адаптированная программа по родной литературе
рабочая программа (5 класс)
адаптированная программа по родной литературе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yurteev_n._rodnaya_literatura.doc | 180 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение к адаптированной основной
общеобразовательной программе
основного общего образования обучающихся с
тяжелыми нарушениями речи
муниципального автономного
общеобразовательного учреждения
муниципального образования город Нягань
«Средняя общеобразовательная школа №1»
Адаптированная рабочая программа
по родной (русской)литературе
ученика 5д класса,
на 2020-2021 учебный год
Рабочую учебную программу составила:
учитель русского языка Сипунова Н.А.
высшая квалификационная категория
г.Нягань
2020 г.
Пояснительная записка
Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования для слабовидящих обучающихся .
Содержание рабочей программы адаптировано к уровню слабовидящих обучающихся с с учетом рекомендаций ПМПК и соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов основного общего образования и требованиям к уровню подготовки учащихся.
Рабочая программа по родной (русской) литературе составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана, с учетом примерной образовательной программы основного общего образования.
Рабочая программа имеет целью формирование потребности в качественном чтении произведений русской литературы, культуры читательского восприятия и понимания литературных текстов.
Программа по родной (русской) литературе соотнесена с программой по литературе. Вместе с тем в данной программе осуществляется специфический подход к явлениям. Если программа по литературе рассматривает произведения как создания определённых писателей, то программа по родной литературе (русской литературе) - как явления искусства слова. Практическая сторона программы основного образования по родной (русской) литературе связана с формированием компетентностных способов деятельности, духовная - с нравственным развитием русского человека и воспитанием личности гражданина России.
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения: проблемно-диалогическая, технология оценивания образовательных достижений, технология продуктивного чтения, деятельностный метод обучения.
Общая характеристика учебного курса
ФГОС ООО признает приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для школьника – будущего гражданина своей страны, любящего свой народ и уважающего его традиции, язык и культуру.
Изучение родной литературы играет ведущую роль в процессах воспитания личности, развития ее нравственных качеств и творческих способностей, в сохранении и развитии национальных традиций и исторической преемственности поколений.
Родная литература как культурный символ России, высшая форма существования российской духовности и языка в качестве школьного предмета посредством воздействия на эстетические чувства воспитывает в человеке патриотизм, чувства исторической памяти, принадлежности к культуре, народу и всему человечеству.
Содержание программы каждого класса включает в себя произведения (или фрагменты из произведений) родной литературы, помогающие школьнику осмыслить её непреходящую историко-культурную и нравственно-ценностную роль. Любовь к России и человеку — вот главный нравственно-философский стержень курса, определяющий его образовательно-воспитательную ценность.
Критерии отбора художественных произведений для изучения: высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, культурно-исторические традиции.
Место учебного курса «Родная литература»
Учебный предмет «Родная литература» как часть образовательной области «Родной язык и литература» тесно связан с предметом «Родной язык». Родная литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной родной речью.
Программа учебного предмета «Родная литература» составлена на основе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленной в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, и рассчитана на общую учебную нагрузку в объеме 87,5 часов: 17,5 часов в год на каждой параллели.
Особые образовательные потребности слабовидящих обучающихся
- учет темпа учебной работы слабовидящих обучающихся;
- увеличение времени на выполнение практических работ;
- введение в образовательную среду коррекционно-развивающего тифлопедагогического сопровождения;
- постановка и реализация на общеобразовательных уроках и внеклассных мероприятиях целевых установок, направленных на коррекцию отклонений в развитии и профилактику возникновения вторичных отклонений в развитии слабовидящего;
- активное использование в учебно-познавательном процессе речи как средства компенсации нарушенных функций;
- целенаправленное формирование умений и навыков зрительной ориентировки в микро и макропространстве;
- создание условий для развития у слабовидящих обучающихся инициативы, познавательной и общей активности, в том числе за счет привлечения к участию в различных (доступных) видах деятельности;
- повышение коммуникативной активности и компетентности;
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета:
1. Формирование основ гражданской идентичности личности, включая:
- чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- осознание ответственности человека за благосостояние общества;
- восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий;
- отказ от деления на «своих» и «чужих»;
- уважение истории и культуры каждого народа.
2. Формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества:
- доброжелательность, доверие и внимание к людям,
- готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
- уважение к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;
3. Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческой нравственности и гуманизма:
- принятие и уважение ценностей семьи и общества, школы и коллектива и стремление следовать им;
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств - стыда, вины, совести - как регуляторов морального поведения;
- формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
4. Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:
- развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
- формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
5. Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:
- формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе;
- готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию;
- критичность к своим поступкам и умение адекватно их оценивать;
- готовность к самостоятельным действиям, ответственность за их результаты;
- целеустремленность и настойчивость в достижении целей;
- готовность к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
- умение противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.
Описание ценностных ориентиров содержания коррекционного курса
Содержанием данного курса является развитие познавательных процессов (ощущений, восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения). А так же формирование психологических предпосылок овладения учебной деятельностью, то есть таких психологических качеств и умений, без которых успешно учебная деятельность осуществляться не может. Это умение копировать образец, заданный как в наглядной, так и в словесной формах; умение слушать и слышать учителя, умение подчиняться словесным указаниям учителя; умение учитывать в своей работе заданную систему требований. Важно развитие и формирование психологических новообразований младшего школьного возраста (внутреннего 2 Пункт 16 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ). плана действия, т.е. умения выполнять задания в интеллектуальном плане без опоры и реального манипулирования объектами; произвольности в управлении не только двигательными, но, главным образом, интеллектуальными процессами — восприятием, вниманием, научиться произвольно запоминать, подчинять мыслительную деятельность поставленной задаче; рефлексии, т.е. умения осознавать свои психические процессы, ход своей деятельности, анализировать свой ответ, затруднения, ошибки); формирование учебной мотивации. Таким образом, происходит интеллектуально-личностно-деятельностное развитие детей, что соответствует Федеральному Государственному Образовательному Стандарту основого общего образования. Главная задача, решаемая в процессе развития восприятия, - научить обучающихся не только выделять и анализировать отдельные признаки или свойства воспринимаемых объектов (цвет, форма), но и научиться осмысливать увиденное, активно включая в процесс восприятия мыслительную деятельность. При развитии внимания значение придается как формированию его устойчивости, так и распределению внимания, т.е. умению контролировать выполнение одновременно двух или больше действий. Основным направлением в развитии памяти школьников является формирование у них опосредованного запоминания, т.е. использования для запоминания вспомогательных средств, в том числе знаков-символов. Для этого требуется умение расчленять запоминаемые объекты на части, выделять в них различные свойства, устанавливать определенные связи и отношения между каким-либо из них и некоторой системой условных знаков. Большое значение придается всестороннему развитию мыслительной деятельности, а именно таких ее операций, как анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, установление закономерностей, формирование логических операций. При развитии процессов воображения, являющегося важной составляющей уроков психологического развития, выполняются задания как на воссоздающее, так и на творческое воображение. Предлагаемые задания направлены на создание положительной мотивации, на формирование познавательного интереса к предметам и к знаниям вообще. Эта задача достигается с помощью специально построенной системы заданий, которые помогают преодолеть неустойчивость внимания детей, непроизвольность процесса зрительного и слухового запоминания и ведут к развитию мыслительной деятельности. В силу возрастных и психофизиологических особенностей обучающихся им предлагаются в основном те задания, выполнение которых предполагает использование практических действий.
Оптимальные условия для организации деятельности учащихся на уроке заключаются в:
рациональной дозировке на уроке содержания учебного материала;
- выборе цели и средств ее достижения;
- регулировании действий учащихся;
- побуждении учащихся к деятельности на уроке;
- развитии интереса к уроку;
- чередовании труда и отдыха.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Родная (русская) литература»
Личностные результаты:
1) понимание русского языка и литературы как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка и литературы; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
• владение разными видами чтения;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
• способность извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованныхязыковых средств;
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, а такжеоценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости;
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
• владение разными видами монолога и диалога;
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современногорусского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
• способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; умение совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка и литературы в жизни человека и общества:
2) понимание места родного языка и литературы в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке и литературе; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий словесности: стиль языка художественной литературы; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
7) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своегодальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении каксредстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека иобщества, многоаспектного диалога;
8) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурныхценностей народа, как особого способа познания жизни;
9) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихсяпроизведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;
10) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическимвкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно вустных и письменных высказываниях разных жанров, участвовать в обсуждениипрочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
11) развитие способности понимать литературные художественные произведения,отражающие разные этнокультурные традиции.
Содержание учебного предмета «Родная русская литература»
5 класс
Устное народное творчество (2 часа)
«Иван-крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван-крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора-народа. Особенности сюжета.
«Лиса и журавль», «Ворона и рак». Народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.
Древнерусская литература (2 часа)
Домострой. Как детям почитать и беречь отца и мать, и повиноваться им, и утешать их во всём. «Домострой» как памятник русской литературы XVI века, сборником правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи.
Афанасий Никитин из «Хождения за три моря». Исторические события, право на вымысел у древнерусского автора; нравственная позиция автора в произведениях древнерусской литературы.
Русская литература XIIIV века (1 час)
М.В. ЛОМОНОСОВ
«Лишь только дневный шум умолк…»
Русская литератураXIX века (4часа)
К.ф. Рылеев
«Иван Сусанин». Невероятный героизм и самопожертвование обычного русского крестьянина, ценной своей жизни сохранившего независимость русского народа.
Е.А. Баратынский
«Водопад». Звуковые образы стихотворения. Композиционные особенности. Состояние души лирического героя. Звукопись в произведении.
А.С. Пушкин
«Выстрел». История создания повести. Месть и преодоление желания мстить через осознание важности человеческой жизни.
Д.В. Григорович
«Гуттаперчевый мальчик». Жанр произведения. Проблематика повести и специфика композиции. Характер героев и способ повествования. Лексические особенности произведения.
Русская литература XIX века (8,5 часов)
И.С. Соколов-Микитов
«Петька», «Медведь-провожатый». Природа и человек в рассказах.
В.П. Астафьев
Рассказ «Белогрудка». Автобиографичный рассказ, основанный на детских воспоминаниях писателя. Взаимоотношения человека с природой.
К.Г. Паустовский
Рассказ «Заячьи лапы». Равнодушие и милосердие. Взаимосвязь природы и человека. Проблемный вопрос: почему люди по-разному относятся к природе.
К.М. Симонов
«Майор привёз мальчишку на лафете…». История создания стихотворения. Мотив детства, загубленного жестокой и беспощадной войной. Призыв К.М. Симонова к защите родной земли.
В.К. Железников
Повесть «Чудак из 6б». Становление характера в период взросления. Взаимоотношения подростков. Название повести, ключевое слово в нём.
Е.И. Носов
Рассказ «Варька». Послевоенные годы. Герои произведения, их радости и горести.
В.П. Крапивин
Повесть-сказка «Дети синего Фламинго». Цветопись в произведении. Моральная ответственность при принятии непростых решений.
6 класс
Русский фольклор (1 час)
Песни «Ивушка», «Ходила младёшенька по борочку…», «Казаки и Меншиков», «Плач поПетре I», «Ты, детинушка, сиротинушка...», «Вниз по матушке по Волге…» и другие по выбору.
Отражение в народных песнях быта, традиций, обрядов, национального характера. Виды песен (хороводные, лирические, исторические, календарные, обрядовые и другие). Повествовательное и лирическое начала в народной песне.
Древнерусская литература (2 часа)
«Подвиг юноши Кожемяки». Из «Сказаний о Святославе». Образное отражение жизни в древнерусской литературе.
«Житие Александра Невского» – первое русское житие князя-воина. Единство князя и народа. Своеобразие жанра. Черты воинской повести в произведении.
Литература XVIII века (1 час)
Г.Р. Державин
«Лебедь». История создания стихотворения. Торжественность слога. Размышления о судьбе творца.
Литература XIX века (7 часов)
К.Н. Батюшков.
«На развалинах замка в Швеции». Героико-историческая тематика в творчестве поэта. Противопоставление героической мощи старины мелочным, ничтожным масштабам настоящего. Способы выражения чувств лирического героя. Тропы: эпитет, метафора, оксюморон, инверсия.
Д.В. Давыдов.
Краткий рассказ о поэте. Отечественная война 1812 года глазами её участника. Стихотворение «Партизан».
Е.А. Баратынский.
«Родина». История создания стихотворения. Состояние души лирического героя. Лексические и синтаксические особенности стихотворения.
Л.Н. Толстой.
«Хаджи-Мурат». Историческая основа повести. Сюжет и композиция. Герои и образы. Художественное своеобразие. Отношение автора к главному герою.
Литература XX века (15 часов)
М.М. Зощенко.
«Монтёр». Два конфликта в рассказе. Своеобразие темы «маленького человека» в творчестве М.М. Зощенко. Художественное своеобразие рассказа. Приёмы создания комического. Характеристика персонажа.
И.С. Шмелёв.
Краткий рассказ о писателе. «Чувство слова» И.С. Шмелёва. Главы из романа «Лето Господне». Идеализацией православных начал русской жизни (1-2 главы по выбору). Анализ эпизода.
А.А. Лиханов.
Краткий рассказ о писателе. Повесть о военном детстве «Последние холода». Драматизм событий. Автобиографичность и психологизм произведения. Проблема сохранения памяти о войне.
В.П. Астафьев.
Краткий рассказ о писателе. Единство человека и природы в рассказе «Деревья растут для всех».
А.Г. Алексин.
«Я прихожу к маме…»Проблема выражения благодарности в воспоминаниях А.Г. Алексина.«Домашнее сочинение». Послевоенные годы. Проблема взросления в произведении. История о мечтах, разрушенных войной. Значение поступка главного героя. Смысл финала рассказа.
В.П. Крапивин
«Мальчик со шпагой». Нравственная красота человека в произведении.
Р.П. Погодин
«Зелёный попугай». Образ повествователя. Юмор в повести.
7 класс
Из устного народного творчества (1 час)
Былины «Святогор и Илья Муромец», «Рождение богатыря» и другие.
Богатыри, воплощающие народный идеал.Воплощение в образе богатыря национального характера и нравственных достоинств. Прославление силы, мужества, справедливости, бескорыстного служения Отечеству.
Древнерусская литература (2 час)
«Повесть временных лет»: «Единоборство Мстислава с Редедею». Историчность Поединка Мстислава с Редедей. Идея гражданственности и патриотизма.
«Житие Сергия Радонежского». Проповедь добра и милосердия в житийном жанре Древней Руси. Подвиги и чудеса при жизни преподобного Сергия Радонежского. Почитание святого в православии.
Из литературы XVIII века (1)
Г.Р. Державин
«Признание». Истинность и правдивость. Близость автора к простым людям. Готовность признать жизненные ошибки.
Из литературы XIX века (5)
А.С. Пушкин
«19 октября»: («Роняет багряный свой убор»), («Бог помочь вам, друзья мои»). Тема «дружества святого». Лицейская годовщина. Любовь к отечеству, стремление к славе.
М.Ю. Лермонтов
«Прощай, немытая Россия…». Лирическая исповедь. Раскрытие внутреннего мира героя. Непринятие политики царской России.
И.С. Тургенев
«Первая любовь».Сложность человеческих взаимоотношений. Трагичность отношений между людьми, не основанных на любви и уважении.
М.Е. Салтыков-Щедрин
«Премудрый пискарь».Бессмысленность жизни основанной на боязни опасностей и бездействии.
В.Г. Короленко
«Парадокс». Стремление человека к полноте духовной жизни. Право каждого человека на счастье.
Из литературы XX века (8,5 часов)
М. Горький
«В людях». Судьба ребёнка-сироты. Стремление героя к правде и справедливости. Роль книги в жизни ребёнка.
И.А. Бунин
«Цифры». Взаимоотношение взрослых и детей. Постижение окружающего мира ребёнком.
Взаимопонимание и чуткость как важные составляющие воспитания.
Б.Л. Васильев
«Вам привет от бабы Леры». Воспоминания. Нравственность как форма общественного сознания. Честь, совесть, милосердие, вера - необходимые для всего общества категории.
В.П. Астафьев
«Родные березы», «Весенний остров». Лирические миниатюры, объединённые темой благодарной памяти людям и сострадания ко всему живущему на земле.
В.А. Солоухин
«Ножичек с костяной ручкой». Честность, умение признавать свои ошибки, сделать правильный выбор
К. Булычев
«Белое платье Золушки». Из цикла фантастических рассказов. Чистота и непорочность души.
В.М. Шукшин
«Забуксовал». Наблюдательность читателя. Неумение аргументировать своё мнение.
8 класс
Из устного народного творчества (1 час)
Песни «В темном лесе, в темном лесе...», «Уж ты ночка,ты ноченька темная...», «Ивушка, ивушка, зеленая моя!..». Музыка и поэзия фольклора.
Из древнерусской литературы (1 час)
«Моление Даниила Заточника». Первым опытом древнерусской дворянской публицистики. Обращение к князю Ярославу Всеволодовичу. Сочетание цитат из Библии, летописи с живой речью, сатирой, направленной против бояр и духовенства.
Из русской литературы ХIХ века (6 часов)
К.Ф. Рылеев
«Державин». Дума как жанр русской революционной гражданской поэзии. Идеал поэта, для которого общественное благо превыше личного.
М.Ю. Лермонтов
«Маскарад». Трагическая судьба героев: жизнь превращается в блестящий, но бессмысленный пустой маскарад. Пороки общества.
Н.В. Гоголь
«Портрет». Проблема истинного искусства и места художника в современном мире.
И.С. Тургенев
«Три встречи». Лирико-психологический, исповедальный характер рассказа о женской любви.
Н.А. Некрасов
«Дедушка». Необходимость передать новым поколениям истинные ценности для обретения счастья и процветание государства.
Л.Н. Толстой
«Холстомер». Аллегория. Утверждение идеи равенства всего живого в природе и безнравственности общества, основанного на насилии.
Из русской литературы ХХ века (9,5 часов)
М. Горький
«Сказки об Италии». Цикл рассказов – впечатлений, полученных во время путешествия по Италии. Народная душа. Неограниченные возможности творческого народного гения, творящего сказки и легенды, перерастающие в новые жизненные формы.
С.А. Есенин
«Письмо матери». Усталость от житейских невзгод, тоска по ушедшей чистой юности и отчему дому. Разочарование в жизни и раскаяние в собственных поступках перед матерью.
Б.Л. Пастернак
«Быть знаменитым некрасиво...» Сущность творчества и кодекс жизни поэта.Творец должен стремиться следовать кодексу жизни. В этом литературное бессмертие.
А.C. Грин
«Бегущая по волнам». Красоту и чудеса рядом вокруг нас. Богатая внутренняя жизнь человека не должна остаться незамеченной.
В.П. Астафьев
«Ангел-хранитель». Жизнь деревенской семьи в послевоенные годы. Любовь, доброта, милосердие близких.
Я.В. Смеляков
«Хорошая девочка Лида».Любовь возвышает, помогает творить новый мир . Естественность, завершённость стихотворения.
В.Ф. Тендряков
«Весенние перевертыши». Сложности «переходного» (от детства к юности) этапа человеческой жизни, поиска себя как личности.
Д.С. Лихачев
«Заметки о русском». Красота русской природы. Взаимосвязь между человеком и природой.
9 класс
Из русской литературы первой половины XIX века (3 часа)
А.С. Пушкин
«К портрету Жуковского», «Вольность», «Сожженное письмо», «Если жизнь тебя обманет...», «Ты и вы», «Цветок», «Поэт», «Бахчисарайский фонтан». Выразительное чтение и интерпретация.
М.Ю. Лермонтов
«Поцелуями прежде считал...», «Нищий», «Я не хочу, чтоб свет узнал...», «Расстались мы, но твой портрет...», «Есть речи — значенье...», «Предсказание», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»). Выразительное чтение и интерпретация.
Н.В. Гоголь
«Женитьба». Одна из первых русских комедий, в центре которой оказалась обычная бытовая сцена, смешная и грустная одновременно. Типы персонажей.
Из русской литературы второй половины XIX века (8 часов)
И.А. Гончаров
«Обыкновенная история». Изменения в мировоззрении и характере главного героя – типичного молодого человека своего поколения – под влиянием перемен в обществе и житейских перипетий.
А.Н. Островский
«Свои люди — сочтемся».Мир бездушных и бездуховных людей. «Отцы» живут по законам обмана, а «дети», взрослея, легко перенимают эти законы, оставаясь равнодушными к своим родителям.
Ф.И. Тютчев
«Поэзия», «Эти бедные селенья…». Выразительное чтение и интерпретация.
А.А. Фет
«Это утро, радость эта…», «На заре ты ее небуди…». Выразительное чтение и интерпретация.
