Сообщение по теме «Развитие познавательной активности и интереса обучающихся посредством межпредметной интеграции»
статья на тему
Сообщение по теме «Развитие познавательной активности и интереса обучающихся посредством межпредметной интеграции»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ssoobshchenie_po_teme_razvvitie_poznavatelnogo_interesa.docx | 19.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Иозефовская основная школа»
Сообщение по теме «Развитие познавательной активности и интереса обучающихся посредством межпредметной интеграции»
Фараонова В.Н. учитель биологии
1 квалификационной категории
2018 г
Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования к результатам освоения основной образовательной программы. Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение быть построено так, чтобы дети могли самостоятельно ставить и достигать серьезных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.
Главной целью моей педагогической деятельности является развитие познавательной активности и интереса школьников посредством межпредметной интеграции.
Для этого решаются следующие задачи:
• изучить уровень познавательной активности и интереса школьников посредством интерактивного диагностирования;
• использовать инновационные методики, развивающие познавательную активность и интерес учащихся;
• научить применять приобретённые знания на практике для решения познавательных и практических задач;
Условия реализации методической системы.
Реализуя поставленную цель своей педагогической деятельности, включаю в содержание обучения следующие элементы: опыт самостоятельного переноса полученных знаний в сходные или иные ситуации, знания о целостности картины мира, понимание глубины связей явлений и процессов.
При отборе содержания образования приоритетными считаю интегрированные знания, развивающие познавательную активность и интерес школьника. Содержание программного материала связано с новизной изучаемого раздела, с использованием историзма в преподавании, с практическим применением знаний, способных подвигнуть ученика на эксперимент. Успешному предъявлению учебного материала способствует использование различных средств обучения в кабинете: компьютерная поддержка обучения и управления образовательным процессом; мультимедиа; средства массовой информации; дополнительная литература; печатные пособия; натуральные объекты; модели. Информационные компьютерные технологии заняли прочное место в процессе обучения. Практика показывает, что они имеют немало преимуществ перед традиционными методами. Среди них: индивидуализация обучения и интенсификация самостоятельной работы учащихся, повышение познавательной активности и мотивации. Использование ИКТ на уроках биологии позволяет интенсифицировать деятельность учителя и школьника; повышает качество обучения предмету; отражает существенные стороны биологических объектов, выдвигает на передний план наиболее важные (с точки зрения учебных целей и задач) характеристики изучаемых объектов и явлений природы.
Методы обучения.
В своей деятельности я применяю следующие методы обучения:
• Метод Синектики (логический) - решение творческих задач путем поиска аналогий (природная аналогия - как устроены и осуществляют процессы жизнедеятельности живые системы; символическая аналогия- изображение поисковой задачи в виде символа или схемы).
• Метод моделирования - изучение процессов и явлений с помощью схем, кратких словесных характеристик, описаний, с помощью матриц, символов.
• Метод причинно-следственного анализа, позволяющий объяснить выявленную причину и глубже исследовать суть изучаемого явления. Например: «В чём секрет механизма вдоха и выдоха? Почему не имеющие мышц лёгкие следуют за движением грудной клетки?».
• Метод эвристических вопросов (в рамках эвристического метода). Ещё Цицерон советовал всё излагать через словесную формулу «кто? что? где? чем? зачем? как? когда?».
Формы организации деятельности обучающихся. Я использую следующие формы организации деятельности: фронтальная, индивидуальная и групповая, при этом предпочтение отдаю групповым, так как считаю, что данная форма работы наиболее продуктивно развивает познавательную активность и интерес к предмету.
Особенности содержания. В своей работе отдаю преимущество мультимедийным технологиям, по сравнению с традиционными, они более многообразны: наглядное представление материала, возможность эффективной проверки знаний, многообразие организационных форм в работе учащихся и методических приемов в работе учителя. Многие биологические процессы отличаются сложностью. Дети с образным мышлением тяжело усваивают абстрактные обобщения, без картинки не способны понять процесс, изучить явление. Развитие их абстрактного мышления происходит посредством образов. В своей практической деятельности использую различные типы уроков по классификации И.Н.Казанцева: интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях; уроки в форме соревнований и игр; уроки – лекции; уроки – зачеты; уроки с использованием фантазии (урок – сказка); урок самостоятельной работы учащихся в классе; лабораторные и другие практические занятия. Но приоритет отдаю интегрированному, так как считаю, что данный тип урока побуждает учеников к более глубокому познанию мира, развивает творческую инициативу, познавательную активность и интерес, повышает эмоциональный фон урока. Интегрированные уроки и методы их проведения вносят в привычную структуру школьного обучения новизну и оригинальность. Так, например, предполагаю, что познавательная активность и интерес формируются посредством мотивации и сама интеграция может служить мотивом в развитии познавательного интереса как такового.
Новизна в методах обучения и воспитания, используемых мной на уроках, состоит в том, что я:
- перехожу с позиции носителя информации в позицию организатора познавательной деятельности учащегося;
- мотивирую познавательную деятельность за счет интереса, практической направленности, взаимопонимания и взаимоуважения к личности, добиваюсь положительного отношения к биологии и высокого рейтинга предмета в течение всех лет обучения;
- организую самостоятельную работу на уроке и систематическую, индивидуальную домашнюю работу учащегося;
- организую, постоянный контроль результатов самостоятельной работы на уроке и дома, оказываю оперативную помощь;
- создаю ситуацию успеха, планирую и предлагаю ученику посильные задания с поэтапным возрастанием их сложности;
- организую, самоанализ собственной деятельности, корректирую направленность и содержание практической деятельности. Факторами, влияющими на рост успеваемости обучающихся являются: индивидуальный подход в обучении; владение методами мотивации и стимулирования. При подготовке к уроку большое внимание уделяю проектированию его структуры. Определяю методы и приёмы обучения на каждом этапе: привлекательная цель, пересечение тем, «лови ошибку», отсроченная отгадка, фантастическая добавка, проблемный диалог и др. Обстановке непринужденного обучения во многом способствует разработанная мною система контроля: контрольная работа; программируемый опрос; тихий опрос; тест, кроссворд; фактологический диктант и др. Все это стимулирует развитие познавательной активности и интереса школьников.
Результаты обучения. Такая система работы развивает у обучающихся высокую мотивацию к учебно-познавательной деятельности, творческие способности, формирует умение ставить перед собой проблему, сравнивать и выбирать информационный материал, переводить знания, умения и навыки на уровень межпредметных связей, работать в группе. Это отражается на качестве знаний и способствует формированию образованного выпускника, качеств личности, востребованных в современном обществе
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательной активности и интереса школьников посредством межпредметной интеграции
В настоящее время проблему воспитания высоко образованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, невозможно ...
Активизация познавательной активности и интереса обучающихся на уроках литературы с помощью интерактивных методов обучения
В статье описывается опыт работы по применению интерактивных методов обучения на уроках литературы...
Использование различных методов обучения для развития познавательной активности и интереса учащихся
Статья....
Использование различных методов обучения для развития познавательной активности и интереса учащихся
Презентация....
Использование различных методов обучения для развития познавательной активности и интереса учащихся.
Статья...
Конспект открытого занятия для детей 6 лет. "Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством дидактических игр".
Конспект открытого занятия для детей 6 лет. "Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством дидактических игр"....
Проектная работа аттестуемого на тему "Развитие познавательной активности учащихся посредством новых информационных технологий"
Проектная работа аттестуемого на высшую квалификационную категорию...