Конкурсная работа ЕЖЕГОДНАЯ ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА НАУЧНЫХ И СТУДЕНЧЕСКИХ РАБОТ В СФЕРЕ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ Инновационный проект "Учитесь властвовать собой"
проект по психологии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) по теме
Содержание
1. Актуальность проекта, цели и задачи, ожидаемые результаты с. 3-6
2. План (календарный) мероприятий по предупреждению и профилактике злоупотребления ПАВ и предупреждению асоциального поведения среди детей и подростков с. 7-19
3. Результаты и перспективы внедрения и реализации проекта с. 20
4. Мониторинг наркоситуации по вопросам оценочных суждений об отношении к алкоголю и наркотическим веществам с. 21-27
5. Психологические занятия в рамках программы «Я и моё будущее» с. 28-32
6. Тренинг для родителей «Что я знаю о наркотиках?» с. 33-34
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_profilaktike_narkomanii.docx | 57.86 КБ |
Предварительный просмотр:
«Ежегодная всероссийская олимпиада научных и студенческих работ в сфере профилактики наркомании»
Муниципальное казённое образовательное учреждение
Митрофановская средняя общеобразовательная школа
Кантемировского района Воронежской области
Инновационный проект
«Учитесь властвовать собой»
Подготовила: Шевенько Галина Александровна
педагог – психолог
2015 год
Содержание
1. Актуальность проекта, цели и задачи, ожидаемые результаты с. 3-6
2. План (календарный) мероприятий по предупреждению и профилактике злоупотребления ПАВ и предупреждению асоциального поведения среди детей и подростков с. 7-19
3. Результаты и перспективы внедрения и реализации проекта с. 20
4. Мониторинг наркоситуации по вопросам оценочных суждений об отношении к алкоголю и наркотическим веществам с. 21-27
5. Психологические занятия в рамках программы «Я и моё будущее» с. 28-32
6. Тренинг для родителей «Что я знаю о наркотиках?» с. 33-34
Не спешите в ад.
В белых вишнях сад –
Жизнь всего одна
Каждому дана.
Актуальность проекта:
Можно констатировать тот факт, что все предпринимаемые попытки остановить рост детского алкоголизма, курения, наркомании до сих пор не увенчались успехом. Одна из наиболее существенных причин – крайнее упрощенное представление о профилактике. Традиционно усилия специалистов – медиков, юристов, политиков сосредоточены на воздействии внешних (по отношению к человеку) запретов, которые плохо защищают подростка.
Опыт доказывает, что в детско-подростковой среде необходимо сделать акцент на формирование личностного иммунитета к соблазну употребления ПАВ, предупредить возникновение желания к их употреблению. Данное положение дел требует комплексной первичной профилактики употребления ПАВ, т.к. отсутствие целостной научно обоснованной системы профилактики аддиктивного поведения, в первую очередь среди учащихся, не позволяет оказывать адекватное противодействие этим негативным явлениям.
Первичная профилактика потребления ПАВ должна быть направлена на предотвращение аддиктивного поведения подростков – потенциальных и реальных потребителей алкоголя, наркотических и токсических веществ. Объектом превентивной работы должны являться дети всех возрастов, начиная с младшего школьного возраста. Родители, педагоги, медицинские работники и общественность должны стать наиболее активными субъектами профилактики отклоняющегося поведения и употребления ПАВ подростками.
Многие родители, даже ответственно относящиеся к выполнению своих родительских обязанностей, не обладают достаточными знаниями о критериях здоровья, о причинах, признаках и последствиях употребления
ПАВ, о способах своевременного выявления и предупреждения различных
форм отклоняющегося поведения. Сложившееся положение обуславливает необходимость реализации дополнительных мер направленных на повышение уровня осведомленности родителей, педагогических работников и детей о ПАВах и мерах противодействия ее распространению, а также степени их участия в организации профилактической работы с детьми и подростками.
Успешная профилактика ПАВ связывается исследователями с наличием положительных социально-психологических навыков. Эти навыки обеспечивают умение отказываться от рискованных предложений, видеть положительные и отрицательные стороны явлений, взаимодействовать со сверстниками, дружить, выражать правильно свои чувства.
Дети подражают поведению друг друга. Некоторые авторы считают, что наибольшее влияние на установки и поведение детей оказывают сверстники. Это влияние может быть позитивным и негативным, особенно в употреблении алкоголя и курении. Одна из задач проекта – помощь детям и подросткам в построении позитивных взаимоотношений со сверстниками, обучение умения выбирать друзей.
Многочисленные исследования дают основание полагать, что одной информации для изменения поведения недостаточно. Дети и подростки должны приобрести оптимум знаний для того, чтобы самостоятельно критически мыслить и правильно строить поведение.
Проблемы, решению которых будет способствовать проект:
Изменение ценностного отношения подростков к наркотикам:
- отсутствие полной информации об отношении подростков образовательного учреждения к употреблению ПАВ;
- отсутствие информации о ценностных ориентациях подростков образовательного учреждения;
- отсутствие у учащихся убеждений о разрушительном воздействии наркотиков на организм;
- отсутствие у учащихся навыков преодоления трудных жизненных ситуаций, стрессопрфилактика.
Цель проекта:
создание системы информационно - пропагандической работы с родителями, детьми и подростками по формированию необходимых жизненных навыков, способствующих негативному отношению к употреблению ПАВ и профилактике асоциального поведения школьников.
Задачи проекта:
1. Развитие социальной и личностной компетентности:
- способствовать осознанию и усвоению детьми основных человеческих ценностей;
- формировать у детей и подростков психосоциальные и психогигиенические навыки принятия решений, критического мышления;
- формировать умение сказать «нет» в условиях негативного
воздействия окружающей среды;
- повысить самооценку детей;
- сформировать установку «ведение здорового образа жизни».
2. Выработка навыков самозащиты:
- формирование навыков сопротивления негативному влиянию сверстников, рекламы, поступающей через каналы СМИ;
- формирование устойчивости к воздействию эмоционального стресса, умения правильно оценивать проблемные ситуации и принимать адекватные решения;
- информирование о психоэмоциональных, физиологических, соматических и социальных последствиях потребления ПАВ.
3.Предупреждение возникновения проблем общения и взаимоотношений:
- обучить детей методам решения жизненных проблем и конфликтных ситуаций, навыкам эффективного общения, преодоления стресса и снятия напряжения без применения ПАВ;
- умение контролировать собственное поведение, адекватно оценивать себя и окружающих;
- сформировать навыки регуляции эмоций.
Ожидаемые результаты:
1. Уменьшение факторов риска злоупотребления ПАВ.
2.Улучшение состояния психического и физического здоровья учащихся.
3. Увеличение числа сторонников профилактике ПАВ.
Участники проекта:
Учащиеся 1-11 классов, заместитель директора по воспитательной работе, социальные педагоги, классные руководители, родители учащихся.
Новизна проекта: Эффективность профилактической работы злоупотребления ПАВ и асоциального поведения среди детей и подростков повышается благодаря использованию ресурсов кабинета психолога (психологической разгрузки) – это сухой бассейн, пузырьковые колонны, безопасные зеркала, мягкие игрушки, сенсорный пол, что способствует усилению чувств и эмоций при проведении тренинговых упражнений, позволяет более качественно проводить релаксацию. Техническое оснащение кабинетов помогает визуальному восприятию материала. В диагностической работе используются компьютерные психологические методики.
Продолжительность реализации проекта: 2 учебных года
План мероприятий по предупреждению и профилактике злоупотребления ПАВ и предупреждению асоциального поведения среди детей и подростков
Календарный план реализации программы
февраль – август 2015 года
№ | Мероприятие | Срок исполнения | Ответственные |
1 | МО классных руководителей «Работа с детьми «группы риска» | январь | Замдиректора по ВР, Психолог, социальный педагог |
2 | Анкетирование учащихся и педагогов школы на их отношение к курению | январь | Отряд волонтеров |
3 | Оформление паспорта, плана работы на 2 полугодие школьного наркопоста | январь | Замдиректора по ВР |
4 | Тестирование учащихся на предмет употребления ПАВ | февраль | Классные руководители, замдиректора по ВР |
5 | Родительские собрания по параллелям в рамках антинаркотической акции «Родительский урок» | февраль | Классные руководители |
6 | Комплекс мероприятий, проводимый в рамках антинаркотической акции «Родительский урок» | февраль | Замдиректора по ВР, наркопост |
7 | День здоровья | Февраль, апрель | замдир по ВР ,уч.физ-ры, кл. руководители |
8 | Проведение спортивно-массовых мероприятий | февраль | Учителя физкультуры |
9 | Выборочное анкетирование среди учащихся с целью выявления уровня знаний о факторах риска | март | Психолог, классные руководители |
10 | Классные часы по результатам анкетирования о выявлении уровня знаний о факторах риска | апрель | Классные руководители, психолог |
11 | Оформление уголка по антинаркотической тематике с указанием телефонов доверия | апрель | наркопост |
12 | В целях контроля вести учет посещаемости школы детьми, состоящими на разных категориях учёта, контролировать их занятость во время каникул. | В течение года | Классные руководители |
13 | Проводить заседания Совета профилактики правонарушений. | Ежемесячно | Зам.директора по ВР |
14 | Проводить рейды в семьи детей, оказавшихся в социально-опасном положении и семьи, чьи дети состоят на различных категориях учёта | В течение года | Кл. руководители Инспектор по охране прав детства |
15 | Организация летней оздоровительной площадки дневного пребывания, посвящённой здоровому образу жизни | Июнь | Замдиректора по ВР, начальник летней оздоровительной площадки |
16 | МО классных руководителей «Анализ состояния профилактической работы за 2009 – 2010 учебный год» | Июнь | Замдиректора по ВР, психолог, наркопост |
17 | Отчет о работе наркопоста за 2009-2010 год | Август | Замдиректора по ВР |
18 | Утверждение плана работы Совета профилактики школы | август | Замдиректора по ВР |
19 | Утверждение плана работы наркопоста | август | Замдиректора по ВР |
20 | Выпуск фотогазет «Мир наших увлечений» | март | Лидеры классов |
