Рабочая программа по родному русскому языку для 5-9 кл.
рабочая программа (5 класс)

Желиба Татьяна Ивановна

Рабочая программа по родному русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_rodnomu_yazyku_dlya_5-9_klassov.docx66.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Советская средняя общеобразовательная школа

Купинского района

ПРИНЯТО

на  заседании    методического объединения

Протокол №  1

от  30. 08. 2019 г.

СОГЛАСОВАНО

заместитель  директора  по   УВР

Исенева С.А..

31.08. 2019 г.

.

Рабочая программа

учебного предмета «Родной язык»

предметной области
«Родной язык и родная литература»

для 5-9 классов

СОСТАВИТЕЛИ:

Т.И. Желиба, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории;

С.Г. Бреус, учитель русского языка и литературы высшей  квалификационной категории

п. Советский

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета Родной язык

Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю
России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формированиеценностей многонационального российского общества; становление
гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том
числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия
в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных
и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной
формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и
оценки событий.

9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов
сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов,
процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».


Предметные результаты

                                                 5 класс

Пятиклассник научится:
Формировать  первоначальные представления  о единстве и многообразии
языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
Понимать, что язык представляет собой явление национальной
культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
Формировать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи
как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
Овладевать первоначальными представлениями о нормах русского языка
(орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

Формировать  умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

Пятиклассник получит возможность научиться:

 Осознавать безошибочное письмо как одного из проявлений собственного уровня
культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять
написанное.
Овладевать учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения
использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Освоению первоначальных научных представлений о системе и структуре русского
языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
Формированию умений опознавать и анализировать основные единицы языкаграмматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

6 класс

Шестиклассник научится:

Понимать  взаимосвязи языка, культуры и истории народа, говорящего на нём:

осознавать роль русского родного языка в жизни общества и государства  в современном мире;

осознавать  роль русского родного языка в жизни человека;

осознавать язык как развивающееся явление, взаимосвязь исторического развития языка с историей общества;

осознавать  национальное  своеобразие, богатство, выразительность  русского родного языка.

Овладевать основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), нормами речевого этикета; приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию, овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка:

осознавать важность соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека;

анализировать и оценивать с точки зрения норм современного русского литературного языка чужой и собственной речи; корректировать речь с учетом её соответствия основными нормами литературного языка;

Шестиклассник получит возможность научиться:

Совершенствованию различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и слушания, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации):

владению различными видами слушания (детальным, выборочным‚ ознакомительным, критическим‚ интерактивным) монологической речи, учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи;

владению различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым) учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи;

7 класс

Семиклассник научится:

понимать и истолковать значения слов с национально-культурным компонентом, правильное употребление их в речи; понимание особенностей употребления слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и произведениях художественной литературы разных исторических эпох;

понимать слова с живой внутренней формой, специфическим оценочно-характеризующим значением; осознание национального своеобразия общеязыковых и художественных метафор, народных и поэтических слов-символов, обладающих традиционной метафорической образностью; распознавание, характеристика.

понимать и истолковывать значение фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом; комментирование истории происхождения таких фразеологических оборотов, уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения;

формировать ответственность за языковую культуру как общечеловеческую ценность;

осознавать расширение своей речевой практики, развитие культуры использования русского языка, способности оценивать свои языковые умения, планировать и осуществлять их совершенствование и развитие;

соблюдать основные орфоэпические и акцентологические нормы современного русского литературного языка: произношение имен существительных‚ прилагательных, глаголов‚ полных причастий‚ кратких форм страдательных причастий прошедшего времени‚ деепричастий‚ наречий; произношение гласных [э]‚ [о] после мягких согласных и шипящих; безударный [о] в словах иностранного происхождения; произношение парных по твердости-мягкости согласных перед [е] в словах иностранного происхождения; произношение безударного [а] после ж и ш; произношение сочетания чн и чт; произношение женских отчеств на -ична, -инична; произношение твердого [н] перед мягкими [ф'] и [в']; произношение мягкого [н] перед ч и щ.; постановка ударения в отдельных грамматических формах имён существительных, прилагательных; глаголов(в рамках изученного); в словоформах с непроизводными предлогами‚ в заимствованных словах;

получит возможность научиться:

дифференцировать и интегрировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных; классифицировать фактический материал по определённому признаку; выделять наиболее существенные факты; устанавливать логическую связь между выявленными фактами;

соотносить части прочитанного и прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения, логические связи между абзацами и частями текста и определять средства их выражения;  определять начало и конец темы; выявлять логический план текста;

8 класс

Научится:

понимать причины изменений в словарном составе языка, перераспределения пластов лексики между активным и пассивным запасом слов; определение значения устаревших слов с национально-культурным компонентом; определение значения современных неологизмов, характеристика неологизмов по сфере употребления и стилистической окраске;

определять различия между литературным языком и диалектами; диалектов как части народной культуры; понимание национально-культурного своеобразия диалектизмов;

осознавать изменения в языке как объективного процесса; понимание внешних и внутренних факторов языковых изменений; общее представление об активных процессах в современном русском языке;

различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы; употребление слов с учётом произносительных вариантов орфоэпической нормы;

употреблять слова с учётом стилистических вариантов орфоэпической нормы;

понимать активные процессы в области произношения и ударения;

соблюдать основные лексические нормы современного русского литературного языка: правильность выбора слова, максимально соответствующего обозначаемому им предмету или явлению реальной действительности; нормы употребления синонимов‚ антонимов‚ омонимов‚ паронимов; употребление слова в соответствии с его лексическим значением и требованием лексической сочетаемости; употребление терминов в научном стиле речи‚ в публицистике, художественной литературе, разговорной речи; опознавание частотных примеров тавтологии и плеоназма;

различать стилистические варианты лексической нормы;

употреблять имена существительные, прилагательные, глаголы с учётом стилистических вариантов лексической нормы;

употреблять синонимы, антонимы‚ омонимы с учётом стилистических вариантов лексической нормы;

различать типичные речевые ошибки;

получит возможность научиться:

анализировать прослушанный или прочитанный текст с точки зрения его композиционных особенностей, количества микротем; основных типов текстовых структур (индуктивные, дедуктивные, рамочные / дедуктивно-индуктивные, стержневые/индуктивно-дедуктивные);

умению информационной переработки прослушанного или прочитанного текста; приёмам работы с заголовком текста, оглавлением, списком литературы, примечаниями и т.д.; основными способами и средствами получения, переработки и преобразования информации (аннотация, конспект); использование графиков, диаграмм, схем для представления информации;

9 класс

Выпускник научится:

соблюдать нормы русского речевого этикета; понимать национальную специфику русского речевого этикета по сравнению с речевым этикетом других народов;

использовать словари, в том числе мультимедийные, учитывая сведения о назначении конкретного вида словаря, особенностях строения его словарной статьи: толковых словарей, словарей устаревших слов, словарей иностранных слов, фразеологических словарей, этимологических фразеологических словарей, словарей пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; учебных этимологических словарей; словарей синонимов, антонимов; словарей эпитетов, метафор и сравнений

соблюдать основные нормы русского речевого этикета: этикетные формы и формулы обращения; этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации; современные формулы обращения к незнакомому человеку; употребление формы «он»;

соблюдать этикетные формы и устойчивые формулы‚ принципы  этикетного  общения, лежащие в основе национального речевого этикета;

соблюдать русские этикетные манеры общения;

использовать в общении этикетные речевые  приёмы‚ помогающие противостоять речевой агрессии;

использовать при общении в электронной среде этики и русского речевого этикета;

соблюдать  основные орфографические нормы современного русского литературного языка (в рамках изученного в основном курсе);

соблюдать основные пунктуационные нормы современного русского литературного языки (в рамках изученного в основном курсе);

использовать толковые, орфографические, грамматические, словари синонимов и антонимов, справочных словарей в том числе мультимедийные, словари для определения лексического значения слова, особенностей употребления;

использовать орфографические словари и справочников по пунктуации для определения нормативного написания слов и постановки знаков препинания в письменной речи.

Выпускник получит возможность научиться:

Владению умениями учебно-делового общения: убеждать собеседника; побуждать собеседника к действию; информировать об объекте; объяснять сущность объекта; оценки;

создавать устные и письменные тексты описательного типа;

создавать устные и письменные тексты типа рассуждение, доказательство, объяснение с использованием различных способов аргументации, опровержения доводов оппонента (критика тезиса, критика аргументов, критика демонстрации); оценка причин неэффективной аргументации в учебно-научном общении;

создать текст как результат проектной (исследовательской) деятельности; оформление реферата в письменной форме и представление его в устной форме;

чтение, комплексный анализ и создание текстов публицистических жанров (девиз, слоган, путевые записки, проблемный очерк; тексты рекламных объявлений);

чтение, комплексный анализ и интерпретация текстов фольклора и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т.п.); определение фактуальной и подтекстовой информации текста, его сильных позиций;

создать объявления (в устной и письменной форме); деловые письма;

оценивать устные и письменные речевых высказывания с точки зрения их эффективности, понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их; оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставлять черновой и отредактированный текст.

2. Содержание учебного предмета 

Как курс, имеющий частный характер, школьный курс русского родного языка опирается на содержание основного курса, представленного в образовательной области «Русский язык и литература», сопровождает и поддерживает его. Основные содержательные линии настоящей программы (блоки программы) соотносятся с основными содержательными линиями основного курса русского языка в образовательной организации, но не дублируют их и имеют преимущественно практико-ориентированный характер.

В соответствии с этим в программе выделяются следующие блоки:

В первом блоке – «Язык и культура» – представлено содержание, изучение которого позволит раскрыть взаимосвязь языка и истории, языка и материальной и духовной культуры русского народа, национально-культурную специфику русского языка, обеспечит овладение нормами русского речевого этикета в различных сферах общения, выявление общего и специфического в языках и культурах русского и других народов России и мира, овладение культурой межнационального общения.

Второй блок – «Культура речи» – ориентирован на формирование у учащихся ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни, повышение речевой культуры подрастающего поколения, практическое овладение культурой речи: навыками сознательного и произвольного использования норм русского литературного языка для создания правильной речи и конструирования речевых высказываний в устной и письменной форме с учётом требований уместности, точности, логичности, чистоты, богатства и выразительности; понимание вариантов норм; развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного русского литературного языка и совершенствование умений пользоваться ими.

В третьем блоке – «Речь. Речевая деятельность. Текст» – представлено содержание, направленное на совершенствование видов речевой деятельности в их взаимосвязи и культуры устной и письменной речи, развитие базовых умений и навыков использования языка в жизненно важных для школьников ситуациях общения: умений определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации; понимать, анализировать и создавать тексты разных функционально-смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности.

3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

Родной язык

5 класс ( 35 часов )

№ п/п

Разделы, темы уроков

Количество часов

Раздел 1. Язык и культура речи

1-2.

Наш родной русский язык. Русский язык – национальный язык русского народа. Роль родного языка в жизни человека. Русский язык в жизни общества и государства. Бережное отношение к родному языку как одно из необходимых качеств современного культурного человека.

2

3

Из истории русской письменности.

1

4

Язык -  зеркало национальной культуры.

1

5

6

История в слове: наименование предметов традиционной русской одежды.

 История в слове: наименование предметов традиционной русской быта.

1

7-8

Образность русской речи: метафора, олицетворение.

2

9

Живое слово русского фольклора.

10-11

Меткое слово русской речи: крылатые слова, пословицы.ю поговорки.

2

12

Русские имена. Имена исконные и заимствованные, краткие сведения по их этимологии. Имена, которые не являются исконно русскими, но воспринимаются как таковые.

1

Раздел 2. Культура

1

13

Современный русский литературный язык

14-15

Русская орфоэпия. Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Понятие о варианте нормы. Равноправные и допустимые варианты произношения. Нерекомендуемые и неправильные варианты произношения.

2

16.

Стилистическая окраска слов.

1

17-18.

Речь правильная. Основные грамматические нормы

2

19

Речевой этикет

1

Раздел 3. Речь. Текст

20

Язык и речь. Виды речевой деятельности. Точность и логичность речи.

1

21

Выразительность, чистота и богатство речи. Средства выразительной устной речи ( тон, тембр, темп), способы тренировки (скороговорки).

2

22

Формы речи : монолог и диалог.

1

23

Текст как единица языка и речи. Основные признаки текста. Как строится текст.

1

24

Композиционные формы описания, повествования, рассуждения.

1

25

Средства связи предложений в тексте и частей текста.

1

26

Функциональные разновидности языка.

1

27

Разговорная речь. Просьба. Извинение как жанры разговорной речи.

1

28-29

Официально-деловой стиль. Объявление ( устное и письменное ).

2

30.

Учебно-научный стиль. План ответа на уроке, план текста.

1

31

Публицистический стиль. Устное выступление. Девиз, слоган.

1

32

Язык художественной литературы. Литературная сказка.

1

33

Рассказ.

1

34.

Особенности языка фольклорных текстов. Загадка. Пословица.

1

35

Итоговый урок

1








Календарно – тематическое планирование учебного предмета

Родной язык

6 класс (35часов )

п/п

Разделы, темы уроков

Количество часов

Раздел 1. Язык и культура

1.

Краткая история русского литературного языка.

1

2

Диалекты как часть народной культуры.

1

3

Лексические заимствования как результат взаимодействия национальных культур.

1

4

Особенности освоения иноязычной лексики ( общее представление ).

1

5-6

Отражение во фразеологии обычаев, традиций, быта, исторических событий, культуры и т.п.(начать с азов, от доски до доски, приложить руку и т.п.)

2

Раздел 2. Культура

7-8

 Стилистические особенности произношения и ударения ( литературные, разговорные, устарелый и профессиональные ).

2

9-10

Нормы произношения отдельных грамматических форм; заимствованных слов : ударение в форме род. п. мн..ч. существительных; ударение в кратких формах прилагательных.

2

11-12.

. Синонимы и точность речи.

2

13

Антонимы и точность речи.

1

14

Смысловые, стилистические особенности употребления антонимов.

1

15

Лексические омонимы и точность речи.

1

16-17

Особенности склонения имён существительных. Склонение им.п. мн.ч. существительных на –а/-я и -ы/-и (директора, договоры);

род.п. мн.ч. существительных м. и ср. р.с нулевым окончанием и окончанием –ов (баклажанов, яблок, гектаров, носков, чулок);

род.п. мн.ч. существительных ж.р. на -ня ( басен, вишен, богинь, тихонь, кухонь);

тв.п. мн.ч. существительных 3 склонения;

род.п. ед.ч. существительных м.р. ( сткан чая – стакан чаю);

склонение местоимений, порядковых и количественных числительных.

2

18.

Нормативные и ненормативные формы имён существительных. Типичные грамматические ошибки в речи.

1

19

Нормы употребления форм имён существительных в соответствии с типом склонения

( в санаторий – не санаторию, стукнуть туфлей – не туфлем), родом существительного

( красного платья – а не платьи), принадлежность к разряду –одушевлённости – неодушевлённости ( смотреть на спутника – смотреть на спутник), особенностями окончаний форм множественного числа ( чулок, носков, апельсинов, мандаринов, профессора, паспорта и т. д.)

2

20-22.

Нормы употребления имён прилагательных в формах сравнительной степени ( ближайший – а не самый ближайший), в краткой форме ( медлен - а не медленен, торжествен – а не торжественен), числительных, местоимений.

2

23

Речевой этикет. Национальные особенности речевого этикета. Принципы этикетного общения, лежащие в основе национального речевого этикета: сдержанность, вежливость, использование стандартных речевых формул в стандартных ситуациях общения, позитивное отношение к собеседнику.

1

Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст.

24.

Эффективные приёмы чтения.

1

25

Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы.

1

26.

Тематическое единство текста.

1

28

Тексты описательного типа : определение, дефиниция, собственно описание, пояснение.

