Программа по родной (русской) литературе 5 класс на 2019-2020 уч.год
рабочая программа (5 класс)
Рабочая программа по родной (русской) литературе для 5 класса составлена на основе Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Мещеринская средняя общеобразовательная школа № 2» на 2019-2024 гг.,, рабочей программы по литературе (Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, Н.В.Беляева. – М: Просвещение, 2017. Преподавание обеспечивается учебником: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях/ В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. – М.: Просвещение, 2019.
Программа составлена на основе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленной в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, и рассчитана на учебную нагрузку в 5 классе в объеме 1 час в неделю/34 часа в год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_rod_lit_5_klass.doc | 208.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по родной (русской) литературе для 5 класса составлена на основе Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Мещеринская средняя общеобразовательная школа № 2» на 2019-2024 гг.,, рабочей программы по литературе (Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, Н.В.Беляева. – М: Просвещение, 2017. Преподавание обеспечивается учебником: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях/ В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. – М.: Просвещение, 2019.
Программа составлена на основе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленной в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, и рассчитана на учебную нагрузку в 5 классе в объеме 1 час в неделю/34 часа в год.
Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса родной (русской) литературы (учебник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях/ В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. – М.: Просвещение, 2019 и «Читем,думаем,спорим…Дидактические материалы по литературе. 5 класс: пособие для учащихся общеобразовательных организаций/ В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. –9-е изд.- М.: Просвещение, 2013) и направлено на достижение результатов освоения ООП ООО по родной (русской) литературе, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом. В то же время цели курса родной (русской) литературы в рамках образовательной области «Родной язык и родная литература» имеют свою специфику, которая даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. В соответствии с этим в курсе родной (русской) литературы актуализируется следующая цель:
- воспитание уважительного и бережного отношение к родной литературе как величайшей духовной, нравственной и культурной ценности русского народа.
Задачи:
-формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения родной литературы;
- обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию родной литературы, к отдельным ее произведениям;
- приобщение к литературному наследию своего народа;
- формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;
-формирование умения актуализировать в художественных текстах родной литературы личностно значимые образы, темы и проблемы, учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного литературного произведения;
-обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета.
Объект изучения в учебном процессе − литературное произведение в его жанрово-родовой и историко-культурной специфике.
Постижение произведения происходит в процессе системной деятельности школьников, как организуемой педагогом, так и самостоятельной, направленной на освоение навыков культуры чтения (вслух, про себя, по ролям; чтения аналитического, выборочного, комментированного, сопоставительного и др.) и базовых навыков творческого и академического письма, последовательно формирующихся на уроках родной литературы.
Содержание учебного предмета
Введение (1ч.)
Книга-это духовное завещание одного поколения другому
Устное народное творчество (3ч.)
От мифов к преданиям, быличкам и бывальщинам. «Золотой самовар и гарманы», «Давай Бог ноги!»,»Свиное рыло»,»Клад домой пришёл», «Баба с рогами», «На цепях бочки с золотом». Детский фольклор: колыбельные песни, скороговорки, прибаутки, заклички. Сказка как вид народной прозы. «Марья Моревна», «Мужик и царь», «Сердитая барыня», «Дочь-семилетка».
Из древнерусской литературы (1ч.)
«Повесть об отроке Тверского князя». Сходство повести с произведениями фольклора.
Из русской литературы XVIII - XIX веков (11ч.)
М.В.Ломоносов-учёный, поэт, художник, гражданин. Жанр басни в мировой литературе. Викторина по басням И.А.Крылова. В.А.Жуковский «Скупой рыцарь». А.С.Пушкин. Художественный мир пушкинских сказок. М.Ю.Лермонтов. «Ашик-Кериб» как литературная сказка. В.М.Гаршин «Лягушка-путешественницаа». Н.В.Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Майская ночь, или Утопленница», «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть». Н.В.Гоголь. «Пропавшая грамота». Н.А. Некрасов. «Накануне светлого праздника», стихотворения, посвященные русским детям. А.П.Чехов. Ранние юмористические рассказы: «Пересолил», «Каникулярные работы институтки Наденьки», «Письмо к учёному соседу». Юмор в рассказах. Р.Русские поэты XIX века о родине и родной природе и о себе.
Из русской литературы XIX -XX веков(9ч.)
