Тест по дисциплине «Русский язык и литература»
тест

Тест для промежуточного контроля по дисциплине «Русский язык и литература»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тест для промежуточного контроля по дисциплине «Русский язык и литература»

ВАРИАНТ 1

1. Какое утверждение не соответствует действительности?

  1. Функциональный стиль – это разновидность общенародного языка.
  2. Функциональный стиль – это разновидность литературного языка.
  3. Функциональные стили – это исторически сложившиеся и социально осознанные системы речевых средств, используемых в той или иной сфере сообщения.
  4. Функциональные стили языка получили такое название, потому что они выполняют важнейшие функции, являясь средством общения.

2. Отметьте неверное утверждение.

  1. На разговорный стиль большое внимание оказывает ситуация речи.
  2. Это позволяет предельно сокращать высказывание.
  3. Компрессия – необходимое условие для существования разговорного стиля.
  4. Основной формой существования разговорного стиля является монологическая форма.

3. В каком стиле речи основу составляет терминологическая лексика?

  1. Научный стиль;
  2. официально-деловой стиль;
  3. публицистический стиль;
  4. художественный стиль.

4. В каких вариантах все прилагательные употреблены в прямом значении?

  1. золотые руки, железный характер, заячья душа, лисья нора;
  2. глухая деревня, жаркие дебаты, железная логика, прямой человек;
  3. глухая улица, жаркий бой, железная воля, прямой вопрос;
  4. глухой старик, жаркий день, железная дорога, прямая линия;
  5. каменный дом, медвежья услуга, серебряные брызги, стеклянная ваза.

5. Укажите ряд многозначных слов:

  1. съедобный, утомление;
  2. хохот, шезлонг;
  3. съемка, ручка;
  4. компьютер, ландыш;
  5. самолет, дискуссия.

6. Определите, в каком варианте даны заимствованные слова:

  1. место, история, тетрадь;
  2. берег, город, молоко;
  3. аббат, атака, жюри;
  4. ладонь, корова, дочь,
  5. поле, береза, сосед.

7. В каком предложении слово употреблено в переносном значении?

  1. На стенах висели два пейзажа хорошей кисти.
  2. Желтые листья медленно падали на землю.
  3. Утром бухта наполнилась плавучим льдом.
  4. Громады утесов на берегу создавали величественную картину.
  5. Яркое солнце быстро съело тонкий ледок.

8. На какие вопросы отвечают имена существительные?

  1. кто? что?
  2. что делает? что сделает?
  3. какой? какая? какие?
  4. как? каким образом?

9. Определите предлоги родительного падежа.

  1. к, по
  2. с, от, до, из, без
  3. о, об, в, во, на
  4. через, про, в, на, за

10. В какой строке у всех существительных окончание -Е?

  1. о лес…, к сирен…
  2. на дорог…, к дочер….
  3. у опушк…, о солнц…
  4. на пол…, к дочк…

11. В какой строке верно записаны окончания у всех существительных мн.ч. Р.п.

  1. много сапогов, чулков
  2. много задач, мандарин
  3. много носков, ботинок
  4. много платьев, помидор

12. Как изменяются имена прилагательные?

  1. по родам, падежам, числам;
  2. по родам, падежам, числам и лицам;
  3. по лицам, временам, числам;
  4. по лицам и числам;
  5. по лицам, числам и родам.

13. Определите, в каком варианте верно указаны разряды прилагательных: греческий профиль, золотой перстень, бесконечный разговор, мамин плащ, заячий тулуп, сырой картофель.

  1. относительное, относительное, качественное, притяжательное, относительное, качественное;
  2. притяжательное, качественное, относительное, относительное, притяжательное, относительное;
  3. качественное, качественное, относительное, относительное, притяжательное, притяжательное;
  4. относительное, качественное, качественное, притяжательное, притяжательное, качественное;
  5. притяжательное, относительное, качественное, притяжательное, притяжательное, качественное.

14. Какое прилагательное не имеет краткой формы?

  1. плохой;
  2. хороший;
  3. снежный;
  4. маленький;
  5. дорогой.

15. Какое прилагательное не имеет степеней сравнения?

  1. снежный;
  2. хороший;
  3. плохой;
  4. маленький;
  5. дорогой.

16. Верно запишите н или нн в словосочетаниях: лун..ый блеск, будь благословен..а, румян..ый закат, небеса туман..ы, шерстян..ой шарф, деревян..ый дом, лебедин..ый крик, лекцион..ые занятия, утрен..яя роса, ветрен..ый день, песчан..ый берег.

17. Укажите словосочетание, в котором прилагательное пишется с суффиксом –ск-:

  1. низ..ий домик.
  2. близ..ое знакомство;
  3. немец..ий город;
  4. дерз..ая эпиграмма;
  5. француз..ий язык;

18. Укажите сложное прилагательное, которое пишется слитно:

  1. (пепельно)русый оттенок;
  2. (притворно)скромный взгляд;
  3. (прекрасно)душное настроение;
  4. (юго)восточный регион;
  5. (культурно)историческое наследие.

