СЦЕНАРИЙ УРОКА РУССКОГО РОДНОГО ЯЗЫКА в 9 КЛАССЕ.
учебно-методический материал (9 класс)
Урок направлен на воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю культуры, умение распознавать источники крылатых слов и выражений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 28.26 КБ |
Предварительный просмотр:
СЦЕНАРИЙ УРОКА РУССКОГО РОДНОГО ЯЗЫКА.
Подготовила
учитель русского языка и
литературы
МАОУ СОШ №19
г.Балаково
Зверева О.В.
Тема: Крылатые слова и выражения.
Класс: 9
Тип урока: урок-диалог
Цели:
Личностные: воспитывать ценностное отношение к родному языку как хранителю культуры.
Метапредметные: анализировать языковой материал, строить логическую цепочку рассуждений; строить монологическое высказывание в устной форме, аргументировать свою точку зрения, находить информацию в разных частях текста.
Предметные: распознавать источники крылатых слов и выражений.
Опорные понятия, термины: пословицы, поговорки, фразеологизмы, крылатые слова и выражения, прецедентные тексты.
Инструментарий учителя: учебник: §3, упр. 16, 17, 19; рубрики «Моя Россия», «Лингвистические заметки», «Из истории языка».
Учебный диалог, работа в мини-группах, критерии выразительного чтения, игровые карточки «Цирлих-манирлих».
Домашнее задание: §3, упр. 20 или 21
Ценностно-эмоциональный этап
Учитель:
Добрый день, ребята! Всех рада видеть на нашем уроке. Я готова продуктивно сотрудничать с вами, а вы – ребята? Начнем урок.
На экране 5 выражений, среди которых есть афоризмы из произведений и есть выражения из кинофильмов:
1. Счастливые часов не наблюдают
2.У сильного всегда бессильный виноват
3.Жить хорошо! А хорошо жить еще лучше!
4.Какой русский не любит быстрой езды
5.Наши люди в булочную на такси не ездят!
Учитель:
- Ребята, что это за выражения? Откуда они, где могли прозвучать?
Ученики:
1.Счастливые часов не наблюдают (А. Грибоедов)
2. У сильного всегда бессильный виноват (М. Крылов)
3.Жить хорошо! А хорошо жить еще лучше! ? (к/ф)
4.Какой русский не любит быстрой езды (Н. Гоголь)
5.Наши люди в булочную на такси не ездят! ?(к/ф)
Учитель:
– Какие выражения у вас вызвали затруднения?
Ученики:
из к/ф, не могли определить, откуда они взяты.
Учитель. А теперь прочитаем фрагмент статьи (упр. 16) Дмитрия Сергеевича Лихачева, академика Российской академии наук, известного русского ученого-литературоведа, общественного деятеля, защитника русской культуры и русского языка (из рубрики «Моя Россия»).
Учитель. Вспомните, как называются слова и выражения, пришедшие в русский язык из фольклора, мифологии, художественной литературы.
Попробуйте сформулировать тему нашего урока и запишите ее в опорный конспект.
Ценностно-познавательный этап
Учитель. Выполнить упр.17. Опираясь на теоретический материал параграфа, расскажите, что такое крылатые слова и чем они могут быть выражены. Приведите примеры.
Ученики выполняют задание в группе(3 группы).
Участвуют в обсуждении представленных работ (оценки за ответы выставляются по критериям устного монологического высказывания на итоговом собеседовании)
Учитель. Крылатые слова известны нам с детства. Действительно, кто из нас не слышал: «В здоровом теле здоровый дух» или: «Аппетит приходит во время еды»? И чем взрослее, начитаннее мы становимся, тем богаче наш багаж крылатых слов. Это и литературные цитаты, и исторические фразы, и расхожие слова-образы.
Но здесь же таится и проблема: блеснув чьей-либо мыслью или удачным оборотом, мы иногда или смущенно оговариваются: «Не помню, кто это сказал…», или ссылаются на некоего поэта (без указания его имени – «как сказал поэт…»).
А ведь за каждым словом или высказыванием стоит его автор (вполне определенный человек – философ, поэт, исторический деятель и т. д.) или какой-либо конкретный источник, например, Библия. Это и отличает собственно крылатые слова от устойчивых фразеологических оборотов («кричать во всю Ивановскую», «верста коломенская» и т. д.), которые имеют анонимное или фольклорное происхождение.
Ваша задача выполнить тест.
1.Кто автор стихотворения, в котором есть эта фраза: «А он, мятежный просит бури, как будто в бурях есть покой!»?
АПушкин А. С.
