Разработка урока
материал по обж (8 класс)
Предварительный просмотр:
Тема урока. Водоемы. Безопасность на водоемах в зимний период.
Цель урока: систематизация знаний учащихся по безопасному поведению на водоемах в различное время года.
Результаты:
- предметные:
- уметь оценивать места, опасные для жизни;
- уметь определять прочность льда по ряду признаков;
- составлять алгоритм действий в опасных ситуациях на водоёмах;
• метапредметные:
- регулятивные – уметь самостоятельно определять цель урока, ставить и формулировать задачи, оценивать успешность усвоения;
- познавательные – уметь искать и отбирать необходимую информацию, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать выводы;
- коммуникативные –работать индивидуально и в паре, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
• личностные:
- усваивать правила личной безопасности на водоёмах в зимнее время года.
Ход урока:
I. Организационный момент.
1. Приветствие
-Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь. Меня зовут Эльмира Альянсовна, я -учитель ОБЖ в школе № 10 г. Лениногорска. Сегодня урок проведу у вас я.
-Ребята, обратите внимание на экран (на слайде фотографии городских водоемов юго-востока РТ: Бугульмы, Лениногорска, Альметьевска и Азнакаево.)
-Можете ли вы по фотографии определить, к какому городу относится тот или иной иной водоем? (последнее фото-Лениногорск).
-Здорово, молодцы! Вы хорошо ориентируетесь в географии юго-восточной части нашей республики Татарстан.
-Где расположен данный водоем? Какие водные объекты вам еще известны на территории нашего города?
-Действительно (Топ-10 самых красивых мест
Лениногорска- нижнее озеро « Пляж» набережная каскадов прудов Камышла (4 водоема)
Набережная является визитной карточкой города! С неё открывается чудесный панорамный вид. Пляж современно оборудован, здесь есть пирсы, смотровые площадки и спуски к воде. При благоустройстве архитекторы и дизайнеры учли все до мелочей.
Лениногорские водоемы– это, действительно, природное богатство нашего города (8000 природных водоемов расположено в РТ).
-Молодцы, вы показали хорошие знания по краеведению.
-Ребята! В начале нашего урока я представилась. Я вам сказала, что меня зовут Эльмира Альянсовна.. И я учитель …. Вспомните, пожалуйста, какого предмета? Кто был внимателен?
-Правильно, я -учитель ОБЖ.
- Как расшифровывается ОБЖ, вам, наверное, известно!?
-ОСНОВЫ безопасности жизнедеятельности.
-Правильно! Безопасность-ключевое слово! (показываю рукой на слайд)
- Так о чем же сегодня пойдет речь?
Итак, тема нашего урока «Безопасность на водоемах».
-Ребята, сегодня мы с вами будем работать (делать записи)не в обычных тетрадях, а в Книге спасателя(они лежат на ваших партах).
-Давайте откроем первую страницу Книги спасателя и познакомися с содержанием.
-Отлично! А теперь открываем вторую страницу и знакомимся с информацией «Статистика»!
Статистика (слайд)
В среднем на водоемах России в год погибает 14—16 тыс. человек. Анализ причин гибели людей на водоемах России свидетельствует о том, что более 54% всех несчастных случаев происходит во время купания, чаще всего в нетрезвом состоянии или в необорудованных опасных местах (ямах, карьерах, болотах), а также от неумения плавать. До 25% несчастных случаев происходит во время водного туризма (походов на гребных судах) и при катании на лодках. До 13% случаев гибели людей на воде приходится на период паводков и наводнений. Часть несчастных случаев происходит на водоемах в зимнее время, а также при пользовании водным транспортом.
-А сейча , ребята, давайте проанализируем диаграмму(слайд)!
- Ребята, чему мы должны научиться на уроке? Давайте вместе попробуем сформулировать задачи урока, используя карточки на ваших столах и на доске. (работа в группах).
На доске прикреплены слова:
- Изучить
- Применять
Ребята выходят к доске и дополняют ряды (крепят словосочетания).
Изучить какие водоемы являются безопасными;
Применять общие правила безопасного поведения на воде и правила передвижения по замёрзшим водоёмам.
-Ребята, в процессе урока мы еще вернемся к этим задачам и ответим на поставленные вопросы!
Вы же в своих книжках спасателя будете отмечать спасательными кругами правильно выполненные задания (с помощью красного карандаша).
-А теперь внимание на экран (отрывок из фильма «Телепорт»)). Дети подошли к водоему и вышли на лед….Пауза.
