Урок по рассказу К.Г. Паустовского"Телеграмма"
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Баинова Ольга Александровна

Урок по  рассказу К.Г. Паустовского"Телеграмма"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury_po_rasskazu_telegramma.docx19.87 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Настоящая доброта… Какая она? (По произведению К.П. Паустовского «Телеграмма») (урок-беседа)

«За добро плати добром, не будь пустельгой»

Цели: 

– Отработать умения нахождения и наблюдения ключевых слов, эпизодов, деталей, выражающих основную проблему в рассказе – взаимоотношения родителей и детей, определить отношение автора в тексте; акцентировать внимание учащихся на художественные средства языка в рассказе.

– Способствовать развитию логического мышления при анализе текста, творческого воображения при сравнении, сопоставлении характеров, эпизодов, монологической речи.

– Способствовать воспитанию у детей такого нравственного качества, как гуманизм (на примере рассказа), продолжить воспитание в учащихся доброжелательности друг к другу, уважения к мнению других, умения слушать.

Ход урока:

I. Слово учителя

– Сегодня мы с вами поговорим о рассказе Константина Георгиевича Паустовского «Телеграмма». О чем этот рассказ, что нам хочет сказать автор? На эти и другие вопросы, я думаю, мы попробуем ответить, работая над рассказом. И тема нашего урока звучит как вопрос и требует ответа.

II. Образ Катерины Петровны.

- Расскажите об обитательнице старого дома, Катерине Петровне. Что же задело нас, тронуло в судьбе этой женщины? Как прошла ее жизнь? В какой семье она воспитывалась? О чем свидетельствует описание деталей интерьера? (ответы).

-   Для чего автор начинает рассказ с пейзажной зарисовки? (Настраивает на определенный лад, помогает понять состояние души героини.)

– Каким показан пейзаж? (неярким, грустным, печальным) (Ученики должны найти все художественные средства.)

– Пейзаж подчеркивает состояние пожилого, беспомощного человека, усиливает ощущение одиночества, печали, безысходности.

– С чем сравнивает автор здесь Катерину Петровну? (с маленьким подсолнечником, которого доцветал и никак не мог доцвесть и осыпаться).

– В каком значении употребляется слово «маленький»? (беззащитный, беспомощный, вызывающий жалость).

Вывод: К. Паустовский говорил, что пейзаж печален, когда печален человек, т.е. природа сопереживает героине. Страдает человек, и природа сочувствует ему.

 (На доске вывешены две картины на выбор учителя с изображением ранней и поздней осени.)

– Обратите внимание на картины. Какая их них более соответствует пейзажной зарисовке?

Наблюдая за пейзажем в рассказе, мы видим, что происходит постепенное усиление признаков поздней осени, а у нас, читателей, нарастает чувство тревоги, ощущение близкой трагедии. Например, «тесовые крыши почернели, спутанная трава полегла. Ветер свистел за окнами в голых ветвях, сбивал последние листья».

И вот такой прием, где видим последовательность, постепенность, называется градацией.

Словарная работа.

Градация (от лат. Gradatio – постепенность) – стилистическое средство, позволяющее воссоздать события и действия, мысли и чувства в процессе, в развитии.

– Присутствует ли еще в рассказе прием градация? (Состояние Катерины Петровны все еще хуже и хуже.)

– Послушайте отрывок, в котором говорится о том, как Катерина Петровна впервые за этот год вышла из дома. (чтение ученика)

– Как Паустовский передал угасающую надежду пожилой женщины на то, что дочь приедет? (шла–побрела)

– Какова роль пейзажа в этом эпизоде? (Она (Катерина Петровна) сочувствует старому клену, жалеет его. Время изменило и некогда молодой сад. Это подчеркивает одиночество, помогает понять состояние героини, ее переживания, ведь ей тоже некуда идти, и никто не ждет.)

– Что поняла Катерина Петровна после непосильной для нее прогулки? (Она убедилась, что очень слаба, и ее дни, вероятно, сочтены.)

Чтение письма.

– Что особенного в письме? Вас что-то удивило в нем? (Героиня просто говорит о приближении смерти, в таком коротком письме пишет об окружающей природе, а в письмах пишут о близких, а Катерина Петровна пишет о саде, об осени.)

– Действительно, образ Катерины Петровны цельный. Она и окружающий ее мир – единое целое. Пейзаж – действующее лицо рассказа. Может быть, и природа помогает ей жить. Ведь и сад, которым занимался ее отец, и замерший клен, который она жалеет, – это все близкий ей мир, ее родная земля, о которой в конце рассказа скажет автор. Земля, в которую в конце концов опустили Катерину Петровну. Да и природа, провожая ее в последний путь, принарядилась: «Выпал тонкий снежок. День побелел, и небо было сухое, светлое…»

III.Образ Насти

– А обратили ли вы внимание, что на страницах, рассказывающих о жизни Насти в Ленинграде, почти нет описаний природы. Почему? (Наверное, она черствый человек, а такие обычно не видят природу, она им в жизни не нужна.)

– Что мы узнали о жизни и работе Насти в Ленинграде?

– Что в ее внешнем облике подчеркивает автор? (похожа на Сольвейг и холодные глаза).

– Как вы понимаете выражение «холодные глаза»? (Пустые глаза – зеркало души. Значит, душа черствая, жестокая.)

– Неужели? Ведь она помогла художнику Тимофееву, проявила настойчивость, внимание к судьбе художника. Она это делала бескорыстно? (Она понимала, что Тимофеев – талантливый человек и сам со временем пробился бы, поэтому и стала усердно заниматься устройством выставки, предвидя те слова благодарности за чуткость, внимание к людям.)

– Почему мы можем так думать? (Мать давно не видела, а письмо сразу не прочитала. Не захотела ехать, потому что ее ждали переполненные самолеты, поезда, пересадки. Она смогла понять непростой характер Тимофеева, но не почувствовала вовремя, что нужна матери.)

– Настя получает телеграмму. Само слово «телеграмма» должно было взволновать, казалось, надо что-то делать, плакать. А Настя? (Не поняла, о ком идет речь, скомкалась и нахмурилась.)

– А с кафедры неслись слова благодарности Насте. Какой художественный прием использует здесь автор и почему? (Резкий контраст. Он подчеркивает несовместимость, несоответствие поступков и похвалы.)

– Да, такая жизнь, когда заботясь о многих, не замечаешь, как плохо самому близкому тебе человеку, – такая жизнь ненормальна, она фальшива, неспокойна, когда-то приходит прозрение.

– Как Паустовский подчеркивает изменения в поведении героини, понявшей, что мать умирает? (Она не может вынести насмешливый взгляд скульптуры Гоголя. Она поняла, что никто ее не любил, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка. Она идет на вокзал, поезд, кажется, еле тащится. Она проплакала в комнате матери всю ночь и, стыдясь всех, скрываясь, уехала обратно.)

– Почему автор использует именно Гоголя, а не Пушкина или другого писателя? (Гоголь – сатирик. Он обладал, по мнению Пушкина, удивительной способностью угадывать человека. И здесь он словно видит Настю насквозь, ее фальшь, показанную доброту.)

IV. Расскажите о Манюше, Тихоне. (Манюша – дочь колхозного сторожа, помогает по дому. Она не отходила от Катерины Петровны 6 суток. Тихон-сторож при пожарном сарае работал из жалости: рубил засохшие деревья на дрова, оценил картины отца К.П., отправил телеграмму Насте, а матери написал мнимую от Насти.)

– Зачем он написал мнимую телеграмму? (чтобы поддержать, утешить ее, смягчить горечь одиночества и последние мгновения жизни).

– А как она догадалась об обмане? Обратите внимание на слова «Дожидайтесь. Остаюсь всегда любящая ваша». (Образованная, начитанная дочь не могла так написать, так пишут обычно старые люди.)

V.Рассказ назван «Телеграмма». Их две. Какую телеграмму имел в виду автор и почему? (вторую, потому что Тихон проявил настоящую человечность).

– Как завершается рассказ? Для чего, по-вашему, автор ввел образ молодой учительницы? Чтобы сравнить с Настей).

– Сравните их. (Учительница добросердечная, душевная. Ведь она не знала ее, а пошла за гробом. Наверное, понимает, что все молодые, живя своей интересной жизнью, виноваты перед матерями, уделяя им мало внимания. Она сразу вспомнила о своей матери.)

– А почему именно учительница, а не агроном, врач? (потому что именно учителя учат нас быть добрыми, отзывчивыми людьми, так как этим чувствам нужно учиться. И Паустовский верит, что она посеет в душе своих учеников хорошие качества).

– В нашей жизни встречаются такие люди, как Настя, или такие случаи?

VI. В качестве эпиграфа взяты слова Тихона Манюше: «Добром плати за добро, не будь пустельгой».

– Почему именно Манюше он так говорит? (Это напутствие пожилого человека девочке, ведь она тоже дочь.)

– Кто в рассказе является пустельгой? (Настя)

VII. Итог урока. Вернемся с вами к теме-вопросу: Настоящая доброта... Какая она? (ответы учеников)

Я думаю, талант Паустовского задел ваши сердца, пробудил ваши чувства и желание взглянуть на себя со стороны: а я-то не пустельга?

VIII. Домашнее задание: письменный ответ на вопрос: Настоящая доброта... Какая она?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по рассказу К.Г.Паустовского "Телеграмма"

Данный материал - конспект нетрадиционного урока литературы - урока суда....

Урок литературы по теме: "К.Г.Паустовский "Телеграмма"

Второй урок по рассказу К.Г. Паустовского "Телеграмма". Отношение Насти к матери Смысл названия рассказа.....

Урок пресс - конференция по литературе в 8 классе по рассказу К.Г.Паустовского " Телеграмма"

урок закрепления материала в 8 классе в форме пресс - конференции...

Презентация К.Паустовский "Телеграмма" (сопровождение урока)

Презентация -  это сопровождение урока. Дается информация для размышления , вопросы помогают учащимся понять позицию автора, его отношение к главной проблеме рассказа - милосердии....

Урок по произведению К.Паустовского "Телеграмма"

Урок-размышление. Используется технология РКЧМ...

Урок чтения «К.Г. Паустовский «Телеграмма» для 8 класса коррекционной школы VIII вида

Урок чтения по теме «К.Г. Паустовский «Телеграмма». Урок предназначен для учащихся 8 классов коррекционных школ VIII вида. Это урок по теме самообразования «Система упражнений и заданий по развитию св...