Роман Л.Н. Толстого «Война и мир». Война и мир без кавычек. Смысл названия.
проект (11 класс)
Оглавление:
- Л.Н. Толстой на пути к роману «Война и мир».
- Споры о названии.
- Смысл названия романа «Война и мир».
- Выводы.
- Литература.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
referat_voyna_i_mir.docx | 44.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Центр образования»
Самарской области (отделение №2)
Реферат
Роман Л.Н. Толстого «Война и мир». Война и мир без кавычек. Смысл названия.
Выполнил:
Ученик 11-А класса
Сорокин Дмитрий
Проверила:
Учитель русского языка и литературы
Краснова И.Н.
г. Самара, 2020
Оглавление:
- Л.Н. Толстой на пути к роману «Война и мир».
- Споры о названии.
- Смысл названия романа «Война и мир».
- Выводы.
- Литература.
Л. Н. Толстой на пути к роману «Война и мир».
Творческая история романа-эпопеи необычайно сложна. «Война и мир» — итог подвижнического шестилетнего труда (1863-1869). Сохранилось множество вариантов, черновых набросков, объем которых значительно превосходит основной текст романа. Замысел произведения складывался в течение нескольких лет. Сначала Толстой задумал роман из современной жизни—о декабристе, возвращающемся в 1856 г. из ссылки. В 1860 г.были написаны три главы романа «Декабристы».
В 1863 г. Толстой начал работу над «Романом из времени 1810-1820 годов». Но на этот раз его заинтересовал более широкий круг вопросов. От повествования о судьбе декабриста он перешел к теме декабризма как общественно-исторического явления, поэтому обратился не к современности, а к 1825 г. — эпохе «заблуждений и несчастий» главного героя, а затем к Отечественной войне 1812 г. и предшествовавшим ей событиям 1805-1807 гг. Именно в этот исторический период, по мнению Толстого, формировался особый тип сознания, свойственный будущим участникам тайных обществ.
Уже в 1863 г. было создано несколько вариантов начала романа. Один из набросков — «Три поры» — появился, когда Толстой собирался писать трилогию о декабристе, охватывающую три эпохи: 1812, 1825 и 1856 гг. Постепенно хронологические рамки романа расширялись: действие должно было происходить в 1805, 1807, 1812, 1825 и 1856 гг. Однако позднее писатель ограничился более узкой исторической эпохой. Появились новые варианты, в том числе «День в Москве (именины в Москве 1808 года)». В 1864 г. был написан отрывок «С 1805 по 1814 год. Роман графа Л. Н. Толстого. 1805 год. Часть 1. Глава 1». Главным героем стал декабрист (это соответствовало первоначальному замыслу), однако из «декабристской » трилогии уже окончательно выделился замысел исторического романа об эпохе наполеоновских войн. Толстой изучал исторические документы, задумав написать хронику жизни дворянской семьи начала века. В этом произведении должно быть несколько частей.
Передав рукопись первой части («1805 год») в журнал «Русский вестник» (опубликована в начале 1865 г.), Толстой засомневался в правильности своего замысла. Он решил дополнить «замысел характеров» «замыслом историческим», ввести в роман исторических деятелей — Александра I и Наполеона, написать их «психологическую историю». Это потребовало обращения к историческим документам, тщательного изучения мемуаров и писем начала XIX в. На этом этапе существенно усложнилась жанровая структура произведения. Из-за обилия исторических материалов, представлявших самостоятельный интерес, оно уже не укладывалось в рамки традиционного семейно-бытового романа. В конце 1865 г. была создана вторая часть романа «1805 год».
В 1866-1867 гг. Толстой сделал наброски последних частей романа под названием «Все хорошо, что хорошо кончается». Финал романа отличался от финала окончательного варианта «Войны и мира»: герои успешно и «без потерь» прошли через тяжелые испытания. Кроме того, важная тема «Войны и мира» — историко-философская — была едва намечена, изображение исторических лиц играло второстепенную роль.
Работа над романом, вопреки планам Толстого, на этом не закончилась. Замысел снова расширился. На этот раз появилась одна из основных тем будущего романа-эпопеи — тема народа. Изменился облик всего произведения: из семейно-исторического романа («1805 год») оно превратилось в эпическое произведение огромного исторического масштаба. В него вошли картины Отечественной войны 1812 г., пространные размышления о ходе и смысле исторических событий. В сентябре 1867 г. Толстой совершил поездку на Бородинское поле, для того чтобы изучить место одного из величайших сражений, решившего исход войны. Заново пересмотрев все написанное, писатель отказался от первоначального варианта финала и от названия «Все хорошо, что хорошо кончается», ввел новых персонажей и окончательно определил название романа: «Война и мир».
Споры о названии
В современном русском языке слово «мир» имеет два разных значения, «мир» — антоним к слову «война» и «мир» — в смысле планета, община, общество, окружающий мир, место обитания. (ср. «На миру и смерть красна»). До орфографической реформы 1917—1918 годов эти два понятия имели различное написание: в первом значении писалось «миръ», во втором — «міръ». Существует легенда, что Толстой якобы использовал в названии слово «міръ» (Вселенная, общество). Однако все прижизненные издания романа Толстого выходили под названием «Война и миръ», и сам он писал название романа по-французски как «La guerre et la paix». Существуют различные версии возникновения этой легенды.
Согласно одной из них, неоднозначность возникла при первой полной публикации романа. В 1868 году в издательстве М. Н. Каткова выходит книга, на титульном листе которой начертано: «Война и миръ». Сохранился предваряющий это событие документ от 24-25 марта 1867 года, адресованный М. Н. Лаврову — служащему типографии Каткова. Это проект договора об издании романа. Интересно то, что заглавие его в документе — «Тысяча восемьсотъ пятый годъ» — зачёркнуто одной чертой и рукой Л. Н. Толстого над словами «Тысяча восемьсот» написано: «Война и міръ». Но, безусловно, любопытно и то, что в самом начале документа над словами «Милостивый Государь, Михаилъ Николаевичъ» карандашом начертано: «Война и Миръ». Сделано это рукой Софьи Андреевны, очевидно, при наведении порядка в бумагах мужа в восьмидесятые годы.
По другой версии, легенда возникла из-за опечатки, допущенной в издании 1913 года под редакцией П. И. Бирюкова. В четырёх томах романа заглавие воспроизводится восемь раз: на титульном листе и на первой странице каждого тома. Семь раз напечатано «миръ» и лишь один раз — «міръ», причём на первой странице первого тома.
Существует, наконец, ещё одна версия. Согласно ей, легенда произошла от опечатки в оригинальном издании популярного труда Георгия Флоровского. В написании названия романа почему-то использована буква «i».
Поддержка легенде была оказана в 1982 г., когда в популярной телепрограмме «Что? Где? Когда?» был задан вопрос на эту тему и дан «правильный» ответ. Эти вопрос с ответом в том же году попали в книгу В. Ворошилова «Феномен игры». 23 декабря 2000 года, в юбилейной игре, посвящённой 25-летию передачи, этот же ретро-вопрос был повторен снова. И снова знатоками был дан тот же ответ — никто из организаторов не удосужился проверить вопрос по существу.
Следует отметить, что в названии «почти одноимённой» поэмы Маяковского «Война и міръ» (1916) намеренно используется игра слов, которая была возможна до орфографической реформы, но сегодняшним читателем не улавливается.
Смысл названия романа «Война и мир».
