рабочая программа родной (русский) язык 6 класс
рабочая программа (6 класс) по теме
Рабочая программа по родному (русскому) языку для 6 класса МБОУ школа-интернат основного общего образования г. Белебея РБ составлена на основе программно-методического материала по русскому языку Р.И. Альбеткова Основы русской словесности От слова к словесности к учебникам Р.И. Альбетковой Русская словесность 6 класс, Л.Г. Саяховой Русский язык 6 класс и Е.И.Никитиной Русская речь 5-7 классы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2012-2013_tematicheskiy_plan_rodnoy_russkiy.docx | 38.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по родному (русскому) языку для 6 класса МБОУ школа-интернат основного общего образования составлена на основе программно-методического материала по русскому языку Р.И. Альбеткова Основы русской словесности От слова к словесности к учебникам Р.И. Альбетковой Русская словесность 6 класс, Л.Г. Саяховой Русский язык 6 класс и Е.И.Никитиной Русская речь 5-7 классы.
Задачи:
1. На уроках словесности ученик изучает законы употребления языка, его лексические, фонетические, словообразовательные, грамматические средства, формы словесного выражения содержания, своеобразие словесного выражения содержания в произведениях различных родов и видов — все, что выработано народом, — творцом словесности — на протяжении веков его развития.
2. На уроках словесности, читая художественное произведение и рассматривая его в жанрово-родовой специфике, ученик овладевает умением самостоятельно постигать идейно-художественный смысл прочитанного через языковую ткань, идя от словесной организации к образу, сюжету, композиции, идее, учится осмысливать все компоненты содержания и формы во взаимосвязи и воспринимать произведение как целостное явление искусства слова.
3. На уроках словесности школьник учится использовать опыт изучения языка как материала словесности и различных видов произведений словесности для выражения собственных мыслей и чувств, учится творческому употреблению родного языка.
Программа рассчитана на 3 часа в неделю, 35 недели, 105 часа за учебный год.
Учебно-тематический план
Употребление языковых средств
Знать. Стилистическая окраска слов и предложений. Употребление языковых средств в зависимости от условий и цели высказывания.
Стилистические возможности лексики. Общеупотребительная лексика, диалектизмы, профессионализмы, заимствованные слова.
Стилистические возможности имени существительного, имени прилагательного и глагола.
Употребление стилистических средств лексики и грамматики в разговорном языке и в художественных произведениях.
Уметь. Обогащение словарного запаса: работа со словарями. Различение слов по их стилистической окраске. Понимание роли общеупотребительных слов, областных, специальных и заимствованных слов в произведениях словесности. Понимание роли грамматической формы существительного, прилагательного и глагола в произведениях словесности. Выразительное чтение текстов с различной стилистической и эмоциональной окраской. Выбор стилистических средств языка в собственных высказываниях в соответствии с условиями и с поставленной целью.
Средства художественной изобразительности
Знать. Понятие о средствах художественной изобразительности.
Метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха.
Порядок слов в предложении, инверсия, повтор, риторический вопрос и риторическое восклицание, антитеза.
Уметь. Употребление средств художественной изобразительности в произведениях словесности.
Нахождение в тексте средств художественной изобразительности и понимание их значения. Выразительное чтение произведений, в которых имеются средства художественной изобразительности. Применение средств художественной изобразительности в собственных высказываниях.
Юмор в произведениях словесности
Знать. Юмор в жизни и в произведениях словесности.
Средства создания юмора: комическая неожиданность в развитии сюжета, в поступках и высказываниях героев; нарушение смысловой сочетаемости слов; соединение несоединимых явлений, предметов, признаков; употребление в одном тексте слов с разной стилистической окраской; юмористические неологизмы и др.
Значение употребления средств создания юмора в произведении.
Уметь Развитие чувства юмора. Выразительное чтение юмористического произведения. Устное и письменное изложение юмористического произведения. Создание собственного юмористического рассказа или сценки, употребление в нем средств создания комического.
Произведения устной народной словесности
Знать. Былина как героический эпос русского народа. Былинные герои и сюжеты.
Особенности словесного выражения содержания в былине. Былинный стих.
Легенда как создание народной фантазии.
Предание о реальных событиях.
Уметь. Выразительное чтение былин. Рассказывание предания, легенды.
Эпическое произведение, его особенности
Знать. Что такое эпическое произведение.
Литературный герой. Изображение средствами языка характера литературного героя. Раскрытие характера героя в сюжете произведения.
Герой произведения и автор произведения.
Особенности языкового выражения содержания в эпическом произведении. Повествование, описание, рассуждение, диалог и монолог в эпическом Произведении.
Уметь. Умение отличить эпическое произведение от лирического и драматического. Понимание значения повествования, описания, рассуждения, диалога и монолога в эпическом произведении для изображения характера героя и передачи авторского, отношения к герою. Различение героя, автора и рассказчика. Выразительное чтение и пересказ эпических произведений. Сочинение рассказа по собственным впечатлениям, использование в нем повествования, описания, рассуждения, диалога и монолога.
Лирическое произведение, его особенности
Знать. Что такое лирическое произведение.
Особенности языка лирического произведения. Ритм и стих как средство выражения мысли и чувства в лирическом произведении.
Двусложные и трехсложные размеры стиха.
Рифма: ее смысловое (выделяет главное слово), эстетическое (красота звучания), ритмообразующее (сигнал завершения строки), композиционное (связывание строк в строфу) значения. Мужские, женские и дактилические рифмы.
Роль аллитерации в стихотворном тексте.
Стиховая пауза.
Уметь. Умение отличить лирическое произведение от эпического и драматического. Различение размеров стихов. Понимание выразительного значения ритма, рифмы и аллитерации. Выразительное чтение лирического произведения.
Драматическое произведение, его особенности
Знать. Что такое драматическое произведение.
Языковые средства изображения характеров в драматическом произведении. Роль диалога и монолога. Реплика. Авторская ремарка. Способы повествования и описания в пьесе.
Сюжет драматического произведения.
Уметь. Умение отличить драматическое произведение от эпического и лирического. Понимание роли авторской ремарки, реплик героев в диалоге, монологов героев. Выразительное чтение по ролям драматического произведения. Сочинение сценки по собственным впечатлениям, употребление в ней ремарки, диалога и монолога.
Развитие речи:
Знать: типы речи (описание)
Уметь: применять при написании сочинения-описания полученные знания; развивать творческие способности.
№ | Тема | Дата по плану | Дата фак-ая | Работа с книгой |
1 | Вводный урок | 4.09 | ||
Употребление языка Цели и задачи: формирование лингвистической компетентности учащихся при изучении тем теоретического изучения языка; формирование языковой компетентности при практическом овладении системой языка; формирование коммуникативной компетенции при формировании умения общаться на русском языке. | ||||
2 | Язык и речь | 5.09 | Русский язык. Л.Г. Саяхова С. 5-12 | |
3 | Р.р. Текст. Темы широкие и узкие | 6.09 | Русская речь Е. И. Никитина, П.24, с.84-85 | |
4 | Стилистические возможности слов и выражений | 11.09 | Русская словесность. Альбеткова Р.И., п.1 с.5-14 | |
5 | Слово (ЛЗ, однозначность и многозначность, прямое и переносное значение) | 12.09 | Русский язык. Л.Г. Саяхова С.19-24 | |
6 | Синонимы, антонимы, омонимы | 13.09 | Русский язык. Л.Г. Саяхова С. 25-30 | |
7 | Общеупотребительные слова | 14.09 | Русская словесность. Альбеткова С.14-19 | |
8 | Диалектные слова | 18.09 | Слово. Саяхова Л.Г., п.4, с.19 | |
9 | Специальные слова (профессионализмы) | 19.09 | Русская словесность. Альбеткова Р.И. С. 22-25 | |
10 | Активная и пассивная лексика | 20.09 | Русский язык. Л.Г. Саяхова С.32-33 | |
11 | Заимствованные слова | 25.09 | Русская словесность. Альбеткова Р.И. С.26-32 | |
12 | Неологизмы | 26.09 | Русская словесность. Альбеткова Р.И. С. 32-35 | |
13 | Р.р. Текст. Простой и сложный план | 27.09 | Русская речь Е. И. Никитина, П.25, с.86-88 | |
Имя существительное (повторение и углубление знаний учащихся о данной части речи с целью последующего изучения употребления этой части речи в речи) | ||||
14 | Значение и грамматические признаки имени существительного. Число имен существительных | 2.10 | Русский язык. Л.Г. Саяхова С.92-101 | |
15 | Род имен существительных | 3.10 | Русский язык. Л.Г. Саяхова С. 102-103 | |
16 | Склонение имен существительных | 4.10 | Русский язык. Л.Г. Саяхова С. 104-111 | |
17 | Именительный падеж. Родительный падеж | 9.10 | Русский язык. Л.Г. Саяхова С. 109-11; 112-117 | |
18 | Дательный падеж | 10.10 | Русский язык. Л.Г. Саяхова С.118-121 | |
19 | Винительный падеж | 11.10 | Русский язык. Л.Г. Саяхова С. 122-127 | |
20 | Творительный падеж | 16.10 | Русский язык. Л.Г. Саяхова С.127-133 | |
21 | Предложный падеж | 17.10 | Русский язык. Л.Г. Саяхова С.133-136 | |
22 | Р.р. Тест. Что такое эпиграф? | 18.10 | 23.10 | Е. И. Никитина, П.26, с.89-93 |
23 | Употребление имени существительного в речи | 23.10 | 24.10 | Русская словесность. Альбеткова Р.И. С. 35-43Русская речь |
Имя прилагательное (повторение и углубление знаний учащихся о данной части речи с целью последующего изучения употребления этой части речи в речи) | ||||
24 | Значение и грамматические признаки прилагательных. Разряды имен прилагательных | 24.10 | Русский язык. Л.Г. Саяхова С.143-147 | |
25 | Качественные прилагательные | 25.10 | Русский язык Л.Г. Саяхова С.147-150 | |
26 | Краткие прилагательные. Степени сравнения прилагательных | 30.10 | Русский язык. Л.Г. Саяхова С.151-157 | |
27 | Относительные прилагательные. Притяжательные прилагательные | 31.10 | Русский язык. Л.Г. Саяхова С.157-162 | |
28 | Употребление имен прилагательных в речи | II четв. 6.11 | Русская словесность. Альбеткова Р.И. С. 44-50 | |
Глагол (повторение и углубление знаний учащихся о данной части речи с целью последующего изучения употребления этой части речи в речи) | ||||
29 | Значение и грамматические признаки глагола | 7.11 | Русский язык. Л.Г. Саяхова С.229-230 | |
30 31 | Смысловые группы глагола | 8.11 13.11 | Русский язык. Л.Г. Саяхова С.231-241 | |
32 | Спряжение глаголов | 14.11 | Русский язык. Л.Г. Саяхова С.242-249 | |
33 | Р.Р. Текст. Лексические средства связи предложений в тексте. Описательный оборот | 15.11 | Русская речь Е. И. Никитина, П.27, с.94-96 | |
34 | Безличные глаголы | 20.11 | Русский язык. Л.Г. Саяхова С.250-251 | |
35 | Переходные и непереходные глаголы | 21.11 | Русский язык. Л.Г. Саяхова С.251-253 | |
36 | Время глаголов | 22.11 | Дополнительная литература | |
37 | Употребление глаголов в речи | 27.11 | Русская словесность. Альбеткова Р.И. С.50-55 | |
38 | Обобщающий урок. «Учимся играя» | 28.11 | Русская словесность. Альбеткова Р.И. С.55-59 Дополнительная лит-ра | |
Средства художественной изобразительности Цель: углубление знаний учащихся по направлениям: средства художественной изобразительности; метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха; порядок слов в предложении, инверсия, повтор, риторический вопрос и риторическое восклицание, антитеза; употребление средств художественной изобразительности в произведениях словесности. | ||||
39 | Сравнение, аллегория, эпитет | 29.11 | Русская словесность. Альбеткова Р.И. С.60-66 | |
40 | Метафора | 4.12 | Русская словесность. Альбеткова Р.И. С.66-71 | |
41 | Олицетворение | 5.12 | Русская словесность. Альбеткова Р.И. С.71-75 | |
42 | Р.р. Стили речи. Книжные стили. Официально-деловой стиль | 6.12 | Русская речь Е. И. Никитина, П.28, с.97-98 | |
43 | Метонимия | 11.12 | Русская словесность. Альбеткова Р.И. С.75-79 | |
44 | Синекдоха | 12.12 | Русская словесность. Альбеткова Р.И. С.80-82 | |
45 | Гипербола | 13.12 | Русская словесность. Альбеткова Р.И. С.82-87 | |
46 | Порядок слов в предложении | 18.12 | Русская словесность. Альбеткова Р.И. С.87-88 | |
47 | Инверсия | 19.12 | Русская словесность. Альбеткова Р.И. С.89-91 | |
48 | Повтор | 20.12 | Русская словесность. Альбеткова Р.И. С.91-93 | |
49 | Риторический вопрос и риторическое восклицание | 25.12 | Русская словесность. Альбеткова Р.И. С.93-96 | |
50 | Антитеза | 26.12 | Русская словесность. Альбеткова Р.И. С.96-98 | |
51 | Р.р. типы речи. Повествование. Рассказ | 27.12 | Русская речь Е. И. Никитина, П.29, с. 99-104 | |
52 | Обобщающий урок «Учимся играя» | III четв. 15.01 | Русская словесность. Альбеткова Р.И. С.99-105 | |
Юмор в произведениях словесности Цель: развитие чувства юмора. Выразительное чтение юмористического произведения. Устное и письменное изложение юмористического произведения. Создание собственного юмористического рассказа или сценки, употребление в нем средств создания комического. | ||||
53 | Что такое юмор | 16.01 | Русская словесность. Альбеткова Р.И. С.106-108 | |
54 | Комическая неожиданность | 17.01 | Русская словесность. Альбеткова Р.И. С.108-112 | |
55 | Соединение несоединимого | 22.01 | Русская словесность. Альбеткова Р.И. С.113-118 | |
56 | Остроумная речь | 23.01 | Русская словесность. Альбеткова Р.И. С.118-124 | |
57 | Обобщающий урок «Учимся играя» | 24.01 | Русская словесность. Альбеткова Р.И. С.124-128 | |
58 59 60 | Н.В.Гоголь. «Ночь перед Рождеством» Комментированное чтение | 29.0130.01 31.01 | Н.В.Гоголь. «Ночь перед Рождеством» | |
61 | Практическая работа. Н.В.Гоголь «Ночь перед рождеством» | 5.02 | Н.В.Гоголь. «Ночь перед Рождеством» | |
62 | Р.р. Типы речи. Описание. Описание природы. Зима | 6.02 | Русская речь Е. И. Никитина, П.30, с.105-109 | |
Произведения устной народной словесности Цели: развитие выразительного чтения былин; рассказывание предания, легенды. | ||||
63 64 | Былины. «Первые подвиги Ильи Муромца» чтение | 7.02 12.02 | Русская словесность. Альбеткова Р.И. С.129-136 «Первые подвиги Ильи Муромца» чтение | |
65 | Былинный стих | 13.02 | Русская словесность. Альбеткова Р.И. С.136-137 | |
66 | Особенности языка былины | 14.02 | Русская словесность. Альбеткова Р.И. С.137-139 | |
67 68 | Легенда Русские народные легенды | 19.02 20.02 | Русская словесность.Альбеткова Р.И. С.139-142 «Русские народные легенды» | |
69 70 | Предание Предания русского народа | 21.02 26.02 | Русская словесность. Альбеткова Р.И. 143-145 «Предания русского народа» | |
71 | Обобщающий урок «Учимся играя» | 27.02 | Русская словесность. Альбеткова Р.И. С.145-151 | |
72 | Р.р. Типы речи. Описание. Описание помещения | 28.02 | Русская речь Е. И. Никитина, П.31, с. 110-115 | |
Эпическое произведение, его особенности Цели: формирование умений отличить эпическое произведение от лирического и драматического. Понимание значения повествования, описания, рассуждения, диалога и монолога в эпическом произведении для изображения характера героя и передачи авторского, отношения к герою. Различение героя, автора и рассказчика. Выразительное чтение и пересказ эпических произведений. | ||||
73 | Отличие эпического произведения от лирического | 5.03 | Русская словесность. Альбеткова Р.И. С.152-153 | |
74 | Лирический герой | 6.03 | Русская словесность. Альбеткова Р.И. С.154-155 | |
75 76 | М.М.Пришвин «Кладовая солнца» Характеристика героя | 7.03 12.03 | М.М.Пришвин «Кладовая солнца» (от «В одном селе…» до «…на все Блудово болото зарычали, завыли, застонали.» Русская словесность. Альбеткова Р.И. С. 156-159 | |
77 78 | М.М.Пришвин «Кладовая солнца» Как раскрывается характер героя в сюжете | 13.03 14.03 | М.М.Пришвин «Кладовая солнца» (от «Деревья так жалобно стонали…» до «…но порыв ветра унес тогда крик в другую сторону» Русская словесность. Альбеткова Р.И., С.160-162 | |
79 80 | М.М.Пришвин «Кладовая солнца» Герой произведения и его автор | 19.03 20.03 | М.М.Пришвин «Кладовая солнца» (от «Тогда сильный порыв ветра …» и до конца) Русская словесность. Альбеткова Р.И. С.162-165 | |
81 | Р.р. Типы речи. Описание. Описание одежды, костюма | 21.03 | Русская речь Е. И. Никитина, П.32, с.116-117 | |
82 | Особенности языка эпического произведения | IV четв. 2.04 | Русская словесность. Альбеткова Р.И. С.165-171 | |
83 | Практическая работа. Ю.И. Коваль «Солнечное пятно» | 3.04 | Русская словесность. Альбеткова Р.И. С.171-175 | |
84 | Обобщающий урок «Учимся играя» | 4.04 | Русская словесность. Альбеткова Р.И. С.175-181 | |
Лирическое произведение, его особенности Цели: формирование умения отличить лирическое произведение от эпического и драматического. Различение размеров стихов. Понимание выразительного значения ритма, рифмы и аллитерации. Выразительное чтение лирического произведения | ||||
85 | Один из ярких поэтов XX века. Н.А. Заболоцкий | 9.04 | Дополнительная литература | |
86 | Лирическое произведение | 10.04 | Русская словесность. Альбеткова Р.И. С. 182-185 | |
87 | Особенности языка лирического произведения | 11.04 | Русская словесность. Альбеткова Р.И. С.185-189 | |
88 | Двусложный размер стиха | 16.04 | Русская словесность. Альбеткова Р.И. С.189-195 | |
89 | Трехсложный размер стиха | 17.04 | Русская словесность. Альбеткова Р.И. С.196-199 | |
90 | Р.р. Типы речи. Описание. Рассказ на основе картины, включающий описание | 18.04 | Русская речь Е. И. Никитина, П.33,с.118 | |
91 | Аллитерация | 23.04 | Русская словесность. Альбеткова Р.И. С.199-201 | |
92 | Рифма | 24.04 | Русская словесность. Альбеткова Р.И. С.201-205 | |
93 | Главное свойство стихов | 25.04 | Русская словесность. Альбеткова Р.И. С.206-208 | |
94 | Обобщающий урок «Учимся играя» | 30.04 | Русская словесность. Альбеткова Р.И. С.209-216 | |
95 | Практическая работа. Анализ стихотворения | 2.05 | Дополнительная литература | |
Драматическое произведение, его особенности Цели: формирование умений отличить драматическое произведение от эпического и лирического. Понимание роли авторской ремарки, реплик героев в диалоге, монологов героев. Выразительное чтение по ролям драматического произведения. Сочинение сценки по собственным впечатлениям, употребление в ней ремарки, диалога и монолога. | ||||
96 | К.Г.Паустовский «Перстенек» | 7.05 | Текст пьесы | |
97 | Особенности языка драматического произведения | 8.05 | Русская словесность. Альбеткова Р.И. С.217-223 | |
98 | Как изображается характер героя пьесы | 14.05 | Русская словесность. Альбеткова Р.И. С.224-228 | |
99 | Р.р. Типы речи. Описание. Описание книги | 15.05 | Русская речь Е. И. Никитина П.34, с.119-128 | |
100 | Сюжет драматического произведения | 16.05 | Русская словесность. Альбеткова Р.И. С.229-233 | |
101 | Обобщающий урок «Учимся играя» | 21.05 | Русская словесность. Альбеткова Р.И. С.233-239 | |
102 | Итоговая работа. Тест | 22.05 | Дополнительная литература | |
103 | Что узнали за курс VI класса Язык как материал словесности | 23.05 | Русская словесность. Альбеткова Р.И. С.240-243 | |
104 | Что узнали за курс VI класса Произведение словесности | 28.05 | Русская словесность. Альбеткова Р.И. С.243-245 | |
105 | Обобщающий урок «Учимся играя» | 29.05 | Русская словесность. Альбеткова Р.И. С.246-252 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 5 класс
Данная рабочая программа предназначена для изучения русского языка и литературы в школах национальных Республик РФ...
Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 5 класс
Данная рабочая программа предназначена для изучения русского языка и литературы в школах национальных Республик РФ...
Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 7 класс
Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке для 7 класса предназаначена для изучения русского языка и литературы как родного в школах национальных Республик РФ...
Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 8 класс
Данная рабочая программа предназаначена для изучения русского языка и литературы как родного в школах национальных Республик РФ...
Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 9 класс
Данная рабочая программа предназначена для изучения русского языка и литературы как родного для школ национальных Республик РФ...
Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 6 класс
Данная рабочая программа предназначена для школ национальных Республик РФ для изучения русского языка и литературы как родного...
Рабочая программа «Родной (русский) язык» 10-11 классы
Рабочая программа «Родной (русский) язык» для 10-11 классов. Согласно учебному плану программа рассчитана на 17 часов в год (0,5 часа в неделю) в 10 классе и 17 часов в 11 клас...