Методика для изучения результатов развития личности учащегося
тест (5 класс)
Предварительный просмотр:
МЕТОДИКИ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ПРОЦЕССА И РЕЗУЛЬТАТОВ
РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ
МЕТОДИКА «ПОСЛОВИЦЫ»
( разработана кандидатом психологических наук С.М. Петровой)
Цель: определить уровень нравственной воспитанности учащихся и выяснить особенности ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе.
Ход проведения. Учащимся предлагается бланк с 60 пословицами. Возможны два варианта работы с этим бланком. В первом случае учащимся требуется внимательно прочитать каждую пословицу и оценить степень согласия с ее содержанием по следующей шкале:
1балл – согласен в очень незначительной степени;
2балла – частично согласен;
3балла – в общем согласен;
4балла – почти полностью согласен;
5баллов – совершенно согласен.
Во втором случае каждому ученику необходимо внимательно прочитать каждую пару пословиц («а» и «б», «в» и «г») и выбрать ту из пары, с содержанием которой согласен в большей степени.
Предлагаются следующие пословицы:
- а) счастлив тот, у кого совесть спокойна;
б) стыд не дым, глаза не выест;
в) лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом;
г) что за честь, когда нечего есть;
- а) не хлебом единым жив человек;
б) живется, у кого денежка ведется;
в) не в деньгах счастье;
г) когда деньги вижу, души своей не слышу;
- а) кому счастье служит тот ни о чем не тужит;
б) где счастье плодится там и зависть родится;
в) кто хорошо живет, тот долго живет;
г) жизнь пожить не поле перейти;
- а) бояться несчастья и счастья не видать;
б) людское счастье, что вода в бредне;
в) деньги – дело наживное;
г) голым родился, гол и умру;
- а) только тот не ошибается, кто ничего не делает;
б) береженого Бог бережет;
в) на Бога надейся, сам не плошай;
г) не зная броду, не суйся в воду;
- а) всяк сам своего счастья кузнец;
б) бьется как рыба об лед;
в) хочу – половина могу;
г) лбом стены не прошибешь;
- а) добрая слава лучше богатства;
б) уши выше лба не растут;
в) как проживешь, так и прослывешь;
г) выше головы не прыгнешь;
- а) мир не без добрых людей;
б) на наш век дураков хватит;
в) люди – всё, а деньги – сор;
г) деньгам все повинуются;
- а) что в людях живет, то и нас не минет;
б) живу как живется, а не как люди хотят;
в) от народа отстать – жертвою стать;
г) никто мне не указ;
- а) всякий за себя отвечает;
б) моя хата с краю, я ничего не знаю;
в) своя рубашка ближе к телу;
г) наше дело – сторона;
- а) сам пропадай, а товарища выручай;
б) делай людям добро, да себе без беды;
в) жизнь дана на добрые дела;
г) когда хочешь себе добра, никому не делай зла;
12. а) не имей сто рублей, а имей сто друзей;
б) на обеде все – соседи, а пришла беда, они прочь, как вода;
в) доброе братство лучше богатства;
г) черный день придет – приятели откажутся;
- а) ученье – свет, не ученье – тьма;
б) много будешь знать, скоро состаришься;
в) ученье лучше богатства;
г) век живи, век учись, дураком помрешь;
- а) без труда нет добра;
б) от трудов праведных не наживешь палат каменных;
в) можно тому богатому быть, кто от трудов мало спит;
г) от работы не будешь богат, а скорее будешь горбат;
- а) на что и законы писать, если их не исполнять;
б) закон – паутина, шмель проскочит, муха увязнет;
в) где тверд закон, там и дурак умен;
г) закон – что дышло, куда поворотишь, туда и вышло.
Обработка полученных данных.
Текст методики содержит 30 пар ценностных суждений о жизни, людях, самом человеке, зафиксированных в содержании пословиц и противоречащих друг другу по смыслу. Ценностные отношения человека к жизни, к людям, к самому себе конкретизируются в отдельных пословицах и в тексте методики располагаются следующим образом:
- а, в – духовное отношение к жизни,
б, г – бездуховное отношение к жизни;
- а, в – не значимость материального благополучия в жизни,
б, г – материально благополучная жизнь;
- а, в – счастливая, хорошая жизнь,
б, г – трудная, сложная жизнь;
- а, в – оптимистическое отношение к жизни,
б, г - пессимистическое отношение к жизни;
- а, в – решительное отношение к жизни,
б, г – осторожное отношение к жизни;
- а, в – самоопределение в жизни,
б, г – отсутствие самоопределения в жизни;
- а, в – стремление к достижениям в жизни,
б, г – отсутствие стремления к достижениям в жизни;
- а, в – хорошее отношение к людям,
б, г – плохое отношение к людям;
- а, в – коллективное отношение к людям,
б, г – индивидуалистическое отношение к людям;
- а, в – эгоцентрическое отношение к людям,
б, г – эгоистическое отношение к людям;
- а, в – альтруистическое отношение к людям,
б, г – паритетное отношение к людям;
- а, в – значимость дружбы,
б, г – не значимость дружбы;
- а, в – значимость ученья,
б, г – не значимость ученья;
- а, в – значимость труда,
б, г – не значимость труда;
- а, в – значимость соблюдения законов;
б, г – не значимость соблюдения законов.
Подсчитывается сумма баллов (по варианту 1) или количество выборов (по варианту 2) отдельно по ответам «а», «в» и отдельно по ответам «б», «г».
Основной принцип оценивания полученных результатов – сравнение сумм баллов или количества выборов. Более высокие оценки или большее количество выборов по ответам «а» и «в» свидетельствует об устойчивости желательных ценностных отношений учащихся к жизни, к людям, к самим себе; по ответам «б» и «г» - об устойчивости нежелательных ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе.
Показатель нравственной воспитанности определяется соотношением: чем больше степень согласия с содержанием пословиц «а», «в» и меньше степень согласия с содержанием пословиц «б», «г», тем выше уровень нравственной воспитанности учащихся, и , наоборот, чем меньше степень согласия с содержанием пословиц «а», «в» и больше степень согласия с содержанием пословиц «б», «г», тем они ниже.
Допускается использование сокращенного варианта данной методики. В этом случае учащимся предъявляются отдельным текстом либо пословицы под буквами «а» и «б», либо пословицы под буквами «в» и «г».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика для изучения степени социализированности личности ребёнка
Методика разработана профессором М. И. Рожковым и преследует следующую цель: выявить уровень социальной адаптированности,активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся....
«Развитие личности учащихся старших классов коррекционных школ через изучение психологии человека.»
Дети –логопаты требуют особой психолого-педагогической заботы и сопровождения, для достижения того, что можно назвать комфортным ощущением себя в жизни.Одной из форм работы с детьми в школе-инте...
МЕТОДИКИ ДЛЯ ИЗУЧНИЯ ПРОЦЕССОВ И РЕЗУЛЬТАТОВ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ
Данные методики позволяют выявляет общий взгляд на некоторые ценности жизни,применяется для контроля за формированием мировоззренческих позиций подростка....
«Инновационное образовательное учреждение как пространство творческого развития педагога» «Социализация детей - как инновационный способ развития личности учащегося»
Cтатья о работе школы-интерната №7 для детей с ОВЗ. Социализация- как рычаг для успешной социализации учащихся....
Духовно – нравственное развитие и воспитание школьников на уроках литературы и русского языка как основа гармоничного развития личности учащегося
Изменение общественных отношений в нашей стране повлекло за собой сложные духовно-нравственные проблемы, которые выразились в обесценивании многих жизненных идеалов. И мне, как учителю, важно передать...
Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках математики с целью развития личности учащихся.
Рассмотрены приемы используемые в технолологии критического мышления....
Развитие личности учащегося и мотивации к изучению немецкого языка через международный школьный обмен
В статье анализируется роль международного школьного обмена и международных проектов в развитии личности учащегося. Благодаря «погружению» в языковую, образовательную, культурную и с...