В 19 веке слова МИРЪ и МiРЪ в русском языке различались по значению. Вот какие значения имеют эти слова в словаре Даля:
МИРЪ -
- Отсутствие войны, ссоры
- Согласие, единодушие
- Спокойствие
МiРЪ -
- Вселенная
- Земной шар
- Все люди
- Община, общество крестьян
В современном русском языке существует единое написание данного слова. Они считаются омонимами, причем каждое слово в свою очередь многозначно. Вот как определяются значения этих слов в академическом словаре:
МИР1
- Все формы материи в земном и космическом
пространстве - Земной шар, Земля
- Всё живое, всё окружающее
- Люди вообще
- Порядок, строй жизни
МИР2
- Согласие, отсутствие разногласий
- Отсутствие войны
- Прекращение военных действий, мирный договор
- Покой, благополучие
Л. Н. Толстой действительно связывает название своего романа со словом «мир» в значении «отсутствие войны, раздоров и вражды между людьми». Свидетельством тому являются эпизоды, в которых звучит тема осуждения войны, выражается мечта о мирной жизни людей. Однако значение слова «мир» в произведении Толстого носит также более широкое значение, чем просто призыв к мирной жизни. Перед нами действительно раскрывается весь широкий и многообразный мир России.
Слово «мир» - всеохватно. Это и обычная, повседневная людская жизнь вне войны, и мир как целый свет, И, наконец, взгляд на мир как на общность людей, народ, человеческое существование.
Слово «мир» многопланово раскрывается на страницах эпопеи. Русские солдаты, надевающие чистые белые рубахи перед Бородинским сражением, - символ, по сути, двоякий. С одной стороны, он достаточно мирен, но с другой - ополченцы, готовясь к бою, заранее готовятся принять смерть. Следовательно, это уже жестокая война, навязавшая свои неестественные законы.
Крестьянский бунт в селе Богучарово - мир.
Есть в романе и особые миры - дорогие и близкие героям люди. Есть мир героя как его жизненная и философская концепция. Это мир Пьера, князя Андрея. У Наташи Ростовой тоже свой особый поэтический, мечтательный мир, мир прекрасной человеческой души.
Петербургские салоны, их посетители, великосветские балы, званые обеды, дуэли, визиты, увеселения и кутежи, охота, любовные увлечения, разгул, разврат и измены. Таким предстает перед нами высший свет. И рядом со всем этим — Святки, встреча ряженых, жизнь дворянской усадьбы, зарождение идей декабризма. Помимо этого — фальшивые ритуалы масонов, законодательная деятельность Сперанского и многие другие стороны русской жизни.
Мир богатых и мир бедных, мир дворянства и мир крестьян, мир эгоизма и бездуховности и мир высокой нравственности и морали раскрываются перед нами во всей своей правдивости, точности и полноте, со всеми своими недостатками,- изъянами или, наоборот, со всей гармонией и стремлением к всеобщему счастью.
Толстой рисует нам мир светских салонов, но основное его внимание все-таки сосредоточено на народе. Именно русский народ, простые русские люди являются для писателя воплощением правды, справедливости, носителями высшей духовности и цельности.
«Мир» в романе — это и необъятные просторы Земли. Это великолепные, красочные пейзажи, помогающие наиболее точно понять обстановку, в которой живут и действуют герои, их состояние и ход мыслей, характер их переживаний, весь эмоциональный мир героев.
Сложнейший мир человеческой души — еще одна сторона понятия «мир» в заголовке романа. С одной стороны, великое душевное богатство Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой, княжны Марьи, с другой — примитивный мир души светских трутней, таких как Курагины, Несвитский, Жерков, Шерер.
Рисуя обычную, повседневную жизнь Ростовых, Курагиных, Болконских, Безуховых, Друбецких, Бергов, со всеми их радостями и горестями, влюбленностями и разочарованиями, болезнями и восторгами, писатель воссоздает сложнейший и изменчивый мир человеческих отношений, мир обыкновенного человеческого счастья и несчастья.
