программа "Родная литература"
рабочая программа

Беляева Анна Леонидовна

Программа по родной литературе включает в себя произведения русских, советских и ставропольских поэтов и писателей 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_rodnaya_literatura.doc156.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа№11п.Новотерский

Минераловодского района

« Согласовано »

Руководитель ШМО

_____Терехова Н.Г.  

Протокол №_____  

от «____»________2018г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

__________/Плотникова Н.В./

 «_______»___________2018г.

«Утверждено»

Директор сош№11

__________/Николаев А.В./

 Приказ №________

от «_______»_______2018г.

Рабочая программа  

по учебному предмету «Родной язык и родная литература»

на уровень основного общего образования

(срок освоения основной образовательной программы

общего образования 2018 /2019уч .год – 2022 /2023  уч. год)  

2018 г.

Пояснительная записка

   Примерная программа учебного курса «Родная литература» для 5-9 классов разработана в соответствии требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее – ФГОС ООО) на основании:

   -Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 (ред. от 31.12.2015); ·           -  Приказом от 23.12.2014 № 1644 МО и Н РФ «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

 - требованиями Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

 на основе:

 - Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ № 11;

с учетом:

 - Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);

 - «Концепции преподавания русского языка и литературы», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 г. № 637;

 - «Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации», утвержденной Правительством Российской Федерации от 03.06.2017 № 1155;

 - перечня «100 книг по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации, рекомендуемых школьникам к самостоятельному прочтению» (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.01.2013 г. № НТ- 41/08).

   Цель программы: воспитание уважительного и бережного отношение к родной литературе как величайшей духовной, нравственной и культурной ценности русского народа.

  Задачи:

   - формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения родной литературы;

   – обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию родной литературы, к отдельным ее произведениям, к произведениям писателей и поэтов Ставропольского края;

   - приобщение к литературному наследию своего народа; - формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;

    - формирование умения актуализировать в художественных текстах родной литературы личностно значимые образы, темы и проблемы, учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного литературного произведения.

Общая характеристика учебного курса

    ФГОС ООО признает приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для школьника – будущего гражданина своей страны, любящего свой народ и уважающего его традиции, язык и культуру.

   Изучение родной литературы играет ведущую роль в процессах воспитания личности, развития ее нравственных качеств и творческих способностей, в сохранении и развитии национальных традиций и исторической преемственности поколений.

   Родная литература как культурный символ России, высшая форма существования российской духовности и языка в качестве школьного предмета посредством воздействия на эстетические чувства воспитывает в человеке патриотизм, чувства исторической памяти, принадлежности к культуре, народу и всему человечеству

   Содержание программы каждого класса включает в себя произведения (или фрагменты из произведений) родной литературы, помогающие школьнику осмыслить её непреходящую историко-культурную и нравственно-ценностную роль.

   Критерии отбора художественных произведений для изучения: высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, культурно-исторические традиции.

    В программе представлены следующие разделы:  

   Русский фольклор

   Древнерусская литература.

  Русская литература XVIII в.

  Русская литература XIX в.

  Русская литература XX в.

  Творчество поэтов Ставропольского края

Место учебного курса «Родная литература»

   Учебный предмет «Родная литература» как часть образовательной области «Родной язык и литература» тесно связан с предметом «Родной язык». Родная литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной родной речью.

   Программа учебного предмета «Родная литература» предназначена для изучения в 5-9 классах и рассчитана на 17 часов.

Класс

Количество часов в неделю

Количество часов в год

5

0,3

11

6

0,2

7

7

0,2

7

8

0,2

7

9

0,2

8

Итого

1,1

40

 

Планируемые результаты освоения учебного курса «Родная литература»

   Личностные результаты должны отражать:

 - формирование общей культуры и мировоззрения, соответствующего практике сегодняшнего дня;

 - осознание себя представителями своего народа и гражданами Российского государства;

 - формирование чувства любви к Родине и патриотизма;

 - формирование основ коммуникативной компетентности в общении;

 - совершенствование духовно-нравственных качеств личности.

    Метапредметные результаты должны отражать:

 - умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

 - умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

 - умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. Предметные результаты должны отражать:

 - осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

 - понимание родной литературы как одной из основных национально- культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни.

   Предметные результаты:

 1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

 2) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;

4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, 6 критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления».

Содержание учебного предмета

Русский фольклор

Отражение в фольклорных произведениях быта, традиций, обычаев. Судьба народа в малых жанрах фольклора. Народная мораль в характере и поступках героев. Изображение быта в народных сказках(5кл). Русский фольклор. В чем красота и мудрость народной песни?(6кл). Эпос народов мира. Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Нравственные идеалы русского народа.(7кл). В мире русской народной песни. «В темном лесе...», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен». Частушки Р.к Казачьи песни и частушки(8кл)

Древнерусская литература

Традиции и особенности духовной литературы.Предание о реальных событиях(5кл) «Сказание о Белгородском киселе». Отражение исторических событий и вымысел.(6кл). «Поучение Владимира Мономаха» (отрывок). «Повесть временных лет». «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси.(7кл). Духовный подвиг самопожертвования Александра Невского(8кл)

Из литературы XVIII века

Отражение исторических событий в басне . «Волк на псарне»(5кл).

Из литературы XIX века

История Отечества как источник поэтического вдохновения, национальной гордости «Бородино».(5кл). Н.А. Некрасов. Раздумья поэта о судьбе народа в стихотворении  «На Волге». И. С. Тургенев. Слово о писателе.  История  создания рассказа "Муму".Быт и нравы крепостной России в рассказе. Природа и человек в стихотворениях А.А.Фета, Ф.И.Тютчева«Весенний дождь», «Чудная картина»,»Задрожали листы, облетая». Изображение русской природы. Внеклассное чтение Юмор ситуации Рассказы Антоши Чехонте. Речь персонажей как средство их характеристики. И.А. Бунин, Слово о писателе. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине. Человек и природа в рассказе. К.Г.Чёрный «В стране запрещённых улыбок». Система тоталитарного государства в сказочной форме. Р.к Писатели сказочники Ставрополья Г.Н.Пухальская «Бабушкины сказки.Мир детей и взрослых. ».(5кл). Н.В. Гоголь. Слово о писателе. «Ночь перед Рождеством». Картины природы и народной жизни. Н.В. Гоголь. «Старосветские помещики». И.С. Тургенев. Слово о писателе. «Бежин луг» Духовный мир крестьянских детей. Народные верования и предания. А.А.Фет. Слово о поэте. «Ель рукавом мне тропинку завесила».Природа как воплощение прекрасного. Н.С. Лесков. Слово о писателе. «Левша». Понятие о сказе. Трудолюбие народа. (6кл)

М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Смысл столкновения Калашникова с Киребеевичем. Героизм и самоотверженность Тараса и товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли в повестях Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». И.С. Тургенев. Стихотворение в прозе «Русский язык». Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача. Стихотворение «Размышления у парадного подъезда». Боль Н.А. Некрасова за судьбу народа(7кл) Маша Миронова - нравственная красота героини повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Женские образы в романе.

И.С.Тургенев «Певцы»:сюжет и герои. Образ повествователя в рассказе. Внеклассное чтение «Записки охотника». Изображение русской природы. А.С. Пушкин «Цветы последние милеи...», М.Ю. Лермонтов «Осень»,Ф.И. Тютчев «Осенний вечер» А.А. Фет «Первый ландыш», А.Н. Майков «Поле зыблется цветами...».  Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания

Р.к.Минераловодские поэты о родной природе. ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ БУНИН Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях в рассказе И.А. Бунина «Кавказ».Р.к. Кавказ как место действия в произведениях русских поэтов и писателей(8кл)

Из литературы XX века

В.П. Астафьев. Слово описателе. «Конь с розовой гривой». Картины жизни деревни в послевоенные годы.(6кл) Героизм, патриотизм грозных лет войны в стихотворениях А.А. Ахматовой, К.М. Симонова, А.А. Суркова, А.Т. Твардовского, Н.С. Тихонова

Р.к. Ставропольские и минераловодские поэты о войне. (7кл). Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведении А. Твардовского «Василий Теркин». А.И. Фатьянов «Соловьи»;Л.И. Ошанин «Дороги».Лирические и героические песни о Великой Отечественной войне Р.к  Ставропольские поэты о войне.(8кл)

                                                                Родная(русская) литература. 5 класс (11 часов)

№ Раздела (название)

Основное содержание по темам раздела

Кол-во часов

1. Русский фольклор

Отражение в фольклорных произведениях быта, традиций, обычаев. Судьба народа в малых жанрах фольклора

1

Народная мораль в характере и поступках героев.

1

Изображение быта в народных сказках

2. Древнерусская литература

Традиции и особенности духовной литературы.Предание о реальных событиях

1

3.Литература 18 века

Отражение исторических событий в басне . «Волк на псарне»

1

4. Литература 19 века

История Отечества как источник поэтического вдохновения, национальной гордости «Бородино».

1

Н.А. Некрасов. Раздумья поэта о судьбе народа в стихотворении  «На Волге»

1

И. С. Тургенев. Слово о писателе.  История  создания рассказа "Муму".

Быт и нравы крепостной России в рассказе

1

Природа и человек в стихотворениях А.А.Фета, Ф.И.Тютчева

«Весенний дождь», «Чудная картина»,»Задрожали листы, облетая». Изображение русской природы

1

Внеклассное чтение

Юмор ситуации

Рассказы Антоши Чехонте. Речь персонажей как средство их характеристики

1

И.А. Бунин, Слово о писателе. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине. Человек и природа в рассказе

1

5. Литература Ставрополья

К.Г.Чёрный «В стране запрещённых улыбок». Система тоталитарного государства в сказочной форме. Р.к Писатели сказочники Ставрополья

Г.Н.Пухальская «Бабушкины сказки.Мир детей и взрослых.

1

Итого

11

Родная(русская) литература. 6 класс (7 часов)

№ раздела (название)

Основное содержание по темам раздела

Кол-во часов

1.Русский фольклор

Русский фольклор. В чем красота и мудрость народной песни?

1

2. Древнерусская литература

«Сказание о Белгородском киселе». Отражение исторических событий и вымысел.

1

3.Литература 19 века

Н.В. Гоголь. Слово о писателе. «Ночь перед Рождеством». Картины природы и народной жизни. Н.В. Гоголь. «Старосветские помещики».

1

И.С. Тургенев. Слово о писателе. «Бежин луг»

Духовный мир крестьянских детей. Народные верования и предания.

1

А.А.Фет. Слово о поэте. «Ель рукавом мне тропинку завесила».Природа как воплощение прекрасного.

1

Н.С. Лесков. Слово о писателе. «Левша». Понятие о сказе. Трудолюбие народа.

1

4. Литература 20 века

В.П. Астафьев. Слово описателе. «Конь с розовой гривой». Картины жизни деревни в послевоенные годы.

1

Итого

7

Родная(русская) литература. 7 класс (7 часов)

№ раздела (название)

Основное содержание по темам раздела

Кол-во часов

1. Русский фольклор

Эпос народов мира. Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Нравственные идеалы русского народа.

1

Пословицы и поговорки. Пословицы народов мира. Сборники пословиц. Особенности смысла и языка пословиц

Р.к Казачьи пословицы и поговорки

1

2. Древнерусская литература

«Поучение Владимира Мономаха» (отрывок). «Повесть временных лет». «Повесть о Петре и Февронии Муромских»

Нравственные идеалы и заветы Древней Руси.

1

3.Литература 19 века

М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Смысл столкновения Калашникова с Киребеевичем

1

Героизм и самоотверженность Тараса и товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли в повестях Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

И.С. Тургенев. Стихотворение в прозе «Русский язык». Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача

1

Стихотворение «Размышления у парадного подъезда». Боль Н.А. Некрасова за судьбу народа

1

4. Русская литература 20 века

Героизм, патриотизм грозных лет войны в стихотворениях А.А. Ахматовой, К.М. Симонова, А.А. Суркова, А.Т. Твардовского, Н.С. Тихонова

Р.к. Ставропольские и минераловодские поэты о войне

1

Итого

7

Родная(русская) литература. 8 класс (8 часов)

№ раздела (название)

Основное содержание по темам раздела

Кол-во часов

1. Русский фольклор

В мире русской народной песни. «В темном лесе...»,

«Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен». Частушки

Р.к Казачьи песни и частушки

1

2. 2. Древнерусская литература

Духовный подвиг самопожертвования Александра Невского

1

3.Литература 19 века

Маша Миронова - нравственная красота героини повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Женские образы в романе

1

И.С.Тургенев «Певцы»:сюжет и герои. Образ повествователя в рассказе. Внеклассное чтение «Записки охотника». Изображение русской природы

1

А.С. Пушкин «Цветы последние милеи...», М.Ю. Лермонтов «Осень»,

Ф.И. Тютчев «Осенний вечер» А.А. Фет «Первый ландыш», А.Н. Майков «Поле зыблется цветами...».  Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания

Р.к.Минераловодские поэты о родной природе

1

ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ БУНИН (1 Ч)

Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях в рассказе И.А. Бунина «Кавказ».Р.к. Кавказ как место действия в произведениях русских поэтов и писателей

1

4.Русская литература 20 века

Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведении А. Твардовского «Василий Теркин»

1

А.И. Фатьянов «Соловьи»;

Л.И. Ошанин «Дороги».

Лирические и героические песни о Великой Отечественной войне

Р.к  Ставропольские поэты о войне

1

Итого

8

Приложение к РПУП «Родная (русская) литература» Учебно-методическое, материально-техническое обеспечение. 

Словари

1. Зуева Т.В. Русский фольклор: Словарь-справочник. – М.: Просвещение, 2011.

2. Литература Древней Руси: Библиографический словарь / Под ред. О.В. Творогова. – М.: Просвещение, 2013

3. Русские писатели XIX – начала XX века: Библиографический словарь / Под ред. Н.Н. Ска- това. – М.: Просвещение, 2012

4. Русские писатели XIX века. Библиографический словарь. В 2 ч. / Под ред. П.А. Николаева. - М.: Просвещение, 2011. 5. Русские писатели XVIII века: Библиографический словарь / Под ред. С.А. Джанумова. – М.: Просвещение, 2013.

6. Русские писатели. XX век. Библиографический словарь. В. 2 ч. / Под ред.Н.Н. Скатова. – М.: Просвещение,2010.

7. Чернец Л.В. и др. Школьный словарь литературоведческих терминов. – М.: Просвещение, 2012.

Хрестоматии 

1. Древнерусская литература: Хрестоматия для 5-9 кл. / Сост. О.В. Творогов. – М.: Просве- щение, 2013.

2. Наш XIX век / Сост. В.Я. Коровина, В.И. Коровин. – М.,2011.

3. Русская литература XIX века: Первая половина: Хрестоматия историко-литературных ма- териалов / Сост. И.Е. Каплан, П.Г. Пустовойт. – М.: Просвещение, 2012.

4. Русская литература XIX века: Вторая половина: Хрестоматия историко-литературных ма- териалов / Сост. И.Е. Каплан, М.Т. Пинаев. – М.: Просвещение, 2011.

Интернет-ресурсы

Художественная литература:

1.http://www.rusfolk.chat.ru–Русский фольклор

2.http://www.pogovorka.com. –Пословицы и поговорки

3.http://old-russian.chat.ru–Древнерусская литература

4.http://www.klassika.ru–Библиотека классической русской литературы

5.http://www.ruthenia.ru–Русская поэзия 60-х годов.

Справочно-информационные и методические материалы:

1.http://www.rol.ru–Электронная версия журнала «Вопросы литературы»

2.http://www.1september.ru–Электронные версии газеты «Литература» (Приложение к «Пер- вому сентября») 3.http://center.fio.ru–Мастерская «В помощь учителю. Литература» Материально-техническая база

Материально-техническая база

1

Компьютер

2

Проектор

3

Колонки

4

Экран

5

Портреты русских и зарубежных поэтов и писателей

Экранно-звуковые пособия

1

Презентации к занятиям

2

DVD фильмы

соблюдение русской этикетной вербальной и невербальной манеры общения;

использование в общении этикетных речевых тактик и приёмов‚ помогающих противостоять речевой агрессии;

использование при общении в электронной среде этики и русского речевого этикета;

соблюдение норм русского этикетного речевого поведения в ситуациях делового общения;

понимание активных процессов в русском речевом этикете;

соблюдение основных орфографических норм современного русского литературного языка (в рамках изученного в основном курсе);

соблюдение основных пунктуационных норм современного русского литературного языки (в рамках изученного в основном курсе);

использование толковых, в том числе мультимедийных, словарей для определения лексического значения слова, особенностей употребления;

использование орфоэпических, в том числе мультимедийных, орфографических словарей для определения нормативного произношения слова; вариантов произношения;

использование словарей синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов для уточнения значения слов, подбора к ним синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов, а также в процессе редактирования текста;

использование грамматических словарей и справочников для уточнения нормы формообразования, словоизменения и построения словосочетания и предложения; опознавания вариантов грамматической нормы; в процессе редактирования текста;

использование орфографических словарей и справочников по пунктуации для определения нормативного написания слов и постановки знаков препинания в письменной речи.

3.Совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и слушания, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации):

владение различными видами слушания (детальным, выборочным‚ ознакомительным, критическим‚ интерактивным) монологической речи, учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи;

владение различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым) учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи;

умение дифференцировать и интегрировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных; классифицировать фактический материал по определённому признаку; выделять наиболее существенные факты; устанавливать логическую связь между выявленными фактами;

умение соотносить части прочитанного и прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения, логические связи между абзацами и частями текста и определять средства их выражения;  определять начало и конец темы; выявлять логический план текста;

проведение анализа прослушанного или прочитанного текста с точки зрения его композиционных особенностей, количества микротем; основных типов текстовых структур (индуктивные, дедуктивные, рамочные / дедуктивно-индуктивные, стержневые/индуктивно-дедуктивные);

владение умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста; приёмами работы с заголовком текста, оглавлением, списком литературы, примечаниями и т.д.; основными способами и средствами получения, переработки и преобразования информации (аннотация, конспект); использование графиков, диаграмм, схем для представления информации;

владение правилами информационной безопасности при общении в социальных сетях;

уместное использование коммуникативных стратегий и тактик устного общения: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация, просьба, принесение извинений, поздравление; и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др.

участие в беседе, споре, владение правилами корректного речевого поведения в споре;

умение строить устные учебно-научные сообщения (ответы на уроке) различных видов (ответ-анализ, ответ-обобщение, ответ-добавление, ответ-группировка), рецензию на проектную работу одноклассника, доклад; принимать участие в учебно-научной дискуссии;

владение умениями учебно-делового общения: убеждения собеседника; побуждения собеседника к действию; информирования об объекте; объяснения сущности объекта; оценки;

создание устных и письменных текстов описательного типа: определение, дефиниция, собственно описание, пояснение;

создание устных и письменных текстов аргументативного типа (рассуждение, доказательство, объяснение) с использованием различных способов аргументации, опровержения доводов оппонента (критика тезиса, критика аргументов, критика демонстрации); оценка причин неэффективной аргументации в учебно-научном общении;

создание текста как результата проектной (исследовательской) деятельности; оформление реферата в письменной форме и представление его в устной форме;

чтение, комплексный анализ и создание текстов публицистических жанров (девиз, слоган, путевые записки, проблемный очерк; тексты рекламных объявлений);

чтение, комплексный анализ и интерпретация текстов фольклора и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т.п.); определение фактуальной и подтекстовой информации текста, его сильных позиций;

создание объявлений (в устной и письменной форме); деловых писем;

оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения их эффективности, понимание основных причин коммуникативных неудач и объяснение их; оценивание собственной и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

редактирование собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«РУССКИЙ РОДНОЙ ЯЗЫК»

Первый год обучения (70 ч)

Раздел 1. Язык и культура (20 ч).

Русский язык – национальный язык русского народа. Роль родного языка в жизни человека. Русский язык в жизни общества и государства. Бережное отношение к родному языку как одно из необходимых качеств современного культурного человека. Русский язык – язык русской художественной литературы.

