Рабочая программа 10 класс
рабочая программа (10 класс)
Рабочая программа по курсу "Культура Бурятии"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по курсу "Культура Бурятии" 10 кл | 106.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИНЯТА На заседании Методического совета Протокол №____ «___» ________2019 г. |
| УТВЕРЖДЕНА Директор ГБОУ «Лицей-интернат №61» ________В.А. Буинов «___» ________2019 г. |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей-интернат №61»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Культура Бурятии»
10 класс
на 2019-2020 учебный год
Составитель программы: Тамжитова О.Ц.,
учитель бурятского языка,
высшая квалификационная категория, педагогический стаж 20 лет
г. Улан-Удэ, 2019 г.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по культуре Бурятии для учащихся 10 классов разработана в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом основного общего образования на базовом уровне, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов освоения основных общеобразовательных программ основного общего образования и учебным планом ГБОУ «Лицей-интернат №61».
В учебном плане ГБОУ «Лицей-интернат №61» на изучение курса «Культура Бурятии» в 10 классе отводится 1 час в неделю, 35 часов в год.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса с учетом ФГОС, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся и способствует реализации единой концепции исторического образования.
Рабочая программа ориентирована на овладение обучающимися универсальными учебными действиями по истории и этнографии, культуре и искусству народов Бурятии.
Основной целью программы курса является формирование у учащихся ценностных ориентаций в ходе ознакомления с материальными и духовными, культурными, религиозными, этническими традициями бурят и толерантного отношения к представителям других народов, религий, навыка участия в межкультурном взаимодействии, а также:
- развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;
- воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей художественной культуры;
- овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;
- использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.
Реализации данной цели достигается путем решения следующих задач:
- приобщение учащихся к культуре, традициям бурятского народа с учетом социально-экономических, этнокультурных, этнонациональных особенностей региона, в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам учащихся основной школы;
- формирование умения представлять свою республику, культуру ее народов в условиях межкультурного общения (социокультурная компетенция);
- дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений; ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий;
- развитие и воспитание понимания у школьников важности изучения культуры Бурятии в современных условиях развития нашего общества и потребности пользоваться им как средством познания, самореализации и социальной адаптации; воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных национальностей, толерантного отношения к проявлениям иной культуры.
- -осуществлять поиск информации в области искусства из различных источников (словари, справочники, энциклопедии, книги по истории искусств, монографии, ресурсы Интернета и др.);
- -использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- -выполнять учебные и творческие работы в различных видах художественной деятельности;
- использовать выразительные возможности разных видов искусства в самостоятельном творчестве;
- -участвовать в создании художественно насыщенной среды школы и в проектной межпредметной деятельности;
- -проводить самостоятельную исследовательскую работу (готовить рефераты, доклады, сообщения);
- -участвовать в научно-практических семинарах, диспутах и конкурсах.
Данный курс тесно связан с другими дисциплинами гуманитарного цикла: История Отечества, История Бурятии, МХК, культурология, бурятский язык и литература, русский язык и литература
Курс «Культура Бурятии» дополняет обществоведческие аспекты традиционных предметов, том числе и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» и истории. Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций Бурятии происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего. Курс носит интегративный характер и способствует интеграции предметов гуманитарного цикла.
Одним из развивающихся направлений в преподавании гуманитарных дисциплин, в том числе и предмета «Культура Бурятии» является освоение школьниками культуроведческого содержания школьного предмета. Культуроведческий аспект в обучении способствует обогащению предметно-содержательного плана речи, вносит значительный вклад в воспитание, образование и развитие личности нового типа, открытой как для родной культуры, так и для неродной, личности, ориентированной на патриотическое отношение к родной стране, уважение её истории и традиций независимо от этнических и мировоззренческих симпатий.
Требования к результатам освоения курса
Требования к личностным результатам:
- формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, историю Бурятии, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиска средств её осуществления;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;
- определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
- знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, традиции, искусство;
- знакомство с творчеством, биографией выдающихся личностей Бурятии: деятелей науки, культуры, искусства;
- понимание значения нравственности в жизни человека и общества;
Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учётом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать интеграцию содержания предметов гуманитарного цикла.
Системообразующим в содержании учебного курса является содержание российской культуры. Ценностно-смысловым стержнем организующим содержание курса являются: содержание традиционных культур Бурятии и основы нравственности.
Содержание курса
Тема раздела | Кол-во часов | Основные понятия | Базовые знания и умения | Расширение и углубление учебного материала |
Фольклор | 11 ч | Бурятская мифология; мифы о сотворении мира,тотемно-генеалогические мифы, исторические и топонимические легенды и предания; персонажи ранней бурятской мифологии. Героико-эпические сказания – улигеры, улигершины; Бурятские сказки – онтохоны, онтохошины; волшебные сказки, богатырские сказки, сказки про животных, бытовые. | Иметь представление о видах бурятских мифов, сказок, легенд и преданий; Проявлять эмоциональный отклик, интерес к многообразию форм и выразительных средств в произведениях | Сопоставление варианты текста на концепционном уровне, определять жанр художественного произведения; |
Литература | 13 ч | Классическая, оригинальная духовная литература; литературный и исторический памятник, исторические летописи; «Чингизов камень», «Сокровенное сказание», «Зерцало мудрости». Литература XIX-XXI вв: Х.Намсараев, Н.Нимбуев, Б.Дугаров. А.Гатапов. | Найти общие черты в произведениях литературы определенного исторического периода. Знать текст произведения, уметь делать выводы и обобщения, развивать навыки монологической речи, выразительного чтения. | От анализа фрагментов текста до концепционного осмысления художественного произведения в целом. |
Искусство Живопись Скульпту ра | 10 ч | Орнамент – угалза, символика орнамента, функции узора, формы и принципы построения узора; группы орнаментов: геометрические, зооморфные, растительные, природные или космогонические; ламаистская символика. Художники, живописцы, скульпторы Ц.Сампилов, «Галерея Ханхалаева» Д.Намдаков, Б.Дашицыренов, З.Доржиев и др.; Буддийское изобразителное искусство, иконографические каноны, иконографические школы, танка, скульптурная иконография. | Уметь различать виды орнаментов; чтение орнаментов, составление посланий, благопожеланий, поздравлений на основе орнаментов и орнаментальных мотивов. Отражение мировоззренческих представлений народов в семантике форм и орнаментов. Знать основные направления, стили в изобразительном искусстве от первобытной культуры до современности; скульпторов; | Анализ произведения искусства в единстве формы и содержания |
Итогово-обобщающий | 1 | Материальная и духовная культура бурят | Владеть основными сведениями о материальной и духовной культуре бурят; фольклоре, литературе, изобразительному искусству, живописи, скульптуре. |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема раздела | К-во ч-в | Тема урока | К-во ч-в | Средства обучения | Система контроля | ||
Фольклор | 11 |
«Легенда о лебеди - прародительнице хори- бурят Легенды эхиритов, булагатов,хонгодоров | 3 | Лекция, худ.текст | Устн. опрос | ||
