Тестовые задания для подготовки к ЕГЭ по русскому языку
материал для подготовки к егэ (гиа, 11 класс)

Девяткина Светлана Викторовна

Тестовые задания для подготовки к ЕГЭ по русскому языку

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВАРИАНТ 1

1.Укажите правильный вариант расстановки запятых в предложении.

Несколько дымков(1) розоватых и желтоватых(2) очень кучных(3) и в то же время(4) очень воздушных(5) стояло над городом.

1)1,2,3                2)1,2,4,5                    3)1,2,5                4)2,5              

2.В каком слове ударение на первом слоге?

1)таможня    2)шофер       3)туфля         4)щавель

 

3. Укажите правильный вариант расстановки запятых в предложении.

Все молились о снеге(1) как летом  о дожде(2) и вот (3)наконец(4) пошли косички по небу(5) мороз начал сдавать(6) померкла ясность синего неба(7) потянул западный ветер(8) и(9) пухлая(10) белая туча(11) незаметно надвигаясь(12) заволокла со всех сторон горизонт.

1)1,2,5,6,7,9,10,11,12          2)1,2,3,4,5,6,7,8,11,12        3)2,5,6,7,11,12        4)2,3,4,5,6,7,8,11,12

4.В каком ряду все слова имеют корни с чередующимися гласными?

1)б..чонок, п..ртьера, расст..лить

2)зач..рованный, фл..минго, зад..ржать

3)доист..рический, см..ртельный, тр..вога

4)скл..нение, зам..реть, бл..стящий

5. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква О ?

1)соприк..сновение, притв..ряться, одухотв..ренный

2)возг..рание, прил..жить, р..стительный

3)неук..снительный, р..сточек, прик..саться

4)скл..нение, предпол..жение, оз..ренный

6.В каком ряду на месте пропуска пишется буква Ь?

1)запреш..ся, береч..ся, вещ..

2)отреж.., исполнить туш.., ветер свеж..

3)очень тощ.., брееш..ся, пять дач..

4)навзнич.., компот из груш.., разреж..те

7.В каком ряду во всех словах пишется одна и та же буква?

1)пр..стиж , пр..хожая

2)бе..донный, ра..цвет

3)с..ежиться, раз..ехаться

4)по..скать, об..ск

8)В каком ряду пишется буква Ё?

1)ш..ры, пш..нный

2)нач..с, бесш..вный

3)ж..кей, волч..нок

4)неч..тный, сожж..нный

9.В каком ряду во всех словах пишется буква Д?

1)объез..чик, грандиоз..ный

2)фель..шер, звез..ный

3)уз..ник, сво..чатый

4)по..черк,сер..цебиение

10.Отметьте вариант, где на месте пропуска пишется И?

А. Вспомн..те ваши любимые стихи.

Б.Когда вытр..те руки, садитесь за стол.

В.Удача завис..т от многого.

Г.Больному станов..тся хуже.

1)АБ         2)АБВ           3)АБГ          4)АВГ

11.В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется Е?

1)с ревущ  ..м  звер..м

2)о щемящ..й жалост..

3)к хорош..й повест..

4)к спящ..й красавиц..

12. В каком  варианте пишется буква И?

1) отеч..ство        2)желт..зна           3)торж..ство           4)монаш..ство

    обид..лся            муч..вшийся          зала..ть                   подерж..нный

13.В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Е?

А)успока..вающее         Б)отрасл..вой        В)корч..вать            Г)запасл..вый

1)АБВ        2)БВ            3)ВГ           4)АВГ

14.В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

1) шипы кол..тся, стел..щийся кустарник

2) игрок выбеж..т, прикрепля..мый

3) увид..л, накач..нный мяч

4)отмет..вший, намеч..нный

15.В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

1)Совершенно (не)грамотный староста.

2)(Не)гражданский долг , а личный интерес волнует героя.

3)Фонари (не)ярко отражались на черной поверхности воды.

4)Прослыть (не)вежею позорно.    

16.В каком ряду все слова пишутся через дефис?

1)(воздухо)очиститель,(пол)Азии

2)как(бы), (тоска)кручина

3)(воздушно)водный, (дом)музей

4)вряд(ли), (трубо)прокатный

17.В каком варианте ответа правильно указаны все примеры, где на месте пропуска пишется НН?

А сезо…ая  работа, задача  реше…а

Б.реше…ая задача, полуде…ая жара

В.действе…ый метод, кипяче..я вода

Г.да…е условие, пенсио…ый возраст

1)АБ        2)БГ         3)БВГ         АБГ

18.Укажите правильный вариант расстановки запятых в данном предложении.

Люди молчали (1)но(2) у всех (3)несмотря на разницу(4) в выражении лиц(5) в глубине души(6) было одно и то же напряженное ожидание чего-то страшного.

1) 1,2,3,4          2)1,3,4,5                  3)1,3,5                  4)1,3,5,6

19.В каком предложении с однородными членами не надо ставить знаки препинания?

1)Ровное сверкающее под солнцем поле перерезает овраг.

2)Возле спальни была большая круглая зала с колоннами.

3)И солнце и быстрая  река все было прелестно в это утро.

4)Мал язык да всем телом владеет

.

20.В каком предложении нужно поставить три запятые?

1)Сухие сучья деревьев брошенные в огонь затрещали и задымились приподнимая обожженные концы.

2)Не закрывая солнце плавно неслись по ясному небу облака постепенно исчезающие в синеве.

3)Облокотясь на подоконник Ольга сидела у окна  занавешенного легкими занавесками.

4)Занимая меньше квадратного метра земной поверхности каждое среднее дерево является удивительной химической фабрикой созданной природой.

                                               

ВАРИАНТ 2

1.Укажите правильный  вариант расстановки запятых в предложении.

Небо темнеет(1) тяжелое(2) и (3)неприветливое(4) оно все ниже нависает над землей.

1)1               2)1,4                3)2,3,4             4)1,3,4

2.Ударение поставлено неверно в слове?

1)ана’лог    2)изобрете’ние       3)дремота’        4)экспе’ртный

 

3. Укажите правильный  вариант расстановки запятых в предложении.

Чтобы вполне насладиться этой картиной(1) я вышел в поле(2) и чудное зрелище представилось глазам моим : все безграничное пространство вокруг меня представляло вид снежного потока(3) будто(4) небеса разверзлись(5) рассыпались снежным пухом(6) и наполнили весь воздух движением (7)и поразительной тишиной.

1)1,2,5,6,7                 2)2,5                     3)2,3,4,5,6                      4)1,2,3,5

4.В каком ряду все слова пишутся с буквой Е?

1)неподходящ..м имен..м

2)в соответствующ..м мест..

3)в домашн..м задани..

4)о выдающ..йся личност..

5. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется одна и та же буква ?

1)к..нонада, п..лисадник

2)упл..тнение под кожей, прил..скать ребенка

3)прим..рять врагов, пос..деть от горя

4)соб..рать, раст..реть

6.В каком ряду на месте пропуска пишется буква Ь?

1)порт..ера

2)суб..ект

3)десять дач..

4)невтерпеж..

7.В каком ряду во всех словах пишется буква Е?

1непр..одолимый

2)пр..влекательный

3)пр..вязать

4)пр..шить

8)Найдите слово с ошибкой?

1)трущоба

2)тушенка

3)узколицый

4)цынковый

9.В каком ряду во всех словах пишется НН?

1)шмели..ый, глуби..ый

2)комиссио..ый,заостре..ый

3)гости..ца,таможе..ик

4)атрофирова..ый,битва оконче..а

10.Где на месте пропуска пишется И?

1) Вы сильны и не прибегн..те к помощи.

2) Как вы опиш..те эту историю?

3)Варька кол..т лучину и весело поет.

4)Золотые руки на серебро не куп..шь.

11.В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется одна и та же буква?

1)непр..одолимый, пр..влекательный

2)и..гиб, ра..бросать

3)з..йти,  нед..едание

4)под..тожить, по..ск

12. В каких словах пишется буква И?

1) выкач..нный(воздух)        2)накле..в           3)взлеле..ть           4)застрел..нный

    клубоч..к                              задир..стый         обрыв..стый          бел..чий

13.В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Е?

А)бо..вой        Б)юрод..вый      В)доч..нька            Г)подруж..нька

1)АБВ        2)БВ            3)ВГ           4)АВГ

14.В каком ряду в обоих словах пишется буква Е?

1)зерно мел..тся, колебл..мый ветром

2)возьмите и вынес..те вещи, рассматрива..мый

3)кто замет..т ошибку, незамеч..нная ошибка

4)малыш плач..т, невид..мый объект

15.В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

1)Умей жить и тогда ,когда жизнь становится (не)выносимой.

2)Злая старуха всегда (не)долюбливала соседку.

3)Лодка приближалась к тому месту, где (не)защищенное от ветра море кипело и металось во мраке.

4)Где-то среди звезд затерялось маленькое , (не)яркое созвездие Стожары.    

16.В каком ряду все слова пишутся через дефис?

1)там(же), оттого(то)

2)все(ли), (по)немногу

3)(юго)запад, где(либо)

4)вряд(ли), (бело)ствольный

17.В каком варианте ответа правильно указаны все примеры, где на месте пропуска пишется НН?

А.надень немедле..о

Б.некраше..ые стены

В.распуще..ые волосы

Г.мгнове..ие

1)АБ        2)БГ         3)БВГ         4)АВ

18.Укажите правильный вариант расстановки запятых в предложении.

И(1) хотя(2) давно все было приготовлено для приема раненых(3) он привычным взором окидывал свое владение: шкафы со стеклянными полками (4)большие и малые банки с разными лекарствами и растворами(5) коробки со стерилизованным (6)перевязочным материалом .

1)1,2,3,4,5              2)3,4,5                3)1,3,4,5                    4,1,3,4,5,6

19.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Под солнцем(1) соперничая с ним (2) ярко светились необыкновенно высокие, сочные и крупноцветные купальницы (3)похожие на жёлтые розы.

1)1,3                   2)2                     3)3                        4)1,2,3

20.В каком предложении нужно поставить одну запятую?

1)Неправдой свет пройдешь да назад не воротишься.

2)Многие картины не имели авторов или приписывались тем или иным художникам предположительно.

3)В звукописи и аллитерации ассонансы и звуковые повторы.

4)Однолетние и двулетние растения цветут  и плодоносят один раз .

                                                             ВАРИАНТ 3

1.Укажите правильный вариант расстановки запятых в данном ниже предложении.

Месяц(1) чистый(2) и острый(3) стоял над головой(4) и я(5) изумленный(6) задумался.

1)4             2)3,4           3)1,3,4,5,6                4)1,3,4

2.Ударение поставлено неверно в слове?

1)пОнявший   2)непрАвы       3)обеспЕчение        4)алкогОль

 

3. Укажите правильный вариант расстановки запятых в данном ниже предложении.

Ей попробовали рассказать (1)что говорил доктор(2 )но оказалось(3) что(4) хотя(5) доктор и говорил очень складно(6) никак нельзя было точно передать того(7) что он сказал.

1)1,2,4,5,6,7              2)2,3,6,7                    3)1,2,3,4,5,6,7                 4)1,2,3,5,6,7

4.В каком ряду все слова пишутся с буквой Е?

1)со скучающ..м выражени..м

2)о незамужн..й женщин..

3)о неподходящ..й вещ..

4)доволен хорош..м музе..м

5. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется одна и та же буква ?

1)вин..грет,песс..мизм

2)д..ректива,ф..лигрань

3)к..снуться, изл..гать

4)тв..рить, з..дача

6.В каком ряду на месте пропуска не пишется буква Ь?

1)р..яный

2)фальш..

3)об..ехать

4)много груш..

7.В каком ряду во всех словах пишется одна и та же  буква ?

1)пр.ложение, пр..ладить

2)б..ссловесный, на..высший

3)с..язвить, обез..яна

4)и..чезнуть, во..звание

8)Найдите слово пропущенной буквой Е?

1)разве..ть

2)засе..ли

3)увид..нный

4)замет..в

9.В каком ряду во всех словах пишется НН?

1)нефтя..к, пле..ик

2)карда..ый вал, трёпа..ый

3)дискуссио..ый, декольтирова..ый

4)овощи сваре..ы, неваре..ый горох

10.Где на месте пропуска пишется Ю?

1)се..щий ,они бор..тся

2)испыту..щий, они стро..тся

3)ду..щий ветер, они очут..тся

4)дорогосто..щий, они пропол..т

11.В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется  одна и та же буква?

1)задр..жать, т..инственный

2)увл..кающийся, ориг..нальный

3)по..сказать, о..дать

4)бл..говоление, созд..вать

12. В каких  словах пишется буква Е?

1) незатейл..вый        2)действит..льно          3)подкле..вать          4)разве.ть

    неулыбч..вый            колебл..мый                 подмарг..вать           сирен..вый          

 13.В каком слове пишется буква О?

  1)парч..вый        2)сгущ..нка            3)печ..нка              4)размеж..вываться

14 В каком ряду во всех словах пропущена буква Е?

1)возглавля..мый, (он)езд..т, выгор..л

2)испыту..мый, (он)посе..т, завис..л

3)постро..нный, (он)потерп..т, выпрям..лся.

4)взвеш..нный,(он)выскаж..т, посе..л

15.В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

1)Старая барская усадьба стояла на (не)высокой, но заметной горушке.