БЛермонтов М. Ю.
СДержавин Г. Р.
2.Кто автор фразы: «И снова бой! Покой нам только снится»?
А. Блок
В. Маяковский
С. Есенин
3.Какому писателю принадлежит выражение: «На деревню дедушке»?
АТолстому Л. Н.
БЧехову А. П.
СТургеневу И. С.
4.Кто автор выражения: «Как хороши, как свежи были розы»?
АЛермонтов М. Ю.
БМетляев И.П.
СПушкин А.С.
5.Кто автор выражения: «Из искры возгорится пламя»?
АПушкин А. С.
БДержавин Г. Р.
СОдоевский А. И.
Работа в группах (класс разделен на 3 группы). Взаимопроверка по ключам.
Учитель. Прошу подготовить информационные справки по результатам выполнения упр.19 (использование ресурсов интернета). Работа в группах.
Каждой группе 2 фразы для работы.
Ученики.
1.Фразу «Служить бы рад, прислуживаться тошно» произносит главный герой комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Так герой ответил на нападки Фамусова о том, что нужно обязательно служить.
Чацкий прекрасно понимает, что звания и должности в его век не раздают за заслуги, их получают в основном те, кто умеет унижаться перед начальством, заискивать, льстить, что является синонимом слова «прислуживаться».
Для героя такое поведение унизительно. Он готов служить, но служить делу, зарабатывая чины умом, а не поклонениями. Поэтому служить он рад бы, но в его век служат, унижаясь перед начальниками, заискивают, а ему это противно.
2.Данная фраза принадлежит Софье из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Найти эту фразу можно в первом действии, 4 явлении. Служанка Лиза говорит Софье: «Смотрите на часы, взгляните-ка в окно: валит народ по улицам давно; а в доме стук, ходьба, метут и убираю». А Софья отвечает ей: «Счастливые часов не наблюдают».
Возможный первоисточник этого выражения — драма «Пикколомини» (1800) немецкого поэта Иоганна Фридриха Шиллера (1759—1805): «Die Uhr schlagt keinem Gliicklichen» — «Счастливому часы не бьют».
3. Из комедии "Горе от ума" (1824) А. С. Грибоедова (1795-1829). Слова Молчалина (действ. 3, явл. 3). Используется как комментарий к поведению человека, который по ряду причин (робость, : страх перед вышестоящими) не имеет своего, личного мнения по тому или иному вопросу или боится его заявлять, отстаивать, аргументировать. В. Г. Белинский (статья "Стихотворения М. Лермонтова"): "...Толпа есть собрание людей, живущих по преданию , и рассуждающих по авторитету, другими словами - из людей, которые не могут сметь свое суждение иметь". Раболепие человека перед кем-то более сильным или влиятельным, а также младшего по возрасту перед старшим.
4. «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Из романа «Отцы и дети» (1862) И. С. Тургенева (1818—1883). Слова Базарова. С развитием общества расширяется господство человека над природой, идет постоянное увеличение дисгармонии между этими элементами. Автор поднимает проблему взаимодействия общества и природы, которая является актуальной в условиях обострения глобальных проблем современности. Мысль автора состоит в том, что человек воспринимает природу не как прекрасное, нерукотворное творение, а как «мастерскую», показывая тем самым свое потребительское отношение к ней.
5.Впервые встречается в «Современной идиллии» Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина (1826—1889), в которой чиновники постоянно повторяют: «Как бы чего из этого не вышло!»
Но популярным это выражение стало благодаря рассказу Антона Павловича Чехова (1860—1904) «Человек в футляре». Главный герой этого рассказа — учитель Беликов был крайне осторожным человеком: «Для него ясны были только циркуляры и газетные статьи, в которых запрещалось что-нибудь... В разрешении же и позволении скрывался для него всегда элемент сомнительный, что-то недосказанное и смутное. Когда в городе разрешали драматический кружок, или читальню, или чайную, то он покачивал головой и говорил тихо: «Оно, конечно, так-то так, все это прекрасно, да как бы чего не вышло».
5.Из комедии «Ревизор» (1836) Н. В. Гоголя (1809—1852), где (действ. 3, явл. 6) Хлестаков, хвастаясь своими литературными способностями, говорит: «Моих, впрочем, много есть сочинений: «Женитьба Фигаро», «Роберт-Дьявол», «Норма». Уж и названий даже не помню. И все случаем: я не хотел писать, но театральная дирекция говорит: «Пожалуйста, братец, напиши что-нибудь». Думаю себе, пожалуй, изволь, братец! И тут же в один вечер, кажется, всё написал, всех изумил. У меня легкость необыкновенная в мыслях».
