наработки
проект по географии (10 класс) по теме
учебный материал в помощь учителю
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
viktorina_8_klass_na_dalekikh_beregakh.doc | 37.5 КБ |
globalnye_problemypowerpoint.pptx | 1.06 МБ |
prezentatsiya_k_igre_powerpoint.ppt | 217 КБ |
rabochaya_programma_8_kl.doc | 189 КБ |
rabochaya_programma_10_klass.doc | 146 КБ |
dokument_atmosferaotkr.urok_.docx | 492.7 КБ |
bellezaazul.ppt | 2.49 МБ |
Предварительный просмотр:
Викторина «На далеких берегах»
подготовила
учитель географии
Терехина Елена Алексеевна
МАОУ «Гимназия им.Н.В.Пушкова», 2013 г.
Цель: Расширение кругозора учащихся и развитие познавательного интереса к изучению географии.
Подготовка к викторине: в классе или из нескольких классов одной параллели формируются 3 команды (численностью 5-6 человек). Каждая команда готовит своё приветствие (название, девиз) и выбирает капитана команды.
Оборудование: карточки с заданиями, интерактивная доска.
Ход мероприятия
1. Оргмомент, жеребьевка.
Капитаны вытягивают жетоны с номерами очередности выступления.
2. Проведение мероприятия.
— Изучать географию мы привыкли с вами по строгим школьным учебникам, атласам, энциклопедическим изданиям. Всегда ли о географии можно говорить только на уроках географии? Нет. Вот это и будет моей сегодняшней целью — доказать вам, что география – это всепроникающая наука, ну и конечно же проверим — насколько обширны ваши знания по географии.
Итак, мы начинаем…
•Сегодня у нас соревнуются три команды учащихся, поприветствуем друг друга.
•Приветствие команд (название, девиз, капитан команды) – оценивается в 3 балла
2-й конкурс « Страна Интелектуалия»
Когда человек бывает в комнате без головы? (Когда высовывает ее из окна)
Чем оканчиваются день и ночь? (Мягким знаком)
Что надо сделать, чтобы четыре парня остались в одном сапоге? (Снять с каждого по сапогу)
Ворона летит, а собака на хвосте сидит. Может ли это быть? (Собака сидит на собственном хвосте)
В каком месяце болтливая Машенька говорит меньше всего? (В феврале, он самый короткий)
Когда коня покупают, какой он бывает? (Мокрый)
У человека — одно, у вороны — два, у медведя – ни одного. Что это? (Буква "о")
Что принадлежит вам, однако другие им пользуются чаще, чем вы? (Имя)
В каком году люди едят больше обыкновенного? (В високосном)
Может ли страус назвать себя птицей? (Нет, так как он не умеет говорить)
Каких камней в море нет? (Сухих)
Какой болезнью на земле никто не болел? (Морской)
Что можно приготовить, но нельзя съесть? (Уроки)
Какой рукой лучше размешивать чай? (Чай лучше размешивать ложкой)
Что становится больше, если его поставить вверх ногами? (Число 6)
Правильный ответ: 1 балл
3-й конкурс « Остров 100»
Отгадайте слова, являющиеся географическими понятиями, названиями и именами, в которых есть числительное 100.
_ _ СТО _ - сторона света.
(Восток.)
_ СТО _ - начало реки.
(Исток.)
СТО _ _ _ _ - главный город страны.
(Столица.)
_ СТО _ _ _ - государство в Прибалтике.
(Эстония.)
_ _ _ _ СТО _ _ _ _ - героический город в Крыму, давший название знаменитому вальсу.
(Севастополь.)
_ _ _ _ _ _ _ СТО _ - город РФ, порт на Тихом океане.
(Владивосток.)
_ _ _ СТО _ _ _ - имя мореплавателя, открывшего Америку.
Правильный ответ: 1 балл (Христофор Колумб.)
4-й конкурс « Рай для крокодила»
Творческий конкурс. Необходимо жестами, мимикой, движением показать слово, написанное на карточке (цунами, дождь, жара, гром, давление,
солнечная радиация, роса, туман, извержение вулкана.)
Жеребьевка. Тот, кто быстрее всех, отгадал географическую загадку,
получает право вытягивать карточку первым.
Первое можно из снега слепить,
Грязи кусок может тоже им быть.
Ну, а второе - мяча передача,
Важная это в футболе задача.
Целое люди в походы берут,
Ведь без него они путь не найдут.
Правильный ответ: 1 балл
5-й конкурс « Логический пролив»
— По данным определениям отгадайте географический термин или понятие. Кто даст правильный ответ по меньшему числу определений, тот считается выигравшим:
•Тёплый, холодный, звёздный, кислотный, слепой, грибной, частый, затяжной, проливной… (дождь),
•Метеоритный, транспортный, финансовый, воздушный, людской, дождевой, водный, грязевый, речной… (поток),
•Наземный, подводный, спящий, потухший, грозный, огнедышащий, извергающийся… (вулкан),
•Золотой, сахарный, крупный, мелкий, морской, речной...(песок),
•Живая, мертвая, огненная, жёсткая, мягкая, мутная, прозрачная, проточная, пресная, солёная… (вода),
•Пышные, кудрявые, ватные, перистые, слоистые, кучевые, дождевые, грозовые...(облака),
•Звёздный, весёлый, холодный, теплый, сильный, слабый, порывистый, южный, северо-западный… (ветер),
•Звуковая, световая, воздушная, взрывная, ударная, магнитная, длинная, кроткая, сейсмическая, морская, приливно-отливная… (волна),
•Тёплая, дружеская, непринуждённая, напряжённая, здоровая, загрязнённая, земная, солнечная… (атмосфера)
Правильный ответ: 1 балл.
6-й конкурс « Континент отличников»
Интерактивная игра « О, отличник»
Подведение итогов: выступление членов жюри , награждение победителей.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Глобальные проблемы человечества - это проблемы, касающиеся всего человечества. Они затрагивают взаимоотношения между странами мирового сообщества, отношения между обществом и природой, вопросы совместного решения ресурсообеспеченности . Глобальные вопросы требуют и глобальных ответов – широкого международного сотрудничества для их решения
Проблема разоружения и сохранения мира на Земле
Экологическая проблема
Демографическая проблема
Продовольственная проблема
Энергетическая и сырьевая проблемы
Проблема преодоления отсталости развивающихся стран
Проблема Мирового океана
Проблема разоружения и сохранения мира на Земле Последствия войн Учёные подсчитали, что за последние 5,5 тысячелетий на нашей планете было 15 тысяч войн. Только в XX веке в двух мировых и локальных войнах погибло более 100 млн. человек. Во второй половине того же столетия появилось ядерное оружие и возникла реальная возможность уничтожения целых стран и, даже, континентов, то есть практически всей современной цивилизации. Смертоносное оружие На каждого жителя планеты приходится такое количество взрывчатки, которого достаточно, чтобы не один раз уничтожить все живое. Гонка вооружений ежегодно отнимает у человечества около 1 трлн. долларов, что сопоставимо с национальным доходом такой страны, как Япония. В армиях государств мира занято 26 млн. людей, оторванных от производительного труда, а это равно всему экономически активному населению такой страны, как ФРГ.
