Родная литература 8-9 классы
рабочая программа (8 класс)

Сычева Наталья Викторовна

Программа адресована обучающимся 8, 9 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodnaya_literatura_8_9_klassy_2020.docx60.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальная бюджетная общеобразовательная организация

Пухляковская средняя общеобразовательная школа имени Анатолия Вениаминовича Калинина

(МБОО ПСОШ им. А.В. Калинина)

УТВЕРЖДАЮ:

директор

_______________(Д.В. Заберов)

Приказ № _____

от «___»___________2020 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ

 «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)»

наименование предмета по учебному плану

Уровень образования:

основное общее образование

Классы:

8,9

Количество часов, всего:

17

Учитель:

Курбанова А.З., Сычева Н.В.

 Рабочая программа разработана в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577), примерной программой по учебному предмету «родная литература (русская)» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования ,одобренной  решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 17 сентября 2020 г. № 3/20),  основной образовательной программой основного общего образования МБОО ПСОШ им. А.В. Калинина, учебного плана (приказ МБОО ПСОШ им. А.В. Калинина № ??? от ??.08.2020 г.),

2019-2020 учебный год

РАССМОТРЕНА

на заседании

методического объединения

общественно-гуманитарного

наименование методического объединения по приказу

Протокол № _____

от «___»___________2019 г.

Председатель

методического объединения

________________(_______________)

СОГЛАСОВАНА:

заместитель директора

по учебной работе

_______________(А.В. Папина)

от «___»___________2019 г.

АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

Рабочая программа по  учебному предмету «родная литература (русская)»

Адресность программы

Программа адресована обучающимся 8, 9 классов МБОО ПСОШ им. А.В. Калинина

Разработчики программы

учителя Курбанова А.З., Сычева Н.В.

УМК

Литературный материал https://arch.rgdb.ru/ Национальной электронной детской библиотеки

Место предмета в учебном плане

В соответствии с учебным планом МБОО ПСОШ им. А.В. Калинина на изучение родной литературы (русской)» в 8 классе 17  часов в неделю (0,5 часа в год);

 в 9 классе 17  часов в неделю (0,5 часа в год).

Внесенные изменения и их обоснование

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА        4

1.1. Личностные результаты освоения _____________        4

1.2. Метапредметные результаты освоения _____________        4

1.3. Предметные результаты освоения _____________        4

1.3.1. …        4

1.3.2. …        4

1.3.N. …        5

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА        6

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ        7

3.1. Объем изучаемого материала и его распределение по темам        7

3.2. Календарно-тематический план учебного предмета «_____________________», ___ класс        8

4. ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ        12

5. КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ (КИМ)        13


1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

1.1. Личностные результаты освоения примерной программы по учебному предмету «Родная литература (русская)» должны отражать:

  • осознание обучающимися российской гражданской идентичности, своей этнической принадлежности; проявление патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; чувство ответственности и долга перед Родиной; понимание гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
  • способность и готовность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, уважительное отношение к труду;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира творческой деятельности эстетического характера; осознание значимости художественной культуры народов России и стран мира;
  • способность и готовность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; готовность к совместной деятельности, активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах;
  • неприятие любых нарушений социальных (в том числе моральных и правовых) норм; ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; оценочное отношение к своему поведению и поступкам, а также к поведению и поступкам других.

1.2. Метапредметные результаты освоения примерной программы по учебному предмету «Родная литература (русская)» должны отражать сформированность универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных.

Регулятивные УУД:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные УУД:

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • навыки смыслового чтения.

Коммуникативные УУД

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами.

1.3. Предметные результаты освоения примерной программы по учебному предмету «Родная литература (русская)» должны отражать:  

  • понимание значимости родной русской литературы для вхождения в культурно-языковое пространство своего народа; осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного русского языка на основе изучения выдающихся произведений родной русской литературы;
  • проявление ценностного отношения к родной русской литературе как хранительнице культуры русского народа, ответственности за сохранение национальной культуры, приобщение к литературному наследию русского народа в контексте единого исторического и культурного пространства России, диалога культур всех народов Российской Федерации и мира;
  • понимание наиболее ярко воплотивших национальную специфику русской литературы и культуры произведений русских писателей, в том числе современных авторов, продолжающих в своём творчестве национальные традиции русской литературы;
  • осмысление ключевых для национального сознания культурных и нравственных смыслов, проявляющихся в русском культурном пространстве и на основе многоаспектного диалога с культурами народов России и мира;
  • развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России и всего человечества; понимание их сходства и различий с русскими традициями и укладом; развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
  • овладение различными способами постижения смыслов, заложенных в произведениях родной русской литературы, и создание собственных текстов, содержащих суждения и оценки по поводу прочитанного;
  • применение опыта общения с произведениями родной русской литературы в повседневной жизни и проектной учебной деятельности, в речевом самосовершенствовании; умение формировать и обогащать собственный круг чтения;
  • накопление опыта планирования собственного досугового чтения произведений родной русской литературы, определения и обоснования своих читательских предпочтений; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества.

Предметные результаты освоения примерной программы по учебному предмету «Родная литература (русская)» по годам обучения

 8 класс

  • развитие умения выделять проблематику и понимать эстетическое своеобразие произведений о легендарных героях земли русской для развития представлений о нравственных идеалах русского народа; осмысление ключевых для русского национального сознания культурных и нравственных смыслов в произведениях о Золотом кольце России и великой русской реке Волге;
  • развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России; русские национальные традиции в произведениях о православном праздновании Троицы и о родстве душ русских людей;
  • развитие представлений о русском национальном характере в произведениях о войне; о русском человеке как хранителе национального сознания; трудной поре взросления; о языке русской поэзии;
  • развитие умений давать смысловой и идейно-эстетический анализ фольклорного и литературного текста самостоятельно и воспринимать художественный текст как послание автора читателю, современнику и потомку; создавать развернутые историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в формате анализа эпизода, ответа на проблемный вопрос; самостоятельно сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других искусств; самостоятельно отбирать произведения для внеклассного чтения; развитие умений самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и оформления ее результатов, навыков работы с разными источниками информации и овладения основными способами её обработки и презентации.

 9 класс

  • развитие умения выделять проблематику и понимать эстетическое своеобразие произведений разных жанров и эпох об Отечественной войне 1812 года для развития представлений о нравственных идеалах русского народа; осмысление ключевых для русского национального сознания культурных и нравственных смыслов в произведениях об образе Петербурга и российской степи в русской литературе;
  • развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России; русские национальные традиции в произведениях об августовских Спасах и о родительском доме как вечной ценности;
  • развитие представлений о русском национальном характере в произведениях о Великой Отечественной войне; о судьбах русских эмигрантов в литературе Русского Зарубежья; о нравственных проблемах в книгах о прощании с детством;
  • развитие умений осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания, устанавливать поле собственных читательских ассоциаций, давать самостоятельный смысловой и идейно-эстетический анализ художественного текста; создавать развернутые историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в различных форматах; самостоятельно сопоставлять произведения словесного искусства и его воплощение в других искусствах; самостоятельно отбирать произведения для внеклассного чтения, определяя для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; развитие умений самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и оформления ее результатов, навыков работы с разными источниками информации и овладения различными способами её обработки и презентации.

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

8 КЛАСС – 17 часов

РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ ( 3  ч)

Преданья старины глубокой (1 ч)

Легендарный герой земли русской Иван Сусанин

С. Н.  Марков. «Сусанин».

О. А. Ильина. «Во время грозного и злого поединка…»

П. Н. Полевой. «Избранник Божий» (главы из романа).

Города земли русской (1 ч)

Ф. К. Сологуб. «Сквозь туман едва заметный…»

М.А. Кузмин. «Я знаю вас не понаслышке…»

И. И. Кобзев. «Поездка в Суздаль».

В. А. Степанов. «Золотое кольцо».

А. Софронов «Ростов –город, Ростов- Дон» - региональный компонент

Родные просторы (1 ч) региональный компонент

Дон – русская река

Народные казачьи песни.

В. С. Высоцкий. «Песня о Волге».

РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ ( 7 ч)

Праздники русского мира (2 ч)

Троица – 1час

И. А. Бунин. «Троица».

С. А. Есенин. «Троицыно утро, утренний канон…»

Н. И. Рыленков. «Возможно ль высказать без слов…»  

И. А. Новиков. «Троицкая кукушка». – 1 час

Тепло родного дома (5 ч)

Родство душ

Ф. А. Абрамов. «Валенки»- 1 час  

Т. В. Михеева. «Не предавай меня!» (главы из повести)-  2 часа

А. В. Жвалевский, Е. Б. Пастернак. «Радость жизни»- 2 часа

РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША (7 ч)

 

Не до ордена – была бы Родина (1 ч)

Дети на войне

Э. Н. Веркин. «Облачный полк» (главы).