Язык как зеркало национальной культуры. Слово как хранилище материальной и духовной культуры народа. Слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта (национальную одежду, пищу, игры, народные танцы и т.п.), слова с национально-культурным компонентом значения (символика числа, цвета и т.п.), народно-поэтические символы, народно-поэтические эпитеты (за тридевять земель, цветущая калина – девушка, тучи – несчастья, полынь, веретено, ясный сокол, красна девица, рόдный батюшка), прецедентные имена (Илья Муромец, Василиса Прекрасная, Иван-Царевич, сивка-бурка, жар-птица, и т.п.) в русских народных и литературных сказках, народных песнях, былинах, художественной литературе.

Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из русских народных и литературных сказок (битый небитого везёт; по щучьему велению; сказка про белого бычка; ни в сказке сказать, ни пером описать; при царе Горохе; золотая рыбка; а ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бобарихой и др.), источники, значение и употребление в современных ситуациях речевого общения. Русские пословицы и поговорки как воплощение опыта, наблюдений, оценок, народного ума и особенностей национальной культуры народа. Загадки. Метафоричность русской загадки.

Краткая история русской письменности. Создание славянского алфавита.

Особенности русской интонации, темпа речи по сравнению с другими языками. Особенности жестов и мимики в русской речи, отражение их в устойчивых выражениях (фразеологизмах) (надуть щёки, вытягивать шею, всплеснуть руками и др.) в сравнении с языком жестов других народов.

Слова с суффиксами субъективной оценки как изобразительное средство. Уменьшительно-ласкательные формы как средство выражения задушевности и иронии. Особенности употребления слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и произведениях художественной литературы разных исторических эпох.

Ознакомление с историей и этимологией некоторых слов.  

Слово как хранилище материальной и духовной культуры народа. Национальная специфика слов с живой внутренней формой (черника, голубика, земляника, рыжик). Метафоры общеязыковые и художественные, их национально-культурная специфика. Метафора, олицетворение, эпитет как изобразительные средства. Поэтизмы и слова-символы, обладающие традиционной метафорической образностью, в поэтической речи.

Слова со специфическим оценочно-характеризующим значением. Связь определённых наименований с некоторыми качествами, эмоциональными состояниями и т.п. человека (барышня – об изнеженной, избалованной девушке; сухарь – о сухом, неотзывчивом человеке; сорока – о болтливой женщине и т.п., лиса – хитрая для русских, но мудрая для эскимосов; змея – злая, коварная для русских, символ долголетия, мудрости – в тюркских языках и т.п.).

Русские имена. Имена исконные и заимствованные, краткие сведения по их этимологии. Имена, которые не являются исконно русскими, но воспринимаются как таковые. Имена традиционные и новые. Имена популярные и устаревшие. Имена с устаревшей социальной окраской. Имена, входящие в состав пословиц и поговорок, и имеющие в силу этого определённую стилистическую окраску.

Общеизвестные старинные русские города. Происхождение их названий.

Раздел 2. Культура речи (20 час).

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Понятие о варианте нормы. Равноправные и


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по литературе: «Путешествие в страну Литературию» (обобщающая игра по курсу литературы 5 класса)

Внеклассное занятие является заключительным при узучении литературы 5 класса. Призвано обобщить изученный материал, систематизировать знания и умения обучающихся....

Контроль знаний по литературе учащегося 8 класса по темам: " Русская литература и история.Устное народное творчество.Из древнерусской литературы".

Данная конрольная работа составлена по разделам учебника-хрестоматии В.Я. Коровиной: " Русская литература и история", "Устное народное творчество", "Из древнерусской литературы". Эта разработка позвол...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Бинарный урок по предметам: литература, родная литература и ненецкий язык в 5 «а» классе. Бинарный урок по предметам: литература, родная литература и ненецкий язык в 5 «а» классе.

Бинарный  обобщающий урок литература, родная литература и ненецкий язык на тему  «Ненецкая сказка «Лабтэйко». Цели урока:- расширить  представления  о мире сказок;- пока...

План-конспект урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века"

План-конспект итогового урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века" в форме литературной игры...