1

29

Разговорная речь.

1

30

Рассказ о событии, « бывальщины ».

1

31

Учебно-научный стиль. Словарная статья, её строение.

1

32

Научный стиль

1

33

Научное сообщение ( устный ответ ). Содержание и строение учебного сообщения.

1

34

Различные виды ответов

1

35

Итоговый урок


Календарно – тематическое планирование учебного предмета

Родной язык

7 класс ( 35 часов )

п/п

Разделы, темы уроков

Количество часов

Раздел 1. Язык и культура

1.

Русский язык как развивающееся явление.

1

2.

Связь исторического развития языка с историей общества.

1

3.

Устаревшие слова как живые свидетели истории.

1

4.

Историзмы как слова, обозначающие предметы и явления предшествующих эпох, вышедшие из употребления по причине ухода из общественной жизни обозначенных ими предметов и явлений, в том числе национально-бытовых реалий.

1

5.

Архаизмы как слова. Имеющие в современном русском языке синонимы.

1

6.

Группы лексических единиц по степени устарелости.

1

7.

Перераспределение пластов лексики между активным и пассивным запасом слов.

1

8.

Актуализация устаревшей лексики в новом речевом контексте (губернатор. Диакон, ваучер, агитационный пункт, большевик, колхоз и т.п. )

1

9.

Лексические заимствования последних десятилетий.

1

10.

Употребление иноязычных слов как проблема культуры речи.

1

Раздел 2. Культура речи

11.

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Нормы ударения в полных причастиях, кратких формах страдательных причастий прошедшего времени, деепричастиях, наречиях.

1

12.

Нормы постановки ударения в словоформах с непроизводными предлогами ( на дом, на гору ).

1

13.

Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Паронимы и точность речи.

1

14.

Смысловые различия, характер лексической сочетаемости, способы управления, функционально-стилевая окраска и употребление паронимов в речи.

1

15.

Типичные речевые ошибки, связанные с употреблением паронимов в речи.

1

16.

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки в речи.

1

17.

Глаголы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов очутиться, победить, убедить, учредить, утвердить), формы глаголов совершенного и несовершенного вида, формы глаголов в повелительном наклонении.

1

18.

Нормы употребления в речи однокоренных слов типа висячий-висящий, горящий-горячий.

1

19.

Варианты грамматической нормы : литературные и разговорные падежные формы причастий, деепричастий, наречий.

1

20.

Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и справочниках. Литературный и разговорный варианты грамматической нормы ( махаешь-машешь; обуславливать, сосредоточивать, уполномочивать, оспаривать, удостаивать, облагораживать).

1

21.

Речевой этикет. Русская этикетная речевая манера общения : умеренная громкость речи, средний темп речи, сдержанная артикуляция, эмоциональность речи, ровная интонация. Запрет на употребление грубых слов, выражений, фраз.

1

22.

Исключение категоричности в разговоре. Невербальный (несловесный) этикет общения. Этикет использования изобразительных жестов. Замещающие и сопровождающие жесты.

1

Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст

23.

. Традиции русского речевого общения. Коммуникативные стратегии и тактики устного общения : убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др.

1

24.

Текст как единица языка и речи. Основные признаки текста: смысловая цельность, информативность, связность. Виды абзацев.

1

25.

Основные типы текстовых структур : индуктивные, дедуктивные, рамочные (дедуктивно-индуктивные), стержневые ( индуктивно-дедуктивные) структуры.

1

26.

Заголовки текстов, их типы. Информативная функция заголовков.

1

27.

Тексты аргументативного типа : рассуждение, доказательство, объяснение.

1

28.

Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Беседа.

1

29.

Спор, виды споров. Правила поведения в споре, как управлять собой и собеседником. Корректные и некорректные приёмы ведения спора.

1

30-31.

Публицистический стиль. Путевые записки.

2

32.

Текст рекламного объявления, его языковые и структурные особенности.

2

33.

Язык художественной литературы. Фактуальная и подтекстная информация в текстах художественного стиля речи. Сильные позиции в художественных текстах.

