Сказки народов Сибири о животных (2020)
презентация к уроку (7 класс)
- Алтайцы
- Алтайские сказки о животных
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazki_narodov_sibiri_o_zhivotnyh.ppt | 1.99 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Алтайцы — тюркский народ. Проживают главным образом в Республике Алтай. Алтайский край расположен на юго-востоке Западной Сибири. До революции 1917 года распространённым в русской среде наименованием народа было «черневые татары», «горные, бийские, порубежные калмыки». Литературный алтайский язык сформировался на основе южноалтайского языка, разрабатывается для северных алтайцев также тубаларский. У алтайцев существовало представление о том, что мир управляется множеством добрых и злых духов, которыми повелевают два божества. Алтайцы придавали большое значение общественным молениям. Молились небу, горам, воде, священному дереву — берёзе.с Алтайцы
Алтайцы
Алтайцы Одежда представителей алтайских племен различалась в зависимости от социального положения и по районам. Мужская одежда состояла из длинной рубахи (из дабы или ситца) с длинными рукавами, косым открытым воротом, снабженным одной пуговицей, и из широких, немного длиннее колен, штанов из дабы (толстого холста, кожи косули). Поверх рубахи надевался халат (чекмень) с широкими рукавами, большим отложным прямоугольным воротником, который подпоясывался кушаком-опояской из дабы. Женской одеждой у алтайцев был в основном халат, украшенный цветной тканью или вышивкой по вороту, полам и рукавам, который мог слегка отличаться кроем в зависимости от района. Особенной одеждой замужних женщин являлся чегедек, длиннополая безрукавка с широкими проймами, одеваемая поверх любой одежды. Он шился из двух частей: лифа и пришитой к нему юбки, собранной в сборки, на которой сзади был разрез от подола вверх. Чегедек делали из темной материи (из шелка и бархата у богатых), и обшивали вокруг пройм рукавов и воротника, по спине и подолу, оторочкой из позумента или из красной или желтой материи. Его обычно не застегивали, но на левой поле всегда пришивали две большие пуговицы. Носили его круглый год. За поясом женщины хранили трубку и кисет.
Алтайские сказки. У алтайских охотников существовал обычай рассказывать сказки перед выездом на охоту и на охоте, для чего они специально брали с собой сказочника / сказителя, которому причиталась равная доля из общей добычи. Сказитель, обладая магическим даром исполнения сказаний, сказочник – особым репертуаром сказочных текстов, могли воздействовать на зверей, птиц и на их владельцев – хозяев-духов в определенном направлении. В охотничьих преданиях рассказывается не только о том, что духи любят слушать сказки и сказания, что в благодарность за их исполнение охотники получают «разрешение» на удачную охоту, но и о том, как они воспринимают это исполнение и как ведут себя при этом. Однако видеть духов может только тот сказитель, который наделён даром ясновидения. Такого сказителя называют «ээля кайчы» – сказитель, имеющий контакт с духами.
Обида марала
Обида марала ОБИДА МАРАЛА (Прибежала красная лиса с зелёных холмов в чёрный лес. Она в лесу себе норы ещё не вырыла, а новости лесные ей уже известны: стал медведь стар. И пошла лиса на весь лес причитать: — Ай-яй-яй, горе-беда! Наш старейшина, бурый медведь, умирает. Его золотистая шуба поблёкла, острые зубы притупились, в лапах силы былой нет. Скорей, скорей! Давайте соберёмся, подумаем, кто в нашем чёрном лесу всех умнее, всех краше, кому хвалу споём, кого на медведево место посадим. Где девять рек соединились, у подножья девяти гор, над быстрым ключом мохнатый кедр стоит. Под этим кедром собрались звери из чёрного леса. Друг другу шубы свои кажут, умом, силой, красотой похваляются. Старик медведь тоже сюда пришёл: — Что шумите? О чём спорите? Притихли звери, а лиса острую морду подняла и заверещала: - Ах, почтенный медведь, нестареющим, крепким будьте, сто лет живите! Мы тут спорим-спорим, а дела решить без вас не можем: кто достойнее, кто красивее всех? - Всяк по-своему хорош,— проворчал старик. - Ах, мудрейший, всё же мы хотим ваше слово услышать. На кого укажете, тому звери хвалу споют, на почётное место посадят. А сама свой красный хвост распустила, золотую шерсть языком охорашивает, белую грудку приглаживает.
