Доклад на РМО учителей бурятского языка и литературы
статья
«Использование проектной деятельности на уроках бурятского языка и литературы»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 20.26 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование проектной деятельности на уроках бурятского языка и литературы»
Проектная деятельность становится сегодня неотъемлемой частью учебного процесса, так как она является личностно - и практико-ориентированной, что соответствует современной Концепции профильного образования. Регулярное обучение на курсах повышения квалификации в БРИОП, в том числе и по проектной технологии, помогают достижению необходимых стабильных результатов.
Теоретическая база опыта
Проектная деятельность - способ познания мира через исследование, решение проблемных задач, которая способствует развитию и становлению личности ребенка, его социализации, готовности на выходе из школы к освоению программ профессионального образования.
Эта технология предусматривает, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни современного человека, направленным на применение и приобретение новых знаний путем активного включения обучающегося в создание тех или иных проектов, что позволяет ему осваивать новые способы человеческой
деятельности в социокультурной среде.
Проектная деятельность - способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.
Проектная деятельность включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой сути. Она всегда ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного промежутка времени. Проектная деятельность предполагает решение какой-то проблемы, требующее интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, творческих областей. Обеспечение и сопровождение проектной деятельности строится на принципах сотрудничества и включает: помощь в определении школьником сценарного замысла проектной деятельности (идеи, гипотеза, модели); консультирование стадий проекта: поиска информации, решений проектных задач, поощрение практического опыта непосредственной работы с материалами; внимание к индивидуальным формам и способам аналитического и образного мышления, рассуждений и интерпретации, инициирование навыков продумывания деятельности и прогнозирования ее продукта; поощрение инициативы и творческого характера проектной деятельности; участие в обеспечении презентации и общественной экспертизы результатов проектной деятельности детей. Исходя из потребностей практики, теоретической актуальности проблемы, была определена тема самообразования: «Развитие коммуникативной компетенции школьников через проектно-исследовательскую деятельность». В соответствии с темой были определены следующие задачи:
- вникнуть и пропустить понятие проектной деятельности через себя как педагогической категории;
- выявить особенности процесса формирования проектной деятельности на уроках
бурятского языка и литературы;
- охарактеризовать условия оптимизации процесса формирования проектной деятельности на уроках бурятского языка и литературы.
Ход осуществления учебного проекта от момента объявления его темы до завершения учащимися самоанализа на проделанной исследовательской работой выглядят следующим образом (классификация В. Соколовой).
Учитель | Ученик |
I этап – погружение в проект | |
Постановка проблемы, целей и задач исследования | Выбор проблемы. Вживание в ситуацию. |
II этап – организация деятельности | |
Организация групп, распределение ролей, планирование деятельности | Разбивка на группы, распределение ролей, планирование работы. |
III этап – осуществление деятельности | |
Консультирование и контроль | Самостоятельная и активная работа в соответствии с намеченным планом (поиск информации, консультации с учителем, подготовка презентации). |
IV этап – презентация проекта | |
Обобщение и резюмирование результатов | Демонстрация результатов исследования. |
V этап- оценка работы | |
Подведение итогов обучения, оценка умений и компетенций исследователей | Самооценка. Взаимооценка. |
Технология опыта.
Обоснована необходимость соблюдения определенных педагогических условий, учет которых будет способствовать эффективному обогащению опыта проектной деятельности учащихся на уроках бурятского языка.
К педагогическим условиям относятся:
- активизация творческой и познавательной деятельности учащихся на уроках бурятского языка и литературы;
- специальная подготовка учителя к использованию в учебном процессе методов проектной деятельности, заданий и ситуаций проблемного характера.
Проектная деятельность - это самостоятельный вид деятельности, отличающийся от познавательной деятельности. Этот вид деятельности существует в культуре как принципиальный способ планирования и осуществления изменения реальности.
Проектная деятельность на уроках бурятского языка и литературы имеет целый ряд достоинств. Эта работа способствует:
- развитию умения работать в коллективе;
- расширению кругозора учащихся;
- повышению учебной, познавательной мотивации учащихся;
- поощрению творчества;
- воспитанию самостоятельности;
- интеграции всех видов речевой деятельности;
- развитию общеучебных умений, навыков, компетенций.
