Литературно-музыкальная композиция «Открывая великий роман», по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»
план-конспект урока по литературе (10 класс)

Кухаренко Валерия Валерьевна
Цели и задачи внеклассного мероприятия: - сформировать представление об отражении событий Отечественной войны1812г. На страницах романа Л.Н.Толстого «Война и мир»; - развивать коммуникативные навыки; - сопоставить исторические факты и их художественное изображение; - прививать интерес к литературе и истории; - продолжить воспитание гражданственности и патриотизма. - дать представление о тенденции развития литературы периода Великой Отечественной войны; - расширить рамки программного материала по теме "Литература периода Великой Отечественной войны"; - показать тесную связь развития литературы и истории; - проследить эволюцию образа Родины в 30-40 годы; - раскрыть роль публицистики в военное время; - натолкнуть учащихся на размышления о прошлом России, своей Родине;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_11.docx32.12 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Литературно-музыкальная композиция

«Открывая великий роман»,

по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»

10 класс

Цель:

Цели и задачи внеклассного мероприятия:

- сформировать представление об отражении событий Отечественной войны1812г. На страницах романа Л.Н.Толстого «Война и мир»;

- развивать коммуникативные навыки;

- сопоставить исторические факты и их художественное изображение;

- прививать интерес к литературе и истории;
- продолжить воспитание гражданственности и патриотизма.

- дать представление о тенденции развития литературы периода Великой Отечественной войны;

- расширить рамки программного материала по теме "Литература периода Великой Отечественной войны";

- показать тесную связь развития литературы и истории;

- проследить эволюцию образа Родины в 30-40 годы;

- раскрыть роль публицистики в военное время;

- натолкнуть учащихся на размышления о прошлом России, своей Родине;

Оборудование:

Вступление:

Ведущая: Bonjour, mesdames et messieurs! je suis heureux de vous voir dans mon salon! Aujourd'hui, nous allons vous parler d’œuvre magnifique de Leon Tolstoi " La Guerre et la Paix"

Ведущий: А можно на русском языке, а то мы не совсем понимаем.

Ведущая: Очень жаль, что не понимаете. А ведь было время, когда общение в великосветских гостиных велось именно на французском языке. Да и часть самого знаменитого русского романа, которому посвящена наша встреча сегодня, написана Л.Н. Толстым на французском языке. И создано произведение было в родовом имении Толстых – Ясная поляна.

( экскурсия по ясной поляне)

 ПРЕЗЕНТАЦИЯ…….

(0)Недалеко от старинного русского города Тулы находится известная во всем мире усадьба Ясная Поляна.(1) Этот уголок России по праву занимает особое место в истории не только русской, но и мировой культуры(2): здесь родился 28 августа 1828 года гениальный писатель и мыслитель – Лев Николаевич Толстой.(3)

Итак, мы входим в дом.Очень тихо входим. Уже в передней (4) – шкафы с книгами. Это часть огромной библиотеки, принадлежавшей трём поколениям Толстых(5): деду со стороны матери – князю Волконскому(5а), отцу Льва Николаевича и самому Толстому.

Самая большая комната в доме(6) – зала. Поражает отсутствие каких - либо (6а) предметов роскоши. Из зала мы переходим в гостиную,(7) где жила Татьяна Александровна Ергольская, вырастившая Толстого, его братьев и сестру. После смерти Ергольской здесь была комната Софьи Андреевны, которая одновременно служила и столовой.() По соседству с гостиной – кабинет писателя (8),занимающий центральное место в музее.() В эту его своеобразную крепость во время работы никто не входил. Софья Андреевна строго охраняла покой мужа (8б)и в неурочные часы никого к нему не допускала. Вся обстановка кабинета, как и многочисленные «мелочи», сохранялись во всей полноте. Кажется, только Толстой только-только покинул эту комнату…

В последние годы жизни писателя соседняя с кабинетом комната была его спальней.(9) Простая железная кровать, тумбочка, фаянсовый умывальник, два кресла с решетчатыми спинками, бюро. На стенах портреты отца, жены, дочерей Маши и Тани. Живо представляешь себе, как в 12 часу ночи Лев Николаевич входит в спальню(10), зажигает свечу, берёт записную книжку, вечное перо и делает очередную запись.

За стеной кабинета, с северной стороны, расположены две смежные комнаты: ремингтонная (или «секретарская»)(11) и библиотечная. Их Толстой шутя называл канцелярией(12). Здесь переписывались черновики рукописей, размножались запрещённые цензурой статьи, писались ответы на письма. Черновики для удобства автора (из-за плохого подчерка) переписывались домашними: например, «Война и мир» была переписана четыре раза, «Анна Каренина» - семь раз, «Кавказский пленник – 100 раз» (!)

Покидая дом, мы спускаемся на первый этаж (13) и проходим в комнату под сводами(13), хорошо известную по картине Репина.(14) Именно здесь созрел план и написано начало великого романа «Война и мир»,

Ведущий: Классика… как воспринять её богатство, проникнуть в духовный мир героев, чтобы суметь понять всю сложность исканий А.Болконского и П.Безухова, полюбить Наташу Ростову и Марью Болконскую. Вновь и вновь листаем мы страницы романа «Война и мир», читаем и перечитываем сцены, которые надолго остаются в памяти, которые вызвали к жизни немало поэтических строк. Среди них такие:

Ходит тёмной аллеей Болконский,

Задумчивый, бледный,

У Наташи Ростовой распахнуто в полночь окно.

И никто не тревожит колокольчик

На деревне бедных,

Словно граф-правдолюб

Из усадьбы уехал давно.

     Мы будем сегодня говорить о персонажах романа, чьи судьбы «только звено в бесконечном опыте человечества, всех людей: и прошлых, и будущих, и ныне живущих».

   Итак, мы начинаем. Добрый день, дорогие друзья, гости! Мы рады пригласить вас совершить путешествие в 19 век, вместе с нами окунуться в мир героев романа Л.Н.Толстого «Война и мир».

I часть.

Оформление: столик, свечи, музыка, Анна Павловна встречает гостей, на столе сервиз, дамы пьют чай.

Сцена № 1 «В доме А.П.Шерер»

А.П.Шерер:

Моя гостиная понемногу наполняется. Приехала высшая знать Петербурга, люди самые разнородные по возрасту и характерам, но одинаковые по обществу, в каком все живут.(обращается к дамам) Милые дамы, обратите внимание, вот приехала дочь князя Василия, красавица Элен.

1 дама:

Приехала и молодая маленькая княгиня Болконская, прошлой зимой она вышла замуж и теперь редко выезжает в свет по причине своей беременности. Не правда ли, весело смотреть на эту хорошенькую будущую мать.

2 дама:

Ах, ах, посмотрите на этого молодого человека со стриженой головой. А эти нелепые очки! Однако одет –то он по моде.: светлые панталоны, коричневый фрак, высокое жабо. Представьте себе, это незаконнорожденный сын графа Безухова. И не подумаешь, что он впервые в обществе.

3 дама:

А вот появился и князь Болконский, весьма красивый молодой человек. У меня такое ощущение, что мы все не только знакомы ему, но уже и надоели так, что и смотреть на нас и слушать наши беседы ему очень скучно. Смотрите, смотрите, он скорчил гримасу. Она портит его красивое лицо.

(в исполнении учащихся звучит романс «Гори, гори, моя звезда»,

Музыкальная заставка.
Звучит старинный вальс. Через несколько секунд в класс входят и кружатся в танце две пары в костюмах, встают перед классом у доски и приветствуют присутствующих (девушки – реверансом, юноши – наклоном головы).

Андрей Болконский: «Весь мир для меня разделён на две половины. Одна – она, и там всё счастье, надежда, свет; другая половина – всё, где её нет, там всё уныние и пустота».
Наташа Ростова: «Вы все меня ненавидите, презираете!»
Пьер: «Теперь всё кончено, да и я люблю её. Ge vois aime». 
Элен: «Что вы доказали этой дуэлью? То, что вы дурак, так это все знали! Ежели бы вы были умнее, то я бы предпочитала ваше общество!»

Музыка затихает, остаются на сцене Болконский и Безухов
Сцена № 2 “Диалог А.Болконского и П. Безухова”.

А.Болконский:

Никогда, никогда не женись, мой друг; вот тебе мой совет, не женись до тех пор, пока не скажешь себе, что ты сделал все, что мог, и до тех пор не перестанешь любить ту женщину, какую ты выбрал, пока ты не увидишь ясно ее, а то ты ошибешься, жестоко и непоправимо.

П. Безухов:

Мне смешно, что вы себя считаете неспособным, свою жизнь – испорченною жизнью. У вас все, все впереди. Я считаю, что вы в высшей степени соединяете в себе те качества, которых нет у меня. Я всегда удивляюсь вашей способности спокойного обращения со всякого рода людьми, вы всегда так энергичны.

А. Болконский:

Ты спросишь: “Почему? Я отвечу. Хочу идти к своей цели, хочу быть свободным и достичь ее. Но я связал себя с женщиной, потерял свободу. Гостиные, сплетни, балы – вот заколдованный круг, из которого я не могу выйти. И это глупое общество… Я отправляюсь на войну, на величайшую войну…”

П. Безухов:

Да, у каждого своя дорога. Но я хочу счастья. Недавно говорил с Элен, довольна ли она вечером. А она, кА и всегда с простотой отвечала, что нынешние именины были для нее одними из самых приятных. Я, кажется, поцеловал ее. Теперь уже поздно, да, я люблю ее.