Обида марала И тут звери вдруг увидели бегущего вдали марала. Ногами он вершину горы попирал, ветвистые рога по дну неба след вели. Лиса ещё рта закрыть не успела, а марал уже здесь. Не вспотела от быстрого бега его гладкая шерсть, не заходили чаще его упругие рёбра, не вскипела в тугих жилах тёплая кровь. Сердце спокойно, ровно бьётся, тихо сияют большие глаза. Розовым языком коричневую губу чешет, зубы белеют, смеются. Медленно встал старый медведь, чихнул, лапу к маралу протянул : — Вот кто всех краше. Лиса от зависти за хвост сама себя укусила. — Хорошо ли живёте, благородный марал? — запела она.— Видно, ослабели ваши стройные ноги, в широкой груди дыхания не хватило. Ничтожные белки опередили вас, кривоногая росомаха давно уже здесь, даже медлительный барсук и тот успел раньше вас прийти. Низко опустил марал ветвисторогую голову, колыхнулась его мохнатая грудь и зазвучал голос, как тростниковая свирель. — Уважаемая лиса! Белки на этом кедре живут, росомаха на соседнем дереве спала, у барсука нора здесь, за холмом. А я девять долин миновал, девять рек переплыл, через девять гор перевалил...
Обида марала Поднял голову марал — уши его подобны лепесткам цветов. Рога, тонким ворсом одетые, прозрачны, словно майским мёдом налиты. — А ты, лиса, о чём хлопочешь? — рассердился медведь.— Сама, что ли, старейшиной стать задумала? Отшвырнул он лису подальше, глянул на марала и молвил: — Прошу вас, благородный марал, займите почётное место. А лиса уже опять здесь. — Ох-ха-ха! Бурого марала старейшиной выбрать хотят, петь хвалу ему собираются. Ха-ха, ха-ха! Сейчас-то он красив, а посмотрите на него зимой — голова безрогая, комолая, шея тонкая, шерсть висит клочьями, сам ходит скорчившись, от ветра шатается. Марал в ответ слов не нашёл. Взглянул на зверей — звери молчат. Даже старик медведь не вспомнил, что каждую весну отрастают у марала новые рога, каждый год прибавляется на рогах марала по новой веточке и год от года рога ветвистее, а марал чем старше, тем прекраснее. От горькой обиды упали из глаз марала жгучие слёзы, прожгли ему щёки до костей, и кости прогнулись. Погляди, и сейчас темнеют у него под глазами глубокие впадины. Но глаза от этого ещё краше стали, и красоте марала не только звери, но и люди славу поют.
