Устный журнал по химии "Микроэлементы в растениях и их влияние на организм человека"
презентация к уроку по химии (9 класс) на тему

Ажога Людмила Анатольевна

 

Устный журнал, позволит учителю расширить знания учащихся о растениях, способных накапливать микроэлементы в больших количествах и их влиянии  на здоровье человека. Внеклассное мероприятие проводится  в рамках недели химии, с помощью компьютерных технологий самими учащимися. Материалы журнала будут также полезны учителям биологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по химии.

Устный журнал по химии на тему:

Влияние микроэлементов на организм человека.

Цели: познакомить учащихся с растениями,  способными накапливать  различные микроэлементы.

Задачи:

  1. Выявить влияние микроэлементов на человеческий организм.
  2. Расширить кругозор учащихся

Вступительное слово учителя. Сегодня мы познакомимся с растениями, способными накапливать  различные микроэлементы, и как присутствие этих микроэлементов в нашем организме  влияет на состояние нашего здоровья.

Презентация. Слайд 1 – 2.

Выступление учащихся. Слайд 3.

Для организма человека медь является одним из самых важных веществ, и относится к незаменимым микроэлементам. В организме медь концентрируется в костях и мышцах, в мозге, крови, почках и печени. Неудивительно, что при её нехватке нарушается работа всех жизненно важных органов. Роль меди в организме, нехватка меди. Роль меди в организме огромна. Прежде всего, она принимает активное участие в построении многих необходимых нам белков и ферментов, а также в процессах роста и развития клеток и тканей. Медь необходима для нормального процесса кроветворения и работы иммунной системы. Без меди организму трудно и даже невозможно превращать железо в гемоглобин; аминокислота тирозин, являющаяся одним из основных факторов, отвечающих за цвет кожи и волос, тоже без меди не может в полной мере использоваться организмом. Вместе с аскорбиновой кислотой медь поддерживает иммунную систему в активном состоянии, помогая ей защищать организм от инфекций; ферменты, отвечающие за защиту организма от свободных радикалов, тоже содержат в своём составе медь. Упругость и эластичность кожи поддерживается с помощью коллагена – в его составе тоже есть медь. Медь стимулирует активность гормонов гипофиза и поддерживает в норме работу эндокринной системы. Так, белки и углеводы в присутствии меди усваиваются лучше, а активность инсулина повышается. Улучшая работу желез внутренней секреции, способствуя выработке необходимых ферментов и соков, медь нормализует процесс пищеварения и защищает пищеварительную систему от повреждений и воспалений. Без меди не может нормально формироваться мозг и нервная система – медь является основным компонентом миелиновых оболочек, без которых нервные волокна не могут проводить импульсы, а потом просто разрушаются.                                                                                                                                        Недостаток меди также приводит к задержке роста, развитию анемии, потере веса, накоплению холестерина, атрофии сердечной мышцы, остеопорозу, кожным заболеваниям, потере волос, утомляемости и частым инфекциям.  

 Слайд 4  Выступление учащихся.

  Марганец выполняет такие функции в организме:

  1. улучшает работу нервной системы (участвует в синтезе и обмене нейромедиаторов)
  2. участвует в регуляции жирового и углеводного обмена (предотвращает развитие атеросклероза, необходим для нормальной секреции инсулина)
  3. участвует в обмене гормонов щитовидной железы (гормон тироксин)
  4. препятствует отложению жира в печени
  5. участвует в обмене витаминов С, Е, группы В, холина, меди
  6. нормализует работу репродуктивной функции
  7. необходим для образования гемоглобина и эритроцитов
  8. обладает антиоксидантными свойствами
  9. оказывает влияние на иммунную защиту организма
  10. обеспечивает образование и развитие костной и соединительной ткани
  11. обеспечивает нормальное функционирование мышечной ткани
  12. необходим для роста и заживления

Слайд 5        Выступление учащихся.

  Молибден выполняет в организме следующие функции:

  1. способствует метаболизму белков, жиров и углеводов;
  2. нормализует половую функцию (способствует профилактике развития импотенции);
  3. стимулирует рост (активирует ряд ферментов, необходимых для развития и роста организма);
  4. входит в состав ряда ферментов необходимых для работы организма;
  5. укрепляет зубную ткань (задерживает фтор в организме, защищая зубы от разрушения и способствуя профилактике кариеса);
  6. ускоряет распад пуринов и выводит из организма мочевую кислоту (способствует профилактике развития подагры);
  7. важный компонент тканевого дыхания;
  8. участвует в синтезе аминокислот;
  9. влияет на состав крови (помогает вырабатывать гемоглобин);
  10. участвует в синтезе витамина С, влияет на обмен витаминов С, В12 и Е;
  11. предотвращает анемию (улучшает усвоение и утилизацию железа);
  12. выступает как антитоксичный фактор (влияет на распад сульфидов и алкоголя);
  13. влияет на количественный и качественный состав микрофлоры кишечника. Молибден препятствует развитию кариеса зубов, задерживая фтор.

