Программа "Родной язык и родная литература"
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Данная предметная область должна обеспечить воспитание ценностного отношения к родному языку и литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа, приобщение к литературному наследию своего народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodnaya_literatura.docx | 34.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение
Заболотновская основная школа
Приложение №____
к основной образовательной программе
основного общего образования (ФГОС),
утвержденном приказом директора
МКОУ Заболотновской ОШ
________________________________
Рассмотрена и рекомендована
к утверждению
на заседании школьного
методического объединения
учителей русского языка и литературы
протокол №___
от «__»________2018г.
Рабочая программа
по родной русской литературе
для 5 - 8 класса (ФГОС ООО)
(базовый уровень)
срок реализации 5 лет
Составители программы:
учителя русского языка и литературы
Малехонова Н.Г. и Скворцова А.В.
2018 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с нормативными документами:
-Федеральным законом от 29 декабря 2012 г № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (ред. от 31.12.2015).
- Образовательной программой основного общего образования МКОУ «Заболотновская ОШ».
Цели и задачи составления рабочей программы
Рабочая программа составляется для 5-8 кл., нацелена на общий уровень образования учащихся. Изучение предмета «Родная русская литература» будет осуществляться интегрировано.
Рабочая программа способствует реализации следующих целей и задач обучения.
Цели:
-воспитание гражданина и патриота;
-формирование представления о русской литературе, как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
- осознания своеобразия русской литературы;
- формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;
-обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
- получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования;
- освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.
Основные задачи:
- воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;
- приобщение к литературному наследию своего народа.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты изучения курса «Родная русская литература»:
-идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству;
- проявлять интерес к культуре и истории своего народа, страны;
- различать основные нравственно-эстетические понятия;
- выражать положительное отношение к процессу познания.
Метапредметными результатами являются:
- понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал,
подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять
причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях,
формулировать выводы;
-уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность,
оценивать ее, определять сферу своих интересов;
- уметь работать с разными источниками информации, находить ее,
анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты:
Ученик научится:
- видеть черты русского национального характера в героях русских сказок,
видеть черты национального характера своего народа в героях народных
сказок;
- учитывать жанрово-родовые признаки произведений устного народного
творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного
чтения;
- использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
- определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;
- выразительно читать сказки, соблюдая соответствующий интонационный
рисунок устного рассказывания;
- пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская
значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные
для народных сказок художественные приёмы;
- выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе
определять жанровую разновидность сказки.
- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы
и содержания;
- воспринимать художественный текст как произведение искусства,
послание автора читателю, современнику и потомку;
- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения
художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения.
Место учебного предмета в образовательной программе школы
Программа по родной русской литературе составляется на основе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленной в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, и рассчитана на общую учебную нагрузку (в 5-8 классах в объеме 36 учебных часов) : 5 кл. – 9 ч.; 6 кл. – 9 ч.; 7 кл. – 9 ч.; 8 кл. – 9 ч.
Основные содержательные линии программы учебного предмета
«Родная русская литература»
Тема 5-го класса – «Времена года в русской литературе» (изменения в мире природы и их влияние на жизнь людей и животных).
1. Лето (календарная поэзия) – 2 ч.
2. Осень (календарная поэзия) – 2 ч.
3. Зима (календарная поэзия) – 2 ч.
4. Весна (календарная поэзия) – 2 ч.
5. Урок обобщение. Изменения в мире природы и их влияние на жизнь людей и животных. – 1 ч.
Всего = 9 часов.
Тема 6-го класса – «Русская литература и традиции народной культуры».
1. Народный календарь в произведениях русских писателей и поэтов – 2 ч.
2. Традиции народной культуры в произведениях русских поэтов – 2 ч.
3. Любимые народные герои – 1 ч.
4. В мире литературных сказок – 2 ч.
5. В песне – душа народа. Лирические народные песни. – 2 ч.
Всего = 9 часов.
Тема 7-го класса – «Ребенок и окружающий мир в русской литературе».
1. Вводный урок. «Золотая пора детства» в произведениях русской литературы – 1 ч.
2. Ребенок и окружающий мир в русской литературе. – 2 ч.
3. Внутренние переживания ребенка в произведениях русской литературы – 2 ч.
4. В.П. Астафьев «Далекая и близкая сказка» (из книги «Последний поклон») – 2 ч.
5. В.Г. Распутин «Век живи – век люби» - 2 ч.
Тема 8-го класса – «Родина, дом, семья».
1. Вводное занятие. Знакомство с произведениями по теме. – 1 ч.
2. Семейные ценности в произведениях русской литературы – 2 ч.
3. Образ женщины в русской поэзии – 2 ч.
4. Семейные традиции (по произведениям И.С. Шмелева «Лето Господне») – 2 ч.
5. Русский характер в произведениях А.Н. Толстого, А.П. Платонова «Возвращение» - 2 ч.
Всего = 9 часов.
Учебно-тематический план 5 кл. «Времена года в русской литературе» (К.И. Чуковский)
№ | Тема | Кол-во часов |
Учебно-тематический план 6 кл. «Русская литература и традиции народной культуры»
№ | Тема | Кол-во часов |
Учебно-тематический план 7 кл. «Ребенок и окружающий мир в русской литературе»
№ | Тема | Кол-во часов |
Учебно-тематический план 8 кл. «Родина, дом, семья»
№ | Тема | Кол-во часов |
Предметные результаты
В соответствии с требованиями ФГОС (приказ Минобороны России от 31 декабря 2015 года № 1577) предметные результаты изучения учебного предмета «Родная литература» должны отражать:
- Осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
- Понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
- Обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно – эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;
- Воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
- Развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
- Овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п.; формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осозновать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Список литературы
- О преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования: Методическое письмо // Настольная книга учителя литературы /Сост. Е.А. Зинина, И.В. Корнута. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2013. – С. 198 - 202.
- Меркин Г.С. Программа по литературе для 5-9 классов общеобразовательной школы. – М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2014.
- Литература. 5 кл.: Учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений: В 2 ч./ Автор-сост. Г.С. Меркин. – М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2016.
- Литература. 9 класс. Тематическое планирование. // Ахбарова Г.Х., Скиргайло Т.О. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2013.
- Литература. 9 класс. Учебник в 2 ч. Часть 1. // Зинин С.А., Сахаров В.И., Чалмаев В.А. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009.
- Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература: 5 класс. Учебник-хрестоматия в 2-х частях. М.: Просвещение, 2015;
- Полухина В.П. и др. Литература: 6 класс. Учебник-хрестоматия в 2-х частях. / Под ред. В.Я.Коровиной.- М.: Просвещение, 2015;
- Коровина В.Я. Литература: 7 класс. Учебник-хрестоматия в 2-х частях. М.: Просвещение, 2015;
- Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература: 8 класс. Учебник-хрестоматия в 2-х частях. М.: Просвещение, 2015;
- Интернет-ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по родному языку и родной литературе 5 класс
Рабочая программа для родного русского языка...
Календарно-тематическое планирование "Родной язык и родная литература"
Проект планирования к курсу "Родной язык и родная литература"...
Программы и КТП по русскому языку, литературе, родному языку и родной литературе
Программы и КТП по русскому языку, литературе, родному языку и родной литературе...
Приказ о создании рабочей группы по разработке программ учебных предметов по обязательным предметным областям «Родной язык и литературное чтение на родном языке» (1-4 классы) и «Родной язык и родная литература» (5-9 классы)
Данные программы конкретирзируют содержание Стандарта, дают распределение часов по разделам курсов, определяют последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных связей, воз...
Рабочие программы и КИМы по дисциплинам "Русский язык", "Литература", "Русский язык и культура речи", "Отечественная литература", "Родной язык" и "Родная литература" для отделений Дизайн, Живопись, Реставрация, Музыканты и СКД
Рабочие программы содержат в себе тематику изучаемой дисциплины, количество часов, отведенное на данную дисциплину, а также задания для оценивания изучаемой дичциплины....
«Особенности преподавания предметных областей «Родной язык и литературное чтение на родном языке» и «Родной язык и родная литература» в условиях ФГОС ООО и ФГОС СОО» (удостоверение).
laquo;Особенности преподавания предметных областей «Родной язык и литературное чтение на родном языке» и «Родной язык и родная литература» в условиях ФГОС ООО и ФГОС СОО»...
Заседание муниципального методического объединения «Русский язык и литература. Родной язык и родная литература» по теме «Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях ФГОС»
Заседание муниципального методического объединения «Русский язык и литература. Родной язык и родная литература» по теме «Современные подходы к организации образовательного процесса в...