ГОРНОСТАЙ И ЗАЯЦ
ГОРНОСТАЙ И ЗАЯЦ Зимней ночью вышел горностай на охоту. Он под снег нырнул, вынырнул, на задние лапы встал, шею вытянул, прислушался, головой повертел, принюхался... И вдруг словно гора свалилась ему на спину. А горностай хоть ростом мал, да отважен — обернулся, зубами вцепился — не мешай охоте! — А-а-а-а! — раздался крик, плач, стон, и с горностаевой спины свалился заяц. Задняя нога у зайца до кости прокушена, чёрная кровь на белый снег течёт. Плачет заяц, рыдает: - О-о-о-о! Я от совы бежал, свою жизнь спасти хотел, я нечаянно тебе на спину свалился, а ты меня укуси-и-и-ил... - Ой, заяц, прости, я тоже нечаянно... - Слушать не хочу, а-а-а!! Никогда не прощу, а-а-а-а! Пойду на тебя медведю пожалуюсь! О-о-о-о! Ещё солнце не взошло, а горностай уже получил от медведя строгий указ: «В мой аил на суд сейчас же явитесь! Старейшина здешнего леса Тёмно-бурый медведь ». Круглое сердце горностаево стукнуло, тонкие косточки со страху гнутся... Ох и рад бы горностай не идти, да медведя ослушаться никак нельзя... Робко-робко вошёл он в медвежье жилище. Медведь на почётном месте сидит, трубку курит, а рядом с хозяином, по правую сторону, — заяц. Он на костыль опирается, хромую ногу вперёд выставил. Медведь пушистые ресницы поднял и красно-жёлтыми глазами на горностая смотрит:
ГОРНОСТАЙ И ЗАЯЦ — Ты как смеешь кусаться? Горностай, будто немой, только губами шевелит, сердце в груди не помещается. - Я... я... охотился,— чуть слышно шепчет. - На кого охотился? - Хотел мышь поймать, ночную птицу подстеречь. - Да, мыши и птицы — твоя пища. А зачем зайца укусил? - Заяц первый меня обидел, он мне на спину свалился... Обернулся медведь к зайцу да как рявкнет: — Ты для чего это горностаю на спину прыгнул? Задрожал заяц, слёзы из глаз водопадом хлещут: - Кланяюсь вам до земли, великий медведь. У горностая зимой спина белая... Я его со спины не узнал... ошибся... - Я тоже ошибся,— крикнул горностай,— заяц зимой тоже весь белый! Долго молчал мудрый медведь. Перед ним жарко трещал большой костёр, над огнём на чугунных цепях висел золотой котёл с семью бронзовыми ушками. Этот свой любимый котёл медведь никогда не чистил, боялся, что вместе с грязью счастье уйдёт, и золотой котёл был всегда ста слоями сажи, как бархатом, покрыт. Протянул медведь к котлу правую лапу, чуть дотронулся, а лапа уже черным-черна. Этой лапой медведь зайца слегка за уши потрепал, и вычернились у зайца кончики ушей!
ГОРНОСТАЙ И ЗАЯЦ — Ну, вот теперь ты, горностай, всегда узнаешь зайца по ушам. Горностай, радуясь, что дело так счастливо обошлось, кинулся бежать, да медведь его за хвост поймал. Вычернился у горностая хвост. — Теперь ты, заяц, всегда узнаешь горностая по хвосту. Говорят, что с той поры и до наших дней горностай и заяц друг на друга не жалуются.
Прочитать и пересказать сказку (по выбору): «Дети зверя Мааны», «Три маралухи», «Ячменное зерно», «Нарядный бурундук» Домашняя работа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Этнические костюмы народов Сибири
11 февраля 2012 года состоялся IIРегиональный конкурс дизайнеров и декораторов национальной одежды и аксессуаров в Хакасии, организованный Международным фондом развития моды «Центральная А...
Авторская программа спецкурса "Сказки народов Сибири"
Разработка программы по Литературе Восточной Сибири...
Народы Сибири - Чуваши
В данной методической разработке представлен материал об истории поселения чувашского народа в Сибири, о их традициях, обычаях, культуре....
"Народы Сибири в XVII веке." Интегративный урок в 7 классе.
Урок изучения нового материала...
"Декоративно - прикладное творчество народов Сибири"
Образовательная программа "Декоративно -прикладное творчествонародов Сибири" разработана в рамках предмета Технология для учащихся 8 классов и прошла апробацию в течение 5 лет в условиях общеобр...
Внеклассное мероприятие для учащихся 5-х классов «Сказка народов – дружба народов».
Сценарий внеклассного мероприятия для учащихся 5-х классов «Сказка народов – дружба народов», проведённого в рамках праздника Международного дня русского языка....
Сказки народов мира, в том числе сказки народов России, как дополнительный воспитывающий, развивающий и обучающий ресурс.
Особенно дети младшего школьного возраста чутки и восприимчивы к чужой кеультуре. Они, в отличие от взрослых и подростков, внутренее расположены к межкультурной коммуникации и могут выступать посредни...