доклад на семинар «ФОРМЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ»
материал
Предварительный просмотр:
ФОРМЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ
Исследовательскую работу можно представить в различных формах.
Наиболее распространены текстовые работы (доклад, стендовый доклад, реферат, литературный обзор, рецензия). Кроме того, исследовательскую работу можно представить в форме компьютерной презентации или видеофильма с текстовым сопровождением. Реже ее демонстрируют в форме действующей модели или макета с текстовым сопровождением.
Доклад
Доклад - это документ, содержащий изложение результатов исследовательской деятельности или опытно-конструкторской работы, опубликованный в печати или прочитанный в аудитории. В докладе должна быть отражена новизна и практическая значимость темы, раскрыто ее основное содержание и обоснованы выводы и предложения докладчика. Все это отмечается и в тезисах доклада, которые, как правило, публикуются в сборнике по итогам мероприятия (конференции, семинара и т.п.).
Стендовый доклад
Данная форма доклада принята в современной международной практике как наиболее удачная, обеспечивающая легкость и концентрированность восприятия содержания на конференциях и других мероприятиях. Для каждой исследовательской работы предоставляется стенд размером около 1 м?. Материалы, предназначенные для стендового доклада, могут быть предварительно оформлены на листе ватмана и прикреплены к стенду при помощи булавок (кнопок и т.п.). В верхней части стенда крепится полоска 840X100 мм с названием работы, выполненным шрифтом не менее 48 (высота прописной буквы 12 мм). Под названием на той же полосе шрифтом не менее 36 (высота прописной буквы 8 мм) указываются фамилии авторов и научного руководителя, название учреждения и села или города, в котором выполнена работа. В левом углу полоски должен быть выделен индивидуальный номер стенда, который сообщается при регистрации.
Требования к стендовому докладу
1) Наглядность. При беглом просмотре стенда у зрителя должно возникнуть представление о тематике и характере выполненной работы.
2)Соотношение иллюстративного (фотографии, диаграммы, графики, блок-схемы и т.д.) и текстового материала устанавливается примерно 1:1.
При этом текст должен быть выполнен шрифтом, свободно читаемым с
расстояния 50 см.
3) Оптимальность. Количество информации должно позволять полностью изучить стенд за 1-2 минуты.
4) Популярность. Информация должна быть представлена и доступной для участников конференции форме.
Структура стендового доклада
• Цели и задачи работы.
• Описание сделанного в процессе исследования.
• Методы, используемые в ходе исследовательской деятельности.
• Основные результаты и выводы.
• Благодарности организациям и специалистам, оказавшим помощь в
работе.
Методы и результаты исследования целесообразно представлять в графическом или иллюстративном виде.
Литературный обзор
Литературный обзор - это краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении из различных источников. В нем указываются направления исследований, которые ведут различные ученые.
При подготовке литературного обзора следует начинать работу с общего ознакомления — прочитать оглавление и бегло просмотреть содержание
источника. Затем при внимательном прочтении источника по главам и разделам необходимо выделить наиболее важные части текста. Далее целесообразно:
• составить план прочитанного материала, в пунктах которого отразить наиболее существенные мысли и идеи;
• выписать из прочитанного текста полные и содержательные цитаты с точными ссылками на источник, указав его выходные данные.
После этого нужно сравнить и сопоставить данную информацию с информацией, полученной из других источников. В заключении важно дать критическую оценку прочитанного и записать замечания, обратив при этом внимание на объективность суждений. В литературном обзоре нужно показать, что его автор знаком с областью исследования по нескольким источникам и способен поставить перед собой
исследовательскую задачу. Подготовка литературного обзора помогает исследователю овладеть материалом, обоснованно отвечать на вопросы во время научного доклада.
Рецензия
Рецензия (от лат. recensio — рассмотрение) представляет собой
критический разбор и оценку нового художественного произведения (книги,
спектакля, концерта, кинофильма) или научной работы. Также в качестве рецензии может рассматриваться отзыв на научную работу или художественное произведение перед их публикацией, защитой и т.д.
Рецензия может быть опубликована в виде статьи в газете или в журнале.
Научная статья
Научная статья является своеобразным литературным жанром. В научной статье должна быть обозначена проблема, отмечены известные попытки ее решения. Исходя из этого в структуре научной статьи целесообразно выделить:
• описание проблемы и ее актуальности для теории и практики;
• краткие данные о методике исследования;
• анализ собственных научных результатов и их обобщение;
• выводы и предложения по проведению исследовательской деятельности в дальнейшем;
• ссылки на цитируемую литературу.
Научный отчет
Научный отчет — документ, содержащий подробное описание методики и хода исследования, его результатов, а также выводов, полученных в процессе научно-исследовательской или опытно-экспериментальной работы. Назначение научного отчета — исчерпывающе осветить выполненную работу по ее завершении или за определенный промежуток времени.
Структура научного отчета
1. Краткое изложение плана и программы законченных этапов научной работы.
2. Значимость проведенной работы, ее исследовательская ценность и практическая значимость.
3. Характеристика применявшихся методов исследования.
4. Описание результатов исследования.
5. Заключение, подводящее итоги исследования и отмечающее нерешенные вопросы.
6. Выводы и предложения по проведению исследовательской деятельности в дальнейшем.
Реферат
Согласно словарю иностранных слов реферат (от лат. referre —докладывать, сообщать) представляет собой:
• краткое устное сообщение или письменное изложение научнойработы, содержания прочитанной книги и т.п.;
• доклад на какую-либо тему, основанный на обзоре литературных и других источников.
В практике приходится встречаться со значительными расхождениями в требованиях педагогов к работе учащихся над рефератами, их оформлению и процедуре защиты. Прежде всего учителям нужно помнить, что реферат не является конспектом литературных источников. Жанр этой работы требует от автора анализа
используемой информации и самостоятельных выводов. Ниже отмечены
ключевые моменты, которые необходимо учитывать при руководстве работой учеников над рефератами.
1. Готовность учащегося к работе над рефератом. Реферат позволяет проверить не только то, насколько учащиеся понимают материал, но и их умение самостоятельно добывать и интерпретировать знания. Поэтому к такой деятельности целесообразно привлекать учеников, склонных к исследовательской деятельности, обладающих
аналитическими способностями и критическим мышлением. Безусловно, успешность школьника в работе над рефератом будет обеспечена только в том случае, если он самостоятельно примет решение заняться таким видом деятельности.
2. Функции учителя при руководстве реферативной работой учащегося
Руководство реферативной работой предполагает оказание
учителем помощи в выборе учеником темы реферата, его консультировании в процессе изучения избранной проблемы и оформлении текста. При этом надо заметить, что такая форма внеурочной деятельности учащихся не должна носить массовый характер — не каждый ученик даже при поддержке педагога способен определиться в выборе темы и постановке проблемы, самостоятельно работать с
несколькими источниками информации. Несомненно, учитель должен полноценно руководить работой школьников над рефератами, однако ему следует ограничивать свою активность консультативными функциями.
Он может давать рекомендации по содержанию введения и заключения, подбору иллюстративного материала и источников информации по проблеме, оформлению текста и процедуре защиты. Выявить актуальность проблемы, определить структуру работы, сформулировать выводы должен сам ученик.
3. Сроки выполнения реферата
Как правило, работа над рефератом занимает у школьника не менее одного месяца. Необходимо учесть, что, после того как учитель ознакомится с черновым вариантом реферата, ученику может понадобиться время для доработки содержания и редактирования текста.
За неделю до защиты реферат сдается на рецензию учителю-предметнику,
руководившему работой.
4. Структура реферата
Первоначально учащийся готовит развернутый план реферата, в котором определяется его структура и основное содержание по разделам:
• введение;
• основная часть, самостоятельно структурируемая учеником по главам, разделам, параграфам, пунктам и т.д.;
• заключение;
• список источников (должен оформляться в соответствии с ГОСТом);
• приложения (в случае необходимости).
Введение предусматривает, что в его содержании формулируется проблема, описывается ее актуальность, определяются цели и задачи реферата. Объем введения не должен превышать 1-2 страниц.
Каждый раздел основной части реферата завершается логическим выводом, вытекающим из содержания реферируемых источников, собственной оценкой материала. Кроме того, весь текст должен содержать правильно оформленные цитаты и ссылки.
В заключении подводятся итоги работы, формулируются выводы, обозначаются перспективы решения заявленной проблемы. Объем заключения не должен превышать 1 -3 страниц.
Список источников следует оформлять в соответствии, с ГОСТом.
Он может содержать не только литературные источники, такие как книги, журналы, газеты, но и сведения, почерпнутые из сети Internet, информацию из теле- и радиопередач, а также частные сообщения каких- либо специалистов, высказанные в личных беседах с автором реферата.