19. Укажите разряды числительных: два, двое, одна вторая, второй, двести двадцать   пять, двадцать второй.

20. Где пишется ь у количественных числительных 11, 8, 30, 80, 60, 20, 800, 600?

  1. одиннадцать, восемь, тридцать, восемьдесят, шестьдесят, двадцать, восемсот, шестьсот;
  2. одиннадцать, восемь, тридцать, восемдесят, шестьдесят, двадцать, восемьсот, шестьсот;
  3. одиннадцать, восемь, тридцать, восемьдесят, шестдесят, двадцать, восемьсот, шестьсот;
  4. одиннадцать, восемь, тридцать, восемьдесят, шестьдесят, двадцать, восемьсот, шестсот;
  5. одиннадцать, восемь, тридцать, восемьдесят, шестьдесят, двадцать, восемьсот, шестьсот.

21. Как склоняется числительное 645?

  1. числительное не склоняется;
  2. склоняется только последнее слово;
  3. склоняются все части числительного;
  4. склоняется только первое слово;
  5. склоняются две последние части.

22. Как склоняются простое порядковое числительное?

  1. как дробное числительное;
  2. как собирательное числительное;
  3. как имя существительное 3 склонения;
  4. как местоимение;
  5. как имя прилагательное.

23. Какие морфологические признаки имеет глагол?

  1. падеж, наклонение, род;
  2. склонение, лицо, время;
  3. вид, наклонение, время, лицо, число;
  4. род, число, падеж;
  5. склонение, лицо, время, род, число, падеж.

24. От каких глаголов образуется форма настоящего времени?

  1. выбросить, взять, просмотреть;
  2. приехать, сочинить, построить;
  3. поздравить, сказать, взять;
  4. сочинять, помогать, дышать, поздравлять;
  5. написать, дыхнуть, выбросить.

25. Определите наклонение глаголов: спойте, сходил бы, напишу.

  1. условное, повелительное, изъявительное;
  2. изъявительное, условное, повелительное;
  3. повелительное, условное, изъявительное;
  4. изъявительное, повелительное, условное;
  5. условное, изъявительное, повелительное.

26. Какие глаголы являются безличными?

  1. горевать, ночевать, бушевать;
  2. улыбается, умывается, одевается;
  3. бродить, предупредить, дерзить;
  4. шелестеть, говорить, устремить;
  5. нездоровится, взгрустнулось, дышится

27. Как образовать видовую пару глаголов: разрезать, рассыпать?

  1. с помощью перестановки ударения;
  2. с помощью приставок;
  3. с помощью суффиксов;
  4. путем чередования гласных в корне;
  5. с помощью приставок и суффиксов.

28. Выберите вариант с глаголами I спряжения:

  1. встречаться, решать;
  2. обидеть, лечить;
  3. решить, встретить;
  4. исправить, торопиться;
  5. накормить, заблудиться.

29. Выбрать причастие, образованное от глагола II спряжения:

  1. кача..мый волной;
  2. извива..щийся змеей;
  3. ла..щий пес;
  4. бре..щийся утром;
  5. дыш..щий еле-еле.

30. Укажите предложение с деепричастием несовершенного вида:

  1. Отшумев, замолчала листва.
  2. Напившись чаю, Василий уселся против огня.
  3. Старик отошел, понурив голову.
  4. Обогнув высокий мыс, пароход вошел в залив.
  5. Лиственницы смиренно сторонились, давая дорогу.

31. В каком варианте обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, не обособляется?

  1. Широко разинув пасть медведь зарычал.
  2. Покорившись необходимости переждать ненастье я занялся патронами.
  3. Ребята слушали экскурсовода разинув рот.
  4. Приблизившись к хвойному лесу егерь спустил его с поводка.
  5. Птенец взъерошивал перышки с жадностью проглотив червячка.

32. Наречие – это

  1. часть речи, обозначающая действие предмета
  2. часть речи, обозначающая признак предмета по действию
  3. часть речи, обозначающая признак действия

33. Наречия:

  1. изменяются по числам;  
  2.    изменяются по лицам;    
  3.     не изменяются.

34. Укажите слово, называющее признак действия:

  1. чтение вслух    
  2. читать вслух

35. Установите соответствие:

1.  Поступить (не)лепо                      3.  Совсем  (не)интересно

2.  Говорить (не)искренне                 4.  Пишет (не)брежно

А) Слитно               Б)  Раздельно

36. Найдите случай дефисного написания

  1. (в)третьих, это неправильно    
  2. (в)третьих рядах засмеялись

37. Замените каждый из фразеологизмов одним словом (наречием)

  1. во всё горло
  2. хоть пруд пруди
  3. во все лопатки  
  4. спустя рукава    
  5. за тридевять земель  
  6. при царе Горохе  
  7. в час по чайной ложке
  8. из рук вон      
  9. как убитый  
  10. время от времени  
  11. рукой подать.

38. Укажите тип речи текста:

"Солнце и ветер. Весенний свет. Синицы и клесты поют брачным голосом. Корка наста от лыжи со звоном разлетается. Мелкий березняк в лучах солнца становится розовым. Солнечный луч на железной крыше создает нечто вроде ледника. Тоненькая струйка с теплой крыши попадает на холодную сосульку. От этого вода замерзает, и сосулька утром растет в толщину".

  1. описание
  2. повествование
  3. рассуждение

39. Укажите стиль речи текста:

"Внимание! Желающие отправиться на экскурсию в Петербург должны собраться в кабинете директора 5 сентября в 14 часов".

художественный

научный

деловой

40. Определите тип речи:

"Господа стояли на крыльце и смотрели. Смотрели и с порога людской, даже крестились. А наутро староста залез на крышу господского дома и стал забивать доской слуховое окно". (И. Бунин)

описание

повествование

рассуждение

41. Расставьте предложения так, чтобы получился связный текст:

Она оказалась меньше всех.

Маленький принц никак не мог понять, для чего на крохотной затерявшейся в небе планетке, где нет ни домов, ни жителей, нужны фонарь и фонарщик.

На ней только и помещалось, что фонарь да фонарщик.

Пятая планета была очень занятная.

  1. 4, 2, 1, 3
  2. 4, 1, 3, 2
  3. 1, 3, 2, 4

42. Укажите, к какому стилю относится текст:

«Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. И ещё – с уважения к таким же чувствам людей, которые тоже любят свой дом, свою землю, свое – пусть и непонятное тебе – родное слово». (Лихачёв Д.С.)

  1. художественный
  2. научный
  3. разговорный
  4. публицистический
  5. официально-деловой

43. Укажите, к какому стилю относится текст:

«Вдруг в стоячем воздухе что-то прорвалось, сильно рванул ветер и с шумом, со свистом закружился по степи. Тотчас же трава и прошлогодний бурьян подняли ропот, и на дороге спиралью закружилась пыль, побежала по степи и, увлекая за собой солому, стрекоз и перья, чёрным вертящимся столбом поднялась к небу и затуманила солнце». (Чехов А.)

  1. художественный
  2. научный
  3. разговорный
  4. публицистический
  5. официально-деловой

44. «Фонетика – это раздел лингвистики, в котором изучаются звуки речи».

  1. художественный
  2. научный
  3. разговорный
  4. публицистический
  5. официально-деловой

45. Укажите основоположников «натуральной школы».

  1. В.Г.Белинский, И.С.Тургенев     
  2. М.Ю.Лермонтов, Ф.И.Тютчев
  3. А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь    
  4. В.Г.Белинский, Н.В.Гоголь

46. Героиню пьесы Островского «Гроза», Кабаниху, звали:

  1. Анна Петровна    
  2. Катерина Львовна
  3. Марфа Игнатьевна   
  4. Анастасия Семеновна

47. Укажите, кто из русских писателей является автором цикла «Фрегат Паллада»?

  1. Л.Н.Толстой            
  2. И.А.Гончаров
  3. А.П.Чехов                  
  4. Ф.М.Достоевский

48. Назовите имя поэта, который был сторонником «чистого искусства».

  1. А.С.Пушкин                                      
  2. Н.А.Некрасов
  3. А.А.Фет       
  4. М.Ю.Лермонтов

49. Укажите, кто из русских критиков назвал героиню драмы А.Н.Островского «Гроза» «лучом света в темном царстве».

  1. В.Г.Белинский             
  2. Н.Г.Чернышевский
  3. Н.А.Добролюбов  
  4. Д.И.Писарев

50. В каком произведении русской литературы появляется герой-нигилист?

  1. А.Н.Островский «Лес»              
  2. Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»
  3. И.С.Тургенев «Отцы и дети»                 
  4. И.А.Гончаров «Обломов»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по дисциплине "Русский язык и литература. Русский язык" 1 курс

Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» предназначена для изучения русского языка в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих основную проф...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. РУССКИЙ ЯЗЫК

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по техническим специальностям. Дисциплина «Русский язык и литература» входит в об...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. Специальность СПО социально-экономического профиля; Дисциплина: Русский язык и Литература. Русский язык

Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС) среднего (полного общего образования), утвержденным  приказ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ по учебной дисциплине «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. РУССКИЙ ЯЗЫК»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯПО ВЫПОЛНЕНИЮВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫпо  учебной  дисциплине«РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. РУССКИЙ  ЯЗЫК»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. РУССКИЙ ЯЗЫК» для специальностей среднего профессионального образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ  ЯЗЫК  И  ЛИТЕРАТУРА. РУССКИЙ  ЯЗЫК» для специальностей среднего профессионального образования...

Контрольно-оценочное средство (контрольное задание) для проведения экзамена по дисциплине "Русский язык и литература.Русский язык".

Контрольно-оценочное средство (контрольное задание) для проведения экзамена по дисциплине "Русский язык и литература. Русский язык" для всех специальностей....

Примерная программа общеобразовательной учебной дисциплины "Русский язык и литература. Русский язык"

Примерная программа общеобразовательной учебной дисциплины "Русский язык и литература. Русский язык"...