(В исполнении учащихся звучит романс “Я встретил вас…”)

Ведущий:

Слова А.Болконского об уходе на войну не были бравадой. И мы переносимся в дом Болконских в имение Лысые горы, где происходит прощание Андрея с отцом и сестрой.

Сцена № 3 “А.Болконский, Марья Болконская, отец”

Отец:

А, воин! Бонапарта завоевать хочешь, примись хоть ты за него хорошенько! Здорово, сынок!

А. Болконский:

Дайте опомниться, батюшка!

М. Болконская:

Мне сказали, что ты велел закладывать. Бог знает, на сколько времени расстаемся. Ты очень переменился, Андрюша. У меня к тебе есть большая просьба.

А. Болконский:

Что, мой друг?

М. Болконская:

Это не будет стоить тебе никакого труда. (Достает образок из сумочки.) Его еще наш дедушка носил во всех войнах. Я тебя благословляю образом, и ты обещай мне, что никогда не будешь снимать. Обещаешь?

А. Болконский:

Очень рад, право, очень рад, мой друг.

М.Болконская:

Он спасет и помилует тебя, в нем одном истина и успокоение. Пожалуйста, Андрэ, для меня. (Одевает ему на шею образок.)

Сцена № 4 “Отец и сын Болконские”.

Отец:

Едешь? Спасибо за то, что за бабью юбку не держишься! О жене не заботься: что возможно, то будет сделано.

А. Болконский:

Все исполню, батюшка! Пришел проститься.

Отец:

Помни одно, князь Андрей, коли тебя убьют, мне, старику, больно будет. А коли узнают, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет стыдно.

А. Болконский:

Этого вы могли бы мне не говорить, батюшка. Прощайте!

(В исполнении учащихся звучит романс “Мой костер в тумане светит”.)

Часть II.

Ведущий:

Дамы и господа, уважаемые гости, я приглашаю вас в имение Ростовых, где на балу мы вновь встретимся с уже знакомыми нам героями. А сейчас, господа, неповторимая мелодия вальса.

(Танцуем вальс.)

Мы рады видеть вас в доме Ростовых. Просим извинить за задержку вечера. Государь несколько задерживается, а без него, как вы знаете, бал не начинается. Напоминаю, что приветствуют государя мужчины кивком головы, а дамы – реверансом.

Вдруг все зашевелилось, толпа заговорила, подвинулась, опять раздвинулась. И между расступившихся рядов вошел государь с семьей.

(Вальс царской семьи.)

Ведущий:

Глухая полночь. Строем длинным осеребренные луной стоят кареты на Тверской пред домом пышным и старинным.

Сцена № 5 “Беседует группа дам”.

1-я дама:

Обратите внимание, графиня, это голландский посланник, видите седой. А вот она, царица Петербурга, графиня Безухова. Говорят, принц без ума от нее. Как хороша! Хороша, умна. Смотрите, как за нею увиваются и старые, и молодые.

2-я дама:

А это миллионерка – невеста. Вот и жених. Это брат Безуховой – Анатоль Курагин. Как хорош, говорят, женят его на этой богатой.

А это сам французский посол. Все-таки милы, очень милы эти французы. Нет милее для общества.

3-я дама:

А ваш-то кузен, Друбецкой Борис, тоже очень увивается. Говорят, миллионы.

Посмотрите, толстый, в очках, фармазон всемирный, Безухов. С женой-то его рядом поставьте: то-то шут гороховый.

4-я дама:

Вот еще знакомый, Болконский. По нем теперь все с ума сходят. Терпеть не могу, а гордость такая,

Что границ нет. По папеньке пошел! Смотрите, как с дамами обращается! Она с ним говорит, а он отвернулся.

Ведущий:

Сегодня дамы молодые
Не чувствуют себя самих.
Драгими камнями у них
Горят уборы головные;
По их плечам полунагим
Златые локоны летают;
Одежды легкие, как дым,
Их легкий стан обозначают.

(В исполнении учащихся звучит романс “Утро туманное”.)

Ведущий:

Мазурка, господа! Бывало,
Когда гремел мазурки гром,
В огромном зале все дрожало,
Паркет трещал под каблуком.
Тряслися, дребезжали рамы,
Теперь не то: и мы как дамы,
Скользим по лаковым доскам.

(Танцуем Мазурку.)

Ведущий:

Вы заметили, вот стоит робкая Наташа Ростова.

Сцена № 6 “Встреча Наташи и Андрея”.

Наташа:

Неужели так никто не подойдет ко мне, неужели я не буду танцевать между первыми, неужели меня не заметят все эти мужчины, которые теперь, кажется, и не видят меня, а ежели смотрят на меня, то смотрят с таким выражением, как будто говорят: “А, это не она, так и нечего смотреть!” Нет, этого не может быть! Они должны же знать, как мне хочется танцевать, как я отлично танцую, как им весело будет танцевать со мною.