21 | Обучающие семинары для работников школы с целью введения их в проблему, включение в деятельность по реализации данной системы профилактики | июнь | Замдиректора по ВР, психолог |
22 | Организация летней занятости подростков | июнь | Замдиректора по ВР |
23 | Коррекция и развитие адаптационных возможностей детей «группы риска» по программам «Волна», «Комфорт» | В течение года | Психолог школы |
2015 – 2016 учебный год
№ | Мероприятие | Срок | Ответственные |
1 | Составление социальных паспортов школы и классов с целью получения необходимой информации о детях, обучающихся в школе. | Сентябрь | Классные руководители, Социальный педагог |
2 | Привлечение учащихся к культурно-досуговой деятельности (кружки, секции). | В течение всего года | Соцпедагог, кл. руковод, руководители кружков |
3 | Составление базы данных по учащимся, имеющим отклонения в поведении, и семьям неблагополучного характера с целью последующей помощи им. | Сентябрь | Соц. Педагог, Кл. руководители. |
4 | Организация и проведение Дня здоровья | 1 раз в четверть | Замдиректора по ВР, Кл.руководители, учителя физкультуры |
5 | Комплекс мероприятий, проводимый в рамках Месячника профилактики правонарушений и наркозависимости. | Октябрь-ноябрь | Соц. Педагог, классные руководители, инспектор ПДН УВД, наркопост, родительская общественность |
6 | Беседы врача нарколога и терапевта с учащимися 10- 11 – ых классов (беседа со специалистами, мероприятия по профилактике употребления психически-активных веществ среди несовершеннолетних). | В течение года | Замдиректора по ВР, Классные руководители |
7 | Конкурс плакатов, рисунков «Мы выбираем здоровье» | Ноябрь | Классные руководители |
8 | Выявление объема знаний и представлений подростков о наркотиках | Ноябрь | Классные руководители, психолог |
9 | Классные часы по результатам анкетирования | Ноябрь | Кл руководители |
10 | Участие в легкоатлетическом кроссе, спартакиаде школьников | По особому плану | Учителя физ. Культуры |
11 | Волонтёрское движение на базе 5-9 классах по организации пропаганды ЗОЖ и правил безопасного поведения. | В течение года | Замдиректора по ВР |
12 | Освещение работы наркопоста и отряда волонтеров на школьном сайте и в школьной газете | 1 раз в месяц | Замдиректора по ВР |
13 | Подготовка и распространение специальных материалов антинаркотической направленности: буклеты, брошюры, социальная реклама | 1 раз в полугодие | Наркопост |
14 | Радиолинейка “Наркотики: зависимость и последствия” | Ноябрь | Наркопост |
15 | Вести журнал взаимодействия систем и служб профилактики | В течение года | Замдиректора по ВР, психолог, инспектор по охране прав детства |
16 | В целях контроля вести учет посещаемости школы детьми, состоящими на разных категориях учёта, контролировать их занятость во время каникул. | В течение года | Соц. Педагог |
17 | Проводить заседания Совета профилактики правонарушений. | Ежемесячно | Зам.директора по УВР |
18 | Проводить рейды в семьи детей, оказавшихся в социально-опасном положении и семьи, чьи дети состоят на различных категориях учёта | В течение года | Классные рук. Инспектор по охране прав детства |
19 | Оформить выставки книг: “Берегите здоровье смолоду”, “Экология и проблемы ХХI”. | 1 полугодие | Библиотекарь |
20 | Провести беседы с просмотром видеофильмов по темам: “Наркомания”, “В ХХI век без наркотиков”, “Виртуальная агрессия” | 1 полугодие | Классные руководители |
21 | Подобрать материалы к родительским собраниям и классным часам по темам: “Режим дня школьника”, “Физическая активность и здоровье”, “Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек”, “ЗОЖ, закаливание”, “СПИД и его профилактика”, “Предупреждение алкоголизма, наркомании, табакокурения”, “Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека. Вред гиподинамии”. | 1 полугодие | Библиотекарь |
22 | Конкурс рисунков (9 кл), посвященный Дню борьбы со СПИДом. | Декабрь | Классные руководители |
23 | Регулярно проводить классные часы, родительские собрания, анкетирование по проблемам ПАВ, беседы с детьми и родителями, консультации для родителей учащихся, имеющих отклонения в поведении и замеченных в употреблении ПАВ. | В течение периода реализации программы | Классные руководители, психолог, инспектор ПДН, КДН |
24 | Участие во Всероссийском уроке здоровья | Апрель | Зам. Директора по ВР, мед. Работник, учителя физ.культуры |
25 | Организация выставок творческих работ учащихся по здоровому образу жизни. | В течение года | Учитель ИЗО, Кл. руководители, |
26 | Следить за соблюдением санитарно-гигиенического режима в школе. | В течение года | Мед. Работник |
27 | Обучение педагогических работников ОУ современным формам и методам своевременного выявления первичных признаков девиантного поведения и злоупотреблениями психоактивными веществами среди обучающихся | В течение года | Зам. Директора по ВР, Работники здравоохранения, Психолог, Инспектор ПДН УВД |
28 | Организация летней оздоровительной площадки дневного пребывания, посвящённой здоровому образу жизни | Июнь | Замдиректора по ВР, начальник летней оздоровительной площадки |
