Русский язык.7 класс. Деепричастие.
учебно-методический материал по русскому языку (7 класс)
конспект урока. презентация, приложение к уроку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_k_uroku_upotrelenie_deeprichastiy1.ppt | 2 МБ |
test.doc | 34 КБ |
urok_deeprichastie_kak_chast_rechi.docx | 33.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что же обозначает это слово? обратимся к этимологическому словарю. Деепричастие произошло от двух слов дее (от деяти в значении «делать») + причастие (причастность). Термин был введён в грамматику М. Смотрицким в начале XVII века. “ дее-” близост ь к действию
Признаки глагола Признаки наречия 1.Обозначает действие. 2. Имеет вид,возвратность 3. Что делая? Что сделав? 4. Могут иметь зависимые слова. Не изменяются (не склоняются, не спрягаются) 2. Как? 3.В предложении – обстоятельство.
Деепричастие НСВ (незаконченное добавочное действие. Что делая?) Деепричастие СВ (законченное добавочное действие. Что сделав?) -а -я Стуч-ат Стуч-а Зна-ет Зна-я Улыба-ют-ся Улыба-я-сь -в -вши -ши Сложи-ть Сложи-в Взя-ть-ся Взя-вши-сь Испе-чь Испек-ши -а -я Прочт-ут Прочт-я Прищур-ят-ся Прищур-я-сь
Выделите в каждом столбике деепричастие: 1 2 А) закрыт; А) работавший; Б) закрывшийся; Б) работая; В) закрыв. В) разработка. По каким признакам определили деепричастия?
Словарь. Закупорить – плотно закрыть (банку) Заплесневеть – покрыться плесенью (налётом, пятнами ) Словарь. Зак у порить – плотно закрыть (банку) Запл е сневеть – покрыться плесенью (налётом, пятнами ) Произносите правильно Как образованы деепричастия? прин я в пон я в нач а в приб ы в зак у порив запл е сневев
Кипя, Шипя, Журча, Ворча, Струясь, Крутясь, Сливаясь, Вздымаясь, Вздуваясь, Мелькая, шурша, Резвясь и спеша, Скользя, обнимаясь, Делясь и встречаясь, Ласкаясь, бунтуя, летя, Играя, дробясь, шелестя, Блистая, взлетая, шатаясь, Сплетаясь, звеня, клокоча, Взвиваясь, вертясь, грохоча, Морщинясь, волнуясь, катаясь, Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя, Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя, Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая, Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая, Вперёд и вперёд убегая в свободолюбивом задоре, - Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре! Р. Саути «Лодорский водопад»
Деепричастия дорисовывают основное действие, делают речь точнее и ярче Предложения с деепричастиями более выразительны, живописны
Продолжите предложение Сегодня на уроке я узнал(а)… Мне особенно понравилось… Что мне показалось трудным… Я могу похвалить себя за…
П.28 упр.183.
I вариант II вариант Итоговый тест 1. Какое из слов не является деепричастием: 2. Найдите слова с ударением на третьем слоге: А) балуясь; Б) черпая; В) углубившись. А) облегчив; Б) прибыв; В) закупорив. 3. Выберите правильное продолжение фразы: Сидя у костра, Подходя к лесу, А) внезапно налетел ветер; А) ветер стал как будто сильнее; Б) мы завороженно глядели на огонь; Б) уже чувствуется осенняя свежесть; В) мне вспомнилась ночь на Днепре. В) мы посмотрели на компас. 4. Подбери синоним к фразеологизму : А) сломя голову А) не разгибая спины Б) засучив рукава Б) положа руку на сердце А) даря; Б) гиря; В) жаря. А) доля; Б) деля; В) пиля.
I вариант II вариант Проверь себя! 1Б 1А 2 В 2 А 3 Б 3 В 4А-быстро 4А-беспрерывно 4Б-усердно 4Б-откровенно
Хорошую речь хорошо и слушать русская пословица
Предварительный просмотр:
1. Что обозначает деепричастие как особая форма глагола?
1) признак предмета по действию;
- 2) действие предмета;
- 3) добавочное действие при основном, выраженном глаголом.
2. На какие вопросы отвечает деепричастие?
- 1) что делает?
- 2) что делать?
- 3) что делая?
- 4) что сделав?
- 5) что делай?
3.Найти суффиксы деепричастий:
- 1) -нн -, -енн-, -т-;
- 2) -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-;
- 3)-а, -я, -в, -ши,-вши.