5. Процедура защиты реферата
На процедуре защиты работы учитель зачитывает перед членами комиссии рецензию на реферат. Далее слово для доклада предоставляется ученику. Экземпляр реферата при этом может находиться у докладчика.
Доклад должен быть рассчитан на 5-7 минут. Он готовится в виде отдельного текста Доклад не должен представлять собой пересказ текста реферата, тем более его чтение. В своем выступлении ученик обозначает актуальность выбранной темы, цель реферата, его задачи, сообщает полученные выводы. Допустимо остановиться на наиболее интересных моментах работы. Желательно, чтобы учащийся сообщил, насколько значима тема реферата лично для него. После доклада члены комиссии
задают учащемуся вопросы.
Далее можно открыть свободную дискуссию членов комиссии, в процессе которой они высказываю свои соображения по теме и содержанию реферата. После того как на все вопросы даны ответы и дискуссия закончилась, комиссия совещается по поводу оценки реферата. В это время ученик не присутствует в помещении, где проводится защита. После достижения комиссией согласия относительно оценки работы, учащемуся объявляются результаты защиты. Члены комиссии высказывают свои мнения относительно содержания реферата и рекомендации по продолжению такого рода работы.
6. Оценка реферата
Оценивая реферат, педагогу необходимо учитывать следующие компоненты работы:
• содержательную часть (неординарность темы, глубину постановки проблемы, структуру работы, актуальность и т.п.);
• оформление (соответствие стандарту оформления, эстетику иллюстративного материала и т.п.);
• представление на процедуре защиты (как ученик держится, насколько свободно ориентируется в тексте реферата, как отвечает на вопросы и т.п.).
Проект
Проект (от лат. projectus — брошенный вперед) — замысел, план; разработанный план сооружения, механизма, схема технологическою процесса; предварительный текст какого-либо документа.
Проектирование, по сути, представляет собой процесс создания проекта
— прототипа, прообраза предполагаемого объекта или состояния.
Виды проектов
1. Монопредметный проект, осуществляемый в рамках одного предмета. Работа над ним вполне укладывается в классно-урочную систему.
2. Межпредметный проект, предполагающий использование знаний, умений и навыков по двум и более предметам. Чаще всего используется в качестве дополнения к урочной деятельности.
3. Надпредметный проект, который выполняется на стыках областей знаний и выходит за рамки содержания школьных предметов. Используется в качестве дополнения к учебной деятельности и носит характер исследования
Кроме того, исследовательскую работу можно представить в форме
компьютерной презентации или видеофильма с текстовым сопровождением.
Реже её демонстрируют в форме действующей модели или макета с текстовым
сопровождением.
Требования к учителю, реализующему исследовательский подход к
обучению:
1. Тонко чувствовать проблемность ситуаций, с которыми сталкиваются
учащиеся, и уметь ставить перед учеником (группой учащихся) реальные
задачи в понятной для учеников форме.
2. Выполнять функцию координатора исследовательской деятельности и
партнёра учеников, избегать директивных приёмов.
3. Стараться увлечь учащихся проблемой и процессом её глубокого
исследования, стимулировать творческое мышление при помощи
поставленных вопросов.
4. Проявлять терпимость к ошибкам учеников, предлагать свою помощь или
адресовать к нужным источникам информации.
1. Организовывать мероприятия, способствующие сбору учениками данных,
консультации их со специалистами по исследуемой проблеме.
2. Предоставлять возможность для регулярных отчётов учащихся, рабочих
групп; обмена мнениями в ходе обсуждений. Поощрять критическое
мышление учащихся.
3. Заканчивать процесс исследовательской деятельности до появления
признаков потери интереса ребят к проблеме.
4. Способствовать продолжению учащимися научно – исследовательской
деятельности.
От чего зависит успех.
1.Не ограничивайте собственных исследований, дайте себе волю понять
реальность, которая вас окружает.
2.Внимательно анализируйте факты и не делайте поспешных выводов.
3.Будьте достаточно смелы, чтобы принять решение.
4.Приняв решение, действуйте уверенно и без сомнений.
5.Сосредоточтесь и вложите в исследование всю свою энергию и силу.
6.Действуя, не бойтесь совершить ошибку
доклад
«ФОРМЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ»
на районном методическом объединении
учителей калмыцкого языка и литературы
выполнила учитель калмыцкого языка Мутренова И.С.
