СЦЕНАРИЙ УРОКА РУССКОГО РОДНОГО ЯЗЫКА в 9 КЛАССЕ.
учебно-методический материал (9 класс)

Урок направлен на воспитание  ценностного отношения к родному языку как хранителю культуры, умение распознавать источники крылатых слов и выражений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx28.26 КБ

Предварительный просмотр:

                          СЦЕНАРИЙ УРОКА РУССКОГО РОДНОГО ЯЗЫКА.

                                                                                                     

                                                                                                      Подготовила

                                                                                                      учитель русского языка и  

                                                                                                      литературы

                                                                                                      МАОУ СОШ №19

                                                                                                      г.Балаково

                                                                                                      Зверева О.В.

Тема: Крылатые слова и выражения.

Класс: 9

Тип урока: урок-диалог

Цели:

Личностные: воспитывать ценностное отношение к родному языку как хранителю культуры.

Метапредметные: анализировать языковой материал, строить логическую цепочку рассуждений; строить монологическое высказывание в устной форме, аргументировать свою точку зрения, находить информацию в разных частях текста.

Предметные: распознавать источники крылатых слов и выражений.

Опорные понятия, термины: пословицы, поговорки, фразеологизмы, крылатые слова и выражения, прецедентные тексты.

Инструментарий учителя: учебник: §3, упр. 16, 17, 19; рубрики «Моя Россия», «Лингвистические заметки», «Из истории языка».

Учебный диалог, работа в мини-группах, критерии выразительного чтения, игровые карточки «Цирлих-манирлих».

Домашнее задание: §3, упр. 20 или 21

 Ценностно-эмоциональный этап

Учитель: 

Добрый день, ребята! Всех рада видеть на нашем уроке. Я готова продуктивно сотрудничать с вами, а вы – ребята? Начнем урок.

На экране 5 выражений, среди которых есть афоризмы из произведений и есть выражения из кинофильмов:

1. Счастливые часов не наблюдают 

 2.У сильного всегда бессильный виноват 

3.Жить хорошо! А хорошо жить еще лучше! 

4.Какой русский не любит быстрой езды 

5.Наши люди в булочную на такси не ездят!            

 Учитель: 

 - Ребята, что это за выражения? Откуда они, где могли прозвучать?

Ученики: 

1.Счастливые часов не наблюдают (А. Грибоедов)

2. У сильного всегда бессильный виноват (М. Крылов)

3.Жить хорошо! А хорошо жить еще лучше!  ?  (к/ф)

4.Какой русский не любит быстрой езды (Н. Гоголь)

5.Наши люди в булочную на такси не ездят!   ?(к/ф)         

Учитель:

 –  Какие   выражения   у   вас   вызвали   затруднения?

Ученики:

  из   к/ф,   не   могли определить, откуда они взяты. 

 Учитель. А теперь прочитаем фрагмент статьи (упр. 16) Дмитрия Сергеевича Лихачева, академика Российской академии наук, известного русского ученого-литературоведа, общественного деятеля, защитника русской культуры и русского языка (из рубрики «Моя Россия»).

 

 Учитель. Вспомните, как называются слова и выражения, пришедшие в русский язык из фольклора, мифологии, художественной литературы.

Попробуйте   сформулировать тему нашего урока и запишите ее в опорный конспект.

    Ценностно-познавательный этап

Учитель. Выполнить упр.17. Опираясь на теоретический материал параграфа, расскажите, что такое крылатые слова и чем они могут быть выражены. Приведите примеры.

Ученики выполняют задание в группе(3 группы).

Участвуют в обсуждении представленных работ (оценки за ответы выставляются по критериям устного монологического высказывания на итоговом собеседовании)

Учитель. Крылатые слова известны нам с детства. Действительно, кто из нас не слышал: «В здоровом теле здоровый дух» или: «Аппетит приходит во время еды»? И чем взрослее, начитаннее мы становимся, тем богаче наш багаж крылатых слов. Это и литературные цитаты, и исторические фразы, и расхожие слова-образы.

Но здесь же таится и проблема: блеснув чьей-либо мыслью или удачным оборотом, мы иногда или смущенно оговариваются: «Не помню, кто это сказал…», или ссылаются на некоего поэта (без указания его имени – «как сказал поэт…»).

А ведь за каждым словом или высказыванием стоит его автор (вполне определенный человек – философ, поэт, исторический деятель и т. д.) или какой-либо конкретный источник, например, Библия. Это и отличает собственно крылатые слова от устойчивых фразеологических оборотов («кричать во всю Ивановскую», «верста коломенская» и т. д.), которые имеют анонимное или фольклорное происхождение.

Ваша задача выполнить тест.

1.Кто автор стихотворения, в котором есть эта фраза: «А он, мятежный просит бури, как будто в бурях есть покой!»?

АПушкин А. С.

БЛермонтов М. Ю.

СДержавин Г. Р.

2.Кто автор фразы: «И снова бой! Покой нам только снится»?

А. Блок

В. Маяковский

С. Есенин

3.Какому писателю принадлежит выражение: «На деревню дедушке»?

АТолстому Л. Н.

БЧехову А. П.

СТургеневу И. С.

4.Кто автор выражения: «Как хороши, как свежи были розы»?

АЛермонтов М. Ю.

БМетляев И.П.

СПушкин А.С.

5.Кто автор выражения: «Из искры возгорится пламя»?

АПушкин А. С.

БДержавин Г. Р.

СОдоевский А. И.

Работа в группах (класс разделен на 3 группы). Взаимопроверка по ключам.

Учитель. Прошу подготовить  информационные справки по результатам выполнения упр.19 (использование ресурсов интернета). Работа в группах.

Каждой группе  2 фразы для работы.

Ученики.

1.Фразу «Служить бы рад, прислуживаться тошно» произносит главный герой комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Так герой ответил на нападки Фамусова о том, что нужно обязательно служить.

Чацкий прекрасно понимает, что звания и должности в его век не раздают за заслуги, их получают в основном те, кто умеет унижаться перед начальством, заискивать, льстить, что является синонимом слова «прислуживаться».

Для героя такое поведение унизительно. Он готов служить, но служить делу, зарабатывая чины умом, а не поклонениями. Поэтому служить он рад бы, но в его век служат, унижаясь перед начальниками, заискивают, а ему это противно.

2.Данная фраза принадлежит Софье из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Найти эту фразу можно в первом действии, 4 явлении. Служанка Лиза говорит Софье: «Смотрите на часы, взгляните-ка в окно: валит народ по улицам давно; а в доме стук, ходьба, метут и убираю». А Софья отвечает ей: «Счастливые часов не наблюдают». 
Возможный первоисточник этого выражения — драма «Пикколомини» (1800) немецкого поэта Иоганна Фридриха Шиллера (1759—1805): «Die Uhr schlagt keinem Gliicklichen» — «Счастливому часы не бьют».

3. Из комедии "Горе от ума" (1824) А. С. Грибоедова (1795-1829). Слова Молчалина (действ. 3, явл. 3). Используется как комментарий к поведению человека, который по ряду причин (робость, : страх перед вышестоящими) не имеет своего, личного мнения по тому или иному вопросу или боится его заявлять, отстаивать, аргументировать. В. Г. Белинский (статья "Стихотворения М. Лермонтова"): "...Толпа есть собрание людей, живущих по преданию , и рассуждающих по авторитету, другими словами - из людей, которые не могут сметь свое суждение иметь". Раболепие человека перед кем-то более сильным или влиятельным, а также младшего по возрасту перед старшим.

4. «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Из романа «Отцы и дети» (1862) И. С. Тургенева (1818—1883). Слова Базарова. С развитием общества расширяется господство человека над природой, идет постоянное увеличение дисгармонии между этими элементами. Автор поднимает проблему взаимодействия общества и природы, которая является актуальной в условиях обострения глобальных проблем современности. Мысль автора состоит в том, что человек воспринимает природу не как прекрасное, нерукотворное творение, а как «мастерскую», показывая тем самым свое потребительское отношение к ней.

5.Впервые встречается в «Современной идиллии» Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина (1826—1889), в которой чиновники постоянно повторяют: «Как бы чего из этого не вышло!»
Но популярным это выражение стало благодаря рассказу Антона Павловича Чехова (1860—1904) «Человек в футляре». Главный герой этого рассказа — учитель Беликов был крайне осторожным человеком: «Для него ясны были только циркуляры и газетные статьи, в которых запрещалось что-нибудь... В разрешении же и позволении скрывался для него всегда элемент сомнительный, что-то недосказанное и смутное. Когда в городе разрешали драматический кружок, или читальню, или чайную, то он покачивал головой и говорил тихо: «Оно, конечно, так-то так, все это прекрасно, да как бы чего не вышло».


5.Из комедии «Ревизор» (1836НВГоголя (18091852), где (действ3явл6Хлестаковхвастаясь своими литературными способностямиговорит: «Моихвпрочеммного есть сочинений: «Женитьба Фигаро», «Роберт-Дьявол», «Норма». Уж и названий даже не помнюИ все случаем: я не хотел писатьно театральная дирекция говорит: «Пожалуйстабратецнапиши что-нибудь». Думаю себепожалуйизвольбратецИ тут же в один вечеркажетсявсё написалвсех изумилУ меня легкость необыкновенная в мыслях».

Шутливо – иронически: о легкомысленном, взбалмошном человеке; об игривом, несерьезном поведении, настроении.


6.Эта фраза из драмы Максим Горького "На дне". Ее произносит Сатин в одном из самых известных своих монологов. По сути, он полемизирует с другим героем-идеологом - Лукой, который считает, что человека надо жалеть. По мнению же Сатина, человека нельзя "унижать жалостью": "Человек - это великолепно! Это звучит... гордо!" В статье "Драма "На дне" Иннокентий Анненский дал один из самых глубоких откликов на пьесу. Он писал о споре Горького с Достоевским, о том, что слова Сатина - ответ на призыв Достоевского: "Смирись, гордый человек!"

Анненский отметил, что этот идейный поиск и создает единство сюжета пьесы, ее новизну. Также критик усмотрел сходство автора с нелюбимым им героем Лукой:

                    Ценностно-рефлексивный этап

Учитель. Предлагаю сыграть в игру «Цирлих-манирлих».

Почему русский человек так активно использует в своей речи крылатые выражения? Все просто: иногда весь спектр своих эмоций достаточно выразить одной емкой фразой. Эти фразеологизмы, поговорки и пословицы так гармонично влились в речь русского человека и стали привычными , что мало кто задумывается, откуда они взялись. Ясно одно - это неотъемлемая часть нашей речи и особенная изюминка русского языка. Предлагаем вам проверить свой словарный запас и память, назвав крылатое выражение по его описанию. Не спешите, иногда смысл этих фраз может быть похожим и без труда собьет вас с толку.

Крылатая фраза, выражающая сомнение в чем-либо.

Авгиевы конюшни

А был ли мальчик?

А все-таки она вертится

Это крылатое выражение характеризует человека, который защищает что-то плохое.

Адамова голова

Адвокат дьявола

Агенты влияния

Какое крылатое выражение используют люди, когда хотят сказать - будет ли так, как предполагают?

Ба! Знакомые всё лица!

Биться об заклад

Бабушка надвое сказала

Как говорят о человеке, который опережает события?

Бежит впереди паровоза

Без вины виноватый

Без зазрения совести

Это крылатое выражение означает возмущение или бунт по незначительному поводу.

Буря в стакане воды

Быть или не быть - вот в чем вопрос

Вагон и маленькая тележка

Так говорят в ответ на добрые предсказания.

Вашими молитвами

Вашими бы устами да мёд пить

Согнуть в бараний рог

Это крылатое выражение используют про того, кто выслушал и тут же всё забыл.

В одно ухо влетело, в другое вылетело

Водой не разольешь

Вожжа под хвост попала

Как другими словами сказать, что человек слишком торопит события?

Гонит лошадей

Гонит поганой метлой

Гонит в шею

Это крылатое выражение означает, что человек ни в чем себе не отказывает.

Заблудился в трех соснах

Завел шарманку

Живет на широкую ногу

Напоследок скажите, какой крылатой фразой говорят о человеке, когда хотят подчеркнуть, что данное дело ниже его достоинства?

Нашла коса на камень

Не барское это дело

В нашем полку прибыло

Ученик выходит к доске или с места, выбирает карточку,

читает значение  и  выбирает варианты подходящее крылатое выражение.

Объясняет свой выбор.

Учитель. Запишите домашнее задание. упр. 20 или 21


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дистанционный урок русского родного языка по теме "Культура речи. Орфоэпия. Ударяй правильно!" 5, 7 класс

Предложена инструкция к самообразованию учеников по повышению речевой компетенции,  подобран дидактический материал....

«Русская орфоэпия. Нормы произношения и ударения» (урок русского родного языка) 5 класс.

Урок русского родного языка в 5 классе в соответствии с ФГОС...

Урок русского родного языка в 8 классе основной школы на тему «Основные особенности русского речевого этикета»

Главное предназначение  учебного предмета «Русский родной язык» - формирование познавательного интереса  и уважительного отношения  к родному языку, к родной культуре, к све...

Технологическая карта урока русского родного языка “Русская орфоэпия. Нормы произношения и ударения”, 5 класс.

Технологическая карта урока “Русская орфоэпия. Нормы произношения и ударения”, 5 класс....

Тема урока: "Из истории русской письменности" Русский родной язык 6 класс

Тема урока: "Из истории русской письменности" Русский родной язык 6 класс...