Методика для изучения результатов развития личности учащегося
тест (5 класс)
Предварительный просмотр:
МЕТОДИКИ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ПРОЦЕССА И РЕЗУЛЬТАТОВ
РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ
МЕТОДИКА «ПОСЛОВИЦЫ»
( разработана кандидатом психологических наук С.М. Петровой)
Цель: определить уровень нравственной воспитанности учащихся и выяснить особенности ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе.
Ход проведения. Учащимся предлагается бланк с 60 пословицами. Возможны два варианта работы с этим бланком. В первом случае учащимся требуется внимательно прочитать каждую пословицу и оценить степень согласия с ее содержанием по следующей шкале:
1балл – согласен в очень незначительной степени;
2балла – частично согласен;
3балла – в общем согласен;
4балла – почти полностью согласен;
5баллов – совершенно согласен.
Во втором случае каждому ученику необходимо внимательно прочитать каждую пару пословиц («а» и «б», «в» и «г») и выбрать ту из пары, с содержанием которой согласен в большей степени.
Предлагаются следующие пословицы:
- а) счастлив тот, у кого совесть спокойна;
б) стыд не дым, глаза не выест;
в) лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом;
г) что за честь, когда нечего есть;
- а) не хлебом единым жив человек;
б) живется, у кого денежка ведется;
в) не в деньгах счастье;
г) когда деньги вижу, души своей не слышу;
- а) кому счастье служит тот ни о чем не тужит;
б) где счастье плодится там и зависть родится;
в) кто хорошо живет, тот долго живет;
г) жизнь пожить не поле перейти;
- а) бояться несчастья и счастья не видать;
б) людское счастье, что вода в бредне;
в) деньги – дело наживное;
г) голым родился, гол и умру;
- а) только тот не ошибается, кто ничего не делает;
б) береженого Бог бережет;
в) на Бога надейся, сам не плошай;
г) не зная броду, не суйся в воду;
- а) всяк сам своего счастья кузнец;
б) бьется как рыба об лед;
в) хочу – половина могу;
г) лбом стены не прошибешь;
- а) добрая слава лучше богатства;
б) уши выше лба не растут;
в) как проживешь, так и прослывешь;
г) выше головы не прыгнешь;
- а) мир не без добрых людей;
б) на наш век дураков хватит;
в) люди – всё, а деньги – сор;
г) деньгам все повинуются;
- а) что в людях живет, то и нас не минет;
б) живу как живется, а не как люди хотят;
в) от народа отстать – жертвою стать;
г) никто мне не указ;
- а) всякий за себя отвечает;
б) моя хата с краю, я ничего не знаю;
в) своя рубашка ближе к телу;
г) наше дело – сторона;
- а) сам пропадай, а товарища выручай;
б) делай людям добро, да себе без беды;
в) жизнь дана на добрые дела;
г) когда хочешь себе добра, никому не делай зла;
12. а) не имей сто рублей, а имей сто друзей;
б) на обеде все – соседи, а пришла беда, они прочь, как вода;
в) доброе братство лучше богатства;
г) черный день придет – приятели откажутся;
- а) ученье – свет, не ученье – тьма;
б) много будешь знать, скоро состаришься;
в) ученье лучше богатства;
г) век живи, век учись, дураком помрешь;
- а) без труда нет добра;
б) от трудов праведных не наживешь палат каменных;
в) можно тому богатому быть, кто от трудов мало спит;
г) от работы не будешь богат, а скорее будешь горбат;
- а) на что и законы писать, если их не исполнять;
б) закон – паутина, шмель проскочит, муха увязнет;
в) где тверд закон, там и дурак умен;
г) закон – что дышло, куда поворотишь, туда и вышло.
Обработка полученных данных.
Текст методики содержит 30 пар ценностных суждений о жизни, людях, самом человеке, зафиксированных в содержании пословиц и противоречащих друг другу по смыслу. Ценностные отношения человека к жизни, к людям, к самому себе конкретизируются в отдельных пословицах и в тексте методики располагаются следующим образом:
- а, в – духовное отношение к жизни,
б, г – бездуховное отношение к жизни;
- а, в – не значимость материального благополучия в жизни,
б, г – материально благополучная жизнь;
- а, в – счастливая, хорошая жизнь,
б, г – трудная, сложная жизнь;
- а, в – оптимистическое отношение к жизни,
б, г - пессимистическое отношение к жизни;
- а, в – решительное отношение к жизни,
б, г – осторожное отношение к жизни;
- а, в – самоопределение в жизни,
б, г – отсутствие самоопределения в жизни;
- а, в – стремление к достижениям в жизни,
б, г – отсутствие стремления к достижениям в жизни;
- а, в – хорошее отношение к людям,
б, г – плохое отношение к людям;
- а, в – коллективное отношение к людям,
б, г – индивидуалистическое отношение к людям;
- а, в – эгоцентрическое отношение к людям,
б, г – эгоистическое отношение к людям;
- а, в – альтруистическое отношение к людям,
б, г – паритетное отношение к людям;
- а, в – значимость дружбы,
б, г – не значимость дружбы;
- а, в – значимость ученья,
б, г – не значимость ученья;
- а, в – значимость труда,
б, г – не значимость труда;
- а, в – значимость соблюдения законов;
б, г – не значимость соблюдения законов.
Подсчитывается сумма баллов (по варианту 1) или количество выборов (по варианту 2) отдельно по ответам «а», «в» и отдельно по ответам «б», «г».
Основной принцип оценивания полученных результатов – сравнение сумм баллов или количества выборов. Более высокие оценки или большее количество выборов по ответам «а» и «в» свидетельствует об устойчивости желательных ценностных отношений учащихся к жизни, к людям, к самим себе; по ответам «б» и «г» - об устойчивости нежелательных ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе.
Показатель нравственной воспитанности определяется соотношением: чем больше степень согласия с содержанием пословиц «а», «в» и меньше степень согласия с содержанием пословиц «б», «г», тем выше уровень нравственной воспитанности учащихся, и , наоборот, чем меньше степень согласия с содержанием пословиц «а», «в» и больше степень согласия с содержанием пословиц «б», «г», тем они ниже.
Допускается использование сокращенного варианта данной методики. В этом случае учащимся предъявляются отдельным текстом либо пословицы под буквами «а» и «б», либо пословицы под буквами «в» и «г».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/07/22/picture-70150-1532269187.jpg)
Методика для изучения степени социализированности личности ребёнка
Методика разработана профессором М. И. Рожковым и преследует следующую цель: выявить уровень социальной адаптированности,активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся....
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/08/picture-238417-1365423922.jpg)
«Развитие личности учащихся старших классов коррекционных школ через изучение психологии человека.»
Дети –логопаты требуют особой психолого-педагогической заботы и сопровождения, для достижения того, что можно назвать комфортным ощущением себя в жизни.Одной из форм работы с детьми в школе-инте...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/05/picture-680801-1446707613.jpg)
МЕТОДИКИ ДЛЯ ИЗУЧНИЯ ПРОЦЕССОВ И РЕЗУЛЬТАТОВ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ
Данные методики позволяют выявляет общий взгляд на некоторые ценности жизни,применяется для контроля за формированием мировоззренческих позиций подростка....
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/18/picture-123886-1453114441.jpg)
«Инновационное образовательное учреждение как пространство творческого развития педагога» «Социализация детей - как инновационный способ развития личности учащегося»
Cтатья о работе школы-интерната №7 для детей с ОВЗ. Социализация- как рычаг для успешной социализации учащихся....
![](/sites/default/files/pictures/2018/08/30/picture-1052166-1535638895.jpg)
Духовно – нравственное развитие и воспитание школьников на уроках литературы и русского языка как основа гармоничного развития личности учащегося
Изменение общественных отношений в нашей стране повлекло за собой сложные духовно-нравственные проблемы, которые выразились в обесценивании многих жизненных идеалов. И мне, как учителю, важно передать...
Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках математики с целью развития личности учащихся.
Рассмотрены приемы используемые в технолологии критического мышления....
![](/sites/default/files/pictures/2019/07/08/picture-1152182-1562580559.jpg)
Развитие личности учащегося и мотивации к изучению немецкого языка через международный школьный обмен
В статье анализируется роль международного школьного обмена и международных проектов в развитии личности учащегося. Благодаря «погружению» в языковую, образовательную, культурную и с...