с.Бага-Тугтун
2017 г.
1.Формы представления исследовательских работ.
Исследовательскую работу можно представить в различных формах. Наиболее
распространены текстовые работы:
-доклад
-стендовый доклад
-реферат
-литературный обзор
-рецензия
Кроме того, исследовательскую работу можно представить в форме
компьютерной презентации или видеофильма с текстовым сопровождением.
Реже её демонстрируют в форме действующей модели или макета с текстовым
сопровождением.
ДОКЛАД.
Доклад – это документ, содержащий изложение результатов исследовательской
деятельности или опытно – конструкторской работы, опубликованный в печати
или прочитанный в аудитории.В докладе должна быть отражена новизна и
практическая значимость темы, раскрыто её основное содержание и обоснованы
выводы и предложения докладчика.
Всё это отмечается и в тезисах доклада, которые, как правило, публикуются в
сборнике по итогам мероприятия (конференции, семинара и т.п.)
СТЕНДОВЫЙ ДОКЛАД.
Данная форма доклада принята в современной международной практике как
наиболее удачная, обеспечивающая лёгкость восприятия содержания на
конференциях и других мероприятиях.Для каждой исследовательской работы
предоставляется стенд размером 1 кв.метр. Материалы могут быть
предварительно оформлены на листе ватмана и прикреплены к стенду при
помощи булавок.
Требования к стендовому докладу:
1.Наглядность. При беглом просмотре стенда у эксперта должно сформироваться
представление о тематике и характере работы.
2.Соотношение иллюстративного ( фотографии, диаграммы, графики, блок
схемы и т.п.) и текстового материала устанавливается примерно 1:1. При этом
текст должен быть выполнен шрифтом, свободно читаемым с расстояния 50 см.
3.Оптимальность. Количество информации должно позволять полностью
изучить стенд за 1 – 2 минут.
4. Популярность. Информация должна быть представлена в доступной для
участников конференции форме.
Структура стендового доклада:
1.Цели и задачи работы.
2.Описание сделанного в процессе исследования.
3.Методы, используемые в ходе исследования.
4.Основные результаты и выводы.
5.Благодарности организациям и специалистам, оказавшим помощь в работе.
Методы и результаты исследования целесообразно представлять в графическом
или иллюстративном виде.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР.
Литературный обзор – это краткая характеристика тго, что известно об
исследуемом явлении из различных источников. В нём указываются напрвления
исследований, которые ведут различные учёные.
При подготовке литературного обзора следует начинать работу с общего
ознакомления – прочитать оглавление и бегло просмотреть содержание
источника. Затем при внимательном прочтении источника по главам и разделам
необходимо выделить наиболее важные части текста. Далее целесообразно:
-составить план прочитанного материала, в пунктах которого отразить наиболее
существенные мысли и идеи;
-выписать из прочитанного текста полные и содержательные цитаты с точными
ссылками на источник, указав его выходные данные.
После этого нужно сравнить и сопоставить данную информацию с информацией,
полученной из других источников. В заключении важно дать критическую оценку
прочитанного и записать замечания, обратив при этом внимание на объективность
суждений. В литературном обзоре нужно показать, что его автор знаком с
областью исследования по нескольким источникам и способен поставить перед
собой исследовательскую задачу. Подготовка литературногог обзора помогает
исследователю овладеть материалом, обоснованно отвечать на вопросы во время
научного доклада.
РЕЦЕНЗИЯ.
Рецензия представляет собой критический разбор и оценку нового
художественного произведения (книги, спектакля, концерта, кинофильма) или
научной работы. Также в качестве рецензии может рассматриваться отзыв на
научную работу или художественное произведение перед их публикацией,
защитой. Рецензия может быть опубликована в виде статьи в газете или в
журнале.
НАУЧНАЯ СТАТЬЯ.
Научная статья является своеобразным литературным жанром. В научной статье
должна быть обозначена проблема, отмечены известные попытки её решения.
Исходя из этого в структуре научной статьи целесообразно выделить:
*описание проблемы и её актуальности для теории и практики;
*краткие данные о методике исследования;
*анализ собственных научных результатов и их обобщение;
*выводы и предложения по проведению исследовательской деятельности в
дальнейшем;
*ссылки на цитируемую литературу.
НАУЧНЫЙ ОТЧЁТ.
