Морфологический разбор имени существительного.
план-конспект урока (5 класс)
Цели:
1. Образовательная: знать порядок морфологического разбора существительного. Формировать умение производить устный и письменный разбор.
2. Развивающая: уметь применять морфологический разбор, развивать логическое мышление, внимание, память, орфографическую зоркость.
3. Воспитательная: воспитывать самостоятельность, чувство ответственности за соблюдение норм и правил русского литературного языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_-_morfologicheskiy_razbor_sushchestvitelnogo.docx | 20.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Вайц Е.Е
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ
Тема: Морфологический разбор имени существительного.
Цели:
1. Образовательная: знать порядок морфологического разбора существительного. Формировать умение производить устный и письменный разбор.
2. Развивающая: уметь применять морфологический разбор, развивать логическое мышление, внимание, память, орфографическую зоркость.
3. Воспитательная: воспитывать самостоятельность, чувство ответственности за соблюдение норм и правил русского литературного языка.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Приветствие детей. Проверка готовности учащихся к уроку.
Сообщение цели урока.
II. Подготовка к изучению нового материала
Работа с текстом. Синтаксический разбор предложений (материал распечатан).
Ле..кый ветерок гон..т облачка по небу, В тих., дни над землей летает ли..кая п..утина. Осень – пора сбора птиц к отлету. В д..лекий путь отправляют..ся дикие гуси. Оставляют свои болота журавли.
(И.С. Соколов-Микитов)
Сделать вывод о синтаксической роли существительных в предложении.
Учитель:
Ребята, сегодня мы с вами будем учиться составлять опорный конспект или схему имени существительного, в которой мы обобщим наши знания об этой части речи, вспомним, какими грамматическими и морфологическими признаками характеризуется эта часть речи, а также какую синтаксическую роль выполняет существительное в предложении. На морфологических признаках мы остановимся более подробно.
(Во время повторения признаков имени существительного на интерактивной доске выводится схема, которая заполняется по мере называния признаков, учащиеся одновременно с учителем заполняют свою тетрадь).
III. Изучение нового материала
Знакомство с порядком морфологического разбора существительного, составление на основе этого материала рассказа о существительном по опорным словам (материал распечатан):
Порядок морфологического разбора имени существительного
1) Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.
2) Начальная форма (именительный падеж единственного числа).
3) Постоянные признаки:
собственное — нарицательное; одушевлённое — неодушевлённое; род; склонение.
4) Непостоянные признаки:
падеж; число.
5) Синтаксическая роль в предложении.
Образец морфологического разбора имени существительного
Над лугом летают весёлые стрекозы.
Устный разбор
1) (над) лугом — имя существительное. Обозначает предмет, отвечает на вопрос «что?»
2) Начальная форма — луг.
3) Постоянные признаки: нарицательное; неодушевлённое; мужской род; 2 склонение.
4) Непостоянные признаки: творительный падеж, единственное число.
5) В предложении является второстепенным членом (обстоятельством места), поясняет сказуемое: летает (где?) над лугом.
Письменный разбор
1) (над) лугом — имя сущ.(что?).
2) Н.ф. — луг.
3) нариц., неодуш., м. р., 2-ое скл.
4) Т.п., ед. ч.
5) Вт. член. Летает (где?) над лугом.
Пример
1) Имя существительное обозначает , отвечает на вопросы, начальная форма имени существительного –.....
2) Имена существительные имеют следующие постоянные признаки:
………
относятся к ……… или , или роду,
к…………, или ………., или ………склонению.
Имена существительные имеют следующие непостоянные признаки:
Существительное изменяется по …………. и …………………
3) В предложении имя существительное может быть …………………...
Имя существительное не является членом предложения, если …………………………………………………………………………………………………
IV. Закрепление нового материала
Работа с текстом (материал распечатан):
Стакан вишни
Мама принесла с рынка стакан вишен. Она отдала все вишни Кате.
«Я тоже хочу вишен» – сказал Боря маме. «Ты свои вишни съел весной», – ответила мама и достала из шкатулки вишневую веточку с засохшими цветами. Боря посмотрел на ветку и сказал: «Эту ветку сломал я. Но ведь это были только цветы».
Письменно ответьте, почему мама отдала вишни дочке?
Найти в тексте по 1 существительному всех трех склонений, выписать их в тетрадь и произвести письменно их морфологический разбор.
Помните! При определении синтаксической роли существительного в предложении мы задаем смысловой вопрос, а не падежный.
Со словом вишня составить предложения, доказав, что это слово может выступать в роли различных членов предложения, а может и не быть членом предложения, записать эти предложения в тетрадь.
Задание «Самый внимательный»
Найдите ошибки, допущенные при выполнении морфологического разбора.
На сосне мы увидели пёстрого дятла. Я захотел найти его гнездо.
(На) сосне – сущ.,
н.ф. – сосне ,
собств., неодуш., ж.р.,
ед.ч., Д.п.
Дятла – сущ.,
н.ф. –дятлы,
нариц.. одуш., м.р., ед.ч.,
Р.п.
Гнездо - сущ.,
н.ф. – гнездо,
нариц., неодуш., ср.р.,
И.п.( ед.ч.)
V. Домашнее задание.
Работа с текстом К. Паустовского (материал распечатан).
Неслыханная жара стояла в то лето над лесами. Утром наплывают вереницы белых облаков. В полдень облака стремительно рванулись вверх, к зениту, и на глазах уносились и исчезали где-то за границами неба. Жаркий ураган дул уже две недели без передышки. Смола, стекавшая по сосновым стволам, превратилась в янтарный камень.
Определить его стиль. Подчеркнуть в тексте олицетворения. Подобрать синонимы к слову неслыханная (жара). Каким синонимом можно заменить слово рвались (вверх)?
Выписать из текста существительные, состоящие из приставки, корня, суффикса и окончания. Сделать письменный морфологический разбор любых трех существительных из текста.
VI .Подведение итогов.
Учитель тезисно повторяет основные моменты урока, по ходу задавая вопросы ученикам. Оценивание деятельности учеников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Морфологический разбор имени существительного"
Материал может быть использован на обобщающих уроках по теме "Имя существительное"....
Русский язык.5 класс. Презентация к уроку по теме "Морфологический разбор имени существительного"
Презентация к уроку русского языка в 5 классе позволяет полностью повторить и обобщить знания учащихся по теме "Имя существительное" и отработать порядок морфологического разбора данной части речи....
Конспект открытого урока "Морфологический разбор имени существительного"
Конспект открытого урока "Морфологический разбор имени существительного"...
Презентация по теме"Морфологический разбор имени существительного" 5 класс
Материал по теме "Морфологический разбор имни существительного"...
план урока русского языка в казахской школе на тему "Морфологический разбор имени существительного"
План урока русского языка на тему "Морфологический разбор имени существительного" составлен для 5 класса. Ознакомление с новым материалом, закрепление темы , задания разработаны для ра...
Презентация по теме: "Имя существительное как часть речи. Морфологический разбор имени существительного"
Имя существительное как часть речи. Морфологический разбор имени существительного....
Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи.
Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи....