Рабочая программа по родному (русскому) языку
рабочая программа (6 класс)
Содержание программы направлено на формирование представлений о языке как живом, развивающемся явлении, понимании важнейших социокультурных функций языковой классификации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по родному (русскому) языку | 37.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по родному (русскому) языку для 6 класса разработана на основе нормативно-правовых документов:
- Федерального закона « Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;
- ФГОС основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897);
- Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе на 2019-2020 учебный год;
- Примерной программы основного общего образования по русскому языку;
Рабочая программа разработана в соответствии с:
- ООП ООО МБОУ «Уринская СОШ»
- Положением о рабочей программе МБОУ «Уринская СОШ»
- Уставом МБОУ «Уринская СОШ»
Цели изучения курса:
- Изучение русского языка как родного в основной школе направлено на развитие речевого опыта учащихся, освоение ими нормативного аспекта речи, позволяющего осуществлять грамотную коммуникацию в любой сфере общения.
В соответствии с этим в программе русского языка как родного актуализируются следующие задачи:
- Воспитание гражданина и патриота;
- Формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
- Осознание национального своеобразия русского языка;
- формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;
- освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования;
- развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств;
- совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры учащихся, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения
Описание места учебного предмета.
Учебный план на изучение родного( русского) языка в 5 классе отводит 1учебный час в неделю, итого 34 часа в год.
Учебно-методический комплект
Программа по русскому языку. //Программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2018 г.);
Учебник «Русский язык. 6 класс»: учебник для общеобразовательных учреждений, в 2 ч./ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: Просвещение, 2018.
Содержание программы направлено на формирование представлений о языке как живом, развивающемся явлении, понимание важнейших социокультурных функций языковой классификации. В содержании представлены темы из трех блоков: «Язык и культура», «Речь. Речевая деятельность. Текст», «Культура речи»
1.Планируемые результаты освоения предмета
1.1.Личностные результаты:
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по родному (русскому) языку являются:
- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
- достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
1.2.Метапредметные результаты:
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по родному (русскому) языку являются:
- 1)владение всеми видами речевой деятельности:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
- владение разными видами чтения;
- адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
- овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;
- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
- умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- владение различными видами монолога и диалога;
- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
- способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
- 2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
- 3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях;
- 4) овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения
1.3.Предметные результаты:
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по родному (русскому) языку являются:
- представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
- понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
- усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
- освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
- овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
- опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
- проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка
- понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
- осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
2.Содержание учебного предмета
1. Русский язык – один из развитых языков мира (2час.)
2. Повторение пройденного в 5 классе. (6часа.)
3. Текст (3часа)
Деление текста на части; официально-деловой стиль, его языковые особенности.
4. Лексика и фразеология. Культура речи. (4 часа.)
Повторение пройденного по лексике в 5 классе.
Исконно русские слова. Заимствованные слова. Общеупотребительные слова. профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы. Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Неологизмы.
Основные пути пополнения словарного состава русского языка. Толковые словари иностранных слов, устаревших слов.
Фразеология как раздел науки о языке. Свободные сочетания слов и фразеологические обороты. Основные признаки фразеологизмов. Стилистически нейтральные и окрашенные фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Фразеологический словарь.
Умение определять по толковому словарю, из какого языка заимствовано слово, относится ли оно к устаревшим, диалектным или профессиональным словам. Умение пользоваться словарями иностранных слов, устаревших слов, фразеологизмов.
Сбор и анализ материалов к сочинению: рабочие материалы. Сжатый пересказ исходного текста.
5. Словообразование. Орфография. Культура речи. (4 часа.)
Повторение пройденного по морфемике в 5 классе
Основные способы образования слов в русском языке: с помощью морфем (морфологический) – приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный; сложение полных и сокращенных основ, аббревиация (сокращение слов и словосочетаний). Образование слов в результате слияния сочетаний слов в слово.
Понятие об этимологии и этимологическом разборе слов. Этимологические словари.
Правописание чередующихся гласных о и а в корнях –гор-/ –гар-, -кос-/-кас-. Правописание гласных в приставках пре-/при-, буквы ы и и после приставок на согласные. Правописание соединительных гласных о и е.
Умение согласовывать со сложносокращенными словами прилагательные и глаголы в прошедшем времени.
Описание помещения, структура этого текста, языковые особенности. систематизация материала к сочинению; сложный план. Выборочный пересказ исходного текста.
6. Морфология. Орфография. Культура речи. (15 час.)
Имя существительное. (3 часа.)
Повторение сведений об имени существительном, полученными в 5 классе.
Склонение существительных на –мя. Несклоняемые существительные. Текстообразующая роль существительных. Словообразование имен существительных.
НЕ с существительными. Правописание гласных в суффиксах –ек, -ик; буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах –ок(-ек), -онк, -онок..Согласные ч и щ в суффиксе –чик (-щик).
Умение правильно образовывать формы косвенных падежей существительных на
-мя, правильно употреблять в речи несклоняемые существительные, согласовывать прилагательные и глаголы в форме прошедшего времени с существительными общего рода.
Умение определять значения суффиксов имен существительных (увеличительное, пренебрежительное и уменьшительно-ласкательное)
Различные сферы употребления устной публичной речи.
Имя прилагательное. (3 часа.)
Повторение пройденного об имени прилагательном в 5 классе.
Качественные, относительные и притяжательные прилагательные. Степени сравнения прилагательных; образование степеней сравнения. Словообразование имен прилагательных.
НЕ с именами прилагательными. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных; правописание гласных и согласных в суффиксах –ан-(-ян-), -ин-,
-онн-, -енн- в именах прилагательных; различение на письме суффиксов –к- и –ск-. Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.
Умение правильно образовывать степени сравнения прилагательных, соблюдать правильное ударение при образовании степеней сравнения, определять значение суффиксов в именах прилагательных (уменьшительно-ласкательное и неполноты качества)
Умение употреблять в речи прилагательные в переносном значении.
Описание природы, структура данного текста, его языковые особенности; описание предметов, находящихся вблизи и вдали. Выборочный пересказ исходного текста с описание природы. Описание пейзажа по картине.
Публичное выступление о произведении народного промысла.
Имя числительное (2часа.)
Имя числительное как часть речи. Синтаксическая роль имен числительных в предложении. числительные количественные и порядковые. Числительные простые и составные. Текстообразующая роль числительных.
Склонение количественных числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях; буква ь в середине и на конце числительных. Слитное и раздельное написание числительных.
Склонение порядковых числительных. правописание гласных в падежных окончаниях порядковых числительных.
Умение употреблять числительные для обозначения дат, правильно употреблять числительные двое, трое и др., числительные оба, обе в сочетании с существительными.
Умение выражать приблизительное количество с помощью сочетания количественного числительного и существительного.
Публичное выступление – призыв, его структура, языковые особенности. пересказ исходного текста с цифровым материалом.
Местоимение. (2 часа.)
Местоимение как часть речи. Синтаксическая роль местоимений в предложении. разряды местоимений. Склонение местоимений. Текстообразующая роль местоимений.
Раздельное написание предлогов с местоимениями. Буква н в личных местоимениях 3 лица после предлогов. Образование неопределенных местоимений. Дефис в неопределенных местоимениях перед суффиксами –то, -либо, - нибудь и после приставки кое-.
НЕ в неопределенных местоимениях. Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях.
Умение употреблять личные местоимения 3 лица в соответствии со смыслом предложения. Умение правильно использовать местоимение как средство связи предложений и частей текста.
Рассказ по воображению, по сюжетным рисункам, языковые особенности данных текстов.
Рассуждение как тип текста, его строение (тезис, аргумент, вывод), языковые особенности.
Глагол. (3 часа.)
Повторение пройденного о глаголе в 5 классе.
Переходные и непереходные глаголы. Изъявительное, условное и повелительное наклонения. Раздельное написание частицы бы (б) с глаголами в условном наклонении. Разноспрягаемые глаголы. Безличные глаголы. Текстообразующая роль глаголов. Словообразование глаголов.
Правописание гласных в суффиксах –ова, -ева и –ыва, -ива.
Умение употреблять формы одних наклонений в значении других и неопределенную форму (инфинитив) в значении разных наклонений.
Рассказ на основе услышанного, его строение, языковые особенности. Пересказ исходного текста от лица кого-либо из его героев. Рассказ по сюжетным картинкам с включением части готового текста.
7. Повторение и систематизация пройденного в 6 классе. (2часа.)
3. Тематическое планирование
№ п/п | Раздел | Количество часов |
1 | Общие сведения о языке | 2 |
2 | Повторение изученного в 5 классе. | 6 |
3 | Текст. | 3 |
4 | Лексика. Фразеология. Культура речи. | 4 |
5 | Словообразование и орфография. Культура речи. | 4 |
6 | Морфология и орфография. Культура речи. | 15 |
Имя существительное. | 3 | |
Имя прилагательное. | 3 | |
Имя числительное. | 2 | |
Местоимение. | 2 | |
Глагол. | 3 | |
7 | Повторение и систематизация изученного в 6-м классе. Культура речи. | 2 |
Итого: | 34 |
Приложение 1.
Календарно-учебный график
Родной (русский) язык
6 класс
№ | Номер раздела и темы урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата (план) | Дата (факт) | Примечание Причина корректировки |
Тема 1.Общие сведения о языке 2 час | ||||||
1 | 1.1 | Язык и культура | 1 | |||
2 | 1.2 | Язык как средство общения | ||||
Тема 2. Повторение изученного в 5 классе 6 час. | ||||||
3 | 2.1 | Орфограммы в корнях слов | ||||
4 | 2.2 | Морфологический разбор слова | ||||
5 | 2.3 | Словосочетание | ||||
6 | 2.4 | Простое предложение | ||||
7 | 2.5 | Сложное предложение | ||||
8 | 2.6 | Прямая речь. Диалог | ||||
Тема 3. Текст 3 | ||||||
9 | 3.1 | Тема текста. Основная мысль текста | ||||
10 | 3.2 | Выделение ключевых слов в тексте | ||||
11 | 3.3 | Развитие речи. Составление текста на тему «Осень» | ||||
Тема 4. Лексика. Фразеология. Культура речи.4 | ||||||
12 | 4.1 | Слово и его лексическое значение. | ||||
13 | 4.2 | Р/Р. Составление сообщения о возникновении фразеологизмов. | ||||
14 | 4.3 | Р/Р. Сжатое изложение. | ||||
15 | 4.4 | Проверочная работа. | ||||
Тема 5.Словообразование и орфография. Культура речи.4 | ||||||
16 | 5.1 | Основные способы словообразования в русском языке. Словообразовательная цепочка. | ||||
17 | 5.2 | Этимология слов. | ||||
18 | 5.3 | Р/Р. Устное описание картины Т.Н. Яблонской «Утро». | ||||
19 | 5.4 | Морфемный и словообразовательный разбор слова. | ||||
Тема 6.Морфология и орфография. Культура речи. | ||||||
Имя существительное 3 час | ||||||
20 | 6.1 | Имена существительные общего рода. | ||||
21 | 6.2 | Р/Р. Сочинение-описание по личным впечатлениям. | ||||
22 | 6.3 | Правописание гласных О-Е после шипящих в суффиксах имен существительных. | ||||
Имя прилагательное3 час | ||||||
23 | 6.4 | Р/Р. Описание природы. | ||||
24 | 6.5 | Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных. | ||||
25 | 6.6 | Дефисное и слитное написание сложных прилагательных. | ||||
Имя числительное 2 | ||||||
26 | 6.7 | Мягкий знак на конце и в середине числительных. | ||||
27 | 6.8 | Склонение количественных числительных. | ||||
Местоимение 2 | ||||||
28 | 6.9 | Р/Р. Рассказ по рисункам. | ||||
29 | 6.10 | Практикум. Правописание местоимений. | ||||
Глагол 3 час | ||||||
30 | 6.11 | Р/Р. Сочинение-рассказ по данному началу. | ||||
31 | 6.12 | Наклонение глагола | ||||
32 | 6.13 | Р/Р. Изложение (по упр.542). | ||||
Повторение и систематизация изученного в 6-м классе. Культура речи. | ||||||
33 | 6.14 | Орфограммы в корне. | ||||
34 | 6.15 | Пунктуация в простом и сложном предложении. | ||||
Итого | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по родному русскому языку 11 класс
Рабочая программа по родному русскому языку для основной общеобразовательной школы создана на основе программы для 5-11 классов средней школы «Углубленное изучение русского ...
Рабочая программа по родному русскому языку(8 класс)
Рабочая программа по родному русскому языку для основной общеобразовательной школы создана на основе программы для 5-11 классов средней школы «Уг...
Рабочая программа по родному (русскому )языку
Нестандартный урок по русскому языку в 6 классе по теме " Употребление местоимения в речи", Ток - шоу " Слова - загадки",Брейн - ринг Сказки", брейн - ринг" Выучи русский...
Рабочая программа по родному (русскому) языку в 7 классе
В рабочей программе представлено календарно-тематическое планирование уроков родного (русского) языка в 7 классе....
Рабочая программа по родному русскому языку и родной русской литературе. 7 класс.
Программа по учебному предмету «Родной русский язык и родная русская литература» призвана научить детей рассматривать язык как материал словесности и произведения как явления искусства сло...
Рабочая программа по родному русскому языку и родной русской литературе 5-9 кл.
Рабочая программа по родному русскому языку и родной русской литературе 5-9 кл. ФГОС...
Рабочая программа по родному (русскому) языку предметная область «Русский язык и литература» для 5-9 класса (ФГОС ООО)
Рабочая программа по родному (русскому) языку 5- 9 класс...