Рекомендации к проведению урока внеклассного чтения в 7 классе по поэме Беллы Ахмадулиной "Сказка о дожде…"
план-конспект занятия (7 класс)
Урок внеклассного чтения по стихотворению Б.Ахмадулиной "Сказка о дожде..." рекомендован учителям гуманитарного цикла, классным руководителям при обращении к изучению тем, связанных с психологией человеческой души, познания мира юного поколения. Ранняя лирика поэтессы особенно близка подросткам, очень трогательна и лирична. В рекомендациях к уроку наглядно показаны приемы интеграции разлных областей искусства. Все это не только способствует расширению кругозора учащихся, но и учит их жить в согласии с собой и со всеми в современном мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_vneklassnogo_chteniya.docx | 25.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок внеклассного чтения по стихотворению (поэме)
Беллы Ахмадулиной «Сказка о дожде…»в 7 классе
Учитель русского языка и литературы
Гулина Л.А. МБОУ «Школа № 75» г.Рязани
«Сказка о дожде в нескольких эпизодах с диалогами и хором для детей»
«Мы из одной купели, все мы братья…»
Жанр урока- размышление
Предварительная работа с текстом (задания):
Определите свои читательские ожидания, прочитав заголовок поэмы ? На что он указывает? Какой вы представляете себе лирическую героиню этого произведения, опишите ее. Как вы воспринимаете образ Дождя? Есть ли у него характер? С какой целью автор вводит в свою поэму эпизоды, на первый взгляд не имеющие к развитию сюжета никакого отношения? В чем заключается трагедия лирической героини? Какие мысли и чувства вызвала у вас «Сказка о дожде…»
Рисунки к содержанию нарисовать по желанию
Отрывок из «Сказки…», указанный учителем, выучить наизусть назначенным уч-ся
Оборудование: Портрет Б.Ахмадулиной
Проектор, интерактивная доска, видео 1, 2
Цветопись
Мольберт 2 шт.
Фломастеры, непроливайки, лист ф.А-2шт на мольбертах и на столе у каждого уч-ся
Зонты
Планшеты
напечатанные (съемные) цитаты к мотивам частей произведения…ключевая фраза (слоган)
Ход урока
Учитель:
Я вижу, вы все готовы к уроку внеклассного чтения по стихотворению Б.Ахмадулиной «Сказка о дожде»
Имя Беллы Ахмадулиной среди имен современных поэтов стоит в особом ряду. За свою долгую творческую жизнь поэтесса не изменила ни своим высоким представлениям о нравственности и человеческом достоинстве, ни своему исповедальному дару.
Творчество Ахмадулиной направлено на смягчение сердец и умножение любви и добра в нашей жизни, ранняя лирика поэтессы особенно близка вашему возрасту по содержанию.
Давайте создадим настроение, внимание на экран: я попрошу вас взять кисти или фломастеры, чтобы нарисовать цветную ассоциацию к увиденному, как только вы поймете, что уловили настроение …К мольбертам приглашаются….2 чел.
На интерактивной доске воспроизводится видео №1(идет дождь, звучит музыка)
Учащиеся рисуют
Учитель: что у вас получилось? Почему именно это?
- Скажите, на какой дождь похожа музыка? Гармоничен с музыкой, но его темп уже не влияет на смену музыки, мы все понимаем…
- Какая связь между видео и «Сказкой»?
- Оправдало ли ваше ожидание заглавие «Сказки..»?
Это «сказка», значит, в поэме есть вымысел, фантастика; главным героем фантастической истории, вероятно, будет дождь
Заголовок дает возможность читателю сразу же определиться в своих ожиданиях.
«Сказка» не обычная, а « в нескольких эпизодах с диалогами и хором для детей». Автор как бы подсказывает заранее, где могут скрываться ответы на вопросы, которые неизбежно возникнут. Что же нужно сделать, чтобы на них ответить?
Урок-рассуждение, размышление.
Тема: «Читательские ожидания от поэмы Б.Ахмадулиной «Сказка о дожде»
Лирическая героиня Б.А. сохранила по - детски доверчивый взгляд на окружающее, в то же время напитав его вечной мудростью человека, который не случайно получил в награду талант проникать в самую суть явлений и событий. Для нее не существует неважных, проходных вещей -любая деталь достойна осмысления, любования, уважения: будь это цветок или снежинка
«Сказка о дожде…» состоит из тринадцати небольших главок, но произведение совсем не так просто, как может показаться. Предлагаю текст разделить на 3 части в соответствии с проблематикой произведения.
Учитель:
- Какие это части?
Учащиеся: Девочка и Дождь. Дом и хозяева. Гибель Дождя.
Учитель:
- Выделение основных мотивов поэмы - одно из главных составляющих каждого из трех этапов работы.
Каждый отдельный этап урока предваряет комментарий учителя.
1. часть. «Героиня и Дождь. В кафе».
Ахмадулина умеет любить мгновения бытия, ощущать свое родство с природой. Белла Ахмадулина живет, ощущая себя частью природы, ее голосом. Лирической героине несвойственно заносчиво-пренебрежительное отношение к окружающему миру, главное качество ее характера - чувство благодарности за каждый миг бытия
Погружение в текст Анализ 1-2-й глав поэмы
Художественное чтение (ученица)
Вопросы:
В чем состоит смысл сравнения Дождя с ребенком?
Почему из всех прохожих Дождь выбрал именно лирическую героиню?
Случайна ли такая привязанность?
1.Мотив: Нерасторжимая связь человека с природой
Ключевая мысль: Дождь! Вы либо гуляете под ним, либо мокните!»
-Что делает героиня? Гуляет!
2 часть. «Дом и его хозяева»
Учитель открывает зонт и говорит о своих впечатлениях, которые она испытывает от прогулки под дождем
Дождь…Это понятие уже довольно давно укрепилось в русской лексике. Вот для меня дождь- это чудо, это и праздник, и грусть..В Португалии даже объявляют выходной, когда идет дождь. Какие виды дождей вы знаете?
Даю слово ребятам, которых я попросила высказать Откровение на тему «разных дождей»
Учащиеся выходят к доске, берут раскрытый зонт у учителя и рассуждают о дожде:
Ларина-перв.майский дождь
Васильев-ледяной
Ивашова-грибной
Дмитрева-морось
Мельник-ливень
Чехарин- обложной
Учитель: замечательно, после этого и правда очень хочется в тепло…давайтеи мы вернемся в хозяйский дом, куда была приглашена Девочка
Обратим внимание на то, что уже в начале главы, посвященной описанию посещения дома, автор прибегает к сравнениям предметного мира с миром природы. Ахмадулиной всегда было свойственно разговаривать не только с природой, но и предметами, ощущать за ними нечто родственное человеческой душе.
Анализ 3-4 й глав.
-Какими словами характеризуется мир того дома, куда явилась по приглашению лирическая героиня?
-Что привлекает ее в этом доме?
-Могла ли героиня отказаться от приглашения?
-Почему дождю нет места в том мире, куда пришла его подруга?
Настораживает нас лишь, что влюбленный Дождь, похожий на зверька или дитя, не мог пойти вместе с ней. Предстояла мучительная разлука из-за того, что для героини поэмы приглашение в дом, где над янтарным озером паркета/ Всходила люстры чистая луна», было чрезвычайно важно и нужно -она как честь оценивает это приглашение. Но общение с миром вещей в доме, где свой балет всегда вершила легкость, для нее оказывается гораздо важнее общения с людьми живущим в нем. Неискренность, притворство, следование не душевному порыву, а неким правилам характеризует людей этого мира.
Тема сиротства, одиночества, покинутости начинает звучать в поэме все более отчетливо. Героиня постепенно утрачивает детские черты.
Анализ 5-7 й глав.
-На какие темы беседует героиня с хозяевами и гостями этого дома?
Анализ 8-10 глав.
-Чем особенно страшна пошлость? (хор детей)
Прокомментируйте начало 10 й главы: «Лень. Как болезнь, во мне смыкала круг. Мое плечо вело чужую руку…»
-В чем героиня обвиняет хозяйку- любящую мать своих детей?
Мотив: пошлость и бездуховностьгубит мир
Ключевая фраза: Дождливая погода ощущается даже дома, ведь дождь проникает в душу!
3 часть. «Гибель Дождя». Преступление.
Учитель:
Темы жизни, смерти, творчества -сквозные в лирике Ахмадулиной. Все они присутствуют в поэме, финал которой, безусловно, трагический.
Дождь, проливающийся с небес как благодать, воспринимается людьми как помеха.– Что происходит в доме?
Потерявшая чувство самосохранения в чуждом ей окружении, героиня зовет в дом оставшегося на пороге товарища: « Я Вас люблю без меры и стыда! Как небеса, круглы мои объятья/Мы из одной купели. Все мы братья. Мой мальчик Дождь! Скорей иди сюда»
-Где по-вашему кульминация?
Кульминация почти совпадает с развязкой -картина уничтожения Дождя потрясает. Не замечая его живой природы, изначального родства со всем сущим на земле, Дождь убивают, как что -то омерзительное, не имеющее права на существование.
Ахмадулина через образ дождя-природы, загнанной, опороченной, уничтоженной человеком, -видит гибель самого человека, его духовной сущности.
-Можно ли сказать, что финал поэмы трагический?
-Почему лирической героине не удалось защитить, спаси своего друга?
-Есть ли ее вина в гибели Дождя?
-Меняется ли образ героини к концу произведения?
Прогноз на будущее столь неутешителен: Почему?
« О, вашим детям жить в беде и муке! Слепые, тайн не знающие руки/ зачем вы окунули в кровь Дождя?»
Эксперимент:
(посмотрите на свои зарисовки, сделанные в начале урока, все: и музыка, и настроение от нее и от увиденного проникли к вам в душу и заставили думать, выражая мысль не только словом, символом, но и цветом), я это докажу:
И-Й - Синий - холодный, символ Вселенной- 52-55
Ы - Любой темный - депрессия, подавление- 12-24
Черный – авторитарность
О -Светло-желтый - активность, подвижность, легкость на подъем
84-59
Белый - символ чистоты, равенства, свободы
Е - Зеленый - мир, спасение, покой, гармония , богатство внутр. мира
50-51
Э - Серый - не обладает особым эффектом, лишь фон для др.чувств
А - Густо-красный- 52-55
Я, У,Э……..следы
Учитель: послушаем чтение отрывка наизусть (13 глава)
Ученица читает концовку стихотворения.
Вопрос: а меняется ли героиня к концу стиха?
Давайте откроем зонтики и прогуляемся вместе под дожем (1 на двоих)
В завершении урока я приглашаю всех прогуляться под дождем, в память о Дожде, с дождем, с вашими размышлениями, которые были рождены этим произведением…читайте, проникнетесь тем, что вам написали ваши товарищи….
Давайте откроем зонтики и прогуляемся вместе под дожем (1 на двоих)
Идемте!
Видеопрогулка….Галерея из рисунков (видео № 2) Каждый рисунок подписан фразой, которую придумал учащийся под впечатлением от произведения.
Ключевая фраза: Если хочешь увидеть радугу, будь готов попасть под дождь!
Мотив-Ответственность человека за свои поступки.
Рефлексия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок внеклассного чтения ( 9 класс) на тему «Образ Алеко в поэме А. С. Пушкина «Цыганы».
Урок Пушкина в татарской школе....
Рекомендации для проведения уроков иностранного языка в классах коррекции
Рекомендации для проведения уроков иностранного языка в классах коррекции...
Из опыта организации и проведения уроков внеклассного чтения
Система уроков внеклассного чтения в среднем звене общеобразовательной школы...
Методические рекомендации по проведению урока "Счетные швы"5 класс ФГОС
Использование трафарет -канвы для тренировочных упражнений по вышивке счетными швами...
Открытый урок внеклассного чтения. 8А класс. "Уроки жизни - уроки доброты" по повести В. Железникова "Чучело".
quot;Уроки жизни- уроки доброты" по повести В. Железникова "Чучело"...
Методические рекомендации по проведению урока-игры в 10 классе по теме " Население мира".
Проблема повышения эффективности урока экономической и социальной географии мира – это, прежде всего, вопрос активизации и развития творческой деятельности учащихся.Школьная практика показывает,...
Методическая рекомендация по проведению урока геометрии в 9 классе «Длина окружности»
Решение прикладных задач на применение формулы для вычисления длины окружности и взаимосвязи скорости, времени и расстояния с использованием набора LEGO Mindstorms Education EV3....