2)Вам (не)зачем здесь оставаться.

3)Вдалеке слышится гром, (не)раскатывающийся ,а глухо рокочущий.

4)Во всем доме (не)крашеные полы были чисто вымыты.    

16.В каком ряду все слова пишутся через дефис?

1)кто(либо), всё(же)

2)(пол)лица,(по)тверже

3)(русско)японский, (по)норвежски

4)(мало)грамотный, вряд(ли)

17.В каком варианте ответа правильно указаны все примеры, где на месте пропуска пишется НН?

А .жаре..ый гусь

Б.нечая..ая встреча

В.безукоризне..ый тон

Г.кале..ое железо

1)АБ        2)БГ         3)БВ        4)АВ

18. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Хвостов(1) дошаркав до лошади(2) косившей на него огненным глазом(3) останавливался(4) так что(5) казалось(6) что он падает(7) поднимал костыль(8) и в десятый раз спрашивал глухим(9) ничего не выражающим голосом.

1)1,2,3,4,5,6,7,8             2)1,2,3,4,6,7,9              3)1,2,3,4,5,6,7,9           4)1,2,3,4,6,7,8,9

           

19.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Художники-романтики (1) отвергнув строгие и не допускающие отступлений принципы классицизма(2) открыли многообразие и неповторимость (3)их окружающего(4) мира.

1)2,3,4                   2)1,3                    3)2,3                        4)1,2

20.В каком предложении нужно поставить одну запятую?

1)Русское национальное зодчество отличается как ярким своеобразием так и глубокой художественной выразительностью.

2)В самые грустные и трудные минуты жизни я вспоминал пушкинские строки.

3)Самостоятельно составьте задания по лексике и морфологии и предложите их выполнить своим товарищам.

4)Человек может стать и хозяином и защитником и умным преобразователем природы.

                                                     

ВАРИАНТ 4

1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

 Не переставая(1) лил дождь(2) косой и мелкий(3) и небо темнело(4) тяжелое и неприветливое(5) и все ниже нависало над землей.

1)1,3            2)3,5            3)1,2,3,4,5                 4)2,3,4,5

2.В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1)катАлог   2)щавЕль      3)докУмент        4)отогнАла

 

3. . В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Солнце взошло(1) и(2) хотя на небе не было ни единого облачка(3) но цвет его был странный(4) и белесоватый в зените(5) и серый(6) ближе к горизонту.

1)1,2,3,4,5                2)1,3,4,5,6              3)1,3                4)1,3,5

4.В каком ряду все слова имеют корни с чередующимися гласными?

1)созд..вать расст..лить

2)зам..лчать, зад..ржать

3)тв..рить, тр..вога

4)з.ря, бл..стящий

5. В каком ряду во всех словах пропущена проверяемая ударением безударная гласная корня ?

1)л..кционный, зам..лчать

2)пров..нциальный,фрагм..нтарный

3)неук..снительно, сер..ал

4)д..кумент, предпол..гать

6.В каком ряду на месте пропуска пишется буква Ь?

1)душ, вещ..

2)реч.., ветер свеж..

3) брееш..ся, много училищ..

4)испеч.., съеш..

7.В каком ряду во всех словах пишется одна и та же буква?

1)пр.чудливый, пр..оритет

2)сверх..дейный ,пред..дущий

3)бе..божник, и..ходящий

4)д..як, с..ездил

8)В каком ряду пишется буква Ё?

1)ч..ткий,огорч..нный

2)друж..к, шапч..нка

3)ж..сткий, мож..р

4)неч..тный, крыж..вник

9.В каком ряду во всех словах пишется буква Я ?

1)они отправ..тся

2)травы стел..тся

3)флаги ре..т

4)поля засе..т

10.Отметьте вариант, где на месте пропуска пишется И?

А. Ты н..  выучил сегодня уроки?

Б.Поднялся н.. свет  н.. заря.

ВН.. нужны мне ваши советы.

Г.Н.. рад даже встрече.

1)АБ         2)БВ           3)Б         4)Г

11.В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется Е?

1)с ревущ  ..м  звер..м

2)о щемящ..й жалост..

3)к хорош..й повест..

4)к спящ..й красавиц..

12. В каких  словах пишется буква И?

1) услужл..вый       2)во..вать           3)завистл..вый         4)зачервив..ть

    выверт..лся            застро..ть           муч..вшийся             неча..нный

13. В каком ряду во всех словах пропущена буква Ю?