проблематика Изменение политической обстановки в мире , начавшееся в середине 1970-х гг. (получившее название «разрядка»), и окончание «холодной войны» в конце 1980-х гг. постепенно привели к прекращению борьбы двух систем, державшей весь мир в страхе на протяжении почти сорока лет после окончания Второй мировой войны. Противоречивые последствия Глобальное противостояние сменилось усилением и увеличением числа различного рода конфликтов локального характера по поводу территориальных, этнических, религиозных разногласий, грозящих превратится в региональные или глобальные конфликты с соответствующим вовлечением новых участников. Международный терроризм – бич ХХ века Большую опасность в наши дни представляет и проблема международного терроризма, способного спровоцировать различные конфликты вплоть до ядерного шантажа и глобального ядерного конфликта (некоторые исследователи выделяют международный терроризм в разряд новых глобальных проблем).
Пути решения Программа «Международного сотрудничества за мир, решения глобальных проблем безопасности, разоружения и урегулирования конфликтов» предназначена для поддержки и развития отношений международных неправительственных организаций, властью и обществом в области улучшения международной безопасности.
Экологическая проблема Экологическая проблема – это проблема взаимоотношений общества и природы, сохранения окружающей среды. Особо остро она встала во второй половине XX века, когда резко возросла нагрузка на окружающую среду. В результате резкого увеличения численности населения, интенсивной индустриализации и урбанизации нашей планеты хозяйственные нагрузки начали повсеместно превышать способность экологических систем к самоочищению и регенерации. Вследствие этого нарушился естественный круговорот веществ в биосфере, под угрозой оказалось здоровье нынешнего и будущего поколений людей. Главные аспекты проблемы Проблемы состояния природных ресурсов и окружающей среды. Загрязнение воды и атмосферы. Изменение почвы, леса, животного мира.
Масштаб проблемы локальный региональный
глобальный
Пути решения Мировое сообщество исходит из того, что главный путь решения экологической проблемы – такая организация производственной и непроизводственной деятельности людей, которая обеспечила бы нормальное « экоразвитие » – преобразование окружающей среды в интересах всего человечества и каждого человека.
проблематика Экология развитых стран Экология развивающихся стран Затраты государства и монополий на охрану окружающей среды резко возросли. Н алажено производство очистной техники - возникли " экоиндустрия ", " экобизнес " - международный рынок экологически чистого оборудования и экологически чистой продукции. С формирована система законов и организаций по защите среды (соответствующие министерства и ведомства). Были разработаны программы экологического развития отдельных стран и регионов. У силилась международная координация в области охраны окружающей среды. Здесь усиливается и экологическое давление, так как наряду с " доиндустриальным " загрязнением (опустынивание и массовая вырубка лесов) все больше проявляется и новое, связанное с вторжением транснациональных корпораций (ТНК), с "экспортом" загрязняющих производств в "третий мир". Современное "индустриальное" загрязнение обуславливается переводом многих загрязняющих производств в "третий мир", прежде всего - строительством металлургических и химических заводов. Концентрация населения в крупнейших агломерациях растет. "Новое" загрязнение в развивающихся странах определяется и химизацией сельского хозяйства.
Демографическая проблема Homo sapiens - человек разумный как вид живых существ, вершина творения жизненных форм на Земле - примерно 8 тысяч лет назад на Земле стало насчитываться около 10 миллионов человек. Численность землян увеличивалась очень медленно, пока они жили охотой и собирательством, вели образ жизни кочевников, но с переходом к оседлому земледелию, к новым формам производства, особенно промышленного, число людей стало быстро увеличивать Сколько нас Если этот рост продолжится хотя бы ещё пару веков, вся земная поверхность заполнится жителями с плотностью населения сегодняшней Москвы. А через шесть столетий на каждого жителя планеты останется лишь 1 кв. м. земли. По прогнозам экспертов ООН, к 2025 году население мира достигнет 8,3 млрд. человек. В настоящее время на земном шаре ежегодно рождается свыше 130 млн. человек, умирает 50 млн.; таким образом, прирост населения составляет примерно 80 млн. человек.
Демографическая политика Страны мира поняли необходимость регулирования численности населения. Развивающиеся страны стараются его уменьшить с помощью определенных запретов . Развитые страны создают условия для увеличения его численности за счет улучшения репродуктивного здоровья, пропаганды здорового образа жизни, моральное поощрение ответственного родительства , снижение материнской смертности, обеспечение адресной поддержки, малообеспеченных семей с детьми и отдельных категорий населения, нуждающихся в особой социальной защите.
Продовольственная проблема Продовольственная проблема – это проблема, которая проявляется в дефиците продуктов питания и недостаточности их калорийности, в нехватке витаминов и белков животного происхождения
Наблюдается очевидный разрыв между основными районами производства и потребления продовольствия и районами, где страдают от голода и недоедания: США, Канада и Западная Европа имеют избыток продовольствия, а развивающиеся страны Азии, Африки и Латинской Америки – их недостаток. В последние годы эта проблема обострилась в странах, б/ ш СССР в связи с нарушением прежних хозяйственных связей и несовершенством существующих аграрных отношений
Пути решения Экстенсивный путь , который заключается в дальнейшем расширении пахотных, пастбищных и рыбопромысловых угодий. Интенсивный путь , связанный с непосредственным увеличением производства продуктов питания, связанным с интенсификацией сельскохозяйственного использования территории посредством механизации, химизации, ирригации, повышения энерговооруженности, использовании более высокоурожайных и болезнеустойчивых сортов и наиболее продуктивных пород скота.
Энергетическая и сырьевая проблемы Энергетическая и сырьевая проблема состоит в том, что: разведанные запасы нефти, природного газа и других видов топлива и сырья ограничены, горно-химические условия добычи ухудшаются, территориальный разрыв между районами добычи и потребления увеличивается, районы добычи смещаются в районы нового освоения с экстремальными природными условиями.
Цифры и факты Ученые подсчитали, что угля хватит на 600 лет, нефти – на 90, природного газа – на 50 урана – на 27 лет, а все виды топлива по всем категориям будут сожжены за 800 лет. К 2010 г. спрос на минеральное сырье в мире увеличится в 3 раза по сравнению с сегодняшним уровнем. Ежегодное потребление энергии в мире приближается к 10 млрд. т условного топлива, а к 2014 году оно достигнет, по прогнозам экспертов 20-27 млрд. т. Если энергопроизводство будет расти сегодняшними темпами, то все виды используемого сейчас топлива будут истрачены через 130 лет, то есть в начале ХХII в.
проблематика Снижение объёмов добычи очень проблематично, т.к. современному миру нужно всё больше и больше сырья и энергии, а их сокращение непременно обернётся мировым кризисом. Увеличение КПД тоже малоперспективно, т.к. для его осуществления требуются большие капиталовложения, кроме того, сырьевые запасы небезграничны. В итоге приоритет отдаётся альтернативным источникам энергии.
Альтернативные источники энергии Энергия рек Энергия Солнца Атомная энергия Ветровая энергия Энергия Земли Энергия Океана
Проблема преодоления отсталости развивающихся стран Проблема преодоления отсталости развивающихся стран заключается в существовании огромного разрыва уровня дохода на душу населения между многими развивающимися странами и ведущими индустриальными державами. Например, «разрыв» между США и Эфиопией составляет 100:1, и он имеет тенденцию к увеличению.
проблематика Имея в три раза больше населения, чем высокоразвитые страны, молодые африканские государства производят в 6 раз меньше промышленной продукции, а в расчете на душу населения в 15 – 16 раз меньше; в качестве отопления они до сих пор используют дрова; потребление электроэнергии на душу населения - в тысячи раз меньше; каждый третий человек в возрасте до 15 лет и старше здесь неграмотен; средняя продолжительность жизни составляет около 40 лет
Пути решения Глобальную проблему бедности и отсталости можно решить только на основе диалога и партнерства всех цивилизаций.
Проблема Мирового океана Значение Мирового океана для всего живого на Земле огромно: но в нем зародилась жизнь, он обеспечивает ее дальнейшее развитие благодаря своей роли регулятора температуры и производителя кислорода; растет транспортное, минерально - ресурсное и биоресурсное использование Океана
проблематика Проблема Мирового океана состоит в том, что в него ежегодно попадает более 1 млн. тонн нефти, отходы промышленности и городов, в том числе тяжелые металлы и радиоактивные отходы в контейнерах, что в конечном итоге приводит к сокращению его рыбопродуктивности и снижению рекреационных возможностей побережий.
Пути решения Огромные возможности для решения проблемы Мирового океана открывает НТР. От нее зависит решение таких вопросов, как: более полное извлечение полезных ископаемых из недр Земли, снижение энерго - и материалоемкости производства, открытие новых и освоение ранее недоступных месторождений, вовлечение в хозяйственный оборот неисчерпаемых энергетических ресурсов, прогресс в области атомной и водородной энергетики, МГД-генераторов , топливных элементов и многое другое.
Проблемы Мирового океана – это проблемы и экологические, и экономические, и технические, и социальные одновременно, и от того, насколько разумно человек их разрешит, зависит его будущее!!!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ИНТЕЛЕКТУАЛИЯ
ОСТРОВ 100
_ _ СТО _ - сторона света. _ СТО _ - начало реки. СТО _ _ _ _ - главный город страны . _СТО _ _ _ - государство в Прибалтике _ _ _ _ СТО _ _ _ _ - героический город в Крыму. _ _ _ _ _ _ _ СТО _ - город РФ, порт на Тихом океане. _ _ _ СТО _ _ _ - имя мореплавателя, открывшего Америку.
загадка Первое можно из снега слепить, Грязи кусок может тоже им быть. Ну, а второе - мяча передача, Важная это в футболе задача. Целое люди в походы берут, Ведь без него они путь не найдут.
компас
РАЙ ДЛЯ КРОКОДИЛА
дождь
Поток
вулкан
песок
вода
облака
ветер
волна
атмосфера
СПАСИБО
Предварительный просмотр:
Рассмотрено На заседании ШМО ____________ Солдатова Е.В. Протокол №_________ «____»____________ 20 г. | Согласовано Зам. директора по УВР ______________ Снитовская Е.А. «____»____________ 20 г. | Утверждено Директор гимназии ______________ Тимошенко Н.А. «____»____________ 20 г. |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГИМНАЗИЯ ИМ. Н.В. ПУШКОВА»
Рабочая программа по
Срок реализации программы: 2012-2013 учебный год
Класс:8 А, Б, В.
Составитель программы: Терехина Е.А.
Троицк, 2012
Пояснительная записка
Введение:
Рабочая программа по географии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010 г. №1897), основной образовательной программой основного общего образования Гимназии им. Н.В. Пушкова составлена на основе авторской программы Летягина А.А., Душиной И.В, Пятунина В.П. «География России. Природа. Население» Вентана-Граф 2011.
Цели и задачи данной программы обучения:
- сформировать у учащихся целостное представление о состоянии современного общества, о сложности взаимосвязей природы Главная цель курса заключается в развитии географического мышления школьников и формировании у школьников целостного представления о своей стране, а также личностных качеств: патриотизма; уважения к населяющим Российскую Федерацию народам, их культуре и национальным особенностям.
Учебно-методические задачи:
- сформировать целостное представление об особенностях природы, населения и хозяйства страны;
- сформировать представление о России как о совокупности разнообразных территорий, обозначить место и роль России в современном мире;
- научить школьников работать с разными источниками географической информации, показать практическую значимость изучения географических процессов, явлений, причинно-следственных связей, закономерностей;
- развить картографическую грамотность школьников;
- сформировать у школьников образные представления о крупных природно-хозяйственных регионах страны;
- показать взаимодействие природной среды, населения и территории на локальном уровне (на примере своей местности).
Курс «География России» занимает важное место в структуре школьных курсов географии. С одной стороны он завершает базовое географическое образование школьников. С другой стороны, в данном курсе формируются знания и умения, которые служат основой для успешного изучения курса «Экономическая и социальная география мира»
Данная авторская программа соответствует концепции развития гимназии, образовательным целям гимназии.
Содержание программы
№ | Название темы | Кол-во часов |
1 | Что и с какой целью изучают в курсе «география России».Введение. | 1 |
2 | Раздел 1 Особенности географического положения и формирование государственной территории России. | 14 |
Тема 1. Географическое положение России. | 9 | |
Тема 2. История освоения и изучения территории России. | 5 | |
3 | Раздел 2. Природа России | 40 |
Тема 3. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые | 8 | |
Тема 4 «Климат и климатические ресурсы» | 7 | |
Тема 5. «Внутренние воды и водные ресурсы» | 7 | |
Тема 6 « Почва и почвенные ресурсы» | 4 | |
Тема 7. «Растительный и животный мир. Биологические ресурсы» | 3 | |
Тема 8. Природные различия на территории России | 11 | |
4 | Раздел 3. Население России | 10 |
5 | Раздел 4. «Природный фактор в развитии России» | 3 |
Формы и средства контроля
Тестовый контроль, проверочные и практические работы, географические диктанты, работы с контурными картами. Практических работ – 17.
Учебно-методическое обеспечение
1. Стандарт основного общего образования по географии
2. Стандарт среднего (полного ) общего образования (базовый уровень)
3. Программа основного общего образования
4. Сборник нормативных документов по географии. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. Примерные программы по географии.( Сост. Э.Д.Днепров. –М.:Дрофа, 2007г.)
5. Программы для общеобразовательных учреждений 6-11 классы (Сост. Е.В.Овсянникова.- 2-е изд., стереотип.- М.:Дрофа, 2009г.)
6. Учебник «География России. Природа. Население», 8 класс, Пятунин В.Б., Таможня Е.А., Вентана-Граф, 2011.
7 . География 8 класс «Тестовые задания. Подготовка к ЕГЭ», Пятунин В.П., Таможня Е.А., Вентана-Граф, 2011
8. Атлас География России Природа и население, АСТ, 2012
Методическая литература. Дидактический материал.
