Конспекты уроков русского языка и литературы
план-конспект урока (5, 8, 9, 10 класс)

Лобанова Ирина Михайловна

Предварительный просмотр:

Тема урока: Буквы -о-  - -а- в корне -лаг- – -лож-.

Цели урока:

  • выяснить условие написания изучаемых корней;
  • научить владеть способом выбора о/ а в -лаг- – -лож-;
  • развивать образное и логическое мышление, речь учащихся;
  • совершенствовать навыки правописания;
  • развивать орфографическую зоркость;
  • обогащать словарный запас;
  • воспитывать эстетическое отношение к слову, интерес к изучению русского языка.

ХОД УРОКА

1.Создание проблемной ситуации. Синтаксическая пятиминутка.

1. Запишите предложение и найдите главные члены предложения. Дайте характеристику предложения.

Туристический лагерь располагался в сосновом лесу.

2. Найдите в предложении слово с чередующейся гласной в корне (располагался).

3. Выполните его морфемный разбор.

4. Замените слово располагался другими глаголами с корнем -лож- (расположился).

2.Постановка учебной задачи

Посмотрите внимательно на слова, записанные на доске. Как вы думаете, когда в корне слова мы будем писать гласную а, когда – о? Чем же определяется правописание чередующихся гласных в корне?  

3.Анализ языкового материала

От данных глаголов суффиксальным способом образуйте новые слова. К какой части речи они относятся?

а) Излагать                 –         изложение;

б) предлагать         –         предложение;

в) располагать         –         расположение;

г) слагать                 –         сложение;

д) прилагать         –         приложение.

1. Являются ли данные слова однокоренными?

2. Какой гласный звук произносится в корне всех слов в безударном положении?

3. Какая буква пишется?

4. Как вы думаете, можно ли проверить ударением безударные чередующиеся гласные в корне?

5. Проанализируйте слова в левой и правой колонке.

6. Попробуйте найти закономерность: когда в корне -лаг- – -лож- пишется а, а когда – о.

Ученики формулируют правила выбора чередующихся а – о в корнях -лаг- – -лож-.

В корнях -лаг- – -лож- пишется о, если в корне есть буква ж; пишется а, если в корне есть буква г. Опознавательный признак орфограммы – безударное положение гласного. Исключение (в безударном положении): полог.

О – а в безударных корнях -лаг- – -лож-:

о (перед ж)

-лож-

положить

предложить

изложить

а (перед г)

-лаг-

полагать

прилагательное

Исключение:

полог

В русском языке нет глаголов с корнем -лаг- (-лож-) без приставок. Исключением является глагол ложиться.

Век тебя я не забуду:

Ты найдешь меня повсюду,

А теперь ты воротись,

Не горюй и спать ложись.

                        (А.Пушкин)

Все запомнили давно:

Перед ж мы пишем о.

Забывать никак нельзя:

Перед г мы пишем а.

Полагать и положить.

Слово полог – исключенье,

Никакого в том сомненья.

4.Тренировочные упражнения

Задание. Замените развернутое определение одним словом с чередованием в корне  -лаг- – -лож-:

а) название одного из чисел при сложении (слагаемое);

б) часть речи, обозначающая признак предмета (прилагательное);

в) основной объект изучения синтаксиса (предложение);

г) высказать догадку, суждение (предположение);

д) синоним к слову вкладывать (влагать);

е) то, что предложено , предлагается (предложение);

ж) устроиться где-нибудь на отдых (расположиться).

5.Работа по карточкам

(Детям раздаются карточки, два ученика работают у доски (по секрету), остальные выполняют работу в тетрадях.)

Задание. 1-й ученик выписывает словосочетания со словами, в которых пишется корень -лаг-; 2-й ученик выписывает слова с корнем -лож-.

Предл_гать ничью;

ул_житься в секунды;

пол_гаться на коллектив;

возл_жить ответственность;

распол_гать данными;

отл_жить визит;

прил_гать усилия;

пол_жение дел.

6.«Третье лишнее». Определите среди слов лишнее. Подчеркните его, объясните свой выбор.

Задание 1. 

а) сложение;

б) положение;

в) ложный.

Задание 2. 

а) Русалочка приподняла пурпурный пол_г шатра и увидела. что головка прелестной новобрачной покоится на груди принца. (Х.К. Андерсен)

б) Быть может, в Лете не потонет

Строка, сл_гаемая мной…

                        (А.Пушкин)

в) Всяким яством угощала;

Ул_жила отдыхать

На парчовую кровать.

                        (А.Пушкин)

При записи предложений ученик затрудняется в выборе глаголов класть и положить. Помогите ему.

1) Я пообещал отцу, что по окончании работы _______ инструменты в ящик.

2) Раненого _______ на носилки.

        3) Его слова _______ конец нашему спору.

4) Можно голову _______ за него.

5) Почтальон _______ телеграмму на стол.

6) Я всегда _______ в чашку чая два кусочка сахара.

7) В моей памятке записано: «Будь аккуратен, всегда _______  свои вещи на  отведенное для них место».

8) Я _______ книгу в портфель, чтобы не забыть ее.

9) Сосед _______ газету в карман.

10) Он обоих нас на лопатки _______.

Задание3.Раскройте смысл данных фразеологизмов и замените их синонимичными выражениями.

1) Сл_жить оружие – …

2) Сидеть сл_жа руки – …

3) Вл_жить в уста – …

4) Ума не прил_жу – …

5) Зал_жить основы – …

6) Пол_жить зубы на полку – …

7) Пол_жить на обе лопатки – …

8) Пол_жа руку на сердце – …

Задание 4. Раскройте смысл пословиц:

Не сиди сл_жа руки – так не будет скуки.

Если сл_жить все ошибки умного, получится гора.

Чужую беду руками разведу, а к своей ума не прил_жу.

Отработав, что пол_гается, съешь, что причитается.

7. Работа в группах.

Первая группа

Задание 1. Распределите записанные ниже слова в два столбика. В первый столбик выпишите слова с гласной а в корнях с чередованием, во второй – с гласной о. Объясните выбор гласной.

Предл_гать (ничью), пол_жительный (герой), распол_гающая (улыбка), (изменить) пол_жение, (закончить) изл_жение, (уменьшить) сл_гаемое, (высказать) предпол_жение, (просклонять) прил_гательное, (произвести) сл_жение, ул_житься (в секунды), пол_гаться (на коллектив), отл_жить (визит), распол_гать (данными).

Задание 2. Запишите глаголы с корнем -лаг- – -лож-, используйте приставки: по-, на-, при-, пере-, про-, с-, раз-, из-, воз-, пред-. Обозначьте условия выбора чередующихся букв о и а.

Вторая группа

Задание 1. Прочитайте предложения. Можно ли их назвать текстом? Докажите. Посмотрите внимательно, есть ли здесь слова с чередованием -лаг- – -лож-. Выпишите примеры слов с безударной гласной.  

1) Я стал изл_гать точ_ку зрения древних про Индию и про г_ризонт. 2) Ах, как Волька был бы счас_лив изл_жить свои познания по этому вопросу! 3) – Неужели ты пол_гаеш_, что отв_чаеш_ по существу твоего б_лета?  – спросил учитель. 4) Волька решил отл_жить объяснения на потом. 5) Хоттабычу, который уснул в неудобном пол_жении, приснился ужас_ный сон. 6) Надо пол_гать, сказалось небольшое переутомление. (Л.Лагин) 

Третья группа

Задание 1. Запишите словосочетания с данными глаголами, подбирая подходящие по смыслу существительные из правой колонки. Графически обозначьте условия выбора орфограммы. Используя словосочетания, составьте устный рассказ на тему «В походе».

предлагать

разложить

расположиться

прилагать

усилия, старания

у костра, у речки, у опушки

маршрут, услуги

костер, вещи

        

8.Итоги урока:

  • Что нового вы узнали на уроке?
  • Когда в корне пишется о, а когда – а? Приведите примеры.

9.Домашнее задание. «Кто больше?»

Запишите словарный диктант из слов с данной орфограммой.



Предварительный просмотр:

Урок-путешествие

Повторение и закрепление темы «Причастие»

   Цель: развитие предметных умений и творческих способностей учеников при закреплении темы «Причастие».

   Задачи:

-закрепление теоретических знаний и совершенствование практических навыков (нахождение причастий и причастных оборотов в тексте, постановка знаков препинания при причастном обороте);

-развитие письменной речи и творческих способностей через создание авторского текста.

   Оснащение: презентация в программе PowerPoint, подготовленная учителем; маршрутные листы – технологические карты для обучающихся (Приложение 1), бейджики «Космонавт-исследователь» (Приложение 2).

                                                                Ход урока

Отсчет свой от ноля

Воскресший космос начинает снова

В том мире, где отсчета точка – Слово.

  1. Организационный момент.

    Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок русского языка. Приближается знаменитая дата 12 апреля. Знаете ли вы, чем она примечательна?

   Учитель:  Верно. В этом году исполняется 56 лет со дня первого полета человека в космос. Я уверенна, что каждый из вас в детстве мечтал побывать в космосе.

   

    Что же такое космос?

     (Ответы учеников.)

    Космос – это весь мир. Наша вселенная – это бесконечное космическое пространство, где мерцают миллиарды звезд, летят кометы. В ней есть местно и нашей солнечной системе с планетами и падающими на них метеоритами. У многих планет есть свои спутники.

   

  Учитель: В русском языке есть своя вселенная.         

    Здесь есть планеты – части речи,  есть спутники – особые формы глагола, метеориты – суффиксы, звезды – приставки, кометы – причастные обороты.

    И сейчас мы отправимся в космическую экспедицию на спутник «Причастие». Вспомним его особенности и проверим знания, полученные на Земле. все исследования запишем в маршрутные листы. Пристегните бейджики, запишите свою фамилию и имя в маршрутных листах (технологических картах).

    Итак, все готовы, и мы начинаем.

  1. Мотивация, актуализация знаний.
  1. Подготовка к взлету. Старт.

      Учитель:  Сейчас нам предстоит войти на борт космического корабля и совершить взлет, но чтобы старт прошел успешно, мы дадим верное определение причастию и укажем его признаки.

       Причастие – это особая форма глагола, которая имеет признаки глагола (время, вид, возвратность) и прилагательного (изменяется по родам, числам и падежам).

  1. Работа с эпиграфом.

       Учитель: Теперь внимательно прочитайте эпиграф. Какова его основная мысль?

    Учащиеся: Во вселенной русского языка главным является слово.

      Учитель:  Найдите в эпиграфе причастие, выпишите его и укажите все признаки глагола и прилагательного.

       Воскресший – причастие, обозначает признак предмета по действию, в форме сов. вида, невозвр., прош. времени,  м.р., ед.ч., им.п.

      Учитель: А теперь внимательно посмотрите на экран, проверьте себя по ключу и исправьте недочеты, если они есть.

      Учитель: У кого все правильно? Поставьте себе большой плюс. У кого есть недочеты, поставьте маленький плюс.