| 2 | Лекция, худ.текст | Импровизация в стиле нар.сказок | ||||
3. Героический эпос «Абай Гэсэр» | 6 | Лекция, худ.текст, творческие проекты | Опрос | ||||
Литература | 13 | 1.Классическая литература. «Сокровенное сказание монголов» | 2 | Лекция худ.текст,беседа | Устн. опрос | ||
2.Оригинальная духовная литература «Зерцало мудрости» Галшиев Э.-Х. | 2 | Лекция, худ.текст,беседа | |||||
| 1 | Лекция | |||||
4. Литература советского периода | 1 | Лекция, худ.текст | |||||
4. Поэзия: Нажмил Нимбуев – поэт рожденный от поэта | 1 | Лекция, худ.текст | Наизусть | ||||
5. Современная литература | Владимир Митыпов «Долина бессметрников» | 1 | Лекция | Наизусть | |||
Баир Дугаров «Звезда кочевника» | 2 | Лекция, худ.текст, экскурсия | |||||
Алексей Гатапов «Первый нукер Чингисхана» | 1 | Лекция, худ.текст | Соч-е | ||||
Искусство Живопись Скульпту ра | 10 | 1. Символика орнаментов | 1 | Пись. опрос | |||
2. Художники 20 века | 1 | Экскурсия, лекция | |||||
3. Цыренжап Сампилов «Степная любовь» | 1 | Лекция, экскурсия | |||||
| 1 | ||||||
5.«Галерея Ханхалаева» | Даши Намдаков «Стихия» | 1 | Экскурсия, лекция | Сочинение | |||
Бато Дашицыренов «Материнская линия» | 1 | ||||||
Бальжинима и Зоригто Доржиевы «Степная история» | 1 | ||||||
| 1 | ||||||
| 1 | ||||||
8. Буддийское изобразительное искусство | 1 | Экскурсия, лекция | |||||
Итогово-обобщающий | 1 | Обобщающий урок по курсу | 1 |
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
- Алагуева В. Золотая книга бурят – Улан-Удэ, Бэлиг, 2006
- Бабуева В.Д. Материальная и духовная культура бурят –Улан-Удэ, 2004
- Бабушкин С.М. Бурятско-русский, русско-бурятский словарь. Изд-е 5-е, доработанное. –Улан-Удэ, Республиканская типография, 2005
- Буряты. отв.ред. Абаева Л.Л., Жуковская Н.Л.; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н.Миклухо-Маклая. – М.: Наука, 2004
- Бурятский орнамент.Раскраска. Выпуск 1. Сост-ль Кочева Т.В., Улан-Удэ, 1995
- Намжилон Л.Н. Оюун түлхюур. – Улан-Удэ, 2002
- Нанзатова Э.П. Баян даа Буряад оромнай: Учебное пособие. – Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2003 г.
- Нанзатова Э.П. Мунгэн туяа: - Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2006 г.
- Тоонто нютаг: Книга для учащихся 5-8 классов русских школ. Сост-ль Санжадаева Г.С. Улан-Удэ, Бэлиг, 2002
- Тоонто нютаг: Книга для учащихся 9-11 классов русских школ. Сост-ль Санжадаева Г.С. Улан-Удэ, Бэлиг, 2007
- Цыренова Ц.Б., Батуева М.Ш. Булагай эхин. Улаан-Yдэ, Бэлиг, 2008
- Электронный учебник бурятского языка. – Мин-во обр. и науки РБ, студия «Сансар», 2006 год.
- Журналы «Вокруг света», «Байкал» и др., газета «Буряад Yнэн»
- Интернет-ресурсы
ТЕМЫ ДЛЯ РЕФЕРАТОВ И ПРОЕКТНЫХ РАБОТ
- Использование орнамента в материальной культуре бурят.
- «Прекрасного много в узоре простом, хранит он секреты столетий».
- Отражение в орнаменте стихий огня, воды, дерева, воздуха, земли.
- Мифы, легенды и предания бурят.
- Героические эпосы.
- «Абай Гэсэр»
- Бурятские народные сказки.
- Улигершины – сказители.
- Буддийское изобразительное искусство. Танка.
- Бурятская иконография.
- Бурятская скульптурная иконография.
- Хоца Намсараев, его литературное наследие.
- Николай Дамдинов – «Мой отчий край - долина Баргузина».
- Исторические летописи бурят.
- Современная литература Бурятии.
- Современные художники, скульпторы Бурятии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочие программы класс(география)
рабочие программы 5-9 класс(2019)...
Рабочие программы класс(обществознание )
рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...
рабочая программа класса предшкольной подготовки
рабочая программа класса предшкольной подготовки...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...