Рабочая программа по родному (русскому) языку
рабочая программа (6 класс)

Грига Ирина Иннокентьевна

Содержание программы направлено на формирование представлений о языке как живом, развивающемся явлении, понимании важнейших социокультурных функций языковой классификации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по родному (русскому) языку для 6 класса разработана на основе нормативно-правовых документов:

  • Федерального закона « Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;
  • ФГОС основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897);
  • Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе на 2019-2020 учебный год;
  • Примерной программы основного общего образования по русскому языку;

Рабочая программа разработана в соответствии с:

  • ООП ООО МБОУ «Уринская СОШ»
  • Положением о рабочей программе МБОУ «Уринская СОШ»
  • Уставом МБОУ «Уринская СОШ»

                 Цели изучения курса:

  • Изучение  русского языка как родного в основной школе направлено на развитие речевого опыта учащихся, освоение ими нормативного аспекта речи, позволяющего осуществлять грамотную коммуникацию в любой сфере общения.

 В соответствии с этим в программе русского языка как родного актуализируются следующие задачи:

  • Воспитание гражданина и патриота;
  • Формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
  • Осознание национального своеобразия русского языка;
  • формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;
  • освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования;
  • развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты;
  • обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств;
  • совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;
  • развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры учащихся, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения

      Описание места учебного предмета.

     Учебный план на изучение  родного( русского) языка в 5 классе отводит 1учебный час   в неделю, итого 34 часа в год.

    Учебно-методический комплект

Программа по  русскому языку. //Программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2018 г.);

Учебник «Русский язык. 6 класс»: учебник для общеобразовательных учреждений, в 2 ч./ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская,  Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: Просвещение, 2018.

Содержание программы направлено на формирование представлений о языке как живом, развивающемся явлении, понимание важнейших социокультурных функций языковой классификации. В содержании представлены темы из трех блоков: «Язык и культура», «Речь. Речевая деятельность. Текст», «Культура речи»

1.Планируемые результаты освоения предмета

1.1.Личностные результаты:

Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по родному (русскому) языку являются:

  • понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
  • осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
  • достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

1.2.Метапредметные  результаты:

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по  родному (русскому) языку являются:

  • 1)владение всеми видами речевой деятельности:
  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
  • владение разными видами чтения;
  • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
  • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
  • овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;
  • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
  • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;
  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
  • владение различными видами монолога и диалога;
  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
  • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
  • способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
  • 2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
  • 3) коммуникативно  целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях;
  • 4) овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения

1.3.Предметные  результаты:

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по  родному (русскому)  языку являются:

  • представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
  • понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
  • усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
  • освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение);  текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
  • овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
  • опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
  • проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка
  • понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
  • осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

2.Содержание учебного предмета

1. Русский язык – один из развитых языков мира (2час.)

2. Повторение пройденного в 5 классе. (6часа.)

3. Текст (3часа)

Деление текста на части; официально-деловой стиль, его языковые особенности.

4. Лексика и фразеология. Культура  речи. (4 часа.)

Повторение пройденного по лексике в 5 классе.

Исконно  русские слова. Заимствованные слова. Общеупотребительные слова. профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы. Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Неологизмы.

Основные пути пополнения словарного состава русского языка. Толковые словари иностранных слов, устаревших слов.

Фразеология как раздел науки о языке. Свободные сочетания слов и фразеологические обороты. Основные признаки фразеологизмов. Стилистически нейтральные и окрашенные фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Фразеологический словарь.

Умение определять  по толковому словарю, из какого языка заимствовано слово, относится ли оно к устаревшим, диалектным или профессиональным словам. Умение пользоваться словарями иностранных слов, устаревших слов, фразеологизмов.

Сбор и анализ материалов к сочинению: рабочие материалы. Сжатый пересказ исходного текста.

5. Словообразование. Орфография.  Культура речи. (4 часа.)

Повторение пройденного по морфемике в 5 классе

Основные способы образования слов в русском языке: с помощью морфем (морфологический) – приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный; сложение полных и сокращенных основ, аббревиация (сокращение слов и словосочетаний). Образование слов в результате слияния сочетаний слов в слово.

Понятие об этимологии и этимологическом разборе слов. Этимологические словари.

Правописание чередующихся гласных о и а в корнях –гор-/ –гар-, -кос-/-кас-. Правописание гласных в приставках пре-/при-, буквы ы и и после приставок на согласные. Правописание соединительных гласных о и е.

Умение согласовывать со сложносокращенными словами прилагательные и глаголы в прошедшем времени.

Описание помещения, структура этого текста, языковые особенности. систематизация материала к сочинению; сложный план. Выборочный пересказ исходного текста.

6. Морфология. Орфография. Культура речи. (15 час.)

Имя существительное.  (3 часа.)

Повторение сведений об имени существительном, полученными в 5 классе.

Склонение существительных на –мя. Несклоняемые существительные. Текстообразующая роль существительных. Словообразование имен существительных.

НЕ с существительными. Правописание гласных в суффиксах –ек, -ик; буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах –ок(-ек), -онк, -онок..Согласные ч и щ в суффиксе –чик (-щик).

Умение правильно образовывать формы косвенных падежей существительных на

-мя, правильно употреблять в речи несклоняемые существительные, согласовывать прилагательные и глаголы в форме прошедшего времени с существительными общего рода.

Умение определять значения суффиксов имен существительных (увеличительное, пренебрежительное и уменьшительно-ласкательное)

Различные сферы употребления устной публичной речи.

Имя прилагательное. (3 часа.)

Повторение пройденного об имени прилагательном в 5 классе.

Качественные, относительные и притяжательные прилагательные. Степени сравнения прилагательных; образование степеней сравнения. Словообразование имен прилагательных.

НЕ с именами прилагательными. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных; правописание гласных и согласных в суффиксах –ан-(-ян-), -ин-,

-онн-, -енн- в именах прилагательных; различение на письме суффиксов –к- и –ск-. Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.

Умение правильно образовывать степени сравнения прилагательных, соблюдать правильное ударение при образовании степеней сравнения, определять значение суффиксов в именах прилагательных (уменьшительно-ласкательное и неполноты качества)

Умение употреблять в речи прилагательные в переносном значении.

Описание природы, структура данного текста, его языковые особенности; описание предметов, находящихся вблизи и вдали. Выборочный пересказ исходного текста с описание природы. Описание пейзажа по картине.

Публичное выступление о произведении народного промысла.

Имя числительное (2часа.)

Имя числительное как часть речи. Синтаксическая роль имен числительных в предложении. числительные количественные и порядковые. Числительные простые и составные. Текстообразующая роль числительных.

Склонение количественных числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях; буква ь в середине и на конце числительных. Слитное и раздельное написание числительных.

Склонение порядковых числительных. правописание гласных в падежных окончаниях порядковых числительных.

Умение употреблять числительные для обозначения дат, правильно употреблять числительные двое, трое и др., числительные оба, обе в сочетании с существительными.

Умение выражать приблизительное количество с помощью сочетания количественного числительного и существительного.

Публичное выступление – призыв, его структура, языковые особенности. пересказ исходного текста с цифровым материалом.

Местоимение. (2 часа.)

Местоимение как часть речи. Синтаксическая роль местоимений в предложении. разряды местоимений. Склонение местоимений. Текстообразующая роль местоимений.

Раздельное написание предлогов с местоимениями. Буква н в личных местоимениях 3 лица после предлогов. Образование неопределенных местоимений. Дефис в неопределенных местоимениях перед суффиксами –то, -либо, - нибудь и после приставки кое-.

НЕ в неопределенных местоимениях. Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях.

Умение употреблять личные местоимения 3 лица в соответствии со смыслом предложения. Умение правильно использовать местоимение как средство связи предложений и частей текста.

Рассказ по воображению, по сюжетным рисункам, языковые особенности данных текстов.

Рассуждение как тип текста, его строение (тезис, аргумент, вывод), языковые особенности.

Глагол. (3 часа.)

Повторение пройденного о глаголе в 5 классе.

Переходные и непереходные глаголы. Изъявительное, условное и повелительное наклонения. Раздельное написание частицы бы (б) с глаголами в условном наклонении. Разноспрягаемые глаголы. Безличные глаголы. Текстообразующая роль глаголов. Словообразование глаголов.

Правописание гласных в суффиксах –ова, -ева и –ыва, -ива.

Умение употреблять формы одних наклонений в значении других и неопределенную форму (инфинитив) в значении разных наклонений.

Рассказ на основе услышанного, его строение, языковые особенности. Пересказ  исходного текста от лица кого-либо из его героев. Рассказ по сюжетным картинкам с включением части готового текста.

7. Повторение и систематизация пройденного в 6 классе.  (2часа.)

3. Тематическое планирование

№ п/п

Раздел

Количество часов

1

Общие сведения о языке

2

2

Повторение изученного  в 5 классе.

6

3

Текст.

3

4

Лексика. Фразеология. Культура речи.

4

5

Словообразование и орфография. Культура речи.

4

6

Морфология и орфография. Культура речи.

15

Имя существительное.

3

Имя прилагательное.

3

Имя числительное.

2

Местоимение.

2

Глагол.

3

7

Повторение и систематизация изученного в 6-м классе. Культура речи.

2

Итого:

34


Приложение 1.

Календарно-учебный график

Родной (русский) язык

6 класс

Номер раздела и темы урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата

(план)

Дата

(факт)

Примечание Причина корректировки

Тема 1.Общие сведения о языке 2 час

1

1.1

Язык и культура

1

2

1.2

Язык как средство общения

Тема 2. Повторение изученного  в 5 классе 6 час.

3

2.1

Орфограммы в корнях слов

4

2.2

Морфологический разбор слова

5

2.3

Словосочетание

6

2.4

Простое предложение

7

2.5

Сложное предложение

8

2.6

Прямая речь. Диалог

Тема 3. Текст 3

9

3.1

Тема текста. Основная мысль текста

10

3.2

Выделение ключевых слов в тексте

11

3.3

Развитие речи. Составление текста на тему «Осень»

Тема 4. Лексика. Фразеология. Культура речи.4

12

4.1

Слово и его лексическое значение.

13

4.2

Р/Р. Составление сообщения о возникновении фразеологизмов.

14

4.3

Р/Р. Сжатое изложение.

15

4.4

Проверочная работа.

Тема 5.Словообразование и орфография. Культура речи.4

16

5.1

Основные способы словообразования в русском языке. Словообразовательная цепочка.

17

5.2

Этимология слов.

18

5.3

Р/Р. Устное описание картины Т.Н. Яблонской «Утро».

19

5.4

Морфемный и словообразовательный разбор слова.

Тема 6.Морфология и орфография. Культура речи.

Имя существительное 3 час

20

6.1

Имена существительные общего рода.

21

6.2

Р/Р. Сочинение-описание по личным впечатлениям.

22

6.3

Правописание гласных О-Е после шипящих в суффиксах имен существительных.

Имя прилагательное3 час

23

6.4

Р/Р. Описание природы.

24

6.5

Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных.

25

6.6

Дефисное и слитное написание сложных прилагательных.

Имя числительное 2

26

6.7

Мягкий знак на конце и в середине числительных.

27

6.8

Склонение количественных числительных.

Местоимение 2

28

6.9

Р/Р. Рассказ по рисункам.

29

6.10

Практикум. Правописание местоимений.

Глагол 3 час

30

6.11

Р/Р. Сочинение-рассказ по данному началу.

31

6.12

Наклонение глагола

32

6.13

Р/Р. Изложение (по упр.542).

Повторение и систематизация изученного в 6-м классе. Культура речи.

33

6.14

Орфограммы в корне.

34

6.15

Пунктуация в простом и сложном предложении.

Итого

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по родному русскому языку 11 класс

    Рабочая программа по родному русскому языку для основной общеобразовательной школы создана на основе программы для 5-11 классов средней школы «Углубленное изучение русского ...

Рабочая программа по родному русскому языку(8 класс)

Рабочая программа по родному русскому языку для основной общеобразовательной школы создана на основе программы для 5-11 классов средней школы «Уг...

Рабочая программа по родному (русскому )языку

Нестандартный урок по русскому языку в 6 классе по теме " Употребление местоимения в речи", Ток - шоу " Слова - загадки",Брейн - ринг Сказки", брейн - ринг" Выучи русский...

Рабочая программа по родному (русскому) языку в 7 классе

В рабочей программе представлено календарно-тематическое планирование уроков родного (русского) языка в 7 классе....

Рабочая программа по родному русскому языку и родной русской литературе. 7 класс.

Программа по учебному предмету «Родной русский язык и родная русская литература» призвана научить детей рассматривать язык как материал словесности и произведения как явления искусства сло...

Рабочая программа по родному русскому языку и родной русской литературе 5-9 кл.

Рабочая программа по родному русскому языку и родной русской литературе 5-9 кл. ФГОС...