     Учитель:  Будем считать, что взлет прошел успешно. Улыбнитесь. Мы в открытом космосе.

  1. Основной этап.
  1. Страдательные и действительные причастия.

Эксперты-лингвисты

       Учитель: Каждому из вас предстоит поработать экспертом-лингвистом. Погодные условия, скажем так, не очень благоприятные, идет метеоритный дождь. Чтобы он закончился, необходимо вспомнить, какие причастия мы называем  действительными, а какие  -страдательными, а затем верно распределить метеориты – суффиксы.

       Укажите стрелками, на какую часть спутникам какие метеориты должны упасть:

    -ущ-(-ющ-), -ащ-(-ящ-); -вш-, -ш-  -  суффиксы действительных причастий;

   -ем-(-ом-), -им-; -енн-, -нн-, -т-  -  суффиксы страдательных причастий.

-ущ-(-ющ-)                  -ем-(-ом-)

-ащ-(-ящ-)                   -им-

-вш-                              -енн-

-ш-                                -нн-

                                      -т-

Учитель: А теперь дайте определения:

1)Что такое действительные причастия?

2)Что такое страдательные причастия?

У кого все правильно? Поставьте себе большой плюс. У кого есть недочеты, поставьте маленький плюс.

  1. Образование причастий с помощью суффиксов.

      Учитель:  Знаете, метеориты тоже могут приносить пользу. И сейчас они помогут нам образовать причастия.

      Задание. От данных глаголов образуйте причастия, выделите суффиксы.

Летать  - _____________________(действ., н. вр.).

Исследовать - ________________(страд., н. вр.).

Взволновать - ________________(страд., пр. вр.).

Сиять - ______________________(действ., пр. вр.).

   Учитель: Проверим  - у кого все верно, поставьте плюс. Думаю, что у всех все получилось. Не забудьте оценить результаты своей работы, поставить плюс. Похвалите себя. Скажите: «Я молодец». И продолжим наше путешествие.

  1. Причастный оборот, нахождение его в тексте.

Летящие кометы.

Ребята, а кто знат, что такое комета?

     Комета – это небольшое небесное тело, у которого при приближении к Солнцу образуется «хвост» из газа и пыли.

    Учитель:  А во Вселенной русского языка кометы – это причастные обороты. Как вы думаете, почему?

       (Они состоят из двух частей: основная часть кометы – определяемое слово, хвост – зависимые слова.)

    Учитель:  Прекрасно! Комета, летящая во Вселенной.

    Учитель:  Прочитайте внимательно небольшой текст. Найдите причастные обороты и расставьте знаки препинания. Выпишите причастный оборот для своей кометы (1-й ряд – из первого обзаца, 2-й ряд – из второго, 3-й ряд – из третьего абзаца).

                                        Самостоятельная работа с текстом.

                                                                       Текст

    Кипящим,  раскаленным шаром катится наше светило по гигантскому галактическому кругу. Мчится, увлекая за собой целую свиту спутников. Эта большая компания, скитающаяся в просторах Вселенной. На редкость разнообразна.

    Есть в ней планеты-гиганты4 есть плане5ты вроде Земли, имеющие твердую оболочку. А еще по орбитам вокруг светила летают кометы – хвостатые чудовища, наводя страх на суеверных людей.

    Каменные метеориты чаще всего составлены из силикатных шаровидных частичек вперемешку с раздробленной породой. Эти зерна ученые назвали «хондрами». Соответственно метеориты, содержащие хондры, называются хондритами.

  Учитель: Проверим выполнение работы по рядам. У кого все верно, поставьте себе. Как обычно, большой плюс, у кого есть недочеты, поставьте маленький плюсик, и мы продолжим нашу экспедицию.

  1. Написание не с причастиями.

                                                                 Мерцание звезд

      Учитель:  Посмотрите на небо. Обратите внимание на звезды. Каждая из них находится на своем месте и таинственно мерцает. И только одна звезда «не» меняет свое месторасположение. Она то приближается и практически сливается со спутником «Причастие», то отдаляется. И сейчас вам предстоит выяснить, в каких случаях  происходят  такие перемены.

Прочитайте текст, определите, в каких случаях  не пишется слитно, а в каких раздельно.

                                                Самостоятельная работа с текстом

                                                                     Текст

    (Не)осмысленные понятия легко забываются. Правила хорошо помнишь, если они (не)вызубрены, а осмыслены. Учить правила не нужно. Надо только понять (не)понятное, осознать (не)осознанное. И главное, расстаться с ничем (не)оправданной уверенностью, что все произойдет само собой. (Не)ослабевающий интерес к миру – ваш союзник в учебе. Этот путь открыт любому.

    Проверка результатов выполнения с комментированием, после чего ученик ставят себе соответствующие плюсы.

    Молодцы, ребята! Полет в открытом космосе можем считать состоявшимся! Поаплодируем себе!

4.Заключительный этап.

    1.Возвращение.

    Учитель:  Нам предстоит возвращение на Землю. Это один из самых ответственных этапов полета. Чтобы космическая ракета быстро и без препятствий возвратилась на Землю, вам нужно проявить свои творческие способности.

     Начало текста уже есть, вам осталось его дописать. А чтобы рассказ был эмоциональным и интересным, используйте следующие причастия:

     сияющий, мерцающий, чарующий, светящийся, падающий, сверкающий, путешествовавший, горящий, впечатливший, раскаленный, отдаленный.

    Начало текста

    Свершилось: в небе я, корабль мой на орбите, лечу в простор небесных сфер…

    2.Подведение итогов.

