Коми язык в системе этнокультурного образования в Гимназии искусств при Главе Республики Коми
статья
Государственное профессиональное образовательное учреждение "Гимназия искусств при Главе Республики Коми" имени Ю.А. Спиридонова (далее - Гимназия) ‒ инновационное учебное заведение республиканского значения.
Миссия Гимназии – бережно растить одаренных детей в надежде, что их будущая профессия, образ мыслей, чувства будут связаны как с мировой культурой, так и с духовными ценностями народов, населяющих Республику Коми. Правительством Республики Гимназии доверено воспитание будущей интеллигенции, которая сможет поднять культурный уровень северной глубинки. На пяти отделениях Гимназии – музыкальном, хореографическом, художественном, гуманитарном, театральном – обучаются дети со всех городов и районов республики.
В данной статье отражается система обучения детей с высоким уровнем способностей к обучению творческим видам деятельности в области музыкального, художественного, хореографического и театрального искусства и система этнокультурного образования, направленного не только на сохранение культуры титульного этноса Республики Коми, но и на формирование конкурентоспособности молодёжи в условиях интенсивно меняющегося мира.
Реализация программ профессионального, дополнительного предпрофессионального и дополнительного образования позволяет формировать образовательное пространство Гимназии как территорию культуры и творчества.
Реализация этнокультурного подхода в образовательном пространстве Гимназии осуществляется по следующим направлениям:
- Региональный компонент образовательных стандартов Министерства образования и высшей школы РК;
- Элективные курсы;
- Инновационная деятельность учащихся;
- Музейное дело;
- Этнокультурный центр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvarich_lidiya_yakovlevna_statya_2_na_vseross._seminar_ekspertov.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Зварич Лидия Яковлевна, учитель коми языка и литературы
ГПОУ «Гимназия искусств при Главе Республики Коми» имени Ю. А. Спиридонова
Коми язык в системе этнокультурного образования
в Гимназии искусств при Главе Республики Коми
Государственное профессиональное образовательное учреждение "Гимназия искусств при Главе Республики Коми" имени Ю.А. Спиридонова (далее - Гимназия) ‒ инновационное учебное заведение республиканского значения.
Миссия Гимназии – бережно растить одаренных детей в надежде, что их будущая профессия, образ мыслей, чувства будут связаны как с мировой культурой, так и с духовными ценностями народов, населяющих Республику Коми. Правительством Республики Гимназии доверено воспитание будущей интеллигенции, которая сможет поднять культурный уровень северной глубинки. На пяти отделениях Гимназии – музыкальном, хореографическом, художественном, гуманитарном, театральном – обучаются дети со всех городов и районов республики.
Гимназия является некоммерческой организацией, созданной для осуществления образовательной деятельности в качестве основного вида деятельности. Согласно Постановлению Правительства Республики Коми от 25 января 2017 г. учреждение является правопреемником государственной общеобразовательной школы-интерната «Гимназия искусств при Главе Республики Коми» имени Ю.А. Спиридонова.
В настоящее время Гимназия реализует образовательные программы:
1) основные общеобразовательные программы: основная образовательная программа начального общего образования, разработанная в соответствии с ФГОС НОО, основная образовательная программа основного общего образования (с углублённым изучением отдельных учебных предметов «Коми литература», «Литература», «История и культура Коми края»), разработанная в соответствии с ФГОС ОО, основная образовательная программа среднего общего образования (с углублённым изучением отдельных учебных предметов «Коми литература», «Литература», «История и культура Коми края»), разработанная в соответствии с ФГОС СОО;
2) дополнительную общеобразовательную программу – общеразвивающую образовательную программу «Истоки» (для обучающихся 7-9-х классов) социально-педагогической направленности; дополнительную общеобразовательную программу – общеразвивающую образовательную программу «Этнокультурное образование» социально-педагогической направленности (для обучающихся 10–11-х классов), разработаны на основе требований ФГОС ООО и ФГОС СОО, и определяют содержание и организацию образовательного процесса на гуманитарном отделении Гимназии;
3) дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств, разработанные в соответствии с ФГТ;
4) образовательные программы среднего профессионального образования, интегрированные с образовательными программами основного общего и среднего общего образования по специальностям «Искусство балета», «Искусство танца».