-Как вы думаете, что произошло дальше? (лед раскололся )
-Ответы детей.
-Почему вы так решили?
-Что вы можете сказать о толщине льда?(тонкий)
-В какое время года лед может быть тонким?
-Весной, осенью.
-Ребята, если бы парень знал признаки тонкого льда, то не вышел бы на лед.
-Ребята, если вы были внимательны, то вы должны были это заметить на видео (слой снега на льду)
-А какие еще признаки тонкого льда вы знаете?
-Ответы детей
-Проверим, ваши ответы. Откройте учебник на стр.62. и найдите информацию «География замерзшей реки или озера»
Специалисты рекомендуют потратить несколько минут на изучение замерзшей реки или озера, прежде чем ступить на лед. Если есть следы или лыжня, то этот путь будет безопасным. Если нет следов, то наметьте свой маршрут, помня, что:
1. лед тонкий или рыхлый обычно вблизи кустов, камыша, под сугробами, в местах, где водоросли вмерзли в лед;
2. под толстым слоем снега лед всегда тоньше;
3. тоньше лед там, где быстрее течение, где бьют ключи или впадает в реку ручей;
4. лед может неплотно соединяться с сушей, поэтому надо осторожно спускаться с берега;
5. лед может быть непрочным около стока промышленных вод;
6. темные пятна предупреждают о непрочности льда.
Прочность льда можно определить по ряду признаков:
- наиболее прочен чистый прозрачный лёд, мутный лёд ненадёжен;
- на участках, запорошенных снегом лёд тонкий и некрепкий;
- в местах впадения в озеро (реку) ручьёв, речек обычно образуется наиболее тонкий лёд.
Не рекомендуется передвигаться по льду при плохой видимости (в туман, метель, сильный снегопад
Проверять прочность льда надо ударами палки или пешни. Если после двух-трех ударов вода
не показывается, то лед достаточно крепок. Когда лед прогибается или трещит под ногами, надо
отойти назад скользящим шагом - не отрывая ног ото льда. Особую осторожность надо
соблюдать при движении по льду водохранилища, так как понижение уровня воды превращает ледовый покров в своего рода мост.
-Ребята, итак каковы же признаки опасного льда? (Надежным является лед, имеющий зеленоватый или синеватый оттенок, а желтоватый лед опасен.)
-Ребята, вернемся к просмотру видео и узнаем, что произошло с главным героем!?
-Итак, парень провалился под лед.
-Ребята, почему такой несчастный случай произошел?
-Ребята, как можно было этого избежать?
-Ребята, придумайте название к данному видео-фрагменту! (Ответы детей).
-Ребята, опасность льда зависит только от его толщины? Нет?А от чего еще зависит? (ответы детей)
-А давайте проверим! Пришло время эксперимента! Приглашаю желающего поработать!
-Учитель дает инструкцию: представьте, что перед вами находится водоем, покрытой льдом. Двое мальчиков (худой и полноваты) вышли на лед.
(Емкость с водой и куском льда. Ученик на кусок льда ставит фигуры мальчиков поочередно и наблюдает, что с ними произойдет. В ходе эксперимента ученик комментирует свои действия.)
-Какой вывод мы можем сделать? (ответы записывают в книжку спасателя) Это Задание 2- 1 балл (1 спасательный круг)
Пока ребята записывают свои ответы, учитель говорит: «Расстояние между людьми на льду должно быть не менее 5 метров. Для одиночных пешеходов лёд считается прочным, если его толщина не менее 7-10 см, для группы людей – 12-20 см. Для игры в хоккей 12см».
-Итак, ребята, давайте послушаем ваши выводы!
-А сейчас проверим, правильно ли вы ответили?! Внимание на слайд!
На слайде: Чем больше площадь, тем меньше давление! (это закон физики)
-Ребята, давайте вернемся к видео. Парень провалился под лед.
-Что делать? Как ему помочь?
-Откройте ваши учебники на стр.62 и найдите информацию «Если вы провалились под лед». Внимательно прочтите текст.
-Ребята, вы познакомились с правилами оказания помощи при утоплении. А теперь в книге спасателя давайте попробуем составить алгоритм оказания помощи при утоплении.
Правила оказания помощи при утоплении ( задание: составить алгоритм, расставить пункты в правильном порядке)- 1 балл (1 спасательный круг)
- 1. Перевернуть пострадавшего лицом вниз, опустить голову ниже таза.
- 2. Очистить ротовую полость.
- 3. Резко надавить на корень языка.
- 4. При появлении рвотного и кашлевого рефлексов - добиться полного удаления воды из дыхательных путей и желудка.