4. Среди данных слов найди деепричастия:
- 1) прыгаю;
- 2) прыгающий;
- 3) прыгая;
- 4) подпрыгнув;
- 5) прыгнувший;
5. Найти верные суждения:
- 1. Деепричастие и глагол отвечают на одни и те же вопросы.
- 2. Деепричастие не изменяется.
- 3) Деепричастия могут быть совершенного и несовершенного вида.
6. При написании каких глагольных форм необходимо знать суффикс неопределённой формы?
- 1) выслуш…в;
- 2) увид…вший;
- 3) уважа…мый;
- 4) потер…ный;
- 5) люб…щий.
7. В каких предложениях допущены ошибки в употреблении деепричастий?
- 1. Прочитав книгу, она мне очень понравилась.
- 2. Выполняя это задание, не забудьте обратиться к словарю.
- 3. Замедляя ход, к станции подошел поезд.
- 4. Выйдя на балкон, кругом открылся чудесный вид.
8. Найти слова с ударением на 2-м слоге:
- 1) заняв;
- 2) начав;
- 3) начал;
- 4) приняв.
Предварительный просмотр:
Открытый урок русского языка в 7 «Б» классе
по теме «Деепричастие как часть речи»
учителя русского языка и литературы
Цели:
- раскрыть функции деепричастий в целях создания у школьников мотивации для употребления деепричастий в собственной речи;
- Сформировать представление о деепричастии как особой форме глагола;
- развивать у школьников умения применять сформированные обобщенные понятия «часть речи» и «морфологические признаки частей речи» для анализа новой, не изучавшейся ранее части речи;
- развивать речь школьников через совершенствования умений самостоятельно строить научные определения;
- совершенствовать умения и навыки чтения с целью самостоятельного извлечения научной информации из учебника, выделения важных смысловых фрагментов;
- обеспечить ускорение темпа работы учеников с целью введения понятия о деепричастии; сообщить орфографические и пунктуационные правила и провести их первичное закрепление.
- продолжать знакомить с нормами литературного языка, с правильным употреблением деепричастий в предложениях;
- развивать коммуникативные навыки
- воспитывать интерес к русскому языку.
Тип урока. Урок усвоения новых знаний.
Вид урока. Комбинированный.
Формы работы учащихся: коллективная, индивидуальная, работах в парах
Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор
Оборудование. Презентация ,учебники, тексты.
Ход урока:
I.Этап мотивации и актуализации.
-Здравствуйте, ребята! Садитесь! Я очень рада вас видеть. Думаю,что вы как всегда будете на уроке внимательны и активны!
-Мы закончили изучение большой и сложной темы «Причастие».
-Давайте вспомним что это такое?
Ответ детей (Причастие- это самостоятельная часть речи,которая обозначает проявляющийся во времени признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? Какая? Какое?какие?)
От какой части речи образуется причастие? –
От глагола
Сейчас мы проведем лингвистическую разминку
Посмотрите внимательно на дОску и найдите «Лишнее слово».
1 строка- восхищаться, гулять, любуясь
2 строка-быстро, смеясь, весело
3 строка- говорящий,улыбающийся, воплотив
Любуясь,Смеясь, воплотив- слова неизвестной нам части речи.
II.Целеполагание.
Итак ,каковы же цели нашего урока :
Дать понятие о деепричастии как о части речи.
Узнать как образуется деепричастие
Научиться находить деепричастие в тексте
Пополнить свой словарный запас
научиться видеть различия между деепричастиями и глаголами
Таким образом, тема нашего урока
Деепричастие как часть речи.(1 слайд)
Откройте тетради, запишите число, классная работа и тему нашего урока.
Часть дее- означает близость этой части речи к действию, значит, к глаголу.
Деепричастие. (слово пишет на доске учитель, ребята – в тетради. Ставим ударение. Проговариваем вслух) Это термин, мы должны знать. Знать, как он пишется и каково его ЛЗ. Еще раз прочитайте слово про себя и мысленно проговорите его.
Чтобы понять, что обозначает это слово, обратимся к этимологическому словарю.
Деепричастие произошло от двух слов дее (от деяти в значении «делать») + причастие (причастность). Термин был введён в грамматику М. Смотрицким в начале XVII века.
Оно обозначает добавочное действие.
Сравним два предложения. Найдите грамматические основы предложений( 2 слайд)
Маки осыпались и роняли на землю лепестки.
Маки осыпались, роняя на землю лепестки.
Как выражены действия в этих предложениях?
(Делается вывод вместе с учениками.
В первом предложении действия выражены однородными сказуемыми.
Во-втором - глаголом осыпались и добавочным действием роняя.
Добавочное действие выражено новой частью речи – деепричастием.
