Технология работы с одаренными детьми.
статья по теме

    В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели. Установка на массовое образование снизила возможность развития интеллектуального ресурса, и только современная реформа образования в России позволила вновь обратиться к поддержке одаренных детей, ведь талантливая молодежь – это будущая профессиональная аэлита.

    Любому обществу нужны одаренные люди, и задача состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.

 В своей работе я показала какую работу необходимо проводить с одаренными детьми на уроке и во внеурочное время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologiya_raboty_s_odarennymi_detmi.doc692.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технология работы с одаренными детьми .

Из опыта работы учителя математики МОУ « Средняя общеобразовательная школа № 15 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Энгельса Саратовской области Затеевой Валентины Павловны.

« Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе» А.Н. Колмогоров.

1 слайд .

    В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели. Установка на массовое образование снизила возможность развития интеллектуального ресурса, и только современная реформа образования в России позволила вновь обратиться к поддержке одаренных детей, ведь талантливая молодежь – это будущая профессиональная аэлита.

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы. ( слайд 3)

   Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы – поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

   Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.  (4 слайд).

  Что такое одаренность? Редкий индивидуальный дар или социальная реальность? ( 5 слайд )

   Что же понимается под термином « Одаренность»?

   В обыденной жизни одаренность – синоним талантливости. В психологии же под ней понимают системное качество личности, которое выражается в исключительной успешности освоения и выполнения одного или нескольких видов деятельности, сочетающееся с интересом к ним. Вырастет ли из ребенка с признаками одаренности талантливая, гениальная личность, зависит от многих обстоятельств.

    В мировой психолого – педагогической науке существуют различные концептуальные модели одаренности. Одной из наиболее популярных теоретических моделей одаренности является концепция, разработанная американским исследователем Дж. Рензулли. Он считает, что одаренность есть сочетание трех характеристик:

  1. Интеллектуальных способностей ( превышающий средний уровень);
  2. креативности;
  3. настойчивости ( мотивация, ориентированная на задачу).

   Кроме того он выделял знания ( эрудицию) и благоприятную окружающую среду. Фактически, он предлагает относить к категории одаренных тех детей, которые проявили высокие показатели хотя бы по одной из этих характеристик. В своих работах автор заменяет термин « одаренность» на                             « потенциал».

     Для педагогов концепция Дж. Рензулли представляет одаренных детей. ( 6 слайд )

  Прежде всего,  одаренных детей надо уметь выявить. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью.

     Определив таких ребят, школа должна научить их думать, предпринимать все возможное для развития их способностей. Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету. В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков я использую  на уроке:

  1.  Арифметические ребусы.
  1. Логические задачи.
  2. Комбинаторные задачи.
  3. Задания на разрезание.
  4. Составление фигур.
  5. Занимательные задачи.
  6. Исторический материал.
  7. Софизмы.  ( слайд 7)

В 5-6 классах вводим дополнительные курсы.

  1. 5-6 класс  Наглядная геометрия.
  2. Цель: развивать пространственные  представления;
  3. логическое мышление;
  4. подготовить учащихся к успешному усвоению систематического курса геометрии;
  5. способствовать развитию навыков изображения геометрических фигур;
  6. формировать правильную математическую речь.
  7. Наглядная геометрия 5-6. авторы Т.Г. Ходот, А.Ю. Ходот, В.Л. Велиховская

   Этот курс способствует лучшему изучению геометрии на уроках, способствует более углубленному изучению в последующих классах. ( слайд 8)

   5-6 класс. Факультатив. ( слайд 9)
Решение нестандартных задач по математике

Цель проведения факультативных занятий:

  1. Привитие интереса к математике.
  2. Углубление и расширение знаний учащихся по математике.
  3. Развитие математического кругозора, мышления, исследовательских умений учащихся.
  4. Воспитание настойчивости и инициативы.

На факультативных занятиях мы рассматриваем текстовые задачи на движение, на части, на проценты, логические задачи, принцип Дирихле, задачи на переливания, взвешивания.

5-6 классы.
Проведение олимпиад по лигам.
 Олимпиады сочетают                        

увлекательность игры и спортивную соревновательность,

развивают интерес  к знаниям, память и внимание, активизируют общение и   творческую энергию

 участников. В работе использую книгу А.Н. Павлова « Математические олимпиады по лигам».

                 

Участие учащихся в олимпиадах. Веду активную и целенаправленную работу с одаренными детьми. Ежегодно мои ученики участвуют в конкурсных мероприятиях различного уровня.

  1. Межрегиональной  заочной  физико – математической олимпиаде « Авангард».
  2.  Международной дистанционной олимпиаде по математике « Третье тысячелетие».
  3. В заочных олимпиадах при МФТИ.
  4. Участие в заочных олимпиадах при центре непрерывного образования.
  1. В открытой российской математической Интернет -олимпиаде при МетаШколе.
  2. В Международной математической олимпиаде Кенгуру.

Результаты  районных олимпиад

№ п/п

класс

год

Фамилия, имя ученика

результат

1

2006

Гусев Виталий

2 место

2

8 б

2006

Судаков Александр

1 место

3

11б

2008

Судаков Александр

3 место

4

2009

Касьян Павел

3 место

5

2009

Ватин Кирилл

2 место

6

2010

Виноградов Андрей

1 место

Интернет – кружки при МетаШколе

С 1 сентября 2008 г. работают математические Интернет-кружки по решению нестандартных задач и задач повышенной сложности для учащихся 3-7 классов. Чтобы записаться в кружок, надо зарегистрироваться.

Новые серии задач размещаются на сайте каждый понедельник в течение учебного года. Учащиеся сдают ответы не позднее воскресенья. Проверка ответов выполняется в автоматическом режиме. Результаты и правильные ответы появляются в понедельник.

 Каждый вторник я подвожу итоги. И поощряю детей оценкой.

   Школьнику

  1. Хочешь научиться решать нестандартные задачи по математике? Получать дипломы на олимпиадах? А пятерки на уроках математики? Хочешь завоевать уважение одноклассников?
  2. Запишись в Интернет-кружок!
  3. Каждый понедельник ты получаешь новые семь задач. Таких задач нет в твоем учебнике, это - олимпиадные задачи. Задачи сначала простые, потом постепенно усложняются. C каждой серией задач ты переходишь на новый уровень.
  4. Запишись в Интернет-кружок! И математика будет помогать тебе везде

Родителям

  1. Нужно ли помогать ребенку решать задачи?
  2. Участие взрослого (поначалу) желательно при разборе задач, но после того как ребенок отправил ответы, поскольку процедура отправки ответов приучает ребенка к ответственности за свои действия. При разборе не рассказывайте правильное решение сразу, а старайтесь постепенно подвести к нему ребенка.
  3. Предлагаемые задачи подобраны на основе 25-летнего опыта обучения математике. Эти задачи по силам кружковцам - ровесникам Вашего ребенка. А значит, их сможет научиться решать и Ваш ребенок!

Победители математической Интернет олимпиады   при МетаШколе  Осень- 2009

п/п 

Фамилия, имя ученика 

класс 

награда 

1. 

Мамченко Влад 

 

Диплом   I степени 

2. 

Кузнецова Анастасия 

 

Диплом   II степени 

3. 

Носов Никита 

 

Диплом   II степени 

4. 

Попов Евгений 

 

Диплом   III степени 

5. 

Усс Данила 

 

Диплом   III степени 

6. 

Виноградов Андрей 

 

Диплом   II степени 

2010 г


 Наши ученики принимали в этом году в международной дистанционной олимпиаде по математике « Третье тысячелетие» 2010 год.

 3 года я веду межшкольный кружок « Квант»

Цель кружка «Квант»

  1. Развивать логическое мышление.
  2. Повысить уровень математической грамотности.
  3. Развивать математические способности, их творческий потенциал.
  4. Разобрать классические олимпиадные задачи на четность, делимость, принцип Дирихле, принцип крайнего, на метод математической индукции.
  5. Познакомить учащихся с основными методами и приемами решения олимпиадных задач по геометрии.
  6. Подготовить учащихся к участию  в олимпиадах- школьных, районных, областных.
  7. Приобщить учащихся к участию в международном конкурсе «Кенгуру».
  8. - в заочных и выездных олимпиадах при МФТИ.
  9.  - в Межрегиональной олимпиаде « Авангард»
  10.  - в конкурсах задач из журнала « Математика в школе», «Квант».
  11. В олимпиаде по геометрии памяти И.Ф.Шарыгина.

Этот кружок посещают учащиеся со всех школ города. Кроме олимпиад мы участвуем в конкурсе задач на страницах журнала « Математика в школе».

Более 20 лет я сотрудничаю с МФТИ. В рамках дополнительного образования веду кружок 64-10, в котором обучаются учащиеся 8-11 классов. В каждой группе по 12 человек. Занимаемся 2 часа в неделю.

Цели и задачи ФЗФТШ при МФТИ

  1. Углубить знания по математике.
  2. Формировать математическую культуру.
  3. Развивать вычислительные навыки.
  4. Развивать навыки самообразования.
  5. Показать учащимся новые современные технологии.
  6. Способствовать их профессиональному самоопределению.
  7. Подготовить учащихся к ЕГЭ и поступлению в ВУЗы.

На занятиях кружка рассматриваю теорию по разработкам, присланным из МФТИ. Учащиеся выполняют самостоятельно контрольные работы.

Работа  с семьей одаренных детей

  1. Дети – это праздник нашего будущего!
  2. Одаренные дети – это будущее нашей нации! Настоящего здоровья Вам, Вашим детям и Вашей семье!

Мы надеемся на плодотворное сотрудничество! Дорогие родители! Все  мы мечтаем, чтобы наши дети выросли талантливыми, яркими людьми, чтобы всегда оставалось взаимопонимание между нашими поколениями.

zateeva.valentina@yandex.ru

Олимпиады для школьников olimpiada.ru/
Всероссийская олимпиада по математике
math.rusolymp.ru/
Российская страница международного математического конкурса "Кенгуру"
www.kenguru.sp.ru/
Московская математическая олимпиада школьников
olympiads.mccme.ru/mmo/
Санкт-Петербургские математические олимпиады
www.pdmi.ras.ru/~olymp/
Турнир городов Международная математическая олимпиада для школьников
www.turgor.ru
Cайт Московского Центра Непрерывного Математического Образования
www.mccme.ru/
Задачная база олимпиадных задач
zaba.ru
www.problems.ru/ 
Сообщество в ЖЖ Олимпиадная математика
community.livejournal.com/ru_olymp_math/
Хорошая подборка ссылок на сайты о математических олимпиадах
dxdy.ru/topic2200.html
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Эффективное применение технологий работы с одаренными детьми на отделении «Хореографическое искусство» в ДШИ»

В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одарённости, выявления, обучения, развития и психолого-педагогического сопровождения одарённых детей. Проблема построения эффективной ...

Педагогические технологии работы с одаренными детьми в школе.

Педагогические технологии работы с одоренными детьми в школе...

Содержание и технология работы с одаренными детьми

Содержание и технология работы с одаренными детьми...

Статья из опыта работы "Индивидуальные технологии работы с одаренными детьми."

В нашей гимназии учатся много талантливых и одаренных детей. Ведущими, профильными предметами являются языки, в первую очередь английский язык. Несмотря на это всегда есть дети, которые серьезно интер...

Презентация "Технология работы с одаренными детьми на уроках ИЗО".

Технология работы с одаренными детьми на уроках ИЗО....

Опыт работы по педагогической деятельности «Технология работы с одаренными детьми: подготовка к олимпиадам, конкурсам»

За время моей педагогической работы были разные ученики. Мало встречалось детей, которые довольствовались только работой с учебником. Им не хватало информации получаемой на уроке. Они интересовались д...