Проектная технология на уроках бурятского языка и литературы имеет свои особенности. Необходимо помнить, что проект - это исследование, добывание ответа с помощью самостоятельного мыслительного процесса. Конечно, в результате учащиеся не совершат какого-либо научного открытия качественно новых закономерностей и явлений. «Учащиеся решают проблемы, уже решенные обществом, наукой и новые только для школьников... Учитель предъявляет ту или иную проблему для самостоятельного исследования, знает ее результаты, ход решения и те черты творческой деятельности, которые требуется проявить в ходе решения, постепенно приводящую к формированию необходимых черт творческой личности» (И.Я.Лернер). Таким образом, ученики совершают не как готовый результат, а как итог своих собственных наблюдений и решений. Открытия, сделанные учащимися, должны вытекать из их личного опыта, и выводы, к которым они придут, не могут быть прочитаны в учебной литературе.
Что же может стать содержанием исследования по бурятскому языку? Изменения в языке происходят очень медленно, и, как правило, у учащихся складывается представление о нем как явлении нормированном, закрепленном в словарях и справочниках. Трудность подобного исследования объясняется также тем, что взятый для анализа материал должен иметь очень большой охват. Здесь возможно создание проектов, связанных с историческими изменениями в языке, с лексическими пластами, с лингвистическим анализом.
Организовывая в 5 классе проектную деятельность, мы обучаем детей ставить цели к заданиям, упражнениям:
∙ С какой целью я выполняю это задание, упражнение?
∙ Зачем это нужно делать?
Определять конечный результат, уметь его сформулировать устно.
Предлагая такие задания:
∙ подобрать пословицы на определенную тему,
∙ составить каталог этих пословиц по определенным разделам,
∙ составить словарик фразеологизмов, составить словарик “Из истории фразеологизмов” и др.
Чтобы у детей выработать навыки сотрудничества, вовлечь в активный процесс получения и переработки информации, организую такое взаимодействие, которое включает в себя связки “ученик - ученик”, “ученик - учитель”, “учитель - ученик”, “ученик - класс”, при помощи методов, фиксирующих внимание на большой группе: опрос, дискуссия, диспут, обзор информации, инсценировки, обсуждения.
Когда ученики научатся взаимодействовать между собой, можно предлагать задания – проекты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на РМО учителей русского языка и литературы "Использование ИКТ при подготовке учащихся к итоговой аттестации по русскому языку и литературе"
В докладе дан краткий обзор Интернет ресурсов, помогающий учителям качественно подготовить учащихся к итоговой аттестации....
Система опыта учителя бурятского языка и литературы МБОУ «Толтойской СОШ» Ахаржановой Баярмы Викторовны по развитию творческих способностей обучающихся
Система опыта учителя бурятского языка и литературы МБОУ «Толтойской СОШ» Ахаржановой Баярмы Викторовны по развитию творческих способностей обучающихся определена как единая си...
Семинар РМО учителей бурятского языка и литературы
Тема семинара: Образовательные технологииДоклад на тему: Методические рекомендации по организации проектной деятельности учащихся...
Достижения учителя бурятского языка и литературы Цыренжаповой Г.С. за 2013-2020гг.
Достижения учителя бурятского языка и литературы Цыренжаповой Г.С. за 2013-2020гг....
Достижения учащихся учителя бурятского языка и литературы Цыренжаповой Г.С. за 2013-2020гг.
Достижения учащихся учителя бурятского языка и литературы Цыренжаповой Г.С. за 2013-2020гг....
Распространение и обобщение опыта работы учителя бурятского языка и литературы Цыренжаповой Г.С.
Распространение и обобщение опыта работы учителя бурятского языка и литературы Цыренжаповой Г.С....
Протокол заседания РОО "Ассоциации учителей бурятского языка и литературы"
Выписка из протокола заседанияРОО «Ассоциация учителей бурятского языка и литературы РБ»...