Научный отчёт – документ, содержащий подробное описание методики и хода
исследования, его результатов, а также выводов, полученных в процессе научно –
исследовательской или опытно – экспериментальной деятельности. Назначение
научного отчёта – исчерпывающе осветить выполненную работу по её
завершении или за определённый промежуток времени.
Структура научного отчёта:
1.Краткое изложение плана и программы законченных этапов научной работы.
2.Значимость проведённой работы, её исследовательская ценность и практическая
значимость.
3.Характеристика применявшихся методов исследования.
4.Описание результатов исследования.
5.Заключение, подводящее итоги исследования и отмечающее нерешённые
вопросы.
6.Выводы и предложения по проведению исследовательской деятельности в
дальнейшем.
РЕФЕРАТ.
Реферат (докладывать, сообщать)представляет собой:
*краткое устное сообщение или письменное изложение научной работы,
содержания прочитанной книги и т.п.;
*доклад на какую – либо тему, основанный на обзоре литературных и других
источников.
В практике приходится встречаться со значительными расхождениями в
требованиях педагогов к работе учащихся над рефератами, их оформлению и
процедуре защиты. Прежде всего учителям необходимо помнить, что реферат не
является конспектом литературных источников. Жанр этой работы требует от
автора анализа используемой информации и самостоятельных выводов.
Ключевые моменты, которые необходимо учитывать при руководстве работой
учеников над рефератами:
1.Готовность учащегося к работе над рефератом.
Реферат позволяет проверить не только то, насколько учащиеся понимают
материал, но и их умение самостоятельно добывать и интерпретировать знания.
Поэтому к такой деятельности целесообразно привлекать учеников, склонных к
исследовательской деятельности, обладающих аналитическими способностями и
критическим мышлением. Безусловно, успешность школьника в работе над
рефератом будет обеспечена только в том случае, если он самостоятельно примет
решение заняться таким видом деятельности.
2.Функции учителя при руководстве реферативной работой учащихся.
Руководство реферативной работой предполагает оказание учителем помощи при
выборе учеником темы реферата, его консультировании в процессе изучения
избранной проблемы и оформлении текста. Выявить актуальность проблемы,
определить структуру работы, сформулировать выводы должен сам ученик.
3.Сроки выполнения реферата.
Работа над рефератом занимает у школьника не менее одного месяца.
Необходимо учесть, что, после того как учитель ознакомится с черновым
вариантом реферата, ученику может понадобиться время для доработки
содержания и редактирования текста. За неделю до защиты реферат сдаётся на
рецензию учителю, руководившему работой.
4. Структура реферата.
2.Офомление исследовательской работы.
1.Титульный лист.
Является первой страницей рукописи и оформляется по определённым правилам.
В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения.
В среднем поле указывается тема исследования, которая не заключается в
кавычки и само слово «тема» не пишется.
Ниже указывается вил работы.
В правом углу листа указывается Ф.И.О. учащегося, класс в котором он учится.
После этих данных указывается Ф.И.О. и должность руководителя работы.
В нижнем поле указывается город и год выполнения работы.
2.Оглавление.
Приводятся все заголовки работы с указанием страниц.
3.Введение.
4.Основной текст.
5.Заключение.
6.Список используемой литературы.
3. Проблема исследования.
Для того, чтобы начать исследование, надо найти проблему, которую можно
исследовать и которую хотелось бы разрешить. Она и подскажет как
сформулировать тему исследования. Древнегреческое слово проблема
переводится как задача, преграда, трудность. Умение увидеть проблему ценится
выше, чем способность её доказать. Главная задача любого исследователя – найти
что – то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где
другим всё кажется привычным, ясным и простым. Самый простой способ
развить у себя умение видеть проблемы – учиться смотреть на одни и те же
предметы с разных точек зрения.
4.Тема исследования.
Выбрать тему несложно, если точно знаешь, что тебя интересует в данный
момент, какая проблема волнует больше других.
Все темы можно условно объединить в три группы:
*фантастические – темы о несуществующих, фантастических объектах и
явлениях;
*экспериментальные – темы предполагающие проведение собственных
наблюдений и экспериментов.
*теоретические – темы по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов,
содержащихся в разных теоретических источниках.
5. Структура содержания исследовательской работы.
В исследовательской работе выделяют три основных раздела:
*введение;
* основная часть;
* заключение.
Во введение необходимо обосновать актуальность проблемы исследования. На
основании актуальности нужно определить объект и предмет исследования.
Объект исследования – это процесс, явление и т.п., которое исследуется.
