Иностранный язык в системе непрерывного образования.
статья на тему

В статье раскрывается понятие непрерывного образования; владение иностранным языком рассматривается как фактор, обеспечивающий возможность непрерывного образования личности, в связи с чем обращается внимание на приоритетные направления в обучении иностранным языкам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kolesova_in_yaz_v_neprervnom_obr-ii.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК
В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Наталья Михайловна Колесова, учитель английского языка, МОУ гимназия №1, г. Серпухов

На современном этапе общественного развития образование превращается в одну из самых обширных и важных сфер человеческой деятельности, которая теснейшим образом переплетена со всеми другими областями общественной жизни. С переходом к постиндустриальному, информационному обществу, более существенную роль играют не только уже приобретённые знания людей, а возможный потенциал непрерывного развития профессиональных и личностных качеств на протяжении жизненного цикла человека. Залогом успешной адаптации человека в таком обществе является непрерывное образование. Умение самостоятельно учиться, осваивать новое, работать с информацией, анализировать ее и критически оценивать становится одним из условий социализации личности.

В мировой педагогике понятие непрерывное образование выражается рядом терминов, среди которых: «продолжающееся образование» (continuing education, continuous education), «пожизненное образование» (lifelong education), «пожизненное учение» (lifelong learning), «перманентное образование» (permanent education, l'education permanente), «дальнейшее образование» (further education, Weiterbildung), «образование взрослых» (adult education, l'education des adultes, Erwachsenenbildung). К понятию непрерывное образование тесно примыкает «возобновляющееся образование» (recurrent education), означающее получение образования «по частям» в течение всей жизни, отход от практики длительного образования в учебном заведении, оторванной от трудовой деятельности, чередование образования с другими видами деятельности, главным образом с работой.

Непрерывное образование является способом выработки личностных смысловых, жизненных ориентиров, включая и профессионально-образовательный, одной из жизненно важных линий самореализации, которая осуществляется средствами образования. Непрерывное образование выступает как путь и средство творческого роста личности, конструктивного преодоления ситуаций социального и профессионального жизненного кризиса. Его важная особенность – устремленность в будущее. Непрерывное образование – это целостный процесс, обеспечивающий поступательное развитие творческого потенциала личности и всестороннее обогащение ее духовного мира. Он состоит из последовательно возвышающихся ступеней специально организованной учебы, дающих человеку благоприятные для него изменения социального статуса.

Политические, социально-экономические и культурные реалии, процессы интеграции и интернационализации многих сторон материальной и духовной жизни мирового сообщества, открытость границ привели к значительному расширению всесторонних международных контактов. Качественно изменился характер научно-технического сотрудничества, чему во многом способствовало развитие информационных технологий и прежде всего глобальной сети Интернет. Необходимость общения с миром остро поставила на повестку дня вопрос межкультурной коммуникации. Это повысило статус иностранного языка как общеобразовательной дисциплины, реально востребуемой в практической и интеллектуальной деятельности специалиста. Знание языков международного общения стало неотъемлемой частью квалификационного специалиста в любой отрасли деятельности, обеспечивающей возможность вести творческую профессиональную дискуссию с представителями иного культурного ареала.

В контексте современных образовательных тенденций происходит переосмысление и обновление иноязычного образования: целей, содержания, технологий, средств и форм обучения. Актуализация личностно-образующих функций привела к тому, что иностранный язык стал рассматриваться не только как средство коммуникации, но и инструмент познания и развития личности в диалоге культур: родной и иностранной. Происходит переориентация конечных целей с обучения иностранным языкам как технологической стороны учебного процесса на иноязычное образование как более широкий учебно-воспитательный процесс, обеспечивающий коммуникативное и социокультурное развитие обучаемого средствами иностранного языка.

Иными словами, иностранный язык в современном социально-культурном контексте мира является не только средством международной коммуникации, но и одним из основных факторов, обеспечивающих возможность профессионального и социального развития личности, осуществления её непрерывного образования.

В связи с этим приоритетными направлениями в обучении иностранным языкам становятся:

-формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции; расширение лингвистического кругозора;

-создание основы к использованию иностранного языка как средства получения информации, позволяющей расширять свои знания в других предметных областях.

На этапе среднего общего образования при осуществлении процесса обучения иностранному языку мы должны уделять особое внимание формированию:

1) коммуникативной иноязычной компетенции, необходимой для успешной социализации;

2) умения общаться в устной и письменной формах как с носителями изучаемого иностранного языка, так и с представителями других стран, использующими данный язык как средство межличностного и межкультурного общения;

3) умения использовать иностранный язык как одно из средств формирования учебно-исследовательских умений, расширения своих знаний в других предметных областях.

Непрерывное образование призвано обеспечить гармоничное развитие каждой личности, индивидуализировать обучение, воспитать в каждом человеке осознанную потребность в повышении уровня знаний. Каждому обучающемуся должны быть созданы условия для получения нужных ему знаний. Иностранной язык – неотъемлемая часть в системе непрерывного образования.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Проект Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, 16 февраля 2011 г. //www standart.edu.ru

2. Непрерывное образование. //http://enc-dic.com/pedagogics/

3. Хведченя Л.В., Андреасян И.М., Савченко Г.П. Иностранный язык. Учебная программа для непрофильных специальностей классических университетов. – Минск, 2004. – 39 с. //www.flc.bsu.by

4. Шленов Ю., Мосичева И., Шестак В. Непрерывное образование в России // Высшее образование в России. - 2005. - №3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ИКТ-компетентности учащихся и преподавателей в системе непрерывного образования

Формирование системы знаний и навыков в информационной сфере относится к важнейшей составляющей совершенствования образования на всех ступенях образовательной системы России. Федеральная целевая прогр...

Роль заведующего в системе непрерывного образования педагогов

Одной из важных задач в деятельности руководителя ДОУ по организации методической работы является мобилизация всех членов педагогического коллектива на активное участие в повышении квалификации ...

Разработка дистанционного курса по татарскому языку «Татар теле - 5» для развития системы непрерывного образования в условиях внедрения ФГОС.

Статья посвящена разработке дистанционного курса  по татарскому языку для учащихся 5 классов на базе открытой платформы для дистанционного обучения Moodle.  Такого рода ресурсы позволят разв...

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ф79 Формирование здоровья детей и подростков в системе непрерывного образования: коллективная научная монография; [под ред. Т.Н. Ле-ван]. — Новосибирск: Изд. «СибАК», 2013. — 176 с.В коллективной науч...

Методические рекомендации — «Новые способы обучения иностранному языку в системе дополнительного образования»

Причины использования новых инструментов в обучении иностранному языку в детском объединении. Пример занятия по иностранному языку...