А.К. Толстой
«Смерть Иоанна Грозного». Деспотизм Ивана IV. Цель, которую он считает благородной, -сохранение и усиление собственной власти.
М.Е. Салтыков-Щедрин
«Карась-идеалист». Аллегорическое изображение современного писателю общества.
Н.С. Лесков
«Запечатленный ангел». Рождественский рассказ. Чудесные явления. Русское иконописное творчество.
А.П. Чехов
«Дуэль», «В овраге». Зло, как грех, окутывающий жизнь человека. Отсутствия в человеке желания изменить свою участь и строй своей души.
Из русской литературы второй половины XX века (6,5 часов)
М. Горький
«Бывшие люди». Образы людей из народа. Противоречивость народного характера, контраст между сильными и слабыми, светлыми и темными его сторонами.
А.Н. Толстой
«День Петра». Россия не смогла войти в европейскую семью как равная держава. Отношение русского народа к своему царю. Характерные черты личности русского царя: властный нрав, пытливый ум, государственное мышление, умение брать ответственность на себя, а главное — желание как можно больше успеть сделать в этой жизни для любимой им родины.
С.А. Есенин
«Собаке Качалова», «Мы теперь уходим понемногу…». Выразительное чтение и интерпретация.
А.П. Платонов
«На заре туманной юности». Формирование жизненных взглядов молодой девушки на фоне революционного перелома. Связь судьбы человека с судьбой страны.
М.А. Шолохов
«Родинка». Самое святое жизни - это любовь родителей и детей. Никакая война не способна уничтожить эти сильнейшие человеческие чувства.
Календарно-тематическое планирование по родной (русской) литературе (5 класс)
№ п/п | Тема урока | Количество часов |
Устное народное творчество (2 ч) | ||
1 | «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. | 1 |
2 | Народные представления о справедливости, добре и зле в сказках «Лиса и журавль», «Ворона и рак». | 1 |
Древнерусская литература (2 ч) | ||
3 | Домострой. Как детям почитать и беречь отца и мать, и повиноваться им, и утешать их во всём. | 1 |
4 | Афанасий Никитин из «Хождения за три моря». | 1 |
Русская литература XIIIV века (1 ч) | ||
5 | М.В. Ломоносов. «Лишь только дневный шум умолк…» | |
Русская литература XIX века (4 ч) | ||
6 | К.Ф. Рылеев «Иван Сусанин». | 1 |
7 | Е.А. Баратынский «Водопад». | 1 |
8 | А.С. Пушкин «Выстрел». | 1 |
9 | Д.В. Григорович «Гуттаперчевый мальчик». | 1 |
Русская литература XX века (8,5 ч) | ||
10 | И.С. Соколов-Микитов «Петька», «Медведь-провожатый». | 1 |
11 | В.П. Астафьев. «Белогрудка». | 1 |
12 | К.Г. Паустовский «Заячьи лапы». | 1 |
13 | К.М. Симонов «Майор привёз мальчишку на лафете…». | 1 |
14 | В.К. Железников. «Чудак из 6 б». | 1 |
15 | Е.И. Носов «Варька». | 1 |
16 | В.П. Крапивин «Дети синего Фламинго». | 1 |
17 | Промежуточная контрольная работа | 1,5 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по родной литературе
Рабочая программа по родной литературе, 6 класс, по ФГОС ООО...
Рабочая программа по родной литературе для учащихся 10-12 классов специальных ( коррекционных) школ VIII вида
Данная программа может быть использована учителями специальных ( коррекционных) школ VIII вида....
Программа по Родной литературе 10 класс ( 34 часа)
Программа по Родной литературе 10 класс...
Рабочая программа по родной литературе в 12 классе
12-ги класстың «Тыва чогаал» эртемин өөредирде ортумак ниити өөредилгеге хамаарыштыр «Россия Федерациязының өөредилге дугайында» Федералдыг хоойлузунга 29.12.2012 № 273, Россияның өөредилге болгаш эрт...
Рабочая программа по родной литературе 6 класс
2016-2017 уерэх дьылыгар 6 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...
адаптированная программа по родному русскому языку
адаптированная программа по родному русскому языку...
Адаптированная рабочая программа по родной литературе 8 класс
Адаптированная рабочая программа по родной литературе 8 класс...