Какие глагольные признаки имеет эта часть речи?
- Во-первых, обозначает действие (добавочное).
- Во- вторых, образуется от глаголов.
- Имеют вид. (роняя – что делая? Несовершенный вид.)
- Какой ещё вопрос можно задать слову? (как?)
- Какая часть речи отвечает на вопрос как? (наречие)
- Какой член предложения отвечает на вопрос как? (обстоятельство)
Значит, деепричастие имеет признаки каких частей речи?-
глагола и наречия. (слайд 3)
Сделайте в тетрадях две колонки и мы запишем в 1 ую колонку :
Признаки глагола | Признаки наречия |
Обозначает действие | Не изменяется |
Имеет вид, возвратность | В предложении обстоятельство |
Что делая? Что сделав? | |
Могут иметь зависимые слова (роняя на землю лепестки) |
А теперь откроем учебники на странице 77. И ознакомимся с теоретическими сведениями о деепричастии.
Изучение теоретического материала учебника (с. 76-77)
Мы уже сказали,что Д образуется от глагола. А с помощью каких морфем? Давайте исследуем
На доске глагол: ЧИТАТЬ- давайте образуем Д.- (что делая ?) Читая (что сделав?)- ПРОЧИТАВ (вопросы приклеиваются на доску в цветных прямоугольниках)
Итак, с помощьюкаких морфем образуется Д от Г?
Далее рассмотрим таблицу .Т.к. Д образовано от Г.оно также как и Г бывает СВ И НСВ
Образование деепричастия. (слайд4)
Деепричастие несовершенного вида. (незаконченное добавочное действие. Что делая?) | Деепричастие совершенного вида. (законченное добавочное действие. Что сделав?) |
-а –я Зна-ет - зная Гляд-ят – глядя Улаба-ют-ся - улабаясь | -в –вши -ши Сложи-ть, сложи-в, сложи-вши Взя-ть-ся, взя-вши-сь Испечь, испек-ши -а – я Прочт-ут, прочт-я Прищур-ят-ся , прищур-я-сь |
Я: Как определить вид деепричастия?
Задай к деепричастию вопрос. Если оно отвечает на вопрос «Что делая?» - это деепричастие несовершенного вида. Если отвечает на вопрос «Что сделав?» - это деепричастие совершенного вида.
Давайте составим алгоритм как образовать деепричастие НСВ от глагола?
Смеяться –смеются- смеясь (На доске)
1)Задай вопрос к глаголу. Если глагол несовершенного вида, то и деепричастие будет несовершенного вида
2) Поставь глагол в настоящее время ( что делают?)
3) Отбрось окончание (-ут, -ют, -ат, -ят)
4) Добавь суффикс –а или –я
Хорошо, молодцы!
А теперь –алгоритм образовать деепричастие СВ от глагола?
Рассказать- рассказав
1.)Если глагол совершенного вида, то и деепричастие будет совершенного вида.
2) Отбросьте суффикс неопределённой формы (-ть, -чь, -ти).
3) Добавьте один из суффиксов -в,-вши, -ши.
(слайд 5 ):
А сейчас проведем самопроверку выделите в каждом столбике деепричастие)
1- вариант.
1. Закрыт
2. Закрывшийся
3. Закрыв
2 -вариант.
- Работавший
- Работая
- Разработка
Д. каких видов вы нашли? 1 в – СВ; 2-НСВ.
Знакомимся с особенностями произношения деепричастий (орфоэпическими нормами)
От данных глаголов образуйте деепричастия (устно)
Создать - создав.
Занять – заняв.
Поднять – подняв.
Какую закономерность вы заметили?Ударение падает на конец слова.
Продолжайте теперь самостоятельно (письменно) и поставьте в каждом слове ударение
(Глаголы записаны на створке доски)
Начать –(начав)
Понять – (поняв)
Принять – (приняв)
Прибыть – (прибыв)
Закупорить – (закупорив)
Заплесневеть – (заплесневев)
Проверьте себя (слайд 6 произнесите правильно)
Физминутка.
А ТЕПЕРЬ, РЕБЯТА, ВСТАЛИ!
БЫСТРО РУКИ ВВЕРХ ПОДНЯЛИ,
В СТОРОНЫ, ВПЕРЕД, НАЗАД,
ПОВЕРНУЛИСЬ ВПРАВО, ВЛЕВО,
ТИХО СЕЛИ, ВНОВЬ ЗА ДЕЛО.
Работа с текстом.
-А теперь обратимся к текстам,которые лежат у вас на партах.
