Образовательная деятельность по бурятскому языку
план-конспект
Образовательная деятельность для детей старшей группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_obrazovatelnoy_deyatelnosti_v_starshey_gruppe.docx | 576.98 КБ |
zanyatie_shkola_mab.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной деятельности в старшей группе
Тема: Закрепление у детей полученных знаний об игре «Шагай наадан» (Закрепление у детей полученных знаний о бурятской игре «Шагай наадан» как части национальной культуры)
Цель: создать условия для закрепления детьми полученных знаний об игре «Шагай наадан»
Задачи:
Образовательные:
- побуждать детей говорить на бурятском языке;
- углубить представление детей об игре «Шагай наадан»;
- закрепить навыки прямого счета в пределах 5 на бурятском языке;
-
Развивающие:
- развивать логическое мышление, память, внимание, активность, наблюдательность;
- развивать словарный запас детей, умение отвечать полными ответами;
- развивать у детей интерес к традициям и обычаям бурятского народа;
Воспитывающие:
- воспитывать умение слушать взрослого и сверстников
- доставить детям радость и удовлетворение от образовательной деятельности;
- создать атмосферу доброты, соучастия, сопричастности к культуре своего народа
Оборудование и материалы: Музыка, видеофильм с обращением смешариков к детям старшей группы МДОУ, конверты с заданиями, ноутбук, проектор, экран, магнитная доска, материал для изготовления веревок для мешочков, материал для разукрашивания лодыжек, фартуки.
Интеграция образовательных областей «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Предварительная работа
Беседы на тему «Шагай наадан», дидактические игры.
Хэшээлэй ябаса/ ход занятия
Организационный момент (Приветствие детей)
Сайн байна, ухибууд!!
Сайн байна, наран!
Сайн байна, айлшад!
Воспитатель: Харагты, муноодэр ямар ехэ айлшадтай байна гээшэбди бэ! Бултанда миhэрэлээ, мэндэеэ бэлэглэе
Посмотрите сколько у нас сегодня гостей. Давай те подарим им свои улыбки и приветствия.
- Звук сообщения.
Дуулаа гут? Юун гээшэб?
видеомэдээсэл ерээ. Вы слышали? Что это?
Дети: Сообщение.
Появляются на экране смешарики.
«Мы путешествуем очень много по разным странам, знакомимся с традициями и играми разных народов мира. Познакомившись с культурой бурятского народа, нас очень заинтересовали ваши игры, но особенно игра в лодыжки. К сожалению у нас нет этой игры. И мы не знаем где приобрести эту игру. Если сможете, пришлите нам пожалуйста».
Воспитатель: юун гээб смешаригууд? Юу эльгээхэ гээб?
Дети: Шагай
Воспитатель: Шагай гэжэ юун гээшэб? (Что такое шагай)
Беседа о игре шагай
Буряадуудай дунда элдэб янзын нааданууд байдаг. Эдээн соонь бүхы наадануудһаа үлүү ехээр дэлгэрэнги шагай наадан байгаа. Үбэлэй сагта наададаг, зундаа наададаггүй байгаа. Зунай сагта шагайгаар наадаа һаа, наадагшадай хүүгэдынь маяа хүлтэй болохо юм гэлсэгшэ бэлэй.
Айл бүхэндэ адагынь 40-50, дээдэ захань хэдэн зуун хониной шагай байгша һэн. Ондоо газарта зөөхэ, нютаг урилхадаа, тэрээнээ абажа ябадаг һэн.
Үхибүүд 2-3 наһатайһаа хойшо наадажа эхилдэг байгаа. Багашуулай наадхуур гэхэ юумэн урдань байгаагүй. Тиимэһээ үхибүүд шагайгаар наададаг байгаа юм.
-Шагай наадан табан хушуу малтай нягта холбоотой байгаа.
-Табан хушуу мал нэрлэжэ үгэгты.
Дети: хонин, ямаан, морин, ухэр, тэмээн.
- Айл бүхэн шагай суглуулдаг байһан юм. Жаахан хүүгэд шагайгаар наадаха ехэ дуратай.
Намда энэ тулам соо шагайнууд байха, теэд усоон. Смешаригуудта эльгээхэ болоо hаа, хурэхэугыл.
Воспитатель:Теэд яагаад туhалхамнай гээшэб? Сможем мы помочь смешарикам?
Дети: Шадаха.Да.
Воспитатель: Яагаад? А как?
Намда нэгэ танил Дулма хугшэн байха. Дулма хугшэндэ элдэб hонирхолтой юумэнууд байжа байдаг. Гэнтэ Дулма хугшэндэ шагай наадан байжа болохо. Тиимэhээ тиишээ ошохомнай гу?
Теэд Дулма хугшэн холо байдаг, харгынь ута. Автобус машинаар ошохоор бэшэ. Тиимэhээ бидэ морин дээрэ ошохобди. Наашаа ерэгты. Эдэ карточкануудые нэгэ нэгээр абаад, бэе бэеэ ологты. Олоогты? Заа, ошое.
У меня есть знакомая бабушка Дулма, у которой много чего интересного. Возможно и у нее есть игра шагай наадан. Я предлагаю пойти к ней. Вы согласны? Но только она живет далеко, и добраться до нее нелегко. Машины и автобусы туда не ездят. Поедем мы на коне. Теперь возьмите пожалуйста, по одной карточке, посмотрите на них и найдите свою половинку.Все нашли себе пару? Хорошо. Ехать нам далеко и по пути будем останавливаться отдыхать.
Физкультминутка. Лошади. Ну что отправляемся.
Нэгэн, хоер, гурба, дурбэ, таба
Тоншоо морин хулоороо,
Найгалзуулаад толгойгоо,
Доошоо болоод, дээшээ болоо.
Намтай муноо хатарая, хатарая
Нэгэн,хоер, гурба, дурбэ, таба.
Нэгэдэхи остановка. Игра бурятская. Заа харгымнай ута. Эндэ халта амарая, нэгэ наада наадая. Муноо бидэ нэгэ шэнэ наадатай танилсахабди.
Бултандатнай шагай угэхэб. Тоологты хэды шагай байнаб? Нэгэ нэгээр шэдээд, хэндэтнай 3 адли шагай буунаб, тэрэтнай шуухэ. Энэ наадамнай хумпараа гэжэ нэрэтэй.
Воспитатель: Заа, амараа хадаа, саашаа ошое. Хоер хоероор зогсогты, хатарая.
Физкультминутка. Лошади. Ну что отправляемся.
Нэгэн, хоер, гурба, дурбэ, таба
Тоншоо морин хулоороо,
Найгалзуулаад толгойгоо,
Доошоо болоод, дээшээ болоо.
Намтай муноо хатарая, хатарая
Нэгэн,хоер, гурба, дурбэ, таба.
Дулма хугшэн угтана. Встречает бабушка Дулма.
Сайн байна!, мэндээ ухибууд! Юу хэжэ ябанабтдаа?
Орогты hуугты. (Приветствие)
Дети: «Дулма хугшэн бидэ танда нэгэ гуйлтатай ерээбди. Холын манай нухэдууд шагай наадаар hонирхоо. Шагай наадые бэлэг болгожо тэдээнуудтэ эльгээхээ hананабди. Маанадта шагай угы. Танда бии гу? »Бабушка Дулма, мы пришли к вам с большой просьбой. Наши друзья заинтересовались игрой шагай. Мы хотели отправить им в подарок. А у нас ее нет. вы сможете нам помочь?
Бабушка Дулма: Мини ханза соо олон hонин юумэнууд байдаг даа. Шагайшье намда байха даа. Жааханууд байхадаа олоор суглараад энэ наада наадагhэмди.
Намда шагай тухай hайнаар хоорэжэ угооhаатнай таанадта гаргахаб. Заа гу?
Нэн туруун намда хэлэгты. Шагайн талануудые хэр мэдэхэ гээшэбта?
На мольберте расположены лодыжки, нужно подобрать им соответствующее животное.
Бабушка Дулма: Заа, бэрхэнуудтдаа!
(в моем сундуке много чего интересного. И лодыжки должны быть. Они у меня с детства хранятся. Раньше собирались и играли мы. Но я вам дам лодыжки, если вы мне расскажете про них.
Строны лодыжек вы знаете?)
Молодцы!
Бабушка Дулма: Шагайтай олон нааданууд байдаг гэжэ мэдэхэгты?
Эдэ зурагуудые хараад, ямар наадан бэ гэжэ хэлэгты.
(Посмотрите на картинки и скажите какая эта игра)
Шагайнууд элдэб унгэтэй байжа болохо. Харагты энэ ямар унгэтэй шагайб?
Лодыжки могут быть разных цветов. Это какой цвет?
Улаан
Ногоон
Сагаан
Бабушка Дулма: заа, олон юумэ мэдэнэ ха юмтдаа. Шагайгаа гаргахал болооб даа. Нэгэ нура нурсагар тулам соо дуурэн шагай байха даа.
Вытаскивает из сундука грязный мешочек с шагайшками.
Нухэдуудтоо бэлэг болгожо эльгээхэ hаа, гое тулам соо шагайгаа эльгээхэбди. Харагты ямар гое яла сала гое туламууд гээшэб! Харин энэ туламуудта уяа угыл. Шагайнууднай тооригдэшэхэл! Теэд энэ шагайнууднайш нэгэ унгэтэйл. Гоеор харагдахын Тула эдэ шагайнуудые яахамнайб?
(чтобы отправить им в подарок шагай, Нам нужно отправить их в красивых мешочках. У меня как раз есть недошитые мешочки, вы можете взять их и украсить . И шагайшки смотрите все одного цвета. Что можем мы с ними сделать, чтобы они были красивые . Хотите, чтобы нашим друзьям понравились шагайшки? Хотите, чтобы они были краше. Давайте их раскрасим и сделаем мешочкам веревочки. разделимся кто то пойдет разукрашивать шагай. А кто то делать веревочки для мешочков.
Воспитатель: (перед началом работы выполняем пальчиковую гимнастику.) ажал хэзын урда бидэ гарай гимнастика хэхэбди.
Ажал хэхын уртай гарай гимнастика хэе.
Хэн ямар гимнастика мэдэхэб?
Энэ хурган аба
Энэ хурган эжы
Энэ хурган ахай
Энэ хурган абгай
Энэ хурган бии.
Энэ минии булэ.
Бабушка Дулма:Хэн намтай шэрдэхээ ошохоб ?
Кто пойдет со мной разукрашивать
Под тихую мелодию работаем. Затем собираемся и обсуждаем кто что делал.
Воспитатель: Булта наашаа гарагты. Юу хээ гээшэбди бэ гэжэ хоорэлдэе.
Хэндэ хээбибди? Яахаа?
Дети: шагай шэрдээбди. Туламуудта уяа хээбди.
Воспитатель: Муноо гое элдэб унгэтэй шагайнуудаа туламууд соо хэе. Hайнаар уяя.
Воспитатель: заа хугшэн Дулма, маанадта туhалhандатнай танда баярые хургэнэбди. Бидэ мын ерээ угыбди, бэлэгтэй ерээбди.
(мы к вам не просто пришли, а с подарком)
Чтение стихотворения «Шагай», песня
Баяртай!
Воспитатель: булта экран руу харагты. Юун бэ?
Дети: Таблица.
Воспитатель: смешаригуудта туhалхын тула юу хээ Смешарики на экране.
- (Пришло сообщение от смешариков
- Конь
- Бабушка Дулма (Пришли к бабушке Дулме)
- Сундук
- Кисточки и краска (Красили шагай)
- Мешочек с веревками (Украшали мешочки)
- Ящик (Положили все в ящик)
Что мы делали, чтобы помочь смешарикам.(Мнемотаблица)
В коробочку ложим мешочки. Таблицу. Я отправлю.
Муноо айлшадтаа Баяртай гэе. идем в группу.
|
| |
|
| |
| ||
Видеосообщение.
Памятки
Картинки с шагай
Коробка
Мешочки
Веревочки
Шагай
Краски
Салфетки влажные
Музыка (На физминутку, на выполнение заданий)
Подушки
Палас
Атрибуты для бабушки
Предметы в сундук
Фартуки, нарукавники
Предварительный просмотр:
Тема: Закрепление у детей полученных знаний по бурятскому языку в процессе игры « Школа»
Цель: Создать условия для закрепления детьми полученных знаний по бурятскому языку.
Программное содержание:
- побуждать детей говорить на бурятском языке;
- организовать знакомство детей с учителем;
- углубить представление детей о школе;
- закреплять у детей навыки прямого и обратного счета;
- знание состава первого десятка;
- упражнять в решении задач;
- развивать логическое мышление, память, внимание , используя мнемотехнику.
- развивать словарный запас детей, умение отвечать полными ответами;
- воспитывать умение слушать взрослого и сверстников, говорить, не перебивая;
- в промежутках между занятиями проводить физкультминутки.
Ход образовательного процесса:
Организационный момент:
Дети заходят под музыку «Учат в школе»
В.: - Сайн байна, ухибууд! Булта бэе бэеынгээ гар баряад, урда урдаhаа энеэбхилээд «Мэндээ» гэжэ хэлсэе.
В: - Харагты, манайда муноодэр айлшад ерээд байна. Тэдэнээр мэндэшэлэе.
Муноо энэ стол дээрэ юу харанабта? Что вы увидели, что заметили на столе?
Дети: Портфель, рюкзак. Суумхэ
В: Юунэй тулоо энэ суумхэ хэрэгтэйб? Хэндэ хэрэгтэйб? (hургуули ошохын тулоо, hурагшада хэрэгтэй). Hурагшын суумхэ соо юун байха еhотойб? А для чего предназначен портфель?Что должно лежать в портфеле у ученика?
Энэ стол дээрэ hуралсалай хэрэгсэлнууд байна. Таандууд муноо hурагшын суумхэ соо юун байха еhотойб суглуулхамнай гу?
Ном
Дэбтэр
Ручка
Карандаш
Шугам
Пенал
Уhан шэрэ
Книга, тетрадь, ручка, карандаши, линейка и т.д.
В: Заа, бэрхэнуудтдаа. Хуу зуб суглуулаабди. Суумхоо суглуулаад hурагша хайшаа ошодог бэ? Молодцы, все правильно собрали. А когда у ученика собран портфель, куда он идет?
Дети В школу. hургуули
В: Бултадаа таанад hургуулиин болохоо байнат. Тиимэhээ би таанадые hургуули руу виртуальна экскурсида уринаб.
Экскурсида ошохоо hанана гут? Hургуулин болоходоо хуугэд ооhэдээ hургуулидаа ошодог , ооhэдээ ерэдэг. Бидэ тиигээ хадаа харгыгаар яажа ябаха, зуб харгы гаталха дуримуудые hайн мэдэхэ еhотойбди.
Харагты урдамнай зебрэ байна. Юунэй тулооб?
Ребята, совсем скоро все вы пойдете в школу и будете учениками. И сегодня я вам предлагаю витуальную экскурсию в школу. Вы согласны совершить экскурсию? Когда вы будете школьниками, вы станете самостоятельными, будете ходить в школу одни. Давайте повторим правила дорожного движения. Посмотрите, это что, учитель спрашивает указывая на зебру.
Дети: это зебра.
В: дорогу переходить нужно строго по зебре.
Дети отвечают
Энэ юун бэ? Светофор. Ямар ʏнгэ аhажа байнаб? Тиихэдэнь яадаг бэ?
Шара ʏнгын аhахада яахабди бэ?
Улан ʏнгын?
Дети отвечают
Харгы гарахынгаа урда тээ хажуу тээшээ хуу хараад гараха, харгы руу гʏйхэ хэрэггʏй.
Ошое. Пошли.
Заа ерээбди. (Пришли) Харагты даа, юун байнаб? Партанууд.
В.: Звук сообщения. Юун ерээ гээшэб? Хуугэд, маандуудта мэдээсэл (сообщении) ерээ. Мын сообщении бэшэ. Харин видеосообщени. Хэнhээб гэжэ мэдэхээ hанана гут? Заа, харагты даа. (Нам пришло сообщение, не простое, а видеосообщение. Давайте посмотрим)
Видео с учителем.Сюжет школы. На экране появляется учитель. Сайн байна, ухибууд! Би надежда Петровна гээшэб.Би таанадые hургуулида орохоео байна гэжэ мэдээд, таанадтай уулзажа хоорэлдэхоо hананаб. Hургуули орохоо байгаа хадаа хуугэд дуурэн юумэ мэдэхэ еhотой. Тиимэhээ таанадта элдэб даабаринуудые бэлдээд эльгээгээб. Эдэ даабаринуудые дургоод намда хоорэхэт. Тиихэдэтнай хэр зэргэ hургуулида орохоо бэлэн болообта гэжэ элируулхэбди. (Здравствуйте! Меня зовут Надежда Петровна. Я знаю, что вы все скоро пойдете в школу. И хочу вас пригласить к себе в школу. Все вы знаете, чтобы учиться в школе нужно много много знать. И я для вас приготовила задания и отправила в конверте.. Вы выполните и расскажете мне, посмотрим готовы ли вы к школе? )
В: Хэн бэ? Юун гээб? Ямар ажалтайб? Муноо бидэ юу хэхэбди бэ?(Кто это? Какая у нее профессия? Где работает? Что мы сейчас будем делать? какое она нам задание отправила.)
Дети отвечают.
Багшын эльгээhэн даабаринуудые дуургэхэ бэлэн болоогту? Вы готовы выполнить задания, которые отправила нам учительница?
Дети: да.
В: теэд алим бэ багшын эльгээhэн конверт? Бэдэрэгты. Хаана гээшэб?
Почтоео углоогуур шалгааг ту? Тэндэ байна гээшэ гу?
Жаргал ошоод хараад ерэ даа.
А где же конверт? Может кто нибудь пойдет и проверит наш почтовый ящик? (Один ребенок пошел проверять почтовый ящик и принес конверт).
Энэ даабаринуудтай конвертмнай.
Конверт нээгээд харая ямар даабаринууд байнаб... эдэ даабаринуудые бидэ партын саана дуургэхэбди..Булта hуугты ошоод. Хонхын болоходо хэшээлнай эхилхэ. Ну давайте откроем и посмотрим какие задания отправила нам Надежда Петровна. Задания мы будем выполнять на уроке за партами.
Прозвенел звонок. Начался урок.
В: 1 задание. 1 даабари. “Тооло-даа”. “Сосчитай-ка
В.: 1)Нэгэhээ арба хурэтэр буряадаар тоолое. Нам нужно сосчитать цифры по порядку на бурятском языке и обратно.
Муноо би эдэ тоонуудые худхахаб, тиигээд булта хэлэхэбди. Сосчитай числа вразброс.
2) Булта экран руу харагты эндэ бодолго байна. Энээниие бодое. Реши задачу. Слайд №1.
3). Реши примеры. Жэшээ бодо. Парта дээрэтнай тоонуудтай карточканууд байна, тэдээниие хараад жэшээ суглуулагты.(у вас на партах карточки с цифрами, вы должны собрать из них пример.)
В.: Бэрхэнуудта даа! Нэгэдэхи даабари дуургообди
Звенит звонок. Перемена. На перемене что могут делать дети? Поиграть.Отдохнуть.
1,2 – бодогты,
Иишээ тиишээ бологты,
3,4 – hуугты,
Нюдоо анигты,
5,6 – альгаа ташагты,
Дээшээ доошоо харагты.
7,8 –урогнай эхилээ!
Звенит звонок. На урок.
2 даабари. Хонхо хонходоо. Экран дээрэ мнемоталицанууд байна. Эдээниие хараад, рассказ хоорэхэ.
В.: - Молодцы!И с этим заданием справились.
В.:3 даабари. Жороо угэ ааляар, шангаар, тургоор хэлэхэ..Расскажи скороговорку тихо, громко и быстро.
Баабгай, баабгай, баабгалдай,
Баабгай, баабгай, аймшагтай.
Арзагар халаахай
Арбагар абаахай.
Тэмээн, тэмээн тэбэрюухэй
Тэмээнэй хубуун табарюухай.
4) Хэдэн унгын тэбхэр картон байна. Мини нэгэ унгэ хэлэхэдэм тиимэ унгэтэй картон ургэхэт., тиигээд тиимэ унгэтэй юун байдаг бэ гэжэ хэлэхэт.На партах квадратики разных цветов. Называют цвета и говорят что бывает такого цвета.
В.: - Молодцы! Звонок на перемену. Хонхо хонходоо. Ушоо нэгэ нада наадахамнай гу?
Игра «Шубуухай». Дети стоят в кругу. Один ребенок в кругу с завязанными глазами. Дети ходят по кругу и проговаривают: «Шубуухай, шубуухай хэзээ намда ерэхэбши? Шубуухай шубуухай, арадашни хэн бэ?». Он должен сказать, кто у него сзади.
Прозвенел звонок. Значит что, ребята?
Дети: пора на урок.
Удаадахи хэшээлнай ажалай хэшээл.. Следующий урок это урок труда.
Эндэ хоер унгын духэригууд байна.
Улан унгын духэригтэй хуугэд тэрэ столдо ошогты, шара духэригтэй хуугэд тиишээ.
Хэн боово хэхээ ошооб, тэдэ гараа ошоод угаагаад ерэгты.Ажалаа эхилэе.
У кого красные кружочки идут делать боовы. У кого желтые кружочки идем делать экосумку.
Когда начинают работать поставить музыку!!!!
Звенит звонок. Ребята урок окончен.
Багша: хвалит детей, разговаривает с детьми.
Заботиться об окружающей среде нынче модно. И, наверное, это самая полезная мода последних лет. Самое лучшее, что начать можно с малого: сортировать мусор или отказаться от полиэтиленовых пакетов в пользу многоразовых сумок из ткани. Тем более, их так просто сделать самому. Дарим экосумки гостям.
Угощаем бовами.
А теперь все подойдите сюда и скажите какие задания для вас были трудными, а какие легкими. Я предлагаю вам оценить свою работу. Если у вас хорошее настроение, вам было интересно, и у вас все получалось, то ставим оценку 5. А если у вас что то не получалось, тогда оценка 4. Ну а если вы чувствовали себя неуютно, и у вас ничего не получалось ставим оценку 3.
А теперь встанем в круг, и скажем какие мы молодцы. Давайте похлопаем себе и обнимемся.
я хочу, чтобы вы себя оценили.Наше занятие уже закончено, но нас здесь ждут оценки. Если вы думаете, что у вас все все хорошо получалось ставим себе оценку 5.
Если вам было чуть чуть трудно ставим оценку 4. Ну а если вы думаете, что ничего не поняли , то ставим оценку 3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самоанализ педагогической деятельности учителя бурятского языка
Осмысление опыта педагогической работы, цели и задачи, применяемые технологии....
Внеурочная деятельность по бурятскому языку 2 класс
Внеурочная деятельность по бурятскому языку...
Внеурочная деятельность по Бурятскому языку
Формирование у учащихся целостных представлений об окружающей природе, воспитании любви к родной природе на основе познаний ее ценностей,формирование у школьников личной ответственности и гордос...
Программа внеурочной деятельности по бурятскому языку в 4 классе "Уран угэ"
Программа внеурочной деятельности в 4 классе формирует навыки выразительного чтения, любовь к поэзии, фольклору....
статья Формирование патриотического отношения к малой родине во внеурочной деятельности по бурятскому языку в начальной школе
Статья посвящена воспитанию у школьников любви к малой родине....
Система оценивания образовательных достижений по бурятскому языку 5-9 класс
Результаты мониторинга предметных, метапредметных и личностных достижений по бурятскому языку...
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ «БУЛЖАМУУРАЙ ОРОН» ТЕМА: СОЗДАНИЕ МОДЕЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА ИЗУЧЕНИЯ БУРЯТСКОГО ЯЗЫКА, ЛИТЕРАТУРЫ И КУЛЬТУРЫ В МАОУ СОШ № 19 Г. УЛАН-УДЭ
Целью проекта является моделирование многомодульного образовательного комплекса, в котором реализуются программы дошкольного, общего и дополнительного образования по обучению бурятскому я...