Доклад «Научно-исследовательская деятельность учащихся: теория и практика современной школы» Авторы: Коркина Ирина Николаевна, учитель английского языка, Тимофеева Оксана Николаевна, учитель литературы, ГБОУ гимназия №114, Выборгского р-на Санкт-Петербург
статья (11 класс)
«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда
будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений», - сказал Л.Н.Толстой. Его слова будут актуальны столько, сколько будет существовать школа. Важность проблемы - развитие творческих способностей учащихся -обусловлена двумя основными причинами. Первая из них - падение интереса к учебе. Желание учиться и познавать с "аппетитом" знания наблюдается у детей с первого по пятый класс, а к десятому классу снижается. Нежелание части детей учиться - своего рода психологическая защита от перегрузки, потеря уверенности в своих силах. А ведь воспитание отстающих, неспособных, "бездарных" - это пробный камень педагогики, ее мастерства, искусства, человечности" - считал В.Сухомлинский. Вторая причина заключается в том, что даже те ученики очень часто теряются в нестандартной учебной ситуации, демонстрируя свое полное неумение решать продуктивные задачи.
Решить эту проблему помогает вовлечение школьников в исследовательскую деятельность. Главной целью такой деятельности является развитие личности, максимальное раскрытие творческого потенциала ученика. Она помогает детям подготовиться к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности. Поэтому научно-исследовательская деятельность является неотъемлемой частью профориентационной работы с учащимися старших классов. Чтобы решить задачу вовлечения детей в научно- исследовательскую деятельность, мы разработали в школе систему организации научно-исследовательской деятельности, по которой работаем с 2010 года и добиваемся хороших результатов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Доклад «Научно-исследовательская деятельность учащихся: теория и практика современной школы»
Авторы: Коркина Ирина Николаевна, учитель английского языка, Тимофеева Оксана Николаевна, учитель литературы, ГБОУ гимназия №114, Выборгского р-на Санкт-Петербурга
Не существует сколько-нибудь
достоверных тестов на одаренность,
кроме тех, которые проявляются
в результате активного участия
хотя бы в самой маленькой
поисковой исследовательской работе.
А.Н. Колмогоров
«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда
будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений», - сказал Л.Н.Толстой. Его слова будут актуальны столько, сколько будет существовать школа. Важность проблемы - развитие творческих способностей учащихся -обусловлена двумя основными причинами. Первая из них - падение интереса к учебе. Желание учиться и познавать с "аппетитом" знания наблюдается у детей с первого по пятый класс, а к десятому классу снижается. Нежелание части детей учиться - своего рода психологическая защита от перегрузки, потеря уверенности в своих силах. А ведь воспитание отстающих, неспособных, "бездарных" - это пробный камень педагогики, ее мастерства, искусства, человечности" - считал В.Сухомлинский. Вторая причина заключается в том, что даже те ученики очень часто теряются в нестандартной учебной ситуации, демонстрируя свое полное неумение решать продуктивные задачи.
Решить эту проблему помогает вовлечение школьников в исследовательскую деятельность. Главной целью такой деятельности является развитие личности, максимальное раскрытие творческого потенциала ученика. Она помогает детям подготовиться к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности. Поэтому научно-исследовательская деятельность является неотъемлемой частью профориентационной работы с учащимися старших классов. Чтобы решить задачу вовлечения детей в научно- исследовательскую деятельность, мы разработали в школе систему организации научно-исследовательской деятельности, по которой работаем с 2010 года и добиваемся хороших результатов.
Вначале необходимо дать определение понятию «научно - исследовательская деятельность учащихся». Это деятельность, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением, и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.
Какова же специфика реализации исследовательских задач в школе? Возрастные рамки накладывают ограничения на тематику, характер и объем исследований. Для юношеского возраста характерны невысокий образовательный уровень, несформированность мировоззрения, неразвитость способности к самостоятельному анализу и синтезу, недостаточная концентрация внимания. Вследствие этого не каждую исследовательскую задачу возможно реализовать в школе.
Существуют также определенные проблемы, которые связаны с исследовательской работой в школе. Это практическое использование полученных результатов, трудоемкость работы, соблюдение авторских прав на результаты исследовательской работы.
В ходе этой работы необходимо пройти ряд этапов:
- Ознакомиться с перечнем предлагаемой тематики и выбрать тему своего исследования.
- Выбранную тему обсудить с руководителем.
- Изучить необходимую литературу. На основе изученных материалов написать анализ темы.
- Выполнить исследовательскую или экспериментальную часть работы.
- Оформить работу в соответствии с требованиями и подготовить небольшое выступление на итоговой конференции.
В своей работе мы используем следующие методы научного исследования:
- Наблюдение
- Эксперимент
Существует следующая классификация творческих работ учащихся.
Форма | Структура |
Доклад | в кратких вводных замечаниях – научно-практическая ценность темы; сущность темы, обоснованные научные предложения; выводы и предложения. |
Тезисы доклада | основные положения доклада; основные выводы и предложения. |
Научная статья | заголовок; вводные замечания; краткие данные о методике исследования; анализ собственные научных результатов и их обобщение; выводы и предложения; ссылки на цитируемую литературу. |
Научный отчет | краткое изложение плана и программы законченных этапов научной работы; значимость проведённой работы, её ценность для науки и практики; детальная характеристика применявшихся методов; существование новых научных результатов; заключение, подводящее итоги исследования и отмечающее нерешённые вопросы; выводы и предложения. |
Реферат | вводная часть; основной текст; заключительная часть; список литературы; указатели. |
Монография | введение; подробно и всесторонне исследуется и освещается какая-либо одна из проблем или тема; выводы по каждому разделу (главе); заключение. |
Имеются следующие требования к содержанию научно- исследовательской работы
Структура | Требования к содержанию |
Титульный лист | Содержит: наименование учебного заведения, где выполнена работа; фамилию, имя и отчество автора; тему научной работы; фамилию, имя и отчество научного руководителя; город и год. |
Оглавление | Включает: наименование всех глав, разделов с указанием номеров страниц, на которых размещается материал. |
Введение (Вступление) (рекомендуемый объем до двух страниц) | Содержит: оценку современного состояния решаемой проблемы; обоснование необходимости проведения работы. |
Основная часть (не более 10 страниц) | Состоит из глав (разделов), в которых содержится материал по конкретно исследуемой теме. Автор работы должен делать ссылки на авторов и источник, из которого он заимствует материалы. |
Выводы | Краткие выводы по результатам выполненной работы должны состоять из нескольких пунктов, подводящих итог выполненной работы. |
Список литературы | Должен содержать перечень источников, использованных при написании работы (в алфавитном порядке). |
Это уже есть в практике!!! Поскольку организация научно – исследовательской работы в школе в наши дни получила достаточно широкое распространение, сегодня очень актуален опыт работы творческих, инициативных педагогов. Они ищут и находят оригинальные формы и методы, чтобы заинтересовать детей познанием нового, умело создают ситуацию вынужденного поиска разрешения поставленной задачи, вырабатывают привычку учиться ежедневно и получать от этого удовольствие, работают над формированием над формированием общеучебных умений и навыков. Наличие таких творческих, инициативных педагогов - лидеров – обязательное условие существования в школе научно-исследовательской деятельности учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аналитический отчет о результатах профессиональной деятельности учителя английского языка Зуботаревой Елены Николаевны
Аналитический отчет о результатах профессиональной деятельности учителя английского языка Зуботаревой Елены Николаевны...
Смирнова Алла Николаевна, учитель английского и испанского языков ГБОУ СОШ №35 Санкт-Петербурга. Методическая тема "Внеурочная деятельность".
Из опыта работы...
Кучерова Н.Н., учитель английского языка, Бондаренко С.М., учитель начальной школы МБОУ «Гимназия №5 г. Белгорода» Программа интегрированного курса по усскому и английскому языку для 3 класса
Данная программа является примерной. Терминология представленная здесь позволяет расширить словарный запас обучающегося первой ступени обучения. Предложенный курс предполагает выполнение творчес...
Доклад об исследовательской деятельности учащейся 11а класса МОБУ Гимназия №2 с.Бураево Тазетдиновой Регины на тему: «Трудовой и ратный подвиг учителей в годы Великой Отечественной Войны 1941-1945г.г.» Автор: Нугуманова Раушания Кадимовна Учитель истори
на тему: «Трудовой и ратный подвиг учителей в годы Великой Отечественной Войны 1941-1945г.г.»...
План занятия кружка «Журналистика» отдела дополнительного образования детей ГБОУ гимназия №446 Колпинского р-на Санкт-Петербурга
Тема: Редактирование текста. Подготовка номера школьного периодического издания – газеты «Сова». Цель: Обучение редактированию текста для дал...
Статья "Научно-исследовательская деятельность учащихся: теория и практика современной школы".Авторы: Коркина И.Н. Тимофеева О.Н.
Одна из проблем школы - развитие творческих способностей учащихся. Найти решение этой проблемы помогает вовлечение школьников в исследовательскую деятельность. Главной ее целью является разв...