Семинар РМО учителей бурятского языка и литературы
статья

Цырендоржиева Марина Дабаевна

Тема семинара: Образовательные технологии
Доклад на тему: Методические рекомендации по организации проектной деятельности учащихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар РМО учителей бурятского языка и литературы

Тема семинара: Образовательные технологии

Доклад на тему: Методические рекомендации по организации проектной деятельности учащихся

Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств. Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем— профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чѐтко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Этим обусловлено введение в образовательный контекст образовательных учреждений методов и технологий на основе проектной деятельности учащихся.

Организация проектной деятельности учащихся требует грамотного научно-обоснованного подхода и решения комплекса задач организационноуправленческих, учебно-методических, кадрового обеспечения, организационно-методических, информационных, дидактических и психолого-педагогических. Эти задачи могут решаться в любом образовательном учреждении при наличии инициативной группы педагогов единомышленников во главе с управленцем, организатором учебновоспитательного процесса и научного руководства развитием этой деятельности со стороны специалиста или научного учреждения. Этим педагогам потребуется определѐнный уровень научно-методической подготовки, владение технологией проектирования. Проектная деятельность обучающихся — совместная учебнопознавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности. Учебный проект— это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы— носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей. Учебный проект сточки зрения учителя — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся, а именно учить: проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы); целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика; самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта); представление результатов своей деятельности и хода работы; презентации в различных формах, с использованием специально подготовленный продукт проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео, аудио и сценических представлений и др.); поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания; практическому применению школьных знаний в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях; выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования; проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению). Овладение самостоятельной проектной деятельностью должно быть выстроено в виде целенаправленной систематической работы на всех ступенях образования. Для обучающихся в начальной школе При организации данной работы в начальной школе необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста. А именно: Темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов или близкие к ним. Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребѐнка и находиться в зоне ближайшего развития. Длительность выполнения проекта или исследования целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий или 1-2 сдвоенными уроками. Важно при этом ставить вместе с детьми и учебные цели по овладению приѐмами проектирования и исследования как общеучебными умениями. Целесообразно в процессе работы над темой включать экскурсии, прогулкинаблюдения, социальные акции, работу с различными текстовыми источниками информации, подготовку практически значимых продуктов и широкую общественную презентацию (с приглашением старших ребят, родителей, коллег педагогов и руководителей). Для обучающихся в основной школе В соответствии с возрастной спецификой на первый план у подростка выходят цели освоения коммуникативных навыков. Здесь проектную деятельность целесообразно организовывать в групповых формах. При этом не следует лишать возможности ученика выбора индивидуальной формы работы. Темы детских работ выбираются из любой содержательной области (предметной, межпредметной, внепредметной), проблемы — близкие пониманию и волнующие подростков в личном плане, социальных, коллективных и личных взаимоотношений. Получаемый результат должен быть социально и практически значимым. Презентация результатов проектирования целесообразно проводить на заседаниях научного общества учащихся или школьной конференции, — идѐт подготовка к различным мероприятиям разного уровней. Для обучающихся в старшей школе Формирование надлежащего уровня компетентности в проектной деятельности (то есть самостоятельное практическое владение технологией проектирования) должно достигаться к концу 10 класса. Темы и проблемы проектных работ подбираются в соответствии с личностными предпочтениями каждого обучающегося и должны находиться в области их самоопределения. Предпочтительны индивидуальные или мини групповые формы работы. Выполнение проектов или исследований в 11 (выпускном) классе может быть как отдельные случаи выдающихся успехов одарѐнных обучающихся, или как курсовое проектирование на профильном предмете с последующей защитой результатов в качестве творческого экзамена. В старшей школе целесообразно выполнение работ на базе и с привлечением специалистов из профильных научных учреждений, вузов. Перспективно широкое использования разнообразных форм проектной и исследовательской деятельности: экспедиций, конференций и др. Оценивание успешности обучающегося в выполнении проекта При оценке успешности обучающегося в проекте необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивание степени сформированности умений и навыков проектной деятельности важно для учителя, работающего над формированием соответствующей компетентности у обучающегося. Можно оценивать: степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом; степень включѐнности в групповую работу и чѐткость выполнения отведѐнной роли; практическое использование предметных и общешкольных ЗУН; количество новой информации использованной для выполнения проекта; степень осмысления использованной информации; уровень сложности и степень владения использованными методиками; оригинальность идеи, способа решения проблемы; осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования; уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчѐта, обеспечения объѐктами наглядности; владение рефлексией; творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации; социальное и прикладное значение полученных результатов. Проектная технология дает возможность учителю ввести учащихся в процесс познания, нацелить на поиск знаний. То есть способствует развитию личности, кроме того, позволяет применять речевые навыки и умения на практике. В проектной работе весь учебный процесс ориентирован на учащегося: здесь, прежде всего, учитываются его интересы, жизненный опыт и индивидуальные способности, также в проекте реализуются различные формы организации учебной деятельности, в ходе которых осуществляется воздействие учащихся друг с другом и учителем. Совместная работа в рамках проекта учит учащихся доводить дело до конца, они должны показать результат своего труда, а именно: написать статью, сообщения, оформить альбом, газету, коллаж, планшет. Форму презентации учащиеся выбирают сами. Например, работая над темой «Бурятская национальная одежда», целью которой является: выявить особенности национальной одежды и можно ли использовать ее в современное время в повседневной жизни, моя задача вызвать интерес к теме и настроить учащихся на восприятие материала. Даются общие (вводные) сведения об изучаемом. Следующий этап – введение и активизация лексического материала по данной теме. Выполняются лексико-грамматические упражнения различных уровней: составляется перечень необходимых для описания наречий, существительных, глаголов, грамматических и разговорных структур. Затем предлагаются различные материалы и формируются группы. На этом этапе учащиеся самостоятельно анализируют информацию, распределяют роли. В ходе работы осуществляется речевое взаимодействие, обмен информацией в виде диалогов, дискуссий. В процессе проектной работы осуществляется отслеживание работы каждого учащегося на всех этапах работы в виде самоконтроля, поощрений, оценок. Следующий этап – освоение темы (создание проекта). Учащимся необходимо ярко преподнести весь собранный материал, чтобы вызвать интерес у одноклассников. И заключительный этап – защита проектов. Вашему вниманию предлагается разработки уроков, где применяется метод проектов (См.Приложение)