    После выполнения задания маршрутные листы (технологические карты сдаются на проверку учителю)

    Сообщаются результаты работы.

Приложение 1.

Маршрутный лист экспедитора-космонавта

   Фамилия______________________________

   Имя__________________________________

Путешествие во Вселенной «Морфология» (Исследования на спутнике «Причастие»)

Отсчет свой от ноля

Воскресший космос начинает снова

В том мире, где отсчета точка – Слово.

    1.Вселенная «Морфология».

    2.Подготовка к взлету.

    Старт.

    Внимательно прочитайте эпиграф. Какова его мысль? В этом высказывании найдите причастие, выпишите его и укажите все признаки глагола и прилагательного.

 ___________________________________________________________________________________

     3.В открытом космосе.

1)Эксперты-лингвисты.

а) Укажите стрелочками, на какую часть спутника какие метеориты должны упасть.

-ущ-(-ющ-)                         -ем-(-ом-)

-ащ-(-ящ-)                          -им-

-вш-                                     -енн-

-ш-                                       -нн-

                                             -т-

Действит.                             Страдат.

Наст. вр.                                Наст. вр.    

Прош. вр.                               Прош. вр.

б) От данных глаголов образуйте причастия, выделите суффиксы.

Летать - ______________________(дейст., н. вр.)

Исследовать - _________________(страд., н. вр.)

Взволновать - _________________(страд., пр. вр.)

Сиять - _______________________(действ., пр. вр.)

   2)Летящие кометы.

   Прочитайте  текст. Найдите причастные обороты, расставьте знаки препинания. Выпишите причастный оборот с определяемым словом на свою комету: 1-й ряд – из первого абзаца, 2-й ряд – из второго, 3-й ряд – из третьего.

                                                                   Текст

     Кипящим, раскаленным шаром катится наше светило по гигантскому галактическому кругу. Мчится, увлекая за собой целую свиту спутников. Эта большая компания скитающаяся в просторах Вселенной на редкость разнообразна.

    Есть в ней планеты-гиганты; есть планеты имеющие твердую оболочку. А еще по орбитам вокруг светила летают кометы – хвостатые чудовища, наводя страх на суеверных людей.

    Каменные метеориты чаще всего составлены из силикатных шаровидных частичек вперемешку с раздробленной породой. Эти зерна ученые назвали «хондрами». Соответственно метеориты содержащие хондры называются хондритами.

   3)Мерцание звезд.

   Прочитайте текст, определите, когда не пишется слитно, а когда раздельно.

                                                            Текст

    (Не)осмысленные понятия легко забываются. Правила хорошо помнишь, если они (не)вызубрены, а осмысленны. Учить правила не нужно. Надо только понять (не)понятное, осознать (не)осознанное. И главное расстаться с ничем (не)оправданной уверенностью, что все произойдет само собой. (Не)ослабевающий интерес к миру – ваш союзник в учебе. Этот путь открыт любому.

    4.Возвращение.

    Составьте связанный текст по данному началу, используя следующие причастия:

мерцающий, светящийся, сверкающий, впечатливший, раскаленный, отдаленный.

                                                             Мои впечатления

     Свершилось: в небе я, корабль мой на орбите, лечу в простор небесных сфер…_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.  

 



Предварительный просмотр:

Тема урока: «Загадки композиции «Повестей Белкина» А.С.Пушкина»

Цель урока - выявить композиционные особенности "Повестей Белкина" А.С. Пушкина.

Задачи урока:

  • Развивающая - развитие умения самостоятельно мыслить, решать проблемные вопросы, находить оптимальный выход из проблемной ситуации.
  • Обучающая - развитие умения у обучающихся видеть произведение в единстве содержания и формы, умения анализировать произведение, видеть его взаимосвязи и закономерности.
  • Воспитывающая - воспитание любви и уважения к творчеству Пушкина, гордости за свою литературу и свою нацию, воспитание нравственных качеств у учащихся на примере произведений Пушкина, их проблематики и идейного звучания.

Оборудование урока - слайд-презентация, тексты произведения, литературоведческие статьи.

Методические приемы - анализ текста, постановка проблемных вопросов, поиск ответов в группах.

ЭПИГРАФЫ К УРОКУ:

  • "Повести Белкина" - это "драгоценный памятник благородного образа мыслей и трогательного дружества" А.С. Пушкин.
  • "Пушкин…унес с собою…великую тайну. И вот мы теперь без него эту тайну разгадываем". Ф.М. Достоевский.
  • "Повести Белкина - одна из вершин русской философской прозы.
  • "Вы не поверите, что я с восторгом, давно уже мною не испытываемым, читал это последнее время повести Белкина, в 7 раз в своей жизни. Писателю надо не переставая изучать это сокровище. На меня это новое изучение произвело сильное действие". Л. Н.Толстой.

Слово учителя:

- Ребята, сегодня у нас проблемный урок по "Повестям Белкина" А.С. Пушкина. Работать будем в  группах, поэтому у вас будет преимущество коллективного содружества и коллективного мышления. Работая, вы можете опираться на предыдущие знания, использовать записи в тетрадях, обращаться к тексту, находить ответы в литературоведческих источниках. Важно наше приближение к истине.

На фоне музыки Свиридова "Метель" и слайд - презентации звучит слово учителя:

На протяжении нескольких уроков, изучая "Повести Белкина" А.С. Пушкина, мы убедились, что не так просты эти повести, в них что-то есть такое, что открывается лишь вдумчивому читателю. А.Ахматова видела в них грозные вопросы морали, и это уже говорит о философской прозе, о постановке главных проблем человеческого бытия. Мы убедились в том, что Пушкин создал совершенно необычную прозу: короткий рассказ с занимательным сюжетом, своего рода картинки жизни, за которыми умному, поверившему без оглядки в прочитанное, предстояло разобраться, открыть важнейшие вопросы человеческой жизни, познать ее философию.

Сегодня хотелось бы, чтобы мы все вместе сделали открытие, провели вместе с литературоведами небольшое исследование : в чем состоит загадка композиции цикла "Повестей Белкина" А.С. Пушкина.

Обратимся к подсказке С.Г. Бочарова (написано на экране) -

"Это не случайный набор произведений, а цикл, части которого связаны друг с другом. Повести возникали как связанные взаимно, одна с другой, словно части естественного, тяготеющие к единству".

Вопрос учителя к учащимся. 

- Какие вы могли бы поставить вопросы по композиции данного цикла? Идет обсуждение в группах, затем следуют примерно следующие вопросы:

-Почему все эти повести объединены в цикл?

-Есть ли что-то общее в элементах композиции повестей данного цикла?

-Почему повести расположены именно в такой последовательности?

Почему их 5, а не 6 или 7 , например:

-Как образ Белкина объединяет все эти повести?

-Есть ли что-то общее в элементах композиции?

Слово учителя

Оказывается, Пушкин написал свои повести не в той последовательности, в какой потом расположил их. Вам предлагается провести исследование : выяснить, зачем Пушкину понадобилось расположить повести, формируя сборник, не в том порядке, в каком они были написаны? Работая, проследите за особенностями экспозиции, завязки, расстановки действующих лиц, особенностями сюжетов, конфликтов, кульминаций, развязок повестей. Проверьте это в тексте, обратитесь за помощью к литературоведческим источникам тоже.

Учащиеся работают в группах 7-10 минут, затем следуют примерные ответы каждой группы.

Ответы  учащихся

1 группа: Мы обнаружили, что между некоторыми повестями существует связь. Например, рассмотрим повести " Метель" и "Барышня - крестьянка". Их роднит композиция, расстановка образов сюжет, а именно. и в том, и в другом произведениях появляется молодой человек, военный, смущающий покой юной красавицы, в обеих повестях существует загадка, способствующая закручиванию интриги и приводящая в конце произведения к объяснению героев и счастливому финалу. Также во вступлении к повестям сам автор указывает, что эти две повести были рассказаны г. Белкину одним человеком, некой девицей.

2 группа: Мы обнаружили общее в двух других повестях, а именно, в повести "Выстрел" и "Станционный смотритель". Здесь общие временные паузы, отделяющие важные части рассказа. Случайность, с которой всплывает конец рассказа, множественность рассказчиков.

В "Выстреле" автор конкретно указывает время, прошедшее с начала истории и до ее конца- более 10 лет. В "Станционном смотрителе" автор не указывает определенных дат. Но мы прекрасно понимаем, что описывается не менее чем десятилетняя жизненная история Дунечки, с которой мы встречаемся впервые, когда ей 14, а расстаемся, когда ее отец уже умер. А она стала взрослой, имеющей детей женщиной. Общей является и необычность развязок : в "Станционном смотрителе" рассказчик случайно от деревенского мальчишки узнает окончание грустной истории. В "Выстреле" рассказчик опять- таки случайно обнаруживает , что он и есть обидчик Сильвио и узнает о драматическом завершении конфликта. И остается только в центре цикла единственная, ни с чем не связанная повесть "Гробовщик", которую, выходит , он замкнул двумя пересекающимися повестями, он как бы отсек две последующие повести и сделал их первыми. Выходит, в основе композиции лежит принцип симметрии, значит, Пушкину было важно представить читателям не разрозненную группу произведений, а единое художественное целое. Также следует отметить остроту сюжета данных повестей, постепенное нарастание драматическогонапряжения. Тайны. Разъясняющиеся к концу, неожиданные, но глубоко оправданные, мотивированные развязки.

Вопрос учителя: почему это цикл? Вы ведь такой вопрос поставили перед собой , проведите исследование по данной проблеме.

Учащиеся работают в группах в течение 5-7 минут.

Ответы учащихся : повести объединены в цикл еще и потому, что есть общий рассказчик -г. Белкин. Вообще, в "Выстреле" рассказчиков 3 -это сам Белкин, Сильвио и граф.

В "Станционном смотрителе" - Белкин, смотритель и мальчишка. Но все повести объединяет один рассказчик.

С самого начала автор заявил, что читатель будет знакомиться с реальными событиями, имеющими место в повседневной жизни. Он добивался нетрадиционного отношения читателей к своей прозе, псевдоним помог устранить ему влияние своего имени на психологию читателя. Но в любой повести Пушкин старался обнаружить голос рассказчика, показать его причастность к событиям, доказать истинность происходящего. Намеренно сниженный , предельно простодушный образ Белкина, а также подробности его деревенской жизни призваны убедить читателя в полной достоверности происходящего. В литературоведении сохраняется интерес и споры к образу рассказчика и по сей день. Легкая мистификация очень удалась Пушкину, считают литературоведы. До А.Григорьева видели в этом образе лишь известный литературный прием маскировки подлинного авторства, заимствованный из европейской литературы. Григорьев высказал мысль, что Белкин является прозаическим отрицанием тревожившего поэта блестящего, страстного типа (Алеко, Сильвио, Онегин), говорил о белкинском процессе пушкинской натуры как об отрицательном явлении, об обмещанивании, то есть он первым попытался объяснить появление Белкина в творчестве Пушкина. Впоследствии появился ряд вопросов, составляющих проблему Белкина в пушкиноведении. Как-то: создавались ли повести как "Повести Белкина" или были ему только ему приписаны задним числом? Связан ли сам Белкин со всеми повестями необходимой внутренней связью или эта связь внешняя и случайная?

