Внеклассное мероприятие " Ненецкий обряд сватовство"
методическая разработка (9 класс)
Родной язык - народа достояние, Он с детства каждому из нас знаком,
Стихи и прозы, сказки и предания -
Всё мило нам на языке родном!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Ненецкий обряд сватовство | 34.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат среднего общего образования»
с.Самбург Пуровского района
Зинченко Галина Ачувна,
учитель родного (ненецкого) языка и литературы
Внеклассное мероприятие
Ненецкий обряд сватовства
Действующие лица:
Жених – хасава
Мать жениха – хасава᾿ небя
Отец жениха – хасава᾿ нися
Сватья – ӈэвандана
Невеста – пирибтя
Мать невесты – пиритця᾿ небя
Отец невесты – пиритця᾿ нися
Соседка – теняӈы᾿ не
«олени» - ты᾿᾿
Автор – тэвалдана
Ход мероприятия
(Автор читает на фоне музыки. Звучит мелодия из репертуара Татьяны Лар.)
В жизни ненцев свадьба является, особой вехой, соединяющей новые семьи и их судьбы на долгие годы. Свадьба проходит не по сиюминутному побуждению – к ней готовятся заранее. К невесте приглядываются, оценивают. Основной принцип выбора невесты заключается в следующем: чтобы она была мастерицей, вежливой, разговорчивой, щедрой, гостеприимной и, разумеется, чтобы она была внешне симпатична и опрятна. Действие свадьбы начинается с принятия решения в семье жениха, за тем следует сватовство: заранее определяется сват, после чего к стойбищу невесты подъезжают оленьи упряжки, украшенные по обычаям ненецкого народа. На этом транспорте прибывает свита и, как обычно принято, останавливаются в некотором отдалении от чумов семьи невесты. Первым выходит сват со своими помощниками. В руках у свата украшенный посох. У входа в чум невесты сват ломает посох – знак того что пришли просить руку девушки. Сват входит в чум, садится рядом с хозяином. За ним остальные гости заходят в чум приветствуют друг друга и продолжают говорить о цели приезда.
(Слышен звон колокольчиков. Едут на оленях жених со своей свитой. Жених напевает песню)
Хэй, хэй, хэй…
Нисяни подермы сэреко хабтами,
Тет сэвм᾿ мулам᾿ нив пелей.
Тет ямтудами хубтад ӈадей
Сеӈгандо᾿ мун᾿ хубтад тоярдей
Мой передовой белый олень,
Несётся быстро по белоснежной тундре.
В упряжке с ним четыре белых оленей
Мои белые олени видны из далека
Звон их колокольчиков слышен далека
Ӈэвдана: Ӈани торова! Нёнда᾿ си ӈаркамбовна нэйда". Маня᾿᾿ пон ӈэдалываць᾿᾿. Нылартява᾿᾿. Маси᾿ пирябтям᾿᾿ манэтава᾿᾿.
(Сват ломает посох).
Сват: Здравствуйте! Открывайте двери шире. Мы приехали из далека. Немного отдохнём, может, кого приглядим.
Пирибтя᾿ небя: Торова! Пыдара" хибяда"? Пон᾿ минзада"? Маня" няна" мядонзь тода"? Ӈыхы яхад торхавэданё᾿᾿. Ӈамгэ᾿ сидта няна᾿᾿ тэвра?
Мать невесты: Здравствуйте! Кто вы? Долго ехали? Вы к нам в гости или по делам?
(Невесту укрывают шкурой, ягушкой).
Ӈэвтана: Мани теда᾿ таӈгун яхад᾿ ӈэдалёмахадани᾿ вадами᾿ танява. Си᾿ хэвхы нямда᾿᾿ хонраванзь ту᾿᾿нисяним᾿. Мани᾿ нелевтями таня᾿᾿нив᾿. Тикы нями сядоӈава, мэбеӈава, мэтада савава, мелва.
Сват: Приехали мы к вам издалека. У нас есть к вам большое дело. А дело это не простое, нам нужда невестка. Знаем, у вас есть красавица – дочь, а у нас молодец – красавец, удалец.