Таким образом, с 1983 года по настоящее время в Гимназии формируется система обучения детей с высоким уровнем способностей к обучению творческим видам деятельности в области музыкального, художественного, хореографического и театрального искусства и система этнокультурного образования, направленного не только на сохранение культуры титульного этноса Республики Коми, но и на формирование конкурентоспособности молодёжи в условиях интенсивно меняющегося мира. В связи со сменой типа образовательной организации особую актуальность приобретает миссия Гимназии: формирование потенциальной профессиональной элиты Республики Коми, способной активно участвовать в социально-преобразовательной деятельности, обусловливающей инновационный ход развития региона.
Образовательный процесс в гимназии строится согласно утверждённому режиму дня с учётом круглосуточного пребывания воспитанников в гимназии-интернате. Общая численность обучающихся 368 человек.
Реализация программ профессионального, дополнительного предпрофессионального и дополнительного образования позволяет формировать образовательное пространство Гимназии как территорию культуры и творчества.
Реализация этнокультурного подхода в образовательном пространстве Гимназии осуществляется по следующим направлениям:
- Региональный компонент образовательных стандартов Министерства образования и высшей школы РК;
- Элективные курсы;
- Инновационная деятельность учащихся;
- Музейное дело;
- Этнокультурный центр.
Гимназия являет собой специфический слепок с этнокультурной модели региона. Численность населения республики по данным Госкомстата России составляет 830 235 человек (2019). По данным Всероссийской переписи из них коми 228 235 человек (24%). Владеющих коми языком 156 099. В Республике Коми проживают представители свыше 123 народов. Социологические опросы в целом характеризуют республику как регион с традиционно доброжелательными отношениями национальных групп.
Этнокультурная ситуация в Гимназии отражает основные тенденции и проблемы социокультурного развития региона. Психологической службой Гимназии, отделом по оценке качества образования Гимназии в течение ряда лет изучался феномен этнической самоидентификации обучающихся. У носителей коми культуры и языка в некоторых случаях зафиксирована диффузная (размытая) этническая идентичность. Благодаря выстроенной стратегии и тактикам по формированию позитивной этнической идентификации в Гимназии ребята в основном демонстрируют высокий уровень самоидентификации. Они интересуются культурой своего народа, испытывают позитивные чувства на информацию о достижениях этноса, гордясь принадлежностью к этносу, выбрали бы имеющуюся национальность. Таким образом, декларируемая этничность на подсознательном уровне подтверждается наличием сильных положительных чувств. Эти чувства свидетельствуют и о включенности в систему ценностных личностных ориентаций, служащих основой для нравственного самоопределения гимназистов.
Обучение и воспитание в Гимназии ведется на русском и коми языках. Гимназия создает условия для функционирования коми языка как родного языка обучающихся:
−обеспечивает методически учебный процесс в 1 –11 классах в условиях коми-русского двуязычия;
−поощряет творчество обучающихся и педагогов на коми языке;
−способствует бытовому общению обучающихся и работников Гимназии на коми языке.
Учебные предметы «Коми язык как родной», «Коми язык как неродной», «Коми литература», «Литература Республики Коми», «История и культура Коми края» представлены в учебном плане Гимназии и определяют ее специфику. По коми языку, с учетом языковой компетентности, обучающиеся делятся на группы: обучающиеся по программе «Коми язык как родной» и обучающиеся по программе «Коми язык как неродной». В гимназии создаются условия для функционирования коми-русского двуязычия при реализации основной образовательной программы и программы воспитания обучающихся.
