Сообщение по теме «Развитие познавательной активности и интереса обучающихся посредством межпредметной интеграции»
статья на тему

Фараонова Валентина Николаевна

Сообщение по теме «Развитие познавательной активности и интереса обучающихся посредством межпредметной интеграции»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ssoobshchenie_po_teme_razvvitie_poznavatelnogo_interesa.docx19.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Иозефовская основная школа»

Сообщение по теме «Развитие познавательной активности и интереса обучающихся посредством межпредметной интеграции»

Фараонова В.Н. учитель биологии

1 квалификационной категории

2018 г

Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования к результатам освоения основной образовательной программы. Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение быть построено так, чтобы дети могли самостоятельно ставить и достигать серьезных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.

Главной целью моей педагогической деятельности является развитие познавательной активности и интереса школьников посредством межпредметной интеграции.

Для этого решаются следующие задачи:

•        изучить уровень познавательной активности и интереса школьников посредством интерактивного диагностирования;

•        использовать инновационные методики, развивающие познавательную активность и интерес учащихся;

•        научить применять приобретённые знания на практике для решения познавательных и практических задач;

Условия реализации методической системы.

Реализуя поставленную цель своей педагогической деятельности, включаю в содержание обучения  следующие элементы: опыт  самостоятельного переноса полученных знаний в сходные или иные ситуации, знания о целостности картины мира, понимание глубины связей явлений и процессов.

     При отборе содержания образования приоритетными считаю интегрированные знания, развивающие познавательную активность и интерес школьника. Содержание программного  материала  связано с новизной изучаемого раздела, с использованием историзма в преподавании, с  практическим применением знаний, способных подвигнуть ученика на эксперимент. Успешному предъявлению учебного материала способствует использование различных средств обучения в кабинете:  компьютерная поддержка обучения и управления образовательным процессом;  мультимедиа; средства массовой информации;  дополнительная литература;  печатные пособия;   натуральные объекты; модели. Информационные компьютерные технологии заняли прочное место в процессе обучения. Практика показывает, что они имеют немало преимуществ перед традиционными методами. Среди них: индивидуализация обучения и интенсификация самостоятельной работы учащихся, повышение познавательной активности и мотивации. Использование ИКТ на уроках биологии позволяет интенсифицировать деятельность учителя и школьника; повышает качество обучения предмету; отражает существенные стороны биологических объектов, выдвигает на передний план наиболее важные (с точки зрения учебных целей и задач) характеристики изучаемых объектов и явлений природы.  

Методы обучения.

В своей деятельности я применяю следующие методы обучения:

•  Метод Синектики (логический) - решение творческих задач путем поиска аналогий (природная аналогия - как устроены и осуществляют процессы жизнедеятельности живые системы; символическая аналогия- изображение поисковой задачи в виде символа или схемы).

•  Метод моделирования - изучение процессов и явлений с помощью схем, кратких словесных характеристик, описаний, с помощью матриц, символов.

•  Метод причинно-следственного анализа,  позволяющий объяснить выявленную причину и глубже исследовать суть изучаемого явления. Например: «В чём секрет механизма вдоха и выдоха? Почему не имеющие мышц лёгкие следуют за движением грудной клетки?».

•  Метод эвристических вопросов (в рамках эвристического метода). Ещё Цицерон советовал всё излагать через словесную формулу «кто? что? где? чем? зачем? как? когда?».

Формы организации деятельности обучающихся. Я использую следующие формы организации деятельности: фронтальная, индивидуальная и групповая,  при этом предпочтение отдаю групповым, так как  считаю, что данная форма работы наиболее продуктивно развивает познавательную активность и интерес к предмету.

Особенности содержания.  В своей работе отдаю преимущество мультимедийным технологиям, по сравнению с традиционными, они более многообразны: наглядное представление материала, возможность эффективной проверки знаний, многообразие организационных форм в работе учащихся и методических приемов в работе учителя. Многие биологические процессы отличаются сложностью. Дети с образным мышлением тяжело усваивают абстрактные обобщения, без картинки не способны понять процесс, изучить явление. Развитие их абстрактного мышления происходит посредством образов.      В своей практической деятельности использую различные типы уроков по классификации И.Н.Казанцева: интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях; уроки в форме соревнований и игр; уроки – лекции; уроки – зачеты; уроки с использованием фантазии (урок – сказка); урок самостоятельной работы учащихся в классе;  лабораторные и другие практические занятия.     Но приоритет отдаю интегрированному, так как считаю, что данный тип урока побуждает учеников к более глубокому познанию мира, развивает творческую инициативу, познавательную активность и интерес, повышает эмоциональный фон урока.  Интегрированные уроки и методы их проведения вносят в привычную структуру школьного обучения новизну и оригинальность. Так, например, предполагаю, что познавательная активность и интерес формируются посредством мотивации  и сама интеграция может служить мотивом в развитии познавательного интереса как такового.    

Новизна в методах обучения и воспитания, используемых мной на уроках,  состоит в том, что я:

-  перехожу с позиции носителя информации в позицию организатора познавательной деятельности учащегося;

-  мотивирую познавательную деятельность за счет интереса, практической направленности, взаимопонимания и взаимоуважения к личности, добиваюсь положительного отношения к биологии и высокого рейтинга предмета в течение всех лет обучения;

- организую самостоятельную работу на уроке и систематическую, индивидуальную домашнюю работу учащегося;

- организую, постоянный контроль результатов самостоятельной работы на уроке и дома, оказываю оперативную помощь;

- создаю ситуацию успеха, планирую и предлагаю ученику посильные задания с поэтапным возрастанием их  сложности;

- организую, самоанализ собственной деятельности, корректирую направленность и содержание практической деятельности.              Факторами, влияющими на рост успеваемости обучающихся являются: индивидуальный подход в обучении; владение методами мотивации и стимулирования.     При подготовке к уроку большое внимание уделяю проектированию его структуры. Определяю методы и приёмы обучения на каждом этапе: привлекательная цель, пересечение тем, «лови ошибку», отсроченная отгадка, фантастическая добавка, проблемный диалог и др. Обстановке непринужденного обучения во многом способствует разработанная мною система контроля: контрольная работа; программируемый опрос; тихий опрос; тест, кроссворд; фактологический диктант и др.   Все это стимулирует развитие познавательной активности и интереса школьников.        

 Результаты обучения. Такая система работы развивает у обучающихся высокую мотивацию к учебно-познавательной деятельности, творческие способности, формирует умение ставить перед собой проблему, сравнивать и выбирать информационный материал, переводить знания, умения и навыки на уровень межпредметных связей, работать в группе. Это отражается на качестве знаний и способствует формированию образованного выпускника, качеств личности, востребованных в современном обществе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности и интереса школьников посредством межпредметной интеграции

В настоящее время проблему воспитания высоко образованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов,  невозможно ...

Активизация познавательной активности и интереса обучающихся на уроках литературы с помощью интерактивных методов обучения

В статье описывается опыт работы по применению интерактивных методов обучения на уроках литературы...

Конспект открытого занятия для детей 6 лет. "Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством дидактических игр".

Конспект открытого занятия для детей 6 лет. "Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством дидактических игр"....