Хасава᾿небя: Яля᾿ пуня ха᾿᾿амвы ненэцяӈгав хальняда ӈока ӈэнив. Сэвхани выдарадм᾿, ӈудахаюни ибихи, ӈадьбями᾿ меякодми᾿ пюл᾿ ниним᾿. Сертавы ӈамгэри᾿᾿ вэворць тенева᾿᾿ним. Мя᾿᾿на илам᾿ ня᾿᾿мувандадми пю᾿᾿ниним᾿. Вадина᾿᾿ ӈобт᾿᾿ ха᾿᾿амвы ӈэб᾿ сава ӈэвы ӈэись.
Мать жениха: Я стара, стала и глаза мои слабы, худо видеть стала, руки уже не те, что в молодости. Нужна мне помощница – сноха, быстрая, шустрая, умная, умелая. Хорошо было бы, если б желания наши совпали.
(Сватья идёт к соседке, с целью узнать их мнение о невесте).
Ӈэвтана: Маня᾿᾿ тёняӈы пирибтямда᾿ хонраванзь товаць᾿᾿. Хурка пирибтя ӈэбта?
Сватья: Мы приехали в соседний чум свататься и хотели б узнать, хороша ли дочь соседская?!
Тёняӈы мяд᾿ тер" не: Ялян᾿ сибва᾿ сер᾿ӈа. Ӈацекы᾿᾿ пиби᾿᾿, ӈоба᾿᾿пирхававна сэдора тенева. Ӈэда сибя, нарэй мерцяраха.
Соседка: Хороша, хороша. И шить – то она умеет, не хуже любой мастерицы, легка на подъём, как весенний теплый ветерок.
Пирибтя᾿ небя: Хэвдевдахавари᾿ ханя таня, не нюни᾿ тас ӈамгэрида юӈгу. Ваньзява᾿᾿ ман᾿᾿ ӈэв᾿ тутнакы᾿᾿. Тад᾿ ӈо пыда᾿ ӈавэн᾿ харвавна. Ӈамгэхэрт᾿᾿ манзаям᾿ серта тикы няра᾿᾿ ехэра.
Мать невесты: Знаем, знаем, вам нужна невеста, да наше-то время еще не подошло, молода ещё, да и приданого нет. Не ждали мы нынче сватов. И работать толком не умеет6 ни шить, ни готовить.
Ӈэвтана: Маня᾿᾿ ӈод᾿᾿ ӈахат хусувэй ӈамгэм᾿ серта ваньзява᾿᾿ тенев᾿᾿. Ялян᾿ харванахав харта нив᾿ сивӈгу᾿᾿. Ӈамгэн᾿ тэвына? Вадина ӈобт᾿ хамыд? Тэва ӈэдаӈгува"? Нива"?
Сватья: Да, ведь и мы не сразу всему научились, время покажет, жизнь научит, всему своё время. Что вы решили? Как вы думаете, мы развяжем оленя в знак вашего согласия?
Пирибтя небя: Тидпой ядвы᾿᾿ ӈэбта, ханяра᾿᾿ ӈэда᾿᾿.
Мать невесты: Если у вас серьёзные намерения, то развяжите
Ӈэвтана: Тикахавана по᾿ тяхана, тев᾿᾿ельцьӈгана ӈани᾿᾿ тутнивам.
Сватья: Тогда ровно через год ждите нас в гости.
(Звенят колокольчики… Сваты отъезжают от чума невесты).
Автор: День за днём, месяц за месяцем, проходит год. Настаёт время ехать за невестой. Едут сваты. Останавливаются. Идут к чуму. Жених достаёт из – за пазухи лоскут красного сукна или другие необходимые предметы, его задача заключается в том, чтоб пройти в чум и просунуть этот лоскут в чум невесты. Причём женщины – родственницы невесты всеми силами стараются не позволить ему сделать это. В конце концов, сукно выталкивалось женихом в чум. Тогда начинали делить сукно и раздавать по ленте каждой из женщин. Только после этого жених и его родственники получали возможность войти в чум. Проходят в чум и вручают подарки родителям невесты.
Хасава небя: Пова᾿᾿ минханда хая. Маня᾿᾿ ӈани᾿ това᾿᾿. Вадина᾿᾿ ӈобт᾿᾿ ха᾿᾿маб᾿᾿ тедахава᾿ нява᾿᾿ ханабцува. Мань ӈэни ниня мэтани харни тохолацакэв.
Мать жениха: Быстро год пролетел и вот мы снова приехали. Если мы договоримся, то на этот раз мы её увезём.
Пирибтя нися: Ихибини᾿ по᾿ ямбан ядэр᾿᾿нисям᾿. Ханзер᾿᾿ ӈэвна. Не ӈацекы᾿ тэнз илеванда ямбан᾿ мякнанда хаюрта вуни ӈа᾿᾿. Мани᾿ ӈод᾿᾿ тад нерня᾿ ялэ᾿᾿ тю᾿᾿у вунини пэрт᾿᾿. Нюни᾿᾿ ӈахакуд ядамта хобта ханяцей сава ӈэнив.
Отец невесты: Да! Думал, думал я целый год. Воля ваша, ведь молодая не останется в родительском доме, она должна сама обзавестись семьёй. Нам нынче хочется, чтоб дочь наша единственная попала в хорошую семью.
Хасава нися: Мани᾿ пухуцяни᾿ ня᾿ хэвхананди᾿ иленахани᾿, нюмди᾿ вэвавна пэртя юӈгода. Мани᾿ не нюми вуни таня᾿᾿, харни᾿ ховы нюдрев᾿ пэртами᾿. Мани᾿ пудни᾿ мэ᾿᾿манда илаӈгавада вуни ӈадю.
Отец жениха: Пока мы со старухой живы, не переживайте за свою дочь. Мы приласкаем её, примем как родную, ведь у нас нет дочери. А то, что будет после нас, мы не будем видеть, знать, как они заживут, но сынок наш единственный не обидит её, станет хорошей опорой в жизни.
Пирибтя небя: Недатаков, вадё᾿᾿мямд мят хаеӈгу᾽҆᾽нирав᾽. Едэй мяканд᾿ хант᾽᾽нинав᾽. Тикы᾿ мякавар иланд᾿ пон᾽ мэ᾽᾽мандар мя᾽᾽ал ӈэ᾿᾿нив. Я᾽ мидхад пухуцяӈэ хэванд ёльцянд᾽ мятанд᾿ таславы" ӈэ᾽᾽нив. Хадахают᾿, ирихают᾿ табеко᾿᾿хо᾿᾿ инзелесету. Тад᾿ нерня᾽ ня᾽᾽амдар няханд᾿ нён᾿ няӈундор᾿᾿. Я᾽ небя хаданд᾿ тарем᾿ таславы ӈэ᾽᾽нив᾽.
Мать невесты: Доченька единственная, покидаешь ты наш, уходишь в другую семью. Будь послушной, прислушивайся к советам взрослых, почитай мужа своего, будь верной спутницей ему, не перечь мужу, не упрекай ему ни чем, будь хорошей женой и хозяйкой в чуме.
(Песня – напутствие поёт мать невесты. Невесте заплетает мать в косы специальные накостники, а на голову надевает судор головной убор, откуда свисают нитки разных бус
Песня – напутствие
(напев и слова Няч Валентины Ачувны)
Инзелехэркарэй,
Недатакоми, нюми сава нюмей
Сядоте нюмей.
Тет нюни ердей.
Инзелехэркарэй,
Хаданана᾽᾽ вади᾽᾽,
Иринана᾽᾽ вади᾽᾽
Тюковна ӈадимяӈэй.
Не ӈацекы соямада мята
Мята вуниӈаӈэй.
Инзелехэркарэй,
Тад нерняӈэй
Хасаванд мяӈэй
Мя᾽᾽ал ӈэӈгунивэй
Инзелехэркарэй
Хаданд табекуӈэй
Иринд табекуӈэй
Ӈоб᾽ пэмбанаӈэй᾽.
Моя милая, дорогая доченька,
Пришло время,
О которых говорили
Наши бабушки и дедушки.
Девушке не суждено жить в родительском доме,
Её судьба там, где её суженный.
Приехали за тобой сваты.
Милая моя доченька
Родная, любимая
Слушайся своих будущих родителей.
Воспринимай их советы и наставления
Будь доброй, заботливой хозяйкой.
Пирибтя нися: Недатаков, теда᾽ едэй мят᾽ хантан᾽, харт илаӈгана илеӈгун᾽. Мани᾽ сидни᾽ нён юрабю, мя᾽᾽ал ӈоб᾽тенед᾽.
Отец невесты: Доченька, отправляемся тебя в чужой чум. Там создавай новую семью, не забывай нас. Вот тебе, жених, руку моей дочери, береги её, будьте счастливы. Через год приезжайте в гости.
Пирибтя нися: ( Обращается молодому человеку)- Тэтаков, нюми вэвавна нёр пэрцяту᾽᾽, лэтрамбад. По тяхана тев᾽ ёльцяӈгана тумд᾽ пэртямд᾽ мядоманзь тэвраир.
После угощения начинались сборы в чум жениха. На улице возле чума начинаются испытание жениха. Невеста находится в чуме.
Отец жениха: Хасава нюми ёльце валёй! Хорӈара! Ханяӈэра хортада? (перетягивание палки, вольная борьба, аркан).
Отец невесты: Не нюни хэванда нерня хандамда хада таранив᾿. (забой оленя)
Автор: У входа в чум забивают оленя так, чтобы кровь его образовывало лужицу перед порогом – это означает, что невесту очищали от недугов, чтобы она все свои несчастья оставила за порогом родительского дома, чтобы вошла в семейную жизнь здоровой, верной женой. Выводят невесту под руки, перешагивая через кровавую лужицу, садят в женскую нарту. Мать берет уздечку и направляет передового оленя в нужное направление. Мать сильно гонит оленей – проверка прочности упряжи и нарт. Проходят упряжи и аргиш между шестами (подом᾽пя). Это означало, что невесте нет возврата в родительский дом, потому как она всю дальнейшую жизнь посвящает новой семье. Приезжают в новый чум. Мать невесты подводит свою невестку к их новому совместному жилью, входят в чум, и обращается к ней со словами.
Хасава небя:Ти᾽ тюку пыдар илева᾽᾽ ямбан᾽ мэманда яр᾽᾽, ханод᾽᾽, тыд᾽᾽, мят᾽ тер тад нерня нёя ханьтор. Ӈарка мяд᾿ пэртяӈэ тараӈгун᾽. Тур етри туӈ᾿᾿я.
Мать невесты: Вот твоё добро, твой чум, твои олени, ты теперь хозяйка большого чума. Пусть он стоит долго, и очаг твоего чума согреет твою семью.
(Звучит мелодия из репертуара Татьяны Лар. Все выходят и кланяются.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по теме "Изучение семейных традиций,обрядов и праздников.Зимние праздники".
Методическая разработка представляет собой методику проведения внеклассного мероприятия по теме «Праздники, обряды и традиции. Зимние праздники»....
Внеклассное мероприятие (литература) Тема «Календарно-обрядовый фольклор. Обряды жатвы» (6 класс)
Данное мероприятие проводиилось как итог работы учащихя по проекту...
Сценарий ненецкого обряда "Нибтрава (очищение)"
В обряде описанны поэтапные моменты сакрального действия очищения...
Внеклассное мероприятие в рамках КТД «Родина моя – Россия» Земледельческий обряд «Заклинание весны». 2013-2014 учебный год.
Методическая разработка внеклассного мероприятия...
Внеклассное мероприятие "Обряд - установление сэргэ"
Обряд - установление коновязи. В старину мужчины перед Сагаалганом обновляли свой символ дома коновязь - сэргэ. Также сэргэ устанавливали по случаю женитьбы сына,как залог будущего благополучия ...
Программа внеклассных мероприятий "Образовательное путешествие в мир ненецкого фольклора"
Программа внеклассных мероприятий по родному языку «Образовательное путешествие в мир ненецкого фольклора» предназначена педагогам дополнительного образования детей, учителям начальн...
Ненецкий обряд
Ненецкий обряд посвящения песни новорожденному ребенку...