Современные литературоведы продолжают обращаться к образу Белкина, ищут новые подтверждения своим загадкам.

Очень интересна концепция С.Бочарова :

"Рассказчик - это не Пушкин и не Белкин, это словно сама олицетворенная проза, ее собственное лицо". Также Бочаров считает, что в повестях Пушкин смиряет себя. Подчиняет свое авторское к новому голосу, олицетворяющему реальный мир.

Похожую точку зрения высказал друг Пушкина Вяземский : "Рассказ везде живой, но обдуманный и спокойный, может быть, слишком спокойный. Сдается, что Пушкин сторожил себя наложенною на себя трезвостью. Он будто силился отключить от себя и малейшее подозрение в употреблении поэтического напитка.

Учитель: какое влияние оказала западноевропейская литература на композицию, сюжет цикла повестей? Проведите исследование по данному вопросу.

Ответы учащихся после обсуждения в группах. Учащиеся обращаются к тексту, литературоведческим статьям.

 Открытия учащихся:

- Пережив южную и Михайловскую ссылки, Пушкин стал уходить от романтизма и нередко подшучивать над этим течением и его сторонниками в своих произведениях. Достаточно вспомнить его шуточные замечания в романе "Евгений Онегин". В повестях Пушкин также отдает дань вышучиванию романтических штампов.

- В основе каждой повести, если внимательно присмотреться, какой- то романтический, часто западноевропейский сюжет, который поэт обыгрывает на свой лад - снимает романтический лоск, придумывает вполне реальную жизненную концовку.

- В " Выстреле" обыгрывается мотив кровной мести, но конфликт разрешается благополучно , счастливыми в конце повести оказываются герои, которые предпочли реальную обыденную жизнь пустому вынашиванию злобных планов.

- В "Метели" влюбленные, не понятые своими родными, решают бежать. Но им мешает обычная непогода, потом смерть героя, казалось бы, должна была заставить героиню остаться одинокой. Но героиня находит свое счастье с другим, а тайное венчание, которое должно было повлечь за собой невыносимые страдания, приводит только к удачной развязке.

 -В "Гробовщике" очень типичный романтический герой В. Скотта и Шекспира. Пушкин рисует необычную ситуацию : к гробовщику приходят те , ради кого он трудится. Но в конце повести мы узнаем, что не было ничего ужасающе вызывающего в видениях героя, просто он выпил лишнего в гостях у стекольщика.

- В "Станционном смотрителе" также очень типичная ситуация для западноевропейских сюжетов. Красивую девушку сманивает проезжий гусар. Исходя из логики развития романтического произведения, она должна была бы погибнуть. Но все происходит наоборот. Здесь трансформируется легенда о блудном сыне, представленная в немецких картинках на стене дома станционного смотрителя, не оживает в реальности.

- В "Барышне- крестьянке" враждуют 2 семейства. И следуя романтической традиции, двое влюбленных не могли быть вместе, но в финале у Пушкина они вместе - и их ждет долгая семейная и счастливая жизнь.

Ученик - что- то еще их объединяет, какая-то общая философская мысль…

Учитель - да, действительно, и это, пожалуй, основное, что объединяет эти повести в единое целое. Попробуйте проследить философскую мысль Пушкина.

Учащиеся работают в группах 5-7 минут, затем следуют ответы:

- Мы обнаружили, что повести расположены по принципу градации – о  повести к повести Пушкин ведёт нас к своему идеалу, к которому он стремился и в жизни, и в литературе. Давайте это проследим и выслушаем наши аргументы.

- В «Выстреле» дано пустое, мелкое существоание, здесь вся жизнь человека подчинена жажде мести. Мы вместе с Пушкиным в недоумении: зачем была дана человеку жизнь?

- В «Метели» герои следуют духу судьбы, доверяют Божьему проиыслу. Это движение вверх, здесь нет места пустому существованию человека, но и ативной позиции человека нет.

- В «Станционном смотрителе» автор выносит суровый приговор уродливым социальным отношениям, которые разрушают живую жизнь, но которая всё равно пробивается в любви главного героя к дочери, к чужим детям, её, в конце концов» и обретает героиня.

- В «Гробовщике»,кажется, живая жизнь навсегда вытесненеа смертью, но после кошмарного сна для гробовщика наступает пробуждение от власти денег, власти смерти. Способность избавиться от собственных пороков – это уже высокая ступень в развитии человека.

- В «Барышне – крестьянке» побеждены все предрассудки: личные, социальные – это уже прорыв в мир идеала, торжество живой жизни, к которой так стремился Пушкин.

Заключительное слово учителя.

- Обнимая весь мир человеческих отношений, не чуждась показывать тёмные стороны человеческой жизни, А.С.Пушкин, художник идеала, звал людей к идеалу: посмотрите, сколько у нас благородных, прекрасных героев. «Это русский человек, в его развитии, в каком он, может быть, явится через 200 лет» - так сказал о нём Н.В.Гоголь.

Этот срок близится к концу, а Пушкин и его герои по – прежнему являются недостижимыми образцами русского человека. Наш национальный гений и здесь оставил нам великую тайну, которую предстоит разгадать.

Пушкину были открыты тайны человеческой жизни, тайны космоса.

Домашнее задание: подготовиться к выполнению теста по творчеству А.С.Пушкина.



Предварительный просмотр:

Тема урока: «Имена существительные, которые имеют только форму  множественного числа»

Цели урока:

  1. Учебная:дать понятие о существительных, которые имею только форму множественного числа, уметь употреблять их в речи, отрабатывать орофоэпические навыки, расширить словарный запас;
  2. воспитательная:  формировать потребность анализа собственных поступков и умение просить прощения и прощать; познакомиться с традициями, связанными с началом марта;
  3. развивающая: развивать творческие способности и поисковые навыки.

Оборудование: рисунки для беседы по домашнему заданию, доска, проектор, веточки сосны, берёзы, ивы, рабочие листы, карточки с загадками, толковые словари, стихотворения Б.Л.Пастернака.

Ход урока

1.Начало урока.

В начале урока прочитаем стихотворение Бориса Леонидовича Пастернака (строчки записаны на доске с обозначением орфограмм, изученных ранее)

Солнце греет до седьмого пота,

И бушует, одурев, овраг,

Как у дюжей скотницы работа,

Дело у весны кипит в руках.

Чахнет снег и болен малокровьем

В веточках бессильно синих жил.

Но дымится жизнь в хлеву коровьем,

И здоровьем пышут зубья вил.

 

- Вот и я сегодня пришла на урок с мартовской веточкой сосны. Согласно народному поверью принесённая домой в начале марта веточка сосны очищает застоявшийся за зиму воздух, даёт нашему дыханию лёгкость. А  это – веточка берёзы. В старину на Руси месяц март  называли березолем, потому что от действия весеннего солнца берёза в марте начинает наливаться соком и пускает почки.

2. Запись предложения под диктовку.

 В старину на Руси месяц март называли «березоль».

В каждой группе есть консультант. Он пишет и комментирует для остальных членов группы.

«В – предлог; пишу раздельно, старину – пишу с а, потому что проверочное слово - стар, суффикс - ин, пишу с и, с одной буквой н, на – предлог,  пишу раздельно, Руси – собственнон имя существительное, пишу с большой буквы, месяц – пишу яц, это словарное слово, март  - пишу с маленькой буквы, это  - нарицательное имя существительное, называли – пишу приставку на -, «березоль» – пишу в кавычках, так как это слово приводится в именительном падеже».

Беседа с классом.

- Обратите внимание на слова: март и березоль – синонимы.

-Есть ли в этом предложении слова, которые не имеют формы множественного числа? (Русь, март, березоль)

- Образуйте форму множественного числа от слова месяц. Запишите пять слов, оканчивающихся на ц, во множественном числе. (Месяцы, спицы, птицы, синицы, лисицы, куницы,страницы, скворцы, дворцы,волшебницы, певцы)

- В стихотворении Б.Л.Пастернака тоже есть слово, оканчивающееся на –цы. Подойдёт ли оно в качестве примера?(Нет, так как  слово скотницы – это не мн. Ч., а Род. п., ед. ч. сущ. скотница)

- Правильно, это пример омонимичного окончания –ы.

3. Анализ домашний (подписи под рисунками)

- Прежде чем мы перейдём к новой теме, давайте посмотрим, как справился с домашним заданием ученик Петя. На первом рисунке вы видите дерево и книгу.

- Правильно ли Петя подписал рисунки? (На дереве листы. В книге листья.)

- Запишите предложения в исправленном виде. (На дереве листья. В книге листы.)

- Правильно ли подписан  второй рисунок? (В дневнике колья. В изгороди колы.)

- Запишите предложения в исправленном виде. ( В дневнике колы. В изгороди колья.)

- Правильно ли подписан  третий  рисунок? (У волка зубья. У пилы зубы.)

- Запишите предложения в исправленном виде.(  нет, надо писать так:У волка зубы. У пилы зубья.)

-Правильно ли поэт Б.Л.Пастернак употребил слово зубья в своём стихотворении?

(Да, потому что это зубья вил.)

- Как можно объяснить такие ошибки в работе Пети?

(Такие ошибки появились потому, что слова лист, зуб, кол – многозначные. В зависимости от значения слова образуются и разные формы мн. числа)

- Какие слова мы называем многозначными?

( Многозначными мы называем слова, у которых есть два и более значений. Чаще всего первое значение – прямое, а второе – переносное. Например, кисть руки – кисть винограда.)

Вывод: форма множественного числа зависит от лексического значения слова.

4. Знакомство с темой урока.

- Тему сегодняшнего урока вы узнаете, если выполните следующее задание.

Задание. Каждая группа получила конверт, в который вложены тексты загадок в разрезанном виде. Их надо собрать, записать в тетрадь, отгадать.

1 – я группа.

Два конца, два кольца, посередине гвоздик. (Ножницы)

2 –я группа.

Ходят весь век, а не зверь, не человек.(Часы)

3 – я группа.

Какая водица только для письма годится? (Чернила)

- Посмотрите на отгадки, что обшего в этих словах?

(Ножницы, часы, чернила – существительные, у которых есть только  форма множественного числа)

-Запишем эти слова. Да, тема сегодняшнего урока: «Имена существительные, которые имеют только  форму множественного числа». Постаремся за урок собрать их как можно больше.

В стихотворении Б.Л.Пастернака тоже встречается такое слово. Кто- нибудь его увидел? Это слово – вилы. Запишем его.

5. Какие существительные употребляются только во множественном числе?

Задание. В рабочем листе прочитайте, на какие группы разделены существительные, которые употребляются только во множественном числе, приведите по 2 – 3 примера. Вырежьте эту справку и вклейте в тетрадь по теории.

В форме только множественно числа употребляются следующие группы существительных:

  • обозначающие парные предметы – сани, шорты, качели;
  • некоторые вещественные – сливки, отруби, дрожжи;
  • некоторые отвлечённые – сутки, сумерки,именины;
  • собственные – Карпаты, Альпы;

У таких  существительных не определяется род и тип склонения.

- В древнерусском языке было не два, а три числа: единственное, множественное и двойственное. Потом двойственное число исчезло, а слова из этого числа перешли в разряд тех, которые имеют только форму множественного числа и которые обозначены в вашей справке в  пунктк 1.

6 Лексическая работа.

- В справке вам встретилось слово отруби. Что оно обозначает? Давайте посмотрим в словаре В.И.Даля. «Отруби» - остаток от просеянной муки, измельчённая под жерновом рубашка зерна, высевки». С этим словом мы встречаемся в притче о блудном сыне. Может, кто – то напомнит нам её?

-Некий  юноша, повзрослев, решил, что может обойтись без семьи, и потребовал от отца свою долю наследства. А когда её промотал, был вынужден пасти свиней и питаться вместе с ними отрубями. Устав от унижений и голода, юноша решил вернуться домой, соглашаясь на участь даже раба. Но отец его простил и устроил в его честь пир.

- Эту притчу мы вспомнили не случайно, правда? Уметь надо и прощения просить, и прощать.

7. Работа в группах по карточкам с текстами. «Из мира простых вещей»

Задание. Прочитайте предложенный текст. Отгадайте, о каком предмете идёт речь? Предложите другим группам назвать описываемое слово. Спишите текст, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

Карточка 1

Эту ткань изг..тавливали в 20 веке в городе Генуя  который итальянцы называли Дженовой.  Из этой проч..ной ткани  шили брюки для м..ряков. Потом их стали экспортировать в Калифорнию для п..стухов и зол..тоискателей. Сейчас их носят люди всех возр..стов.  Это …____________________________________(джинсы)

Карточка 2

Кто и когда их изобрёл – неизвес..но. В Древней Грец..и  для них использовали отшлифованные кристаллы горного хрусталя. Родиной их всё же считается Венец..я – царица зеркал и стекля..ой посуды. На Руси их стали н..сить с 15 века. Это….________(очки_

Карточка 3

На ночном небе в созвездии Большого Пса есть зв..зда которую можно видеть только летом. В эту пору работать было т..жело из-за жары и люди о..дыхали. Этот летний период и был назван по имени звезды. Позже школьники этим словом стали называть и осе..ий отдых, и зимний, и весе..ий. Это…..__________________(каникулы)

- Слово очки получило своё название от древнерусского слова. Какого? (Очи, т.е. глаза, в ед.числе – око)

Знаете ли вы, что слово очи входит в народные названия некоторых растений, и вот в этих названиях слово очи употребляется только во множественном числе: например, воловьи очи (голубая ромашка), царёвы очи (росянка), павлиньи очи (едкая трава).

8. Поисковая работа.

Задание. Выпишите из списка слова одной тематической группы. 1 – я группа выпишет слова, которые мы можем найти на кухне, 2 – я группа – в шкафу, 3 – я группа – в мастерской. Отмечайте знаком вопроса слова, значения которых вам непонятны.

Слова для справок.

Бигуди

Будни

Бриджи

Брюки

Белила

Бусы

Брызги

Вершки

Весы

Выжимки

Ворота

Вилы

Граффити

Грабли

Дрожжи

Джинсы

Джунгли

Дрова

Дровни

Духи

Дебаты

Деньги

Жалюзи

Жмурки

Заморозки

Заносы

Именины

Каникулы

Консервы

Колготы

Качели

Клещи

Макароны

Мемуары

Ножницы

Носилки

Отруби

Очки

Обои

Опилки

Прятки

Пельмени

Плоскогубцы

Рожки

Сласти

Сухофрукты

Сливки

Спагетти

Сани

Сумерки

Тропики

Тефтели

Узы

Фисташки

Хлопоты

Хлопья

Ходики

Чернила

Чары

Шашки

Шорты

Шахматы

Штаны

Ясли

9. Творческое задание.

Слова, отобранные в группах, представьте в виде диалога «Готовим сюрприз маме», «Собираемся на курорт», «Мы строим скворечник». Разыграйте их.

10. Домашнее задание.

1. По Толковому словарю узнайте значения слов, которые вы обозначили вопросительными знаками.

2. Сгруппируйте слова по видам орфограмм в отрывке из стихотворения Б.Л.Пастернака «Март», которое звучало в начале урока и которое есть в нашем рабочем листе.

3.Найдите и выпишите из всех упражнений параграфа существительные, которые могут употребляться только во множественном числе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лингвистический анализ текста. Конспект урока русского языка и литературы в 6 классе

Обучение правилам строения красивого, правильного текста; приобретение навыков лингвистического анализа прозаического текста...

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Конспект урока русского языка и литературы в 7 классе «Повторение и обобщение изученного по теме «Причастие».

Тип урока: повторительно-обобщающий урок. Цель урока:учащиеся должны уметь находить причастие, определять его грамматические признаки, правильно писать орфограммы в причастии, выделять прич...

Конспект урока русского языка и литературы в 5 классе по теме "Фонетика. Звукопись"

урок совершенствования и углубления знаний и умений по теме фонетика...

Конспекты уроков русского языка и литературы

В данном разделе представлены конспекты учебных зантий по русскому языку и литературе....