Рабочая программа по татарскому языку
рабочая программа

Шайхразиева Альфия Фагимовна

Рабочие программы учебного предмета "Родной ( татарский) язык".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx33.62 КБ

Предварительный просмотр:

   

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

начального общего  образования

 

Наименование учебного предмета:  Родной (татарский) язык

Срок  реализации программы: 4 года

  Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» №273- ФЗ, требованиями «Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года №373 (с изменениями и дополнениями), с основной образовательной программой начального общего образования.

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ  УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ (ТАТАРСКИЙ) ЯЗЫК»

        Планируемые предметные результаты освоения с учетом общих требований Стандарта и специфики учебного предмета «Родной (татарский) язык» должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования:

  • овладение первоначальными знаниями о единстве и многообразии языкового и культурного пространства народов Российской Федерации;
  • осознание языка как значимой части национальной культуры, как средства общения между разными народами;
  • воспитание позитивного отношения к овладению литературными нормами устной и письменной речи;
  • овладение орфоэпическими, лексическими и грамматическими нормами татарского языка, первоначальными сведениями о татарском речевом этикете, умение выборочного использования языкового материала, необходимого для коммуникации в объеме изученного программного материала;
  • использование полученных знаний по татарскому языку в познавательной и коммуникативной деятельности при различных жизненных ситуациях (в учебном  процессе и во внеклассных мероприятиях).

        В результате усвоения татарского языка учащиеся осознают язык как средство коммуникации, как национально-культурный феномен. К концу 4-го класса они воспринимают владение нормами устной и письменной речи по родному языку как показатель развития общей культуры человека.        

        Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного контроля, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ.

  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ (ТАТАРСКИЙ) ЯЗЫК»

Материал учебного предмета «Родной (татарский) язык» для общеобразовательных организаций с обучением на русском языке (1-4 классы) структурирован в соответствии с видами речевой деятельности и  следующими разделами языкознания: фонетика и орфография, лексикология, морфемика и словообразование, морфология, синтаксис, орфография и пунктуация, развитие речи.

Аудирование.

Понимание содержания прослушанного текста, ответы на вопросы по его содержанию, проведение беседы с целью определения основной мысли текста.

Говорение.

Использование изученных языковых единиц с учетом речевой ситуации. Составление диалогической и монологической речи с соблюдением орфоэпических и интонационных норм родного языка. Использование образцов татарского речевого этикета по различным темам в учебном процессе и во внеклассных мероприятиях.

Чтение.

Понимание содержания прочитанного текста с соблюдением орфоэпических норм, определением логического ударения. Определение темы и основной мысли текста.

Письмо.

Формирование навыков письма букв, звукосочетаний, слогов, слов и предложений. Письмо под диктовку и переписывание текста на изученное правило. Составление небольшого письменного текста на основе просмотренной картины (рисунка) или видеозаписи, с привлечением увиденного (услышанного) материала.

Фонетика.

Звуки речи. Выделение отдельных гласных и согласных из прослушанного слова. Определение количества и последовательности  букв и звуков. Сравнение слов, отделяющихся друг от друга одним или несколькими буквами (звуками).

Определение гласных и согласных, твердых и мягких, ударных и безударных, звонких и глухих согласных.

Слог. Деление слова на слоги. Определение ударного слога.

Графика.

Понятие о буквах и звуках. Гласные и согласные звуки. Мягкие и твердые гласные и их буквенные обозначения.  Сравнение мягкого и твердого произношения слов. Значение гласных в твердом и мягком произношении слов. Буквы е, ë, ю, я. Твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки.

Чтение.

Формирование послоговое, беглое чтение с соблюдением произносительных норм. Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с соблюдением нужной интонации и паузы в соответствии с проставленными знаками препинания. Осознанное и выразительное чтение небольших текстов и стихотворений.

Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами).

Письмо.

Выполнение гигиенических норм при письме. Овладение быстрыми и ритмичными движениями руки и пальцев при письме. Правописание строчных и заглавных букв. Письмо под диктовку слов и предложений, у которых не расходятся произношение и правописание. Осознание необходимости соблюдения при письме таких графических средств, как интервал между словами, проставление знака переноса между ними.  

Слово и предложение.

Лексическое значение слова. Выделение слова из предложения. Наблюдение над порядком расположения  слов в предложении. Изменение порядка слов в предложении.

Орфография. Ознакомление с правилами орфографии:

• раздельное написание слов;

• написание букв о и ө в первом слоге татарских слов;

• заглавная буква в начале предложения, знаки препинания – точка, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения;

• деление слов на слоги, перенос слов по слогам.

Развитие речи. Понимание содержания прочитанного или прослушанного текста. Составление небольших текстов с использованием сюжетных картин, на основе личных наблюдений.

Систематический курс

Фонетика и орфоэпия.

Определение гласных и согласных звуков. Выделение ударных и безударных гласных, звонких и глухих согласных. Характеристика звуков: гласный-согласный, твердый-мягкий, звонкий-глухой. Деление на слоги. Произношение звуков и звукосочетаний с соблюдением орфоэпических норм современного литературного языка. Элементы фонетического анализа.

Графика.

Звуки и буквы. Твердые и мягкие согласные. Употребление разделительных знаков (ъ и ь). Соотношение звуков и букв в словах с е, ë, ю, я. Интервал между словами, знак переноса. Знание татарского алфавита. Использование алфавита при работе со справочной литературой.

Лексика.

Слово как единство произносимого и значимого. Определение семантики слова по толковому словарю. Наблюдения над однозначными и многозначными словами, над употреблением речи синонимов и антонимов.

Состав слова.

Понятие об однокоренных словах, их отличия от синонимов и омонимов. Определение корня слова и аффикса. Понятие о словообразовательных аффиксах. Выполнение упражнений с элементами словообразовательного анализа.

Морфология.

Понятие о частях речи. Имя существительное, его значение и употребление в речи. Вопросы имен существительных. Определение имен существительных, отвечающих на вопросы кем? нәрсә? Собственные и нарицательные имена. Формы единственного и множественного числа. Названия и вопросы падежей. Склонение имен существительных. Имена с аффиксами притяжательности. Выполнение упражнений на морфологический анализ существительных.

Имя прилагательное:  его значение и употребление в речи. Вопросы прилагательных, выражение различных признаков предметов. Степени сравнений имен прилагательных. Выполнение упражнений на морфологический анализ имен прилагательных.

Местоимения. Понятие о местоимениях. Личные местоимения: значение, употребление в речи, формы единственного и множественного числа, склонение личных местоимений.

Глагол. Значение глагола и употребление в речи. Определение глаголов, отвечающих на вопросы нишли? (что делает?), нишләде? (что делал?), нишләр? (что будет делать?). Спряжение глаголов. Формы настоящего, прошедшего и будущего времени. Утвердительная и отрицательная формы глаголов. Выполнение упражнений на морфологический анализ глаголов.

Наречие. Его значение, вопросы, употребление в речи.

Послелоги, их значение в речи.

Частицы да, дә, та, тә, гына, генә, кына, кенә, ук, үк, ич, бит. Правописание частиц.

Синтаксис.

Выделение слов, словосочетаний и предложений. Разные по цели высказывания предложения, знаки препинаний при них. Чтение различных коммуникативных предложений с соответствующей интонацией.

Понятие о главных членах предложения. Определение связи слов в  словосочетаниях и предложениях с помощью наводящих вопросов.

Определение предложений с однородными членами с союзами һәм, ә, ләкин. Составление собственных предложений с союзами и без них с интонацией перечисления.

Определение простых и сложных предложений.

Орфография и пунктуация.

Формирование орфографической зоркости, уместное использование правил правописания:

  •  правописание букв о, ө, э;
  •  правописание букв, обозначающих согласные звуки;
  •  перенос слов;
  •  заглавные буквы в начале предложения и в именах собственных;
  •  разделительные знаки (ъ, ь);
  •  твердые согласные [гъ], [къ];
  •  обозначение в письме звука гамза - һәмзә [ ’ ];
  •  знаки препинания в конце предложения;
  •  знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.

Развитие речи.

Выражение своего мнения с учетом ситуации, цели и адресата общения. Аргументированное выражение своего мнения. Овладение основными элементами проведения беседы: вводное слово, поддержание темы и ее продолжение, привлечение внимания собеседника и т.д. Усвоение норм татарского речевого этикета в процессе повседневной учебной деятельности и во внеклассных мероприятиях: приветствие, прощание, извинение, благодарение, обращение с просьбой и др. Особенности татарского речевого этикета при общении с собеседником, уровень владения которого не всегда соответствует требованиям программы.  Составление собственных речевых (монологических) высказываний описательного или оценочного характера.

Текст.

Понятие о тексте. Семантическое единство предложений в тексте. Озаглавливание текста. Последовательность составляющих текста. Абзац. Составление плана по содержанию текста. Составление текста по предложенному плану. Особенности описательного, повествовательного текста.

Особенности составления письменных текстов с учетом пунктуальности, правдивости, выразительности описываемых событий (фактов).

Ознакомление с различными видами изложений и сочинений (без заучивания правил): изложение на основе полного или частичного использования предложенного текста, изложение с элементами сочинения, повествовательно-описательное сочинение и др.

1 класс

Предварительный устный курс

Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски.  

Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.

Овладение начертанием письменных заглавных и строчных букв.

Букварный период

Составление слогов, слов, словосочетаний.  Формирование навыков составления предложений. Деление на слоги.

Ознакомление  с согласными звуками [б], [п], [д], [т], [ж],[ш], [з], [с], [и], [й], [л], [м], [н], [р], [у], [ф], [ц], [щ].

Специфика произношения звуков [а], [о], [э], [w], [гъ], [къ], [х], [ч], [ы] и обозначение их на письме.

Чтение слов, словосочетаний и предложений со звуками [ә], [ө], [ү], [җ], [ң], [һ].

Татарский язык

Речь.

Устная и письменная речь. Этика общения.

Слово и слог.

Деление слова на слоги. Произношение и правописание слогов и слов.

Звуки и буквы.

Алфавит. Слова с заглавной буквой.

Гласные звуки, их классификация. Перенос слов. Ударение.

Согласные звуки, их классификация.

Слова, выражающие предмет, его действие и признак.

От слова к предложению.  

Понятие о знаках препинаний в конце предложений. Понятие о главных членах предложения. Составление предложений, связь между словами.

Развитие связной речи.

2 класс

Звуки и буквы

Гласные звуки..Правописание букв, обозначающих гласные звуки.

Гласные  [а], [э], [о], [ө], [ы] в татарском и русском языках. Буквы я, ю, е и правописание слов с ними.

Согласные звонкие и глухие. Произношение согласных [w], [гъ], [къ], [х], [ч]; [җ], [ң], [һ].

Правописание и произношение слов с буквами ъ, ь.

Морфология.

Имя существительное.

Правописание собственных имен. Формы единственного и множественного числа. Правописание аффиксов множественного числа, сопоставление их с русским языком.

Глагол.

Понятие о временах глагола. Сопоставление с русским языком.

Имя прилагательное.

Употребление прилагательных в речи. Особенности прилагательных в татарском и русском языках.

Местоимения. Личные местоимения.

Слово. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Корень и окончание. Однокоренные слова.

Предложение. Текст. Подлежащие и сказуемое. Порядок слов (главных членов)  в предложении, сопоставление с русским языком.

Обобщенное повторение за год.

Развитие связной речи.

3 класс

Слово

Слово единство произносимого и семантического. Синонимы, омонимы и антонимы.

Ознакомление со словарями, формирование умение работать с ними.

Состав слова и словообразование.

Корень и аффикс. Производные слова. Однокоренные слова. Особенности присоединения аффиксов в татарском и русском языках. Сложные и парные слова.

Морфология.

Нарицательные и собственные имена существительные. Склонение имен существительных.

Имя прилагательное.

 Глагол.

Настоящее, прошедшее и будущее время, спряжение глаголов изъявительного наклонения. Сопоставление с временными и личными формами глаголов татарского и русского языков.

Местоимение.

Склонение личных местоимений.

Синтаксис.

Составление словосочетаний и  предложений с использованием изученных частей речи.

Предложения по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, повелительные, восклицательные. Определение главных членов предложения.

Понятие об определении. Особенности синтаксической связи между определением и определяемым словом в татарском языке.

Порядок слов (подлежащего и сказуемого, определения и определяемого слова) в татарском языке.

Обобщенное повторение за год.

Развитие связной речи.

4 класс

Морфология.

Имя существительное. Склонение существительных на звонкие, глухие и носовые согласные.

Имя прилагательное.  Степени сравнения прилагательных.

Имя числительное. Количественные и порядковые числительные. Особенности употребления существительных при числительных в татарском языке.

