Технология работы с одаренными детьми.
статья по теме
В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели. Установка на массовое образование снизила возможность развития интеллектуального ресурса, и только современная реформа образования в России позволила вновь обратиться к поддержке одаренных детей, ведь талантливая молодежь – это будущая профессиональная аэлита.
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.
В своей работе я показала какую работу необходимо проводить с одаренными детьми на уроке и во внеурочное время.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_raboty_s_odarennymi_detmi.doc | 692.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология работы с одаренными детьми .
Из опыта работы учителя математики МОУ « Средняя общеобразовательная школа № 15 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Энгельса Саратовской области Затеевой Валентины Павловны.
« Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе» А.Н. Колмогоров.
1 слайд .
В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели. Установка на массовое образование снизила возможность развития интеллектуального ресурса, и только современная реформа образования в России позволила вновь обратиться к поддержке одаренных детей, ведь талантливая молодежь – это будущая профессиональная аэлита.
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы. ( слайд 3)
Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы – поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. (4 слайд).
Что такое одаренность? Редкий индивидуальный дар или социальная реальность? ( 5 слайд )
Что же понимается под термином « Одаренность»?
В обыденной жизни одаренность – синоним талантливости. В психологии же под ней понимают системное качество личности, которое выражается в исключительной успешности освоения и выполнения одного или нескольких видов деятельности, сочетающееся с интересом к ним. Вырастет ли из ребенка с признаками одаренности талантливая, гениальная личность, зависит от многих обстоятельств.
В мировой психолого – педагогической науке существуют различные концептуальные модели одаренности. Одной из наиболее популярных теоретических моделей одаренности является концепция, разработанная американским исследователем Дж. Рензулли. Он считает, что одаренность есть сочетание трех характеристик:
- Интеллектуальных способностей ( превышающий средний уровень);
- креативности;
- настойчивости ( мотивация, ориентированная на задачу).
Кроме того он выделял знания ( эрудицию) и благоприятную окружающую среду. Фактически, он предлагает относить к категории одаренных тех детей, которые проявили высокие показатели хотя бы по одной из этих характеристик. В своих работах автор заменяет термин « одаренность» на « потенциал».
Для педагогов концепция Дж. Рензулли представляет одаренных детей. ( 6 слайд )
Прежде всего, одаренных детей надо уметь выявить. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью.
Определив таких ребят, школа должна научить их думать, предпринимать все возможное для развития их способностей. Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету. В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков я использую на уроке:
- Арифметические ребусы.
- Логические задачи.
- Комбинаторные задачи.
- Задания на разрезание.
- Составление фигур.
- Занимательные задачи.
- Исторический материал.
- Софизмы. ( слайд 7)
В 5-6 классах вводим дополнительные курсы.
- 5-6 класс Наглядная геометрия.
- Цель: развивать пространственные представления;
- логическое мышление;
- подготовить учащихся к успешному усвоению систематического курса геометрии;
- способствовать развитию навыков изображения геометрических фигур;
- формировать правильную математическую речь.
- Наглядная геометрия 5-6. авторы Т.Г. Ходот, А.Ю. Ходот, В.Л. Велиховская
Этот курс способствует лучшему изучению геометрии на уроках, способствует более углубленному изучению в последующих классах. ( слайд 8)
5-6 класс. Факультатив. ( слайд 9)
Решение нестандартных задач по математике
Цель проведения факультативных занятий:
- Привитие интереса к математике.
- Углубление и расширение знаний учащихся по математике.
- Развитие математического кругозора, мышления, исследовательских умений учащихся.
- Воспитание настойчивости и инициативы.
На факультативных занятиях мы рассматриваем текстовые задачи на движение, на части, на проценты, логические задачи, принцип Дирихле, задачи на переливания, взвешивания.
5-6 классы.
Проведение олимпиад по лигам. Олимпиады сочетают
увлекательность игры и спортивную соревновательность,
развивают интерес к знаниям, память и внимание, активизируют общение и творческую энергию
участников. В работе использую книгу А.Н. Павлова « Математические олимпиады по лигам».
Участие учащихся в олимпиадах. Веду активную и целенаправленную работу с одаренными детьми. Ежегодно мои ученики участвуют в конкурсных мероприятиях различного уровня.
- Межрегиональной заочной физико – математической олимпиаде « Авангард».
- Международной дистанционной олимпиаде по математике « Третье тысячелетие».
- В заочных олимпиадах при МФТИ.
- Участие в заочных олимпиадах при центре непрерывного образования.
- В открытой российской математической Интернет -олимпиаде при МетаШколе.
- В Международной математической олимпиаде Кенгуру.
Результаты районных олимпиад
№ п/п | класс | год | Фамилия, имя ученика | результат |
1 | 8б | 2006 | Гусев Виталий | 2 место |
2 | 8 б | 2006 | Судаков Александр | 1 место |
3 | 11б | 2008 | Судаков Александр | 3 место |
4 | 7б | 2009 | Касьян Павел | 3 место |
5 | 5б | 2009 | Ватин Кирилл | 2 место |
6 | 6б | 2010 | Виноградов Андрей | 1 место |
Интернет – кружки при МетаШколе
С 1 сентября 2008 г. работают математические Интернет-кружки по решению нестандартных задач и задач повышенной сложности для учащихся 3-7 классов. Чтобы записаться в кружок, надо зарегистрироваться.
Новые серии задач размещаются на сайте каждый понедельник в течение учебного года. Учащиеся сдают ответы не позднее воскресенья. Проверка ответов выполняется в автоматическом режиме. Результаты и правильные ответы появляются в понедельник.
Каждый вторник я подвожу итоги. И поощряю детей оценкой.
Школьнику
- Хочешь научиться решать нестандартные задачи по математике? Получать дипломы на олимпиадах? А пятерки на уроках математики? Хочешь завоевать уважение одноклассников?
- Запишись в Интернет-кружок!
- Каждый понедельник ты получаешь новые семь задач. Таких задач нет в твоем учебнике, это - олимпиадные задачи. Задачи сначала простые, потом постепенно усложняются. C каждой серией задач ты переходишь на новый уровень.
- Запишись в Интернет-кружок! И математика будет помогать тебе везде
Родителям
- Нужно ли помогать ребенку решать задачи?
- Участие взрослого (поначалу) желательно при разборе задач, но после того как ребенок отправил ответы, поскольку процедура отправки ответов приучает ребенка к ответственности за свои действия. При разборе не рассказывайте правильное решение сразу, а старайтесь постепенно подвести к нему ребенка.
- Предлагаемые задачи подобраны на основе 25-летнего опыта обучения математике. Эти задачи по силам кружковцам - ровесникам Вашего ребенка. А значит, их сможет научиться решать и Ваш ребенок!
Победители математической Интернет олимпиады при МетаШколе Осень- 2009
п/п | Фамилия, имя ученика | класс | награда |
1. | Мамченко Влад | 7б | Диплом I степени |
2. | Кузнецова Анастасия | 7б | Диплом II степени |
3. | Носов Никита | 7б | Диплом II степени |
4. | Попов Евгений | 7б | Диплом III степени |
5. | Усс Данила | 7б | Диплом III степени |
6. | Виноградов Андрей | 5б | Диплом II степени |
2010 г |
Наши ученики принимали в этом году в международной дистанционной олимпиаде по математике « Третье тысячелетие» 2010 год.
3 года я веду межшкольный кружок « Квант»
Цель кружка «Квант»
- Развивать логическое мышление.
- Повысить уровень математической грамотности.
- Развивать математические способности, их творческий потенциал.
- Разобрать классические олимпиадные задачи на четность, делимость, принцип Дирихле, принцип крайнего, на метод математической индукции.
- Познакомить учащихся с основными методами и приемами решения олимпиадных задач по геометрии.
- Подготовить учащихся к участию в олимпиадах- школьных, районных, областных.
- Приобщить учащихся к участию в международном конкурсе «Кенгуру».
- - в заочных и выездных олимпиадах при МФТИ.
- - в Межрегиональной олимпиаде « Авангард»
- - в конкурсах задач из журнала « Математика в школе», «Квант».
- В олимпиаде по геометрии памяти И.Ф.Шарыгина.
Этот кружок посещают учащиеся со всех школ города. Кроме олимпиад мы участвуем в конкурсе задач на страницах журнала « Математика в школе».
Более 20 лет я сотрудничаю с МФТИ. В рамках дополнительного образования веду кружок 64-10, в котором обучаются учащиеся 8-11 классов. В каждой группе по 12 человек. Занимаемся 2 часа в неделю.
Цели и задачи ФЗФТШ при МФТИ
- Углубить знания по математике.
- Формировать математическую культуру.
- Развивать вычислительные навыки.
- Развивать навыки самообразования.
- Показать учащимся новые современные технологии.
- Способствовать их профессиональному самоопределению.
- Подготовить учащихся к ЕГЭ и поступлению в ВУЗы.
На занятиях кружка рассматриваю теорию по разработкам, присланным из МФТИ. Учащиеся выполняют самостоятельно контрольные работы.
Работа с семьей одаренных детей
- Дети – это праздник нашего будущего!
- Одаренные дети – это будущее нашей нации! Настоящего здоровья Вам, Вашим детям и Вашей семье!
Мы надеемся на плодотворное сотрудничество! Дорогие родители! Все мы мечтаем, чтобы наши дети выросли талантливыми, яркими людьми, чтобы всегда оставалось взаимопонимание между нашими поколениями.
zateeva.valentina@yandex.ru
Олимпиады для школьников olimpiada.ru/
Всероссийская олимпиада по математике math.rusolymp.ru/
Российская страница международного математического конкурса "Кенгуру" www.kenguru.sp.ru/
Московская математическая олимпиада школьников olympiads.mccme.ru/mmo/
Санкт-Петербургские математические олимпиады www.pdmi.ras.ru/~olymp/
Турнир городов Международная математическая олимпиада для школьников www.turgor.ru
Cайт Московского Центра Непрерывного Математического Образования www.mccme.ru/
Задачная база олимпиадных задач zaba.ru
www.problems.ru/
Сообщество в ЖЖ Олимпиадная математика community.livejournal.com/ru_olymp_math/
Хорошая подборка ссылок на сайты о математических олимпиадах dxdy.ru/topic2200.html
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на тему: " Личностноориентированное развивающее и опережающее обучение – технология работы с одаренными детьми на уроках географии".
Плохой учитель преподносит истину, ...
«Эффективное применение технологий работы с одаренными детьми на отделении «Хореографическое искусство» в ДШИ»
В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одарённости, выявления, обучения, развития и психолого-педагогического сопровождения одарённых детей. Проблема построения эффективной ...
Педагогические технологии работы с одаренными детьми в школе.
Педагогические технологии работы с одоренными детьми в школе...
Содержание и технология работы с одаренными детьми
Содержание и технология работы с одаренными детьми...
Статья из опыта работы "Индивидуальные технологии работы с одаренными детьми."
В нашей гимназии учатся много талантливых и одаренных детей. Ведущими, профильными предметами являются языки, в первую очередь английский язык. Несмотря на это всегда есть дети, которые серьезно интер...
Презентация "Технология работы с одаренными детьми на уроках ИЗО".
Технология работы с одаренными детьми на уроках ИЗО....
Опыт работы по педагогической деятельности «Технология работы с одаренными детьми: подготовка к олимпиадам, конкурсам»
За время моей педагогической работы были разные ученики. Мало встречалось детей, которые довольствовались только работой с учебником. Им не хватало информации получаемой на уроке. Они интересовались д...