Конспект урока литературы в 8 классе по поэме М. Ю. Лермонтова "Мцыри"
план-конспект урока (8 класс)

Куйкина Юлия Вячеславовна

Цели:

Образовательные: учить работать с текстом лирического произведения,  проводить  идейно-тематический  анализ   поэмы  Лермонтова,     показывать  художественные открытия  поэта.

Дать теоретические представления о теме и идее художественного произведения

Развивающие:  развивать эмоциональное восприятие лирического произведения, развивать умение строить монологическое высказывание.

Воспитывающие: прививать любовь к поэзии как к особому  виду  искусства, воспитывать интерес к творчеству поэта, воспитывать у учащихся целеустремленность, стремление понять истинный смысл и красоту жизни, воспитывать любовь к родине.

Тип урока: формирование знаний и умений.

Оборудование: текст стихотворения, опорная запись на доске, карточки с опорным материалом,  мультимедийная презентация (портрет М.Ю. Лермонтова, иллюстрации к поэме “Мцыри”),  компьютер, проектор.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mtsyri_vosmoy_klass_konspekt1.docx223.4 КБ

Предварительный просмотр:

Ход урока:

Действия учителя

Действия учеников

Методы, примечания

Организационный момент: Здравствуйте, садитесь. Рада приветствовать вас на сегодняшнем занятии. Запишите дату и тему урока "М.Ю. Лермонтов. Поэма "Мцыри". История создания, тема и идея произведения. Значение эпиграфа. Композиция"

Этап целеполагания:

Сегодня нам предстоит очень серьезный и интересный разговор, ведь мы начинаем изучение нового произведения. Вам уже много известно о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова, поэтому наш сегодняшний разговор поможет вам еще сильнее проникнутся им и еще лучше понять.

Актуализация ранее изученного материала:

– Чувство одиночества сопровождало Лермонтова постоянно, и это чувство он передает во многих своих произведениях.


– Какие из них вы помните?

– Какие произведения на исторические темы вы читали?


– Почему поэт обращался к историческим событиям, историческим личностям?

Формирование знаний и умений:

В своих произведениях Лермонтов размышляет о судьбе современников, о разочаровании, бесцельности жизни. Отсюда его тяга к романтизации прошлого, к изображению сильных, гордых, мужественных людей.

Одним из них является герой поэмы “Мцыри”, которую мы начинаем изучать.

Перед тем, как обратиться непосредственно к изучению поэмы, давайте запишем историю ее создания.

На рукописи поэмы рукой Лермонтова поставлена дата её завершения: «1839 года. Августа 5».

Историю возникновения сюжета «Мцыри» со слов двоюродного брата Лермонтова А. П. Шан-Гирея и родственника поэта по материнской линии А. А. Хастатова изложил биограф Лермонтова П. А. Висковатов (1887):

«Когда Лермонтов, странствуя по старой Военно-грузинской дороге (это могло быть в 1837 г.), изучал местные сказания,… он наткнулся в Мцхете… на одинокого монаха, или, вернее, старого монастырского служку, «бэри» по-грузински. Сторож был последний из братии упразднённого близлежащего монастыря. Лермонтов с ним разговорился и узнал от него, что он родом горец, пленённый ребёнком генералом Ермоловым во время экспедиции. Генерал вёз его с собой и оставил заболевшего мальчика монастырской братии. Тут он и вырос; долго не мог свыкнуться с монастырём, тосковал и делал попытки к бегству в горы. Последствием одной такой попытки была долгая болезнь, приведшая его на край могилы. Излечившись, дикарь угомонился и остался жить в монастыре, где особенно привязался к старику монаху. Любопытный и живой рассказ «бери» произвёл на Лермонтова впечатление. К тому же он затрагивал уже знакомый поэту мотив, и вот он решился воспользоваться тем, что было подходящего в «Исповеди» и «Боярине Орше», и перенёс всё действие из Испании и потом Литовской границы – в Грузию».

На возникновение замысла поэта повлияли также впечатления от природы Кавказа, знакомство с кавказским фольклором.

Итак, вашим домашним заданием было прочитать поэму полностью и описать сюжет каждой части своими словами.

– Каким вы назовете главное настроение поэмы?


– Какие сцены в поэме наиболее запомнились?


– Каким вы представляете себе главного героя?

– Какие чувства вызывает он у вас? Менялись ли они в процессе чтения?

– По жанру Мцыри – поэма. Вспомните определение поэмы. Давайте запишем его. 

– В этом году мы познакомились с тремя литературными направлениями. Кто их помнит?

 
– К какому направлению вы отнесли бы поэму “Мцыри” и почему?

– Идею произведения позволяет раскрыть эпиграф.


– Перечитаем эпиграф к поэме. Он взят из библейской легенды об израильском царе Сауле и его сыне Ионафане.
Познакомимся с этой легендой.

– Первоначально эпиграфом к поэме Лермонтов хотел избрать французское изречение “Родина бывает одна”. 


– Почему, по-вашему, поэт отказался от такого эпиграфа и обратился к Библии?

– Определите идею.

 – В поэме 26 маленьких глав. Зачем же Лермонтову понадобились еще 24 главы, когда обо всех событиях жизни юноши уже рассказано в двух первых главах?

– Что узнал о себе герой за три блаженных дня?

Закрепление знаний и умений:

 – Композиция монолога – исповеди дает возможность постепенно раскрыть внутренний мир героя. Просмотрите текст, составьте схему композиции. 

Проверьте себя. Правильную схему ли вы составили?

Цифровой диктант

Согласны ли вы, что:

1. Местом действия поэмы выбран Кавказ, так как природа Кавказа сродни натуре главного героя?
Да – 1
Нет -0

2. Сюжет поэмы составляют внешние мотивы поведения героя.
Да – 1
Нет – 0

3. События трехдневных скитаний Мцыри показаны только через общение с природой.
Да – 1
Нет – 0

– Какая цифра у вас получилась? (1) Значит, тему урока вы сегодня усвоили на 100 %.

Оценивание:

Встаньте, пожалуйста, те, кто сегодня отвечал на уроке.

Этап задавания домашнего задания:

  1. Раскрыть значение слова свобода по словарю. Письменно

  1. Ответить на вопросы:
    Какова цель побега Мцыри? (Выписать цитаты в тетрадь.
    Письменно)
    Найти пейзажные зарисовки. Определить их значение.
    Отметить художественные приемы, использованные Лермонтовым, при изображении своего героя. 
    Какие эпизоды трехдневных скитаний Мцыри вы считаете особенно важными?
    Устно

 

Ученики встают, садятся. Записывают дату и тему урока.

-«Смерть поэта», «Дума».

-“Бородино”, “Песня про купца Калашникова”.

-Его интересуют вечные проблемы чести и достоинства, власти и народа, личной воли и традиционной морали. В прошлом он старался найти идеалы, чтобы показать, как измельчало нынешнее поколение.

Работа в классных тетрадях.

Поэма – лиро-эпическое произведение, имеющее сюжетную линию и выражающее чувства лирического героя (переживания автора).

Работа в классных тетрадях.

-Романтизм, классицизм, реализм

-Романтизм, т.к. Мцыри одинок, имеет яркий характер, стремится к свободе, его не понимает общество монахов. Кроме того, оказывается в необычайной обстановке, действие происходит на фоне яркой природы.

Тема “Мцыри” – изображение сильного, смелого, мятежного человека, взятого в плен, выросшего в сумрачных стенах монастыря, страдающего от гнетущих условий жизни и решившего ценой риска для собственной жизни вырваться на волю в тот самый момент, когда это было всего опасней:

И в час ночной, ужасный час.
Когда гроза пугала вас,
Когда, столпясь при алтаре,
Вы ниц лежали на земле,
Я убежал.

Тема поэмы перекликается с темой библейской легенды, ставит вопросы: волен ли человек свободно распоряжаться собой, своей жизнью, имеет ли он право на независимость?

Идея – борьба за свободу. Лучше 3 дня настоящей жизни на воле, чем многолетнее заключение в стенах монастыря. Где человек не живет полноправно, а существует. Для героя смерть лучше, чем жизнь в монастыре.

-Раскрыть сложные переживания героя, когда он был на свободе.

- Что он человек, для чего создан, зачем живет.

Происходит объявление оценок.

Репродуктивный метод (слово учителя)

Репродуктивный метод (слово учителя)

Практический метод (запись конспекта)

Репродуктивный метод (слово учителя)

Эвристический метод

(беседа с учениками)

Репродуктивный метод (слово учителя)

Практический метод (запись конспекта)

Репродуктивный метод (слово учителя)

Эвристический метод

(беседа с учениками)

СЛАЙД 4. Портрет Мцыри.

Практический метод

(запись конспекта)

СЛАЙД 5. “Вкушая, вкусил мало меда, се аз умираю”

Репродуктивный метод (слово учителя)

Эвристический метод

(беседа с учениками)

Практический метод

(запись конспекта)

Репродуктивный метод (слово учителя)

Практический метод

(запись конспекта)

После того, как дети составят схему

СЛАЙД 6. Схема

Репродуктивный метод (слово учителя)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока литературы 7 класс "«Две силы в поэме М.Ю.Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» "

Урок по произведению М.Ю.Лермонтова "Песнь про...купца Калашникова". Основная цель урока: формирование представлений о " двух силах" в произведении: силе правды и власти....

Презентация к уроку литературы 9 класс по поэме Н.В. Гоголя "Мёртвые души"

Данный материал предназначен для проведения урока литературы в 9 классе....

Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).

Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....

Конспект урока литературы. 9 класс. Вводный урок

Конспект урока литературы в 9 классе по программе Коровиной В.Я. Вводный урок. Литература и ее роль в духовной жихзни человека....

Н.А.Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Образы крестьян-правдоискателей в поэме.Конспект урока литературы.10 класс

Урок литературы в 10 классе по поэме Н.А.Некрасова."Кому на Руси жить хорошо". Это 1 первый урок из системы уроков по поэме-эпопее "Кому на Руси жить хорошо".Урок разработан в соотвествии с технологие...

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы...