Система оценивания образовательных достижений по бурятскому языку 5-9 класс
материал (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Результаты мониторинга предметных, метапредметных и личностных достижений по бурятскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_otsenivaniya_po_buryatskomu_yazyku.docx | 30.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Система оценивания образовательных достижений
Результаты мониторинга предметных, метапредметных и личностных достижений по бурятскому языку
В ФГОС ООП требования к образовательным результатам определяются как самостоятельная педагогическая категория и выступают в качестве критериев оценки образовательных достижений школьников.
Сегодня оцениванию подвергаются не только учебные достижения, но и творчество и личная инициатива ребёнка в школьной жизни. Гуманизация образования требует профессионализма, сил, времени, желания педагога работать в режиме комплексной итоговой оценки, она должна быть объективной и дифференцированной. Необходимо детей научить оценивать свои действия, их результаты, своё продвижение вперёд. Способность контролировать и оценивать свои действия создаёт мотивацию для самостоятельного совершенствования своих действий, возрастёт и познавательная активность детей.
Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов.
Целью оценочной деятельности является ориентирование ученика на достижение результатов:
- в духовно-нравственном развитии и воспитании (личностные результаты)
- в формировании учебных универсальных действий (метапредметные результаты)
- в освоении результатов учебных предметов (предметные результаты).
Результаты ученика – это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач. Отдельные действия, прежде всего, успешные, достойны оценки (словесной характеристики), а решение полноценной задачи – оценки и отметки.
Оценивание предметных результатов.
По бурятскому языку
Предметные результаты учащихся* (годовые отметки учащихся за 5 лет) | Учебные годы | Классы | ||||||||||||
2 кл. | 3 кл. | 4 кл. | 5 кл. | |||||||||||
усп. | кач. зн. | ср. б. | усп. | кач. зн. | ср. б. | усп. | кач. зн. | ср. б. | усп. | кач. зн. | ср. б. | |||
2014-2015 | 100 | 70 | 4 | 100 | 66 | 3.9 | 100 | 56 | 3.8 | 100 | 53 | 3.8 | ||
2015-2016 | 100 | 75 | 4 | 100 | 66 | 3.9 | 100 | 69 | 3.8 | 100 | 68 | 3.9 | ||
2016-2017 | 100 | 63 | 3.5 | 100 | 77 | 4.4 | 100 | 68 | 3.9 | 100 | 70 | 4 | ||
2017-2018 | 100 | 56 | 3.8 | 100 | 64 | 3.94 | 100 | 77 | 4.4 | 100 | 67 | 3.9 | ||
2018-2019 | 100 | 72 | 4.3 | 100 | 60 | 4 | 100 | 58.82 | 3.88 | 100 | 75 | 4 | ||
Предметные результаты учащихся* (годовые отметки учащихся за 5 лет) | Учебные годы | Классы | ||||||||||||
6 кл. | 7 кл. | 8кл. | 9 кл. | |||||||||||
усп. | кач. зн. | ср. б. | усп. | кач. зн. | ср. б. | усп. | кач. зн. | ср. б. | усп. | кач. зн. | ср. б. | |||
2014-2015 | 100 | 50 | 3.7 | 100 | 63 | 4.2 | 100 | 68 | 3.9 | 100 | 58 | 3 | ||
2015-2016 | 100 | 60 | 3.9 | 100 | 55 | 3.8 | 100 | 66 | 4.3 | 100 | 66 | 3.8 | ||
2016-2017 | 100 | 70 | 4 | 100 | 60 | 3.9 | 100 | 60 | 3.9 | 100 | 68 | 4.4 | ||
2017-2018 | 100 | 70 | 4 | 100 | 72 | 4.2 | 100 | 53 | 3.8 | 100 | 60 | 3.9 | ||
2018-2019 | 100 | 66 | 3.9 | 100 | 75 | 4.2 | 100 | 75 | 4.3 | 100 | 66 | 4.07 | ||
2017-2018 | 100 | 87 | 4.4 | 100 | 56 | 3.8 | 100 | 64 | 3.94 | 100 | 77 | 4.4 | ||
2018-2019 | 100 | 88 | 4.4 | 100 | 72 | 4.3 | 100 | 60 | 4 | 100 | 58.82 | 3.88 |
По литературе Бурятии
Предметные результаты учащихся* (годовые отметки учащихся за 5 лет) | Учебные годы | Классы (указать свои классы) | |||||
10 кл. | 11 кл. | ||||||
усп. | кач. зн. | ср. б. | усп. | кач. зн. | ср. б. | ||
2014-2015 | 100 | 88 | 4.6 | 100 | 85 | 4.2 | |
2015-2016 | 100 | 88 | 4.5 | 100 | 90 | 4.5 | |
2016-2017 | 100 | 85 | 4.4 | 100 | 89 | 4.5 | |
2017-2018 | 100 | 89 | 4.5 | 100 | 87 | 4.4 | |
2018-2019 | 100 | 91 | 4.5 | 100 | 90 | 4.5 |
Диагностирование включает в себя контроль, проверку, оценивание, накопление данных об уровне знаний и обученности учащихся, их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозирование дальнейшего развития событий, умение корректировать работу с учащимися. Система контроля и оценивания деятельности учащихся предусматривает сочетание внешнего контроля с взаимоконтролем и самоконтролем, поэтапный контроль каждого, посильность требований, открытые перспективы для исправления, гласность результатов, снятие страха перед низкой отметкой, возможность пересдать тему, контрольную работу.
Способы оценки: устный контроль (индивидуальный, фронтальный, групповой, взаимный опрос и т.д.), письменный контроль (диктант, самостоятельные работы, вариантные и разноуровневые контрольные работы), тестовый контроль, игровой контроль (творческие задания, кроссворды, тексты с ошибками, составление тестов дома, проектные работы, нетрадиционные уроки). В выпускных классах выполняем задания по образцу ГИА и ЕГЭ, в том числе онлайн-тесты, которые ребята решают в домашних условиях, на консультациях, порой практикую домашние контрольные работы.
Совершенно новыми для школы являются метапредметные диагностические работы, составленные из компетентностных заданий, требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий. Новая диагностика результатов личностного развития, которая может проводиться в разных формах (диагностическая работа, результаты наблюдений и т.д.)
Привычная форма контроля в виде тестов, зачетов и контрольных работ дополняется новыми формами контроля результатов такими как:
- целенаправленное наблюдение (проявляемые учениками действия и качества по заданным параметрам);
- самооценка ученика по принятым формам;
- результаты разнообразных учебных, внеучебных и внешкольных работ, достижений учеников;
- результаты учебных проектов.
Эти формы контроля направлены на поддержание успешности и мотивацию ученика, на обеспечение его психологической безопасности. У каждого должно быть право на индивидуальный образовательный маршрут, на свой темп освоения материала, что порой сложно реализовать на уроке. Наблюдение учащихся (может проводиться по следующим параметрам: отношение к деятельности на уроке, интенсивность усилий по выполнению поставленных задач, активность, умение ставить цели, планировать работу, способы организации работы и т.д. По результатам наблюдений и после определенной фиксации (на каждый урок могут предполагаться разные параметры для наблюдений, которые фиксируются, например при помощи «+» или «-») учитель может давать оценку, т.е. словесную характеристику результатов действий (молодец, оригинально, очень логично, здесь неточно, надо подумать и т.д.)
Уровень личностных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы учащимися по бурятскому языку
Предметные умения и личностные качества | Уровни | 5 кл 17 учащихся | 6 кл 11 учащихся | 7 кл 13 учащихся | 8 кл 20 учащихся | 9 кл 11 учащихся | |||||
Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | ||
Познавательные УУД | Высокий | 39 | 35 | 35 | 35 | 25 | 20 | 52 | 55 | 45 | 50 |
Средний | 46 | 48 | 50 | 55 | 59 | 62 | 38 | 30 | 39 | 45 | |
Низкий | 15 | 17 | 15 | 10 | 16 | 18 | 10 | 15 | 16 | 5 | |
Регулятивные УУД | Высокий | 64 | 68 | 70 | 66 | 62 | 70 | 30 | 30 | 30 | 30 |
Средний | 32 | 30 | 29 | 30 | 29 | 29 | 67 | 68 | 67 | 68 | |
Низкий | 4 | 2 | 1 | 4 | 9 | 1 | 3 | 2 | 3 | 2 | |
Коммуникативные УУД | Высокий | 66 | 46 | 66 | 70 | 68 | 70 | 40 | 45 | 67 | 68 |
Средний | 30 | 32 | 22 | 30 | 30 | 30 | 60 | 55 | 30 | 31 | |
Низкий | 4 | 2 | 12 | 0 | 2 | 0 | 0 | 0 | 3 | 1 | |
Личностные УУД | Высокий | 40 | 50 | 50 | 55 | 45 | 50 | 42 | 46 | 40 | 50 |
Средний | 46 | 40 | 35 | 35 | 50 | 48 | 50 | 50 | 55 | 48 | |
Низкий | 14 | 10 | 15 | 10 | 5 | 2 | 8 | 4 | 5 | 2 |
Наблюдения за учащимися на уроке показывают: дети стали лучше говорить, легче реагируют на вопросы учителя, вступают в диалог; не просто воспроизводят увиденное или прочитанное (услышанное), но и умеют рассуждать, делать выводы, обосновывать и отстаивать своё мнение; умеют работать в паре; показывают навыки самоорганизации в группе, направленной на решение учебной задачи, учатся планировать пути достижения цели; большая часть детей адекватно оценивает свою деятельность на уроке, собственные возможности выполнения задачи.
Еще один способ контроля – это самооценка. Может ли ученик адекватно оценивать свои результаты? Для развития самоконтроля и адекватной самооценки существует ряд техник. На уроках бурятского языка применяю следующие способы для формирования данного умения:
- Очень хороший способ – ведение дневников успешности. Каждую неделю учащиеся записывают, что ими усвоено успешно и какие есть проблемы и делают записи по преодолению проблем.
- Индивидуально обсуждаю с учащимися зону ближайшего развития, саморазвития, способы достижения прогресса.
- Для включения учащихся в действие взаимоконтроля и взаимооценки при индивидуальных ответах все учащиеся делают краткие записи по определённой схеме, включающей критерии оценивания определённого вида деятельности, и дают словесную характеристику ответу. Этот способ помогает научиться адекватно воспринимать конструктивную критику и корректно высказывать замечания.
- При выполнении письменных творческих работ в классе на этапе редактирования можно выполнять эту работу в парах или группах либо обменяться текстами и отредактировать чужую работу.
- Интересно проходят и групповые статистические опросы. Учащиеся выясняют наличие приоритетов и проблем, успешность выполнения заданий, а потом, обобщив данные, сообщают статистические данные классу либо оформляют стенгазету, памятку и т.д.
В качестве одного из способов развития самооценки учащиеся на уроках бурятского языка и литературы размещают себя на «лестнице успеха», оценив свои знания и умения, а затем одноклассники размещают друг друга на той же лестнице, т. к. оценка проводится не только личностью самой себя, но и окружающими людьми.
Алгоритм самооценки (основные вопросы после выполнения задания):
1.Какова была цель задания? (Учимся вспоминать цель работы.)
2.Удалось получить результат? (Учимся сравнивать результат с целью.)
3.Правильно или с ошибкой? (Учимся находить и признавать ошибки.)
4.Самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс.)
- Важным условием для развития адекватной самооценки является совместная выработка критериев оценивания определенных умений. Что касается бурятского языка и литературы, то навыки и рецептивные умения (тестирование) оценить достаточно просто, сравнив ответы с ключами. В то время как для корректного оценивания продуктивных умений (устный ответ) должны быть выработаны определенные критерии.
Давайте рассмотрим способы оценивания достижений учеников в разных областях (учеба, творчество, общение, труд) и т. д. Одним из способов фиксации таких достижений является портфолио – сборник работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс, и достижения ученика.
Еще одним способом оценивания результатов учебной деятельности является проект. Проект это и движущая сила развития личности и прекрасный способ контроля образовательных результатов. Проект является способом и средством обретения учащимися жизненного опыта, важными компонентами которого являются самовыражение и самореализация личности в разных видах деятельности. В ходе реализации проекта учащиеся совместно решают проблему, следуя логической цепочке элементов: потребность – мотив – задачи – действия – результат. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники самостоятельно приобретают знания, получают опыт, включаются в реальную деятельность, принимают личную ответственность за продвижение в обучении, участвуют в совместном оценивании результатов проекта.
Данный подход представляет модель, которая способствует наиболее эффективному достижению учащимися запланированных результатов в обучении и развитии и поиску совместных способов их оценивания. Принцип такого подхода для учащихся можно сформулировать следующим образом: я знаю последовательность работы по проблеме, я умею работать самостоятельно, умею работать с источниками информации, я могу разработать проект, публично защитить его и объективно оценить свою деятельность.
Если мы хотим развивать у ученика умение самостоятельно оценивать результаты своих действий, контролировать себя, находить и исправлять свои ошибки, избавить его от страха перед школьным контролем и оцениванием, сберечь психофизическое здоровье детей, то мы неизбежно должны склониться к использованию новых способов оценивания образовательных достижений учащихся.
К технологии оценивания знаний я подхожу, прежде всего, как к средству обеспечения обратной связи, позволяющей всем участникам процесса (и учителям, и ученикам, и родителям) понимать уровень освоения изучаемого материала. Ведь чем более содержательной будет обратная связь, тем эффективнее может быть реакция на нее. Поэтому я ищу пути для облегчения перехода от традиционного способа оценивания (пятибалльная система) к более конструктивному подходу: использую стимулирующие функции при оценивании работы ученика, самооценку, взаимную оценку результатов письменных работ учащихся и устных ответов, используя накопительную систему оценивания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Системы оценивания образовательных достижений учащихся на уроках бурятского языка
Если мы хотим развивать у ученика умение самостоятельно оценивать результаты своих действий, контролировать себя, находить и исправлять свои ошибки, избавить его от страха перед школьным контролем и о...
Система оценивания образовательных достижений по русскому языку и литературе
Система оценивания...
Система оценивания образовательных достижений по русскому языку в условиях ФГОС
В данной статье отражены преимущества современной системы оценивания образовательных достижений учащихся в соответствии с ФГОС....
Система оценивания образовательных достижений по английскому языку
Система оценивания образовательных достижений по английскому языку...
Система оценивания образовательных достижений по предмету «Бурятский язык, как второй» в свете требований ФГОС
Система оценивания образовательных достижений по предмету «Бурятский язык, как второй» в свете требований ФГОС В своей педагогической деятельности использую современные оценочные сред...
Система оценивания образовательных достижений по английскому языку
Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов.Целью оценочной деятельности является ориентирование ученика на...
Система оценивания образовательных достижений по английскому языку.
Система оценивания выполняет функции одного из основных компонентов программы и ее регулятора и призвана помочь учителю выбрать наиболее эффективные приемы и средства обучения, которые бы поощряли уча...