Программа по родной (русской) литературе 5 класс на 2019-2020 уч.год
рабочая программа (5 класс)

Дюкова Оксана Васильевна

Рабочая программа по родной (русской) литературе для 5 класса составлена на основе Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Мещеринская средняя общеобразовательная школа № 2» на 2019-2024 гг.,, рабочей программы по литературе (Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, Н.В.Беляева. – М: Просвещение, 2017. Преподавание обеспечивается учебником: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях/ В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. – М.: Просвещение, 2019.

Программа  составлена  на  основе  требований  к предметным  результатам  освоения  основной  образовательной  программы, представленной в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, и рассчитана на учебную нагрузку  в 5 классе в объеме 1 час в неделю/34 часа в год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_rod_lit_5_klass.doc208.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по родной (русской) литературе для 5 класса составлена на основе Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Мещеринская средняя общеобразовательная школа № 2» на 2019-2024 гг.,, рабочей программы по литературе (Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, Н.В.Беляева. – М: Просвещение, 2017. Преподавание обеспечивается учебником: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях/ В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. – М.: Просвещение, 2019.

Программа  составлена  на  основе  требований  к предметным  результатам  освоения  основной  образовательной  программы, представленной в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, и рассчитана на учебную нагрузку  в 5 классе в объеме 1 час в неделю/34 часа в год.

Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса родной (русской) литературы (учебник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях/ В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. – М.: Просвещение, 2019 и «Читем,думаем,спорим…Дидактические материалы по литературе. 5 класс: пособие для учащихся общеобразовательных организаций/ В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. –9-е изд.- М.: Просвещение, 2013) и  направлено  на  достижение  результатов  освоения  ООП ООО  по  родной (русской) литературе, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным  стандартом.  В  то  же  время  цели  курса родной (русской) литературы  в рамках образовательной области «Родной язык и родная литература» имеют свою специфику, которая даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. В  соответствии  с  этим  в  курсе  родной (русской) литературы актуализируется следующая цель:

 - воспитание уважительного и бережного отношение к родной литературе как величайшей духовной, нравственной и культурной ценности русского народа.  

      Задачи:

-формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения родной литературы;

- обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию родной литературы, к отдельным ее произведениям;

- приобщение к литературному наследию своего народа;

- формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;

-формирование умения актуализировать в художественных текстах родной литературы личностно значимые образы, темы и проблемы, учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного литературного произведения;

-обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета.

      Объект изучения в учебном процессе − литературное произведение в его жанрово-родовой и историко-культурной специфике.

      Постижение произведения происходит в процессе системной деятельности школьников, как организуемой педагогом, так и самостоятельной, направленной на освоение навыков культуры чтения (вслух, про себя, по ролям; чтения аналитического, выборочного, комментированного, сопоставительного и др.) и базовых навыков творческого и академического письма, последовательно формирующихся на уроках родной литературы.

Содержание учебного предмета

            Введение (1ч.)

Книга-это духовное завещание одного поколения другому

            Устное народное творчество (3ч.)

От мифов к преданиям, быличкам и бывальщинам. «Золотой самовар и гарманы», «Давай Бог ноги!»,»Свиное рыло»,»Клад домой пришёл», «Баба с рогами», «На цепях бочки с золотом». Детский фольклор: колыбельные песни, скороговорки, прибаутки, заклички. Сказка как вид народной прозы.  «Марья Моревна», «Мужик и царь», «Сердитая барыня», «Дочь-семилетка».

            Из древнерусской литературы (1ч.)

«Повесть об отроке Тверского князя». Сходство повести с произведениями фольклора.

            Из русской литературы XVIII - XIX веков (11ч.)

М.В.Ломоносов-учёный, поэт, художник, гражданин. Жанр басни в мировой литературе. Викторина по басням И.А.Крылова. В.А.Жуковский «Скупой рыцарь». А.С.Пушкин. Художественный мир пушкинских сказок. М.Ю.Лермонтов. «Ашик-Кериб» как литературная сказка. В.М.Гаршин «Лягушка-путешественницаа». Н.В.Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Майская ночь, или Утопленница», «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть». Н.В.Гоголь. «Пропавшая грамота». Н.А. Некрасов. «Накануне светлого праздника», стихотворения, посвященные русским детям. А.П.Чехов. Ранние юмористические рассказы: «Пересолил», «Каникулярные работы институтки Наденьки», «Письмо к учёному соседу». Юмор в рассказах. Р.Русские поэты XIX века о родине и родной природе и о себе.

            Из русской литературы XIX -XX веков(9ч.)

И.А.Бунин «Подснежник». Тема исторического прошлого России. И.А.Бунин «Лапти». В.Г.Короленко. «Последний луч». С.А.Есенин. Образ родного дома в стихах поэта. «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…»П.П.Бажов «Каменный цветок». Сказ как жанр литературы. А.И.Куприн «Чудесный доктор». Глубокое значение слова «сострадание» в рассказе. К.Г.Паустовский. «Заячьи лапы». Природа и человек в сказках писателя. Л.Пантелеев. «Две лягушки» поучительные моменты литературной сказки. С.Я.Маршак. Сказки-пьесы  для детей: «Кошкин-дом», «Горя бояться-счастья не видать» и др. Р. Письменный ответ на один из проблемных вопросов.

            Поэты и писатели о Великой Отечественной войне (1941-1945гг.) (2ч)

Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги детей в годы Вов. Писатели о Великой Отечественной войне. Л.А.Касиль «У классной доски».

           Русские поэты XX века о родине и родной природе (1ч.)

Р.Стихотворные произведения о родине, родной природе.

           Писатели улыбаются(1ч.)

Саша Чёрный «Люся и дедушка Крылов».Размышления Люси о баснях.

           О жизни детей и подростков(2ч.)

Теффи. «Дедушка Леонтий» Взаимоотношения взрослых и детей. Ю.Я.Яковлев «Рыцарь Вася». Смысл названия рассказа. Р.Итоговое сочинение  «По страницам любимых книг». Литературный праздник «Путешествие по стране Литературии 5 класса». Итоги года. Литература на лето.

           Заключительные уроки(2ч.)

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

1)  воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России;

2) формирование ответственного отношения к прочтению литературных произведений;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

5) формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,

6) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,  творческой деятельности эстетического характера.

           Метапредметные результаты:

1)  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

            Предметные результаты:

1)понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора; древнерусской литературы, русских писателей 19-20 веков;

2)понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

3)определять в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно — выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно — художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

4)приобщение к духовно — нравственным ценностям русской литературы и культуры;

5)формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценке;

6)восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие.

 Учащийся научатся:

-осознанно воспринимать авторов и содержание изученных произведений;

-понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа;

-уважительно относиться к родной литературе;

-оценивать свои и чужие поступки;

-проявлять внимание, желание больше узнать.  

-понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;

-анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.

-планированию пути достижения цели;

-установлению целевых приоритетов;  

-оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).

-учитывать условия выполнения учебной задачи;

-осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия».

-владеть различными видами пересказа;

-пересказывать сюжет;

-выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;

-характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;

-находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;

-определять родо-жанровую специфику художественного произведения;

-выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;

-выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;

-ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой;

-пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.

Выпускник 5 класса получит возможность научиться:

• воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;

• определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-следственные связи между ними;

• воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в произведении, выявлять в изобразительно-выразительных средствах языка проявление авторского отношения к изображаемому;

• ориентироваться в незнакомой книге (автор, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие);

• выразительно читать текст-описание, текст-повествование, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения;

• подготовить (устно и письменно) краткий, сжатый, выборочный и подробный пересказы;

• аргументировать своё отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить прямые авторские оценки;

• написать творческое сочинение типа описания и повествования на материале жизненных и литературных впечатлений;

• сочинять небольшие произведения фольклорного жанра – сказки.

Тематическое планирование

№ п/п

Тема

Количество часов

В том числе

практическая часть

 1

Введение

1

-

2

Устное народное творчество

3

3

Из древнерусской литературы

1

4

Из русской литературы XVIII - XIX веков

11

р/р-1

5

Из русской литературы XIX -XX веков

9

р/р-1

6

Поэты и писатели о Великой Отечественной войне

 (1941-1945гг.)

2

7

Русские поэты XX века о родине и родной природе

1

р/р-1

8

Писатели улыбаются

1

9

О жизни детей и подростков

2

10

Заключительные уроки

2

р/р-2

Итого:

34

Из них 5 р/р

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема

Дата

Введение (1ч.)

по плану

по факту

1

1

Книга-это духовное завещание одного поколения другому.

Устное народное творчество (3ч.)

2

1

От мифов к преданиям, быличкам и бывальщинам. «Золотой самовар и гарманы», «Давай Бог ноги!»,»Свиное рыло»,»Клад домой пришёл», «Баба с рогами», «На цепях бочки с золотом».

3

2

Детский фольклор: колыбельные песни, скороговорки, прибаутки, заклички.

4

3

Сказка как вид народной прозы.  «Марья Моревна», «Мужик и царь», «Сердитая барыня», «Дочь-семилетка».

Из древнерусской литературы (1ч.)

5

1

«Повесть об отроке Тверского князя». Сходство повести с произведениями фольклора.

Из русской литературы XVIII – XIX веков (11ч.)

6

1

М.В.Ломоносов-учёный, поэт, художник, гражданин.

7

2

Жанр басни в мировой литературе. Викторина по басням И.А.Крылова.

8

3

В.А.Жуковский «Скупой рыцарь».

9

4

А.С.Пушкин. Художественный мир пушкинских сказок .

10

5

М.Ю.Лермонтов. «Ашик-Кериб» как литературная сказка.

11

6

В.М.Гаршин «Лягушка-путешественницаа».

12

7

Н.В.Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Майская ночь, или Утопленница», «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть».

13

8

Н.В.Гоголь. «Пропавшая грамота».

14

9

Н.А. Некрасов. «Накануне светлого праздника», стихотворения, посвященные русским детям.

15

10

А.П.Чехов. Ранние юмористические рассказы: «Пересолил», «Каникулярные работы институтки Наденьки», «Письмо к учёному соседу». Юмор в рассказах.

16

11

 Р.Русские поэты XIX века о родине и родной природе и о себе.

Из русской литературы XIX –XX веков(9ч.)

17

1

И.А.Бунин «Подснежник». Тема исторического прошлого России.

18

2

В.Г.Короленко. «Последний луч».

19

3

С.А.Есенин. Образ родного дома в стихах поэта. «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…»

21

4

П.П.Бажов «Каменный цветок». Сказ как жанр литературы.

22

5

А.И.Куприн «Чудесный доктор». Глубокое значение слова «сострадание» в рассказе.

23

6

К.Г.Паустовский. «Заячьи лапы». Природа и человек в сказках писателя.

24

7

Л.Пантелеев. «Две лягушки» поучительные моменты литературной сказки.

25

8

С.Я.Маршак.Сказки-пьесы  для детей : «Кошкин-дом», «Горя бояться-счастья не видать» и др.

26

9

Р. Письменный ответ на один из проблемных вопросов.

Поэты и писатели о Великой Отечественной войне

 (1941-1945гг.) (2ч)

27

1

Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги детей в годы Вов.

28

2

Писатели о Великой Отечественной войне. Л.А.Касиль «У классной доски».

Русские поэты XX века о родине и родной природе (1ч.)

29

1

 Р.Стихотворные произведения о родине, родной природе.

Писатели улыбаются(1ч.)

30

1

Саша Чёрный «Люся и дедушка Крылов».Размышления Люси о баснях.

О жизни детей и подростков(4ч.)

31

1

Теффи. «Дедушка Леонтий» Взаимоотношения взрослых и детей.

32

2

Ю.Я.Яковлев «Рыцарь Вася». Смысл названия рассказа.

Заключительные уроки (2ч.)

33

3

Р.Итоговое сочинение  «По страницам любимых книг».

34

4

Р.Литературный праздник «Путешествие по стране Литературии 5 класса». Итоги года. Литература на лето.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по родной русской литературе для 8 класса

Рабочая программа учебного предмета " Родная литература" разработана для обучения учащихся 8 класса в соответствии Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего обр...

Рабочая программа по родной (русской) литературе 11 класс

Рабочая программа по  родной (русской) литературе разработана в соответствии с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта и Примерной основной образовательной прог...

Рабочая программа по родной (русской) литературе 10 класс

Рабочая программа по  родной (русской) литературе разработана в соответствии с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта и Примерной основной образовательной прог...

Рабочая программа по родной(русской) литературе 7 класс

Рабочая программа по родной( русской) литературе 7 класса  рассчитана на 17 часов...

Аннотация к рабочей программе по родной русской литературе для 9 класса

Аннотация включает в себя  цели и задачи изучения предмета, тематическое планирование...

Рабочая программа по родной (русской) литературе. 9 класс

Рабочая программа по родной (русской) литературе для обучающихся 9 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС, предъявляемыми к рабочим программам, и включает планируемые результаты освоения...

Рабочая программа по родной русской литературе 8,9,10 класс и родному русскому языку 7, 9 класс

Рабочая программа по родной русской литературе. Учебник: Александрова О.М. Аристова М.А. Беляева Н.В. Добротина И.Н. Критарова Ж.Н. Мухаметшина Р.Ф. Русская родная литература. 8 класс....