Программа "Родной язык и родная литература"
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Скворцова Алевтина Васильевна

Данная предметная область должна обеспечить воспитание ценностного отношения к родному языку и литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа, приобщение к литературному наследию своего народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodnaya_literatura.docx34.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение
Заболотновская основная школа

Приложение №____

к основной образовательной программе

основного общего образования (ФГОС),

                                                                          утвержденном  приказом директора
                                                             МКОУ Заболотновской ОШ
                                                                                ________________________________

                                                                     

Рассмотрена и рекомендована

к утверждению

на заседании школьного

методического объединения

учителей русского языка и литературы

протокол №___
от «__»________2018г.

Рабочая программа

по родной русской литературе

для 5 - 8 класса (ФГОС ООО)

(базовый уровень)

срок реализации 5 лет

                                             Составители программы:
                                                                    учителя русского языка и литературы
                                                            Малехонова Н.Г. и Скворцова А.В.

2018 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с нормативными документами:

-Федеральным законом от 29 декабря 2012 г № 273-ФЗ  "Об образовании в Российской Федерации";

- Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (ред. от 31.12.2015).

- Образовательной программой основного общего образования МКОУ «Заболотновская ОШ».

Цели и задачи составления рабочей программы

Рабочая программа составляется для 5-8 кл., нацелена на общий уровень образования учащихся. Изучение предмета «Родная русская литература» будет осуществляться интегрировано.

Рабочая программа способствует реализации следующих целей и задач обучения.

Цели:

-воспитание гражданина и патриота;

-формирование представления о русской литературе, как духовной, нравственной и культурной ценности народа;

- осознания своеобразия русской литературы;

- формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;

-обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

- получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования;

- освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.

Основные задачи:

- воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;

- приобщение к литературному наследию своего народа.


Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты  изучения курса «Родная русская литература»:

-идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству;

- проявлять интерес к культуре и истории своего народа, страны;

- различать основные нравственно-эстетические понятия;

- выражать положительное отношение к процессу познания.

Метапредметными результатами  являются:

- понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал,

подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять

причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях,

формулировать выводы;

-уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность,

оценивать ее, определять сферу своих интересов;

- уметь работать с разными источниками информации, находить ее,

анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты:

Ученик научится:

- видеть черты русского национального характера в героях русских сказок,

видеть черты национального характера своего народа в героях народных

сказок;

- учитывать жанрово-родовые признаки произведений устного народного

творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного

чтения;

- использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

- определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;

- выразительно читать сказки, соблюдая соответствующий  интонационный

рисунок устного рассказывания;

- пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская

значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные

для народных  сказок художественные приёмы;

- выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе

определять жанровую разновидность сказки.

- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы

и содержания;

- воспринимать художественный текст как произведение искусства,

послание автора читателю, современнику и потомку;

- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения

художественной  литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения.


Место учебного предмета в образовательной программе школы

Программа по родной русской литературе составляется на основе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленной в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, и рассчитана на общую учебную нагрузку (в 5-8 классах в объеме 36 учебных часов) : 5 кл. – 9 ч.; 6 кл. – 9 ч.; 7 кл. – 9 ч.;  8 кл. – 9 ч.


Основные содержательные линии программы учебного предмета
«Родная русская литература»

Тема 5-го класса – «Времена года в русской литературе» (изменения в мире природы и их влияние на жизнь людей и животных).

1. Лето (календарная поэзия) –   2 ч.

2. Осень (календарная поэзия) – 2 ч.

3. Зима (календарная поэзия) –   2 ч.

4. Весна (календарная поэзия) – 2 ч.

5. Урок обобщение. Изменения в мире природы и их влияние на жизнь людей и животных. – 1 ч.

Всего = 9 часов.

Тема 6-го класса – «Русская литература и традиции народной культуры».

1. Народный календарь в произведениях русских писателей и поэтов – 2 ч.

2. Традиции народной культуры в произведениях русских поэтов – 2 ч.

3. Любимые народные герои – 1 ч.

4. В мире литературных сказок – 2 ч.

5. В песне – душа народа. Лирические народные песни. – 2 ч.

Всего = 9 часов.

Тема 7-го класса – «Ребенок и окружающий мир в русской литературе».

1. Вводный урок. «Золотая пора детства» в произведениях русской литературы – 1 ч.

2. Ребенок и окружающий мир в русской литературе. – 2 ч.

3. Внутренние переживания ребенка в произведениях русской              литературы   –  2 ч.

4. В.П. Астафьев «Далекая и близкая сказка» (из книги «Последний         поклон») – 2 ч.

5. В.Г. Распутин «Век живи – век люби» - 2 ч.

Тема 8-го класса – «Родина, дом, семья».

1. Вводное занятие. Знакомство с произведениями по теме. – 1 ч.

2. Семейные ценности в произведениях русской литературы – 2 ч.

3. Образ женщины в русской поэзии – 2 ч.

4. Семейные традиции (по произведениям И.С. Шмелева «Лето Господне») – 2 ч.

5. Русский характер в произведениях А.Н. Толстого, А.П. Платонова «Возвращение» - 2 ч.

Всего = 9 часов.

Учебно-тематический план 5 кл. «Времена года в русской литературе» (К.И. Чуковский)

Тема

Кол-во часов

Учебно-тематический план 6 кл. «Русская литература и традиции народной культуры»

Тема

Кол-во часов

Учебно-тематический план 7 кл. «Ребенок и окружающий мир в русской литературе»

Тема

Кол-во часов

Учебно-тематический план 8 кл. «Родина, дом, семья»

Тема

Кол-во часов


Предметные результаты

В соответствии с требованиями ФГОС (приказ Минобороны России от 31 декабря 2015 года № 1577) предметные результаты изучения учебного предмета «Родная литература» должны отражать:

  1. Осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
  2. Понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
  3. Обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно – эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;
  4. Воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
  5. Развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
  6. Овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п.; формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осозновать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Список литературы

  1. О преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования: Методическое письмо // Настольная книга учителя литературы /Сост. Е.А. Зинина, И.В. Корнута. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2013. – С. 198 - 202.
  2. Меркин Г.С. Программа по литературе для 5-9 классов общеобразовательной школы. – М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2014.
  3. Литература. 5 кл.: Учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений: В 2 ч./ Автор-сост. Г.С. Меркин. – М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2016.
  4. Литература. 9 класс. Тематическое планирование. // Ахбарова Г.Х., Скиргайло Т.О. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2013.
  5. Литература. 9 класс. Учебник в 2 ч. Часть 1. // Зинин С.А., Сахаров В.И., Чалмаев В.А. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009.
  6. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература: 5 класс. Учебник-хрестоматия в 2-х частях. М.: Просвещение, 2015;
  7. Полухина В.П. и др. Литература: 6 класс. Учебник-хрестоматия в 2-х частях. / Под ред. В.Я.Коровиной.- М.: Просвещение, 2015;
  8. Коровина В.Я. Литература: 7 класс. Учебник-хрестоматия в 2-х частях. М.: Просвещение, 2015;
  9. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература: 8 класс. Учебник-хрестоматия в 2-х частях. М.: Просвещение, 2015;
  10. Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по родному языку и родной литературе 5 класс

Рабочая программа для родного русского языка...

Календарно-тематическое планирование "Родной язык и родная литература"

Проект планирования к курсу "Родной язык и родная литература"...

Программы и КТП по русскому языку, литературе, родному языку и родной литературе

Программы и КТП по русскому языку, литературе, родному языку и родной литературе...

Приказ о создании рабочей группы по разработке программ учебных предметов по обязательным предметным областям «Родной язык и литературное чтение на родном языке» (1-4 классы) и «Родной язык и родная литература» (5-9 классы)

Данные программы конкретирзируют содержание Стандарта, дают распределение часов по разделам курсов, определяют последовательность  изучения тем и разделов с учетом  межпредметных связей, воз...

Рабочие программы и КИМы по дисциплинам "Русский язык", "Литература", "Русский язык и культура речи", "Отечественная литература", "Родной язык" и "Родная литература" для отделений Дизайн, Живопись, Реставрация, Музыканты и СКД

Рабочие программы содержат в себе тематику изучаемой дисциплины, количество часов, отведенное на данную дисциплину, а также задания для оценивания изучаемой дичциплины....

«Особенности преподавания предметных областей «Родной язык и литературное чтение на родном языке» и «Родной язык и родная литература» в условиях ФГОС ООО и ФГОС СОО» (удостоверение).

laquo;Особенности преподавания предметных областей «Родной язык и литературное чтение на родном языке» и «Родной язык и родная литература» в условиях ФГОС ООО и ФГОС СОО»...

Заседание муниципального методического объединения «Русский язык и литература. Родной язык и родная литература» по теме «Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях ФГОС»

Заседание муниципального методического объединения «Русский язык и литература. Родной язык и родная литература» по теме «Современные подходы к организации образовательного процесса в...