Конспект урока литературы в 8 классе по поэме М. Ю. Лермонтова "Мцыри"
план-конспект урока (8 класс)
Цели:
Образовательные: учить работать с текстом лирического произведения, проводить идейно-тематический анализ поэмы Лермонтова, показывать художественные открытия поэта.
Дать теоретические представления о теме и идее художественного произведения
Развивающие: развивать эмоциональное восприятие лирического произведения, развивать умение строить монологическое высказывание.
Воспитывающие: прививать любовь к поэзии как к особому виду искусства, воспитывать интерес к творчеству поэта, воспитывать у учащихся целеустремленность, стремление понять истинный смысл и красоту жизни, воспитывать любовь к родине.
Тип урока: формирование знаний и умений.
Оборудование: текст стихотворения, опорная запись на доске, карточки с опорным материалом, мультимедийная презентация (портрет М.Ю. Лермонтова, иллюстрации к поэме “Мцыри”), компьютер, проектор.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mtsyri_vosmoy_klass_konspekt1.docx | 223.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Ход урока:
Действия учителя | Действия учеников | Методы, примечания |
Организационный момент: Здравствуйте, садитесь. Рада приветствовать вас на сегодняшнем занятии. Запишите дату и тему урока "М.Ю. Лермонтов. Поэма "Мцыри". История создания, тема и идея произведения. Значение эпиграфа. Композиция"Этап целеполагания: Сегодня нам предстоит очень серьезный и интересный разговор, ведь мы начинаем изучение нового произведения. Вам уже много известно о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова, поэтому наш сегодняшний разговор поможет вам еще сильнее проникнутся им и еще лучше понять. Актуализация ранее изученного материала: – Чувство одиночества сопровождало Лермонтова постоянно, и это чувство он передает во многих своих произведениях.
– Какие произведения на исторические темы вы читали? – Почему поэт обращался к историческим событиям, историческим личностям? Формирование знаний и умений: В своих произведениях Лермонтов размышляет о судьбе современников, о разочаровании, бесцельности жизни. Отсюда его тяга к романтизации прошлого, к изображению сильных, гордых, мужественных людей. Одним из них является герой поэмы “Мцыри”, которую мы начинаем изучать. Перед тем, как обратиться непосредственно к изучению поэмы, давайте запишем историю ее создания. На рукописи поэмы рукой Лермонтова поставлена дата её завершения: «1839 года. Августа 5». Историю возникновения сюжета «Мцыри» со слов двоюродного брата Лермонтова А. П. Шан-Гирея и родственника поэта по материнской линии А. А. Хастатова изложил биограф Лермонтова П. А. Висковатов (1887): «Когда Лермонтов, странствуя по старой Военно-грузинской дороге (это могло быть в 1837 г.), изучал местные сказания,… он наткнулся в Мцхете… на одинокого монаха, или, вернее, старого монастырского служку, «бэри» по-грузински. Сторож был последний из братии упразднённого близлежащего монастыря. Лермонтов с ним разговорился и узнал от него, что он родом горец, пленённый ребёнком генералом Ермоловым во время экспедиции. Генерал вёз его с собой и оставил заболевшего мальчика монастырской братии. Тут он и вырос; долго не мог свыкнуться с монастырём, тосковал и делал попытки к бегству в горы. Последствием одной такой попытки была долгая болезнь, приведшая его на край могилы. Излечившись, дикарь угомонился и остался жить в монастыре, где особенно привязался к старику монаху. Любопытный и живой рассказ «бери» произвёл на Лермонтова впечатление. К тому же он затрагивал уже знакомый поэту мотив, и вот он решился воспользоваться тем, что было подходящего в «Исповеди» и «Боярине Орше», и перенёс всё действие из Испании и потом Литовской границы – в Грузию». На возникновение замысла поэта повлияли также впечатления от природы Кавказа, знакомство с кавказским фольклором. Итак, вашим домашним заданием было прочитать поэму полностью и описать сюжет каждой части своими словами. – Каким вы назовете главное настроение поэмы?
– Какие чувства вызывает он у вас? Менялись ли они в процессе чтения? – По жанру Мцыри – поэма. Вспомните определение поэмы. Давайте запишем его. – В этом году мы познакомились с тремя литературными направлениями. Кто их помнит? – Идею произведения позволяет раскрыть эпиграф.
– Первоначально эпиграфом к поэме Лермонтов хотел избрать французское изречение “Родина бывает одна”.
– Определите идею. – В поэме 26 маленьких глав. Зачем же Лермонтову понадобились еще 24 главы, когда обо всех событиях жизни юноши уже рассказано в двух первых главах? – Что узнал о себе герой за три блаженных дня? Закрепление знаний и умений: – Композиция монолога – исповеди дает возможность постепенно раскрыть внутренний мир героя. Просмотрите текст, составьте схему композиции. Проверьте себя. Правильную схему ли вы составили? Цифровой диктант Согласны ли вы, что: 1. Местом действия поэмы выбран Кавказ, так как природа Кавказа сродни натуре главного героя? 2. Сюжет поэмы составляют внешние мотивы поведения героя. 3. События трехдневных скитаний Мцыри показаны только через общение с природой. – Какая цифра у вас получилась? (1) Значит, тему урока вы сегодня усвоили на 100 %. Оценивание: Встаньте, пожалуйста, те, кто сегодня отвечал на уроке. Этап задавания домашнего задания:
| Ученики встают, садятся. Записывают дату и тему урока. -«Смерть поэта», «Дума». -“Бородино”, “Песня про купца Калашникова”. -Его интересуют вечные проблемы чести и достоинства, власти и народа, личной воли и традиционной морали. В прошлом он старался найти идеалы, чтобы показать, как измельчало нынешнее поколение. Работа в классных тетрадях. Поэма – лиро-эпическое произведение, имеющее сюжетную линию и выражающее чувства лирического героя (переживания автора). Работа в классных тетрадях. -Романтизм, классицизм, реализм -Романтизм, т.к. Мцыри одинок, имеет яркий характер, стремится к свободе, его не понимает общество монахов. Кроме того, оказывается в необычайной обстановке, действие происходит на фоне яркой природы. Тема “Мцыри” – изображение сильного, смелого, мятежного человека, взятого в плен, выросшего в сумрачных стенах монастыря, страдающего от гнетущих условий жизни и решившего ценой риска для собственной жизни вырваться на волю в тот самый момент, когда это было всего опасней: И в час ночной, ужасный час. Тема поэмы перекликается с темой библейской легенды, ставит вопросы: волен ли человек свободно распоряжаться собой, своей жизнью, имеет ли он право на независимость? Идея – борьба за свободу. Лучше 3 дня настоящей жизни на воле, чем многолетнее заключение в стенах монастыря. Где человек не живет полноправно, а существует. Для героя смерть лучше, чем жизнь в монастыре. -Раскрыть сложные переживания героя, когда он был на свободе. - Что он человек, для чего создан, зачем живет. Происходит объявление оценок. | Репродуктивный метод (слово учителя) Репродуктивный метод (слово учителя) Практический метод (запись конспекта) Репродуктивный метод (слово учителя) Эвристический метод (беседа с учениками) Репродуктивный метод (слово учителя) Практический метод (запись конспекта) Репродуктивный метод (слово учителя) Эвристический метод (беседа с учениками) СЛАЙД 4. Портрет Мцыри. Практический метод (запись конспекта) СЛАЙД 5. “Вкушая, вкусил мало меда, се аз умираю” Репродуктивный метод (слово учителя) Эвристический метод (беседа с учениками) Практический метод (запись конспекта) Репродуктивный метод (слово учителя) Практический метод (запись конспекта) После того, как дети составят схему СЛАЙД 6. Схема Репродуктивный метод (слово учителя) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока литературы 7 класс "«Две силы в поэме М.Ю.Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» "
Урок по произведению М.Ю.Лермонтова "Песнь про...купца Калашникова". Основная цель урока: формирование представлений о " двух силах" в произведении: силе правды и власти....
Презентация к уроку литературы 9 класс по поэме Н.В. Гоголя "Мёртвые души"
Данный материал предназначен для проведения урока литературы в 9 классе....
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы
Конспект урока по литературе для учащихся 9 класса...
Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).
Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....
Конспект урока литературы. 9 класс. Вводный урок
Конспект урока литературы в 9 классе по программе Коровиной В.Я. Вводный урок. Литература и ее роль в духовной жихзни человека....
Н.А.Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Образы крестьян-правдоискателей в поэме.Конспект урока литературы.10 класс
Урок литературы в 10 классе по поэме Н.А.Некрасова."Кому на Руси жить хорошо". Это 1 первый урок из системы уроков по поэме-эпопее "Кому на Руси жить хорошо".Урок разработан в соотвествии с технологие...
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы...