Во внеурочное время при индивидуальном подходе к каждому эти пути сокращаются. Учитель может узнать не только те языковые вопросы, которые привлекли внимание и которыми ученик интересуется, но и гораздо более: чем он интересуется вообще, каковы его индивидуальные склонности, стремления и вкусы, и, следовательно, более успешно на него влиять. Я поняла, что внеклассное мероприятие – отличный вариант для углубления знаний по предмету, можно заполнить его заданиями направленными на развитие познавательных результатов.

Именно поэтому нужно проводить  внеклассные мероприятия по родному русскому  языку. В целях ознакомления с русскими традициями, обычаями, пробудить  интерес и понимание  нового предмета. Хоть данные предметы появились в нашей школе довольно недавно, но за это время уже было проведено несколько таких мероприятий .

Очень интересным, ярким и содержательным было празднование масленицы. Главной задачей было, познакомить учащихся младшего звена с русскими народными традициями и обычаями, расширить кругозор о русской культуре, закрепить словарь по теме «Масленица - проводы зимы». Также  прививать интерес к культурным традициям русского народа.

С незапамятных времен самым веселым, самым радостным праздником на Руси считаются проводы зимы. Сохранилась эта народная традиция и до наших дней, наполняясь из года в год новым содержанием, принимая все более интересные формы.

Мероприятия в нашей школе мы провели  на  школьном дворе.  Мы заранее подготовили чучело, символ масленицы, плакаты — стихи, загадки, пословицы и поговорки о зиме; костюмы; элементы декораций; блины; музыкальное сопровождение.

Учащиеся с радостью помогали готовится к этому мероприятию. Родители принимали  активное участие, поддержали идею о проведение праздника.  Сшили костюмы разных народов для своих детей.

Наряженные  дети  в костюмах национальных народов,  рассказывали стихи  о днях Масленичной недели, исполнили русский народный танец, водили хоровод и спели русскую народную песню, рассказывали заранее выученные пословицы на языках разных народов. Провели конкурс, кто больше назовет    поговорок, тот выигрывает небольшой приз. Пели частушки, отгадывали загадки. Дети в живую могли видеть как водятся хороводы вокруг чучела зимы, они пели частушки разученные специально для этого мероприятия. Например:

   Веселей играй, гармошка,

Масленица, не грусти!

Приходи, весна, скорее,

Зиму прочь от нас гони!

Или:

    Пришла Масленица к нам,

 Это значит быть блинам.

      Быть любви и быть добру –

Всем раздайте по блину!

Конечно, в процессе праздника шло обсуждение. А почему так пели? Что имели в виду? С чем это связано?

После мероприятия на улице,  дети возвращаются  в школу , где уже накрыт стол. На столе  лежит белая скатерть, стоит  большой самовар. Украшением стола стали поделки символизирующие Масленицу сделанные руками детей. Учитель   родного языка был одет  в старинный костюм с кокошником   на голове, который созывал всех гостей  к столу, угощал блинами с разными начинками.

Дети были увлечены  таким праздником и с радостью учили стихи, пословицы, поговорки, песни.

Такие мероприятия помогают приобщить детей  к традициям русского народа,  родной культуре, родному языку, развить интерес к новым предметам «Родной язык» и «Родная литература», и самое главное оказать положительное влияние на формирование познавательных результатов.

В ходе мероприятия учащиеся приобрели знания лексического значения некоторых древнерусских слов, познакомились и закрепили знания традиций проведения масленицы, культуры родного народа, узнали какие виды блинов можно печь. Всем детям были даны волшебные листки-блины, на которых были написанные рецепты на память от волшебного чудо-блина.

Можно провести много внеклассных мероприятий по родному языку. Примером может быть «Встреча осени», на данном мероприятии дети будут слушать стихи об осени, изучать поговорки и петь песни. Можно поставить танец листьев, на основе хоровода или старинного танца «Березки». В мероприятии «Встреча зимы» так же можно познакомиться с литературой по теме, поставить танец «Метелица», рассмотреть разные варианты старинной одежды и проследить, а что же дошло до наших дней. Празднование Пасхи так же станет очень полезным в знакомстве с родной культурой и в частности родным языком. Можно рассмотреть какие слова были в старину, подумать почему сейчас они изменились.

При подготовке к данным мероприятиям идет активная работа детей по поиску и выделению необходимой информации, происходит развитие умений структурировать знания, осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Дети проводят анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, не существенных), устанавливают  причинно-следственные связи, построение логической цепи рассуждений, выдвигают гипотезы и проводят  их обоснование. В процессе поиска костюмов и материалов идет формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. То есть создается благоприятная почва для формирования познавательных результатов. А по итогу проведения таких мероприятий могу точно сказать, что познавательный интерес к предмету возрастает. Дети с удовольствием приходят на уроке, внимательнее и активнее работают, а главное, всегда спрашивают, когда следующее такое мероприятие и что им еще нужно заранее подготовить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мой родной язык -русский!" Внеклассное мероприятие по русскому языку в 10 классе

Внеклассное мероприятие по русскому языку в старших классах средней школы. Цель: акцентировать внимание обучающихся на необходимости говорить и писать грамотно....

Развитие познавательной активности и интереса школьников посредством межпредметной интеграции

В настоящее время проблему воспитания высоко образованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов,  невозможно ...

Из опыта работы. РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К ИЗУЧЕНИЮ РУССКОГО ЯЗЫКА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕСТАНДАРТНЫХ ФОРМ ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ »

Как сделать урок русского языка интересным? Эта проблема давно тревожит учителей-словесников. Многообразие поисков ее решения находит свое отражение как в привлечении яркого, необычного дидактического...

Статья "Развитие познавательной и творческой активности учащихся посредством внеклассных мероприятий".

Организация внеклассных мероприятий по математике. Материалы для проведения математического турнира "Великолепная семерка", а  так же 4 приложения : 1. Магия чисел. 2. Примерный перечен...

Развитие познавательных и творческих интересов учащихся на уроках русского языка и литературы

Современный ребенок. Он ищет себя, меняет инте­ресы, отличается самостоятельностью и независимостью. По каждо­му вопросу у него может быть свое мнение. Его суждения, выводы удивляют своей зрел...

Сообщение по теме «Развитие познавательной активности и интереса обучающихся посредством межпредметной интеграции»

Сообщение по теме «Развитие познавательной активности и интереса обучающихся посредством межпредметной интеграции»...