1)се..щий пшеницу, (они) бор..тся

2)испыту..щий взгляд, (они) стро..тся

3)дорогосто..щий, (они) пропол..т

4)дую..щий ветер,(они) очут..тся

14.В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых пишется буква И?

Где бы дочь (1)была, отец всегда был если н(2) рядом, то где-то очень близко. И поэтому теперь она н(3) могла (4) предать его, н(5) обмануть, н(6) покинуть его.

1)1        2)1,3,4,5,6            3)1,4,5,6           4)4,5,6

15.В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

1)Совершенно (не)опытный врач.

2)(Не)глубокая, но рыбная речонка.

3)Звезды  (не)ярко отражались в реке.

4)Далеко (не)совершенный этюд.    

16.В каком ряду все слова пишутся через дефис?

1)северо(кавказский)

2)(полу)круг

3)изучать (био)токи

4)вряд(ли)

17.В каком варианте ответа правильно указаны все примеры, где на месте пропуска

пишется Н?

А неноше..ый пиджак

Б.изда..ая книга

В.скруче..ая нить

Г.созда..ый шедевр

1)АБ        2)БГ         3)ВГ         4)А

18 .В каком варианте указаны все знаки препинания?

Он поглядывал на(1) стоявшего поодаль священника(2) словно(3) любуясь его одеянием(4) переливающимся золотом(5) и малиновыми оттенками(6)его огненно-рыжей бородой(7) окаймлявшей рыхлое и бледное лицо.

1)1,2,3,4,6,7            2)1,2,3,4,5,6,7              3)2,4,6,7                  4)2,4,5,7

19.В каком варианте указаны все знаки препинания?

Можно лишь преклоняться перед гением Цветаевой (1) создавшей неповторимый поэтический мир (2) и свято верившей (4)в свою музу.

1)1             2)2                3)3,4                    4)1,2,3,4

20.В каком предложении нужно поставить одну запятую?

1)Судьбу Пушкина можно назвать и отдельной судьбой и судьбой народной.

2)Звук то приближался и нарастал то слышался  глуше то уходил куда-то за горизонт.

3)Я люблю эти темные ночи эти звезды и клёны и пруд.

4)Дождь то принимался гудеть широко и ровно во дворе и в саду и в переулке.

                                                                   КЛЮЧИ

           

№ задания

Вариант1                

Вариант2

Вариант3

Вариант4

1

3

2

3

3

2

3

3

1

2

3

2

4

3

3

4

4

2

2

4

5

1

1

2

2

6

1

1

4

4

7

3

1

1

1

8

4

4

3

1

9

2

2

3

1

10

4

4

1

3

11

4

2

4

4

12

2

2

2

3

13

2

4

1

1

14

1

1

2

3

15

2

3

3

4

16

3

3

3

1

17

2

4

3

4

18

3

3

2

3

19

2

4

4

1

20

1

1

1

1

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русская литература конца XIX - начала XX века Традиции и новаторство.

Слайд 2

«Вся Греция и Рим питались только литературою: школ, в нашем смысле, вовсе не было! И как возросли. Литература собственно есть единственная школа народа, и она может быть единственною и достаточною школою … » В.Розанов .

Слайд 3

«Русская литература… всегда была совестью народа. Ее место в общественной жизни страны всегда было почетным и влиятельным. Она воспитывала людей и стремилась к справедливому переустройству жизни». Д. Лихачев. Д.С.Лихачев

Слайд 4

Иван Бунин Слово Молчат гробницы, мумии и кости,— Лишь слову жизнь дана: Из древней тьмы, на мировом погосте, Звучат лишь Письмена. И нет у нас иного достоянья! Умейте же беречь Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, Наш дар бессмертный — речь.

Слайд 5

Общая характеристика эпохи Первый вопрос, который возникает при обращении к теме "Русская литература XX века" – с какого момента отсчитывать XX век. По календарю, с 1900 – 1901 гг.? Но очевидно, что чисто хронологический рубеж, хотя и значим сам по себе, почти ничего не дает в смысле разграничения эпох. Первый рубеж нового века – революция 1905 года. Но революция прошла, наступило некоторое затишье – вплоть до Первой мировой войны. Об этом времени вспоминала Ахматова в "Поэме без героя": А по набережной легендарной Приближался не календарный, Настоящий двадцатый век…

