Урок родного русского языка для 6 класса "Антонимы и точность в речи"
план-конспект урока (6 класс)
Предварительный просмотр:
Сценарий урока родного русского языка
Зуева Ирина Александровна
Учитель русского языка и литературы
МАОУ «Лицей №2» г. Балаково Саратовской области
Предмет: родной русский
Тема урока: Антонимы и точность речи
Класс:6
Цели урока:
Личностные: воспитывать ценностное отношение к родному языку как к хранителю культуры
Предметные:
Совершенствование видов речевой деятельности
Формирование навыков лексического анализа слова
Обогащение активного и потенциального словарного запаса
Метапредметные:
Анализировать языковой материал
Осуществлять самоконтроль и коррекцию
Тип урока: урок объяснения нового материала
Ключевые понятия, термины урока: антонимы, антонимические пары, многозначные слова, лексическая сочетаемость слов, антитеза, контекстные антонимы
Инструментарий урока: русский родной язык, 6 класс: учебное пособие для образовательных организаций/ О.М. Александрова и др.-М. Просвещение, 2019.-параграф 11, Школьный толковый словарь Ушакова, карточки для групповой работы
Формы работы: учебный диалог, групповая работа
1.Организационный момент(приветствие)
2.Ценностно-эмоциональный этап урока
-Прочитайте, вставьте подходящее по смыслу слово из скобок
Задание записано на доске
- Это может причинить…(горе/радость)
- (Вперед/сначала) …подумай, потом отвечай.
- Вы будете (сходить/выходить) …на следующей остановке.
- Быстрее (поезжай/ехай)…и возвращайся.
-Объясните, почему вы сделали такой выбор?
Что такое лексическая сочетаемость?
-Как называются лексические единицы горе/радость?
-Зависит ли речь от правильного выбора антонимов?
Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
3.Ценностно-познавательный этап урока
А)Слово учителя
-Удивительный парадокс в том, что контрастные слова не только противопоставлены, но и тесно связаны между собой. Слово горе вызвало в нашем представлении слово радость. Умелое использование антонимов придают нашей речи правильность и особую остроту.
Б)Работа с учебной статьей
Страница 71 параграф 11
-Прочитайте определение антонимов. В чем их отличие от синонимов?
В)Работа со стихотворным отрывком.
-Итак, антонимы группируются парами, верно подобрав антонимы можно раскрыть противоречивую сущность предметов, явлений, людей. Нет ни одного писателя, который бы не обращался к антонимам.
-Прочитайте отрывок стихотворения на доске или на экране
Ты — прозаик — я поэт,
Ты богат — я очень беден,
Ты румян как маков цвет,
Я ж, как смерть, и тощ, и бледен.
(А.С. Пушкин)
-Назовите слова, характеризующие двух описанных в стихотворении людей?
Я Ты
Поэт Прозаик
Беден Богат
Бледен Румян
-Какими получились герои?
-С помощью антонимов поэт создал образы двух противоположных людей. Как называется прием противопоставления в стихотворении? (Антитеза), прочитайте определение в учебнике.
Прочитайте еще один отрывок на доске.
Они сошлись: волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.
(А.С.Пушкин)
-Противопоставляем ли мы в обычной жизни слова волна и камень?
-Какая волна? Опишите ее
-Какой камень? Опишите его
-По каким качественным признакам противопоставлены?
Разницу в характере героев автор подчеркнул словами, которые противопоставлены в этом контексте, такие антонимы называются контекстными.
Г)Работа с учебником
Выполнение упражнения 91задание: определить контекстные антонимы (для более сильных учащихся)
Выполнение упражнения 86 задание: восстановить пословицы (индивидуально)
Д)Групповая работа
-Прочитайте под зеленой стрелочкой на странице 71, в чем различие подбора антонимов к многозначным словам.
-Дайте определение многозначным словам.
-При изучении антонимов необходимо учитывать, что у многозначных слов в антонимические отношения иногда могут вступать отдельные их значения.
Задание для первой группы: найдите в толковом словаре значения многозначного слова «близкий». Подберите антонимы к каждому значению и составьте с ними словосочетания.
Задание для второй группы: возьмите многозначное слово и найдите антонимы по каждому значению
лёгкая ноша – тяжёлая ноша
лёгкая задача – трудная задача
лёгкий ветерок – сильный ветерок)
свежий хлеб – …(чёрствый хлеб)
свежий ветер – …(тёплый втер)
свежая рубашка - …(грязная рубашка)
чёрная ткань - …(белая ткань)
чёрная работа – (лёгкая работа)
чёрные мысли - …(добрые мысли)
Задание для третьей группы: упражнение 89 параграф111-подберите антонимы к именам прилагательным, учитывая их лексическое значение в контексте.
Проверка производится коллективно.
4)Ценностно-рефлексивный этап
Творческая работа
- -Напишите сочинение-миниатюру с использованием антонимов, тему выберите самостоятельно, например с таким началом «Вчера было так тепло, а сегодня…)
Домашнее задание дифференцированно на усмотрение учителя или на выбор учащихся.
1)Приведите 10 пословиц с использованием антонимов
2)Упражнение 92, выписать антонимы, найти среди них эпитеты
3) Составьте темы сочинений (рассказов) с антонимами («Свет борется с тьмой»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок родного русского языка "Типы речи"
Урок предназначен для учащихся 5-7 классов с различным уровнем подготовки. Данный урок является уроком обобщения знаний и способов действий. Поэтому дети работают в группах, выполняя задания. Основной...
урок родного русского языка, 6 класс, тема: Разграничение деловой и научной речи
Цель: выделение стилистических особенностей научного и официально-делового стилей....
Интерактивные дидактические материалы «Цифровые образовательные ресурсы на уроках родного (русского) языка и родной (русской) литературы в 5-9 классах»
В условиях развития цифрового образования, широкого использования практики обучения с использованием дистанционных образовательных технологий возникает необходимость обеспечения беспрепятственно...
Интерактивные дидактические материалы «Цифровые образовательные ресурсы на уроках родного (русского) языка и родной (русской) литературы в 5-9 классах»
В условиях развития цифрового образования, широкого использования практики обучения с использованием дистанционных образовательных технологий возникает необходимость обеспечения беспрепятственно...
Конспект урока родного (русского) языка "Орфоэпические нормы русского языка"
Конспект урока родного языка. Возможно для использования при подготовке к ЕГЭ...
Урок родного русского языка "Речь. Речевая деятельность. Текст"
Урок родного русского языка построен на игровой технологии с элементами интеграции с литературой и искусством....
8 класс. 3 четверть. Родной русский язык. Контрольная работа по разделу «Культура речи».
В работу включены задания, выполнение которых требует ЗНАНИЙ правильного произношения и ударения, грамматических и лексических норм.Задание № 4 носит как просветительский, так и проверочный характер (...