Слайд 6.  Выступление учащихся.

Селен выполняет следующие функции в организме:

  1. усиливает иммунитет организма (стимулирует образование антител, белых кровяных клеток, клеток-киллеров, макрофагов и интерферона, участвует в выработке эритроцитов)
  2. является сильным антиоксидантом (препятствует развитию опухолевых процессов и старению организма, нейтрализует и выводит чужеродные вещества, активирует витамин Е)
  3. снижает риск развития сердечнососудистых заболеваний (предотвращает мышечную дистрофию сердца, нейтрализует токсины, стимулирует синтез гемоглобина, участвует в выработке эритроцитов и кофермента Q10)
  4. выступает сильным антиопухолевым фактором (предотвращает и приостанавливает развитие злокачественных опухолей)
  5. входит в состав большинства гормонов, ферментов и некоторых белков
  6. стимулирует обменные процессы в организме
  7. защищает организм от токсичных проявлений ртути, кадмия, свинца, таллия и серебра
  8. стимулирует репродуктивную функцию (входит в состав сперматозоидов)
  9. стабилизирует работу нервной системы
  10. нормализирует работу эндокринной системы
  11. уменьшает остроту воспалительных процессов
  12. благотворно влияет на состояние кожных покровов, ногтей и волос
  13. Селен против рака и  старения.

Слайд 7.    Выступление учащихся

О роли никеля в организме человека  известно еще немного, но уже нет сомнений в его важности для следующих функций:

  1. в сочетании с кобальтом, железом, медью участвует в процессах кроветворения (влияет на созревание молодых эритроцитов и повышает уровень гемоглобина)
  2. повышает гипогликемическую активность (увеличивает эффективность работы инсулина)
  3. участвует в структурной организации и функционировании ДНК, РНК и белков
  4. усиливает прохождение окислительно-восстановительных процессов в тканях (обеспечивает клетки кислородом)
  5. усиливает антидиуретическое действие гипофиза
  6. активирует ряд ферментов (в том числе аргиназу)
  7. важен для гормональной регуляции организма
  8. участвует в обмене жиров
  9. окисляет витамин С
  10. снижает артериальное давление  
  11.  Слайд 8.   Выступление учащихся.

Роль этого микроэлемента в организме недостаточно изучена, но известно, что кадмий:

  1. влияет на углеводный обмен
  2. активирует ряд ферментов
  3. играет роль в синтезе в печени гиппуровой кислоты
  4. принимает участие в обмене в организме цинка, меди, железа и кальция
  5. входит в состав металлотионеина (это белок, который связывает и выводит из организма тяжелые металлы).
  6. Слайд 9. 10.   Выступление учащихся.

 Целебные свойства благородных металлов  давно известны многим народам мира, описаны случаи успешного лечения тяжелого диатеза. Серебро обладает выраженным бактерицидным, антисептическим, противовоспалительным, вяжущим действием. Серебро - естественный бактерицидный металл, эффективный против 650 видов бактерий, которые не приобретают к нему устойчивости, в отличие от практически всех антибиотиков. Серебро действует антибиотически против многих простейших и даже вирусов. Предполагают, что серебро подавляет ферменты, контролирующие энергетический обмен инфектантов.

 Золото усиливает бактерицидное действие серебра.

 Возможно участие золота в нормализации иммунных процессов в организме.

 Слайд 11    Выступление учащихся.                                  

  Несмотря на то, что в организме среднего человека содержится всего лишь 0,10 мг ванадия, он, тем не менее, весьма важен для прохождения многих процессов в организме, выполняет ряд функций:

  1. регулирует работу сердечно-сосудистой системы (снижает риски сердечно-сосудистых заболеваний и гипертонии)
  2. препятствует развитию атеросклероза (уменьшает выработку холестерина в клетках печени)
  3. участвует в формировании костной ткани (способствует накоплению солей кальция в костях, участвует в формировании зубов и повышает их устойчивость к кариесу)
  4. участвует в регуляции углеводного обмена (ванадий имитирует многие эффекты инсулина)
  5. участвует в клеточном механизме регуляции «натриевого насоса» (уменьшает отечность и снимает опухоли)
  6. регулирует работу мышечной и нервной тканей
  7. является катализатором многих окислительно-восстановительных процессов
  8. оказывает действие на некоторые функции глаз, печени, почек
  9. регулирует уровень глюкозы и гемоглобина в крови
  10. снижает уровень коэнзимов А и Q

Слайд 12.     Выступление учащихся.

Физиологическая роль циркония мало изучена. Всасывание циркония в ЖКТ низкое, всего 0,2%, в легких этот показатель равен 25%. Цирконий накапливается в селезенке, легких, почках, мышцах (от 0,01 до 2-3 мг/кг) и в волосах, где его содержание составляет 1,1-1,6 мг/кг. Токсичные и летальные дозы циркония не установлены.

Слайд 13. Выступление учащихся.     Значение цинка для человека. 

Цинк является одним из жизненно важных микроэлементов. Он необходим для нормального функционирования любой клетки организма. В норме в организме человека должно содержаться около 2-3 г цинка. Большая его часть находится в коже, печени, почках, в сетчатке глаза, а у мужчин, кроме того, в предстательной железе.

Цинк входит в состав ферментов и комплексов, обеспечивающих важнейшие физиологические функции организма:

  1. - образование, рост и метаболизм (обмен веществ) клеток, синтез белков, заживление ран;
  2. - активизацию иммунных реакций, направленных против бактерий, вирусов, опухолевых клеток;
  3. - усвоение углеводов и жиров;
  4. - поддержание и улучшение памяти;
  5. - поддержание вкусовой и обонятельной чувствительности;
  6. - обеспечение стабильности сетчатки и прозрачности хрусталика глаза;
  7. - нормальное развитие и функционирование половых органов. 

 Слайд 14  Выступление учащихся.                                                                                                                                                    

Функции  железа в организме человека

  1. Необходим для синтеза красных клеток крови — эритроцитов и гемоглобина
  2. Участвует в синтезе клеток иммунной системы, влияет на иммунитет
  3. Играет важную роль в процессе выработки энергии в мышцах и в обмене холестерина
  4. Способствует обезвреживанию вредных веществ в печени
  5. Является составной частью многих ферментов и протеинов тела, в том числе участвующих в синтезе ДНК
  6. Препятствует накоплению в организме радиоактивного плутония.

Слайд 15.  Выступление учащихся

Литий в организме:

  1. способствует снижению возбудимость нервной системы, что важно при лечении различных психических заболеваний (высвобождая магний из клеточных «депо» он тормозит передачу нервного импульса, уменьшает количество свободного норадреналина, понижает содержание в мозге серотонина, повышает чувствительность мозга к действию дофамина)
  2. влияет на нейроэндокринные процессы, жировой и углеводный обмен (увеличивает поглощение глюкозы, синтез гликогена и уровень инсулина в сыворотке крови больных диабетом)
  3. оказывает антианафилактическое и антиаллергическое действие
  4. повышает иммунитет
  5. улучшат состояние здоровья при инфаркте, болезни Альцгеймера и болезни Гентингтона
  6. литий нейтрализует воздействие на организм этанола, радиации, солей тяжелых металлов.
  7. Слайд 16 .   Выступление учащихся.
  8. В организме кобальт выполняет следующие функции:
  9. вместе с железом и медью участвует в процессах кроветворения (стимулирует выработку эритроцитов в костном мозге, участвует в усвоении железа)
  10. регулирует некоторые функции центральной нервной системы (предотвращает раздражительность, утомление, обострение нервных заболеваний)
  11. нормализирует обмен веществ(в тесном взаимодействии с витамином С, фолиевой кислотой и витамином В5)
  12. стимулирует рост костной ткани (это особенно важно в период активного роста детей и при климаксе у женщин)
  13. участвует в синтезе витамина В12
  14. участвует в синтезе ДНК и РНК
  15. нормализует деятельности поджелудочной железы
  16. участвует в образовании гормонов щитовидной железы
  17. обладает антисклеротическим действием
  18. повышает иммунитет (увеличивает фагоцитарную активность лейкоцитов)
  19. активирует ряд ферментов
  20. борется со злокачественными опухолями
  21. участвует в общем восстановлении организма после тяжелых заболеваний

Слайд 17.    Выступление учащихся. 

Хром регулирует уровень сахара в крови, поддерживая его в оптимальных концентрациях, оказывает положительное влияние на активность инсулина. Кроме того, он препятствует развитию атеросклероза и сердечно-сосудистых нарушений, при его введении снижается уровень холестерина и триглицеридов в крови. Примерно половина населения испытывает дефицит хрома, особенно лица старшего и преклонного возраста, хотя суточная норма его невелика - 50-200 мкг. Одной из причин дефицита хрома в организме является излишнее рафинирование пищевых продуктов. Так, рафинированный сахар содержит всего 0,1% хрома в сравнении с нерафинированным. Наиболее богатым источником хрома являются пивные дрожжи. Одной столовой ложки их достаточно, чтобы удовлетворить суточную потребность в хроме.

Заключительное слово учителя: Слайд 18.

                                                                                                                                     

                                                                                           


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Микроэлементы в растениях и их влияние на организм человека.

Слайд 2

Способность к избирательному поглощению веществ приводит к тому, что некоторые растения становятся буквально вместилищами химических элементов. Различные виды растений могут извлекать из почвы и накапливать большое число химических элементов, часто довольно редко встречающихся в природе. Оказывается, что присутствие этих элементов в нашем организме, в ничтожных количествах, оказывают огромное влияние на весь организм в целом.

Слайд 3

Желтушник обыкновенный Лапчатка прямостоячая Горицвет весенний


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Лапчатка прямостоячая Земляника Красная смородина

Слайд 2

Лядвенец Мята перечная Крапива двудомная


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Боярышник Мать-и-мачеха Ромашка аптечная Чёрная смородина

Слайд 2

Пустырник Сон-трава Белена

Слайд 3

Ландыш майский Зверобой продырявленный


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Укроп Чистотел Мать-и-мачеха

Слайд 2

Полынь горькая Кукуруза Хвощ полевой

Слайд 3

Подберёзовик Вишня Земляника

Слайд 4

Берёза


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Берёза Череда Лапчатка прямостоячая

Слайд 2

Синюха голубая Зайцегуб опьяняющий Лобелия вздутая


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Белена чёрная Красавка беладонна

Слайд 2

Кубышка жёлтая Черёмуха обыкновенная Шиповник собачий


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Лобелия вздутая Желтушник обыкновенный Горицвет весенний

Слайд 2

Уже сейчас люди, всерьез думают об использовании растений-накопителей в качестве растений-обогатителей, чтобы с и х помощью получать из них химические элементы. Подсчитано, что производство определенных химических компонентов из растений-накопителей будут прибыльным в настоящее время. Уже сейчас люди, всерьёз думают об использовании растений-накопителей в качестве растений-обогатителей, чтобы с их помощью получать редкие химические элементы. Подсчитано, что производство определенных химических компонентов из растений-накопителей будет прибыльным в настоящее время. Люди и растения связаны множеством невидимых нитей, и способность разбираться в этих хитросплетениях может принести немалую пользу человечеству.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

внеклассное мероприятие по биологии (устный журнал) "Путешествие в мир растений" для 6-7 класса

внеклассное мероприятие по биологии (устный журнал) по биологии для обучающихся 6-7 классов по теме "Путешествие в мир растений"...

«Наркотические вещества, их влияние на организм человека, на его потомство»

Межпредметный семинар "Наркотические вещества, их влияние на человеческий организм, на потомство" проводится в 10 классе.Основна цель: установить связь между строением, физическими и химическими свойс...

Одноатомные спирты и их влияние на организм человека

В данной работе  учащиеся знакомятся с предельными одноатомными спиртами, физическими и химическими свойствами; рассмотривается влияние этилового спирта на организм человека, закрепляются з...

Экологический проект на тему: «Изучение состава моющих средств и их влияния на организм человека»

Моющими средствами начали пользоваться ещё в Древние времена. Количество людей, к которым они вошли, в обиход возрастало. Средств изобретали всё больше и больше. Сколько существовало марок производите...

Пыль и ее влияние на организм человека

Министерство Образования Российской ФедерацииУправление образования администрации округа МуромМОУ Якиманско-Слободская средняя общеобразовательная школа...

Интегрированный урок химия +ОБЖ на тему: «Спирты их свойства и влияние на организм человека» ..

Авторы: Преподаватель химии Перепияко Г.В., преподаватель основ безопасности жизнедеятельности Филиппова Т.Ф.Интегрированный урок  химия +ОБЖ  на тему: «Спирты их свойства и влияние на орган...

Интегрированный урок химия +ОБЖ на тему: «СПИРТЫ их свойства и влияние на организм человека»

Интегрированный урок  химия +ОБЖ  на тему: «Спирты их свойства и влияние на организм человека» . Данная разработка предназначена  для проведения интегрированного урока по дисциплин...