Слайд 6

На рубеже эпох иным стало мироощущение человека, понимавшего, что предшествующая эпоха ушла безвозвратно. Совершенно по-другому стали оцениваться социально-экономические и общекультурные перспективы России. Новая эпоха определялась современниками как "пограничная". Становились историей прежние формы быта, труда, общественно-политической организации. Радикально пересматривалась устоявшаяся, казавшаяся прежде неизменной, система духовных ценностей. Неудивительно, что грань эпохи символизировало слово " Кризисность ". Это "модное" слово кочевало по страницам публицистических и литературно-критических статей наравне с близкими по значению словами "возрождение", "перелом", "перепутье" и т. п. Иннокентий Анненский

Слайд 7

Художественная литература также не стояла в стороне от общественных страстей. Ее социальная ангажированность отчетливо проявлялась в характерных заголовках произведений - "Без дороги", "На повороте" В. Вересаева, «Закат старого века» А . Амфитеатрова , "У последней черты" М. Арцыбашева. С другой стороны большая часть творческой элиты ощущала свою эпоху как время небывалых свершений, где литературе уделялось значительное место в истории страны. Творчество словно отходило на второй план, уступая место мировоззренческой и общественной позиции автора, его связи и участию в Михаил Арцебашев

Слайд 8

Конец XIX столетия обнажил глубочайшие кризисные явления в экономике Российской Империи. Реформа 1861 года отнюдь не решила судьбу крестьянства, мечтавшего о "земле и воле". Эта ситуация обусловила появление в России нового революционного учения - марксизма, делавшего ставку на рост промышленного производства и новый прогрессивный класс - пролетариат . В политике это означало переход к организованной борьбе сплоченных масс, результатом которой должно было стать насильственное свержение государственного строя и установления диктатуры пролетариата. Прежние методы народников-просветителей и народников-террористов окончательно отошли в прошлое. Марксизм предлагал кардинально иной, научный метод, досконально разработанный теоретически. Не случайно "Капитал" и другие работы Карла Маркса стали настольными книгами для многих молодых людей, в помыслах стремившихся построить идеальное "Царство Справедливости".

Слайд 9

На рубеже XIX и XX веков мысль о человеке-бунтаре , человеке-демиурге, способном преобразовать эпоху и изменить ход истории, отражается в философии марксизма. Наиболее ярко это предстает в творчество Максима Горького и его последователей, настойчиво выдвигавших на первый план Человека с большой буквы, хозяина земли, бесстрашного революционера, бросающего вызов не только общественной несправедливости, но и самому Творцу. Бунтари-герои романов, повестей и пьес писателя ("Фома Гордеев", "Мещане", "Мать") абсолютно и бесповоротно отвергают христианский гуманизм Достоевского и Толстого о страдании и очищении им. Горький считал, что революционная деятельность во имя переустройства мира преобразует и обогащает внутренний мир человека. Иллюстрация к роману М. Горького "Фома Гордеев" Художники Кукрыниксы . 1948-1949 гг

Слайд 10

Другая группа деятелей культуры культивировала к идею духовной революции. Поводом для этого стало убийство Александра II 1 марта 1881 года и поражение революции 1905 года. Философы и художники призывали к внутреннему совершенствованию человека. В национальных особенностях русского народа они искали способы преодоления кризиса позитивизма, чья философия получила распространение в начале XX века. В своих исканиях они стремились найти новые пути развития, способные преобразовать не только Европу, но и весь мир. В это же время происходит невероятный, необычайно яркий взлет русской религиозно-философской мысли. В 1909 году группа философов и религиозных публицистов, в числе которых были Н. Бердяев, С. Булгаков и др., выпустила философско-публицистический сборник "Вехи", чья роль в интеллектуальной истории России XX века неоценима. "Вехи" и сегодня кажутся нам как бы присланными из будущего", - именно так скажет о них другой великий мыслитель и правдоискатель Александр Солженицын. « Вехи " раскрыли опасность бездумного служения каким бы то ни было теоретическим установкам, обнажив моральную недопустимость веры в универсальную значимость общественных идеалов. В свою очередь они подвергли критике естественную слабость революционного пути, подчеркнув его опасность для русского народа. Однако слепота общества оказалась куда страшнее. Николай Александрович Бердяев

Слайд 11

Первая Мировая война обернулась для страны катастрофой, подтолкнув ее к неминуемой революции. Февраль 1917 года и последовавшее за ним безвластие привело к Октябрьскому перевороту. В результате Россия обрела совсем другое лицо. На протяжении конца XIX - начала XX века главным фоном литературного развития были трагические социальные противоречия, а также двойственное сочетание трудно протекавшей экономической модернизации и революционного движения. Быстрыми темпами происходили изменения в науке, менялись философские представления о мире и человеке, бурно развивались близкие к литературе искусства. Научные и философские взгляды в определенные этапы истории культуры кардинально влияют на творцов слова, которые стремились отразить парадоксы времени в своих произведениях.