Пьер:

Вы всегда танцуете! Тут есть моя протеже, Ростова молодая, пригласите ее.

А. Болконский:

Где? Да, на балу надо танцевать. (Идет к Наташе и ее матери.)

Мать:

Позвольте вас познакомить с моей дочерью!

А. Болконский:

Я имею удовольствие быть знакомым, ежели графиня помнит меня. Я прошу у вас тур вальса.

(Танцуем вальс.)

Наташа:

Я бы рада была отдохнуть и посидеть с вами, я устала, но вы же видите, как меня выбирают. И я этому рада, и я счастлива, я всех люблю, и мы с вами все это понимаем. (Уходит.)

А.Болконский:

Ежели после танца она подойдет к кузине, а потом к другой даме, то она будет моей женой. Но верно сейчас только то, что она не протанцует здесь месяца и выйдет замуж. Это здесь редкость.

Ведущий:

По просьбе князя Андрея Наташа стала петь. Пели и другие гости.

(В исполнении учащихся звучит романс “Белой акации гроздья душистые”.)

Сцена № 7 “Наташа и Николай Ростов”.

Наташа:

Кто это играет, дядюшка? Это прелесть, что такое! Прелесть, прелесть, дядюшка.

(Идет “ русская пляска” Наташи.)

Николай Ростов:

Где, как вобрала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, этот дух, откуда взяла она эти приемы? Но дух и приемы эти были те самые, неподрожаемые, неизучаемые, русские, которых и ждал от нее дядюшка. Как только она стала, улыбнулась торжественно, гордо и хитро-весело, первый страх, который охватил меня и всех присутствующих, страх, что она не то делает, прошел, и мы уже любовались ею.

Да, она очень мила! Что-то в ней есть свежее, особенное, не петербуржское, отличающее ее.

(В исполнении учащихся звучит романс “Нет, не любил он”.)

Ведущий:

Вы помните, господа, слова князя Андрея о том, что на балу нужно танцевать, иначе на следующий не пригласят. Итак, бал продолжается. А бал-это встречи и знакомства. Здесь, если хорошо присмотритесь, вы увидите не только Наташу Ростову, здесь и Кити, сестра Вронского, и анна Каренина, и Катюша Маслова. Здесь и Алексей Вронский и Анатоль Курагин, Николай Ростов и Долохов. И все они кружатся в танце.

(Танцуем мазурку.)

Заключение.

Сцена № 8 “Наташа и Андрей”.

Наташа:

Ярким огоньком вспыхнуло наше чувство, но затерялось в большом пламени войны. Его чистота и прелесть вдохновили многих художников и поэтов. Поэтому мы– вечны!

Андрей:

Пусть пройдут еще многие годы, мы останемся с вами. В сердцах ваших найдут место имена Наташи и Андрея. Ведь мы не существовали, а жили. Поэтому мы– вечны. Мы счастливы, что своим примером до сих пор вдохновляем вас бороться за счастье и любовь.

Ведущий:

Вот и все. Окончен бал, гаснут свечи. Мы прощаемся с героями Л.Н.Толстого, которые помогли показать на этом балу вашу молодость, красоту, неповторимость. Будьте же всегда прекрасны, веселы и счастливы. И чтобы именно о вас кто-нибудь написал:

Ее глаза, как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза, как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Когда потемки наступают,
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция"Роман с собственной душой" (М.И. Цветаева)

Литературно-музыкальная композиция, посвящённая творчеству М.Цветаевой....

Методическая разработка интегрированного урока «Война глазами великого писателя (по роману Л.Н. Толстого "Война и мир" и историческим материалам)

Цели:·         показать историческое значение Шенграбенского и Аустерлицкого сражений, Бородинской битвы,  её стратегическое значение в ходе Отечественной ...

Урок-мастерская "Две семьи. Семья Ростовых в романе-эпопее Л.Н. Толстого "Война и мир" и семья Мармеладовых в романе Ф.Н. Достоевского "Преступление и наказание."

Учителям словесности на современном этапе обучения литературе особенно при подготовке к новым формам аттестации (ЕГЭ) нужно отойти от традиционного репродуктивного метода преподавания, от вопросно-отв...

Конспект литературно-музыкального ринга «О героях великой войны»

Конспект и презентация к литературно-мызыкальному рингу "О героях великой войны"...

Методическая разработка «Сорок черный год» (литературно-музыкальная историческая композиция)

История России показывает, что двигателем общественных сил в тяжелые для государства времена становится патриотизм к Родине, своему народу, к лучшим национальным традициям, что воплощалось в стремлени...