И.А.Бунин «Подснежник». Тема исторического прошлого России. И.А.Бунин «Лапти». В.Г.Короленко. «Последний луч». С.А.Есенин. Образ родного дома в стихах поэта. «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…»П.П.Бажов «Каменный цветок». Сказ как жанр литературы. А.И.Куприн «Чудесный доктор». Глубокое значение слова «сострадание» в рассказе. К.Г.Паустовский. «Заячьи лапы». Природа и человек в сказках писателя. Л.Пантелеев. «Две лягушки» поучительные моменты литературной сказки. С.Я.Маршак. Сказки-пьесы для детей: «Кошкин-дом», «Горя бояться-счастья не видать» и др. Р. Письменный ответ на один из проблемных вопросов.
Поэты и писатели о Великой Отечественной войне (1941-1945гг.) (2ч)
Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги детей в годы Вов. Писатели о Великой Отечественной войне. Л.А.Касиль «У классной доски».
Русские поэты XX века о родине и родной природе (1ч.)
Р.Стихотворные произведения о родине, родной природе.
Писатели улыбаются(1ч.)
Саша Чёрный «Люся и дедушка Крылов».Размышления Люси о баснях.
О жизни детей и подростков(2ч.)
Теффи. «Дедушка Леонтий» Взаимоотношения взрослых и детей. Ю.Я.Яковлев «Рыцарь Вася». Смысл названия рассказа. Р.Итоговое сочинение «По страницам любимых книг». Литературный праздник «Путешествие по стране Литературии 5 класса». Итоги года. Литература на лето.
Заключительные уроки(2ч.)
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России;
2) формирование ответственного отношения к прочтению литературных произведений;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
5) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,
6) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Предметные результаты:
1)понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора; древнерусской литературы, русских писателей 19-20 веков;
2)понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
3)определять в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно — выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно — художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
4)приобщение к духовно — нравственным ценностям русской литературы и культуры;
5)формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценке;
6)восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие.
Учащийся научатся:
-осознанно воспринимать авторов и содержание изученных произведений;
-понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа;
-уважительно относиться к родной литературе;
-оценивать свои и чужие поступки;
-проявлять внимание, желание больше узнать.
-понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;
-анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.
-планированию пути достижения цели;
-установлению целевых приоритетов;
-оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).
-учитывать условия выполнения учебной задачи;
-осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия».
-владеть различными видами пересказа;
-пересказывать сюжет;
-выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;
-характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;
-находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;
-определять родо-жанровую специфику художественного произведения;
-выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;
-выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;
-ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой;
-пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.
Выпускник 5 класса получит возможность научиться:
• воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;
• определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-следственные связи между ними;
• воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в произведении, выявлять в изобразительно-выразительных средствах языка проявление авторского отношения к изображаемому;
• ориентироваться в незнакомой книге (автор, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие);
• выразительно читать текст-описание, текст-повествование, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения;
• подготовить (устно и письменно) краткий, сжатый, выборочный и подробный пересказы;
• аргументировать своё отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить прямые авторские оценки;
• написать творческое сочинение типа описания и повествования на материале жизненных и литературных впечатлений;
• сочинять небольшие произведения фольклорного жанра – сказки.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Количество часов | В том числе практическая часть |
1 | Введение | 1 | - |
2 | Устное народное творчество | 3 | |
3 | Из древнерусской литературы | 1 | |
4 | Из русской литературы XVIII - XIX веков | 11 | р/р-1 |
5 | Из русской литературы XIX -XX веков | 9 | р/р-1 |
6 | Поэты и писатели о Великой Отечественной войне (1941-1945гг.) | 2 | |
7 | Русские поэты XX века о родине и родной природе | 1 | р/р-1 |
8 | Писатели улыбаются | 1 | |
9 | О жизни детей и подростков | 2 | |
10 | Заключительные уроки | 2 | р/р-2 |
Итого: | 34 | Из них 5 р/р |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Дата | ||
Введение (1ч.) | по плану | по факту | ||
1 | 1 | Книга-это духовное завещание одного поколения другому. | ||
Устное народное творчество (3ч.) | ||||
2 | 1 | От мифов к преданиям, быличкам и бывальщинам. «Золотой самовар и гарманы», «Давай Бог ноги!»,»Свиное рыло»,»Клад домой пришёл», «Баба с рогами», «На цепях бочки с золотом». | ||
3 | 2 | Детский фольклор: колыбельные песни, скороговорки, прибаутки, заклички. | ||
4 | 3 | Сказка как вид народной прозы. «Марья Моревна», «Мужик и царь», «Сердитая барыня», «Дочь-семилетка». | ||
Из древнерусской литературы (1ч.) | ||||
5 | 1 | «Повесть об отроке Тверского князя». Сходство повести с произведениями фольклора. | ||
Из русской литературы XVIII – XIX веков (11ч.) | ||||
6 | 1 | М.В.Ломоносов-учёный, поэт, художник, гражданин. | ||
7 | 2 | Жанр басни в мировой литературе. Викторина по басням И.А.Крылова. | ||
8 | 3 | В.А.Жуковский «Скупой рыцарь». | ||
9 | 4 | А.С.Пушкин. Художественный мир пушкинских сказок . | ||
10 | 5 | М.Ю.Лермонтов. «Ашик-Кериб» как литературная сказка. | ||
11 | 6 | В.М.Гаршин «Лягушка-путешественницаа». | ||
12 | 7 | Н.В.Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Майская ночь, или Утопленница», «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть». | ||
13 | 8 | Н.В.Гоголь. «Пропавшая грамота». | ||
14 | 9 | Н.А. Некрасов. «Накануне светлого праздника», стихотворения, посвященные русским детям. | ||
15 | 10 | А.П.Чехов. Ранние юмористические рассказы: «Пересолил», «Каникулярные работы институтки Наденьки», «Письмо к учёному соседу». Юмор в рассказах. | ||
16 | 11 | Р.Русские поэты XIX века о родине и родной природе и о себе. | ||
Из русской литературы XIX –XX веков(9ч.) | ||||
17 | 1 | И.А.Бунин «Подснежник». Тема исторического прошлого России. | ||
18 | 2 | В.Г.Короленко. «Последний луч». | ||
19 | 3 | С.А.Есенин. Образ родного дома в стихах поэта. «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» | ||
21 | 4 | П.П.Бажов «Каменный цветок». Сказ как жанр литературы. | ||
22 | 5 | А.И.Куприн «Чудесный доктор». Глубокое значение слова «сострадание» в рассказе. | ||
23 | 6 | К.Г.Паустовский. «Заячьи лапы». Природа и человек в сказках писателя. | ||
24 | 7 | Л.Пантелеев. «Две лягушки» поучительные моменты литературной сказки. | ||
25 | 8 | С.Я.Маршак.Сказки-пьесы для детей : «Кошкин-дом», «Горя бояться-счастья не видать» и др. | ||
26 | 9 | Р. Письменный ответ на один из проблемных вопросов. | ||
Поэты и писатели о Великой Отечественной войне (1941-1945гг.) (2ч) | ||||
27 | 1 | Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги детей в годы Вов. | ||
28 | 2 | Писатели о Великой Отечественной войне. Л.А.Касиль «У классной доски». | ||
Русские поэты XX века о родине и родной природе (1ч.) | ||||
29 | 1 | Р.Стихотворные произведения о родине, родной природе. | ||
Писатели улыбаются(1ч.) | ||||
30 | 1 | Саша Чёрный «Люся и дедушка Крылов».Размышления Люси о баснях. | ||
О жизни детей и подростков(4ч.) | ||||
31 | 1 | Теффи. «Дедушка Леонтий» Взаимоотношения взрослых и детей. | ||
32 | 2 | Ю.Я.Яковлев «Рыцарь Вася». Смысл названия рассказа. | ||
Заключительные уроки (2ч.) | ||||
33 | 3 | Р.Итоговое сочинение «По страницам любимых книг». | ||
34 | 4 | Р.Литературный праздник «Путешествие по стране Литературии 5 класса». Итоги года. Литература на лето. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по родной русской литературе для 8 класса
Рабочая программа учебного предмета " Родная литература" разработана для обучения учащихся 8 класса в соответствии Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего обр...
Рабочая программа по родной (русской) литературе 11 класс
Рабочая программа по родной (русской) литературе разработана в соответствии с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта и Примерной основной образовательной прог...
Рабочая программа по родной (русской) литературе 10 класс
Рабочая программа по родной (русской) литературе разработана в соответствии с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта и Примерной основной образовательной прог...
Рабочая программа по родной(русской) литературе 7 класс
Рабочая программа по родной( русской) литературе 7 класса рассчитана на 17 часов...
Аннотация к рабочей программе по родной русской литературе для 9 класса
Аннотация включает в себя цели и задачи изучения предмета, тематическое планирование...
Рабочая программа по родной (русской) литературе. 9 класс
Рабочая программа по родной (русской) литературе для обучающихся 9 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС, предъявляемыми к рабочим программам, и включает планируемые результаты освоения...
Рабочая программа по родной русской литературе 8,9,10 класс и родному русскому языку 7, 9 класс
Рабочая программа по родной русской литературе. Учебник: Александрова О.М. Аристова М.А. Беляева Н.В. Добротина И.Н. Критарова Ж.Н. Мухаметшина Р.Ф. Русская родная литература. 8 класс....