Устный журнал по химии "Микроэлементы в растениях и их влияние на организм человека"
презентация к уроку по химии (9 класс) на тему
Устный журнал, позволит учителю расширить знания учащихся о растениях, способных накапливать микроэлементы в больших количествах и их влиянии на здоровье человека. Внеклассное мероприятие проводится в рамках недели химии, с помощью компьютерных технологий самими учащимися. Материалы журнала будут также полезны учителям биологии.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие по химии.
Устный журнал по химии на тему:
Влияние микроэлементов на организм человека.
Цели: познакомить учащихся с растениями, способными накапливать различные микроэлементы.
Задачи:
- Выявить влияние микроэлементов на человеческий организм.
- Расширить кругозор учащихся
Вступительное слово учителя. Сегодня мы познакомимся с растениями, способными накапливать различные микроэлементы, и как присутствие этих микроэлементов в нашем организме влияет на состояние нашего здоровья.
Презентация. Слайд 1 – 2.
Выступление учащихся. Слайд 3.
Для организма человека медь является одним из самых важных веществ, и относится к незаменимым микроэлементам. В организме медь концентрируется в костях и мышцах, в мозге, крови, почках и печени. Неудивительно, что при её нехватке нарушается работа всех жизненно важных органов. Роль меди в организме, нехватка меди. Роль меди в организме огромна. Прежде всего, она принимает активное участие в построении многих необходимых нам белков и ферментов, а также в процессах роста и развития клеток и тканей. Медь необходима для нормального процесса кроветворения и работы иммунной системы. Без меди организму трудно и даже невозможно превращать железо в гемоглобин; аминокислота тирозин, являющаяся одним из основных факторов, отвечающих за цвет кожи и волос, тоже без меди не может в полной мере использоваться организмом. Вместе с аскорбиновой кислотой медь поддерживает иммунную систему в активном состоянии, помогая ей защищать организм от инфекций; ферменты, отвечающие за защиту организма от свободных радикалов, тоже содержат в своём составе медь. Упругость и эластичность кожи поддерживается с помощью коллагена – в его составе тоже есть медь. Медь стимулирует активность гормонов гипофиза и поддерживает в норме работу эндокринной системы. Так, белки и углеводы в присутствии меди усваиваются лучше, а активность инсулина повышается. Улучшая работу желез внутренней секреции, способствуя выработке необходимых ферментов и соков, медь нормализует процесс пищеварения и защищает пищеварительную систему от повреждений и воспалений. Без меди не может нормально формироваться мозг и нервная система – медь является основным компонентом миелиновых оболочек, без которых нервные волокна не могут проводить импульсы, а потом просто разрушаются. Недостаток меди также приводит к задержке роста, развитию анемии, потере веса, накоплению холестерина, атрофии сердечной мышцы, остеопорозу, кожным заболеваниям, потере волос, утомляемости и частым инфекциям.
Слайд 4 Выступление учащихся.
Марганец выполняет такие функции в организме:
- улучшает работу нервной системы (участвует в синтезе и обмене нейромедиаторов)
- участвует в регуляции жирового и углеводного обмена (предотвращает развитие атеросклероза, необходим для нормальной секреции инсулина)
- участвует в обмене гормонов щитовидной железы (гормон тироксин)
- препятствует отложению жира в печени
- участвует в обмене витаминов С, Е, группы В, холина, меди
- нормализует работу репродуктивной функции
- необходим для образования гемоглобина и эритроцитов
- обладает антиоксидантными свойствами
- оказывает влияние на иммунную защиту организма
- обеспечивает образование и развитие костной и соединительной ткани
- обеспечивает нормальное функционирование мышечной ткани
- необходим для роста и заживления
Слайд 5 Выступление учащихся.