Загадки русской души (1 ч)

Сеятель твой и хранитель

И. С. Тургенев. «Сфинкс».

О ваших ровесниках (4 ч)

Пора взросления

Б. Л. Васильев. «Завтра была война» (главы). 

Г. Н. Щербакова. «Вам и не снилось» (главы)

Лишь слову жизнь дана (1 ч)

Язык поэзии

Дон Аминадо. «Наука стихосложения».

И. Ф. Анненский. «Третий мучительный сонет».

9 КЛАСС – 17 часов

РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ  (4 ч)

Преданья старины глубокой (1 ч)

Отечественная война 1812 года в русском фольклоре и литературе

Песня «Как не две тученьки не две грозныя…» (русская народная

песня).

В. А. Жуковский. «Певец во стане русских воинов» (в сокращении).

А. С. Пушкин. «Полководец», «Бородинская годовщина» (фрагмент).

М. И. Цветаева. «Генералам двенадцатого года».

И. И. Лажечников. «Новобранец 1812 года» (фрагмент).

Города земли русской (1 ч) Петербург в русской литературе        

А. С. Пушкин. «Город пышный, город бедный…»

О. Э. Мандельштам. «Петербургские строфы».

А. А. Ахматова. «Стихи о Петербурге» («Вновь Исакий в облаченьи…»).

Д. С. Самойлов. «Над Невой» («Весь город в плавных разворотах…»).

Л. В. Успенский. «Записки старого петербуржца» (глава «Фонарики-сударики»).

Родные просторы (2 ч)   Степь раздольная

 «Уж ты, степь ли моя, степь Моздокская…» (русская народная песня).

П. А. Вяземский. «Степь».

И. З. Суриков. «В степи».  

А. П. Чехов. «Степь» (фрагмент)-  региональный компонент

РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (4 ч)

Праздники русского мира (1 ч)

Августовские Спасы

К. Д. Бальмонт. «Первый спас».

Б. А. Ахмадулина. «Ночь упаданья яблок».

Е. А. Евтушенко. «Само упало яблоко с небес…»

Е. И. Носов. «Яблочный спас».

Тепло родного дома (3 ч)  Родительский дом

А. П. Платонов. «На заре туманной юности» (главы).

В. П. Астафьев.  «Далёкая и близкая сказка» (рассказ из повести «Последний поклон»).

РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША (9 ч)

Не до ордена – была бы Родина (4 ч)

Великая Отечественная война

Н. П. Майоров. «Мы».

М. В. Кульчицкий. «Мечтатель, фантазёр, лентяй-завистник!..»

Ю. М. Нагибин. «Ваганов».

Е. И. Носов. «Переправа».

Загадки русской души (2 ч)

Судьбы русских эмигрантов

Б. К. Зайцев. «Лёгкое бремя».

А. Т. Аверченко. «Русское искусство».

О ваших ровесниках (2 ч)

Прощание с детством

Ю. И. Коваль. «От Красных ворот» (фрагмент).

Лишь слову жизнь дана (1 ч)

«Припадаю к великой реке…»

И. А. Бродский. «Мой народ».

С. А. Каргашин. «Я – русский! Спасибо, Господи!..»


3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

3.1. Объем изучаемого материала и его распределение по темам

Тема

Количество часов

Всего

в том числе:

Практические

работы

Контрольные

работы

8 класс

1

Раздел 1. Россия – родина моя

3

2

Раздел 2. Русские традиции

7

3

Раздел 3. Русский характер – русская душа

7

Итого

17

9 класс

1

Раздел 1. Россия – родина моя

4

2

Раздел 2. Русские традиции

4

  3

Раздел 3. Русский характер – русская душа

9

Итого

17

3.2. Календарно-тематический план учебного предмета «родная литература (русская)»,8 класс

№ урока

Дата

Кол-во

часов

Тема урока

план

факт

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

3.2. Календарно-тематический план учебного предмета «родная литература (русская)»,9 класс

№ урока

Дата

Кол-во

часов

Тема урока

план

факт

1.

1

Преданья старины глубокой

2

1

Петербург в русской литературе

3

1

Степь раздольная

4

1

А. П. Чехов. «Степь» (фрагмент)-  региональный компонент

5

1

Праздники русского мира

Августовские Спасы

К. Д. Бальмонт. «Первый спас».

Б. А. Ахмадулина. «Ночь упаданья яблок».

Е. А. Евтушенко. «Само упало яблоко с небес…»

Е. И. Носов. «Яблочный спас».

6

1

Тепло родного дома Родительский дом

А. П. Платонов. «На заре туманной юности» (главы).

7

1

В. П. Астафьев.  «Далёкая и близкая сказка» (рассказ из повести «Последний поклон»).

8

1

В. П. Астафьев.  «Далёкая и близкая сказка» (рассказ из повести «Последний поклон»).

9

1

Не до ордена – была бы Родина 

Великая Отечественная война

Н. П. Майоров. «Мы».

М. В. Кульчицкий. «Мечтатель, фантазёр, лентяй-завистник!..»

10

1

Ю. М. Нагибин. «Ваганов».

11

1

Е. И. Носов. «Переправа».

12

1

Е. И. Носов. «Переправа».

13

1

Загадки русской души

Судьбы русских эмигрантов  .Б. К. Зайцев. «Лёгкое бремя».

14

1

А. Т. Аверченко. «Русское искусство».

15-

16

2

О ваших ровесниках (2 ч)

Прощание с детством

Ю. И. Коваль. «От Красных ворот» (фрагмент).

17

Лишь слову жизнь дана (1 ч)

«Припадаю к великой реке…»

И. А. Бродский. «Мой народ».

С. А. Каргашин. «Я – русский! Спасибо, Господи!..»

4. ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ

№ урока

Дата

Тема урока

Причина и способ корректировки

план

факт

5. КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ (КИМ) .

В связи с небольшим количеством часов проверка знаний проводится на каждом уроке.

Рекомендуемые информационные ресурсы:

http://feb-web.ru/ Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор».

https://gufo.me/dict/literary_encyclopedia Литературная энциклопедия.

https://www.krugosvet.ru/ Универсальная энциклопедия «Кругосвет».

http://www.rulex.ru/ Русский биографический словарь.

https://www.slovari.ru/ Электронная библиотека словарей русского языка.

http://gramota.ru/ Справочно-информационный портал «Грамота.ру».

http://www.nasledie-rus.ru/ «Наше наследие» - сайт журнала, посвященный русской истории и культуре.

http://pushkinskijdom.ru/ сайт Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН – раздел «Электронные ресурсы».

http://biblio.imli.ru/ Электронная библиотека ИМЛИ РАН – раздел «Русская литература».

https://rvb.ru/ Русская виртуальная библиотека.

https://ilibrary.ru/ интернет-библиотека Алексея Комарова: представлены тексты академических изданий русской классики XIX – начала XX вв.

https://arch.rgdb.ru/ Национальная электронная детская библиотека: включает классику и современную литературу для детей и подростков, а также коллекцию диафильмов.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку родной литературы в 7 классе "Басня И.А. Крылова "Ворона и Лисица"

Презентация к уроку родной литературы в 7 классе "Басня И.А. Крылова "Ворона и Лисица"...

Конспект открытого урока по родной литературе для 5 классов

Предмет: Якутская литература. Тема урока: "Поэзия - состояние души" («Хо´оон - дуу´а хамсаа´ынын таайыы») для 5-х классов. Учитель: Павлова Мария Егоровна, учитель якутского языка и литературы МБОУ-Ко...

Презентация по родной литературе для 5 класса по теме Гамат

Презентация по родной литературе для 5 класса по теме Гамат рекомендуется учителям для закрепления.Она  помогает учащимся пересказать текст по предлагаемым слайдам......

Разработка урока по родной литературе в 8 классе "З.Намзырай "Авам ынак куштары""

Разработка урока по тувинской литературе в 8 классе З.Намзырай "Авам ынак куштары" (новая тема)...

Приказ о создании рабочей группы по разработке программ учебных предметов по обязательным предметным областям «Родной язык и литературное чтение на родном языке» (1-4 классы) и «Родной язык и родная литература» (5-9 классы)

Данные программы конкретирзируют содержание Стандарта, дают распределение часов по разделам курсов, определяют последовательность  изучения тем и разделов с учетом  межпредметных связей, воз...

Родная литература (русская) 6 класс рабочая программа и КТП. Родной язык (русский) 6 класс рабочая программа и КТП

Родная литература (русская)  6 класс рабочая программа и КТП.  Родной язык (русский) 6 класс  рабочая программа и КТП...

Распределение часов предмета Родной язык и родная литература в 5 классе в учебном плане школы

Распределение часов предмета Родной язык и родная литература в 5 классе в учебном плане школы...