РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РОДНОМУ (РУССКОМУ) ЯЗЫКУ (7 КЛАСС)
рабочая программа (7 класс)
Как курс, имеющий частный характер, школьный курс родного русского языка опирается на содержание основного курса, представленного в образовательной области "Русский язык и литература", сопровождает и поддерживает его. Основные содержательные линии настоящей программы (блоки программы) соотносятся с основными содержательными линиями основного курса русского языка в образовательной организации, но не дублирует их и имеют преимущественно практико-ориентированный характер.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Александровская средняя общеобразовательная школа»
Лямбирского муниципального района
Республики Мордовия
Рассмотрена и одобрена на заседании кафедры русского языка и литературы Протокол №1 от 29. 08.2019 г. Руководитель кафедры _______ Т.Н. Разумова | УТВЕРЖДЕНО Приказ № 80-Д от 30.08.2019 Директор МОУ «Александровская средняя общеобразовательная школа» ____________ С.Г.Шишканова |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РОДНОМУ (РУССКОМУ)
ЯЗЫКУ
7 КЛАСС
Составитель:
учитель русского языка
и литературы
Карпова И. М.
Срок реализации программы: 2019-2020 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по родному(русскому) языку разработана на основе ФГОС ООО (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. № 1897), в соответствии с Рабочим учебным планом МОУ «Александровская СОШ» Лямбирского муниципального района , требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, с учётом Примерной программы по учебному предмету «Родной (русский) язык» для 7 класса общеобразовательных учреждений, реализующих программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию Протокол от 31 января 2018 года № 2/18
Учитывая, что в утвержденном федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего образования, отсутствуют учебники по учебному предмету «Родной (русский) язык», в качестве дополнительного учебника используется учебник «15 уроков по культуре речи: практикум для учащихся» под редакцией Т.В.Матвеевой ,издательство «ФЛИНТА», 2014 , имеющийся в федеральном перечне учебников.
Данная программа предназначена для учащихся 7 класса МОУ «Александровская СОШ» Лямбирского муниципального района
Согласно учебному плану на изучение родной(русской)литературы отводится в 7 классе 1 час в неделю,34 часа на год, 34 учебные недели.
Основные содержательные линии программы учебного предмета «Родной (русский) язык»
Как курс, имеющий частный характер, школьный курс родного русского языка опирается на содержание основного курса, представленного в образовательной области «Русский язык и литература», сопровождает и поддерживает его. Основные содержательные линии настоящей программы (блоки программы) соотносятся с основными содержательными линиями основного курса русского языка в образовательной организации, но не дублируют их и имеют преимущественно практико-ориентированный характер.
В соответствии с этим в программе выделяются следующие блоки:
В первом блоке – «Язык и культура» – представлено содержание, изучение которого позволит раскрыть взаимосвязь языка и истории, языка и материальной и духовной культуры русского народа, национально - культурную специфику русского языка, обеспечит овладение нормами русского речевого этикета в различных сферах общения, выявление общего и специфического в языках и культурах русского и других народов России и мира, овладение культурой межнационального общения.
Второй блок – «Культура речи» – ориентирован на формирование у учащихся ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни, повышение речевой культуры подрастающего поколения, практическое овладение культурой речи: навыками сознательного и произвольного использования норм русского литературного языка для создания правильной речи и конструирования речевых высказываний в устной и письменной форме с учѐтом требований уместности, точности, логичности, чистоты, богатства и выразительности; понимание вариантов норм; развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного русского литературного языка и совершенствование умений пользоваться ими.
В третьем блоке – «Речь. Речевая деятельность. Текст» – представлено содержание, направленное на совершенствование видов речевой деятельности в их взаимосвязи и культуры устной и письменной речи, развитие базовых умений и навыков использования языка в жизненно важных для школьников ситуациях общения: умений определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения партнѐра, выбирать адекватные стратегии коммуникации; понимать, анализировать и создавать тексты разных функционально-смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Родной (Русский) язык»
Изучение предметной области "Родной (Русский) язык" должно обеспечить:
∙ воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа; приобщение к литературному наследию своего народа;
∙ формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;
∙ обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
∙ получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функциональных смысловых типов и жанров.
Личностные результаты
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира (5-9 классы).
2. Готовность и способность учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов. Сформированность ответственного отношения к учению (5-9 классы).
3. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира (5-9 классы).
4. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров) (5-9 классы).
5. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение 5 к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностнозначимой ценности) (5-9 классы).
Метапредметные результаты
Межпредметные понятия
Условием формирования межпредметных понятий, например, таких как система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез является овладение учащимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие в проектной деятельности. В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Учащиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».
При изучении учебных предметов учащиеся усовершенствуют приобретѐнные на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:
• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свѐртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
В ходе изучения предмета «Русский родной язык» обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределѐнности. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.
В соответствии с ФГОС ООО выделяются 3 группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Регулятивные УУД
- Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
∙ анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты (5- 9 класс);
∙ идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему (7-9 класс);
∙ выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат (5-9 класс);
∙ ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей (5-9 класс);
∙ формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности (5-9 класс);
∙ обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов (5-9 класс).
- Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
∙ определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения (5-9 класс);
∙ обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач (5-9 класс);
∙ определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи (5-9 класс);
∙ выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели (5-9 класс);
∙ составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования) (6-9 класс);
∙ определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения (5-9 класс);
∙ описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса (7-9 класс);
∙ планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию (7- 9 класс).
- Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
∙ определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности (5-9 класс);
∙ систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности (5-9 класс);
∙ отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований (5-9 класс);
∙ оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата (5-9 класс);
∙ находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата (7-9 класс);
∙ работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата (7-9 класс);
∙ устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта (7-9 класс);
∙ сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (5-9 класс).
- Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
∙ определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи (5-9 класс);
∙ анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
∙ свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий (7-9 класс);
∙ оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности (5-9 класс);
∙ обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов (7-9 класс);
∙ фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов (5- 9 класс).
- Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
∙ наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки (5-9 класс);
∙ соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы (5-9 класс);
∙ принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность (5-9 класс);
∙ самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха (5-9 класс);
∙ ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности (7-9 класс);
∙ демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности) (5-9 класс).
Познавательные УУД
- Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
∙ подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства (5-9 класс);
∙ выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов (5-9 класс);
∙ выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство (5-9 класс);
∙ объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления (5-9 класс);
∙ выделять явление из общего ряда других явлений (5-9 класс);
∙ определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений (5-9 класс);
∙ строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям (5-9 класс);
∙ строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки (5-9 класс);
∙ излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи (5-9 класс);
∙ самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации (5-9 класс);
∙ вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником (5-9 класс);
8 ∙ объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения) (5-9 класс);
∙ выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ (5-9 класс);
∙ делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными (5-9 класс).
- Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
∙ обозначать символом и знаком предмет и/или явление (5-9 класс);
∙ определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме (5-9 класс);
∙ создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления(5-9 класс);
∙ строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения (5-9 класс);
∙ создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией (5-9 класс);
∙ преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область (6-9 класс);
∙ переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот (5-9 класс);
∙ строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм (5- 9 класс);
∙ строить доказательство: прямое, косвенное, от противного (5-9 класс);
∙ анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата (5-9 класс).
- Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
∙ находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности) (5-9 класс);
∙ ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст (5-9 класс);
∙ устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов (5-9 класс);
∙ резюмировать главную идею текста (5-9 класс);
∙ преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction) (5-9 класс);
∙ критически оценивать содержание и форму текста (5-9 класс).
- Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:
∙ определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы (5-9 класс);
∙ осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями (5-9 класс);
∙ формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска (5-9 класс);
∙ соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью (5-9 класс).
Коммуникативные УУД
10.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
- определять возможные роли в совместной деятельности (5-9 класс);
- играть определенную роль в совместной деятельности (5-9 класс);
- принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории (5-9 класс);
- определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации (5-9 класс);
- строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности (5-9 класс);
- корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен) (5-9 класс);
- критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его (5-9 класс);
- предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации (5-9 класс);
- выделять общую точку зрения в дискуссии (5-9 класс);
- договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей (5-9 класс);
- организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.) (5-9 класс);
- устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога (5- 9 класс).
- Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
∙ определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства (5- 9 класс);
∙ отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.) (5-9 класс);
∙ представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности (5-9 класс);
∙ соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей (5-9 класс);
∙ высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога (5-9 класс);
∙ принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником (5-9 класс);
∙ создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств (5-9 класс);
∙ использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления (5-9 класс);
∙ использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя (5-9 класс);
∙ делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его (5-9 класс).
- Формирование и развитие компетентности в области использования информационно коммуникационных технологий. Обучающийся сможет:
∙ целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ (5-9 класс);
∙ выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации (5-9 класс);
∙ выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи (5-9 класс);
∙ использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др. (5-9 класс);
∙ использовать информацию с учетом этических и правовых норм (5-9 класс);
∙ создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности (5-9 класс).
Предметные результаты
- Понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа, говорящего на нѐм:
- осознание роли русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире;
- осознание роли русского родного языка в жизни человека;
- осознание языка как развивающегося явления, взаимосвязи исторического развития языка с историей общества;
- осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка;
- понимание и истолкование значения слов с национально-культурным компонентом, правильное употребление их в речи; понимание особенностей употребления слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и произведениях художественной литературы разных исторических эпох;
- понимание слов с живой внутренней формой, специфическим оценочно-характеризующим значением; осознание национального своеобразия общеязыковых и художественных метафор, народных и поэтических слов-символов, обладающих традиционной метафорической образностью;
- распознавание, характеристика, понимание и истолкование значения фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом; комментирование истории происхождения таких фразеологических оборотов, уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения;
- понимание и истолкование значения пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; знание источников крылатых слов и выражений; правильное употребление пословиц, поговорок, крылатых слов и выражений в современных ситуациях речевого общения;
- характеристика лексики с точки зрения происхождения: лексика исконно русская и заимствованная; понимание процессов заимствования лексики как результата взаимодействия национальных культур; характеристика заимствованных слов по языку-источнику (из славянских и неславянских языков), времени вхождения (самые древние и более поздние);
- понимание роли заимствованной лексики в современном русском языке; распознавание слов, заимствованных русским языком из языков народов России и мира; общее представление об особенностях освоения иноязычной лексики; целесообразное употребление иноязычных слов;
- понимание причин изменений в словарном составе языка, перераспределения пластов лексики между активным и пассивным запасом слов; определение значения устаревших слов с национально-культурным компонентом; определение значения современных неологизмов, характеристика неологизмов по сфере употребления и стилистической окраске;
- определение различий между литературным языком и диалектами; осознание диалектов как части народной культуры; понимание национально- культурного своеобразия диалектизмов;
- соблюдение норм русского речевого этикета; понимание национальной специфики русского речевого этикета по сравнению с речевым этикетом других народов;
- использование словарей, в том числе мультимедийных, учитывая сведения о назначении конкретного вида словаря, особенностях строения его словарной статьи: толковых словарей, словарей устаревших слов, словарей иностранных слов, фразеологических словарей, этимологических фразеологических словарей, словарей пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; учебных этимологических словарей; словарей синонимов, антонимов; словарей эпитетов, метафор и сравнений.
- Овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), нормами речевого этикета; приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию, овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка:
- осознание важности соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека;
- анализ и оценивание с точки зрения норм современного русского литературного языка чужой и собственной речи; корректировка речи с учетом еѐ соответствия основными нормами литературного языка;
- соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского литературного языка и правил речевого этикета;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объѐма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
- стремление к речевому самосовершенствованию;
- формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность;
- осознанное расширение своей речевой практики, развитие культуры использования русского языка, способности оценивать свои языковые умения, планировать и осуществлять их совершенствование и развитие;
- соблюдение основных орфоэпических и акцентологических норм современного русского литературного языка: произношение имен существительных‚ прилагательных, глаголов‚ полных причастий‚ кратких форм страдательных причастий прошедшего времени‚ деепричастий‚ наречий; постановка ударения в отдельных грамматических формах имѐн существительных, прилагательных; глаголов (в рамках изученного); в словоформах с непроизводными предлогами‚ в заимствованных словах;
- осознание смыслоразличительной роли ударения на примере омографов;
- различение произносительных различий в русском языке, обусловленных темпом речи и стилями речи;
- различение вариантов орфоэпической и акцентологической нормы; употребление слов с учѐтом произносительных вариантов орфоэпической нормы;
- употребление слов с учѐтом стилистических вариантов орфоэпической нормы;
- соблюдение основных лексических норм современного русского литературного языка: правильность выбора слова, максимально соответствующего обозначаемому им предмету или явлению реальной действительности; нормы употребления синонимов‚ антонимов‚ омонимов‚ паронимов; употребление слова в соответствии с его лексическим значением и требованием лексической сочетаемости;
- различение стилистических вариантов лексической нормы;
- употребление имѐн существительных, прилагательных, глаголов с учѐтом стилистических вариантов лексической нормы;
- употребление синонимов, антонимов‚ омонимов с учѐтом стилистических вариантов лексической нормы;
- различение типичных речевых ошибок;
- редактирование текста с целью исправления речевых ошибок; выявление и исправление речевых ошибок в устной речи;
- соблюдение основных грамматических норм современного русского литературного языка: употребление заимствованных несклоняемых имен существительных; сложных существительных; имѐн собственных (географических названий); аббревиатур‚ обусловленное категорией рода; употребление заимствованных несклоняемых имѐн существительных; склонение русских и иностранных имен и фамилий; названий географических объектов‚ употребление отдельных грамматических форм имен существительных, прилагательных (в рамках изученного); склонение местоимений‚ порядковых и количественных числительных; употребление отдельных форм имен существительных в соответствии с типом склонения, родом, принадлежностью к разряду одушевленности – неодушевленности; словоизменение отдельных форм множественного числа имени существительного‚ глаголов 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени; формообразование глаголов совершенного и несовершенного вида‚ форм глаголов в повелительном наклонении; употребление имен прилагательных в формах сравнительной степени‚ в краткой форме‚ употребление в речи однокоренных слов разных частей речи; построение простых предложений с причастными и деепричастными оборотами;
- определение типичных грамматических ошибок в речи;
- различение вариантов грамматической нормы: литературных и разговорных форм именительного падежа множественного числа существительных мужского рода‚ форм существительных мужского рода множественного числа с окончаниями –а(-я), -ы(и)‚ различающихся по смыслу‚ литературных и разговорных форм глаголов‚ причастий‚ деепричастий‚ наречий;
- правильное употребление имѐн существительных, прилагательных, глаголов с учѐтом вариантов грамматической нормы;
- выявление и исправление грамматических ошибок в устной речи;
- соблюдение основных норм русского речевого этикета: этикетные формы и формулы обращения; этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации; современные формулы обращения к незнакомому человеку; употребление формы «он»;
- соблюдение этикетных форм и устойчивых формул‚ принципов этикетного общения, лежащих в основе национального речевого этикета;
- соблюдение русской этикетной вербальной и невербальной манеры общения; использование при общении в электронной среде этики и русского речевого этикета; соблюдение норм русского этикетного речевого поведения в ситуациях делового общения;
- соблюдение основных орфографических норм современного русского литературного языка (в рамках изученного в основном курсе);
- соблюдение основных пунктуационных норм современного русского литературного языки (в рамках изученного в основном курсе);
- использование толковых, в том числе мультимедийных, словарей для определения лексического значения слова, особенностей употребления;
- использование орфоэпических, в том числе мультимедийных, орфографических словарей для определения нормативного произношения слова; вариантов произношения;
- использование словарей синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов для уточнения значения слов, подбора к ним синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов, а также в процессе редактирования текста;
- использование грамматических словарей и справочников для уточнения нормы формообразования, словоизменения и построения словосочетания и предложения; опознавания вариантов грамматической нормы; в процессе редактирования текста;
- использование орфографических словарей и справочников по пунктуации для определения нормативного написания слов и постановки знаков препинания в письменной речи.
3. Совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и слушания, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации):
- владение различными видами слушания (детальным, выборочным‚ ознакомительным, критическим‚ интерактивным) монологической речи, учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи;
- владение различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым) учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально- смысловых типов речи;
- умение дифференцировать и интегрировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных; классифицировать фактический материал по определѐнному признаку; выделять наиболее существенные факты; устанавливать логическую связь между выявленными фактами;
- умение соотносить части прочитанного и прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения, логические связи между абзацами и частями текста и определять средства их выражения; определять начало и конец темы; выявлять логический план текста;
- проведение анализа прослушанного или прочитанного текста с точки зрения его композиционных особенностей, количества микротем; основных типов текстовых структур (индуктивные, дедуктивные, рамочные / дедуктивно-индуктивные, стержневые/индуктивно-дедуктивные);
- владение умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста; приѐмами работы с заголовком текста, оглавлением, списком литературы, примечаниями и т.д.; основными способами и средствами получения, переработки и преобразования информации; использование графиков, диаграмм, схем для представления информации;
- владение правилами информационной безопасности при общении в социальных сетях;
- уместное использование коммуникативных стратегий и тактик устного общения: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация, просьба, принесение извинений, поздравление; и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др.
- участие в беседе, споре, владение правилами корректного речевого поведения в споре; умение строить устные учебно-научные сообщения (ответы на уроке) различных видов (ответ-анализ, ответ-обобщение, ответ-добавление, ответ- группировка), доклад;
- принимать участие в учебно-научной дискуссии;
- владение умениями учебно-делового общения: убеждения собеседника; побуждения собеседника к действию; информирования об объекте; объяснения сущности объекта; оценки;
- создание устных и письменных текстов описательного типа: определение, дефиниция, собственно описание, пояснение;
- создание устных и письменных текстов аргументативного типа (рассуждение, доказательство, объяснение);
- создание текста как результата проектной (исследовательской) деятельности; оформление реферата в письменной форме и представление его в устной форме;
- чтение, комплексный анализ и создание текстов публицистических жанров (девиз, слоган, путевые записки, тексты рекламных объявлений);
- чтение, комплексный анализ и интерпретация текстов фольклора и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т.п.); определение фактуальной и подтекстовой информации текста, его сильных позиций;
- создание объявлений (в устной и письменной форме); оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения их эффективности, понимание основных причин коммуникативных неудач и объяснение их; оценивание собственной и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
- редактирование собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов.
Содержание тем учебного курса «Родной (Русский) язык» 7 класс (34 часа)
Раздел 1. Повторение изученного в 5-6 классах (5 ч)
Раздел 2. Язык и культура (5 ч)
Русский язык как развивающееся явление. Связь исторического развития языка с историей общества. Факторы, влияющие на развитие языка: социально-политические события и изменения в обществе, развитие науки и техники, влияние других языков. Устаревшие слова как живые свидетели истории. Историзмы как слова, обозначающие предметы и явления предшествующих эпох, вышедшие из употребления по причине ухода из общественной жизни обозначенных ими предметов и явлений, в том числе национально-бытовых реалий. Архаизмы как слова, имеющие в современном русском языке синонимы. Группы лексических единиц по степени устарелости. Перераспределение пластов лексики между активным и пассивным запасом слов. Актуализация устаревшей лексики в новом речевой контексте (губернатор, диакон, ваучер, агитационный пункт, большевик, колхоз и т.п.).
Лексические заимствования последних десятилетий. Употребление иноязычных слов как проблема культуры речи.
Раздел 3. Культура речи (10 ч)
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Нормы ударения в полных причастиях‚ кратких формах страдательных причастий прошедшего времени‚ деепричастиях‚ наречиях. Нормы постановки ударения в словоформах с непроизводными предлогами (на дом‚ на гору)
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Паронимы и точность речи. Смысловые различия, характер лексической сочетаемости, способы управления, функционально- стилевая окраска и употребление паронимов в речи. Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением паронимов в речи.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные ошибки грамматические ошибки в речи. Глаголы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени (в том числе способы выражения формы 1 лица настоящего и будущего времени глаголов очутиться, победить, убедить, учредить, утвердить)‚ формы глаголов совершенного и несовершенного вида‚ формы глаголов в повелительном наклонении. Нормы употребления в речи однокоренных слов типа висящий – висячий, горящий – горячий.
Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы причастий‚ деепричастий‚ наречий. Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и справочниках. Литературный и разговорный варианты грамматической норм (махаешь – машешь; обусловливать, сосредоточивать, уполномочивать, оспаривать, удостаивать, облагораживать).
Речевой этикет
Русская этикетная речевая манера общения: умеренная громкость речи‚ средний темп речи‚ сдержанная артикуляция‚ эмоциональность речи‚ ровная интонация. Запрет на употребление грубых слов, выражений, фраз. Исключение категоричности в разговоре. Невербальный (несловесный) этикет общения. Этикет использования изобразительных жестов. Замещающие и сопровождающие жесты.
Раздел 4. Речь. Речевая деятельность. Текст (10 ч) Язык и речь. Виды речевой деятельности
Традиции русского речевого общения. Коммуникативные стратегии и тактики устного общения: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др.
Текст как единица языка и речи
Текст, основные признаки текста: смысловая цельность, информативность, связность.
Виды абзацев. Основные типы текстовых структур: индуктивные, дедуктивные, рамочные (дедуктивно-индуктивные), стержневые (индуктивно-дедуктивные) структуры. Заголовки текстов, их типы. Информативная функция заголовков. Тексты аргументативного типа: рассуждение, доказательство, объяснение.
Функциональные разновидности языка
Разговорная речь. Беседа. Спор, виды споров. Правила поведения в споре, как управлять собой и собеседником. Корректные и некорректные приѐмы ведения спора.
Публицистический стиль. Путевые записки. Текст рекламного объявления, его языковые и структурные особенности.
Язык художественной литературы. Фактуальная и подтекстная информация в текстах художественного стиля речи. Сильные позиции в художественных текстах. Притча.
Раздел 5. Повторение и систематизация изученного в 7 классе (4ч)
Тематическое планирование
№ п/п | Раздел | Темы | Общее кол-во часов | В том числе | ||
КР | РР | |||||
1 | Повторение изученного в 5-6 классе (5 ч) | Повторение изученного в 5-6 классе. | 5 | 1 | ||
2 | Язык и культура речи (5 ч) | Русский язык как развивающееся явление | 1 | |||
Устаревшие слова. | 2 | 1 | ||||
Лексические заимствования последних десятилетий | 2 | 1 | ||||
3 | Культура речи (10 ч) | Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка | 2 | |||
Основные лексические нормы современного русского литературного языка | 3 | 1 | ||||
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка | 2 | |||||
Речевой этикет | 3 | 1 | ||||
4 | Речевая деятельность. Текст (10 ч) | Язык и речь. Виды речевой деятельности. | 2 | |||
Текст как единица языка. | 4 | 1 | ||||
Функциональные разновидности языка. | 4 | 2 | ||||
5 | Повторение и Повторение и систематизация изученного в 5 классе (4 ч) | Повторение и систематизация изученного в 7 классе | 4 | 1 | ||
Итого | 34 | 4 | 5 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | К/ ч | Характеристика деятельности учащихся | Дата | Коррек. для детей с ОВЗ | |||||
План. | Факт. | |||||||||
Повторение изученного в 5-6 классе (5 ч) | ||||||||||
1 - 3 | Повторение изученного в 5-6 классе. | 3 | Фронтальный опрос. Оценивание устных сообщений. Индивидуальный контроль. Само-взаимопроверка выполнения заданий. | |||||||
4 | КР Стартовая контрольная работа №1 | 1 | Выполнение контрольной работы | |||||||
5 | Анализ стартовой контрольной работы №1 | 1 | Работа над ошибками и анализ контрольной работы. | |||||||
Язык и культура (5 ч) | ||||||||||
6 | Русский язык как развивающееся явление | 1 | Подготовка сообщений с использованием дополнительной, справочной литературы и сети Интернет. Фронтальный опрос. Оценивание устных сообщений. Индивидуальный контроль. Само-взаимопроверка выполнения заданий. | |||||||
7 - 8 | Устаревшие слова как живые свидетели истории | 2 | Анализ текста с точки зрения употребления устаревших слов. Фронтальный опрос. Индивидуальный контроль. Само-взаимопроверка выполнения заданий. Оценивание устных сообщений. Создание презентаций. | |||||||
9 | Лексические заимствования последних десятилетий. Понимание заимствованной лексики в современном русском языке. | 1 | Анализ текста с точки зрения употребления устаревших слов. Фронтальный опрос. Индивидуальный контроль. Само-взаимопроверка выполнения заданий. Оценивание устных сообщений. Создание презентаций. | |||||||
10 | КР Контрольная работа № 2 по разделу «Язык и культура» (стартовая). | 1 | Выполнение контрольной работы. | |||||||
Культура речи (11 ч) | ||||||||||
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка (2 ч) | ||||||||||
11 | Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. | 1 | Оформление индивидуальных комплектов по правилам орфоэпии, грамматическим нормам русского языка. Фронтальный опрос. Индивидуальный контроль. Само-взаимопроверка выполнения заданий. | |||||||
12 | Нормы ударения. Употребление слов с учетом произносительных вариантов орфоэпической нормы. | 1 | Анализ поэтических текстов с точки зрения орфоэпии. Фронтальный опрос. Индивидуальный контроль. Само-взаимопроверка выполнения заданий. Словарный диктант. | |||||||
Основные лексические нормы современного русского литературного языка (3 ч) | ||||||||||
13 - 15 | РР Паронимы и точность речи | 3 | Редактирование текстов с паронимами. Создание мини словарика. Фронтальный опрос. Индивидуальный контроль. Само-взаимопроверка выполнения заданий. Проверочная работа. | |||||||
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка (2 ч) | ||||||||||
16 | Типичные грамматические ошибки в речи. Глаголы. | 1 | Определение типичных грамматических ошибок в речи. Фронтальный опрос. Индивидуальный контроль. Само-взаимопроверка выполнения заданий. Оценивание устных сообщений. | |||||||
17 | Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы причастий‚ деепричастий‚ наречий | 1 | Определение типичных грамматических ошибок в речи. Фронтальный опрос. Индивидуальный контроль. Само-взаимопроверка выполнения заданий. Оценивание устных сообщений. Проверочная работа. | |||||||
Речевой этикет (3 ч) | ||||||||||
18 | Русская этикетная речевая манера общения: | 1 | Создание текстов с использованием формул речевого этикета. Фронтальный опрос. Индивидуальный контроль. Само-взаимопроверка выполнения заданий. Оценивание устных сообщений. Творческий проект «Тайный язык жестов». | |||||||
19 | Невербальный (несловесный) этикет общения. Этикет использования изобразительных жестов. Замещающие и сопровождающие жесты. | 1 | ||||||||
20 | КР Контрольная работа № 3 по разделу «Культура речи» | 1 | Выполнение контрольной работы. | |||||||
Речь. Речевая деятельность. Текст (10 ч) | ||||||||||
Язык и речь. Виды речевой деятельности (2 ч) | ||||||||||
21 - 22 | Традиции русского речевого общения. | 2 | Фронтальный опрос. Индивидуальный контроль. Само-взаимопроверка выполнения заданий. Оценивание устных сообщений. | |||||||
Текст как единица языка и речи (4 ч) | ||||||||||
23 | Текст и его основные признаки | 1 | Составление таблицы «Текст и его признаки». Фронтальный опрос. Индивидуальный контроль. Само-взаимопроверка выполнения заданий. Проведение анализа прочитанного текста с точки зрения основных типов текстовых структур. Работа с заголовками текста. Оценивание устных сообщений. | |||||||
24 | РР Основные типы текстовых структур | 1 | ||||||||
25 | Заголовки текстов, их типы. Информативная функция заголовков. Приемы работы с заголовком текста. | 1 | ||||||||
26 | Тексты аргументативного типа: рассуждение, доказательство, объяснение. | 1 | ||||||||
Функциональные разновидности языка (4 ч) | ||||||||||
27 | Разговорная речь | 1 | Участие в беседе, споре. Индивидуальный контроль. Само-взаимопроверка выполнения заданий. | |||||||
28 | Публицистический стиль. | 1 | Устное выступление. Составление путевых заметок. Индивидуальный контроль. Само-взаимопроверка выполнения заданий. Оценивание устных сообщений. | |||||||
29 | РР Текст рекламного объявления, его языковые и структурные особенности. | 1 | Создание текстов в жанре рекламного объявления. Составление рекламного буклета. Индивидуальный контроль. Само-взаимопроверка выполнения заданий. Оценивание устных сообщений. | |||||||
30 | РР Язык художественной литературы. | 1 | Анализ тексов притч с точки зрения фактуальной и подтекстной информация в текстах художественного текстах. | |||||||
Повторение и систематизация изученного в 5 классе (4 ч) | ||||||||||
31 | КР Итоговая контрольная работа за курс 7 класса | 1 | Выполнение контрольной работы. | |||||||
32 | Анализ итоговой контрольной работы | Работа над ошибками и анализ контрольной работы. | ||||||||
33 | Повторение разделов «Язык и культура», «Культура речи» | 1 | Фронтальный опрос. Индивидуальный контроль. Само-взаимопроверка выполнения заданий. | |||||||
34 | Повторение разделов «Речь. Речевая деятельность» | 1 | Фронтальный опрос. Индивидуальный контроль. Само-взаимопроверка выполнения заданий. |
Справка по итогам экспертизы рабочих программ
Предмет:______родной (русский) язык__________________
Автор:__________________________
№ п/п | Перечень вопросов для проверки | Результат, примечания |
1 | Экспертиза структуры реализуемой ОУ рабочей программы | |
1.1 | Титульный лист | |
1.2 | Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса | |
1.3 | Содержание учебного предмета, курса | |
1.4 | Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы | |
1.5 | Календарно-тематический план | |
2 | Экспертиза содержания реализуемой ОУ рабочей программы | |
2.1 | Соответствие содержания рабочей программы по предмету государственным образовательным стандартам | |
2.2 | Соответствие целей изучения предмета нормативному документу | |
2.3 | Отражение в рабочей программе требований к уровню подготовки обучающихся | |
2.4 | Соответствие заявленных в рабочей программе учебно-методических комплексов действующему перечню | |
2.5 | Соответствие объема часов рабочей программы нормативам времени | |
2.6 | Преемственность рабочей программы |
Заключение_______________________________________________________
Руководитель МО________________________/ _________________/
Лист корректировки рабочей программы
Класс | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Дата проведения по факту |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по родному русскому языку 11 класс
Рабочая программа по родному русскому языку для основной общеобразовательной школы создана на основе программы для 5-11 классов средней школы «Углубленное изучение русского ...
Рабочая программа по родному русскому языку(8 класс)
Рабочая программа по родному русскому языку для основной общеобразовательной школы создана на основе программы для 5-11 классов средней школы «Уг...
Рабочая программа по родному (русскому) языку в 7 классе
В рабочей программе представлено календарно-тематическое планирование уроков родного (русского) языка в 7 классе....
Рабочая программа по родному(русскому) языку и литературе для 6 класса общеобразовательной школы
Данная учебная программа составлена на основе учебников : Никитина Е.И. Русская речь: Учебное пособие по развитию связной речи для 5 - 7 кл. общеобразоват. учреждений / Науч. ред. В.В.Бабайцева.; Альб...
Рабочая программа по родному русскому языку и родной русской литературе. 7 класс.
Программа по учебному предмету «Родной русский язык и родная русская литература» призвана научить детей рассматривать язык как материал словесности и произведения как явления искусства сло...
Рабочая программа по родному русскому языку и родной русской литературе 5-9 кл.
Рабочая программа по родному русскому языку и родной русской литературе 5-9 кл. ФГОС...
Рабочая программа по родному (русскому) языку предметная область «Русский язык и литература» для 5-9 класса (ФГОС ООО)
Рабочая программа по родному (русскому) языку 5- 9 класс...