Всех героев можно разделить на любимых- «людей мира» и нелюбимых «людей войны». Люди мира — любимые герои Толстого. Они ищут смысл жизни, ошибаются, страдают, живут сложной внутренней жизнью. Кутузов, Болконские, Ростовы, Тимохин Платон Каратаев — люди мира, т.к. ими движет жажда согласия. Нелюбимые делают карьеру. Достигают определенных успехов, но не меняются внутренне.
Война (в толстовском понимании)- не только военные столкновения враждующих армий, это вообще вражда, непонимание, эгоистический расчет, ложь, лицемерие, низость в человеческих отношениях. Война существует не только на войне. В обычной,
повседневной жизни людей, разделённых социальными и нравственными барьерами,
неизбежны конфликты и столкновения. Князь Василий, его дети, граф Растопчин, Друбецкие- люди войны, так как ими движет чувство зависти, эгоизм, хотя многие из них не участвуют в сражениях. Войной веет иногда с мирных на первый взгляд, сцен романа. Вспомним о борьбе князя Василия и Друбецкой, дуэль Безухова с Долоховым, бешеные ссоры Пьера с Элен и Анатолем, постоянные конфликты в семье Болконских, и даже в семье Ростовых, когда Наташа тайно от близких хочет бежать с Анатолем или когда мать принуждает Соню отказаться от брака с Николаем. НЕПОНИМАНИЕ, РАЗЪЕДИНЕНИЕ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ВЕДЕТ К БОРЬБЕ, ПОХОЖЕЙ НА ВОЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ.
Приглядевшись к участникам этих столкновений, мы заметим, что наиболее частые участники или виновники их – Курагины. Где они – там всегда война, порождаемая тщеславием, самолюбием и низкими корыстными интересами. К миру войны принадлежит также и Долохов, которому явно доставляет удовольствие мучить и убивать (иногда «как бы соскучившись ежедневной жизнью», он «чувствовал необходимость каким-нибудь странным, большею частью жестоким поступком выходить из нее», как в случае с квартальным, которого ради забавы привязал спиной к медведю, с Пьером или с Ростовым). Долохов чувствует себя в своей стихии и на настоящей войне, где он благодаря своему бесстрашию, уму и жестокости быстро продвигается на командные должности. Так, к концу войны 1812 года мы находим его уже во главе партизанского отряда.
Самим воплощением войны и военной стихии в романе является Наполеон, одновременно воплощающий собой личное начало. Наполеон освещал блеском своей славы и обаянием своей личности весь ХIХ век. Толстой использует всевозможные доводы и художественные средства, чтобы развенчать Наполеона. Он называет Наполеона «самодовольным и ограниченным» и описывает его так, чтобы снизить его образ, вызвать у нас к нему физическое отвращение. Имя Наполеона связано с толстовским пониманием войны. Отношение к войне у Толстого определяется его всепобеждающим пацифизмом. Для него война – абсолютное зло, противное Богу и человеческой природе убийство себе подобных. Толстой всячески старается разрушить историко-книжное, героическое восприятие войн: видение их как войн царей и полководцев, сражающихся за великие идеи и совершающих славные подвиги. Толстой сознательно избегает всякой героизации войны и изображения подвигов на поле боя. Для него война может быть только страшной, грязной и кровавой. Толстого не интересует сам ход битвы с точки зрения полководца: его интересуют ощущения рядового, случайного участника сражения,. Что он чувствует и переживает, не по своей воле подвергаясь смертельной опасности? Что испытывает, убивая себе подобного, отнимая у него самое дорогое – жизнь? Толстой рисует эти чувства с исключительной правдивостью и психологической достоверностью.
Из философии войны в целом вытекает изображение войн 1805 и 1812 годов. Первая видится Толстым как война «политическая», «силовая игра» дипломатических кабинетов, ведущаяся в интересах правящих кругов. Поражение России в этой войне объяснялось тем, что солдаты не понимали, за что она ведется и за что им надо умирать, поэтому настроение у них было подавленное. Под Аустерлицем у русских, по словам Андрея Болконского, потеря была почти равная с французами, но мы сказали себе очень рано, что мы проиграли сражение, – и проиграли». Напрасно Наполеон приписывал победу своему военному гению. «Решают участь сражения не распоряжения главнокомандующего, не место, на котором стоят войска, не количество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила, называемая духом войска». Именно эта сила предопределила победу России в освободительной войне, когда солдаты дрались за свою землю. Накануне Бородинской битвы князь Андрей уверенно говорит, что «завтра, что бы там ни было, <...> мы выиграем сражение!», и его батальонный командир Тимохин подтверждает: «Правда истинная. <...> Что себя жалеть теперь! Солдаты в моем батальоне, поверите ли, не стали водку пить: не такой день, говорят». Этот пример красноречивей всяких громких слов говорит о серьезности боевого настроя и о том патриотизме, который не выражается в красивых речах. Скорее наоборот: те, кто хорошо говорит о патриотизме и самоотверженном служении, всегда лгут и приукрашивают себя. Толстой, как мы помним, вообще мало цены придает словам, считая что они редко выражают истинные чувства.
Таким образом, освободительную войну Толстой оправдывает. Война 1812 года вполне соответствует его представлениям о том, что течение войны не зависит от воли правителей и генералов. Роль Кутузова как главнокомандующего заключалась только в том, чтобы понять историческую закономерность войны и не мешать ее естественному течению. Важны были не его распоряжения, а его авторитет и доверие к нему всех солдат, внушаемое одним его русским именем, ибо в опасную для отечества минуту потребовался русский главнокомандующий, подобно тому, как за отцом во время смертельно опасной болезни лучше будет ухаживать сын, нежели самая искусная сиделка. Кутузов понимал и принимал непреложный ход событий, не пытался изменять его своей волей и фаталистически ждал угаданного им исхода. Понимая, что французское нашествие захлебнется и погибнет само собой, но победит их только «терпение и время», которые вынудят захватчиков «есть лошадиное мясо», Кутузов старался только не тратить войско в бессмысленных сражениях, мудро выжидая.
Война (в толстовском понимании)- не только военные столкновения враждующих армий, это вообще вражда, непонимание, эгоистический расчет, ложь, лицемерие, низость в человеческих отношениях. Война существует не только на войне. В обычной,
повседневной жизни людей, разделённых социальными и нравственными барьерами,
неизбежны конфликты и столкновения. Князь Василий, его дети, граф Растопчин, Друбецкие- люди войны, так как ими движет чувство зависти, эгоизм, хотя многие из них не участвуют в сражениях. Войной веет иногда с мирных на первый взгляд, сцен романа. Вспомним о борьбе князя Василия и Друбецкой, дуэль Безухова с Долоховым, бешеные ссоры Пьера с Элен и Анатолем, постоянные конфликты в семье Болконских, и даже в семье Ростовых, когда Наташа тайно от близких хочет бежать с Анатолем или когда мать принуждает Соню отказаться от брака с Николаем. НЕПОНИМАНИЕ, РАЗЪЕДИНЕНИЕ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ВЕДЕТ К БОРЬБЕ, ПОХОЖЕЙ НА ВОЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ.. И неизбежно случилось так, что носителями подлинного героизма явились простые, скромные люди, такие, как капитан Тушин или Тимохин, забытые историей; “грешница” Наташа, добившаяся выделения транспорта для русских раненых; генерал Дохтуров и никогда не говоривший о своих подвигах Кутузов. Именно они, забывающие о себе и спасающие Россию.
Таким образом, значение заглавных слов «Война и мир», пожалуй, не менее богато, чем содержание самого произведения, и поэтому может служить ключом к нему, но, конечно, и само проясняется текстом всей книги. В названии романа-эпопеи заключено широкое обобщение. Это не просто противопоставлениё добра и зла, мирного существования военному. Это противопоставление истинного патриотизма, подлинной человечности, «отсутствия всего личного», естественности, безыскусности, героизма, простодушия, бескорыстия, братства, единения ложному патриотизму, эгоизму, своекорыстию, духовной пустоте, тщеславию, притворству, фальши, высокомерию, расчетливости, карьеризму, неприкрытой вражде, соперничеству и лживости.
Выводы:
1)Толстой писал и перерабатывал роман «Война и мир» на протяжении 1863-1869гг. В наборной рукописи он назывался «Война и мiр»(через i десятеричное). Слово «мiр», в отличие от «мир», означало не «отсутствие войны», а «общество», «община». Таким образом смысл заглавия не «война и отсутствие войны», а « война и общество».
2)Название произведения «Война и мир» отражает глубокий философский смысл, оно многозначно.
Мир-
- Жизнь народа, не находящегося в состоянии войны.
- Весь свет, Вселенная.
- Братство людей, не зависящее от национальных и классовых различий.
- Ближайшее окружение человека.
- Крестьянский сход, затеявший бунт в Богучарове.
- Мировоззрение, круг идей героев романа.
- Это жизнь.
Война-
- Военные действия враждующих армий.
- Воинственная враждебность людей в мирной жизни, разделенных социальными и нравственными барьерами.
- Зло, насилие, кровопролитие.
- Разъединение людей, непонимание, эгоизм.
- Конфликт человека с самим собой.
- Все, что разрушает гармонию.
- Это смерть.
Литература:
1)Большой академический словарь русского языка. Т. 10.-М.,2009.
2)Бочаров С.Г. Роман Л.Н.Толстой «Война и мир».- М.,1978.
3)Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка.-М.,2011.
4)Кандиев Б.И. Роман-эпопея Л.Толстого «Война и мир»:Комментарий.-М.,1967.
5)Линков В.Я. Мир и человек в творчестве Л.Толстого и И.Бунина.-М.,1989.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы "Изображение войны 1812 года в романе Л.Н. Толстого "Война и мир"
Отечественная война 1812 года – кульминационный центр романа: она сломала прежние условия жизни, разрушила, хотя бы временно, социальные перегородки, выдвинула на передний край главную силу исто...
Отечественная война 1812 года. Философия войны в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».
Раскрыть композиционную роль философских глав; проследить изображение Отечественной войны 1812 г.; исходя их взглядов писателя на историю, раскрыть их силу и слабость; развитие творческих способностей...
Анализ эпизода «Отъезд Андрея на войну» (по роману Л.Н.Толстого «Война и мир», том 1, часть 1, глава XXVIII).
Урок решает задачи формирования ключевых компетенций литературного образования:- умения анализировать эпизод литературного произведения,- формирования нравственных семейных ценностей,- умения видеть с...
Презентация для урока литературы по роману Л.Н.Толстого "Война и мир" в 10 классе по теме: "История создания, жанр и проблематика романа Л.Н.Толстого"
Презентация предназначена в помощь учителю для проведения первого урока литературы по изучению романа-эпопеи Л.Н.Толстого "Война и мир" в 10 классе....
Отечественная война 1812 года. Философия войны в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».
Раскрыть композиционную роль философских глав; проследить изображение Отечественной войны 1812 г.; исходя их взглядов писателя на историю, раскрыть их силу и слабость; развитие творческих способностей...
Литературно-музыкальная композиция «Открывая великий роман», по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»
Цели и задачи внеклассного мероприятия: - сформировать представление об отражении событий Отечественной войны1812г. На страницах романа Л.Н.Толстого «Война и мир»; - развивать коммуникативные навыки...
Открытый урок литературы в 10 классе с использованием ИКТ на тему: Кутузов и Наполеон в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». «И нет величия там, где нет простоты, добра и правды» Л.Н. Толстой
Цель урока: сравнить образы Наполеона и Кутузова в романе «Война и мир»; узнать, как раскрываются они автором в романе, соответствуют ли реальным историческим личностям, рассмотреть вопрос...