Конспект урока литературы 8 класс "Русский чудо-человек"
план-конспект урока по литературе (8 класс)
по поэме А.Твардовского "Василий Теркин"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_literature_8_klass_31.03.16.docx | 21.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок литературы в 8 классе
31.03.16 г
«Русский чудо-человек»( по поэме А. Твардовского «Василий Тёркин»)
l Цель урока
- Подвести обучающихся к осознанию того, что Тёркин- настоящий герой, показать роль произведения в годы Великой Отечественной войны; осмыслить понятие «ГЕРОЙ»,
- Развивать творческое мышление , совершенствовать навыки выразительного чтения , составлять связный текст по заданным вопросам.
- Способствовать воспитанию патриотических чувств обучающихся, помочь обучающимся осознать истоки победы наших солдат в годы Великой Отечественной войны.
ll Эпиграф к уроку . Богатырь не тот, что в сказке
Беззаботный великан
А в походной запояске
Человек простой закваски
В муках твёрд и в горе горд…
А.Т.Твардовский
lll Ход работы
- Организационный момент. Настройка на активную работу на уроке
-Ребята ,я знаю: каждый в классе- гений,
Но без труда- талант не впрок.
Скрестим мы шпаги наших мнений
И вместе сотворим УРОК.
Желаю всем доброго настроения, веры в себя и в свой успех.
- Прочитаны главы поэмы А.Т. Твардовского «Василий Тёркин»
И сегодня мы обобщим прочитанное
Обратимся к словам поэмы, которые станут эпиграфом нашего урока. (ученик читает)
Попробуем сформулировать тему урока.
(Вася Тёркин- богатырь. Тёркин- русский герой) .
А может, кто попытается словами Твардовского сформулировать тему.
-Он идёт святой и
Русский чудо- человек!
Итак, тема урока – Русский чудо-человек.
- Как вы думаете, какова наша цель и задача сегодня?
(почему Василий Тёркин- чудо- человек? (цель).
Раскрыть главные качества героя. Разобраться в том, что помогло солдатам одержать победу в Великой Отечественной войны(задачи урока).
- –И какое слово будет сегодня главным (опираемся на эпиграф)
Богатырь солдат человек –Герой!
-Какие слова ассоциируются со словом герой?
-подвиг ,доблесть, защита, отвага, решительность, самоотверженность, стремление освободить землю от врага.
5) Слово ученику (зачитывает по словарю Ожегова лексическое значение слово ГЕРОЙ ).
ГЕРОЙ – человек, который обладает необыкновенной силой, мужеством, готовностью пожертвовать своей жизнью ради других)
- Задание по группам
1 группа 1) Объясните , Какой подзаголовок имеет поэма ,почему? С какой целью Твардовский написал поэму и в чём её жанровое своеобразие | 2 группа Как отнеслись солдаты к поэме? Почему книга стала популярной.
| 3 группа «Василий Тёркин -как вы объясните смысл имени и фамилии героя? |
- Итак ,поэма- «книга про бойца»- каждая глава имеет своё название? А что помогает понять название глав?
(Автор показывает ,как жил человек на войне, показывает военный быт).
Давайте, обратимся к тексту поэмы.
1 группа В главе «Гармонь» Твардовский не унывает , не падает духом. Гармонист. «На привале» - рассказывает о сабантуе учебник. Читаем. | 2 группа А в главе « 2 солдата» Твардовский уважает старого солдата. Починил часы. Он мастер на все руки. Глава «О потере»- юмор . Читаем. | 3 группа «О награде» Тёркин –немного смешной , простодушный. Если уж вернётся домой , то обязательно с наградой. Читаем. |
Итак, сделаем вывод : какой наш Тёркин? Балагур.
С юмором. Веселый. Не унывает. И сейчас
- Физкультминутка .
-Вверх рука и вниз рука
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки
Нам сегодня не до скуки
И в атаку мы шагаем
Ноги твёрже поднимаем.
- Ребята, Мы увидели Тёркина. А нужен ли такой человек?
Да. Чувство юмора помогает и страх преодолеть, и силы прибавить.
Шутки- прибаутки как бы смягчают страшные дни войны. Помогают не пасть духом.
Не впасть в отчаяние
Где видим трагичные ощущения где видим?
Большие потери наших солдат.
И большую территорию страны захватили фашисты.
Наши солдаты отступали ( читаем.)
Поэт сам шёл дорогами войны. Это сближает его с Тёркиным.
( читаем).
- «Ради жизни на земле»- звучит надежда на благоприятный исход битвы. Наша армия несла большие потери.
Ребята ,но ведь жизнь человеку даётся один раз. И разве можно ею так распоряжаться ?
Что говорит поэт ? (читаем главы «О войне»)
Прокомментируем …Солдат войны не выбирает.
Судьба главного героя- судьба всех солдат страны, которые вынесли на своих плечах тяжесть
страшной войны.
И это- олицетворение национальной силы духа, воли к свободе.
(Обращаемся к эпиграфу)
Поэтому у Твардовского- Тёркин- богатырь! Он в огне не горит, и в воде не тонет. Это образ народа.
Это русский чудо-человек!
(так- так .Это и есть тема нашего урока).
В поступках , делах , в речи Тёркина Твардовский выразил национальный характер . Простой солдат
,труженик, хозяин –ГЕРОЙ.
- Соберём ещё раз характер ,черты Тёркина, народа
1)Простота 4)Выдержка 7)Любовь к родине
2)Щедрость 5)Терпение 8)Душевная сила
3)Жизнестойкость 6)Уверенность (в чём?)В победе. 9)Стойкость
В своих силах?)
Значит, кто такой Василий Тёркин? Художественный образ , в котором все черты советского солдата.
- А сейчас – творческое задание.(Снова пролистаем страницы поэмы) .Инсценировка.
- Заключение.
«Василий Тёркин»- поэма о солдате, защищавшем нашу землю.
Твардовский показал человека «на войне в быту суровом, в трудной жизни на войне.»
Глава за главой автор рассуждает о том, без чего нельзя прожить на войне и побеждать ,идя на бой святой и правый» ;полевая кухня ,солдат, шинель, гармонь, землянка, шутка –прибаутка, солдатская дружба!
Поэм- настоящая повесть огненных лет, вобравшая в себя всё,
Что изведано горбом,
Что исхожено ногами,
Что испытано руками,
Что повидано в глазах,
Такими отважными бойцами «из Рязани, из Казани, из Сибири ,из Москвы», и из нашего родного хутора Кавалерского.
Наши прадеды-участники войны были такими же , как легендарный Василий Тёркин. И ,собирая по крупицам материал к краеведческой конференции. Каждый ,ребята из вас, с гордостью , я думаю, скажет : «Я помню, я горжусь!»
- Презентация
- Ребята, вы- будущее нашей страны , независимость и свободу которой завоевали наши деды и прадеды .И на память о нашем уроке открытки со словами А.Т.Твардосвкого.
Думается ,что в столь не простое время , каждый из вас станет настоящим гражданином Отечества.
- Подведение итогов урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературы в 6 классе и презентация к уроку по теме "Литература Древней Греции"
Конспект открытого урока литературы в 6 классе специальной(коррекционной)общеобразовательной школы 2 вида в форме игры-соревнования "Олимпийские игры"...
Конспект урока литературы в 8 классе. Литература и история.
Разработка вводного урока литературы в 8 классе....
Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе «Русский чудо-человек» (по поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин»)
Поэма А. Т. Твардовского «Василий Теркин» - самое известное произведение поэта. Отдельные...
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
Конспект урока литературы в 9 классе. Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.
Цели:1. Повторить изученные ранее жанры древнерусской литературы;2. Познакомить учащихся с периодами развития древнерусской литературы.3 Воспитывать любовь к литературе.4 Познакомить с историей ...
Конспект урока литературы по теме: "Литература как искусство слова. Учебник литературы и работа с ним." для 5 класса
Цель: познакомить учащихся со структурой и особенностями учебника-хрестоматии, заинтересовать предметом – литературой....
Конспект урока литературы. Тема «Стратегии смыслового чтения. Приёмы работы с текстом на уроках литературы».
Цель урока : обучение эффективным приёмам смыслового чтения на примере работы с текстом притчи «Ведро с яблоками».Задачи:- сформировать способность работы с разными типами текстов;- ...