29 | Отчет о работе наркопоста за 2010-2011 год | август | Замдиректора по ВР |
30 | Утверждение плана работы совета профилактики школы | август | Замдиректора по ВР |
31 | Утверждение плана работы наркопоста | август | Замдиректора по ВР |
32 | Проведение спортивно-массовых мероприятий | февраль | Учителя физкультуры |
33 | Семинары для классных руководителей «Возрастные особенности подростков» «Особенности отношения детей к наркотикам» | Сентябрь, Ноябрь | Замдиректора по ВР, психолог |
34 | Тренинги учителей по формированию у обучающихся умений и навыков отказа | В течение года | Психолог |
35 | Профилактические мероприятия для формирования умений и навыков отказа | 2 полугодие | Классные руководители, психолог |
36 | Тренинги для подростков с целью формирования ответственности за свое поведение | 1 полугодие | Психолог |
37 | Организация досуговых мероприятий с целью формирования у подростков принятия себя через вовлечение в новые виды деятельности | В течение года | Замдиректора по ВР, классные руководители |
38 | Создание службы доверия по оказанию помощи подросткам из «группы риска». | 2 полугодие | Психолог |
39 | Уроки по программам 1-4 кл «Полезные привычки», для 5-7 и 8-9 классов «Полезные навыки» и «Полезный выбор» для 10-11 | В течение года | Классные руководители |
40 | Организация летней занятости подростков | июнь | Замдиректора по ВР |
41 | Акция «Нет, наркотикам!» | ноябрь | Классные руководители, наркопост |
42 | Проведение спортивных мероприятий под девизом «Спорт без наркотиков!» | В течение года | Учителя физкультуры |
43 | Создание программы «Школа волонтеров» | октябрь | Замдиректора по ВР |
44 | Организация работы Школы волонтеров | В течение года | Замдиректора по ВР |
45 | Коррекция и развитие адаптационных возможностей детей «группы риска» | В течение года | Психолог школы |
2016 – 2017 учебный год
№ | Мероприятие | Срок | Ответственные |
1 | Составление социальных паспортов школы и классов с целью получения необходимой информации о детях, обучающихся в школе. | Сентябрь | Классные руководители, Социальный педагог |
2 | Вовлечение обучающихся в неаудиторную занятость | В течение всего года | Соцпедагог, кл. руковод, руководители кружков |
3 | Составление базы данных по учащимся, имеющим отклонения в поведении, и семьям неблагополучного характера с целью последующей помощи им. | Сентябрь | Соц. Педагог, Кл. руководители. |
4 | Организация и проведение Дня здоровья | 1 раз в четверть | Замдиректора по ВР, Кл.руководители, учителя физкультуры |
5 | Комплекс мероприятий, проводимый в рамках Месячника профилактики правонарушений и наркозависимости. | Октябрь-ноябрь | Соц. Педагог, классные руководители, инспектор ПДН УВД, наркопост, родительская общественность |
6 | Беседы врача нарколога и терапевта с учащимися 7- 9 – ых классов (беседа со специалистами, мероприятия по профилактике употребления психически-активных веществ среди несовершеннолетних). | В течение года | Замдиректора по ВР, Классные руководители |
7 | Конкурс плакатов, рисунков «Мы выбираем здоровье» | Ноябрь | Классные руководители |
8 | Провести анкетирование учащихся 6, 8, 7 классов с целью выявления отношения детей разного возраста к ПАВ. | Ноябрь | Классные руководители, психолог |
9 | Классные часы по результатам анкетирования | Ноябрь | Кл руководители |
10 | Участие в легкоатлетическом кроссе, спартакиаде школьников | По особому плану | Учителя физ. Культуры |
11 | Волонтёрское движение на базе 7-11 классов по организации пропаганды ЗОЖ и правил безопасного поведения, профилактики алкоголизма, наркомании, ВИЧ/СПИДа и профилактику ранней сексуальной жизни «Шаг на встречу», «Жизненные навыки», «Ты +Я» | В течение года | Замдиректора по ВР |
12 | Освещение работы наркопоста и отряда волонтеров на школьном сайте и в школьной газете | 1 раз в месяц | Замдиректора по ВР |
13 | Подготовка и распространение специальных материалов антинаркотической направленности: буклеты, брошюры, социальная реклама | 1 раз в полугодие | Наркопост |
14 | Радиолинейка “Наркотики: зависимость и последствия” | Ноябрь | Наркопост |
15 | Вести журнал взаимодействия систем и служб профилактики | В течение года | Замдиректора по ВР, психолог, инспектор по охране прав детства |
16 | В целях контроля вести учет посещаемости школы детьми, состоящими на разных категориях учёта, контролировать их занятость во время каникул. | В течение года | Соц. Педагог |
17 | Проводить заседания Совета профилактики правонарушений. | Ежемесячно | Зам.директора по УВР |
18 | Проводить рейды «Подросток» в семьи. | В течение года | Классные рук. Инспектор по охране прав детства |
19 | Оформить выставки книг: “СПИД – чума ХХI века”, «Последствия употребления наркотиков» | 1 полугодие | Библиотекарь |
20 | Провести беседы с просмотром видеофильмов по темам: “Право на жизнь ”, “Дневник Насти ”, “Поймать обезьяну” | 1 полугодие | Классные руководители |
21 | Подобрать материалы к родительским собраниям и классным часам по темам: “Режим дня школьника”, “Физическая активность и здоровье”, “Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек”, “ЗОЖ, закаливание”, “СПИД и его профилактика”, “Предупреждение алкоголизма, наркомании, табакокурения”, “Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека. Вред гиподинамии”.”. | 1 полугодие | Библиотекарь |
22 | Конкурс рисунков (9 кл), посвященный Дню борьбы со СПИДом. | Декабрь | Классные руководители |
23 | Регулярно проводить классные часы, родительские собрания, анкетирование по проблемам ПАВ, беседы с детьми и родителями, консультации для родителей учащихся, имеющих отклонения в поведении и замеченных в употреблении ПАВ. | В течение периода реализации программы | Классные руководители, психолог, инспектор ПДН, КДН |
24 | Участие во Всероссийском уроке здоровья | Апрель | мед. Работник, кл.руковод |
25 | Организация выставок творческих работ учащихся по здоровому образу жизни. | В течение года | Учитель ИЗО, Кл. руководители, |
26 | Следить за соблюдением санитарно-гигиенического режима в школе. | В течение года | Мед. Работник |
27 | Обучение педагогических работников ОУ современным формам и методам своевременного выявления первичных признаков девиантного поведения и злоупотреблениями психоактивными веществами среди обучающихся | В течение года | Зам. Директора по ВР, Работники здравоохранения, Психолог, Инспектор ПДН УВД |
28 | Организация летней оздоровительной площадки дневного пребывания, посвящённой здоровому образу жизни | Июнь | Замдиректора по ВР, начальник летней оздоровительной площадки |
29 | Отчет о работе наркопоста за 2011-2012 год | август | Замдиректора по ВР |
30 | Утверждение плана работы совета профилактики школы | август | Замдиректора по ВР |
31 | Утверждение плана работы наркопоста | август | Замдиректора по ВР |
32 | Проведение спортивно-массовых мероприятий | февраль | Учителя физкультуры |
33 | Диагностика уровня адаптации детей к школе 1, 5, 10 кл | Сентябрь, октябрь | психолог |
34 | Тренинги учителей по формированию у обучающихся умений и навыков отказа | 1 полугодие | Психолог |
35 | Профилактические мероприятия для формирования умений и навыков отказа | В течение года | Классные руководители, психолог |
36 | Индивидуальные консультации для родителей | В течение года | Психолог |
37 | Уроки по программам 1-4 кл «Полезные привычки», для 5-7 и 8-9 классов «Полезные навыки» и «Полезный выбор» для 10-11 | В течение года | Классные руководители |
38 | Организация летней занятости подростков | июнь | Замдиректора по ВР |
39 | Организация работы Школы волонтеров | В течение года | Замдиректора по ВР |
40 | Коррекция и развитие адаптационных возможностей детей «группы риска» | В течение года | Психолог школы |
Результаты и перспективы внедрения и реализации проекта:
Работа по профилактике употребления ПАВ, предупреждению асоциального поведения среди детей и подростков даёт позитивные результаты: количество учащихся, состоящих на ВШУ, уменьшилось по сравнению с 2014 – 2015 учебным годом с 11 до 7 человек.
Меняется ценностное отношение подростков к наркотикам: дети предлагают множество альтернатив пагубным привычкам.
Проект помогает детям легче адаптироваться в социуме, оценивать собственные действия и проявлять толерантное отношение к людям, ориентирует их на развитие обществоведческого мышления, на понимание ими социальных проблем и явлений, на формирование общественно значимых мотивов, прививает привычку к здоровому образу жизни.
В результате осуществления программы у обучающихся должны быть сформированы коммуникативная толерантность, позитивная социализация выпускников, должна появиться потребность творческой и интеллектуальной самореализации, а также самореализации в спорте посредством участия в конкурсах, смотрах, викторинах, соревнованиях школьного и городского значения.
Развитие системного подхода к профилактике злоупотребления психоактивными веществами.
Увеличение занятости учащихся во внеучебное время на 40%
Уменьшение количества курящих учащихся на 30%
Создание Школы волонтеров
Мониторинг наркоситуации
по вопросам оценочных суждений об отношении к алкоголю и наркотическим веществам
Количество учащихся от 14 до16 лет – 48 человек
Мальчиков -17 человек
Девочек – 31 человек
Мальчиков 14-15 лет – 4 человека
Мальчиков 16-17 – 14 человек
Девочек 14-15 лет – 12 человек
Девочек 16-17 лет – 19 человек
Вопросы для мониторинга:
- Что такое наркомания? (болезнь, вредная привычка, преступление)
- Почему подростки употребляют наркотики? Есть ли у них оправдание?
- Как ты относишься к наркоманам? (ненавидишь, равнодушен, жалеешь)
- Почему подростки начинают пить?
- Приведите самый сильный аргумент в пользу отказа от наркотиков.
- Что можно использовать в качестве альтернативы употреблению алкоголя среди подростков?
