рабочая программа родной (русский) язык 6 класс
рабочая программа (6 класс) по теме

 

Рабочая программа по родному (русскому) языку для 6 клас­са МБОУ школа-интернат основного общего образования г. Белебея  РБ составлена на основе программно-методического материала по русскому языку Р.И. Альбеткова Основы  русской  словесности От  слова  к  словесности к учебникам Р.И. Альбетковой Русская словесность 6 класс, Л.Г. Саяховой Русский язык 6 класс и Е.И.Никитиной Русская речь 5-7 классы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2012-2013_tematicheskiy_plan_rodnoy_russkiy.docx38.6 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по родному (русскому) языку для 6 класса МБОУ школа-интернат основного общего образования составлена на основе программно-методического материала по русскому языку Р.И. Альбеткова Основы  русской  словесности От  слова  к  словесности к учебникам Р.И. Альбетковой Русская словесность 6 класс, Л.Г. Саяховой Русский язык 6 класс и Е.И.Никитиной Русская речь 5-7 классы.

Задачи:

   1. На уроках словесности ученик изучает   законы употребления языка, его лексические, фонетические, словообразовательные, грамматические средства, формы словесного выражения содержания, своеобразие словесного выражения содержания в произведениях различных родов и видов — все, что выработано народом, — творцом словесности — на протяжении веков его развития.

   2. На уроках словесности, читая художественное произведение и рассматривая его в жанрово-родовой специфике, ученик овладевает умением самостоятельно   постигать   идейно-художественный   смысл прочитанного через языковую ткань, идя от словесной организации к образу, сюжету, композиции, идее, учится осмысливать все компоненты содержания и формы во взаимосвязи и    воспринимать произведение как целостное явление искусства слова.

   3. На уроках словесности школьник учится использовать опыт изучения языка как материала словесности и различных видов произведений словесности для выражения собственных мыслей и чувств, учится   творческому   употреблению родного языка.

Программа рассчитана на 3 часа в неделю, 35 недели, 105 часа за учебный год.

Учебно-тематический план

Употребление языковых средств

 Знать.   Стилистическая окраска слов и предложений. Употребление языковых средств в зависимости от условий и цели высказывания.

    Стилистические возможности лексики. Общеупотребительная лексика, диалектизмы, профессионализмы, заимствованные слова.

    Стилистические возможности имени существительного, имени прилагательного и глагола.

    Употребление стилистических средств лексики и грамматики в разговорном языке  и  в  художественных произведениях.        

Уметь. Обогащение словарного запаса: работа со словарями. Различение слов по их стилистической  окраске. Понимание роли общеупотребительных слов, областных, специальных и заимствованных слов в произведениях словесности. Понимание роли грамматической формы существительного, прилагательного и глагола в произведениях словесности. Выразительное чтение текстов с различной стилистической и эмоциональной окраской. Выбор стилистических средств языка в собственных высказываниях в соответствии с условиями и с поставленной целью.

Средства художественной  изобразительности

Знать.  Понятие о средствах художественной изобразительности.                        

 Метафора,   олицетворение,  метонимия,  синекдоха.

Порядок слов в предложении, инверсия, повтор, риторический вопрос и риторическое восклицание, антитеза.

Уметь. Употребление средств художественной изобразительности в произведениях словесности.

Нахождение в тексте средств художественной изобразительности и понимание их значения. Выразительное чтение произведений, в которых имеются средства художественной изобразительности. Применение средств художественной изобразительности в собственных высказываниях.

Юмор в произведениях словесности

Знать. Юмор в жизни и в произведениях словесности.

    Средства создания юмора: комическая неожиданность в развитии сюжета, в поступках и высказываниях героев; нарушение смысловой сочетаемости слов; соединение несоединимых явлений, предметов, признаков; употребление в одном тексте слов с разной стилистической окраской; юмористические неологизмы и др.

    Значение употребления средств создания юмора в произведении.

 Уметь Развитие чувства юмора. Выразительное чтение юмористического произведения. Устное и письменное изложение юмористического произведения. Создание собственного юмористического рассказа или сценки, употребление в нем средств создания комического.

Произведения устной народной словесности

 Знать. Былина как героический эпос русского народа. Былинные герои и сюжеты.

 Особенности словесного выражения содержания в былине. Былинный стих.

  Легенда как создание народной фантазии.

  Предание о реальных событиях.

Уметь. Выразительное чтение былин. Рассказывание предания, легенды.

Эпическое произведение, его особенности

 Знать. Что такое эпическое произведение.

  Литературный герой. Изображение средствами языка характера литературного героя. Раскрытие характера героя в сюжете произведения.

  Герой произведения и автор произведения.

  Особенности языкового выражения содержания в эпическом  произведении. Повествование, описание, рассуждение, диалог и монолог в эпическом Произведении.

Уметь. Умение отличить эпическое произведение от лирического и драматического. Понимание значения повествования, описания, рассуждения, диалога и монолога в эпическом произведении для изображения характера героя и передачи авторского, отношения к герою. Различение героя, автора и рассказчика. Выразительное чтение и пересказ эпических произведений. Сочинение рассказа по собственным впечатлениям, использование в нем повествования, описания, рассуждения, диалога и монолога.

Лирическое произведение, его особенности

Знать.  Что такое лирическое произведение.

    Особенности языка лирического произведения. Ритм и стих как средство выражения мысли и чувства в лирическом произведении.

    Двусложные и трехсложные размеры стиха.

    Рифма: ее смысловое (выделяет главное слово), эстетическое (красота звучания), ритмообразующее (сигнал завершения строки), композиционное (связывание строк в строфу) значения. Мужские, женские и дактилические рифмы.

    Роль аллитерации в стихотворном тексте.

    Стиховая пауза.

 Уметь. Умение отличить лирическое произведение от эпического и драматического. Различение размеров стихов. Понимание выразительного значения ритма, рифмы и аллитерации. Выразительное чтение лирического произведения.

Драматическое произведение, его особенности

Знать.   Что такое драматическое произведение.

    Языковые средства изображения характеров в драматическом произведении. Роль диалога и монолога. Реплика. Авторская ремарка. Способы повествования и описания в пьесе.

    Сюжет драматического произведения.

 Уметь. Умение отличить драматическое произведение от эпического и лирического. Понимание роли авторской ремарки, реплик героев в диалоге, монологов героев. Выразительное чтение по ролям драматического произведения. Сочинение сценки по собственным впечатлениям, употребление в ней ремарки, диалога и монолога.

Развитие речи:

Знать: типы речи (описание)

Уметь: применять при написании сочинения-описания полученные знания; развивать творческие способности.

Тема

Дата по плану

Дата фак-ая

Работа с книгой

1

Вводный урок

4.09

Употребление языка

Цели и задачи: формирование лингвистической компетентности учащихся при изучении тем теоретического изучения языка; формирование языковой компетентности при практическом овладении системой языка; формирование коммуникативной компетенции при формировании умения общаться на русском языке.  

2

Язык и речь

5.09

Русский язык. Л.Г. Саяхова

С. 5-12

3

Р.р. Текст. Темы широкие и узкие

6.09

Русская речь Е. И. Никитина,

П.24, с.84-85

4

Стилистические возможности слов и выражений

11.09

Русская словесность. Альбеткова Р.И.,

п.1 с.5-14

5

Слово (ЛЗ, однозначность и многозначность, прямое и переносное значение)

12.09

Русский язык. Л.Г. Саяхова

С.19-24

6

Синонимы, антонимы, омонимы

13.09

Русский язык. Л.Г. Саяхова

С. 25-30

7

Общеупотребительные слова

14.09

Русская словесность. Альбеткова

С.14-19

8

Диалектные слова

18.09

Слово.  Саяхова Л.Г., п.4, с.19

9

Специальные слова (профессионализмы)

19.09

Русская словесность. Альбеткова Р.И.

С. 22-25

10

Активная и пассивная лексика

20.09

Русский язык. Л.Г. Саяхова

С.32-33

11

Заимствованные слова

25.09

Русская словесность. Альбеткова Р.И.

С.26-32

12

Неологизмы

26.09

Русская словесность. Альбеткова Р.И.

С. 32-35

13

Р.р. Текст. Простой и сложный план

27.09

Русская речь Е. И. Никитина,

П.25, с.86-88

Имя существительное

(повторение и углубление знаний учащихся о данной части речи с целью последующего изучения употребления этой части речи в речи)

14

Значение и грамматические признаки имени существительного. Число имен существительных

2.10

Русский язык. Л.Г. Саяхова

С.92-101

15

Род имен существительных

3.10

Русский язык. Л.Г. Саяхова

С. 102-103

16

Склонение имен существительных

4.10

Русский язык. Л.Г. Саяхова

С. 104-111

17

Именительный падеж.

Родительный падеж

9.10

Русский язык. Л.Г. Саяхова

С. 109-11;

112-117

18

Дательный падеж

10.10

Русский язык. Л.Г. Саяхова

С.118-121

19

Винительный падеж

11.10

Русский язык. Л.Г. Саяхова

С. 122-127

20

Творительный падеж

16.10

Русский язык. Л.Г. Саяхова

С.127-133

21

Предложный падеж

17.10

Русский язык. Л.Г. Саяхова

С.133-136

22

Р.р. Тест. Что такое эпиграф?

18.10

23.10

Е. И. Никитина,

П.26, с.89-93

23

Употребление имени существительного в речи

23.10

24.10

Русская словесность. Альбеткова Р.И.

С. 35-43Русская речь

Имя прилагательное

(повторение и углубление знаний учащихся о данной части речи с целью последующего изучения употребления этой части речи в речи)

24

Значение и грамматические признаки прилагательных.

Разряды имен прилагательных

24.10

Русский язык. Л.Г. Саяхова

С.143-147

25

Качественные прилагательные

25.10

Русский язык Л.Г. Саяхова

С.147-150

26

Краткие прилагательные.

Степени сравнения прилагательных

30.10

Русский язык. Л.Г. Саяхова

С.151-157

27

Относительные прилагательные.

Притяжательные прилагательные

31.10

Русский язык. Л.Г. Саяхова

С.157-162

28

Употребление имен прилагательных в речи

II четв.

6.11

Русская словесность. Альбеткова Р.И.

С. 44-50

Глагол

 (повторение и углубление знаний учащихся о данной части речи с целью последующего изучения употребления этой части речи в речи)

29

Значение и грамматические признаки глагола

7.11

Русский язык. Л.Г. Саяхова

С.229-230

30

31

Смысловые группы глагола

8.11

13.11

Русский язык. Л.Г. Саяхова

С.231-241

32

Спряжение глаголов

14.11

Русский язык. Л.Г. Саяхова

С.242-249

33

Р.Р. Текст. Лексические средства связи предложений в тексте. Описательный оборот

15.11

Русская речь

Е. И. Никитина,

П.27, с.94-96

34

Безличные глаголы

20.11

Русский язык. Л.Г. Саяхова

С.250-251

35

Переходные и непереходные глаголы

21.11

Русский язык. Л.Г. Саяхова

С.251-253

36

Время глаголов

22.11

Дополнительная литература

37

Употребление глаголов в речи

27.11

Русская словесность. Альбеткова Р.И.

С.50-55

38

Обобщающий урок.

«Учимся играя»

28.11

Русская словесность. Альбеткова Р.И.

С.55-59

Дополнительная лит-ра

Средства художественной изобразительности

Цель:  углубление  знаний учащихся  по направлениям:  средства художественной изобразительности; метафора,   олицетворение,  метонимия,  синекдоха; порядок слов в предложении, инверсия, повтор, риторический вопрос и риторическое восклицание, антитеза; употребление средств художественной изобразительности в произведениях словесности.

39

Сравнение, аллегория, эпитет

29.11

Русская словесность. Альбеткова Р.И.

С.60-66

40

Метафора

4.12

Русская словесность. Альбеткова Р.И.

С.66-71

41

Олицетворение

5.12

Русская словесность. Альбеткова Р.И.

С.71-75

42

Р.р. Стили речи. Книжные стили. Официально-деловой стиль

6.12

Русская речь

Е. И. Никитина,

П.28, с.97-98

43

Метонимия

11.12

Русская словесность. Альбеткова Р.И.

С.75-79

44

Синекдоха

12.12

Русская словесность. Альбеткова Р.И.

С.80-82

45

Гипербола

13.12

Русская словесность. Альбеткова Р.И.

С.82-87

46

Порядок слов в предложении

18.12

Русская словесность. Альбеткова Р.И.

С.87-88

47

Инверсия

19.12

Русская словесность. Альбеткова Р.И.

С.89-91

48

Повтор

20.12

Русская словесность. Альбеткова Р.И.

С.91-93

49

Риторический вопрос и риторическое восклицание

25.12

Русская словесность. Альбеткова Р.И.

С.93-96

50

Антитеза

26.12

Русская словесность. Альбеткова Р.И.

С.96-98

51

Р.р. типы речи. Повествование. Рассказ  

27.12

Русская речь

Е. И. Никитина,

П.29, с. 99-104

52

Обобщающий урок

«Учимся играя»

III четв.

15.01

Русская словесность. Альбеткова Р.И.

С.99-105

Юмор в произведениях словесности

Цель: развитие чувства юмора. Выразительное чтение юмористического произведения. Устное и письменное изложение юмористического произведения. Создание собственного юмористического рассказа или сценки, употребление в нем средств создания комического.

53

Что такое юмор

16.01

Русская словесность. Альбеткова Р.И.

С.106-108

54

Комическая неожиданность

17.01

Русская словесность. Альбеткова Р.И.

С.108-112

55

Соединение несоединимого

22.01

Русская словесность. Альбеткова Р.И.

С.113-118

56

Остроумная речь

23.01

Русская словесность. Альбеткова Р.И.

С.118-124

57

Обобщающий урок

«Учимся играя»

24.01

Русская словесность. Альбеткова Р.И.

С.124-128

58

59

60

Н.В.Гоголь. «Ночь перед Рождеством»

Комментированное чтение

29.0130.01

31.01

Н.В.Гоголь. «Ночь перед Рождеством»

61

Практическая работа. Н.В.Гоголь «Ночь перед рождеством»

5.02

Н.В.Гоголь. «Ночь перед Рождеством»

62

Р.р. Типы речи. Описание. Описание природы. Зима

6.02

Русская речь Е. И. Никитина,

П.30, с.105-109

Произведения устной народной словесности

Цели: развитие выразительного чтения былин; рассказывание предания, легенды.

63

64

Былины.

«Первые подвиги Ильи Муромца»

чтение

7.02

12.02

Русская словесность. Альбеткова Р.И.

С.129-136

«Первые подвиги Ильи Муромца»

чтение

65

Былинный стих

13.02

Русская словесность. Альбеткова Р.И.

С.136-137

66

Особенности языка былины

14.02

Русская словесность.

Альбеткова Р.И.

С.137-139

67

68

Легенда

Русские народные легенды

19.02

20.02

Русская словесность.Альбеткова Р.И.

С.139-142

«Русские народные легенды»

69

70

Предание

Предания русского народа

21.02

26.02

Русская словесность. Альбеткова Р.И.

143-145

«Предания русского народа»

71

Обобщающий урок

«Учимся играя»

27.02

Русская словесность. Альбеткова Р.И.

С.145-151

72

Р.р. Типы речи.

Описание.

Описание помещения

28.02

Русская речь

Е. И. Никитина,

П.31, с. 110-115

Эпическое произведение, его особенности

Цели: формирование умений отличить эпическое произведение от лирического и драматического. Понимание значения повествования, описания, рассуждения, диалога и монолога в эпическом произведении для изображения характера героя и передачи авторского, отношения к герою. Различение героя, автора и рассказчика. Выразительное чтение и пересказ эпических произведений.

73

Отличие эпического произведения от лирического

5.03

Русская словесность.

Альбеткова Р.И.

С.152-153

74

Лирический герой

6.03

Русская словесность. Альбеткова Р.И.

С.154-155

75

76

М.М.Пришвин «Кладовая солнца»

Характеристика героя

7.03

12.03

М.М.Пришвин «Кладовая солнца» (от «В одном селе…» до «…на все Блудово болото зарычали, завыли, застонали.»

Русская словесность. Альбеткова Р.И.

С. 156-159

77

78

М.М.Пришвин

«Кладовая солнца»

Как раскрывается характер героя в сюжете

13.03

14.03

М.М.Пришвин «Кладовая солнца» (от «Деревья так жалобно стонали…» до «…но порыв ветра унес тогда крик в другую сторону»

Русская словесность. Альбеткова Р.И.,

С.160-162

79

80

М.М.Пришвин

«Кладовая солнца»

Герой произведения и его автор

19.03

20.03

М.М.Пришвин «Кладовая солнца» (от «Тогда сильный порыв ветра …» и до конца)

Русская словесность. Альбеткова Р.И.

С.162-165

81

Р.р. Типы речи.

Описание.

Описание одежды, костюма

21.03

Русская речь

Е. И. Никитина,

П.32, с.116-117

82

Особенности языка эпического произведения

IV четв.

2.04

Русская словесность. Альбеткова Р.И.

С.165-171

83

Практическая работа.

Ю.И. Коваль «Солнечное пятно»

3.04

Русская словесность. Альбеткова Р.И.

С.171-175

84

Обобщающий урок

«Учимся играя»

4.04

Русская словесность. Альбеткова Р.И.

С.175-181

Лирическое произведение, его особенности

Цели: формирование умения отличить лирическое произведение от эпического и драматического. Различение размеров стихов. Понимание выразительного значения ритма, рифмы и аллитерации. Выразительное чтение лирического произведения

85

Один из ярких поэтов XX века.

Н.А. Заболоцкий

9.04

Дополнительная литература

86

Лирическое произведение

10.04

Русская словесность. Альбеткова Р.И.

С. 182-185

87

Особенности языка лирического произведения

11.04

Русская словесность. Альбеткова Р.И.

С.185-189

88

Двусложный размер стиха

16.04

Русская словесность. Альбеткова Р.И.

С.189-195

89

Трехсложный размер стиха

17.04

Русская словесность. Альбеткова Р.И.

С.196-199

90

Р.р. Типы речи.

Описание.

Рассказ на основе картины, включающий описание 

18.04

Русская речь

Е. И. Никитина,

П.33,с.118

91

Аллитерация

23.04

Русская словесность. Альбеткова Р.И.

С.199-201

92

Рифма

24.04

Русская словесность. Альбеткова Р.И.

С.201-205

93

Главное свойство стихов

25.04

Русская словесность. Альбеткова Р.И.

С.206-208

94

Обобщающий урок «Учимся играя»

30.04

Русская словесность. Альбеткова Р.И.

С.209-216

95

Практическая работа.

Анализ стихотворения

2.05

Дополнительная литература

Драматическое произведение, его особенности

Цели: формирование умений отличить драматическое произведение от эпического и лирического. Понимание роли авторской ремарки, реплик героев в диалоге, монологов героев. Выразительное чтение по ролям драматического произведения. Сочинение сценки по собственным впечатлениям, употребление в ней ремарки, диалога и монолога.

96

К.Г.Паустовский «Перстенек»

7.05

Текст пьесы

97

Особенности языка драматического произведения

8.05

Русская словесность. Альбеткова Р.И.

С.217-223

98

Как изображается характер героя пьесы

14.05

Русская словесность. Альбеткова Р.И.

С.224-228

99

Р.р. Типы речи.

Описание.

Описание книги

15.05

Русская речь

Е. И. Никитина

П.34, с.119-128

100

Сюжет драматического произведения

16.05

Русская словесность. Альбеткова Р.И.

С.229-233

101

Обобщающий урок

«Учимся играя»

21.05

Русская словесность. Альбеткова Р.И.

С.233-239

102

Итоговая работа. Тест

22.05

Дополнительная литература

103

Что узнали за курс VI класса

Язык как материал словесности

23.05

Русская словесность. Альбеткова Р.И.

С.240-243

104

Что узнали за курс VI класса

Произведение словесности

28.05

Русская словесность. Альбеткова Р.И.

С.243-245

105

Обобщающий урок

«Учимся играя»

29.05

Русская словесность. Альбеткова Р.И.

С.246-252


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 5 класс

Данная рабочая программа предназначена для изучения русского языка и литературы в  школах национальных Республик РФ...

Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 5 класс

Данная рабочая программа предназначена для изучения русского языка и литературы в  школах национальных Республик РФ...

Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 7 класс

Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке для 7 класса предназаначена для изучения русского языка и литературы как родного в школах национальных Республик РФ...

Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 8 класс

Данная рабочая программа предназаначена для изучения русского языка и литературы как родного в школах национальных Республик РФ...

Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 9 класс

Данная рабочая программа предназначена для изучения русского языка и литературы как родного для школ национальных Республик РФ...

Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 6 класс

Данная рабочая программа предназначена для школ национальных Республик РФ для изучения русского языка и литературы как родного...

Рабочая программа «Родной (русский) язык» 10-11 классы

Рабочая программа «Родной (русский) язык» для 10-11 классов. Согласно учебному плану  программа рассчитана на 17 часов в год (0,5 часа в неделю)  в 10 классе и 17 часов в 11 клас...