Конспект урока литературы 8 класс "Русский чудо-человек"
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Олейникова Наталья Ивановна

по поэме А.Твардовского "Василий Теркин"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_literature_8_klass_31.03.16.docx21.78 КБ

Предварительный просмотр:

          Открытый урок  литературы в 8 классе

                           31.03.16 г

         «Русский чудо-человек»( по поэме А. Твардовского «Василий Тёркин»)

 l  Цель урока

  1. Подвести обучающихся к осознанию того, что Тёркин- настоящий герой, показать роль произведения в годы Великой Отечественной войны; осмыслить понятие «ГЕРОЙ»,
  2. Развивать творческое мышление , совершенствовать навыки выразительного чтения , составлять связный текст по заданным вопросам.
  3. Способствовать воспитанию патриотических чувств обучающихся, помочь обучающимся осознать истоки победы наших солдат в годы Великой Отечественной войны.

ll  Эпиграф к уроку .   Богатырь не тот, что в сказке

                                        Беззаботный великан

                                        А в походной запояске

                                        Человек простой закваски

                                        В муках твёрд и в горе горд…

                                                                                                                      А.Т.Твардовский

 lll  Ход работы    

  1. Организационный момент. Настройка на активную работу на уроке

-Ребята ,я знаю: каждый в классе- гений,

Но без труда- талант не впрок.

Скрестим мы шпаги наших мнений

И вместе сотворим УРОК.

Желаю всем доброго настроения, веры в себя и в свой успех.

  1. Прочитаны главы поэмы А.Т. Твардовского «Василий Тёркин»

И сегодня мы обобщим прочитанное

Обратимся к словам поэмы, которые станут эпиграфом нашего урока. (ученик читает)

Попробуем сформулировать тему урока.

(Вася Тёркин- богатырь. Тёркин- русский герой) .

А может, кто попытается словами Твардовского сформулировать тему.

-Он идёт святой и

Русский чудо- человек!

Итак, тема урока – Русский чудо-человек.

  1. Как вы думаете, какова наша цель и задача сегодня?

(почему Василий Тёркин- чудо- человек? (цель).

Раскрыть главные качества героя. Разобраться в том, что помогло солдатам одержать победу в Великой Отечественной войны(задачи урока).

  1. –И какое слово будет сегодня главным (опираемся на эпиграф)

Богатырь солдат человек –Герой!

-Какие слова ассоциируются со словом герой?

-подвиг ,доблесть, защита, отвага, решительность, самоотверженность, стремление освободить землю от врага.

5)   Слово ученику (зачитывает по словарю Ожегова лексическое значение слово ГЕРОЙ ).

ГЕРОЙ – человек, который обладает необыкновенной силой, мужеством, готовностью пожертвовать своей жизнью ради других)


  1. Задание по группам

                   1 группа

1) Объясните ,

Какой подзаголовок имеет поэма ,почему?

С какой целью Твардовский написал поэму и в чём её жанровое своеобразие

                        2 группа

Как отнеслись солдаты к поэме?

Почему книга стала популярной.

 

                  3 группа

«Василий Тёркин -как вы объясните смысл имени и фамилии героя?

  1. Итак ,поэма- «книга про бойца»- каждая глава имеет своё название? А что помогает понять название глав?

(Автор показывает ,как жил человек на войне, показывает военный быт).

Давайте, обратимся к тексту поэмы.

                 1 группа

В главе «Гармонь» Твардовский не унывает , не падает духом.

Гармонист.

«На привале» - рассказывает о сабантуе  учебник.

                               Читаем.

                2 группа

А в главе « 2 солдата» Твардовский уважает старого солдата.

Починил часы. Он мастер на все руки.

Глава «О потере»- юмор .

Читаем.

                   3 группа

«О награде»  Тёркин –немного смешной , простодушный. Если уж вернётся домой , то обязательно с наградой.

                           Читаем.

Итак, сделаем вывод : какой наш Тёркин? Балагур.

С юмором. Веселый. Не унывает. И сейчас

  1. Физкультминутка .

-Вверх рука и вниз рука

Потянули их слегка.

Быстро поменяли руки

Нам сегодня не до скуки

И в атаку мы шагаем

Ноги твёрже поднимаем.

  1. Ребята, Мы увидели Тёркина. А нужен ли такой человек?

 Да. Чувство юмора помогает и страх преодолеть, и силы прибавить.

 Шутки- прибаутки как бы смягчают страшные дни войны. Помогают не пасть духом.

 Не впасть в отчаяние

Где видим трагичные ощущения где видим?

Большие потери наших солдат.

И большую территорию страны захватили фашисты.

 Наши солдаты отступали ( читаем.)

Поэт сам шёл дорогами войны. Это сближает его с Тёркиным.

( читаем).

  1. «Ради жизни на земле»- звучит надежда на благоприятный исход битвы. Наша армия несла большие потери.

       Ребята ,но ведь жизнь человеку даётся один раз. И разве можно ею так распоряжаться ?

       Что говорит поэт ? (читаем главы «О войне»)

       Прокомментируем …Солдат войны не выбирает.

       Судьба главного героя- судьба всех солдат страны, которые вынесли на своих плечах тяжесть    

      страшной войны.

      И это- олицетворение национальной силы духа, воли к свободе.

      (Обращаемся к эпиграфу)

      Поэтому у Твардовского- Тёркин- богатырь! Он в огне не горит, и в воде не тонет. Это образ народа.

      Это русский чудо-человек!

      (так- так .Это и есть тема нашего урока).

      В поступках , делах , в речи Тёркина Твардовский выразил национальный характер . Простой солдат  

     ,труженик, хозяин –ГЕРОЙ.

  1. Соберём ещё  раз характер ,черты Тёркина, народа                      

1)Простота                                         4)Выдержка                                                                   7)Любовь к родине

2)Щедрость                                       5)Терпение                                                                     8)Душевная сила

3)Жизнестойкость                           6)Уверенность (в чём?)В победе.                            9)Стойкость

                                                                                            В своих силах?)          

Значит, кто такой Василий Тёркин? Художественный образ , в котором все черты советского солдата.

  1. А сейчас – творческое задание.(Снова пролистаем страницы поэмы) .Инсценировка.
  2. Заключение.

«Василий Тёркин»- поэма о солдате, защищавшем нашу землю.

Твардовский показал человека «на войне в быту суровом, в трудной жизни на войне.»

Глава за главой автор рассуждает о том, без чего нельзя прожить на войне и побеждать ,идя на бой святой и правый» ;полевая кухня ,солдат, шинель, гармонь, землянка, шутка –прибаутка, солдатская дружба!

Поэм-  настоящая повесть огненных лет, вобравшая в себя всё,

                   Что изведано горбом,

                    Что исхожено ногами,

Что испытано руками,

Что повидано в глазах,

Такими отважными бойцами «из Рязани, из Казани, из Сибири ,из Москвы», и из нашего родного хутора Кавалерского.

Наши прадеды-участники войны были такими же , как легендарный Василий Тёркин. И ,собирая по крупицам материал к краеведческой конференции. Каждый ,ребята из вас, с гордостью , я думаю, скажет : «Я помню, я горжусь!»

  1. Презентация
  2. Ребята, вы- будущее нашей страны , независимость и свободу которой завоевали наши деды и прадеды .И на память о нашем уроке открытки со словами А.Т.Твардосвкого.

Думается ,что  в столь не простое время , каждый из вас станет настоящим гражданином Отечества.

  1. Подведение итогов урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы в 6 классе и презентация к уроку по теме "Литература Древней Греции"

Конспект открытого урока литературы в 6 классе специальной(коррекционной)общеобразовательной школы 2 вида в форме игры-соревнования "Олимпийские игры"...

Конспект урока литературы в 8 классе. Литература и история.

Разработка вводного урока литературы в 8 классе....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе «Русский чудо-человек» (по поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин»)

Поэма  А. Т. Твардовского  «Василий  Теркин» - самое  известное  произведение  поэта. Отдельные...

Конспект урока литературы в 9 классе. Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.

Цели:1. Повторить изученные ранее жанры древнерусской литературы;2. Познакомить учащихся с периодами развития древнерусской литературы.3  Воспитывать любовь к литературе.4 Познакомить с историей ...

Конспект урока литературы по теме: "Литература как искусство слова. Учебник литературы и работа с ним." для 5 класса

Цель: познакомить учащихся со структурой и особенностями учебника-хрестоматии, заинтересовать предметом – литературой....

Конспект урока литературы. Тема «Стратегии смыслового чтения. Приёмы работы с текстом на уроках литературы».

Цель  урока : обучение эффективным приёмам смыслового чтения на примере работы с текстом притчи «Ведро с яблоками».Задачи:- сформировать способность работы с разными типами текстов;- ...