1

34-35.

Притча.

2


Календарно – тематическое планирование учебного предмета

Родной язык

8 класс ( 35 часов )

п/п

Разделы, темы уроков

Количество часов

Раздел 1. Язык и культура

1.

Исконно русская лексика : слова общеиндоевропейского фонда, слова праславянского

( общеславянского) языка, древнерусские (общевосточнославянские ) слова, собственно русские слова.

1

2.

Собственно русские слова как база и основной источник развития лексики русского литературного языка.

1

3.

Роль старославянизмов в развитии русского литературного языка и их приметы.

1

4.

Стилистически нейтральные, книжные, устаревшие старославянизмы.

1

5.

Иноязычная лексика в разговорной речи, дисплейных текстах, современной публицистике.

1

6.

Речевой этикет. Благопожелание как ключевая идея речевого этикета.

1

7.

Речевой этикет и вежливость.

1

8.

«Ты» и «ВЫ» в русском речевом этикете и в западноевропейском и американском речевых этикетах.

1

9.

Называние другого и себя. Обращение к знакомому и незнакомому.

1

10.

Специфика приветствий, традиционная тематика бесед у русских и других народов.

1

Раздел 2. Культура речи

11.

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Типичные орфоэпические ошибки в современной речи: произношение гласных(Э),(О) после мягких согласных и шипящих; безударный (О) в словах иностранного происхождения; произношение парных по твёрдости-мягкости согласных перед (Е) в словах иностранного происхождения; произношение безударного (А) после Ж и Ш; произношение сочетания ЧН и ЧТ; произношение женских отчеств на –ична, -инична; произношение твёрдого (Н) перед мягкими (Ф) и (В); произношение мягкого (Н) перед Ч и Щ.

1

12.

Типичные акцентологические ошибки в современной речи.

1

13.

Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Терминология и точность речи. Нормы употребления терминов в научном стиле.

1

14.

Особенности употребления терминов в публицистике, художественной литературе, разговорной речи.

1

15.

Типичные речевые ошибки, связанные с употреблением терминов. Нарушение точности словоупотребления заимствованных слов.

1

16.

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки.

1

17.

Согласование сказуемого с подлежащим, имеющим в своём составе количественно- именное сочетание; согласование сказуемого с подлежащим, выраженным существительным со значением лица женского рода (врач пршёл-врач пришла).

1

18.

Согласование сказуемого с подлежащим, выраженным сочетанием числительного несколько и существительным ; согласование определения в количественно-именных сочетаниях с числительным два, три, четыре ( два новых сада, две молодых женщины и две молодые женщины).

1

19.

Нормы построения словосочетаний по типу согласования ( маршрутное такси, обеих сестёр – обоих братьев).

1

20.

Варианты грамматической нормы : согласование сказуемого с подлежащим, выраженным сочетанием слов много, мало, немного, немало, сколько, столько, большинство, меньшинство.

1

21.

Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках.

1

22.

Речевой этикет. Активные процессы в речевом этикете. Новые варианты приветствия и прощания, возникшие в СМИ; изменение обращений, использования собственных имён; их оценка.

1

23.

Речевая агрессия. Этикетные речевые тактики и приёмы в коммуникации, помогающие противостоять речевой агрессии. Синонимия речевых формул.

1

Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст

24.

Язык и речь. Виды речевой деятельности. Эффективные приёмы слушания. Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы.

1

25.

Основные методы, способы и средства получения, переработки информации.

1

26.

Текст как единица языка и речи. Структура аргументации: тезис, аргумент. Способы аргументации. Правила эффективной аргументации. Причины неэффективной аргументации в учебно-научном общении.

1

27.

Доказательство и его структура. Прямые и косвенные доказательства. Виды косвенных доказательств. Способы опровержения доводов оппонента : критика тезиса, критика аргументов, критика демонстрации.

1

28.

Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Самохарактеристика, самопрезентация, поздравление.

1

29.

Науный стиль речи. Специфика оформления текста как результата проектной

( исследовательской ) деятельности.

1

30.

Реферат. Слово на защите реферата.

1

31.

Учебно-научная дискуссия. Правила корректной дискуссии.

1

32-33.

Язык художественной литературы. Сочинение в жанре письма другу ( в том числе электронного).

2

34-35.

Сочинение в жанре страницы дневника.

2







Календарно – тематическое планирование учебного предмета

Родной язык

9 класс ( 35 часов )

п/п

Разделы, темы уроков

Количество часов

Раздел 1. Язык и культура.

1.

Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа (обобщение).

1

2.

Примеры ключевых слов ( концептов) русской культуры, их национально-историческая значимость.

1

3-4.

Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т.п.

2

5.

Развитие языка как объективный процесс.

1

6.

Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений, об активных процессах в современном русском языке (основные тенденции, отдельные примеры).

1

7.

Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум» - рождение новых слов.

1

8.

Изменение значений и переосмысление имеющихся в языке слов.

1

9.

Стилистическая переоценка новых слов, создание новой фразеологии.

1

10.

Активация процесса заимствования иноязычных слов.

1

Раздел 2. Культура речи

11.

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Активные процессы в области произношения и ударения.

1

12.

Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях.

1

13.

Нарушение орфоэпической нормы как художественный приём.

1

14.

Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость.

1

15.

Типичные ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости.

1

16.

Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки, связанные с речевой избыточностью.

1

17.

Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы.

1

18.

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки.

1

19.

Управление: управление предлогов благодаря, согласно, вопреки; предлога по с количественными числительными в словосочетаниях с распределительным значением

( по пять груш – по пяти груш ).

1

20.

Правильное построение словосочетаний по типу управления ( отзыв о книге – рецензия на книгу, обидеться на слово – обижен словами).

1

21.

Правильное употребление предлогов : о, по, из, св составе словосочетания (приехать из Москвы – приехать с Урала). Нагромождение одних и тех же падежных форм, в частности родительного и творительного падежа.

1

22.

Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов, предложений с косвенной речью.

1

23.

Типичные ошибки в построении сложных предложений: постановка рядом двух однозначных союзов ( но и однако, что и будто, что и как будто), повторение частицы бы в предложениях с союзами : чтобы и если бы, введение в сложное предложение лишних указательных местоимений.

1

24.

Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках. Словарные пометы.

1

25.

Речевой этикет. Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. Этикет Интернет-переписки. Этические нормы, правила этикета Интернет-дискуссии, Интернет-полемики. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.

1

Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст.

26.

Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. Контактное и дистанционное общение.

1

27.

Текст как единица языка и речи. Виды преобразования текстов : аннотация, конспект. Использование графиков, диаграмм, схем для представления информации.

1

28.

Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Анекдот, шутка.

1

29.

Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности.

1

30.

Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите проекта.

1

31.

Публицистический стиль. Проблемный очерк.

1

32.

Язык художественной литературы. Диалогичность в художественном произведении.

1

33.

Итоговый урок

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по родному русскому языку 11 класс

    Рабочая программа по родному русскому языку для основной общеобразовательной школы создана на основе программы для 5-11 классов средней школы «Углубленное изучение русского ...

Рабочая программа по родному русскому языку(8 класс)

Рабочая программа по родному русскому языку для основной общеобразовательной школы создана на основе программы для 5-11 классов средней школы «Уг...

Рабочая программа по родному (русскому )языку

Нестандартный урок по русскому языку в 6 классе по теме " Употребление местоимения в речи", Ток - шоу " Слова - загадки",Брейн - ринг Сказки", брейн - ринг" Выучи русский...

Рабочая программа по родному (русскому) языку в 7 классе

В рабочей программе представлено календарно-тематическое планирование уроков родного (русского) языка в 7 классе....

Рабочая программа по родному русскому языку и родной русской литературе. 7 класс.

Программа по учебному предмету «Родной русский язык и родная русская литература» призвана научить детей рассматривать язык как материал словесности и произведения как явления искусства сло...

Рабочая программа по родному русскому языку и родной русской литературе 5-9 кл.

Рабочая программа по родному русскому языку и родной русской литературе 5-9 кл. ФГОС...