Морфологический разбор имени существительного.
план-конспект урока (5 класс)

Цели:

1. Образовательная: знать порядок морфологического разбора существительного. Формировать умение производить устный и письменный разбор. 
2. Развивающая: уметь применять морфологический разбор, развивать логическое мышление, внимание, память, орфографическую зоркость. 
3. Воспитательная: воспитывать самостоятельность, чувство ответственности за соблюдение норм и правил русского литературного языка. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_-_morfologicheskiy_razbor_sushchestvitelnogo.docx20.79 КБ

Предварительный просмотр:

Вайц Е.Е

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ 
Тема: Морфологический разбор имени существительного.


Цели: 

1. Образовательная: знать порядок морфологического разбора существительного. Формировать умение производить устный и письменный разбор. 
2. Развивающая: уметь применять морфологический разбор, развивать логическое мышление, внимание, память, орфографическую зоркость. 
3. Воспитательная: воспитывать самостоятельность, чувство ответственности за соблюдение норм и правил русского литературного языка. 


  Ход урока:

I. Организационный момент. 
Приветствие детей. Проверка готовности учащихся к уроку.
Сообщение цели урока. 

II. Подготовка к изучению нового материала

                   Работа с текстом. Синтаксический разбор предложений (материал распечатан). 

Ле..кый ветерок гон..т облачка по небу, В тих., дни над землей летает ли..кая п..утина. Осень – пора сбора птиц к отлету. В д..лекий путь отправляют..ся дикие гуси. Оставляют свои болота журавли. 
(И.С. Соколов-Микитов) 

Сделать вывод о синтаксической роли существительных в предложении. 

                  Учитель: 

Ребята, сегодня мы с вами будем учиться составлять опорный конспект или схему имени существительного, в которой мы обобщим наши знания об этой части речи, вспомним, какими грамматическими и морфологическими признаками характеризуется эта часть речи, а также какую синтаксическую роль выполняет существительное в предложении. На морфологических признаках мы остановимся более подробно. 
(Во время повторения признаков имени существительного на интерактивной доске выводится схема, которая заполняется по мере называния признаков, учащиеся одновременно с учителем заполняют свою тетрадь). 

III. Изучение нового материала

Знакомство с порядком морфологического разбора существительного, составление на основе этого материала рассказа о существительном по опорным словам (материал распечатан): 

Порядок морфологического разбора имени существительного

1) Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.

2) Начальная форма (именительный падеж единственного числа).

3) Постоянные признаки:

собственное — нарицательное; одушевлённое — неодушевлённое; род; склонение.

4) Непостоянные признаки:

падеж; число.

5) Синтаксическая роль в предложении.

 

Образец морфологического разбора имени существительного

 

Над лугом летают весёлые стрекозы.

 Устный разбор

1) (над) лугом — имя существительное. Обозначает предмет, отвечает на вопрос «что?»

2) Начальная форма — луг.

3) Постоянные признаки: нарицательное; неодушевлённое; мужской род; 2 склонение.

4) Непостоянные признаки: творительный падеж, единственное число.

5) В предложении является второстепенным членом (обстоятельством места), поясняет сказуемое: летает (где?) над лугом.

Письменный разбор

1) (над) лугом — имя сущ.(что?).

2) Н.ф. — луг.

3) нариц., неодуш., м. р., 2-ое скл.

4) Т.п., ед. ч.

5) Вт. член. Летает (где?) над лугом.

 

Пример
1) Имя существительное обозначает , отвечает на вопросы, начальная форма имени существительного –..... 
2) Имена существительные имеют следующие постоянные признаки: 
………
относятся к ……… или , или роду, 
к…………, или ………., или ………склонению. 
Имена существительные имеют следующие непостоянные признаки: 
Существительное изменяется по …………. и ………………… 
3) В предложении имя существительное может быть …………………... 
Имя существительное не является членом предложения, если ………………………………………………………………………………………………… 

IV. Закрепление нового материала

Работа с текстом (материал распечатан):

Стакан вишни 
Мама принесла с рынка стакан вишен. Она отдала все вишни Кате. 
«Я тоже хочу вишен» – сказал Боря маме. «Ты свои вишни съел весной», – ответила мама и достала из шкатулки вишневую веточку с засохшими цветами. Боря посмотрел на ветку и сказал: «Эту ветку сломал я. Но ведь это были только цветы». 

Письменно ответьте, почему мама отдала вишни дочке? 
Найти в тексте по 1 существительному всех трех склонений, выписать их в тетрадь и произвести письменно их морфологический разбор. 
Помните! При определении синтаксической роли существительного в предложении мы задаем смысловой вопрос, а не падежный.
 Со словом вишня составить предложения, доказав, что это слово может выступать в роли различных членов предложения, а может и не быть членом предложения, записать эти предложения в тетрадь.

Задание «Самый  внимательный»  

Найдите ошибки, допущенные при выполнении морфологического разбора.                                                        

На сосне мы увидели  пёстрого дятла. Я захотел  найти его гнездо.                                                                                                                                              

(На) сосне – сущ.,

 н.ф. – сосне ,

собств., неодуш., ж.р.,

ед.ч., Д.п.  

Дятла – сущ.,

н.ф. –дятлы,

нариц.. одуш., м.р., ед.ч., 

Р.п.  

Гнездо -  сущ.,

н.ф. – гнездо,

нариц., неодуш., ср.р., 

И.п.( ед.ч.)

V. Домашнее задание.
Работа с текстом К. Паустовского (материал распечатан). 
Неслыханная жара стояла в то лето над лесами. Утром наплывают вереницы белых облаков. В полдень облака стремительно рванулись вверх, к зениту, и на глазах уносились и исчезали где-то за границами неба. Жаркий ураган дул уже две недели без передышки. Смола, стекавшая по сосновым стволам, превратилась в янтарный камень. 

Определить его стиль. Подчеркнуть в тексте олицетворения. Подобрать синонимы к слову неслыханная (жара). Каким синонимом можно заменить слово рвались (вверх)? 
Выписать из текста существительные, состоящие из приставки, корня, суффикса и окончания. Сделать письменный морфологический разбор любых трех существительных из текста.

VI .Подведение итогов.
Учитель тезисно повторяет основные моменты урока, по ходу задавая вопросы ученикам. Оценивание деятельности учеников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Морфологический разбор имени существительного"

Материал может быть использован на обобщающих уроках по теме "Имя  существительное"....

Русский язык.5 класс. Презентация к уроку по теме "Морфологический разбор имени существительного"

Презентация к уроку русского языка в 5 классе позволяет полностью повторить и обобщить знания учащихся по теме "Имя существительное" и отработать порядок морфологического разбора данной части речи....

Конспект открытого урока "Морфологический разбор имени существительного"

Конспект открытого урока "Морфологический разбор имени существительного"...

Презентация по теме"Морфологический разбор имени существительного" 5 класс

Материал по теме "Морфологический разбор имни существительного"...

план урока русского языка в казахской школе на тему "Морфологический разбор имени существительного"

План урока русского языка  на тему "Морфологический разбор имени существительного" составлен для 5 класса. Ознакомление с новым материалом, закрепление темы , задания разработаны для ра...

Презентация по теме: "Имя существительное как часть речи. Морфологический разбор имени существительного"

Имя существительное как часть речи. Морфологический разбор имени существительного....

Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи.

Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи....