Рабочая программа по татарскому языку
рабочая программа
Рабочие программы учебного предмета "Родной ( татарский) язык".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.docx | 33.62 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
начального общего образования
Наименование учебного предмета: Родной (татарский) язык
Срок реализации программы: 4 года
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» №273- ФЗ, требованиями «Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года №373 (с изменениями и дополнениями), с основной образовательной программой начального общего образования.
- ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ (ТАТАРСКИЙ) ЯЗЫК»
Планируемые предметные результаты освоения с учетом общих требований Стандарта и специфики учебного предмета «Родной (татарский) язык» должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования:
- овладение первоначальными знаниями о единстве и многообразии языкового и культурного пространства народов Российской Федерации;
- осознание языка как значимой части национальной культуры, как средства общения между разными народами;
- воспитание позитивного отношения к овладению литературными нормами устной и письменной речи;
- овладение орфоэпическими, лексическими и грамматическими нормами татарского языка, первоначальными сведениями о татарском речевом этикете, умение выборочного использования языкового материала, необходимого для коммуникации в объеме изученного программного материала;
- использование полученных знаний по татарскому языку в познавательной и коммуникативной деятельности при различных жизненных ситуациях (в учебном процессе и во внеклассных мероприятиях).
В результате усвоения татарского языка учащиеся осознают язык как средство коммуникации, как национально-культурный феномен. К концу 4-го класса они воспринимают владение нормами устной и письменной речи по родному языку как показатель развития общей культуры человека.
Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного контроля, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ.
- СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ (ТАТАРСКИЙ) ЯЗЫК»
Материал учебного предмета «Родной (татарский) язык» для общеобразовательных организаций с обучением на русском языке (1-4 классы) структурирован в соответствии с видами речевой деятельности и следующими разделами языкознания: фонетика и орфография, лексикология, морфемика и словообразование, морфология, синтаксис, орфография и пунктуация, развитие речи.
Аудирование.
Понимание содержания прослушанного текста, ответы на вопросы по его содержанию, проведение беседы с целью определения основной мысли текста.
Говорение.
Использование изученных языковых единиц с учетом речевой ситуации. Составление диалогической и монологической речи с соблюдением орфоэпических и интонационных норм родного языка. Использование образцов татарского речевого этикета по различным темам в учебном процессе и во внеклассных мероприятиях.
Чтение.
Понимание содержания прочитанного текста с соблюдением орфоэпических норм, определением логического ударения. Определение темы и основной мысли текста.
Письмо.
Формирование навыков письма букв, звукосочетаний, слогов, слов и предложений. Письмо под диктовку и переписывание текста на изученное правило. Составление небольшого письменного текста на основе просмотренной картины (рисунка) или видеозаписи, с привлечением увиденного (услышанного) материала.
Фонетика.
Звуки речи. Выделение отдельных гласных и согласных из прослушанного слова. Определение количества и последовательности букв и звуков. Сравнение слов, отделяющихся друг от друга одним или несколькими буквами (звуками).
Определение гласных и согласных, твердых и мягких, ударных и безударных, звонких и глухих согласных.
Слог. Деление слова на слоги. Определение ударного слога.
Графика.
Понятие о буквах и звуках. Гласные и согласные звуки. Мягкие и твердые гласные и их буквенные обозначения. Сравнение мягкого и твердого произношения слов. Значение гласных в твердом и мягком произношении слов. Буквы е, ë, ю, я. Твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки.
Чтение.
Формирование послоговое, беглое чтение с соблюдением произносительных норм. Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с соблюдением нужной интонации и паузы в соответствии с проставленными знаками препинания. Осознанное и выразительное чтение небольших текстов и стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами).
Письмо.
Выполнение гигиенических норм при письме. Овладение быстрыми и ритмичными движениями руки и пальцев при письме. Правописание строчных и заглавных букв. Письмо под диктовку слов и предложений, у которых не расходятся произношение и правописание. Осознание необходимости соблюдения при письме таких графических средств, как интервал между словами, проставление знака переноса между ними.
Слово и предложение.
Лексическое значение слова. Выделение слова из предложения. Наблюдение над порядком расположения слов в предложении. Изменение порядка слов в предложении.
Орфография. Ознакомление с правилами орфографии:
• раздельное написание слов;
• написание букв о и ө в первом слоге татарских слов;
• заглавная буква в начале предложения, знаки препинания – точка, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения;
• деление слов на слоги, перенос слов по слогам.
Развитие речи. Понимание содержания прочитанного или прослушанного текста. Составление небольших текстов с использованием сюжетных картин, на основе личных наблюдений.
Систематический курс
Фонетика и орфоэпия.
Определение гласных и согласных звуков. Выделение ударных и безударных гласных, звонких и глухих согласных. Характеристика звуков: гласный-согласный, твердый-мягкий, звонкий-глухой. Деление на слоги. Произношение звуков и звукосочетаний с соблюдением орфоэпических норм современного литературного языка. Элементы фонетического анализа.
Графика.
Звуки и буквы. Твердые и мягкие согласные. Употребление разделительных знаков (ъ и ь). Соотношение звуков и букв в словах с е, ë, ю, я. Интервал между словами, знак переноса. Знание татарского алфавита. Использование алфавита при работе со справочной литературой.
Лексика.
Слово как единство произносимого и значимого. Определение семантики слова по толковому словарю. Наблюдения над однозначными и многозначными словами, над употреблением речи синонимов и антонимов.
Состав слова.
Понятие об однокоренных словах, их отличия от синонимов и омонимов. Определение корня слова и аффикса. Понятие о словообразовательных аффиксах. Выполнение упражнений с элементами словообразовательного анализа.
Морфология.
Понятие о частях речи. Имя существительное, его значение и употребление в речи. Вопросы имен существительных. Определение имен существительных, отвечающих на вопросы кем? нәрсә? Собственные и нарицательные имена. Формы единственного и множественного числа. Названия и вопросы падежей. Склонение имен существительных. Имена с аффиксами притяжательности. Выполнение упражнений на морфологический анализ существительных.
Имя прилагательное: его значение и употребление в речи. Вопросы прилагательных, выражение различных признаков предметов. Степени сравнений имен прилагательных. Выполнение упражнений на морфологический анализ имен прилагательных.
Местоимения. Понятие о местоимениях. Личные местоимения: значение, употребление в речи, формы единственного и множественного числа, склонение личных местоимений.
Глагол. Значение глагола и употребление в речи. Определение глаголов, отвечающих на вопросы нишли? (что делает?), нишләде? (что делал?), нишләр? (что будет делать?). Спряжение глаголов. Формы настоящего, прошедшего и будущего времени. Утвердительная и отрицательная формы глаголов. Выполнение упражнений на морфологический анализ глаголов.
Наречие. Его значение, вопросы, употребление в речи.
Послелоги, их значение в речи.
Частицы да, дә, та, тә, гына, генә, кына, кенә, ук, үк, ич, бит. Правописание частиц.
Синтаксис.
Выделение слов, словосочетаний и предложений. Разные по цели высказывания предложения, знаки препинаний при них. Чтение различных коммуникативных предложений с соответствующей интонацией.
Понятие о главных членах предложения. Определение связи слов в словосочетаниях и предложениях с помощью наводящих вопросов.
Определение предложений с однородными членами с союзами һәм, ә, ләкин. Составление собственных предложений с союзами и без них с интонацией перечисления.
Определение простых и сложных предложений.
Орфография и пунктуация.
Формирование орфографической зоркости, уместное использование правил правописания:
- правописание букв о, ө, э;
- правописание букв, обозначающих согласные звуки;
- перенос слов;
- заглавные буквы в начале предложения и в именах собственных;
- разделительные знаки (ъ, ь);
- твердые согласные [гъ], [къ];
- обозначение в письме звука гамза - һәмзә [ ’ ];
- знаки препинания в конце предложения;
- знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.
Развитие речи.
Выражение своего мнения с учетом ситуации, цели и адресата общения. Аргументированное выражение своего мнения. Овладение основными элементами проведения беседы: вводное слово, поддержание темы и ее продолжение, привлечение внимания собеседника и т.д. Усвоение норм татарского речевого этикета в процессе повседневной учебной деятельности и во внеклассных мероприятиях: приветствие, прощание, извинение, благодарение, обращение с просьбой и др. Особенности татарского речевого этикета при общении с собеседником, уровень владения которого не всегда соответствует требованиям программы. Составление собственных речевых (монологических) высказываний описательного или оценочного характера.
Текст.