Предмет исследования – часть объекта, которую можно преобразовать так, чтобы
объект изменился.
Исходя, из объекта и предмета формулируется цель исследования, на основании
цели определяются задачи.
Цель исследования обычно формулируется кратко, а затем детализируется в
задачах. При формулировании цели могут использоваться глаголы – доказать,
обосновать, разработать. Последний глагол следует использовать в том, случае,
если конечный продукт исследования получит материальное воплощение
(видеофильм, модель или макет чего – либо, компьютерная программа и т.д.)
Определить цель исследования – значит ответить на вопрос о том, зачем мы его
проводим.
Задачи исследования. При формулировании задач целесообразно применять
глаголы – проанализировать, описать, выявить, определить, установить. Задач
исследования не должно быть много. Задачи определяют методы и методики, т.е.
те приёмы и способы, которыми пользуется исследователь.
Методы исследования. Методы научного познания – анализ, синтез, измерение,
сравнение, эксперимент, моделирование, абстрагирование.
Специальные методы – статистический и термодинамический метод,
спектральный анализ (физика, химия),тестирование, анкетирование, интервью
(гуманитарные науки), методы интервалов и математической индукции
(математика).
Задачи исследования обычно уточняют его цель. Если цель указывает общее
направление исследовательской деятельности, то задачи описывают основные
шаги исследователя.
Доступные методы исследования:
1.Подумать самостоятельно.
2.Прочитать книги о том, что исследуется.
3.Познакомиться с кино - и телефильмами.
4.Найти информацию в Интернете.
5.Спросить у других людей.
6.Понаблюдать.
7.Провести эксперимент.
Гипотеза исследования. Гипотеза – это предположение, ещё не доказанная
логически и не подтверждённая опытом догадка. Слово «гипотеза» происходит от
древнегреческого – основание, предположение, суждение о закономерной связи
явлений. Обычно гипотезы начинаются со слов – предположим, допустим,
возможно, если…,то…
В результате исследования гипотеза подтверждается или опровергается. В случае
своего подтверждения гипотеза превращается в теорию, а если её опровергнуть,
то гипотеза превращается в ложное предположение.
Основная часть исследования содержит обзор источников по проблеме
исследования, описание его этапов и процесса.
Основной текст может сопровождаться иллюстративным материалом: рисунками,
фотографиями, диаграммами, схемами, таблицами. Если в основной части
содержатся цитаты или ссылки на высказывания деятелей науки и культуры,
необходимо указать номер источника по списку и страницу в квадратных скобках
в конце цитаты или ссылки.
Чтобы не перегружать основную часть работы самый интересный первичный
материал (рабочие данные) может выноситься в приложения.
В заключении исследовательской работы автор перечисляет результаты,
полученные в ходе исследования, и формулирует выводы. Причём результаты
должны находиться в логической связи с задачами исследования, а выводы – с
целью. Например, если задачи исследования сформулированы словами –
проанализировать, описать, выявить, определить, установить, то результаты
приводятся в следующей форме – «В ходе данного исследования был проведён
анализ…, выявлено…, определено…, установлено…».
Выводы, согласуясь с целью исследования, формулируются приблизительно в
такой форме – «На основании результатов данного исследования
доказано…(обосновано, разработано)».
Таким образом, всё вышеизложенное позволяет выявить логическую взаимосвязь
и взаимообусловленность цели, задач, результатов и вывода.
Этапы работы ученика в процессе исследования:
1 этап. Длится не более месяца. Необходимо определить область исследования –
явление, эпоху, процесс и т.д. Далее в этой области следует выбрать узко
определённую проблему, наметить линию (ход) исследования и рабочую
формулировку темы. Затем приступить к сбору информации по проблеме
исследования. Для этого стоит посетить библиотеки, обратиться к сети Интернет
и другим источникам. Одновременно со сбором информации нужно создать базу
данных, в которую включить отрывки текстов по проблеме исследования,
библиографию, иллюстративные материалы.
2 этап. Ученик под руководством учителя определяет структуру
исследовательской работы: обозначает актуальность проблемы, формулирует
цель, задачи, объект и предмет исследования, выбирает методы и методики,
необходимые для его проведения. Всё это отражается в тексте введения
исследовательской работы.
3 этап. Учащийся проводит литературный обзор по проблеме исследования и
приступает к описанию его этапов, что в дальнейшем составит основную часть
исследования.
4 этап. (Заключительный ). Ученик подводит итоги – формулирует результаты
исследования и делает выводы. Эта часть отражается в тексте заключения
исследовательской работы. Кроме того, на данногм этапе необходимо уточнить и
окончательно сформулировать тему исследования.
Подготовка к защите.
Собраны все сведения, сделаны все необходимые расчёты и наблюдения,
проведены эксперименты. Теперь надо кратко изложить на бумаге самое главное
и рассказать об этом людям. Причём все предложенные мысли, новые идеи и
информация должны быть доказаны. Поэтому учёные говорят, что результаты
исследования надо не просто докладывать – их надо защищать.
Для этого потребуется:
Дать определения основным понятиям, используемым в исследовании;
Понятие – это краткие и точные характеристики предметов. В них
фиксируются самые важные, устойчивые свойства и признаки предметов.
Готовясь к защите исследовательской работы обязательно надо
подумать, как можно кратко выразить основные понятия исследования.
Классифицировать основные предметы, процессы, явления, события;
Классификация – деление предметов и явлений на основе общих существенных
признаков. Классификация разбивает объекты на группы, чтобы их упорядочить,
и придаёт мышлению строгость и чёткость.
Классификация, может быть простой, так и многоступенчатой, разветвлённой.
Например, классифицируем знаки, которыми обычно пользуется человек для
сообщения информации: буквы, цифры, иероглифы, символы. В свою очередь
буквы можно разделить на кириллицу и латиницу; цифры – на римские, арабские;
иероглифы – на китайские, японские, корейские; символы – на математические и
музыкальные.
Выявить и обозначить все замеченные парадоксы;
Парадокс – это утверждение, резко расходящееся с общепринятыми
мнениями или наблюдениями. Слово «парадокс» образовано от греческого –
неожиданный, странный, невероятный. В современном значении парадоксом
называют два противоположных утверждения, для каждого из которых
имеются убедительные аргументы.
Например – по законам аэродинамики майский жук не может летать. Масса
его тела, площадь крыльев и другие характеристики не должны позволять
ему летать. Но, может быть потому, что законов аэродинамики он не
знает, жук летает. Парадокс.
Ранжировать основные идеи исследования;
Ранжировать идеи – выстраивать их по степени сложности, т.е. определять,
какая идея самая главная, какая занимает по значимости второе место, какая
третье и т.д.
Умение отделять главные идеи от второстепенных – важнейшая особенность
мыслящего ума.
Предложить сравнения и метафоры;
Метафора – это оборот речи, заключающий скрытое уподобление, образное
сближение слов на основе их переносного значения. Полученный материал будет
лучше воспринят другими, если будут приведены примеры, сделаны сравнения и
сопоставления, использованы метафоры.
Выработать суждения и умозаключения;
Суждение – это высказывание о предметах или явлениях, состоящее из
утверждения или отрицания чего – либо. Мыслить – значит высказывать
суждения. На основе проведённого исследования надо высказать собственные
суждения о том, что исследовалось.
Умозаключение – форма мышления, с помощью которой выводится новое знание
из того, что уже известно. Умозаключение позволяет мышлению проникать в
глубины предметов и явлений, которые скрыты от прямого наблюдения.
Без суждений и умозаключений не обойтись, когда делаются выводы о
результатах исследовательской работы.
Сделать выводы по результатам исследования;
Исследование теряет смысл, если исследователь не сделал выводов и не подвёл
итоги.
Указать возможные пути дальнейшего изучения исследованного явления
или объекта;
Для настоящего творца завершение одной работы не означает просто
окончание исследования – это начало работы следующей. Поэтому надо
обязательно отметить, что и как в этом направлении можно исследовать в
дальнейшем.
Подготовить текст выступления;
Для того, чтобы лучше и полнее донести свои идеи до тех, кто будет
рассматривать результаты исследовательской деятельности, надо
подготовить текст доклада. Он должен быть кратким, и его лучше всего
составить по такой схеме:
1.Почему избрана эта тема.
2.Какой была цель исследования.
3.Какие ставились задачи.
4.Какие гипотезы проверялись.
5.Какие использовались методы и средства исследования.
6.Каким был план исследования (этапы).
7.Какие результаты были получены.
8.Какие выводы сделаны по итогам исследования.
9.Что можно исследовать в дальнейшем в этом направлении.