Литература

1. Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В.В.Давыдова // Изв. Рос. акад. образования.- 2000.- N 2.- C. 36-43.- (Филос.-психол. основы теории В.В.Давыдова).

 2. Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения.//Директор школы, №6, 1995

3. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приѐма до философии М., 1996

 4. Гузеев В.В.Развитие образовательной технологии.— М., 1998

5. Дж. Дьюи. Демократия и образование: Пер. с англ. — М.: ПедагогикаПресс, 2000.— 384с.

6. Новикова Т Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000, с 151-157

7. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/ Полат Е.С. и др.Под ред Е.С.Полат.— М.,: Издательский центр «Академия», 1999,— 224с.

 8. Пахомова Н.Ю.Метод проектов. //Информатика и образование. Международный специальный выпуск журнала: Технологическое образование. 1996.

9. Пахомова Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов.— М.: АРКТИ, 2003.— 112с. (Методическая библиотека)

10.Пахомова Н.Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4, 2000,— с. 52-55

11.Пахомова Н.Ю. Учебные проекты: методология поиска. // Учитель, № 1, 2000,— с. 41-45


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа семинара для учителей русского языка и литературы из регионов РФ 28.11. 2013 г. «Реализация метапредметного и деятельностного подходов к обучению рус языку и литературе посредством открытых образоват. технологий в условиях внедрения ФГОС

Мастер-классы:15.20–16.00 – Выступление учителя русского языка и литературы ГБОУ СОШ №37 , к.п.н. Гульянц С.М. «Информационно-сетевое сопровождение уроков литературы в условиях внедр...

Система опыта учителя бурятского языка и литературы МБОУ «Толтойской СОШ» Ахаржановой Баярмы Викторовны по развитию творческих способностей обучающихся

Система опыта учителя бурятского языка и литературы МБОУ «Толтойской СОШ» Ахаржановой Баярмы Викторовны по развитию творческих способностей обучающихся  определена как единая си...

Доклад на РМО учителей бурятского языка и литературы

laquo;Использование проектной деятельности на уроках бурятского языка и литературы»...

Достижения учителя бурятского языка и литературы Цыренжаповой Г.С. за 2013-2020гг.

Достижения учителя бурятского языка и литературы Цыренжаповой Г.С. за 2013-2020гг....

Достижения учащихся учителя бурятского языка и литературы Цыренжаповой Г.С. за 2013-2020гг.

Достижения учащихся учителя бурятского языка и литературы Цыренжаповой Г.С. за 2013-2020гг....

Распространение и обобщение опыта работы учителя бурятского языка и литературы Цыренжаповой Г.С.

Распространение и обобщение опыта работы учителя бурятского языка и литературы Цыренжаповой Г.С....

Протокол заседания РОО "Ассоциации учителей бурятского языка и литературы"

Выписка из протокола заседанияРОО «Ассоциация учителей бурятского языка и литературы РБ»...