Методическая разработка интегрированного урока "Путешествие по Чукотке и Магаданской области"
методическая разработка
В современном мире, в связи с процессами, происходящими вокруг, меняются ценностные ориентиры современного человека. Формирование мировоззрения — главное в обучении. Интеграция способствует формированию целостного взгляда на мир, пониманию сущностных взаимосвязей явлений и процессов. Именно на уроке родного языка, через поиск информации из различных источников, через работу с картой, через решение практических заданий, учащиеся получают возможность получения глубоких и разносторонних знаний, совершенно по-новому осмысливая события и явления окружающей жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_po_chukotke_i_magadanskoy_oblasti.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока «Путешествуем по Чукотке и Магаданской области.
Составила: учитель истории и обществознания Лаврищук Евдокия Михайловна. МБОУ «ШИ с.Омолон».
Цель: через изучение микротопонимов родных мест, помочь учащимся ближе и глубже познать свой родной край, привить интерес к изучению его истории и названий местных географических объектов на родном языке.
Задачи:
1. Познакомить учащихся с топонимикой как наукой, образованием топонимов, их этимологией.
2. Формировать навыки научно-познавательной деятельности по изучению родного края.
3. Воспитывать чувства гордости и уважения к языковой культуре, истории родного края .
4.Ообогатить словарный запас учеников на эвенском языке.
Формировать УУД:
Личностные УУД
- способствовать расширению словарного запаса детей;
- формировать основы гражданской идентичности — чувства гордости за свою малую Родину как неотъемлемой части России;
- развитие воображения при выполнении заданий.
Коммуникативные УУД
- умение оформлять свою мысль в устной форме, слушать и понимать речь других.
Регулятивные УУД
- высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;
- умение извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация);
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт.
Познавательные УУД
- делать выводы на основе обобщения знаний, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
Оборудование: карта Чукотского автономного округа и Магаданской области, презентация, раздаточный материал.
- Организационный момент
Здравствуйте дети. Дорова Кунал. Еттык. Амто. Я с вами поздоровалась на русском, эвенском и корякском языке. Каждый народ, когда здоровается, желает хорошего настроения, здоровья. И сегодня, я хочу вам пожелать замечательного настроения и плодотворной работы на уроке.
II. Актуализация знаний
- Ребята, прочитайте на экране слова-названия. Что их объединяет?
Сеймчан, Омсукчан, Магадан, Омолон….
- Сегодня мы с вами, ребята, отправимся в далёкое прошлое нашего края. Будем говорить об именах, но не о ваших именах, а об именах рек, сельских местностей, городов Чукотского автономного округа и Магаданской области. Узнаем, откуда появилось то или иное название на карте нашего края и что оно обозначает.
III. Сообщение темы урока
- Сообщение темы урока по картинкам.
-Обратите внимание на доску. Подумайте, что объединяет данные изображения? (земной шар, самолёт, машина, тундра, море)
- Путешествие. Мы отправимся с вами в путешествие, только по Чукотскому автономному округу и Магаданской области. Тема урока так и будет называться «Путешествие по Чукотке и Магаданской области». Слайд.
2. Фронтальная беседа.
Чтобы отправиться в путешествие, как вы думаете, что нам необходимо с собой взять? (одежду)
Правильно, одежда, шапка, куртка. Но нам, необходима тёплая одежда. Из чего делают одежду народы Севера? Из шкур животных, кожа млекопитающих и рыб. Давайте, тогда познакомимся с названиями одежды на эвенском языке.
Слайд. Шапка – АВАН куртка - ТЭТИ фартук - НЭЛ обувь - УНТА
Обратите внимание, у меня есть кукла в эвенской традиционной одежде. Давайте попробуем собрать образ из национальной женской одежды. (Один помощник помогает одеть ученицу в национальную эвенскую одежду, учащиеся проговаривают слова на эвенском).
Мы с вами тепло оделись, теперь давайте отправимся в путешествие.
3. Глоссарий.
Слайд. - Ребята, заглянем в словарь и найдем слово, которое нам пригодится на уроке «Топонимика».
Топони́мика (происходит от греческого слова — место и имя, название) это — наука, изучающая географические названия, их происхождение, смысловое значение, написание и произношение.
Топонимы - это названия, связанные с селениями и их природными особенностями.
- У каждого селения и города есть названия. Рядом могут быть реки, пруды, овраги, леса, родники, луга. Всему этому люди давали свои названия - топонимы.
-Как вы думаете, на каком языке давали названия жители Чукотки и Магаданской области? (эвенский, чукотский, эскимосский, юкагирском). Слайд. Карта «Расселение народов Севера».
IV. Практическая работа.
Задание 1. Я вам раздам карты, красным цветом отмечены названия местностей на эвенском языке, желтым цветом – название местностей на чукотском языке, а остальные, не отмеченные имеют современные названия, трогать их сегодня не будем. Остановимся только красном цвете, т. е. название местностей на эвенском языке. Я Вам раздала справочник по топонимике, найдите, что означают эти названия.
Сеймчан – река, левый приток Колымы; посёлок. Эвен. Хэйимчэн – «полынья».
Омсукчан – «омчикан» - река, правый приток Сугоя, посёлок. Эвен. Омчикчан – «небольшая топь», где омчик – «топь» и «чан» - уменьшительный суффикс.
Ола – река, впадает в Тауйскую губу Охотского моря, одноименный посёлок Ола. По поводу названия есть разные толкования. От эвен. hoла – «ковш». Второе предположение – от эвен. олра – «рыба». Третье предположение – от эвен. ола, олари – «брод».
Магадан – город на побережье Охотского моря. Имеет разные толкования. С эвен. МонОдан – «жилище из плавника». С эвен. Мэгдэн – «крутой берег».
Мадаун. Мада́ун (эвенск. Магадавен) — посёлок дорожников в Тенькинском районе Магаданской области (в 160 км от города Магадана, в 70 км от посёлка Палатка Хасынского района). Основная версия, по которой получил своё название посёлок, это эвенское название реки Магадавен, близ которой расположен посёлок.
Омолон – река, правый приток Колымы. С эвен. Омэлэн – «Филин», «там, где обитают Филины». С якутского Омомон – «богатырь». С юкагирского Омол Он – «хороша река».
Задание 2. Эвены-оленеводы в основном вели традиционный быт возле рек. Как вы думаете почему? Да, потому что основной вид занятий были рыболовство и оленеводство. Оленей не пасут же по горам, нужна ровная поверхность земли. Река – это источник жизни. Омолонские эвены, поэтому давали названия только рекам. Например, посмотрите на слайд, как бы назвали эту реку? (Слайд – лиса). Лиса по эвенски «Хуличан», на этой реки очень часто встречали лис. (Слайд – корабли). По эвенски корабли «Нёлка», где речка протекает, есть скалы и они похожи на корабли. (Слайд - мамонт) По эвенски река Кемендя – это место связано с мамонтами или «кладбище мамонтов». (Слайд- гуси) По эвенски Намындыкан – это место переводится как «Гусиный».
Давайте повторим слова. (Слайд).
V. Рефлексия
Вот и заканчивается наше путешествие. (Музыка звук природы) Закройте глаза и представьте то место, где бы вы хотели побывать на Чукотке или в Магаданской области. Может это будет Анадырский лиман, где можно увидеть морских животных или маленький остров Айон, или река Анюй, где вы смогли бы сплавиться вниз по реке. Представили, а теперь отметьте на карте. (Учащиеся отмечают, то место, где они хотели бы побывать, делятся впечатлениями).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка обобщающего урока 11 класс по теме «Область определения функции»
Методическая разработка обобщающего урока 11 класс по теме «Область определения функции»...
Методическая разработка по техническому творчеству для обучающихся в области информатики «Тайны планеты «Мир презентаций»»
Цель: подведение итогов работы объединения за год Задачи: стимулирование и поощрение творчества воспитанников, мотивация на участие в конкурсах и поиск познавательной информации...
«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс
Данная работа посвящена 1150- летию образования российской государственности. В работе представлены: история образования российской государственности, история симво...
Методическая разработка: "Расширенный план – конспект урока по образовательной области "Технология" на основе ФГОС второго поколения. 5класс".
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» дека...
Учебно-методическая разработка интегрированного урока-конференции по английскому языку и психологии «Выдающиеся ученые Великобритании и России в области медицины и психологии»
Данная методическая разработка ставит целью развитие формирования целостного представления о выдающихся ученых России и Великобритании в рамках перекрестного года культуры...
Методическая разработка урока по географии "Географическое положение Нижегородской области"
Тема урока: Географическое положение Нижегородской области. Его влияние на природу и хозяйство....
методическая разработка классного часа по теме " Образование Ростовской области"
Цель классного часа: воспитание патриотов Ростовской области на примерах исторических событий и персоналей, явлений современной жизни области, формирование умения прослеживать историческую взаимосвязь...