Мастер-класс "Смысловое чтение на уроках русского языка и литературы"
материал для подготовки к егэ (гиа, 8 класс)

Материал предлагает  направления работы для привития  интереса к чтению. Ведь смысловое чтение возможно только тогда, когда есть любовь к книге.  Особое внимание уделяется роли личного примера учителеля, ведь дети склонны подражать, поэтому ваша заинтересованность печатным словом будет поддержана. При подготовке  к итоговому собеседованию особенно важно смысловое чтение, котрое предполагает ряд методов, приемов для достижения результата.  Особенно важно правильно работать со словами в тексе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_smyslovoe_chtenie.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение                             кадетская школа-интернат «Курганинский казачий кадетский корпус» Краснодарского края

Мастер-класс

«Технология организации  смыслового чтения»

                                                             подготовлен учителем русского

                                                                      языка и литературы Баженовой Н. В.

                                                                   

                                                        Курганинск,

2019

Здравствуйте, дорогие коллеги. Моё вступление  посвящено теме «Технология организации смыслового чтения». Вроде бы все и всем понятно: надо читать и понимать смысл, идею прочитанного текста. Но  смысловое чтение среди учащихся возможно лишь в том случае, если учащиеся читают при подготовке к урокам и дополнительно.  

Обратимся к таким фактам. 2007 год был объявлен Годом чтения,  2015- Годом  литературы и было введено итоговое сочинение по литературе,  в 2016 год Всероссийский центр изучения общественного мнения озвучил цифру: 35% не читает вообще. В 2018 году в 9 классах введено итоговое собеседование. И без смыслового чтения этот экзамен не сдашь.                                                                                     Поэтому фундамент для «смыслового чтения» мы в корпусе начинаем закладывать из четырех основополагающих.

Первая: диагностическая и мониторинговая работа с прибывшими воспитанниками корпуса, их родителями, которая позволяет определить читательскую компетенцию учащегося и его семьи.

Вторая основополагающая осуществляется в системе «ученик-учитель-библиотекарь - родитель».

Третья основополагающая: конкретно  работа учителей-словесников по самообразованию, самосовершенствованию в направлении «Читающий учитель как личный пример». Я всегда приношу детям книги из своей библиотеки. Вот «Родная речь» 1961 года, по которой училась еще моя мама, вот книга С. Хохлова с автографом и  пожеланием любви, полученная мною шестиклассницей на творческой встрече с поэтом, вот фантастическая повесть «Пропавшее сокровище» о библиотеке Ивана Грозного, о которой я могу поговорить, поделиться впечатлениями с воспитанниками. Мне хочется, чтобы их волновали не зомби, а какие-то исторические загадки прошлого.

Четвертая основополагающая: значимым дополнением к урокам являются внеклассная работа, которая включает в себя  внеклассные мероприятия и участие в конкурсах.

Итак, фундамент заложен. Переходим к теоретической части.

Ежедневно человек получает из разных источников огромное количество информации. Если говорить о школьнике, то основной объем информации он получает в школе с помощью учителя. В соответствий с требованиями ФГОС задача каждого учителя научить школьника учиться, т.е. научить пользуясь учебниками, дополнительной литературой и другими источниками информации, самостоятельно добывать и использовать новые знания, а в дальнейшем проявить способность к самообучению и самообразованию. Для реализации данной задачи необходимо сформировать у обучающихся навык чтения.  

Согласно требованиям ФГОС для формирования УУД на всех без исключения уроках под руководством учителя  школьники должны осваивать следующие виды смыслового чтения:

1. Ознакомительное чтение ставит перед учениками задачу найти главное в тексте, выявить, что сообщается по интересующему вопросу (о чем текст? что говорится о ...), либо охватить содержание каждой из частей текста в самом общем виде.                                                                                                              2. Поисковое или просмотровое чтение ставит перед детьми задачу получить основное представление и понимание текста в его общих чертах. В данном виде чтения читатель определяет, есть ли в тексте или книге конкретная информация, конкретный факт.                                                                    3. Изучающее чтение направлено на обучение школьников ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию.                                                                                                                   4. Вдумчивое (медленное, рефлексивное, художественное) чтение как наиболее востребованный вид чтения заключается в овладении также целым комплексом умений:                                                                                                              -предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;                                                                                                                                       -понимать основную мысль текста, прогнозировать содержание по ходу чтения;                                                                                                                                  -анализировать изменения своего эмоционального состояние в процессе чтения.                                                                                                                               Навык чтения имеет две стороны – смысловую и техническую. Техническая сторона включает способ чтения, темп чтения, правильность чтения и выразительность чтения. Следует заметить, что сегодня  немало читающих учащихся, но при этом проявляют равнодушное отношение к книге и неприятие к читательской деятельности.  

