Эссе "Мои педагогические наработки"
статья

Томара Тегизовна Кочиева

В эссе автор рассказывает о своих педагогических находках, опыте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_moi_pedagogicheskie_nahodki.docx22.81 КБ

Предварительный просмотр:

Педагог - это тот человек, который должен передать новому поколению все ценные накопления веков и не передать предрассудков, пороков и болезней.

А. Дистервег

Language is the road map of a culture. It tells you where its people come from and where they are going. 

Язык – это дорожная карта культуры. Он рассказывает, откуда пришел и куда идет его народ. 

Рита Мэй Браун

Тот, кто не уважает родную речь, не уважает родного народа.    

Иван Мележ.

Для себя я четко усвоила непреложную истину: не имею права быть посредственным учителем, не имею права приходить к детям в плохом настроении, не имею права не выслушать ребенка, как бы занята  ни была,  не имею права не радоваться его успехам и не поддерживать его в минуты огорчения. Ведь еще великий Лев Николаевич Толстой сказал: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, — он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель».

Да, планка учителя должна быть высока. Она была высока всегда, во все времена! Ведь педагог – носитель культуры, образец воспитанности и интеллигентности. Думаю, у каждого из нас есть в памяти такой Учитель. Мне в этом плане очень повезло. Рядом со мной по моей детской тропинке жизни шел лучший наставник – учитель родного языка. Именно она, Дудаева Марина Дзамболатовна , впервые открыла мне мир осетинской литературы: от сказок и загадочного нартского эпоса,  поэтического мира Коста Хетагурова до потрясающих романов Гайто Газданова и целой плеяды поэтов и писателей 20-го века. Помню, как в средних классах я зачитывалась рассказами Арсена Коцоева, Сека Гадиева, а в 9 классе плакала над трагической судьбой несчастной горянки Фатимы из одноименной поэмы великого Коста Хетагурова. Вот она, правда жизни, думалось мне. Вот тогда и зародилась в моем сердце мечта – стать учителем осетинского языка. Так много мне хотелось сказать, сказать словами Коста:

Весь мир – мой храм,

Любовь – моя святыня,

Вселенная – Отечество мое!

Вот уже восемь лет я – учитель родного языка. Работаю с детьми и ни на минуту не усомнилась в правильности выбора профессии. Мне нравится открывать с детьми новое, помогать им познавать нашу малую Родину и ощущать себя неотъемлемой частью великой державы. С течением времени все больше осознаю, насколько трудна и ответственна работа учителя. «Вы говорите: дети меня утомляют. Вы поясняете: надо опускаться до их понятий. Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься. Ошибаетесь. Не от того мы устаём, а от того, что надо подниматься до их чувств. Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться. Чтобы не обидеть». Эти слова были произнесены древнегреческим философом Платоном. Как мудро и правильно сказано! Не навредить, не поранить еще такую ранимую, неокрепшую, хрупкую душу ребенка, защитить от опасных и неискоренимых пороков: безнравственности, пошлости, цинизма. Идти рядом с ним к успеху, воспитывая в нем доброго, милосердного, порядочного, общительного, уверенного, самостоятельного и целеустремленного Человека. Воспитывать в нем личность и творческое начало…

Из опыта знаю, что скопировать или повторить чей-то путь нельзя. Но искать и найти свою правду можно. И я ищу… Каждый день своей педагогической деятельности я учусь у коллег, у детей. У коллег-наставников – мастерству, у своих любимых ребят – искренности и открытости.

Учитель родного языка…. Его речь, подобно быстрым потокам горного Терека, зовёт в далёкий путь изучать обычаи и традиции наших предков, наслаждаться гармонией и музыкальностью языка потомков алан. Связь с историей народа должна быть неразрывна, поэтому на уроках я реализовываю этот принцип работы в рамках развивающего обучения. На уроках осетинского языка мы активно используем материал, представленный в школьном музее «Рагон ирон хæдзар» («Осетинский дом в прошлом»). Мои ученики с большим интересом знакомятся с особенностями быта наших предков, а на основе полученных знаний пишут сочинения-сравнения, сочинения-описания, мини-исследования.  Так, например, родилась идея предложить ребятам сочинения на тему «Сравнительный анализ русского и осетинского национального костюма» или «Картины быта в произведениях русских и осетинских писателей», «Головные уборы осетин» или «История осетинского орнамента». Многие творческие сочинения ребят вырастают в проектные работы, которые они с успехом представляют в конкурсе исследовательских работ «Осетия – наш общий дом». Так в ходе совместной кропотливой работы учащиеся приобщаются к культуре нашего народа, ее самобытности и оригинальности.

Особое внимание в работе я уделяю проблеме развития в учащихся стойкого желания учиться и грамотно изъясняться на родном языке. Как этого достичь? Методика проблемного обучения и информационные технологии – вот те механизмы, с помощью которых мне удается добиться оптимального результата.     Работа в инновационном режиме требует применять современные образовательные технологии, и это, безусловно, отражается на эффективности обучения, ведь они открывают новые познавательные возможности для развития самостоятельности учащихся. Кардинально меняется моя роль как учителя: я перестаю быть основным источником информации для детей. Расширяя кругозор учащихся, прививая им навык формулирования собственного мнения и объективного оценивания не только себя, но и товарищей, я часто использую технологию работы в группах. В ходе работы я вижу, как общение, совместное обсуждение помогают раскрыться личности каждого ребенка. При этом ребята поддерживают друг друга, учатся умению преодолевать конфликты, находить совместные пути решения проблем, идти на компромиссы.

Я заметила, что ребятам нравятся ролевые игры, где они выступают в роли учителя и объясняют правила правописания своим одноклассникам. Многие правила объясняются в игровой форме путем привлечения загадок, пословиц и поговорок, с помощью кроссвордов, ребусов и шарад. Применение игровых форм, нетрадиционных форм обучения, открытие нового на каждом уроке, контроль за знаниями, умениями, навыками учащихся – вот, на мой взгляд, обязательные условия успешной работы.

Интерактивные методы работают не только в группах и парах. В старших классах я часто использую их на уроках-конференциях, уроках-лекциях, уроках-конкурсах, в работе с наглядными пособиями, документами, фото- и видеоматериалами. Моя цель – на уроках должна быть атмосфера сотрудничества.

Вся эта скрупулезная работа позволяет развивать способность и готовность каждого ребенка вступить в межкультурную коммуникацию. Это важно потому, что в нашей гимназии наряду с осетинами учатся представители других национальностей.

Не секрет, что родной язык в школе изучается в тесном контакте с другим родным для детей языком – русским, к тому же предметная область «Филология» включает обязательное изучение иностранного языка. Это позволяет мне на уроках простроить работу так, чтобы дети в той или иной степени проводили параллель с культурой народов изучаемых языков. Возникает двуязычие – билингвизм, а у отдельных лиц – полилингвизм. На мой взгляд, данная работа на уроках необходима, так как современная жизнь требует новые коммуникативные качества личности. Исходя из этого я на уроках применяю материалы не только родного языка, но и русского языка и литературы, английского, французского языков. Например, при изучении басен Коста Левановича Хетагурова я использую для сопоставления басни И.А.Крылова, басни Эзопа и Жана де Лафонтена. Так же строятся уроки знакомства с осетинским фольклором: при изучении нартского эпоса я знакомлю учащихся с древнеславянской мифологией, с одним из героев древнеанглийского эпоса Боевульфом.  Анализируя произведения, дети приходят к выводу, что у всех народов духовно-нравственные ценности идентичны. Так на уроках происходит диалог культур…  

Как-то я прочла притчу о Мудреце и Завистнике. Поймал Завистник бабочку и подумал: «Проучу-ка я Мудреца. Задам ему вопрос: какая у меня бабочка в руках – живая или мертвая? Если скажет – живая, я сомкну ладони и бабочка умрет, а если скажет – мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее». Отправился он к Мудрецу, посадив бабочку между ладонями и спросил: «Какая у меня бабочка в руках – живая или мертвая, о мудрейший?» И Мудрец ответил: «Все в руках твоих».

Я четко понимаю, какая ответственность за будущее наших детей лежит на нас, учителях родного языка. Мы, подобно мудрецу из притчи, должны понимать, что в наших руках завтрашний день. И мне очень хочется сделать всё для того, чтобы мои ученики научились уважать в людях человека, чтобы любили свою малую Родину, свой язык, культуру и несли этот клад, переданный нам предками, будущим поколениям. Ведь, как сказал Расул Гамзатов,

И если завтра мой язык исчезнет,

То я готов сегодня умереть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические наработки к урокам.5-11кл.

  Время требует от учителя новых подходов к обучению. Сейчас существует множество новых технологий, как правило, это “хорошо забытые старые”. Они изменяются, совершенствуясь и дополн...

Мои наработки.

Мой методический материал....

мои наработки

Разработки уроков, самоанализ....

наработки

учебный материал в помощь учителю...

Мои наработки по учебнику "Enjoy English" для 5 класса (ФГОС)

Считаю немаловажным приучать детей выполнять письменные работы на бланках. бланки разрабатываю сама к контрольным работам в учебнике. Очень удобно. Прилагаю бланки к учебнику 5 класса и бланк к контро...

методические наработки по самоанализу.

Самоанализ учителя технологии по теме "Развитие самостоятельности учащихся на уроках технологии на основе метода проекта....

Методические наработки

Методические наработки...