доклад на ШМО
материал

Альзира Ленаровна Гайнанова

Доклад на ШМО учителей-  предметников, на тему: Культурно- нравственные ценности родного языка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл доклад291.78 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лениногорская школа № 14 для детей с ограниченными возможностями здоровья»

 

Доклад на ШМО учителей- предметников.

Тема: «Культурно- нравственные ценности родного языка»

Подготовила учитель-дефектолог: 

Гайнанова Альзира Ленаровна

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/136a/000508f1-d5d175c1/1/img0.jpg2019-2020

Если завтра мой язык исчезнет,

То готов я сегодня умереть.

( Расул Гамзатов)

   В соответствии с законом РФ «Об образовании» одним из главных принципов государственной политики в сфере образования в настоящее время является защита и развитие национальных культур, региональных традиций и особенностей многонационального государства.

Духовные ценности, составляющие содержание национальных культур и традиций – это родной язык, мудрые предки, адаты, художественные промыслы, праздники, обряды и фольклор.

На первом месте среди составляющих содержание нашего наследия стоит родной язык, обо он является формой национальной культуры. В языке народа скрыты все думы и чаяния, характер и стремления. С уверенностью можно сказать, что народ, чьи дети не говорят на родном языке и не знают традиций, обычаев предков, обречен на духовную гибель. Все знают, что во многих городских семьях родители общаются с детьми только на русском языке. Зачастую они не желают, чтобы их детей обучали в школе родному языку, объясняя это перегруженностью изучением иностранными языками(наряду с русским). Такое « воспитание» - отчуждение молодого поколения от родных корней, которое нередко ведет к пренебрежительному отношению к дагестанской культуре, традициями и славному прошлому народу. Здесь уместно привести слова: «Русский язык не вместо родного, а вместе с родным».

  Культура, традиции, язык, черты национального характера и особенности национальной психологии, устная поэзия народа- все это с раннего детства должно войти в кровь того, кто в свое время станет педагогом, передающим эти ценности подрастающему поколению.

Культурно- нравственные ценности родного народа подрастающему поколению следует передавать не как реликвии славного прошлого, а как нравственно- этический ориентир. В дальнейшем это поможет нам, учителям, решить проблему сохранения и развития родных языков. При изучении известных произведений рассматриваем героев, их поступки, раскрываем любовь к малой родине, родной земле, уважение к родителям и к традициям в культуре. Для этой цели я использую поговорки, народные приметы, стихи, песни

Время требует от нас поиска новых форм и приемов работы, чтобы прививать любовь к родному языку, к родной земле. На этом пути использование фольклора родного народа является одним из ключевых и убедительных средств. Сегодня перед российской школой стоит задача- воспитание культурной, образовательной, творческой личности, умеющий найти свое место в постоянно меняющейся действительности.

Найти основу для воспитания и развития подрастающего поколения, сформировать общую культуру личности- вот моя задача как учителя. Любовь к своей Родине начинается с малого- любви к земле, где ты родился. У каждой частички на земле есть свое место, откуда она взяла свою жизненную силу. Так и человек. У каждого есть свои корни, что дают ему жизнь. Изучение языка, культуры, истории своего народа- обязанность каждого из нас.

Обучение школьников с учетом региональных особенностей предполагает использование местного языкового материала при обучении родному языку, что расширяет образовательные и воспитательные возможности учебного процесса для детей одинаково важно научиться свободно владеть родным языком и найти свое место в окружающем мире, четко осознавая свою связь с родной землей, со своей малой родиной.

Необычные формы уроков, интересные задания, разнообразные виды деятельности пробуждает детское творчество, фантазию, обогащают и развивают ребенка, прививают ему любовь к народному искусству, языку. Привитию интереса к языку, культуре, родного края способствует и внеклассная работа. Кроме конкурсов, классных часов, открытых уроков, недель родного языка и литературы в школе за последнее несколько лет проведен ряд мероприятий.

Надо отметить, что для решения проблемы сохранения, развития национальных языков, культур в последние годы проводятся олимпиады и конкурса «Лучший учитель родного языка».

Думаю, для развития родного языка необходимо сотрудничать со средствами массовой информации. Язык является основой основ, ибо без него не будет национальных газет, театров, телепередач, школы, писателей, учебников, культуры, да и народа в целом. Отказ от родного языка может привести к исчезновению нашей культуры, нашей нации с лица земли.

От знания и владения родным языком ученик ничего не потеряет, наоборот, приобретет необходимый уровень грамотного общения. Это поможет ему лучше знать, понимать историю своего народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад:"Эффективность учебного занятия-стимул к успеху педагога и обучающегося" Доклад:" Профессиональная компетенция педагога в дополнительном образовании"

Млтивация ребенка на освоение нового для себя и интересного вида деятельности.Профессионально компетентным можно назвать педагога доп. образования, который на достаточно высоком уровне осуществляет пе...

Доклад к педсовету от 27 марта 2013 г. Тема доклада: «Формирование продуктивных компетенций через участие учащихся в кружковой деятельности».

Развитие творческих способностей  детей является неотъемлемой частью образовательного процесса, который включает в себя не...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...