Изучение коми языка как родного и как неродного зависит от контингента поступающих. В основной школе для обучающихся по программе «Коми язык как неродной» выделяется 2 часа в неделю, для обучающиеся по программам «Коми язык как родной» в 5 классе 3 часа, в 6-8 классах 2,5 часа, в 9-10 классах 2 часа, а также гимназисты с родным языком обучения совершенствуют речевые навыки на уроках коми литературы. В 10-11 классах обучающиеся изучают коми язык и литературу по авторским программам (составители Зварич Л Я. и Нефедова С.М.). Кроме этого, у обучающихся гуманитарного отделения есть возможность выбора элективных курсов для углубления знаний по коми языку как родному и по коми литературе в системе дополнительных общеобразовательных программ.
Таким образом, в учебном плане Гимназии искусств коми язык представлен широко.
В Гимназии сильный творческий коллектив. Теоретические и методические находки учителей востребованы в педагогическом сообществе республики. Профессиональное развитие коллектива выражается в демонстрации различных компетентностей:
-умение создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной деятельности;
-умение создавать условия обеспечения позитивной мотивации обучающихся;
-умение создавать условия для самомотивирования обучающихся;
-умение организовывать учебную деятельность обучающихся;
-компетентность в методах преподавания;
-компетентность в области обеспечения информационной основы деятельности и т.д.
Ежегодно обучающиеся с родным коми языком выбирают в качестве предмета по выбору экзамен по коми языку, демонстрируют 100% успеваемость, качество ‒ от 80-100 %. Национальная тематика присутствует во многих проектах, учебно-исследовательских работах обучающихся, с которыми они успешно выступают на конкурсах, конференциях, олимпиадах различного уровня, получают призовые места.
Для педагогов Гимназии, позиционирующей себя как воспитательная система, чрезвычайно важно создавать потенциал для личностного роста обучающихся в виде комплекса ценностных установок, как того требуют ФГОС ОО, ФГТ, ФГОС СПО. Воспитательные результаты и эффекты достигаются посредством реализации Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на уровне начального общего образования, Программы воспитания и социализации обучающихся на уровне основного общего образования, Программы воспитания и содержания обучающихся Гимназии. Внеурочная работа ведётся и на базе этнокультурного центра Гимназии (ЭКЦ). Образовательная и воспитательная деятельность кружков и студий ЭКЦ конкретизирует общую цель дополнительного образования, определённую Концепцией развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года: формирование мотивации подростка к познанию, творчеству, труду, спорту, приобщению к ценностям и традициям многонациональной культуры российского народа с учетом специфики Гимназии и направлена на формирование выпускника Гимназии, самоопределившегося как носителя ценностей своей национальной культуры, умеющего находить сходства и различия между народами, населяющими Республику Коми на основе этнического самоопределения и толерантности, способного сохранять и творчески преобразовывать культурные ценности коми народа и других народов Республики Коми и России. Программы ЭКЦ реализуется как в виде аудиторных, так и вне аудиторных занятий. Сроки реализации программ кружков от 35 до 315 часов в год. Наполняемость групп – от 6 до 13 человек. Занятия продолжительностью 40 минут проводятся во второй половине дня и фиксируются в отдельном расписании учебных занятий. Занятия ведутся на русском и коми языке («Методика полевых исследований (экспедиционной работы) и камеральная обработка материалов» и «Национальная журналистика»). Воспитательные мероприятия также проводятся на двух языках: коми и русском. Такую модель внеурочной деятельности посредством реализации дополнительных общеразвивающих программ мы рассматриваем как открытое вариативное образование, направленное на наиболее полное обеспечение прав человека на развитие и свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение детей и подростков. Количественные показатели участия обучающихся в социально-значимых проектах и акциях имеют стабильно-положительную динамику. Данная работа осуществляется в рамках реализации воспитательной работы в интернате и в соответствии с планом деятельности этнокультурного центра Гимназии. Социальные акции направлены на создание условий для полноценной социализации обучающихся, формирования смысложизненных ориентаций. Воспитывающий эффект социально-значимых акций, проведённых в условиях Гимназии совместными усилиями обучающихся и педагогов, достаточно высок:
- акции создают возможности для самореализации личности педагогов и обучающихся (от принятия нравственных норм до стремления к пониманию себя и своего места в мире);
- направленность и содержание акций соотносится с актуальными проблемами ближайшего социума;
- совместная детско-взрослая деятельность носит развивающий характер (в коммуникативной, творческой сферах);
- создаются условия для эмоциональной открытости, доверия;
- в процессе проектирования, проведения и рефлексии акций вырабатывается ценностное отношение к объектам и субъектам социума.
Метапредметные и личностные результаты в виде УУД обучающиеся гуманитарного отделения достаточно убедительно демонстрируют во время учебно-исследовательской работы, итоги которой презентуют на конференциях самого разного уровня - от городского до международного, где традиционно занимают призовые места, становятся лауреатами, дипломантами. Ценностное, деятельное отношение к родной культуре, языку, высокий уровень качества исследовательских работ обучающихся на гуманитарном отделении Гимназии отмечают организаторы и эксперты Международной научно-исследовательской конференции молодых исследователей «Образование. Наука. Профессия» (г. Москва), Республиканских научно-практических конференций «Культура и образование: история и современность, перспективы развития», «География Республики Коми. Туризм. Краеведение. Природа и хозяйство. Образование», «Я – исследователь, я открываю мир», «Отечество – Земля Коми», региональной молодёжной научно-практической конференции-конкурса «Интеграция» (г. Ухта) и т.д.
Социально значимым делом для обучающихся гуманитарного отделения, обеспечивающим личностные приросты и профессиональную ориентацию, является издание альманаха «Горадзуль». В 2018 году редакция альманаха «Горадзуль» участвовала во Всероссийском конкурсе школьных СМИ (МГУ, факультет журналистики) и стала лауреатом, получив приз Ученого совета журфака МГУ. Особо жюри отметило двуязычие альманаха и глубину материалов, связанных с этнокультурной тематикой. Такая победа является закономерным итогом многолетней работы редакции альманаха, высокой мотивации ребят из редакции, демонстрирует качественное овладение гимназистами основ журналистской деятельности.
Дети с родным коми языком являются обладателями золотых и серебряных медалей, уверенно позициниируют себя в разных сферах деятельности на благо Республики и за ее пределами.
Выпускники гуманитарного отделения мыслят себя специалистами в социально-гуманитарной профессиональной области, выбирая педагогические, юридические, медицинские специальности, профессии культурологов, журналистов, менеджеров. Дополнительная образовательная программа «Этнокультурное образование» в системе целеполагания и содержания предполагает решение задачи оптимального профессионального самоопределения. Эталонные варианты профессиональной деятельности демонстрируют и специалисты, имеющие научные степени в различных отраслях гуманитарной науки, и преданные своему делу исследователи-краеведы, журналисты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Иностранный язык в системе непрерывного образования.
В статье раскрывается понятие непрерывного образования; владение иностранным языком рассматривается как фактор, обеспечивающий возможность непрерывного образования личности, в связи с чем обращае...
ПСИХОЛОГО-ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
психолого-возрастные особенности детей и их влияние на методы обучения английскому языку в системе дополнительного образованияАракелян Л.Н., Аракелян А.Н....
Цели и задачи обучения английскому языку в системе дополнительного образования
Образовательный процесс в системе дополнительного образования детей строится в парадигме развивающего образования, обеспечивая информационную, обу...
Инновационный подход к проведению занятий английского языка в системе дополнительного образования
Нетрадиционные методы обучения английскому языку младших школьников в условия дополнительного образования...
Инновационный подход к проведению занятий английского языка в системе дополнительного образования
Нетрадиционные методы обучения младших школьников английскому языку в условиях дополнительного образования...
Совершенствование и разработка контрольно-измерительных материалов по английскому языку в системе общего образования в контексте ФГОС”.
Контрольно-измерительные материалы, основанные на тестовых заданиях, обладают большими преимуществами перед традиционной формой проверки знаний. Такая форма контроля дает возможно...
Стимулирование активной познавательной деятельности детей в системе дополнительного образования изобразительного искусства в школе на основе учебных проектов.
Метод творческих проектов - инновационный метод обучения школьников, активизирующий их деятельность и познавательную активность. Задача проектов на дополнительных занятиях по ИЗО , как правило, практи...