Слайд 12

Кризис исторических представлений выразился в утрате универсальной точки отсчета, того или иного мировоззренческого фундамента. Недаром великий немецкий философ и филолог Ф. Ницше произнес свою ключевую фразу: "Бог умер". Она говорит об исчезновении прочной мировоззренческой опоры, обозначая наступление эры релятивизма, когда кризис веры в единство миропорядка достигает своей кульминации. Этот кризис во многом способствовал поискам русской философской мысли, переживавшей в тот период небывалый расцвет. В. Соловьев, Л. Шестов, Н. Бердяев, С. Булгаков, В. Розанов и многие другие философы оказали сильнейшее влияние на развитие разных сфер русской культуры. Кое-кто из них проявил себя и в литературном творчестве. Важным в русской философии того времени было обращение к гносеологической и этической проблематике. Многие мыслители фокусировали свое внимание на духовном мире личности, трактуя жизнь в таких близких литературе категориях, как жизнь и судьба, совесть и любовь, прозрение и заблуждение. Общими усилиями они приводили человека к пониманию многообразия реального, практического и внутреннего, духовного опыта

Слайд 13

Кардинально изменились картины художественных направлений и течений. Прежний плавный переход от одной стадии к другой, когда на определенном этапе литературы господствовало какое-нибудь одно направление, ушел в небытие. Теперь разные эстетические системы существовали одновременно. Параллельно друг с другом развивались реализм и модернизм - самые крупные литературные направления. Но при этом реализм представлял собой сложный комплекс нескольких "реализмов". Модернизм же отличался крайней внутренней нестабильностью: различные течения и группировки непрерывно трансформировались, возникали и распадались, объединялись и дифференцировались. Литература как бы " разручеилась ". Вот почему по отношению к искусству начала XX века классификация явлений на основе "направлений и течений" носит заведомо условный, неабсолютный характер.

Слайд 14

Специфическая примета культуры рубежа веков - деятельное взаимодействие разнообразных видов искусства. Расцвет переживает в это время театральное искусство. Открытие в 1898 г. Художественного театра в Москве стало событием большого культурного значения. 14 октября 1898 г. на сцене театра "Эрмитаж" состоялось первое представление пьесы А.К.Толстого "Царь Федор Иоаннович". В 1902 г. на средства крупнейшего российского мецената С.Т.Морозова было выстроено известное в Москве здание Художественного театра (архитектор Ф.О. Шехтель ). У истоков нового театра стояли К.С.Станиславский и В.И. Немирович- Данченко. В своей речи, обращенной к труппе при открытии театра, Станиславский особенно подчеркивал необходимость демократизации театра, сближения его с жизнью Подлинное рождение Художественного, по-настоящему нового театра состоялось при осуществлении постановки чеховской "Чайки" в декабре 1898 г., которая с тех пор является эмблемой театра. Современная драматургия Чехова и Горького составила основу его репертуара в первые годы существования. Принципы сценического искусства, выработанные Художественным театром и являвшиеся частью общей борьбы за новый реализм, оказали большое влияние на театральную жизнь России в целом.

Слайд 15

В конце XIX - начале XX века русская литература стала эстетически многослойной Реализм на рубеже веков оставался масштабным и влиятельным литературным направлением. Так, в эту эпоху жили и творили Толстой и Чехов. Самыми яркими дарованиями среди новых реалистов обладали писатели, объединившиеся в 1890-е годы в московском кружке "Среда", а в начале 1900-х составившие круг постоянных авторов издательства "Знание", фактическим руководителем был М. Горький. В разные годы в него входили Л. Андреев, И. Бунин, В. Вересаев, Н. Гарин-Михайловский, А. Куприн, И. Шмелев и другие писатели. Значительное влияние этой группы писателей объяснялось тем, что она в самой полной мере наследовала традиции русского литературного наследия XIX века. Особенно важным для следующего поколения реалистов оказался опыт А. Чехова . А.П. Чехов. Ялта. 1903 г

Слайд 16

Темы и герои реалистической литературы Тематический спектр произведений реалистов рубежа веков, несомненно, шире, в отличие от их предшественников. Для большинства писателей в это время нехарактерно тематическое постоянство. Быстрые перемены в России заставляли их по иному подходить к тематике, вторгаться в ранее заповедные пласты тем. Заметно обновилась в реализме и типология характеров. Внешне писатели следовали традиции: в их произведениях можно было найти легко узнаваемые типы "маленького человека" или интеллигента, пережившего духовную драму. Характеры избавлялись от социологической усредненности, становились разнообразнее по психологическим особенностям и мироощущению. "Пестрота души" русского человека - постоянный мотив прозы И. Бунина. Он одним из первых в реализме стал использовать в своих произведениях иностранный материал ("Братья", "Сны Чанга ", "Господин из Сан-Франциско"). Это же самое стало характерным и для М. Горького, Е. Замятина и других. Творчество А. И. Куприна (1870-1938) необычайно широко по разнообразию тематики и человеческих характеров. Герои его повестей и рассказов солдаты, рыбаки, шпионы, грузчики, конокрады, провинциальные музыканты, актеры, циркачи, телеграфисты

Слайд 17

А. Куприн И.А. Бунин Евгений Замятин

Слайд 18

Жанры и стилевые особенности реалистической прозы Значительно обновились в начале XX века жанровая система и стилистика реалистической прозы. Главное место в жанровой иерархии заняли в это время наиболее мобильные рассказ и очерк . Роман практически исчез из жанрового репертуара реализма, уступив место повести. Начиная с творчества А. Чехова, в реалистической прозе заметно выросла значимость формальной организации текста. Некоторые приемы и элементы формы получили в художественном строе произведения большую самостоятельность. Так, например, разнообразнее использовалась художественная деталь . В то же время сюжет все чаще утрачивал значение главного композиционного средства и начинал играть подчиненную роль. В период с 1890 по 1917 год особенно ярко заявили о себе три литературных течения - символизм, акмеизм и футуризм, которые составили основу модернизма как литературного направления

Слайд 19

Модернизм в художественной культуре рубежа столетий был сложным явлением. Внутри него можно выделить несколько течений, отличных по своей эстетике и программным установкам ( символизм, акмеизм, футуризм, эгофутуризм, кубизм, супрематизм и т.д.). Но в целом по философско - эстетическим принципам модернистское искусство противостояло реализму, особенно реалистическому искусству ХГХ в . Однако искусство модернизма по своей художественно-нравственной ценности составляет наше богатейшее культурное наследие и прежде всего вопло.щает в себе серебряный век русской культуры. Литературный процесс рубежа веков во многом определялся общим, для большинства крупных художников стремлением к свободе от эстетической нормативности, к преодолению не только литературных штампов предшествующей эпохи, но и новых художественных канонов, складывавшихся в ближайшем для них литературном окружении. Литературная школа (течение) и творческая индивидуальность - две ключевые категории литературного процесса начала XX века. Для понимания творчества того или иного автора существенно знание ближайшего эстетического контекста - контекста литературного направления или группировки.

Слайд 20

Литературный процесс рубежа веков во многом определялся общим, для большинства крупных художников стремлением к свободе от эстетической нормативности, к преодолению не только литературных штампов предшествующей эпохи, но и новых художественных канонов, складывавшихся в ближайшем для них литературном окружении . Литературная школа (течение) и творческая индивидуальность - две ключевые категории литературного процесса начала XX века. Для понимания творчества того или иного автора существенно знание ближайшего эстетического контекста - контекста литературного направления или группировки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник дифференцированных и тестовых заданий к разделу «Причастие» по предмету «Русский язык, 7 класс

В сборнике представлены дифференцированные задания и тесты для контроля знаний к разделу «Причастие», составленные в соответствии с рабочей учебной программой по дисциплине «Русский язык» для учащихся...

Тестовые задания для проведения контроля знаний по русскому языку по теме «Фонетика»

Тест по русскому языку на тему "Фонетика" содержит 25 вопросов. Каждый из них имеет четыре варианта ответов, один из которых является правильным. Верные ответы выделены жирным шрифтом....

Типовые тестовые задания для подготовки к ЕГЭ по русскому языку №1,4,5,6,7,8,9,10,11,12,13,14,18,19

Тестовые задания по русскому языку в рамках подготовки к ЕГЭ для тематического контроля...

Вербицкая М., Манн М., Тейлор-Ноулз С. Тестовые задания для подготовки к ЕГЭ по английскому языку

Загрузить данное пособие вы можете перейдя по ссылке с моего облачного сервиса https://yadi.sk/i/z-5L-TSl3JeRd...

Тестовые задания для подготовки к ВПР по русскому языку 5 класс

Тестовые задания для подготовки к ВПР по русскому языку 5 класс...

Тестовые задания для подготовки к ГИА по русскому языку учащихся 9 класса.

Подборка тестовых заданий для подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языкуучащихся 9 класса....