Шутливо – иронически: о легкомысленном, взбалмошном человеке; об игривом, несерьезном поведении, настроении.
6.Эта фраза из драмы Максим Горького "На дне". Ее произносит Сатин в одном из самых известных своих монологов. По сути, он полемизирует с другим героем-идеологом - Лукой, который считает, что человека надо жалеть. По мнению же Сатина, человека нельзя "унижать жалостью": "Человек - это великолепно! Это звучит... гордо!" В статье "Драма "На дне" Иннокентий Анненский дал один из самых глубоких откликов на пьесу. Он писал о споре Горького с Достоевским, о том, что слова Сатина - ответ на призыв Достоевского: "Смирись, гордый человек!"
Анненский отметил, что этот идейный поиск и создает единство сюжета пьесы, ее новизну. Также критик усмотрел сходство автора с нелюбимым им героем Лукой:
Ценностно-рефлексивный этап
Учитель. Предлагаю сыграть в игру «Цирлих-манирлих».
Почему русский человек так активно использует в своей речи крылатые выражения? Все просто: иногда весь спектр своих эмоций достаточно выразить одной емкой фразой. Эти фразеологизмы, поговорки и пословицы так гармонично влились в речь русского человека и стали привычными , что мало кто задумывается, откуда они взялись. Ясно одно - это неотъемлемая часть нашей речи и особенная изюминка русского языка. Предлагаем вам проверить свой словарный запас и память, назвав крылатое выражение по его описанию. Не спешите, иногда смысл этих фраз может быть похожим и без труда собьет вас с толку.
Крылатая фраза, выражающая сомнение в чем-либо.
Авгиевы конюшни
А был ли мальчик?
А все-таки она вертится
Это крылатое выражение характеризует человека, который защищает что-то плохое.
Адамова голова
Адвокат дьявола
Агенты влияния
Какое крылатое выражение используют люди, когда хотят сказать - будет ли так, как предполагают?
Ба! Знакомые всё лица!
Биться об заклад
Бабушка надвое сказала
Как говорят о человеке, который опережает события?
Бежит впереди паровоза
Без вины виноватый
Без зазрения совести
Это крылатое выражение означает возмущение или бунт по незначительному поводу.
Буря в стакане воды
Быть или не быть - вот в чем вопрос
Вагон и маленькая тележка
Так говорят в ответ на добрые предсказания.
Вашими молитвами
Вашими бы устами да мёд пить
Согнуть в бараний рог
Это крылатое выражение используют про того, кто выслушал и тут же всё забыл.
В одно ухо влетело, в другое вылетело
Водой не разольешь
Вожжа под хвост попала
Как другими словами сказать, что человек слишком торопит события?
Гонит лошадей
Гонит поганой метлой
Гонит в шею
Это крылатое выражение означает, что человек ни в чем себе не отказывает.
Заблудился в трех соснах
Завел шарманку
Живет на широкую ногу
Напоследок скажите, какой крылатой фразой говорят о человеке, когда хотят подчеркнуть, что данное дело ниже его достоинства?
Нашла коса на камень
Не барское это дело
В нашем полку прибыло
Ученик выходит к доске или с места, выбирает карточку,
читает значение и выбирает варианты подходящее крылатое выражение.
Объясняет свой выбор.
Учитель. Запишите домашнее задание. упр. 20 или 21
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дистанционный урок русского родного языка по теме "Культура речи. Орфоэпия. Ударяй правильно!" 5, 7 класс
Предложена инструкция к самообразованию учеников по повышению речевой компетенции, подобран дидактический материал....
Дистанционный урок русского родного языка. 5, 7 класс. Урок хороших манер. Правила поведения в школе и во дворе.
Предложен видеоурок, в котором ученикам напоминиются этические нормы....
«Русская орфоэпия. Нормы произношения и ударения» (урок русского родного языка) 5 класс.
Урок русского родного языка в 5 классе в соответствии с ФГОС...
Урок русского родного языка в 8 классе основной школы на тему «Основные особенности русского речевого этикета»
Главное предназначение учебного предмета «Русский родной язык» - формирование познавательного интереса и уважительного отношения к родному языку, к родной культуре, к све...
Технологическая карта урока русского родного языка “Русская орфоэпия. Нормы произношения и ударения”, 5 класс.
Технологическая карта урока “Русская орфоэпия. Нормы произношения и ударения”, 5 класс....
Тема урока: "Из истории русской письменности" Русский родной язык 6 класс
Тема урока: "Из истории русской письменности" Русский родной язык 6 класс...