Молибден выполняет в организме следующие функции:
- способствует метаболизму белков, жиров и углеводов;
- нормализует половую функцию (способствует профилактике развития импотенции);
- стимулирует рост (активирует ряд ферментов, необходимых для развития и роста организма);
- входит в состав ряда ферментов необходимых для работы организма;
- укрепляет зубную ткань (задерживает фтор в организме, защищая зубы от разрушения и способствуя профилактике кариеса);
- ускоряет распад пуринов и выводит из организма мочевую кислоту (способствует профилактике развития подагры);
- важный компонент тканевого дыхания;
- участвует в синтезе аминокислот;
- влияет на состав крови (помогает вырабатывать гемоглобин);
- участвует в синтезе витамина С, влияет на обмен витаминов С, В12 и Е;
- предотвращает анемию (улучшает усвоение и утилизацию железа);
- выступает как антитоксичный фактор (влияет на распад сульфидов и алкоголя);
- влияет на количественный и качественный состав микрофлоры кишечника. Молибден препятствует развитию кариеса зубов, задерживая фтор.
Слайд 6. Выступление учащихся.
Селен выполняет следующие функции в организме:
- усиливает иммунитет организма (стимулирует образование антител, белых кровяных клеток, клеток-киллеров, макрофагов и интерферона, участвует в выработке эритроцитов)
- является сильным антиоксидантом (препятствует развитию опухолевых процессов и старению организма, нейтрализует и выводит чужеродные вещества, активирует витамин Е)
- снижает риск развития сердечнососудистых заболеваний (предотвращает мышечную дистрофию сердца, нейтрализует токсины, стимулирует синтез гемоглобина, участвует в выработке эритроцитов и кофермента Q10)
- выступает сильным антиопухолевым фактором (предотвращает и приостанавливает развитие злокачественных опухолей)
- входит в состав большинства гормонов, ферментов и некоторых белков
- стимулирует обменные процессы в организме
- защищает организм от токсичных проявлений ртути, кадмия, свинца, таллия и серебра
- стимулирует репродуктивную функцию (входит в состав сперматозоидов)
- стабилизирует работу нервной системы
- нормализирует работу эндокринной системы
- уменьшает остроту воспалительных процессов
- благотворно влияет на состояние кожных покровов, ногтей и волос
- Селен против рака и старения.
Слайд 7. Выступление учащихся
О роли никеля в организме человека известно еще немного, но уже нет сомнений в его важности для следующих функций:
- в сочетании с кобальтом, железом, медью участвует в процессах кроветворения (влияет на созревание молодых эритроцитов и повышает уровень гемоглобина)
- повышает гипогликемическую активность (увеличивает эффективность работы инсулина)
- участвует в структурной организации и функционировании ДНК, РНК и белков
- усиливает прохождение окислительно-восстановительных процессов в тканях (обеспечивает клетки кислородом)
- усиливает антидиуретическое действие гипофиза
- активирует ряд ферментов (в том числе аргиназу)
- важен для гормональной регуляции организма
- участвует в обмене жиров
- окисляет витамин С
- снижает артериальное давление
- Слайд 8. Выступление учащихся.
Роль этого микроэлемента в организме недостаточно изучена, но известно, что кадмий:
- влияет на углеводный обмен
- активирует ряд ферментов
- играет роль в синтезе в печени гиппуровой кислоты
- принимает участие в обмене в организме цинка, меди, железа и кальция
- входит в состав металлотионеина (это белок, который связывает и выводит из организма тяжелые металлы).
- Слайд 9. 10. Выступление учащихся.
Целебные свойства благородных металлов давно известны многим народам мира, описаны случаи успешного лечения тяжелого диатеза. Серебро обладает выраженным бактерицидным, антисептическим, противовоспалительным, вяжущим действием. Серебро - естественный бактерицидный металл, эффективный против 650 видов бактерий, которые не приобретают к нему устойчивости, в отличие от практически всех антибиотиков. Серебро действует антибиотически против многих простейших и даже вирусов. Предполагают, что серебро подавляет ферменты, контролирующие энергетический обмен инфектантов.
Золото усиливает бактерицидное действие серебра.
Возможно участие золота в нормализации иммунных процессов в организме.
Слайд 11 Выступление учащихся.
Несмотря на то, что в организме среднего человека содержится всего лишь 0,10 мг ванадия, он, тем не менее, весьма важен для прохождения многих процессов в организме, выполняет ряд функций:
- регулирует работу сердечно-сосудистой системы (снижает риски сердечно-сосудистых заболеваний и гипертонии)
- препятствует развитию атеросклероза (уменьшает выработку холестерина в клетках печени)
- участвует в формировании костной ткани (способствует накоплению солей кальция в костях, участвует в формировании зубов и повышает их устойчивость к кариесу)
- участвует в регуляции углеводного обмена (ванадий имитирует многие эффекты инсулина)
- участвует в клеточном механизме регуляции «натриевого насоса» (уменьшает отечность и снимает опухоли)
- регулирует работу мышечной и нервной тканей
- является катализатором многих окислительно-восстановительных процессов
- оказывает действие на некоторые функции глаз, печени, почек
- регулирует уровень глюкозы и гемоглобина в крови
- снижает уровень коэнзимов А и Q
Слайд 12. Выступление учащихся.
Физиологическая роль циркония мало изучена. Всасывание циркония в ЖКТ низкое, всего 0,2%, в легких этот показатель равен 25%. Цирконий накапливается в селезенке, легких, почках, мышцах (от 0,01 до 2-3 мг/кг) и в волосах, где его содержание составляет 1,1-1,6 мг/кг. Токсичные и летальные дозы циркония не установлены.
Слайд 13. Выступление учащихся. Значение цинка для человека.
Цинк является одним из жизненно важных микроэлементов. Он необходим для нормального функционирования любой клетки организма. В норме в организме человека должно содержаться около 2-3 г цинка. Большая его часть находится в коже, печени, почках, в сетчатке глаза, а у мужчин, кроме того, в предстательной железе.
Цинк входит в состав ферментов и комплексов, обеспечивающих важнейшие физиологические функции организма:
- - образование, рост и метаболизм (обмен веществ) клеток, синтез белков, заживление ран;
- - активизацию иммунных реакций, направленных против бактерий, вирусов, опухолевых клеток;
- - усвоение углеводов и жиров;
- - поддержание и улучшение памяти;
- - поддержание вкусовой и обонятельной чувствительности;
- - обеспечение стабильности сетчатки и прозрачности хрусталика глаза;
- - нормальное развитие и функционирование половых органов.
Слайд 14 Выступление учащихся.
Функции железа в организме человека
- Необходим для синтеза красных клеток крови — эритроцитов и гемоглобина
- Участвует в синтезе клеток иммунной системы, влияет на иммунитет
- Играет важную роль в процессе выработки энергии в мышцах и в обмене холестерина
- Способствует обезвреживанию вредных веществ в печени
- Является составной частью многих ферментов и протеинов тела, в том числе участвующих в синтезе ДНК
- Препятствует накоплению в организме радиоактивного плутония.
Слайд 15. Выступление учащихся
Литий в организме:
- способствует снижению возбудимость нервной системы, что важно при лечении различных психических заболеваний (высвобождая магний из клеточных «депо» он тормозит передачу нервного импульса, уменьшает количество свободного норадреналина, понижает содержание в мозге серотонина, повышает чувствительность мозга к действию дофамина)
- влияет на нейроэндокринные процессы, жировой и углеводный обмен (увеличивает поглощение глюкозы, синтез гликогена и уровень инсулина в сыворотке крови больных диабетом)
- оказывает антианафилактическое и антиаллергическое действие
- повышает иммунитет
- улучшат состояние здоровья при инфаркте, болезни Альцгеймера и болезни Гентингтона
- литий нейтрализует воздействие на организм этанола, радиации, солей тяжелых металлов.
- Слайд 16 . Выступление учащихся.
- В организме кобальт выполняет следующие функции:
- вместе с железом и медью участвует в процессах кроветворения (стимулирует выработку эритроцитов в костном мозге, участвует в усвоении железа)
- регулирует некоторые функции центральной нервной системы (предотвращает раздражительность, утомление, обострение нервных заболеваний)
- нормализирует обмен веществ(в тесном взаимодействии с витамином С, фолиевой кислотой и витамином В5)
- стимулирует рост костной ткани (это особенно важно в период активного роста детей и при климаксе у женщин)
- участвует в синтезе витамина В12
- участвует в синтезе ДНК и РНК
- нормализует деятельности поджелудочной железы
- участвует в образовании гормонов щитовидной железы
- обладает антисклеротическим действием
- повышает иммунитет (увеличивает фагоцитарную активность лейкоцитов)
- активирует ряд ферментов
- борется со злокачественными опухолями
- участвует в общем восстановлении организма после тяжелых заболеваний
Слайд 17. Выступление учащихся.
Хром регулирует уровень сахара в крови, поддерживая его в оптимальных концентрациях, оказывает положительное влияние на активность инсулина. Кроме того, он препятствует развитию атеросклероза и сердечно-сосудистых нарушений, при его введении снижается уровень холестерина и триглицеридов в крови. Примерно половина населения испытывает дефицит хрома, особенно лица старшего и преклонного возраста, хотя суточная норма его невелика - 50-200 мкг. Одной из причин дефицита хрома в организме является излишнее рафинирование пищевых продуктов. Так, рафинированный сахар содержит всего 0,1% хрома в сравнении с нерафинированным. Наиболее богатым источником хрома являются пивные дрожжи. Одной столовой ложки их достаточно, чтобы удовлетворить суточную потребность в хроме.
Заключительное слово учителя: Слайд 18.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Способность к избирательному поглощению веществ приводит к тому, что некоторые растения становятся буквально вместилищами химических элементов. Различные виды растений могут извлекать из почвы и накапливать большое число химических элементов, часто довольно редко встречающихся в природе. Оказывается, что присутствие этих элементов в нашем организме, в ничтожных количествах, оказывают огромное влияние на весь организм в целом.
Желтушник обыкновенный Лапчатка прямостоячая Горицвет весенний
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Лядвенец Мята перечная Крапива двудомная
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Пустырник Сон-трава Белена
Ландыш майский Зверобой продырявленный
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Полынь горькая Кукуруза Хвощ полевой
Подберёзовик Вишня Земляника
Берёза
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Синюха голубая Зайцегуб опьяняющий Лобелия вздутая
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Кубышка жёлтая Черёмуха обыкновенная Шиповник собачий
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Уже сейчас люди, всерьез думают об использовании растений-накопителей в качестве растений-обогатителей, чтобы с и х помощью получать из них химические элементы. Подсчитано, что производство определенных химических компонентов из растений-накопителей будут прибыльным в настоящее время. Уже сейчас люди, всерьёз думают об использовании растений-накопителей в качестве растений-обогатителей, чтобы с их помощью получать редкие химические элементы. Подсчитано, что производство определенных химических компонентов из растений-накопителей будет прибыльным в настоящее время. Люди и растения связаны множеством невидимых нитей, и способность разбираться в этих хитросплетениях может принести немалую пользу человечеству.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
внеклассное мероприятие по биологии (устный журнал) "Путешествие в мир растений" для 6-7 класса
внеклассное мероприятие по биологии (устный журнал) по биологии для обучающихся 6-7 классов по теме "Путешествие в мир растений"...
«Наркотические вещества, их влияние на организм человека, на его потомство»
Межпредметный семинар "Наркотические вещества, их влияние на человеческий организм, на потомство" проводится в 10 классе.Основна цель: установить связь между строением, физическими и химическими свойс...
Одноатомные спирты и их влияние на организм человека
В данной работе учащиеся знакомятся с предельными одноатомными спиртами, физическими и химическими свойствами; рассмотривается влияние этилового спирта на организм человека, закрепляются з...
Экологический проект на тему: «Изучение состава моющих средств и их влияния на организм человека»
Моющими средствами начали пользоваться ещё в Древние времена. Количество людей, к которым они вошли, в обиход возрастало. Средств изобретали всё больше и больше. Сколько существовало марок производите...
Пыль и ее влияние на организм человека
Министерство Образования Российской ФедерацииУправление образования администрации округа МуромМОУ Якиманско-Слободская средняя общеобразовательная школа...
Интегрированный урок химия +ОБЖ на тему: «Спирты их свойства и влияние на организм человека» ..
Авторы: Преподаватель химии Перепияко Г.В., преподаватель основ безопасности жизнедеятельности Филиппова Т.Ф.Интегрированный урок химия +ОБЖ на тему: «Спирты их свойства и влияние на орган...
Интегрированный урок химия +ОБЖ на тему: «СПИРТЫ их свойства и влияние на организм человека»
Интегрированный урок химия +ОБЖ на тему: «Спирты их свойства и влияние на организм человека» . Данная разработка предназначена для проведения интегрированного урока по дисциплин...