Понятие о тексте. Семантическое единство предложений в тексте. Озаглавливание текста. Последовательность составляющих текста. Абзац. Составление плана по содержанию текста. Составление текста по предложенному плану. Особенности описательного, повествовательного текста.
Особенности составления письменных текстов с учетом пунктуальности, правдивости, выразительности описываемых событий (фактов).
Ознакомление с различными видами изложений и сочинений (без заучивания правил): изложение на основе полного или частичного использования предложенного текста, изложение с элементами сочинения, повествовательно-описательное сочинение и др.
1 класс
Предварительный устный курс
Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски.
Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.
Овладение начертанием письменных заглавных и строчных букв.
Букварный период
Составление слогов, слов, словосочетаний. Формирование навыков составления предложений. Деление на слоги.
Ознакомление с согласными звуками [б], [п], [д], [т], [ж],[ш], [з], [с], [и], [й], [л], [м], [н], [р], [у], [ф], [ц], [щ].
Специфика произношения звуков [а], [о], [э], [w], [гъ], [къ], [х], [ч], [ы] и обозначение их на письме.
Чтение слов, словосочетаний и предложений со звуками [ә], [ө], [ү], [җ], [ң], [һ].
Татарский язык
Речь.
Устная и письменная речь. Этика общения.
Слово и слог.
Деление слова на слоги. Произношение и правописание слогов и слов.
Звуки и буквы.
Алфавит. Слова с заглавной буквой.
Гласные звуки, их классификация. Перенос слов. Ударение.
Согласные звуки, их классификация.
Слова, выражающие предмет, его действие и признак.
От слова к предложению.
Понятие о знаках препинаний в конце предложений. Понятие о главных членах предложения. Составление предложений, связь между словами.
Развитие связной речи.
2 класс
Звуки и буквы
Гласные звуки..Правописание букв, обозначающих гласные звуки.
Гласные [а], [э], [о], [ө], [ы] в татарском и русском языках. Буквы я, ю, е и правописание слов с ними.
Согласные звонкие и глухие. Произношение согласных [w], [гъ], [къ], [х], [ч]; [җ], [ң], [һ].
Правописание и произношение слов с буквами ъ, ь.
Морфология.
Имя существительное.
Правописание собственных имен. Формы единственного и множественного числа. Правописание аффиксов множественного числа, сопоставление их с русским языком.
Глагол.
Понятие о временах глагола. Сопоставление с русским языком.
Имя прилагательное.
Употребление прилагательных в речи. Особенности прилагательных в татарском и русском языках.
Местоимения. Личные местоимения.
Слово. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Корень и окончание. Однокоренные слова.
Предложение. Текст. Подлежащие и сказуемое. Порядок слов (главных членов) в предложении, сопоставление с русским языком.
Обобщенное повторение за год.
Развитие связной речи.
3 класс
Слово
Слово единство произносимого и семантического. Синонимы, омонимы и антонимы.
Ознакомление со словарями, формирование умение работать с ними.
Состав слова и словообразование.
Корень и аффикс. Производные слова. Однокоренные слова. Особенности присоединения аффиксов в татарском и русском языках. Сложные и парные слова.
Морфология.
Нарицательные и собственные имена существительные. Склонение имен существительных.
Имя прилагательное.
Глагол.
Настоящее, прошедшее и будущее время, спряжение глаголов изъявительного наклонения. Сопоставление с временными и личными формами глаголов татарского и русского языков.
Местоимение.
Склонение личных местоимений.
Синтаксис.
Составление словосочетаний и предложений с использованием изученных частей речи.
Предложения по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, повелительные, восклицательные. Определение главных членов предложения.
Понятие об определении. Особенности синтаксической связи между определением и определяемым словом в татарском языке.
Порядок слов (подлежащего и сказуемого, определения и определяемого слова) в татарском языке.
Обобщенное повторение за год.
Развитие связной речи.
4 класс
Морфология.
Имя существительное. Склонение существительных на звонкие, глухие и носовые согласные.
Имя прилагательное. Степени сравнения прилагательных.
Имя числительное. Количественные и порядковые числительные. Особенности употребления существительных при числительных в татарском языке.
Местоимение. Указательные местоимения.
Глагол. Прошедшее и будущее время, спряжение глаголов изъявительного наклонения.
Синтаксис.
Словосочетание и предложение в татарском и русском языках, порядок слов в них.