Смысловое чтение- вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. Также под понятием «смысловое чтение» понимается получение лишь той информации, которая необходима читателю.

Цель смыслового чтения- максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает отношения между собой, текстом и окружающим миром. Когда учащийся владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.

Смысловое чтение не может существовать без познавательной деятельности. Существует множество способов  организации познавательной деятельности, например, проблемно-поисковый способ, дискуссия, обсуждение, моделирование, рисунок. Смысловое чтение отличается от любого другого чтения тем, что при смысловом чтении происходят процессы постижения читателем ценностно-смыслового момента, т.е. осуществляется процесс интерпретации, наделения смыслом.  В концепции универсальных учебных действий выделены действия смыслового чтения, связанные с :

-осмыслением цели и выбором вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи,

-определение основной и второстепенной информации,

-формулированием проблемы и главной идеи текста.

       Поскольку чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части будут в структуре всех универсальных учебных действий:

- в личностные УУД входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;

- в регулятивные УУД - принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;

- в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря

коммуникативные УУД – умение организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

Формирование УУД при работе с текстом осуществляется через формирование у учащихся читательских умений.  Учитель формирует следующие читательские умения:                                                                                     - работать с заголовками: выбирать наиболее точный из предложенных, озаглавливать текст; прогнозировать содержание по заголовку,                                              - определять характер книги (тему, жанр, эмоциональную окраску) по обложке, заглавию, рисункам,                                                                                               - формулировать тему небольшого текста,                                                                          - выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла,                                                                        - пользоваться толковым словарём,                                                                                       - выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) слова,                          - извлекать из учебника и дополнительных источников необходимую информацию,                                                                                                                      - обмениваться полученными сведениями,                                                                                            - логично, последовательно излагать ответ на поставленный вопрос, понимать прочитанный текст,                                                                                                         - отвечать на вопросы по содержанию словами текста (выборочное чтение),                                                                                                                    - находить в тексте описание к иллюстрациям,                                                               - сравнивать объекты, изображенные на иллюстрациях учебника,                              - составлять план к прочитанному тексту,                                                                        - самостоятельно выполнять задания на основе текста учебника и дополнительной литературы,                                                                                            - выполнять задания, включающие составление схем, таблиц,                                     - определять мотивы поведения героев путём выбора правильного ответа из ряда предложенных,                                                                                                                     - осознавать авторское и собственное отношение к персонажам,                         - выявлять смысловой и эмоциональный подтекст,                                                       - определять идею произведения путём выбора из ряда пословиц той, которая наиболее точно выражает главную мысль,                                                                       - находить главную мысль, сформулированную в тексте,                                                  - готовить сообщения на основе используемой литературы (энциклопедий, справочников, других книг, Интернета).

Так как весь процесс обучения основывается на чтении текстов, научить ребенка читать правильно, эффективно, продуктивно можно на всех уроках, используя следующие методы работы по формированию смыслового чтения:

1. Активная работа со словом.

2. Применение метода «ведение диалога с текстом».

3. Развитие читательского воображения.

Система специальных упражнений

1. Работа со словом. Без внимательной работы со словами не может быть понимания текста. Словарная работа должна вестись на каждом уроке литературного чтения и ей надо уделять должное внимание. Словарную работу можно разделить на 3 вида:

- работа с незнакомыми словами;

- работа с ключевыми словами;

- работа со словами-образами.

Работа с незнакомыми словами. Читатель зачастую отчетливо не осознает, что в тексте есть непонятное для него слово. Любой учитель сталкивался с этим явлением, задавая детям вопрос после чтения текста: «Какие слова были непонятны?». Как правило, учащиеся таких слов не называют. Поэтому, не исключая словарную работу перед чтением, у учащихся  важно создать установку на самостоятельное выделение при чтении непонятных слов и выяснение их значений. В методике обучения пониманию текста делается акцент на том, чтобы каждое непонятное ребенку слово было для него словно красный сигнал светофора, препятствующий дальнейшему движению.

Работа с ключевыми словами. Серьезно страдает понимание и от невнимания к ключевым, наиболее важным в тексте словам. Иногда от одного слова зависит смысл всего текста, и без «зацепки» за это слово нельзя понять правильно текст. Обращать внимание детей на такие слова нужно при чтении любого текста.

Работа со словами-образами. Получать удовольствие от чтения художественного текста невозможно без чуткого отношения к словам-образам или художественным средствам, найденным автором произведения. Знакомство со словами образами, в которых скрываются секреты красоты текста, начинается с понятия о сравнении. Сравнение позволяет сделать образ, возникающий у читателя, более ярким, полным, объемным.  Сравнение бывает нескольких типов: Простое сравнение выражается при помощи слов «как», «словно», «будто» и др. «Росинки, словно зёрнышки…» Есть переходный тип сравнения, который выражается творительным падежом имени существительного. «Пеной рос заря туманится». Скрытые сравнения называются метафорами. «Холодное серебро росы».Цель обучения состоит в том, чтобы показать, что образность текста подчинена замыслу автора и помогает читателю «сблизиться» с текстом.

2. Применение метода «ведение диалога с текстом». Диалог с текстом происходит в результате активного вычитывания текстовой информации с целью понять «загадки» текста, разглядеть позицию автора, осознать свое отношение к этой позиции. Этот диалог часто начинается уже при знакомстве с названием произведения, а заканчивается самостоятельным поиском ответов на вопросы, которые остались нераскрытыми в тексте. Данный метод можно разделить на несколько видов операций: 1) поиск непонятного в тексте и формулировка вопросов; 2) вероятностное прогнозирование ответов на возникший вопрос или дальнейшего содержания текста; 3) самоконтроль (проверка своих предположений по тексту).

3. Развитие читательского воображения. Многие трудности понимания и запоминания текста связаны с неразвитым, «ленивым» воображением. Тренироваться «включать» воображение следует на небольших текстах, которые легко воссоздаются. Постепенно количество таких элементов можно увеличивать, переходя к воспроизведению целых картин. Задание состоит в том, чтобы представить описываемое и воспроизвести свои представления устно или письменно, словами или красками.                                                       Для развития читательского воображения необходимо помнить о важности ключевых методических вопросов при проверке первичного восприятия текста: «Что ты представил?» или «Какие картины ты увидел в своем воображении, когда читал?». Эффективными будут также словесное и графическое рисование, особенно на материале тех произведений, которые не сразу порождают зрительные образы (лирические стихи).                                          При проверке первичного восприятия… 
- Понравилось ли вам произведение?
- Что особенно понравилось?
- Когда было страшно?
- Что вызвало ваш смех?
- Когда героя было жалко? А было ли вам стыдно за героя? ...                                                                                  
Цель: выяснить эмоциональную реакцию учащихся на произведение и их понимания общего смысла произведения.   Метод- беседа                                               1.Понимание фактического содержания(анализа)                                                                                       - С чего началась эта история? Прочитайте.(Выборочное чтение)                                        - Как развивались события?                                                                                                  - Какой момент является напряженным(самым важным)? Прочитайте.                              - Чем все закончилось?                                                                                                         2. Понимание главных мыслей, чувств героев, оценка поступков.                                   -Каким мы увидели героя? (Как он описан?)                                                                            -С какой целью автор написал рассказ? Что он хотел нам сообщить?..                                   -Какую мысль автора можно считать главной?

Конечно же, огромную роль играет и работа с иллюстрациями художников, их рассматривание и анализ. Не следует забывать о значении таких приемов, как инсценирование.  При этой работе учащимся придется не раз перечитать текст, обращая внимание на те детали художественного пространства и времени, портретные характеристики, описания поведения героев, которые могли быть упущены, «не увидены» при первом чтении.

Для развития творческого воображения можно использовать такие задания: придумай своих героев, свои приключения, другой конец для произведения. Работа с текстом – это полезный и интересный вид работы, позволяющий не только проверить уровень понимания текста, но и умение его анализировать.                   В результате обучения смысловому чтению у обучающихся:                                           - повысится интерес учащихся к чтению;                                                                              - изменится отношение к урокам (дети чаще станут посещать библиотеку, чтобы найти материал по изученной теме, с удовольствием будут находить дополнительный материал к урокам, особенно при подготовке домашнего задания);                                                                                                                                  - повысится познавательное отношение к прочитанному (учащиеся научатся показывать свое исследовательское отношение, желание глубже вникать в суть произведения);                                                                                                               - разовьется положительное отношение к заданиям творческого и проблемно-поискового характера.                                                                                                                                      Последнее- совет психологов. Вы все знаете понятие эффект «соленого огурца»: свежий огурец, опущенный в бочку с солеными, приобретает такой же вкус. В нашем случае- вкус к чтению. Читайте сами, и ваши ученики потянутся к книге.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности"

В докладе говорится о трх фазах процесса чтения, о  технологии работы с текстом, о заглавии и ключевых словах как опорных элементах текста, приводятся фрагменты уроков....

«Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы»

«Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы»...

Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) ООО относит «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами» к обязательным...

Стратегии смыслового чтения на уроках русского языка и литературы

Обучение смысловому чтению в  5-6 классе на уроках русского языка ( практические примеры)...