Местоимение. Указательные местоимения.

Глагол. Прошедшее и будущее время, спряжение глаголов изъявительного наклонения.

Синтаксис.

Словосочетание и предложение в татарском и русском языках, порядок слов в них.

Главные члены предложения. Выражения подлежащего существительными и личными местоимениями.

Выражение сказуемого глаголами изъявительного наклонения и прилагательными.

Второстепенные члены предложения. Выражение определения прилагательными и порядковыми числительными.

Понятие о дополнениях.

Нераспространенные и распространенные предложения.

Обобщенное повторение за год.

Развитие связной речи.


3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ

Основные темы программы

Всего часов

1 класс

Предварительный устный  курс

2

Букварный период.

21

Звуки и буквы.

9

2 класс

Повторение пройденного в первом классе. Предложение и виды предложений. Звук и слово. Алфавит. Заглавная буква. Гласные и согласные звуки.

5

 Гласные звуки. Правописание букв, обозначающих гласные звуки.  Гласные  [э], [о], [ө], [ы] в татарском и русском языках. Буквы я, ю, е и правописание слов с ними.

4

Согласные звонкие и глухие. Произношение согласных й  [w], [гъ], [къ], [х], [м]; [н], [ң], [һ].

5

Правописание и произношение слов с буквами ъ, ь.

1

Удвоенные согласные

1

Морфология. Имя существительное.

3

Имя прилагательное.

1

Глагол

1

Личные местоимения

1

Слово. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Корень и окончание. Однокоренные слова

6

Предложение. Текст. Подлежащие и сказуемое.

4

Контрольное списывание

2

Повторение

1

3 класс

Повторение пройденного во втором классе. Предложение. Звуки и буквы. Слог. Перенос слов. Части речи.

5

Слово. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Прямое и переносное значение слов.

5

Состав слова и словообразование.

4

Морфология. Имя существительное. Нарицательные и собственные имена существительные. Склонение имен существительных.

7

Имя прилагательное.

1

Глагол.  Настоящее, прошедшее и будущее время, спряжение глаголов изъявительного наклонения.

4

Местоимение. Склонение личных местоимений.

2

Частицы.

1

Синтаксис.

5

Контрольное списывание

2

4 класс

 Повторение пройденного в третьем классе. Предложение. Буквы и звуки.

2

Состав слова. Словообразование.

2

Морфология. Имя существительное.

4

Имя прилагательное.

4

Глагол.

8

Наречие

1

Местоимение.

2

Союзы

1

Синтаксис.

9

Контрольное списывание

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по татарскому языку и татарскому литературному чтению для русскоязычных учащихся 3 класса в коррекционной школе VIIII вида

Программа    Мәгариф һәм фән министрлыгы тәкъдим иткән “VIII төр махсус (коррекцияләү) мәктәпләрендә укучы рус телле б...

Рабочая программа по татарскому языку для 3 класса по программе ФГОС

Рабочая программа по татарскому языку по программе Р.З.Хайдаровой...

Рабочая программа по татарскому языку для 6 класса (Татарская группа)

6 нчы  сыйныфта, 5 нче сыйныфларда үткәннәрне кабатлаганнан соң, морфология турында гомуми мәгълүмат бирелә. Сүз төркемнәре турында төшенчә бирелә , аларның лексик-грамматик мәгънәсе, морфологик-...

Рабочая программа по татарскому языку для 6 класса с татарским языком обучения

Рабочая программа для 6 классов  по татарскому языку. В лицейских классах 4 часа татарского языка....

Рабочая программа по татарскому языку для 5 класса (татарская группа)

      5 нче сыйныфның татар төркеме өчен татар теленнән  эш программасы түбәндәге документларга нигезләнеп төзелде:-- Төп гомуми белем бирүнең Федераль дәүләт белем бирү ста...

Рабочая программа по татарскому языку для 5 класса (татарская группа)

      5 нче сыйныфның татар төркеме өчен татар теленнән  эш программасы түбәндәге документларга нигезләнеп төзелде:-- Төп гомуми белем бирүнең Федераль дәүләт белем бирү ста...

Рабочая программа по татарскому языку 1 класс (татарская группа)

I.Аңлатма язуы 1 нче сыйныфның татар төркеме өчен  татар теленнән   эш программасы  түбәндәге документларга нигезләнеп төзелде:...