Рабочая программа по родному русскому языку для 5-9 кл.
рабочая программа (5 класс)
Рабочая программа по родному русскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_rodnomu_yazyku_dlya_5-9_klassov.docx | 66.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Советская средняя общеобразовательная школа
Купинского района
ПРИНЯТО на заседании методического объединения Протокол № 1 от 30. 08. 2019 г. | СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР Исенева С.А.. 31.08. 2019 г. . |
Рабочая программа
учебного предмета «Родной язык»
предметной области
«Родной язык и родная литература»
для 5-9 классов
СОСТАВИТЕЛИ:
Т.И. Желиба, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории;
С.Г. Бреус, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории
п. Советский
- Планируемые результаты освоения учебного предмета Родной язык
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю
России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формированиеценностей многонационального российского общества; становление
гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том
числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия
в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных
и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной
формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и
оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов
сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов,
процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты
5 класс
Пятиклассник научится:
Формировать первоначальные представления о единстве и многообразии
языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
Понимать, что язык представляет собой явление национальной
культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
Формировать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи
как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
Овладевать первоначальными представлениями о нормах русского языка
(орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
Формировать умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
Пятиклассник получит возможность научиться:
Осознавать безошибочное письмо как одного из проявлений собственного уровня
культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять
написанное.
Овладевать учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения
использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Освоению первоначальных научных представлений о системе и структуре русского
языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
Формированию умений опознавать и анализировать основные единицы языкаграмматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
6 класс
Шестиклассник научится:
Понимать взаимосвязи языка, культуры и истории народа, говорящего на нём:
осознавать роль русского родного языка в жизни общества и государства в современном мире;
осознавать роль русского родного языка в жизни человека;
осознавать язык как развивающееся явление, взаимосвязь исторического развития языка с историей общества;
осознавать национальное своеобразие, богатство, выразительность русского родного языка.
Овладевать основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), нормами речевого этикета; приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию, овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка:
осознавать важность соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека;
анализировать и оценивать с точки зрения норм современного русского литературного языка чужой и собственной речи; корректировать речь с учетом её соответствия основными нормами литературного языка;
Шестиклассник получит возможность научиться:
Совершенствованию различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и слушания, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации):
владению различными видами слушания (детальным, выборочным‚ ознакомительным, критическим‚ интерактивным) монологической речи, учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи;
владению различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым) учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи;
7 класс
Семиклассник научится:
понимать и истолковать значения слов с национально-культурным компонентом, правильное употребление их в речи; понимание особенностей употребления слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и произведениях художественной литературы разных исторических эпох;
понимать слова с живой внутренней формой, специфическим оценочно-характеризующим значением; осознание национального своеобразия общеязыковых и художественных метафор, народных и поэтических слов-символов, обладающих традиционной метафорической образностью; распознавание, характеристика.
понимать и истолковывать значение фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом; комментирование истории происхождения таких фразеологических оборотов, уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения;
формировать ответственность за языковую культуру как общечеловеческую ценность;
осознавать расширение своей речевой практики, развитие культуры использования русского языка, способности оценивать свои языковые умения, планировать и осуществлять их совершенствование и развитие;
соблюдать основные орфоэпические и акцентологические нормы современного русского литературного языка: произношение имен существительных‚ прилагательных, глаголов‚ полных причастий‚ кратких форм страдательных причастий прошедшего времени‚ деепричастий‚ наречий; произношение гласных [э]‚ [о] после мягких согласных и шипящих; безударный [о] в словах иностранного происхождения; произношение парных по твердости-мягкости согласных перед [е] в словах иностранного происхождения; произношение безударного [а] после ж и ш; произношение сочетания чн и чт; произношение женских отчеств на -ична, -инична; произношение твердого [н] перед мягкими [ф'] и [в']; произношение мягкого [н] перед ч и щ.; постановка ударения в отдельных грамматических формах имён существительных, прилагательных; глаголов(в рамках изученного); в словоформах с непроизводными предлогами‚ в заимствованных словах;
получит возможность научиться:
дифференцировать и интегрировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных; классифицировать фактический материал по определённому признаку; выделять наиболее существенные факты; устанавливать логическую связь между выявленными фактами;
соотносить части прочитанного и прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения, логические связи между абзацами и частями текста и определять средства их выражения; определять начало и конец темы; выявлять логический план текста;
8 класс
Научится:
понимать причины изменений в словарном составе языка, перераспределения пластов лексики между активным и пассивным запасом слов; определение значения устаревших слов с национально-культурным компонентом; определение значения современных неологизмов, характеристика неологизмов по сфере употребления и стилистической окраске;
определять различия между литературным языком и диалектами; диалектов как части народной культуры; понимание национально-культурного своеобразия диалектизмов;
осознавать изменения в языке как объективного процесса; понимание внешних и внутренних факторов языковых изменений; общее представление об активных процессах в современном русском языке;
различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы; употребление слов с учётом произносительных вариантов орфоэпической нормы;
употреблять слова с учётом стилистических вариантов орфоэпической нормы;
понимать активные процессы в области произношения и ударения;
соблюдать основные лексические нормы современного русского литературного языка: правильность выбора слова, максимально соответствующего обозначаемому им предмету или явлению реальной действительности; нормы употребления синонимов‚ антонимов‚ омонимов‚ паронимов; употребление слова в соответствии с его лексическим значением и требованием лексической сочетаемости; употребление терминов в научном стиле речи‚ в публицистике, художественной литературе, разговорной речи; опознавание частотных примеров тавтологии и плеоназма;
различать стилистические варианты лексической нормы;
употреблять имена существительные, прилагательные, глаголы с учётом стилистических вариантов лексической нормы;
употреблять синонимы, антонимы‚ омонимы с учётом стилистических вариантов лексической нормы;
различать типичные речевые ошибки;
получит возможность научиться:
анализировать прослушанный или прочитанный текст с точки зрения его композиционных особенностей, количества микротем; основных типов текстовых структур (индуктивные, дедуктивные, рамочные / дедуктивно-индуктивные, стержневые/индуктивно-дедуктивные);
умению информационной переработки прослушанного или прочитанного текста; приёмам работы с заголовком текста, оглавлением, списком литературы, примечаниями и т.д.; основными способами и средствами получения, переработки и преобразования информации (аннотация, конспект); использование графиков, диаграмм, схем для представления информации;
9 класс
Выпускник научится:
соблюдать нормы русского речевого этикета; понимать национальную специфику русского речевого этикета по сравнению с речевым этикетом других народов;
использовать словари, в том числе мультимедийные, учитывая сведения о назначении конкретного вида словаря, особенностях строения его словарной статьи: толковых словарей, словарей устаревших слов, словарей иностранных слов, фразеологических словарей, этимологических фразеологических словарей, словарей пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; учебных этимологических словарей; словарей синонимов, антонимов; словарей эпитетов, метафор и сравнений
соблюдать основные нормы русского речевого этикета: этикетные формы и формулы обращения; этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации; современные формулы обращения к незнакомому человеку; употребление формы «он»;
соблюдать этикетные формы и устойчивые формулы‚ принципы этикетного общения, лежащие в основе национального речевого этикета;
соблюдать русские этикетные манеры общения;
использовать в общении этикетные речевые приёмы‚ помогающие противостоять речевой агрессии;
использовать при общении в электронной среде этики и русского речевого этикета;
соблюдать основные орфографические нормы современного русского литературного языка (в рамках изученного в основном курсе);
соблюдать основные пунктуационные нормы современного русского литературного языки (в рамках изученного в основном курсе);
использовать толковые, орфографические, грамматические, словари синонимов и антонимов, справочных словарей в том числе мультимедийные, словари для определения лексического значения слова, особенностей употребления;
использовать орфографические словари и справочников по пунктуации для определения нормативного написания слов и постановки знаков препинания в письменной речи.
Выпускник получит возможность научиться:
Владению умениями учебно-делового общения: убеждать собеседника; побуждать собеседника к действию; информировать об объекте; объяснять сущность объекта; оценки;
создавать устные и письменные тексты описательного типа;
создавать устные и письменные тексты типа рассуждение, доказательство, объяснение с использованием различных способов аргументации, опровержения доводов оппонента (критика тезиса, критика аргументов, критика демонстрации); оценка причин неэффективной аргументации в учебно-научном общении;
создать текст как результат проектной (исследовательской) деятельности; оформление реферата в письменной форме и представление его в устной форме;
чтение, комплексный анализ и создание текстов публицистических жанров (девиз, слоган, путевые записки, проблемный очерк; тексты рекламных объявлений);
чтение, комплексный анализ и интерпретация текстов фольклора и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т.п.); определение фактуальной и подтекстовой информации текста, его сильных позиций;
создать объявления (в устной и письменной форме); деловые письма;
оценивать устные и письменные речевых высказывания с точки зрения их эффективности, понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их; оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставлять черновой и отредактированный текст.
2. Содержание учебного предмета
Как курс, имеющий частный характер, школьный курс русского родного языка опирается на содержание основного курса, представленного в образовательной области «Русский язык и литература», сопровождает и поддерживает его. Основные содержательные линии настоящей программы (блоки программы) соотносятся с основными содержательными линиями основного курса русского языка в образовательной организации, но не дублируют их и имеют преимущественно практико-ориентированный характер.
В соответствии с этим в программе выделяются следующие блоки:
В первом блоке – «Язык и культура» – представлено содержание, изучение которого позволит раскрыть взаимосвязь языка и истории, языка и материальной и духовной культуры русского народа, национально-культурную специфику русского языка, обеспечит овладение нормами русского речевого этикета в различных сферах общения, выявление общего и специфического в языках и культурах русского и других народов России и мира, овладение культурой межнационального общения.
Второй блок – «Культура речи» – ориентирован на формирование у учащихся ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни, повышение речевой культуры подрастающего поколения, практическое овладение культурой речи: навыками сознательного и произвольного использования норм русского литературного языка для создания правильной речи и конструирования речевых высказываний в устной и письменной форме с учётом требований уместности, точности, логичности, чистоты, богатства и выразительности; понимание вариантов норм; развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного русского литературного языка и совершенствование умений пользоваться ими.
В третьем блоке – «Речь. Речевая деятельность. Текст» – представлено содержание, направленное на совершенствование видов речевой деятельности в их взаимосвязи и культуры устной и письменной речи, развитие базовых умений и навыков использования языка в жизненно важных для школьников ситуациях общения: умений определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации; понимать, анализировать и создавать тексты разных функционально-смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности.
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
Родной язык
5 класс ( 35 часов )
№ п/п | Разделы, темы уроков | Количество часов |
Раздел 1. Язык и культура речи | ||
1-2. | Наш родной русский язык. Русский язык – национальный язык русского народа. Роль родного языка в жизни человека. Русский язык в жизни общества и государства. Бережное отношение к родному языку как одно из необходимых качеств современного культурного человека. | 2 |
3 | Из истории русской письменности. | 1 |
4 | Язык - зеркало национальной культуры. | 1 |
5 6 | История в слове: наименование предметов традиционной русской одежды. История в слове: наименование предметов традиционной русской быта. | 1 |
7-8 | Образность русской речи: метафора, олицетворение. | 2 |
9 | Живое слово русского фольклора. | |
10-11 | Меткое слово русской речи: крылатые слова, пословицы.ю поговорки. | 2 |
12 | Русские имена. Имена исконные и заимствованные, краткие сведения по их этимологии. Имена, которые не являются исконно русскими, но воспринимаются как таковые. | 1 |
Раздел 2. Культура | 1 | |
13 | Современный русский литературный язык | |
14-15 | Русская орфоэпия. Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Понятие о варианте нормы. Равноправные и допустимые варианты произношения. Нерекомендуемые и неправильные варианты произношения. | 2 |
16. | Стилистическая окраска слов. | 1 |
17-18. | Речь правильная. Основные грамматические нормы | 2 |
19 | Речевой этикет | 1 |
Раздел 3. Речь. Текст | ||
20 | Язык и речь. Виды речевой деятельности. Точность и логичность речи. | 1 |
21 | Выразительность, чистота и богатство речи. Средства выразительной устной речи ( тон, тембр, темп), способы тренировки (скороговорки). | 2 |
22 | Формы речи : монолог и диалог. | 1 |
23 | Текст как единица языка и речи. Основные признаки текста. Как строится текст. | 1 |
24 | Композиционные формы описания, повествования, рассуждения. | 1 |
25 | Средства связи предложений в тексте и частей текста. | 1 |
26 | Функциональные разновидности языка. | 1 |
27 | Разговорная речь. Просьба. Извинение как жанры разговорной речи. | 1 |
28-29 | Официально-деловой стиль. Объявление ( устное и письменное ). | 2 |
30. | Учебно-научный стиль. План ответа на уроке, план текста. | 1 |
31 | Публицистический стиль. Устное выступление. Девиз, слоган. | 1 |
32 | Язык художественной литературы. Литературная сказка. | 1 |
33 | Рассказ. | 1 |
34. | Особенности языка фольклорных текстов. Загадка. Пословица. | 1 |
35 | Итоговый урок | 1 |
Календарно – тематическое планирование учебного предмета
Родной язык
6 класс (35часов )
№п/п | Разделы, темы уроков | Количество часов |
Раздел 1. Язык и культура | ||
1. | Краткая история русского литературного языка. | 1 |
2 | Диалекты как часть народной культуры. | 1 |
3 | Лексические заимствования как результат взаимодействия национальных культур. | 1 |
4 | Особенности освоения иноязычной лексики ( общее представление ). | 1 |
5-6 | Отражение во фразеологии обычаев, традиций, быта, исторических событий, культуры и т.п.(начать с азов, от доски до доски, приложить руку и т.п.) | 2 |
Раздел 2. Культура | ||
7-8 | Стилистические особенности произношения и ударения ( литературные, разговорные, устарелый и профессиональные ). | 2 |
9-10 | Нормы произношения отдельных грамматических форм; заимствованных слов : ударение в форме род. п. мн..ч. существительных; ударение в кратких формах прилагательных. | 2 |
11-12. | . Синонимы и точность речи. | 2 |
13 | Антонимы и точность речи. | 1 |
14 | Смысловые, стилистические особенности употребления антонимов. | 1 |
15 | Лексические омонимы и точность речи. | 1 |
16-17 | Особенности склонения имён существительных. Склонение им.п. мн.ч. существительных на –а/-я и -ы/-и (директора, договоры); род.п. мн.ч. существительных м. и ср. р.с нулевым окончанием и окончанием –ов (баклажанов, яблок, гектаров, носков, чулок); род.п. мн.ч. существительных ж.р. на -ня ( басен, вишен, богинь, тихонь, кухонь); тв.п. мн.ч. существительных 3 склонения; род.п. ед.ч. существительных м.р. ( сткан чая – стакан чаю); склонение местоимений, порядковых и количественных числительных. | 2 |
18. | Нормативные и ненормативные формы имён существительных. Типичные грамматические ошибки в речи. | 1 |
19 | Нормы употребления форм имён существительных в соответствии с типом склонения ( в санаторий – не санаторию, стукнуть туфлей – не туфлем), родом существительного ( красного платья – а не платьи), принадлежность к разряду –одушевлённости – неодушевлённости ( смотреть на спутника – смотреть на спутник), особенностями окончаний форм множественного числа ( чулок, носков, апельсинов, мандаринов, профессора, паспорта и т. д.) | 2 |
20-22. | Нормы употребления имён прилагательных в формах сравнительной степени ( ближайший – а не самый ближайший), в краткой форме ( медлен - а не медленен, торжествен – а не торжественен), числительных, местоимений. | 2 |
23 | Речевой этикет. Национальные особенности речевого этикета. Принципы этикетного общения, лежащие в основе национального речевого этикета: сдержанность, вежливость, использование стандартных речевых формул в стандартных ситуациях общения, позитивное отношение к собеседнику. | 1 |
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст. | ||
24. | Эффективные приёмы чтения. | 1 |
25 | Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы. | 1 |
26. | Тематическое единство текста. | 1 |
28 | Тексты описательного типа : определение, дефиниция, собственно описание, пояснение. | 1 |
29 | Разговорная речь. | 1 |
30 | Рассказ о событии, « бывальщины ». | 1 |
31 | Учебно-научный стиль. Словарная статья, её строение. | 1 |
32 | Научный стиль | 1 |
33 | Научное сообщение ( устный ответ ). Содержание и строение учебного сообщения. | 1 |
34 | Различные виды ответов | 1 |
35 | Итоговый урок |
Календарно – тематическое планирование учебного предмета
Родной язык
7 класс ( 35 часов )
№п/п | Разделы, темы уроков | Количество часов |
Раздел 1. Язык и культура | ||
1. | Русский язык как развивающееся явление. | 1 |
2. | Связь исторического развития языка с историей общества. | 1 |
3. | Устаревшие слова как живые свидетели истории. | 1 |
4. | Историзмы как слова, обозначающие предметы и явления предшествующих эпох, вышедшие из употребления по причине ухода из общественной жизни обозначенных ими предметов и явлений, в том числе национально-бытовых реалий. | 1 |
5. | Архаизмы как слова. Имеющие в современном русском языке синонимы. | 1 |
6. | Группы лексических единиц по степени устарелости. | 1 |
7. | Перераспределение пластов лексики между активным и пассивным запасом слов. | 1 |
8. | Актуализация устаревшей лексики в новом речевом контексте (губернатор. Диакон, ваучер, агитационный пункт, большевик, колхоз и т.п. ) | 1 |
9. | Лексические заимствования последних десятилетий. | 1 |
10. | Употребление иноязычных слов как проблема культуры речи. | 1 |
Раздел 2. Культура речи | ||
11. | Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Нормы ударения в полных причастиях, кратких формах страдательных причастий прошедшего времени, деепричастиях, наречиях. | 1 |
12. | Нормы постановки ударения в словоформах с непроизводными предлогами ( на дом, на гору ). | 1 |
13. | Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Паронимы и точность речи. | 1 |
14. | Смысловые различия, характер лексической сочетаемости, способы управления, функционально-стилевая окраска и употребление паронимов в речи. | 1 |
15. | Типичные речевые ошибки, связанные с употреблением паронимов в речи. | 1 |
16. | Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки в речи. | 1 |
17. | Глаголы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов очутиться, победить, убедить, учредить, утвердить), формы глаголов совершенного и несовершенного вида, формы глаголов в повелительном наклонении. | 1 |
18. | Нормы употребления в речи однокоренных слов типа висячий-висящий, горящий-горячий. | 1 |
19. | Варианты грамматической нормы : литературные и разговорные падежные формы причастий, деепричастий, наречий. | 1 |
20. | Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и справочниках. Литературный и разговорный варианты грамматической нормы ( махаешь-машешь; обуславливать, сосредоточивать, уполномочивать, оспаривать, удостаивать, облагораживать). | 1 |
21. | Речевой этикет. Русская этикетная речевая манера общения : умеренная громкость речи, средний темп речи, сдержанная артикуляция, эмоциональность речи, ровная интонация. Запрет на употребление грубых слов, выражений, фраз. | 1 |
22. | Исключение категоричности в разговоре. Невербальный (несловесный) этикет общения. Этикет использования изобразительных жестов. Замещающие и сопровождающие жесты. | 1 |
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст | ||
23. | . Традиции русского речевого общения. Коммуникативные стратегии и тактики устного общения : убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др. | 1 |
24. | Текст как единица языка и речи. Основные признаки текста: смысловая цельность, информативность, связность. Виды абзацев. | 1 |
25. | Основные типы текстовых структур : индуктивные, дедуктивные, рамочные (дедуктивно-индуктивные), стержневые ( индуктивно-дедуктивные) структуры. | 1 |
26. | Заголовки текстов, их типы. Информативная функция заголовков. | 1 |
27. | Тексты аргументативного типа : рассуждение, доказательство, объяснение. | 1 |
28. | Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Беседа. | 1 |
29. | Спор, виды споров. Правила поведения в споре, как управлять собой и собеседником. Корректные и некорректные приёмы ведения спора. | 1 |
30-31. | Публицистический стиль. Путевые записки. | 2 |
32. | Текст рекламного объявления, его языковые и структурные особенности. | 2 |
33. | Язык художественной литературы. Фактуальная и подтекстная информация в текстах художественного стиля речи. Сильные позиции в художественных текстах. | 1 |
34-35. | Притча. | 2 |
Календарно – тематическое планирование учебного предмета
Родной язык
8 класс ( 35 часов )
№п/п | Разделы, темы уроков | Количество часов |
Раздел 1. Язык и культура | ||
1. | Исконно русская лексика : слова общеиндоевропейского фонда, слова праславянского ( общеславянского) языка, древнерусские (общевосточнославянские ) слова, собственно русские слова. | 1 |
2. | Собственно русские слова как база и основной источник развития лексики русского литературного языка. | 1 |
3. | Роль старославянизмов в развитии русского литературного языка и их приметы. | 1 |
4. | Стилистически нейтральные, книжные, устаревшие старославянизмы. | 1 |
5. | Иноязычная лексика в разговорной речи, дисплейных текстах, современной публицистике. | 1 |
6. | Речевой этикет. Благопожелание как ключевая идея речевого этикета. | 1 |
7. | Речевой этикет и вежливость. | 1 |
8. | «Ты» и «ВЫ» в русском речевом этикете и в западноевропейском и американском речевых этикетах. | 1 |
9. | Называние другого и себя. Обращение к знакомому и незнакомому. | 1 |
10. | Специфика приветствий, традиционная тематика бесед у русских и других народов. | 1 |
Раздел 2. Культура речи | ||
11. | Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Типичные орфоэпические ошибки в современной речи: произношение гласных(Э),(О) после мягких согласных и шипящих; безударный (О) в словах иностранного происхождения; произношение парных по твёрдости-мягкости согласных перед (Е) в словах иностранного происхождения; произношение безударного (А) после Ж и Ш; произношение сочетания ЧН и ЧТ; произношение женских отчеств на –ична, -инична; произношение твёрдого (Н) перед мягкими (Ф) и (В); произношение мягкого (Н) перед Ч и Щ. | 1 |
12. | Типичные акцентологические ошибки в современной речи. | 1 |
13. | Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Терминология и точность речи. Нормы употребления терминов в научном стиле. | 1 |
14. | Особенности употребления терминов в публицистике, художественной литературе, разговорной речи. | 1 |
15. | Типичные речевые ошибки, связанные с употреблением терминов. Нарушение точности словоупотребления заимствованных слов. | 1 |
16. | Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки. | 1 |
17. | Согласование сказуемого с подлежащим, имеющим в своём составе количественно- именное сочетание; согласование сказуемого с подлежащим, выраженным существительным со значением лица женского рода (врач пршёл-врач пришла). | 1 |
18. | Согласование сказуемого с подлежащим, выраженным сочетанием числительного несколько и существительным ; согласование определения в количественно-именных сочетаниях с числительным два, три, четыре ( два новых сада, две молодых женщины и две молодые женщины). | 1 |
19. | Нормы построения словосочетаний по типу согласования ( маршрутное такси, обеих сестёр – обоих братьев). | 1 |
20. | Варианты грамматической нормы : согласование сказуемого с подлежащим, выраженным сочетанием слов много, мало, немного, немало, сколько, столько, большинство, меньшинство. | 1 |
21. | Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках. | 1 |
22. | Речевой этикет. Активные процессы в речевом этикете. Новые варианты приветствия и прощания, возникшие в СМИ; изменение обращений, использования собственных имён; их оценка. | 1 |
23. | Речевая агрессия. Этикетные речевые тактики и приёмы в коммуникации, помогающие противостоять речевой агрессии. Синонимия речевых формул. | 1 |
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст | ||
24. | Язык и речь. Виды речевой деятельности. Эффективные приёмы слушания. Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы. | 1 |
25. | Основные методы, способы и средства получения, переработки информации. | 1 |
26. | Текст как единица языка и речи. Структура аргументации: тезис, аргумент. Способы аргументации. Правила эффективной аргументации. Причины неэффективной аргументации в учебно-научном общении. | 1 |
27. | Доказательство и его структура. Прямые и косвенные доказательства. Виды косвенных доказательств. Способы опровержения доводов оппонента : критика тезиса, критика аргументов, критика демонстрации. | 1 |
28. | Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Самохарактеристика, самопрезентация, поздравление. | 1 |
29. | Науный стиль речи. Специфика оформления текста как результата проектной ( исследовательской ) деятельности. | 1 |
30. | Реферат. Слово на защите реферата. | 1 |
31. | Учебно-научная дискуссия. Правила корректной дискуссии. | 1 |
32-33. | Язык художественной литературы. Сочинение в жанре письма другу ( в том числе электронного). | 2 |
34-35. | Сочинение в жанре страницы дневника. | 2 |
Календарно – тематическое планирование учебного предмета
Родной язык
9 класс ( 35 часов )
№п/п | Разделы, темы уроков | Количество часов |
Раздел 1. Язык и культура. | ||
1. | Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа (обобщение). | 1 |
2. | Примеры ключевых слов ( концептов) русской культуры, их национально-историческая значимость. | 1 |
3-4. | Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т.п. | 2 |
5. | Развитие языка как объективный процесс. | 1 |
6. | Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений, об активных процессах в современном русском языке (основные тенденции, отдельные примеры). | 1 |
7. | Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум» - рождение новых слов. | 1 |
8. | Изменение значений и переосмысление имеющихся в языке слов. | 1 |
9. | Стилистическая переоценка новых слов, создание новой фразеологии. | 1 |
10. | Активация процесса заимствования иноязычных слов. | 1 |
Раздел 2. Культура речи | ||
11. | Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Активные процессы в области произношения и ударения. | 1 |
12. | Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях. | 1 |
13. | Нарушение орфоэпической нормы как художественный приём. | 1 |
14. | Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. | 1 |
15. | Типичные ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости. | 1 |
16. | Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки, связанные с речевой избыточностью. | 1 |
17. | Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы. | 1 |
18. | Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки. | 1 |
19. | Управление: управление предлогов благодаря, согласно, вопреки; предлога по с количественными числительными в словосочетаниях с распределительным значением ( по пять груш – по пяти груш ). | 1 |
20. | Правильное построение словосочетаний по типу управления ( отзыв о книге – рецензия на книгу, обидеться на слово – обижен словами). | 1 |
21. | Правильное употребление предлогов : о, по, из, св составе словосочетания (приехать из Москвы – приехать с Урала). Нагромождение одних и тех же падежных форм, в частности родительного и творительного падежа. | 1 |
22. | Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов, предложений с косвенной речью. | 1 |
23. | Типичные ошибки в построении сложных предложений: постановка рядом двух однозначных союзов ( но и однако, что и будто, что и как будто), повторение частицы бы в предложениях с союзами : чтобы и если бы, введение в сложное предложение лишних указательных местоимений. | 1 |
24. | Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках. Словарные пометы. | 1 |
25. | Речевой этикет. Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. Этикет Интернет-переписки. Этические нормы, правила этикета Интернет-дискуссии, Интернет-полемики. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения. | 1 |
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст. | ||
26. | Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. Контактное и дистанционное общение. | 1 |
27. | Текст как единица языка и речи. Виды преобразования текстов : аннотация, конспект. Использование графиков, диаграмм, схем для представления информации. | 1 |
28. | Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Анекдот, шутка. | 1 |
29. | Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности. | 1 |
30. | Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите проекта. | 1 |
31. | Публицистический стиль. Проблемный очерк. | 1 |
32. | Язык художественной литературы. Диалогичность в художественном произведении. | 1 |
33. | Итоговый урок | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по родному русскому языку 11 класс
Рабочая программа по родному русскому языку для основной общеобразовательной школы создана на основе программы для 5-11 классов средней школы «Углубленное изучение русского ...
Рабочая программа по родному русскому языку(8 класс)
Рабочая программа по родному русскому языку для основной общеобразовательной школы создана на основе программы для 5-11 классов средней школы «Уг...
Рабочая программа по родному (русскому )языку
Нестандартный урок по русскому языку в 6 классе по теме " Употребление местоимения в речи", Ток - шоу " Слова - загадки",Брейн - ринг Сказки", брейн - ринг" Выучи русский...
Рабочая программа по родному (русскому) языку в 7 классе
В рабочей программе представлено календарно-тематическое планирование уроков родного (русского) языка в 7 классе....
Рабочая программа по родному русскому языку и родной русской литературе. 7 класс.
Программа по учебному предмету «Родной русский язык и родная русская литература» призвана научить детей рассматривать язык как материал словесности и произведения как явления искусства сло...
Рабочая программа по родному русскому языку и родной русской литературе 5-9 кл.
Рабочая программа по родному русскому языку и родной русской литературе 5-9 кл. ФГОС...
Рабочая программа по родному (русскому) языку предметная область «Русский язык и литература» для 5-9 класса (ФГОС ООО)
Рабочая программа по родному (русскому) языку 5- 9 класс...