1. Библиотека школьника. В.И.Евдокимов. География. Полный курс в географических диктантах. (изд.-М.: Московский Лицей 2004г)
2. Современный урок географии. Методические разработки уроков. (изд.-М.: Школа – Пресс, 2004г)
3. Рабочая тетрадь по географии. 6-10 классы (изд.- М.: Дрофа 2009)
4. Г.Н.Элькин. Методическое пособие . Физическая география. 6-9 классы. (изд.- Паритет, 2002)
5. Методическое пособие. Уроки географии 6-9 класс. Современная школа. С применением информационных технологий. (изд. – М.: Глобус, 2008г)
6. Методическое пособие для учителя. Н.Ю.Маерова. Уроки географии 8-9 классы. (изд.- М.: Дрофа, 2006 г
7. Н.В.Болотникова. География. Уроки – игры в средней школе. (изд.- В.: Учитель, 2003г.)
8. Л.Н.Картель. Дидактические материалы по физической географии. Пособие для учителя. (М.: Просвещение)
9. А.Ф.Романова. Нестандартные уроки географии. 8-9 классы. (изд.В.: Учитель, 2003г)
10. И.И.Баринова, В.Я.Ром. География России. Методическое пособие 8-9 классы. (изд.-М.: Дрофа,2003 г.)
11. Ф.С.Сагитов География. Тесты.7-8 классы. Для подготовки к аттестационному тестированию по курсу географии.(изд.-М.: Издат-школа 2000)
12. Г.Н.Элькин Тесты. География. Для проверки знаний. Для сдачи ЕГЭ. Для подготовки к экзаменам 8-9 классы (изд. -С- П.: Паритет, 2005г)
16. В.П.Дронов. Методическое пособие по географии России. (изд.-М.: Просвещение)
17. А.А.Летягин. Тесты по географии 8-9 классы.
18. О.П.Моисеева Тематический тестовый контроль по географии России 8 клас
19. Е.А.Данилова География в схемах и таблицах. 6-10кл. (СПб.:Тригон, 2009 г)
20. Географический энциклопедический словарь. Географические названия. Москва. «Советская энциклопедия»
21. Детская энциклопедия. Я познаю мир. География. (изд.М.: Аст, 1998г)
Планируемые результаты
В результате изучения курса «География России. Природа. Население» ученик должен:
Знать/понимать
- основные географические понятия: федерация, государственная территория, континентальный шельф, экономико-географическое положение, геополитическое положение, местное и поясное время, циклон, антициклон, мелиорация, рациональное природопользование, естественное движение населения, миграции, экономически активное население, трудовые ресурсы, агломерация, природные ресурсы, природно-ресурсный потенциал, ресурсная база;
- различия географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения;
- результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
- географические явления и процессы в геосфере, взаимосвязи между ними, их изменения в результате деятельности человека;
- географическую зональность и поясность;
- специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации.
Уметь
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, экологических проблем;
- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияние на формирование культуры народов;
- составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
- для определения поясного времени;
- для чтения карт различного содержания;
- для проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий.
Календарно-тематическое планирование
№ пп | Тема урока | Тип урока | Дата/неделя | Коррекция |
1 четверть (16 часов) | ||||
Введение. | ||||
1 | Что и с какой целью изучают в курсе «География России». (1 ч.) | комбинированный | 1 | |
Раздел 1 Особенности географического положения и формирование государственной территории России. (14 ч.) | ||||
Тема 1. Географическое положение России. (9 ч.) | ||||
2 | Географическое положение и его виды. Пр. р. 1 Характеристика ГП России | Отработка навыков/закрепление знаний и навыков | 1 | |
3 | Размеры территории и природно-географическое положение России. Пр. р. 2 Сравнение ГП России и других стран | Отработка навыков/закрепление знаний и навыков | 2 | |
4 | Экономико-географическое и транспортно-географическое положение России | комбинированный | 2 | |
5 | Геополитическое, этнокультурное и эколого-географичекое положение России | комбинированный | 3 | |
6 | Государственная территория России. Типы российских границ | комбинированный | 3 | |
7 | Сухопутные и морские границы России | комбинированный | 4 | |
8 | Различия во времени на территории России. Пр. р. 3 Определение поясного времени для разных городов России | Отработка навыков/закрепление знаний и навыков | 4 | |
9 | Государственное устройство и территориальное деление Российской Федерации | комбинированный | 5 | |
10 | Повторение и обобщение темы «Географическое положение России | Обобщающий урок | 5 | |
Тема 2. История освоения и изучения территории России. (5 ч.) | ||||
11 | Заселение и освоение территории России в 9-17вв | комбинированный | 6 | |
12 | Заселение и хозяйственное освоение территории России в 18-19вв | комбинированный | 6 | |
13 | Географические исследования территории России в 18-19вв | комбинированный | 7 | |
14 | Территориальные изменения и географическое изучение России в 20 веке. Пр. р. 4 Составление аннотации какого-либо из источников географической информации об истории освоения и открытия территории России | Отработка навыков/закрепление знаний и навыков | 7 | |
15 | Повторение по теме: «История освоения и изучения территории России» | Обобщающий урок | 8 | |
Раздел 2. Природа России. (40 ч.) | ||||
Тема 3. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. (8 ч.) | ||||
16 | Геологическая история | комбинированный | 8 | |
2 четверть (16часов) | ||||
17 | Развитие земной коры | комбинированный | 9 | |
18 | Рельеф России. | комбинированный | 9 | |
19 | Минеральные ресурсы страны. Пр. р. 5 Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископ. | Отработка навыков/закрепление знаний и навыков | 10 | |
20 | Зависимость рельефа от внешних геологических процессов. | комбинированный | 10 | |
21 | Литосфера. Рельеф. Человек | 11 | ||
22 | Рельеф своей местности | комбинированный | 11 | |
23 | Повторение и обобщение темы: «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые». Повторения и обобщения | Обобщающий урок | 12 | |
Тема 4 .Климат и климатические ресурсы. (7 ч.) | ||||
24 | Условия формирования климата. | комбинированный | 12 | |
25 | Движение воздушных масс. Пр. р. 6 Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды | Отработка навыков/закрепление знаний и навыков | 13 | |
26 | Закономерности распределения тепла и влаги. Пр. р. 7 Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны | Отработка навыков/закрепление знаний и навыков | 13 | |
27 | Климатические пояса и типы климатов. | комбинированный | 14 | |
28 | Климат и человек. | комбинированный | 14 | |
29 | Климат своего региона. Пр. р. 8 Оценка основных климатических показателей одного из регионов( на примере своей местности) страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения | Отработка навыков/закрепление знаний и навыков | 15 | |
30 | Повторение и обобщение темы: «Климат и климатические ресурсы». Урок повторения и обобщения | Обобщающий урок | 15 | |
Тема 5. Внутренние воды и водные ресурсы. (7 ч.) | ||||
31 | Состав внутренних вод. Реки, их зависимость от рельефа. | комбинированный | 16 | |
32 | Зависимость речной сети от климата. Пр. р. 9 Составление характеристики одной из Рекс использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей её хозяйственного использования | Отработка навыков/закрепление знаний и навыков | 16 | |
3 четверть (20 часов) | ||||
33 | Другие виды внутренних вод | комбинированный | 17 | |
34 | Опасные явления, связанные с водами, их предупреждение. Пр. р. 10 Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата | Отработка навыков/закрепление знаний и навыков | 17 | |
35 | Водные ресурсы | комбинированный | 18 | |
36 | Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности. Пр. р. 11 Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России | Отработка навыков/закрепление знаний и навыков | 18 | |
37 | Повторение и обобщение темы: «Внутренние воды и водные ресурсы». Урок повторения и обобщения | Обобщающий урок | 19 | |
Тема 6 Почва и почвенные ресурсы. (4 ч.) | ||||
38 | Почва как особое природное образование | комбинированный | 19 | |
39 | Размещение основных типов почв | комбинированный | 20 | |
40 | Почвенные ресурсы. Почвы и человек. | комбинированный | 20 | |
41 | Особенности почв своего региона и своей местности. Пр. р. 12 Знакомство с образцами почв своей местности и особенностями их использования | Отработка навыков/закрепление знаний и навыков | 21 | |
Тема 7. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. (3 ч.) | ||||
42 | Растительный и животный мир | комбинированный | 21 | |
43 | Биологические ресурсы | комбинированный | 22 | |
44 | Растительный и животный мир своего региона и своей местности | комбинированный | 22 | |
Тема 8. Природные различия на территории России. (11 ч.) | ||||
45 | Природные комплексы | комбинированный | 23 | |
46 | Природное районирование. Природная зона как особый природный комплекс | комбинированный | 23 | |
47 | Северные безлесные природные зоны | комбинированный | 24 | |
48 | Лесные зоны. Тайга | комбинированный | 24 | |
49 | Смешанные и широколиственные леса | комбинированный | 25 | |
50 | Южные безлесные зоны: степи, полупустыни и пустыни. Пр. р. 13 Анализ физической карты и карт компонентов природы для установления взаимосвязей между ними в разных природных зонах | Отработка навыков/закрепление знаний и навыков | 25 | |
51 | Высотная поясность | комбинированный | 26 | |
52 | Моря как крупные природные комплексы | комбинированный | 26 | |
4 четверть (16 часов) | ||||
53 | Природно-хозяйственные различия российских морей | комбинированный | 27 | |
54 | Особо охраняемые природные территории России | комбинированный | 27 | |
55 | Повторение и обобщение темы: «Природные различия на территории России». | Обобщающий урок | 28 | |
Раздел 3. Население России. (10 ч.) | ||||
56 | Численность и воспроизводство населения. Пр. р. 14 Определение и анализ основных статистических показателей, характеризующих население страны в целом и ее отдельных территорий | Отработка навыков/закрепление знаний и навыков | 28 | |
57 | Половой и возрастной состав населения. Средняя продолжительность жизни. Пр. р. 15 Анализ карт населения | Отработка навыков/закрепление знаний и навыков | 29 | |
58 | Этнический и языковой состав населения России. Пр. р. 16 Выявление и объяснение территориальных аспектов межнациональных отношений | Отработка навыков/закрепление знаний и навыков | 29 | |
59 | Культурно-исторические особенности народов России. География основных религий | комбинированный | 30 | |
60 | Особенности урбанизации в России. Городское население | комбинированный | 30 | |
61 | Сельские поселения. Особенности расселения сельского населения | комбинированный | 31 | |
62 | Миграции населения в России | комбинированный | 31 | |
63 | Размещение населения России | комбинированный | 32 | |
64 | Занятость населения | комбинированный | 32 | |
65 | Повторение и обобщение раздела: «Население России» | Обобщающий урок | 33 | |
Раздел 4. «Природный фактор в развитии России» (3 ч.) | ||||
66 | Влияние общества на развитие природы. | комбинированный | 33 | |
67 | Природные ресурсы. Пр. р. 17.Выявление характера использования природных ресурсов своей местности с помощью дополнительных источников географической информации и публикаций в СМИ | Отработка навыков/закрепление знаний и навыков | 34 | |
68 | Природно-ресурсный потенциал России | комбинированный | 34 |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено На заседании ШМО ____________ Солдатова Е.В. Протокол №_________ «____»____________ 20 г. | Согласовано Зам. директора по УВР ______________ Снитовская Е.А. «____»____________ 20 г. | Утверждено Директор гимназии ______________ Тимошенко Н.А. «____»____________ 20 г. |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГИМНАЗИЯ ИМ. Н.В. ПУШКОВА»
Рабочая программа по
Срок реализации программы: 2012-2013 учебный год
Класс:10 А, Б, В.
Составитель программы: Терехина Е.А.
Троицк, 2012
Пояснительная записка
Введение:
Рабочая программа по географии составлена в соответствии с требованиями « Примерной программы по географии»-М.,Просвещение,2010 г., основной образовательной программой основного общего образования Гимназии им. Н.В. Пушкова на основе авторской программы «Программы по географии для 6-10 классов для общеобразовательных учреждений».-М.:ООО «ТИД «Русское слово»-РС, 2011.-56с. Автор - Домогацких Е.М.
Цели и задачи данной программы обучения:
- сформировать у учащихся целостное представление о состоянии современного общества, о сложности взаимосвязей природы и хозяйствующего на Земле человечества;
- развить пространственно-географическое мышление;
- воспитать уважение к культурам других народов и стран;
- сформировать представление о географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий;
- научить применять географические знания для оценки и объяснения разнообразных процессов и явлений, происходящих в мире;
- воспитать экологическую культуру, бережное и рациональное отношение к окружающей среде.
Так как данная рабочая программа составляется по Программе Домогацких Е.М., то в ней отражены ее особенности. Программа является новой версией классического курса, уже давно применяемого в средней школе. Однако при своей традиционности настоящий курс имеет несколько особенностей. Во-первых, он учитывает все указания, прописанные в новом образовательном стандарте, и является, таким образом, в наибольшей степени соответствующим современным образовательным нормам. Кроме того, учебник, написанный на основании этой программы, опирается на самые свежие статистические данные.
Во-вторых, в связи с тем, что материал делится на две части: «Общая характеристика мира» «Региональный обзор мира», несколько изменено распределение материала внутри разделов. Так в одну тему «Взаимоотношения природы и общества» объединены две ранее изучавшиеся раздельно темы, посвященные природным ресурсам и экологическим проблемам. В таком виде изучение этой темы идет после темы «Население мира».
Тема «Политическая карта мира» перенесена во вторую часть курса и изучается в 11 классе.
Данная авторская программа соответствует концепции развития гимназии, образовательным целям гимназии. Курс «Экономическая и социальная география мира» в старших классах средней школы занимает особое место, он завершает цикл школьного географического образования и призван сформировать у учащихся представление об окружающем мире, понимание основных тенденций и процессов, происходящих в постоянно меняющемся мире, показать взаимосвязь природы, населения и хозяйства земного шара.
Содержание программы
№ | Название темы | Кол-во часов |
1 | «Современная география» | 1 |
2 | «Страны современного мира» | 2 |
3 | «География населения мира» | 5 |
4 | « Мировые природные ресурсы и экологические проблемы» | 12 |
4 | «Мировое хозяйство и научно-техническая революция» | 2 |
5 | « Характеристика отраслей мирового хозяйства» | 9 |
6 | « Глобальные проблемы современности » | 1 |
7 | Урок повторения и обобщения | 1 |
8 | Итоговый урок | 1 |
Формы и средства контроля
Часть, тема курса | Практические работы | Формы контроля | Творческие и проектные задания |
Часть 1. Общая характеристика мира Современная география Тема 1. Страны современного мира | №1 Составление графиков, картосхем и диаграмм на основе статистической информации (итоговая). | Итоговый контроль знаний по теме «Страны современного мира» тест | «Составление картосхемы размещения памятников Всемирного наследия человечества». |
Тема 2. География населения мира | №2 Сравнительный анализ карт народов и мировых религий . №3 Объяснение причин миграционных процессов в Европе | Текущий контроль по теме «География населения мира» тест. | Создание статей на тему «100 великих политиков». Создание проектов на темы: «Религии народов мира», «Основные языки ООН», «Культурно-исторические регионы мира», «Кухня народов мира», «»Музыка народов мира» и т.п. |
Тема 3. Взаимоотношения природы и общества. Мировые природные ресурсы и экологические проблемы | №4Определение обеспеченности стран различными видами природных ресурсов . | Итоговый тест по теме «Взаимоотношения природы и общества. Мировые природные ресурсы и экологические проблемы». | Создание проектов использования природных ресурсов в районах с экстремальными условиями их разработки |
Тема 4. Мировое хозяйство и научно-техническая революция | №5 Определение стран- экспортеров основных видов сырья промышленного и с/х | Итоговый тест по теме | Создание презентаций по теме НТР. |
Тема 6. Глобальные проблемы современности и их взаимосвязь | №9 Составление схемы Взаимные связи глобальных проблем. | Итоговый тест за курс 10 класса. | Презентации на тему «Глобальные проблемы человечества» |
Учебно-методическое обеспечение
Учебник: Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. «География» Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. - М.: ООО «ТИД «Русское слово»-РС, 2008.
Дополнительная литература:
- Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. «Дайте планете шанс». Книга для учащихся. - М.: Просвещение, 1995
- Гладкий Ю.Н., Соколов О.В., Файбусович Э.Л. «Экономическая и социальная география». Пособие для поступающих в вузы. - М.: Просвещение, 1999
- Кузнецов А.П. «Экономическая и социальная география мира» Книга для учащихся 10 классов.- М.: Просвещение, 2000
- Карасев С.А. «Политическая карта мира». Методические рекомендации к проведению уроков. - Саратов, Лицей, 2002
- Максаковский В.П. «Историческая география мира» Учебное пособие. - М.: Экопрос, 1997
- Максаковский В.П. «Географическая картина мира. В 2 кн.» – М.: Дрофа, 2005
- Родионова И.А., Холина В.Н. Пособие для поступающих в вузы в трех частях.- М.: РУДН, Уникум-центр, 1998
- Страны мира. Энциклопедический справочник. - Смоленск, Русич,.2000
- Шатных А.В. «Современный урок географии». Методические разработки уроков географии в 10 классе. - М.: Школьная пресса, 2002
- Газета «География». - М.: Изд. дом «1 Сентября», научно-методический журнал «География в школе» - М.: Школа-Пресс.
- Атлас по экономической и социальной географии для 10 класса. Издательство «Дрофа», «АСТ-пресс», «Картографии и геогдезии».
Тематические карты:
- Политическая карта мира.
- Минеральные ресурсы мира.
- Топливные ресурсы мира.
- Энергетическая промышленность мира.
- Земельные ресурсы мира.
- Агроклиматические ресурсы мира.
- Черная и цветная металлургия мира.
- Машиностроение мира.
- Химическая и лесная промышленность мира.
- Легкая промышленность мира.
- Транспорт мира.
Экологические проблемы мира.
Планируемые результаты
Изучение данного материала предполагает следующие требования к уровню подготовки учащихся:
1. Знать:
- методы географических исследований и уметь применять их на практике;
- особенности размещения основных видов природных ресурсов;
- динамику населения мира в целом; современные проблемы населения;
- особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства;
- географические аспекты глобальных проблем человечества;
2. Уметь:
- объяснять географические аспекты различных текущих процессов и явлений;
- оценивать ресурсообеспеченность стран;
- использовать разнообразные источники географической информации.
Календарно-тематическое планирование
№ пп | Тема урока | Тип урока | Дата/неделя | Коррекция |
1 четверть (8 часов) | ||||
Часть I Общая характеристика мира (34 часов) | ||||
Введение Современная география | ||||
1 | Географическая наука | Урок-лекция | 1 | |
Тема 1. Страны современного мира (2 часа) | ||||
2 | Типы стран современного мира Пр №1 «Составление графиков , картосхем на основе статистики» | Контроль знаний | 2 | |
3 | Развитые и развивающие страны | комбинированный | 3 | |
Тема 2. География населения мира (5 часов) | ||||
4 | Численность и динамика населения мира | Урок-лекция | 4 | |
5 | Расовый и половозрастной состав населения мира | Урок-лекция | 5 | |
6 | Этнический и религиозный состав населения Пр№2 «Сравнительный анализ карт народов и мировых религий» | Контроль знаний | 6 | |
7 | Размещение населения и его миграции Пр№3 «Объяснение причин миграционных процессов в Европе» | Контроль знаний | 7 | |
8 | Сельское и городское население | комбинированный | 8 | |
2 четверть (8 часов) | ||||
Тема 3.Взаимоотношение природы и общества. Мировые природные ресурсы и экологические проблемы(12 часов) | ||||
9 | История взаимоотношений между природой и обществом | Семинар | 9 | |
10 | Природопользование и экологические проблемы | комбинированный | 10 | |
11 | Природные ресурсы Пр№4 « Определение обеспеченности стран различными видами природных ресурсов» | Контроль знаний комбинированный | 11 | |
12 | Минеральные ресурсы | комбинированный | 12 | |
13 | Рудные и нерудные полезные ископаемые | комбинированный | 13 | |
14 | Земельные ресурсы | комбинированный | 14 | |
15 | Лесные ресурсы | комбинированный | 15 | |
16 | Водные ресурсы | 16 | ||
3 четверть (10 часов) | ||||
17 | Ресурсы Мирового океана | комбинированный | 17 | |
18 | Другие виды природных ресурсов | комбинированный | 18 | |
19 | Загрязнение окружающей среды | комбинированный | 19 | |
20 | Пути решения экологических проблем | Семинар | 20 | |
Тема 4. Мировое хозяйство и научно-техническая революция(2 часа) | ||||
21 | Международное географическое разделение труда и мировое хозяйство Пр№5 « Определение стран-экспортеров основных видов сырья промышленного и с/х | комбинированный Контроль знаний | 21 | |
22 | Современная эпоха НТР и мировое хозяйство | Урок-лекция | 22 | |
Тема 5.Общая характеристика современного мирового хозяйства(10 часов) | ||||
23 | Топливно-энергетическая промышленность | комбинированный | 23 | |
24 | Металлургия | комбинированный | 24 | |
25 | Машиностроение | комбинированный | 25 | |
26 | Химическая , лесная и легкая промышленность | комбинированный | 26 | |
4 четверть (8 часов) | ||||
27 | Сельское хозяйство. Земледелие и животноводство | комбинированный | 27 | |
28 | Сельское хозяйство развитых и развивающих стран | комбинированный | 28 | |
29 | Виды транспорта | комбинированный | 29 | |
30 | Транспорт и мировое хозяйство | комбинированный | 30 | |
31 | Международные экономические отношения | комбинированный | 31 | |
32 | Тема 6. Гл Глобальные проблемы и их взаимосвязь Пр№6«Составление схемы « Взаимные связи глобальных проблем».» | комбинированный Контроль знаний | 32 | |
33 | Урок повторения и обобщения | Обобщающий урок | 33 | |
34 | Итоговый урок | Обобщающий урок | 34 |
Предварительный просмотр:
План конспект открытого урока по географии в 6 А классе.
Подготовила и провела: учитель географии Терёхина Е.А.
Тема: АТМОСФЕРА
Тип урока: обобщающее повторение.
Цели:
- Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме “Атмосфера”.
- Использовать игровую форму обучения для активизации мыслительной деятельности учащихся.
- Совершенствовать умение аргументировать ответ, обосновывать свою точку зрения, выслушивать товарищей, соблюдая принцип толерантности.
- Развивать коммуникативные способности учащихся, умение работать в группе, честно соревноваться, оказывать друг другу помощь.
Оборудование:
столы и стулья для участников команды,
Мультимедийный проектор, для просмотра презентации и видео вопросов, ответов,
таблички с названием команд «Флюгер», «Бриз».
Карточки с вопросами и заданиями. Карточки контроля знаний.
Ход урока.
1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Учитель производит рассадку команд.
Сегодня меж командами баталия,
Но пусть обид не будет среди вас,
Коль победитель или побежденный
Сегодня будет кто-нибудь средь нас.
Я буду рада, если вы в сраженье
Покажете находчивость свою.
И пусть уменье, знанья и веселье
Позволят вам сыграть вничью.
Команды приветствуют друг друга.
Команда «Флюгер». Команда «Барометр».
Учитель: Оценивать ваши знания будет жюри. ( Представление жюри)
Влад Амелин.
Планета Земля |
Планета. Планета, планета Земля |
Планета Земля уникальна. Уникальна - своими оболочками.
И речь сегодня пойдет у нас на уроке об одной из них - атмосфере. Внимание вопрос командам.
2. Жеребьёвка.
- Дайте определение понятия «Атмосфера». Чья команда первой правильно и полно даст ответ, получит право отвечать первой на вопросы викторины.
Ответ: Атмосфера-это газовая оболочка (воздушная) Земли. Она удерживается силой притяжения Земли и совершает с ней совместное вращение.
3.Основная часть.
Географическая викторина.
За каждую правильную отгадку 1 балл.
Задание 1:
Какие газы входят в состав атмосферного воздуха?
Каково их соотношение? Заполнить таблицу.
Газы | Процент содержания в воздухе |
|
|
|
|
|
|
Газы | Процент содержания в воздухе |
азот | 78 % |
кислород | 21% |
Другие газы | 1% |
Ответ: Воздух это смесь газов, в которой больше всего азота -78%,
Кислорода - 21%, остальные газы -1% : (углекислый газ 0,03 %, водяной пар, случайные примеси ( пыль, аммиак, сернистый газ – 0,01 %, озон, гелий, водород и др.)
Задание 2: «Загадки»
(содержание загадок посвящено атмосферным процессам, атмосферным осадкам)
1. Какой слой атмосферы называют «фабрикой погоды» (тропосфера, самый нижний слой, так как в нем формируется погода)
2. Крикнул вол на сто сел, на тысячу городов. (гром)
3. Фырчит, рычит, ветки ломает, пыль поднимает, тебя с ног сбивает. (Ветер)
4. Красное коромысло через реку повисло. (Радуга)
5. Заря-зарница, красная девица, врата запирала, по полю гуляла, ключи потеряла, месяц видел, солнце скрыло. (Роса)
6. Выше леса, тоньше колоса (Дождь)
7. В холоде - горой, в избе - водой. (Снег)
8. Вечером – водой, ночью – водой, а утром – в небеса. (Дождь)
9. Шел да шел, да и в землю ушел. (Туман)
10 Скатерть бела, весь свет одела. (Снег)
11. Крупно, дробно зачастило, всю землю напоило. (Дождь)
12. С неба - звездой, в ладошку – водой. (Снег)
13. Падает горошком, скачет по дорожкам. (Град).
14. Летом – молчит, лежит-молчит, когда умрет, тогда заревет. (Снег)
Задание 3:
Какие приборы и механизмы используются для изучения атмосферы?
Выпишите номера приборов и механизмов, которые используют для изучения атмосферы.
1. Метеорологические станции;
2. Батискафы;
3. Радиозонды
4. Эхолоты,
5. Сейсмографы;
6. Искусственные спутники Земли;
7. Метеорологические ракеты;
8. Акваланги;
Ответ: 1,3,6,7.
В одной колонке перечислены метеорологические приборы, а в другой — их функции.
Составьте правильно пары:
1) Термометр А) Количество осадков
2) Барометр Б) Температура воздуха
3) Гигрометр В) Направление и сила ветра
4) Осадкомер Г) Атмосферное давление
5) Флюгер Д) Влажность воздуха
Ответ:1)-Б); 2)-Г); 3)-Д); 4)-А); 5)-В).
Задание 4:
1.Вычислить среднюю температуру воздуха по следующим данным:
1 час ночи: +9° С
4 часа утра + 8° С
7 часов утра +7° С
10 часов утра: +11° С
13 часов дня : +19° С
16 часов дня: +18° С
19 часов вечера + 12° С
22 часа вечера +10° С
Ответ: ( Сумму этих температур делим на число измерений: 94:8=11° С)
Задание 5:
Используя имеющиеся у вас данные наблюдения за погодой, постройте на листочках график годового изменения средних температур для нашей местности.
месяц | Я | Ф | М | А | М | И | И | А | С | О | Н | Д |
температура | -13 | -17 | -8 | +3 | +9 | +14 | +15 | +16 | +13 | +3 | -9 | -16 |
Выдается таблица и листы для построения графика, каждой команде.
Учитель:
Без рук, без ног,
А дерево гнет?
Что это такое? Правильно – ветер.
Внимание вопрос:
1. Что называется ветром?
Ветер-движение воздуха в горизонтальном направлении.
2. Назовите главную причину образования ветра.
Главная причина образования ветра - это разница в атмосферном давлении над разными участками земной поверхности. Ветер всегда дует из областей Земли с высоким атмосферным давлением к областям, где атмосферное давление ниже.
Задание 6:
Определите и укажите стрелкой, откуда и куда будет дуть ветер в следующих случаях:
А) 757 мм 764 мм
Б) 762 мм 760 мм
В) 771 мм 763 мм
Г) 520 мм 766 мм
Учитель: Что такое атмосферные осадки?
Ответ: Атмосферные осадки - вода в жидком или твердом виде, выпадающая из облаков или выделяющаяся из воздуха на охлажденных поверхностях.
Задание 7:
Учитель: Составьте классификацию видов осадков
Ответ: атмосферные осадки бывают
Твердые Жидкие
Гололед, снег, иней град. Дождь Роса
Вычеркните лишнее слово
1. Дождь, град, бриз, иней, снег
2. Барометр, осадкомер, муссон, гигрометр
3. Бриз, дождь, муссон, ветер
4. Роса, иней, дождь, туман
5. Град, дождь, снег, иней
Задание 8:
Постройте диаграмму количества осадков в нашем городе
(две клетки - 10 мм.)
Месяц | Я | Ф | М | А | М | И | И | А | С | О | Н | Д |
Кол-во осадков, мм | 50 | 53 | 61 | 48 | 58 | 44 | 69 | 68 | 55 | 72 | 76 | 80 |
Учитель:
Облака, облака,
Пышные и белые,
Расскажите облака,
Из чего вас делали?
Может, вас, облака,
Делали из молока.
Может быть из мела,
Может быть из ваты?
Может быть, из белой,
Из бумаги мятой?
(И.Мазин)
1. Вопрос: Перечислите основные виды облаков.
Ответ: Кучевые облака, слоисто- дождевые, слоисто-кучевые, кучево-дождевое, высококучевые, высокослоистые, перистые облака.
2. Вопрос по фотографии.
Какой тип облаков, Вы видите на фотографии?
Ответ: Кучевые облака.
Задание 9:
Вспомните детские песенки, в которых есть слова связанные с темой «Атмосфера», исполните сточки, где есть атмосферные явления . Кто больше?
(«Облака, белогривые лошадки», «Улыбка», «Тучи», «Песенка Мамонтенка», и.т.д.)
Учитель: Значение атмосферы для человека огромно. Людям нужен чистый воздух, в достатке содержащий кислород. И наша задача не допустить загрязнения атмосферы, и избежать экологической катастрофы. В нашей стране принят «Закон об охране атмосферного воздуха». Особую тревогу вызывают проблемы глобального изменения климата из-за выбросов в атмосферу различных газов, создающих парниковый эффект.
Коль суждено дышать нам воздухом одним,
Давайте же мы все навек объединимся.
Давайте наши души сохраним,
Тогда мы на Земле и сами сохранимся!
(Н. Старшинов)
4. Подведение итогов.
Домашнее задание: Нарисовать листовку «Охрана окружающего воздуха»
Повторить тему атмосфера. Учитель подводит итоги урока, выставляет оценки, анализирует типичные ошибки, допущенные учениками. Благодарит за работу на уроке.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Una tempestad de arena sale del Norte de Africa hacia el Atlántico llegando hasta las islas canarias .
El estrecho de Gibraltar
La noche entra en Europa y Africa occidental
Los Alpes de Suiza
Islandia
El Mar Negro
El mar rojo
Aún sumergida en la oscuridad del universo es simplemente encantadora…
¡QUE ESPECTÁCULO! Vea una foto al anochecer de Europa y Africa, en un día sin nubes, desde un satélite en órbita. Observe como las luces ya estan encendidas en Paris y Barcelona, pero no en Londres, ni Lisboa o Madrid donde aún el día está claro. Al medio del Oceano se pueden identificar las Azores, mas abajo Madeira, y mas allá las Islas Canarias y Cabo Verde. Lo mas impresionante es la visualización perfecta de las Plataformas Continentales desde las Islas Británicas hasta Canadá y al centro Islandia.
Francia Islandia Italia Plataforma continental Inglaterra ÁFRICA Anocheciendo allí España Oceano Atlántico Islas de Cabo Verde Islas Cana rias Islas de la Madera y Azores
Estas primeras fotos, desde un satélite, nos muestran el comienzo del anochecer de cualquier día en Brasil, cuando la gente vuelve al hogar, va al supermercado o a cualquier otro lugar. La primera foto nos da una vista real,y la segunda, a través de un efecto del satélite, resalta las luces de las ciudades. Las otras dos, siguiendo el mismo esquema, nos muestran el anocher en América del Norte, siendo muy llamativas las cantidades de luces en las ciudades de los Estados Unidos. En el Caribe destaca la alta luminosidad en Puerto Rico, especialmente el área metropolitana de San Juan al norte y tods su circunferencia de costa. ¡QUE ESPECTÁCULO!
Grande São Paulo Rio de Janeiro Belo Horizonte Salvador Oceano Atlántico Esta región azul mas clara es la plataforma continental brasilera.
Grande São Paulo Rio de Janeiro El mismo punto geográfico con otro recurso del satélite resalta otras ciudades. Por ejemplo: El punto luminoso encima de la región de São Paulo es la región de la ciudad de Campinas. Al nordeste, las capitales de los estados se destacan un poco mas que otras ciudades. Salvador Recife Fortaleza Brasília Goiânia Uberlândia Belo Horizonte Florianópolis
Esta foto nos da una visión de los Estados Unidos al anochecer. Si usted se sorprende con la cantidad de ciudades destacadas por las luces, observe la próxima diapositiva, que detalla un poco mas y muestra otras muchas ciudades norteamericanas.
Ese “amontonamiento” de grandes luces, en orden, de arriba abajo, son Boston, Nueva York, Filadelfia y Washington. Miami Houston Dallas Chicago En California, aún esta claro. Por medio de la foto , observamos un mayor número de ciudades, pero por la cantidad de luces es dificil saber cual es! Puerto Rico
¿ No es un milagro ? Para que nuestros hijos puedan participar de é ste espect á culo por largo tiempo... ...manda é ste mensaje tantas veces como puedas para que cada quien haga consciencia de donde estamos parados.
F I N
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические наработки к урокам.5-11кл.
Время требует от учителя новых подходов к обучению. Сейчас существует множество новых технологий, как правило, это “хорошо забытые старые”. Они изменяются, совершенствуясь и дополн...
Мои наработки.
Мой методический материал....
мои наработки
Разработки уроков, самоанализ....
Мои наработки по учебнику "Enjoy English" для 5 класса (ФГОС)
Считаю немаловажным приучать детей выполнять письменные работы на бланках. бланки разрабатываю сама к контрольным работам в учебнике. Очень удобно. Прилагаю бланки к учебнику 5 класса и бланк к контро...
методические наработки по самоанализу.
Самоанализ учителя технологии по теме "Развитие самостоятельности учащихся на уроках технологии на основе метода проекта....
Методические наработки
Методические наработки...
Авторские наработки Лепковой О.В.- стихотворения и песни .
Авторские наработки Лепковой О.В.- стихотворения и песни ....