Таблица мониторинга наркоситуации
пол возраст, кол-во вопрос | мальчики | девочки | ||
14 – 15 лет | 16 – 17 лет | 14 – 15 лет | 16 – 17 лет | |
Что такое наркомания? - болезнь - вредная привычка - преступление | 4 2 2 - | 14 11 2 - | 12 6 6 - | 19 16 7 1 |
Как ты относишься к наркоманам? - ненавидишь - жалею - равнодушен | 4 1 2 1 | 14 5 3 5 | 12 2 4 6 | 19 3 3 13 |
Почему подростки употребляют наркотики? | 14 – 15 лет - интересно попробовать 16-17 лет - проблемы в семье - влияние компании - считают что это круто - из–за глупости - интересно попробовать - не думают о будущем | 14 – 15 лет - хочется попробовать - за компанию - считают что это круто - плохая компания - нет силы воли - мало любви и внимания от родных и дорогих людей 16 – 17 лет - плохая компания - от скуки - нет силы воли - сложная жизненная ситуация - интересно попробовать - влияние моды - стресс - самоутверждение в компании | ||
Почему подростки начинают пить? | 14 – 15 лет - праздник - под влиянием друзей - по глупости 16-17 лет - праздник - не быть «белой вороной» - под влиянием компании - показать себя взрослым - от скуки - проблемы - интересно попробовать | 14 – 15 лет - праздник - нервы - за компанию - тоска - проблемы с учёбой - проблемы с родителями - считают что это круто - для чувства взрослости 16 -17 лет - хотят казаться взрослыми - от скуки - пропаганда алкоголя - испытать новые ощущения - не хотят быть «белой вороной» - плохая компания - расстался(сь) с любимой(ым) - нет занятий для молодёжи - попробовать | ||
Приведите самый сильный аргумент в пользу отказа от наркотиков. | - будь независимым от наркотиков - не вреди людям, которых любишь - наркотики вызывают привыкание - наркотики лишают жизни - наркотики приносят вред здоровью - будущие дети будут не здоровы - вступив на путь смерти, уже не сможешь жить | - хочу жить - не губи свою жизнь – будущее прекрасно - наркотики разъедают изнутри - должна быть сила воли - наркотики убивают духовный мир - деградация личности - не желаю портить здоровье | ||
Что можно использовать в качестве альтернативы употреблению алкоголя среди подростков? | 14 – 17 лет - спорт - семечки - хобби - чтение - мороженное | 14 – 15 лет - спорт - игра с детьми - прогулка - сладкое - кинотеатр,дискотека - занятие любимым делом - экскурсии - участие в конкурсах 16 -17 лет - спорт - конфеты - кофе - цель – осуществить свою мечту - занятие любимым делом - танцы - заниматься любимым делом и вовлечь в него своих друзей - прогулки с друзьями |
Приведите самый сильный аргумент в пользу отказа от наркотиков.
Девочки и мальчики 14 – 15 лет
- будь независимым от наркотиков
- не вреди людям, которых любишь
- наркотики вызывают привыкание
- наркотики лишают жизни
- наркотики приносят вред здоровью
- будущие дети будут не здоровы
- вступив на путь смерти, уже не сможешь жить
Девочки и мальчики 16 -17 лет
- хочу жить
- не губи свою жизнь – будущее прекрасно
- наркотики разъедают изнутри
- должна быть сила воли
- наркотики убивают духовный мир
- деградация личности
- не желаю портить здоровье
Что можно использовать в качестве альтернативы употреблению алкоголя среди подростков?
Девочки 14 – 15 лет
- спорт
- игра с детьми
- прогулка
- сладкое
- кинотеатр, дискотека
- занятие любимым делом
- экскурсии
- участие в конкурсах
Девочки 16 -17 лет
- спорт
- конфеты
- кофе
- цель – осуществить свою мечту
- занятие любимым делом
- танцы
- заниматься любимым делом и вовлечь в него своих друзей
- прогулки с друзьями
Мальчики 14 – 17 лет
- спорт
- семечки
- хобби
- чтение
Психологические занятия в рамках программы
«Я и моё будущее»
Цели занятия:
- обучение навыкам противостояния жизненным трудностям и конфликтным ситуациям;
- обучение навыкам эффективного противостояния влиянию, оказываемому со стороны других людей;
- формирование умения ставить реальные цели и выбирать адекватные способы их достижения;
- формирование установок здорового образа жизни.
Задачи:
- развивать способность делать самостоятельный выбор и уметь поступать в соответствии с собственными решениями;
- формировать стремление не полагаться на «обязательную» правильность группового поведения, представление о силе группового поведения на личность.
Возраст участников: 14 – 18 лет.
Количество участников: 10 – 16 человек.
Форма проведения: групповое занятие с использованием
тренинговых упражнений, игр, дискуссий.
Время проведения: 2 часа.
Оборудование: ковёр, мягкие игрушки, зеркало, карточки для выполнения заданий, музыкальное оснащение.
Ход занятия
1. Приветствие.
- Добрый день, ребята! Я рада видеть вас на сегодняшнем занятии! Сегодня вы сможете лучше узнать себя, научитесь лучше понимать других людей и их поступки, получите навыки уверенного поведения и много интересной информации.
2. Игра «Знакомство».
- В начале работы нашей работы, каждый оформит визитку, где должно быть его имя. Вы вправе выбрать себе любое имя: своё настоящее, имя друга или знакомого, реального политического деятеля, литературно героя и т. п. Предоставляется полная свобода выбора. Визитки крепятся на груди булавками. В дальнейшем вы обращаетесь друг к другу по этим именам.
3. Упражнение «Мы похожи?..»
Участники беспорядочно ходят по комнате и говорят каждому встречающемуся по 2 фразы, начинающихся со слов:
Ты похож на меня тем, что…
Я отличаюсь от тебя тем, что…
4. Методика незаконченных предложений «Ответственность».
Предложения записываются под диктовку; во время паузы участники должны эти предложения закончить; наиболее верна первая реакция.
- Быть ответственным для меня означает…
- Некоторые люди более ответственны, чем другие, - это люди, которые…
- Безответственные люди – это…
- Свою ответственность к другим людям я проявляю через…
- Вид ответственности, который, как я чувствую, более тяжёлый для меня, - это…
- Я побоялся бы нести ответственность за…
- Быть ответственным по отношению к самому себе – это…
- Я несу ответственность за…
Проводится обсуждение в парах по кругу. Психолог помогает участникам прояснить их точки зрения и осознать степень своей ответственности за свои мысли, чувства, поступки.
5. Упражнение «Тосты»
Предлагается придумать 10 поводов для того, чтобы
пригласить своего приятеля к выпивке. Группа делится на 2 команды и даётся следующая инструкция: один участник последовательно зачитывает свои предложения, а второй (из другой команды) должен отказаться, находя убедительные аргументы. Когда у первого игрока закончатся тосты, слово передаётся второму игроку.
- Какие варианты отказа были для вас наиболее убедительными?
- Что внутри вас помогало вам отказаться?
- Быть независимым для меня означает…
- Как я понимаю, зависимость – это…
- Когда я наблюдаю поведение зависимого человека, я понимаю, что…
- Когда я наблюдаю, что становлюсь зависимым от кого – то и чего – то, я осознаю, что…
6. Упражнение «Скульптура зависимости».
Участникам группы предлагается разбиться на тройки разойтись по комнате в подгруппах так, чтобы не мешать друг другу. Затем каждой из подгрупп предлагается построить «скульптуру зависимости» так, как они себе её представляют. «Материалом» для скульптуры будут сами участники, кроме того, они могут использовать подручные средства: стулья, одежду и т. д. Даётся некоторое время на обдумывание и репетицию, и каждая из подгрупп представляет скульптуру с необходимыми комментариями.
- Какие мысли у вас были, когда вы составляли скульптуру?
- Что вы чувствовали, находясь в роли скульптуры?
-Какие ощущения у вас возникали, когда вы наблюдали за скульптурой со стороны?
(Смысл этого упражнения в том, чтобы дать участникам глубоко, вплоть до мышечного уровня, почувствовать и осознать, что происходит с человеком, находящимся в зависимом положении, на уровне телесного отреагирования.)
7. Алгоритм «Двух О».
- Можно ли отказаться от предложения, если оно не совпадает с твоими интересами? Как?
- Вспомните и перечислите несколько ситуаций, в которых вам было необходимо отказаться от тех или иных предложений (н-р, друзья приглашают на дискотеку, а у вас другие планы)
Алгоритм «Оптимального Отказа»: Я – сообщение + отказ + аргумент + встречное предложение («Мне приятно, что ты меня пригласил, + но я не могу пойти, + так как у меня важная встреча, + пойдём лучше завтра в кино»).
Далее участники делятся на пары, один из них уговаривает
другого (за основу предложения берётся реальная ситуация), второй отказывается, используя предложенный алгоритм, затем участники меняются ролями.
- Трудно ли было отказаться?
- Какие чувства вы испытывали, когда отказывались?
8. Упражнение «В чём мне повезло в жизни?»
Участники группы разбиваются по парам. Даётся задание: «в течение 3 минут расскажите своему партнёру, о том, в чём вам повезло в жизни. Через 3 минуты поменяйтесь ролями» (упражнение повышает уровень жизненного оптимизма, создаёт
9. Прощание. Упражнение «Связующая нить».
Члены группы, сидя в кругу, передают друг другу клубок ниток, сопровождая это высказываниями:
- Я благодарен тебе за то…
Я рад близкому знакомству с тобой, потому что…
Клубок возвращается к тому, кто начинал, образуя круг.
- Спасибо всем! Мне было очень приятно с вами общаться! Удачи вам!
Тренинг для родителей «Что я знаю о наркотиках?»
Цель: Активизировать осознание проблемы наркозависимости среди молодежи. Обсудить необходимость и проблемы профилактики употребления ПАВ среди подростков.
Родители беспокоятся о детях, когда слышат от знакомых страшные истории о подростках – наркоманах и смотрят по телевизору истории о наркотиках. Иногда у них, особенно у тех родителей, чьи дети попали в беду, возникает чувство бессилия.
Им кажется, что ни одна профилактическая программа неспособна, уберечь детей от беды это совсем не так.
Современные научные исследования позволяют всем: родителям, специалистам, учителям сохранять определенную долю оптимизма даже в непростых условиях современной жизни. Оказывается, каждый ребенок обладает большими защитными возможностями психического и физического здоровья. Эти защитные возможности называют также защитными факторами. Благодаря этим защитным факторам, каждый ребенок может стать полноценным человеком и настоящим гражданином, невзирая ни на какие неблагоприятные обстоятельства. Мы расскажем об этих факторах. Это те человеческие ресурсы и качества, которые помогают подросткам не только выжить, но и добиться успеха в жизни.
Защитные ресурсы:
Поддержка семьи, единые правила воспитания, контроль со стороны родителей, общение, организация домашнего досуга, дополнительное образование, хорошие друзья, участие родителей в жизни школы положительный школьный климат, участие в общественной жизни, стремление к успеху, желание учиться, умение сопереживать, реалистичная самооценка, оптимизм.
А теперь каждый родитель постарайтесь представить себя подростком – своим сыном или дочерью. Сейчас мы постараемся с Вами поговорить о наркотиках.
Давайте поиграем в игру «Спорные утверждения»
Цель: эта игра кроме информирования, дает возможность каждому участнику выяснить свои взгляды на проблему наркомании.
Материалы: 4 листа бумаги, на каждом из которых написано одно из следующих утверждений: «Совершенно согласен», «Согласен, но с оговорками», «Совершенно не согласен», «Не знаю / не уверен».
Подготовленные листы с утверждениями прикрепляются по четырем сторонам комнаты.
Ведущий зачитывает следующие спорные утверждения:
- НАРКОМАНИЯ – ЭТО ПРЕСТУПЛЕНИЕ.
- У МНОГИХ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ ВОЗНИКАЮТ ПРОБЛЕМЫ ИЗ-ЗА НАРКОТИКОВ.
- МНОГИЕ ПОДРОСТКИ НАЧИНАЮТ УПОТРЕБЛЕНИЕ НАРКОТИКОВ «ЗА КОМПАНИЮ».
После того, как утверждение произносится, участники (родители) сразу же должны разойтись и встать у тех листов ватмана, на которых отражена их точка зрения. Участников просят объяснить, почему они выбрали именно эти утверждения.
Обсуждение:
- Какие чувства возникли у вас? Когда вы размышляли над этими вопросами?
- Легко ли было высказать свою точку зрения перед всеми участниками, особенно когда вы оказались в меньшинстве?
Мозговой штурм «Как распространять информацию об опасности наркотиков среди подростков?» (10 –15 мин).
Родители высказывают свои мнения и обсуждают их.
Упражнение «Мифы о молодежи».
1-й миф: «С подростком родителям необходимо вести себя жестко, чтобы он не стал наркоманом»
Группа 1 – да. Группа 2 – нет.
2 – миф: «Резкие изменения в поведении ребенка в подростковом возрасте, главным образом объясняются «бушующими гормонами» (половым созреванием).
1 минута – каждая группа высказывается за или против своего мифа. Каждый высказывается, исходя из занятой им позиции. Участники высказываются о своих чувствах, которые возникли в ходе занятия и обсуждают их.
Список литературы
- Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. Руководство для работников системы общего образования. – М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004. – 380с.
- Сказка о тебе и о других. Программа избирательной профилактики психоактивных веществ для детей из асоциальных семей. – М.: Научно-методический центр «Диагностика. Адаптация. Развитие» им. Л.С. Выготского, 2005.
- Материалы официального сайта ФСКН России http://fskn.gov.ru/
- Правильный выбор: Программа формирования у старших подростков социальных установок на здоровый образ жизни./Сост. С.М. Чечельницкая, А.А. Михеев, Д.А. Шалаева, и др. М.: Фонд «Центр социального развития информации» (PSI), 2005.
- Менеджмент в профилактике злоупотребления психоактивными веществами: Материалы для специалистов органов управления образованием, администраторов образовательных учреждений./Под общей редакцией С.А. Сенникова. М, 2005.
- Здоровый образ жизни в современной школе: программы, мероприятия, игры/Е.А.Воронова. Ростов на Дону: Феникс, 2007. – 245с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час- презентация "О том, как властвовать собой"
Материал даёт понятие о стрессе, помогает научить школьников владеть собой в стрессовых ситуациях и стать толерантными по отношению к другим. ...
Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в процесс изучения дисциплин естественно-математического цикла Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в проце
В любой образовательной системе особое место занимает контроль – отслеживание усвоения знаний и мониторинг качества обучения. Внедрение новых образовательных и информационных технологий в учебны...
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА НАУЧНЫХ И СТУДЕНЧЕСКИХ РАБОТ В СФЕРЕ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ И НАРКОПРЕСТУПНОСТИ
ЕЖЕГОДНАЯ ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА НАУЧНЫХ И СТУДЕНЧЕСКИХ РАБОТ В СФЕРЕ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ И НАРКОПРЕСТУПНОСТИ «Использование СМИ и Интернета в профилактике наркомании в молод...
КОНКУРСНАЯ РАБОТА. ЕЖЕГОДНАЯ ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА НАУЧНЫХ И СТУДЕНЧЕСКИХ РАБОТ В СФЕРЕ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ И НАРКОПРЕСТУПНОСТИ
План мероприятий как средство профилактики наркомании среди подростков.Организационно – методическая антинаркотическая профилактическая работа в образовательном учреждени...
ПРОЕКТ в сфере профилактики наркомании, пропаганды здорового образа жизни "Спорт - круглый год"
Проект представляет собой комплекс спортивно-оздоровительных мероприятий, направленных на формирование знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление...
Участие в Республиканском этапе Всероссийской олимпиады научных и студенческих работ в сфере профилактики наркомании и наркопреступности «Формирование антинаркотического мировоззрения, как форма профилактики наркомании и наркопреступности среди детей и м
«Формирование антинаркотического мировоззрения, как форма профилактики наркомании и наркопреступности среди детей и молодежи». ...
Организация работы в сфере профилактики наркомании в МБОУ «Семибугровская ООШ» Камызякского района Астраханской области
КОНКУРСНАЯ РАБОТА "ЕЖЕГОДНАЯ ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА НАУЧНЫХ И СТУДЕНЧЕСКИХ РАБОТ В СФЕРЕ ПРОФИЛАКТИКИ И НАРКОМАНИИ"...