Главные члены предложения. Выражения подлежащего существительными и личными местоимениями.
Выражение сказуемого глаголами изъявительного наклонения и прилагательными.
Второстепенные члены предложения. Выражение определения прилагательными и порядковыми числительными.
Понятие о дополнениях.
Нераспространенные и распространенные предложения.
Обобщенное повторение за год.
Развитие связной речи.
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
Основные темы программы | Всего часов |
1 класс | |
Предварительный устный курс | 2 |
Букварный период. | 21 |
Звуки и буквы. | 9 |
2 класс | |
Повторение пройденного в первом классе. Предложение и виды предложений. Звук и слово. Алфавит. Заглавная буква. Гласные и согласные звуки. | 5 |
Гласные звуки. Правописание букв, обозначающих гласные звуки. Гласные [э], [о], [ө], [ы] в татарском и русском языках. Буквы я, ю, е и правописание слов с ними. | 4 |
Согласные звонкие и глухие. Произношение согласных й [w], [гъ], [къ], [х], [м]; [н], [ң], [һ]. | 5 |
Правописание и произношение слов с буквами ъ, ь. | 1 |
Удвоенные согласные | 1 |
Морфология. Имя существительное. | 3 |
Имя прилагательное. | 1 |
Глагол | 1 |
Личные местоимения | 1 |
Слово. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Корень и окончание. Однокоренные слова | 6 |
Предложение. Текст. Подлежащие и сказуемое. | 4 |
Контрольное списывание | 2 |
Повторение | 1 |
3 класс | |
Повторение пройденного во втором классе. Предложение. Звуки и буквы. Слог. Перенос слов. Части речи. | 5 |
Слово. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Прямое и переносное значение слов. | 5 |
Состав слова и словообразование. | 4 |
Морфология. Имя существительное. Нарицательные и собственные имена существительные. Склонение имен существительных. | 7 |
Имя прилагательное. | 1 |
Глагол. Настоящее, прошедшее и будущее время, спряжение глаголов изъявительного наклонения. | 4 |
Местоимение. Склонение личных местоимений. | 2 |
Частицы. | 1 |
Синтаксис. | 5 |
Контрольное списывание | 2 |
4 класс | |
Повторение пройденного в третьем классе. Предложение. Буквы и звуки. | 2 |
Состав слова. Словообразование. | 2 |
Морфология. Имя существительное. | 4 |
Имя прилагательное. | 4 |
Глагол. | 8 |
Наречие | 1 |
Местоимение. | 2 |
Союзы | 1 |
Синтаксис. | 9 |
Контрольное списывание | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по татарскому языку и татарскому литературному чтению для русскоязычных учащихся 3 класса в коррекционной школе VIIII вида
Программа Мәгариф һәм фән министрлыгы тәкъдим иткән “VIII төр махсус (коррекцияләү) мәктәпләрендә укучы рус телле б...
Рабочая программа по татарскому языку для 3 класса по программе ФГОС
Рабочая программа по татарскому языку по программе Р.З.Хайдаровой...
Рабочая программа по татарскому языку для 6 класса (Татарская группа)
6 нчы сыйныфта, 5 нче сыйныфларда үткәннәрне кабатлаганнан соң, морфология турында гомуми мәгълүмат бирелә. Сүз төркемнәре турында төшенчә бирелә , аларның лексик-грамматик мәгънәсе, морфологик-...
Рабочая программа по татарскому языку для 6 класса с татарским языком обучения
Рабочая программа для 6 классов по татарскому языку. В лицейских классах 4 часа татарского языка....
Рабочая программа по татарскому языку для 5 класса (татарская группа)
5 нче сыйныфның татар төркеме өчен татар теленнән эш программасы түбәндәге документларга нигезләнеп төзелде:-- Төп гомуми белем бирүнең Федераль дәүләт белем бирү ста...
Рабочая программа по татарскому языку для 5 класса (татарская группа)
5 нче сыйныфның татар төркеме өчен татар теленнән эш программасы түбәндәге документларга нигезләнеп төзелде:-- Төп гомуми белем бирүнең Федераль дәүләт белем бирү ста...
Рабочая программа по татарскому языку 1 класс (татарская группа)
I.Аңлатма язуы 1 нче сыйныфның татар төркеме өчен татар теленнән эш программасы түбәндәге документларга нигезләнеп төзелде:...