Приготовить макеты, схемы, чертежи другие пособия;
Наглядные материалы – макеты, схемы, чертежи, рисунки могут не только
показать сильные стороны проделанной работы, но и открыть слабые места в
исследовании. Надо помнить.
Подготовиться к ответам на вопросы.
В научном мире принято, что защита исследовательской работы – мероприятие
открытое. Все присутствующие могут задавать вопросы автору исследования.
К ответам можно подготовиться. Для того, чтобы это сделать, надо
предугадать, какие вопросы могут быть заданы. Конечно, все вопросы никогда
не предугадаешь, но можно не сомневаться, что будут спрашивать об основных
понятиях и требовать их ясных формулировок. Как правило, спрашивают, как
получена та или иная информация и на каком основании сделан тот или иной
вывод.
Готовясь к ответам на вопросы, помните, что главный залог успеха успешных
ответов – свободное владение материалом исследования.
Требования к процессу исследования:
1. Побуждать учащихся формулировать имеющиеся у них идеи и представления,
высказывать их .
2. Сталкивать учащихся с явлениями, которые входят в противоречие с
существующими представлениями.
3. Побуждать к выдвижению предположений, догадок, альтернативных
объяснений.
4. Давать учащимся возможность исследовать свои предположения в свободной
обстановке, особенно путём обсуждения в малых группах.
5. Предоставлять ученикам возможность применять новые представления к
широкому кругу явлений, ситуаций так, чтобы они могли оценить их прикладное
значение.
Требования к учителю, реализующему исследовательский подход к
обучению:
1. Тонко чувствовать проблемность ситуаций, с которыми сталкиваются
учащиеся, и уметь ставить перед учеником (группой учащихся) реальные
задачи в понятной для учеников форме.
2. Выполнять функцию координатора исследовательской деятельности и
партнёра учеников, избегать директивных приёмов.
3. Стараться увлечь учащихся проблемой и процессом её глубокого
исследования, стимулировать творческое мышление при помощи
поставленных вопросов.
4. Проявлять терпимость к ошибкам учеников, предлагать свою помощь или
адресовать к нужным источникам информации.
1. Организовывать мероприятия, способствующие сбору учениками данных,
консультации их со специалистами по исследуемой проблеме.
2. Предоставлять возможность для регулярных отчётов учащихся, рабочих
групп; обмена мнениями в ходе обсуждений. Поощрять критическое
мышление учащихся.
3. Заканчивать процесс исследовательской деятельности до появления
признаков потери интереса ребят к проблеме.
4. Способствовать продолжению учащимися научно – исследовательской
деятельности.
От чего зависит успех.
1.Не ограничивайте собственных исследований, дайте себе волю понять
реальность, которая вас окружает.
2.Внимательно анализируйте факты и не делайте поспешных выводов.
3.Будьте достаточно смелы, чтобы принять решение.
4.Приняв решение, действуйте уверенно и без сомнений.
5.Сосредоточтесь и вложите в исследование всю свою энергию и силу.
6.Действуя, не бойтесь совершить ошибку
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Представление исследовательской работы на городской открытой научно-практической конференции
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6363763","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6363767","at...
Научное общество учащихся «АТЛАНТИДА». Доклад на методическое совещание "Организация исследовательской работы в школе".
Одно из главных в современном образовании сегодня - создать максимально благоприятные условия для самореализации, самосовершенствования и самоутверждения школьника. Для реализации этой идеи в Зуевской...
Формы представления исследовательских работ
Формы представления исследовательских работ...
Семинар "Организация проектно-исследовательской работы в рамках ФГОС"
В апреле 2019 года у нас в школе проводился семинар по теме "Организация проектно-исследовательской деятельности в рамках ФГОС" . Педагоги поделились опытом работы по данной теме. Я выступал...
Презентация по теме "Альманах как форма представления результатов работы"
Презентация по теме "Альманах как форма представления результатов работы"...
Активные формы защиты исследовательских работ как способ широкого вовлечения учащихся в проектно-исследовательскую деятельность.
Современный ученик должен обладать не только предметными знаниями и умениями,но и такими важными качествами личности, как умение решать проблемы, взаимодействовать и сотрудничать, работать с раз...
Форма представления опыта работы по разработке воспитательного мероприятия по теме «Открытка-треугольник ко Дню Победы»
Закрепить у детей понимание того, что народ хранит память о людях, отдавших свою жизнь за Родину, формировать патриотические чувства, воспитывать благодарность, любовь, уважение, желание помогать вете...