Неожиданно подул ветер. Он прошёлся вдоль берега, зарябив зеркало воды, обломав сухие ветви. Кроты, строившие подземные царства, спрятались в свои лабиринты. Солнце, послав на землю последний луч, закрылось в серую мглу. Вся природа, затаив дыхание, замерла в ожидании чего-то. Вдруг на кленовый лист упала первая снежинка.
И вот бесшумно пошёл снег, засыпая все неровности на земле. Снежный ковёр, изменяя обычный наряд леса, опушил вековую ель, лёг на ветви берёзы. Большой снег накрывает лесной поток, останавливая течение у берегов, глуша шум на перекатах. Снег поглотил все звуки, создал бесконечные группы белых фигур, погрузив всё лесное царство в мир безмолвия и справедливости.
(97 слов)
- О чем текст ? Какова его осн. Мысль?( Наступление зимы,первый снег)
- Определите стиль речи? художественный
- Тип речи? повествование
- Давайте озаглавим текст? ( Первый снег)
- С помощью каких частей мы можем представить приход зимы? (Глаголы,Причастия и Деепричастия)
-А теперь найдите и обведите Д в тексте (1 в-1 абз. 2в- 2 абз.)
(Устно)
Отредактируйте предложенияЯ раздам вам предложения с речевыми ошибками.В них неправильно употреблено Д.(Работа в парах) Такое задание может встретиться в заданиях ГИА
Подойдя к дому, собака встретила меня радостным лаем. | Покатившись на катке, сильно болят ноги. |
Заигравшись до позднего вечера, мама рассердилась на нас. | Возвращаясь домой, пошёл дождь. |
Сидя у окна, в комнату влетел воробей. | Поселившись в деревне, его мечта осталась прежней. |
Открывая дверь ,она громко скрипнула |
Когда я подошел к дому…
Мы заигрались до позднего вечера…
Когда я сидел у окна…
После тренировки на катке…
Когда я возвращался домой …
Он поселился в деревне…
Когда я открылдверь…
( (слайд 8)
Читаю стихотворение.
Кипя,
Шипя,
Журча,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, шурша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Ласкаясь, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Взвиваясь, вертясь, грохоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,
Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,
Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,
Вперёд и вперёд убегая в свободолюбивом задоре, -
Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре!
- Что в этом стихотворении показалось необычным? (52 деепричастия)
- Кто из вас видел настоящий водопад? Слышал его шум?
- Какие слова помогли это сделать?Давайте ещё раз вспомним что такое Д?.
- Какую роль они играют?
-На какие вопросы они отвечают?
(Вывод)
V. Рефлексия. Подведение итогов.
Смотреть слайд 9
Продолжите предложения:
Сегодня на уроке я узнал(а)…
Мне особенно понравилось…
Что мне показалось трудным…
Я могу похвалить себя за …
Сегодня за работу на уроке получили оценки следующие ребята:
Слайд 10)Домашняя работа. П.28 упр.183.
Выполнение теста. (Прилагается).Резерв
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Употребление деепричастий в речи"7класс
.На данном уроке рассмотриваются выразительные возможности деепричастийУчащиеся узнают морфологические и синтаксические признаки деепричастий, правило постановки знаков препинания при ...
Готовимся к ЕГЭ по русскому языку "Переход деепричастий в наречия"
Урок русского языка в 10 классе "Переход деепричастий в наречия"...
Урок русского языка "Употребление деепричастий в речи (7 класс)"
Цель урока: определить роль деепричастий в речи, условия их правильного употребления в речи; развивать навыки образования деепричастий, устранения грамматических ошибок в употреблении деепр...
Конспект урока по русскому языку "Употребление деепричастий в речи"
Тема урока: «Употребление деепричастий в речи» Вид урока: беседа, практическая работаЦели урока: Показать широкие возможности употребления деепричастий в речи;Совершенствовать умение анали...
Системно-деятельностный подход на уроке русского языка. Тема "Деепричастие"
Данный урок построен на состемно -деятельностном подходе в обучении, предлагается неординарный подход к изучению новой темы, учащиеся путем самостоятельных наблюдений приходят к формулировки темы и за...
Презентация к уроку русского языка "Употребление деепричастий в речи" 7 класс
Презентация к уроку русского языка "Употребление деепричастий в речи" помогает ответить на вопросы об изобразительных возможностях этой части речи в языке....
Технологическая карта урока Учебный предмет: русский язык Класс: 6 Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Тема урока: «Местоимение как часть речи» Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Технологическая карта урока Учебный предмет: русский языкКласс: 6Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др.Тема урока: «Местоимение как часть речи»Тип у...