Устный журнал «Русский чудо – человек»
учебно-методический материал (8 класс)
Цель урока: определение качеств характера Василия Тёркина, как лучших качеств русского человека.
Задачи:
- пробудить интерес к истории родной страны;
- способствовать воспитанию патриотических чувств;
- показать роль поэмы «Василий Тёркин» и героя в годы войны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bibliotechnyy_urok_vasiliytyorkin.doc | 268.5 КБ |
Предварительный просмотр:
|
Приложение №1
Ученик 1. Вася Теркин появился во фронтовой печати еще до Великой Отечественной – в 1939–1940 годах, во время войны с Финляндией. Создан он был коллективом авторов, среди которых был и Твардовский. Это был удачливый и веселый боец, всегда побеждающий врагов. Герой этот напоминал персонажей комиксов или серий карикатур: «Человек он сам собой / Необыкновенный... / Богатырь, сажень в плечах... / И врагов на штык берет, / Как снопы на вилы» и т.п.
Ученик 2. Тогда же, во время финской кампании, было задумано литературное произведение в стихах о неунывающем солдате «Васе Теркине». Финская война, на которой был корреспондентом Твардовский, открыла ему новый пласт жизни, целый новый мир: «Мне открылся новый, необычайно суровый и вместе с тем очень человеческий, дружный и радостный мир. Я рад, что он стал доступен и понятен мне. Красную Армию я полюбил так, как до сих пор любил только деревню, колхозы. И, между прочим, очень много схожего. Мне кажется, что армия будет второй моей темой на всю жизнь», – писал поэт. Наверное, точнее было бы сказать, что Твардовскому, хорошо знающему беды и заботы русского крестьянина, по-новому открылся во время войны все тот же русский крестьянин, русский характер, русский человек, но в его новой ипостаси: не хлебопашца и кормильца, а защитника Отечества, как не раз уже бывало в русской истории. Именно в этом заключался секрет будущей удачи поэта.
После завершения финской кампании Твардовский начал работу над поэмой, герой которой – Вася Теркин – был участником прошедшей войны. Предполагалось, что летом 1941 года поэма будет завершена.
Ученик 1. С началом войны Твардовский был назначен на должность «писателя» в газету «Красная Армия» Киевского военного округа и выехал на фронт. В первые, самые тяжелые, месяцы войны Твардовскому было не до поэмы: вместе с армией он прошел всю войну, самыми трудными ее дорогами, выходил из окружения в 1941 году. К мысли о «Теркине» поэт вернулся в июне 1942 года, только это была уже поэма о новой войне и, по сути, о новом герое – прежде балагуре и весельчаке. Это был не «Вася Теркин», а «Василий Теркин». Сменилось имя, сменилась концепция героя: ничего не осталось теперь от квадратного подбородка, автор сосредоточился на характере Теркина, на его фронтовой (и не только фронтовой) философии, на его роли в судьбах других людей – персонажей поэмы. Новое название поэмы было объявлено в творческом отчете Твардовского 22 июня 1942 года – «Василий Теркин».
Ученик 2. Поэма создавалась в течение всей войны, следовала за ее ходом, Первые главы были опубликованы летом 1942 года, после тяжелого и длительного (казалось, бесконечного) отступления наших войск к Волге и Северному Кавказу, в тяжелейшее, непредсказуемое для дальнейшего хода войны время. Все были охвачены тревогой: что дальше; удастся ли остановить немцев? Вряд ли тогда было «до литературы», «до поэзии». Но, надо думать, было в книге Твардовского то, что нашло отклик практически у каждого. Поэма сразу же стала знаменитой (как это ни удивительно – задолго до своего завершения), газеты с главами поэмы, как свидетельствуют очевидцы, с нетерпением ожидались читателями, передавались из рук в руки.
Приложение № 2
Ученик 4. Названия глав, с одной стороны, выявляют солдатский взгляд на ход войны. Книга рассказывает о том, как жил человек на войне («в быту суровом»). Эта сторона содержания поэмы отражена во многих зарисовках, например, «На привале», «Перед боем», «Два солдата» и других. О том, как он воевал, рассказано в главах «Переправа», «О войне!», «Поединок», «Тёркин ранен», «О награде».
Поэт сосредоточен на фронтовой повседневности. Он размышляет о том, без чего нельзя прожить на войне, воспевает землянку, солдатскую шинель, гармонь, кочевую кухню, «суп досыта, чай до пота». Рисуя будни войны, показывает солдат на привале, в момент короткого сна, в начале боевого дня. Ему «дорого всё до мелочей»: он передаёт ощущение «бездомности», фронтового быта.
Сюжет книги складывался по мере хода всенародной войны, его стержнем стала судьба всего народа.
Ученик 3. С другой стороны, поэма пронизана лирическим голосом автора. В ней 4 главы целиком посвящены размышлениям поэта о герое, о военных событиях, причём автор оказывается близким герою по жизненным оценкам и фронтовому опыту. Лирический характер имеют и главы «О себе», «О любви». Раздумья автора пронизывают всю ткань произведения. В поэме два героя — Тёркин и рассказчик, сам поэт. По тому, как и что он рассказывает о своём герое, бойце с передовой, можно многое понять об авторе, его мировоззрении, отношении к людям, событиям.
Более подробную информацию можно найти на сайтах:
Приложение № 3
Название главы | Содержание главы. Качества характера Василия Тёркина |
1 | Тёркин попадает в первый взвод пехоты и сразу становится своим. В первую же ночь после этого взвод не спит, слушая рассказы бывалого бойца Василия Тёркина. Его шутки помогают товарищам пережить тяготы военного быта Автор рассуждает о том, что такой Тёркин есть в каждой роте. Он неказист собою: среднего роста, не особенно красив, воевал, но не был награждён, был ранен, трижды был в окружении, но выжил под любым огнём и на любой позиции. Балагур, весельчак, «хват» не только на словах, но и на деле. |
2 | Тёркин рассказывает, как он в группе из 10 человек выбирался из окружения, был политруком, чья единственная беседа заключалась в словах «не унывай». По дороге бойцы зашли в деревню командира. Жена командира приготовила бойцам ужин, заботливо уложила отдыхать. Хозяин ждал её в углу, но она всё не шла, звякала посудой, шила. Тёркину не спалось, было неловко, он вышел на крылечко, смастерил из шинели, верной подруги солдата, постель. Хозяин не пошёл к жене, он до света рубил дрова, чтобы ей помочь. На рассвете проснулись дети и заплакали, будто поняв, что отец уходит. Тёркин мечтает после войны посетить ту хозяйку, чтобы «поклониться доброй женщине простой». Идейный, неунывающий. |
3 | Во время переправы через реку зимней порой на понтоны погрузились бойцы первого, второго и третьего взвода. Когда первый взвод должен был достичь противоположного правого берега, начался обстрел, погубивший многих бойцов. Переправа сорвалась, но все беспокоились о бойцах первого взвода. На рассвете дозорные увидели вдалеке маленькую точку на реке. Они приняли плывущего человека за мертвеца из погибших вчера, но сержант в бинокль разглядел живого пловца. Кто-то пошутил, что это Тёркин, а это и вправду оказался он. Теркин сообщает о том, что первый взвод удачно закрепился и готов обеспечить переправу при огневом прикрытии. Боец шутит и просит наградить его стопкой, «потому как молодец». Продолжился святой и правый бой не ради славы, а ради жизни на земле. Смелость. Лихой солдат. |
4 | Жизнелюб Тёркин рассуждает о войне. Когда приходит война, нужно обо всём забыть, потому что все «в ответе за Россию, за народ и за всё на свете». На войне надо забыть себя, быть единым со своим народом. Каждый должен драться, бить немца, быть готовым выполнить приказ ценою жизни. Можно только надеяться на благодарность потомков. Патриотизм. Уверенность в победе. |
5 | Теркин рассуждает о том, что ему не нужен орден, он согласен на медаль, да и то нужна она после окончания войны, когда он поедет в отпуск, пойдёт в сельсовет. Тёркин мечтает, что будет рассказывать девчонкам, как ходил в атаку. Автор сокрушается, что Тёркину нет дороги в родимый сельсовет, на вечорки, потому что он участник страшного, смертного, кровавого боя не ради славы, а ради жизни на земле. Весёлый, скромный, достоинство и гордость. |
6 | Тёркин возвращался после ранения и госпиталя в первую роту своего стрелкового полка. Его подобрал грузовик, тоже едущий на фронт. Колонна остановилась из-за снежного затора. Два танкиста позволили Тёркину сыграть на гармони своего погибшего во вчерашнем бою командира. От осиротевшей гармошки всем становится теплее. Гармонь помогает людям забыть о страхе смерти и об убитых близких. Танкисты дарят Тёркину гармонь в память о командире. Талантливый. Дружелюбный. |
7 | В трёх верстах от войны Тёркин отдыхает в избе у стариков. Дед – солдат прошлой войны. Тёркин помог деду сделать разводку пилы, почистил от пыли и починил часы. Шутками он выманивает у бабки сало и даже два яйца. Пообедав и выпив за жизнь из фляги, два солдата сравнивают бытовые трудности двух войн. Тёркин обещает деду, что немец будет побит. Мастер на все руки, смекалистый, хитрый, шутник, уверен в победе и готов сделать всё для этого. |
8 | После вчерашнего боя бойцы сидят в окопах недалеко от противника. Летний вечер напоминает о мирном времени, о крестьянском труде и отдыхе. Звук приближающегося самолёта томит душу. Никому не хочется умирать в любое время года, особенно весной. Парень двадцати неполных лет, лежащий ничком и ждущий обстрела, вспоминает мирную жизнь, друзей, близких, родной дом. Но один боец решил встретить смерть лицом к лицу. Он встал и ударил с колена из винтовки в самолёт. «Скоростной, военный, чёрный, современный, двухмоторный самолёт» упал. Тёркин стал героем, ему прочили орден. Любовь к жизни, но и готовность отдать её ради победы. |
9 | Безвестный бой в болоте за разрушенный населённый пункт Борки кажется бессмысленным. Вокруг сыро, голодно, даже покурить нельзя – всё раскисло. Но Тёркин подбадривает, рассказывая, что сейчас бойцы находятся в своём болоте и среди своих бойцов, при них есть оружие, их защищает артиллерия и танки. Каждый человек – это воплощение самой России, это боец. А год назад, в тылу, Тёркин прятался в копне от немцев, занявших Москву. Слова Тёркина развеселили товарищей, и они без труда взяли деревушку. Тот долгий бой нигде не упомянут, но Россия отдаст почесть всем бойцам, погибшим в войне. Храбрее других, бесстрашный, славный товарищ, не унывает в любой обстановке, шутит, подбадривает солдат. |
10 | Каждого солдата проводила на войну женщина. Любовь жены ободряет, предостерегает, осуждает и прославляет. Женская любовь «на войне сильней войны и, быть может, смерти». А вот Тёркина никто в дорогу не провожал. Автор просит девушек присмотреться к герою, полюбить его и подарить ему сердце. Святой и грешный. |
11 | Получен приказ идти в наступление. Молодые бойцы равняются на Тёркина, хотя ему так же страшно лежать на снегу и ждать разрыва. Когда генерал за полем бранным отдал приказ атаковать за Родину, лейтенант, бегущий впереди, был тяжело ранен и умер на поле боя. Тогда Тёркин повёл взвод в атаку и тоже был тяжело ранен. Стойкость, выносливость. |
12 | Тёркин остался на снегу неподобранным, и к нему пришла смерть, стала звать его с собой, но Тёркин отказывается сдаться. Смерть пугает его увечьем, и Тёркин, замерзая, просит у Смерти увидеть победу, вернуться домой и «погулять среди живых». Бойца нашла похоронная команда. Пока его осторожно несли в медсанбат, смерть шла рядом. Когда она увидела, как живые заботятся друг о друге, она отстала. Мужество, жизнестойкость. |
13 | В конце войны в глубине Германии баня – отчий дом на чужбине. Солдат раздевается, и становятся видны все зажившие раны, которые он получил в разных боях. Солдаты радуются тому, что война кончается и недалёк праздник. И в бою, и в «банном труде» одинаков русский человек.
Сила, жизнелюбие. |
14 | Автор прощается с Тёркиным, потому что теперь время для иной песни. «Книга про бойца» дорога автору, потому что Тёркин – его боль, отрада, отдых и подвиг. Теперь же автор надеется, что прошедшие войну солдаты вспомнят Тёркина. Автор посвящает эту книгу всем павшим, всем «друзьям поры военной». |
Приложение № 4
1 | 2 | 3 |
4 | 5 | 6 |
7 | 8 | 9 |
10 | 11 | 12 |
13 | 14 |
Приложение № 5
Пароль: dfktynbyf
Приложение № 6
112 | 97 |
245 | 80 |
Нет, ребята, я не гордый, я согласен на медаль.
Бой идёт не ради славы, ради жизни на земле.
Города сдают солдаты, генералы их берут.
Не гляди, что на груди, а гляди, что впереди.
Приложение № 7
1. Емкость для жидкости, которой обязательно пользовались все солдаты во время Великой Отечественной войны, и упомянутая в поэме. (Фляга).
2. Без неё «на войне одной минутки не прожить». (Шутка).
3. Потерял его боец и остался «как без рук». (Кисет).
4. Тяжёлая вспомогательная техника на фронте. (Тягач).
7. В поэме она «суконная, казённая, военная». (Шинель).
8. Важное лицо на фронте, «парень свой, чтобы числился недаром» (Повар).
9. В мирное время он полевой, колхозный. (Стан).
10. Народное название смерти, которую смог прогнать Василий Тёркин. (Косая).
11. На войне она должна быть понаваристей. (Каша).
12. Награда, от которой отказывался Тёркин. (Орден).
14. Это то, что остаётся в награду погибшим, а живым – слава. (Память).
15. Обобщённое название врага. (Немец).
16. Передовая линия огня, сражений, где не раз геройствовал Тёркин. (Фронт).
17. Названия города, уроженцы которого сражались вместе с Тёркиным, наши земляки. (Казань).
18. Родной край Василия Тёркина, не раз упоминающийся в поэме. (Смоленский).
19. Одна из ключевых глав поэмы, в которой Тёркин после трудных испытаний остался «жив - здоров назло врагу». («Переправа»).
20. Ещё одна война, на которой побывал Тёркин. (Финская).
21. Музыкальный инструмент, доставшийся Васе в подарок. (Гармонь).
22. Её Тёркин грубо называет дурой, но попадает она всегда в точку. (Бомба).
23. Кем был Василий Тёркин по роду войск. (Пехотинец).
24. До такого возраста мечтал дожить Тёркин. (Девяносто).
25. Это основное качество Василия Тёркина, характеризующее его как храброго бойца. (Отвага).
25. Противно завывающий снаряд. (Мина).
27. Река, которая стала линией фронта в поэме. (Днепр).
28. Самое страшное и бесчеловечное событие в истории. (Война).
29. Военный плот. (Понтон).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Устный журнал по химии "Микроэлементы в растениях и их влияние на организм человека"
Устный журнал, позволит учителю расширить знания учащихся о растениях, способных накапливать микроэлементы в больших количествах и их влиянии на здоровье человека. Внеклассное мероприятие ...
Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе «Русский чудо-человек» (по поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин»)
Поэма А. Т. Твардовского «Василий Теркин» - самое известное произведение поэта. Отдельные...
Воспитательное занятие (устный журнал) по теме «Добру человек у человека учится»
Важны не рассуждения о доброй жизни, а добрые дела. Добро - не наука, оно – действие....
Устный журнал «Человек, который любил слова» (Посвящен русскому прозаику, лексикографу, этнографу Владимиру Ивановичу Далю)
Тип урока: урок приобретения новых знаний.Данный сценарий предполагает проведение открытого мероприятия (урока, классного часа, факультатива) в 5-6 классах. Сценарий составлен с учетом того, что...
Устный журнал «Красота души русского человека» (по произведениям донских поэтов и писателей о Великой Отечественной войне).
Цель: преумножение и сохранение нравственных, патриотических и культурных традиций, связи поколений и уважительного отношения к истории своей Родины, к истории Донского края.Задачи:пропаганда идей пат...
Устный журнал «Русский язык – нам есть чем гордиться!»
Цели и задачи: Воспитывать любовь к великому русскому языку.Повысить общую языковую культуру.Развивать интерес к глубокому изучению русского языка, как на уроках, так и во внеклассное время.Развивать ...
Конспект урока литературы 8 класс "Русский чудо-человек"
по поэме А.Твардовского "Василий Теркин"...