- 5. Если нет рвотных движений и пульса - положить на спину и приступить к реанимации (искусственное дыхание, непрямой массаж сердца). При появлении признаков жизни - перевернуть лицом вниз, удалить воду из легких и желудка.
- 6. Вызвать “Скорую помощь”.
Пока все ребята работают в книге спасателя, один ученик выходит к учителю и выполняет это задание с помощью спичечных коробков (Задание: составить цепочку коробков, на которых написаны пункты алгоритма).
Физминутка Игра «Правда или ложь» Ученики на слайде читают утверждение и с помощью сигнала бедствия показывают свое согласие или несогласие.
Задача по функциональной грамотности -1 балл (спасательный круг)
У воды есть свойство, отличающее ее от других жидкостей. Если бросить кусок свинца в жидкий свинец, то он потонет, так как твердый свинец плотнее жидкого. А твердая вода- лед- имеет плотность всего 900 кг/м3, поэтому льдины спокойно плывут по воде, ведь у жидкой воды плотность 1000 кг/м3. Вот поэтому многотонные глыбы- айсберги - представляют большую опасность для судов, так как …… и находиться под водой.
Найдите в тексте пропущенные слова и попробуйте их восстановить. Большая часть может быть скрыта
IV. Закрепление материала:
-Ребята, ежегодно В России 27 декабря отмечается День спасателя. Его отмечают пожарные, водолазы, кинологи, летчики и многие другие специалисты МЧС РФ.
-Ребята, что объединяет вех этих людей? (они спасают жизнь людей)
-Там, где возникает опасность и угроза жизни десяткам, сотням, а иногда и тысячам людей, приходят на помощь спасатели МЧС. Это слаженная и согласованная работа людей многих профессий. В общем, спасатель – профессия настоящих мужчин!
Игра «Флажок спасателя» (учитель раздает учащимся флажки с заданием. Ребята читают и отвечают на вопрос, напечатанный на флажке)
2. Лёд какого оттенка наиболее крепок?
А) матового; Б) желтоватого; В) сине-зеленого или стального.
3. В каком месте реки лед крепче?
А) около впадения притоков;
Б) в местах расширения русла, у пологих берегов;
В) у обрывистых берегов.
4. На льду какой толщины можно организовать каток?
А) 8 см; Б) не менее 10 см; В) 15 см.
5. Как правильно подстраховываться при переправе по тонкому льду?
А) идти скользящим шагом, проверяя лед ударами шеста;
Б) надо пересечь речку на большой скорости, нигде не задерживаясь;
В) обязательно проверять лед ударами каблуков.
6. Человек провалился под лед. Как ему помочь?
А) добежать до полыньи и помочь ему выползти на лед.
Б) осторожно подползти и подать ему руку;
В) подползти на длинной доске и подать шарф или ремень.
7. Какое из спасательных средств не относится к зимним?
А) спасательная доска; Б) спасательный круг; В) спасательный шест.
8. Провалившись под лед, вы постараетесь:
А) сразу избавиться от одежды и обуви;
Б) если возможна помощь со стороны упретесь ногами и руками в кромки льда, не
сбрасывая одежды;
В) станете проламывать лед к ближнему берегу;
Г) попробуете выползти на лед, помогая себе ножом, ключами или браслетом от часов.
9. Выбравшись из полыньи, будете ли вы:
А) освободившись от мокрой одежды, прыгать, пока не согреетесь;
Б) прыгать в мокрой одежде;
В) не снимая одежды, бежать к населенному пункту.
2. Лёд какого оттенка наиболее крепок?
А) матового; Б) желтоватого; В) сине-зеленого или стального.
3. В каком месте реки лед крепче?
А) около впадения притоков;
Б) в местах расширения русла, у пологих берегов;
В) у обрывистых берегов.
4. На льду какой толщины можно организовать каток?
А) 8 см; Б) не менее 10 см; В) 15 см.
5. Как правильно подстраховываться при переправе по тонкому льду?
А) идти скользящим шагом, проверяя лед ударами шеста;
Б) надо пересечь речку на большой скорости, нигде не задерживаясь;
В) обязательно проверять лед ударами каблуков.
6. Человек провалился под лед. Как ему помочь?
А) добежать до полыньи и помочь ему выползти на лед.
Б) осторожно подползти и подать ему руку;
В) подползти на длинной доске и подать шарф или ремень.
7. Какое из спасательных средств не относится к зимним?
А) спасательная доска; Б) спасательный круг; В) спасательный шест.
8. Провалившись под лед, вы постараетесь:
А) сразу избавиться от одежды и обуви;
Б) если возможна помощь со стороны упретесь ногами и руками в кромки льда, не
сбрасывая одежды;
В) станете проламывать лед к ближнему берегу;
Г) попробуете выползти на лед, помогая себе ножом, ключами или браслетом от часов.
9. Выбравшись из полыньи, будете ли вы:
А) освободившись от мокрой одежды, прыгать, пока не согреетесь;
Б) прыгать в мокрой одежде;
В) не снимая одежды, бежать к населенному пункту.
3. В каком месте реки лед крепче?
А) около впадения притоков;
Б) в местах расширения русла, у пологих берегов;
В) у обрывистых берегов.
4. На льду какой толщины можно организовать каток?
А) 8 см; Б) не менее 10 см; В) 15 см.
5. Как правильно подстраховываться при переправе по тонкому льду?
А) идти скользящим шагом, проверяя лед ударами шеста;
Б) надо пересечь речку на большой скорости, нигде не задерживаясь;
В) обязательно проверять лед ударами каблуков.
6. Человек провалился под лед. Как ему помочь?
А) добежать до полыньи и помочь ему выползти на лед.
Б) осторожно подползти и подать ему руку;
В) подползти на длинной доске и подать шарф или ремень.
7. Какое из спасательных средств не относится к зимним?
А) спасательная доска; Б) спасательный круг; В) спасательный шест.
8. Провалившись под лед, вы постараетесь:
А) сразу избавиться от одежды и обуви;
Б) если возможна помощь со стороны упретесь ногами и руками в кромки льда, не
сбрасывая одежды;
В) станете проламывать лед к ближнему берегу;
Г) попробуете выползти на лед, помогая себе ножом, ключами или браслетом от часов.
9. Выбравшись из полыньи, будете ли вы:
А) освободившись от мокрой одежды, прыгать, пока не согреетесь;
Б) прыгать в мокрой одежде;
В) не снимая одежды, бежать к населенному пункту
V. Домашнее задание:
-Ребята, вам предлагается задание на выбор.
Первое задание- расшифровать выражение. Из каждого слова взять только тот слог, который указан в коде, а затем полученные слоги сложить.
- Прочитайте полученное выражение.
Правильный ответ: Твоя безопасность в твоих руках. Это будет тема вашего домашнего сочинения.
Второе задание- снять видеоролик на тему «Правила безопасного поведения на водоемах» и разместить его на странице вашей школы в Инстаграмм.
-Ребята, обратите внимание, что на последней странице вашей книги спасателя написан адрес моей эл.почты. Это для обратной связи. Присылайте мне ваши сочинения и видеоролики! Я с удовольствием их оценю и отвечу вам.
-Ребята наш урок подошел к концу.
V. Итог урока Рефлексия
-Ребята, давайте вернемся к тем задачам, которые мы поставили в начале урока!
Изучить какие водоемы являются безопасными;
Применять общие правила безопасного поведения на воде и правила передвижения по замёрзшим водоёмам.
- Итак, что сегодня мы узнали? …
- Полученные знания можно где можно применить?..
На слайде:
-Давайте подведем итоги!
-Пролистайте все страницы вашей книги спасателя и посчитайте сколько баллов вы собрали сегодня на уроке?
Если вы в течение урока набрали 6-7 баллов (спасательных кругов), то ваша оценка за урок-5.
Если вы в течение урока набрали 4-5 баллов (спасательных кругов), то ваша оценка за урок-4.
-Ребята, в таблицу оценивания (это последняя страница в Книге спасателя) впишите сумму баллов и поставьте оценку за урок!
-Ребята, благодарю вас за урок! Вы были сегодня очень внимательны, а внимание и осторожность, а также знание правил безопасности –гарант вашей счастливой и здоровой жизни.
-Я уверена, что сегодняшнее занятие поможет вам сохранить свою жизнь и научит дорожить ею. Советую также вам прочитать книгу Б. Житкова «На льдине». Берегите свою жизнь и помните, что есть много прекрасных мест для игр помимо зимних водоёмов.
-Спасибо за урок! До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»
Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...
Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...
Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"
Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта
Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта...
Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"
Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...
Методическая разработка по теме "Разработка урока немецкого языка согласно ФГОС. Тип урока: комбинированный"
Переход на ФГОС позволил переориентировать усилия гигантского преподавательского состава страны с традиционного узкопредметного обучения (предметные результаты) одновременно и на развитие каждого обуч...